- от автора admin
Содержание
- Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)
- Органы финансового контроля в РФ
- Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
- Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
- Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
- Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
- Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
- Банк России как контрольный финансовый орган
- Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
- Итоги
- Вопрос 35. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)
- Банковский финансовый контроль
- Роль финансового контроля
- Особенности банковских финансов
- Банковский финансовый контроль
- Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?
- Кто является контрольным органом в сфере закупок?
- Разновидности контроля
- Внутренний контроль
- Общественный контроль
- Ведомственный контроль
- Функции и полномочия контролирующих инстанций
Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)
Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.
Органы финансового контроля в РФ
Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Банк России как контрольный финансовый орган
Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Итоги
Органы финансового контроля в РФ
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:
- Счетная палата РФ;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
- Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).
Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.
В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.
Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.
Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.
Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.
Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».
Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.
Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.
Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.
В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.
О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»
Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.
См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».
Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.
Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.
Основные функции Счетной палаты:
- контроль за исполнением статей бюджета;
- контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
- контроль за использованием федеральной собственности;
- проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
- участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.
Основные направления деятельности Счетной палаты:
- контрольно-ревизионная деятельность;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- информационная деятельность.
Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.
Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.
Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.
В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.
Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:
- Минфин России;
- ФНС России;
- Росфиннадзор;
- Росфинмониторинг;
- Федеральное казначейство.
Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.
Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.
В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.
Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»
Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.
В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.
Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».
Банк России как контрольный финансовый орган
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».
Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.
Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:
- страховой бизнес;
- рынок ценных бумаг;
- рынок паевых инвестиционных фондов;
- рынок негосударственных пенсионных фондов;
- товарные биржи;
- рынок услуг кредитных бюро;
- рынок жилищных кооперативов;
- рынок электронных платежных систем;
- рынок микрокредитования.
Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.
Итоги
За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Вопрос 35. Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль)
Банковский контроль — контроль, который осуществляют банки за хозяйственной деятельность предприятий, организаций и граждан в процессе выполнения банковских операций. Главная цель банковского контроля — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банки осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль предшествует выполнению определенных денежно-расчетных операций. Большинство банковских операций подлежат предварительному контролю. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредитуемых ценностей.
Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля состоит в проверке законности операций, соблюдении установленных правил их совершения и их оформления.
Последующий контроль состоит в изучении результатов осуществления банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:
· проверка постановки учета и документооборота;
· подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей
· проверка законности и правильности оформления выполненных операций.
Предварительный контроль — необходимая предпосылка создания нормальных условий для заключения договора и определения его содержания.
Текущий контроль призван обеспечить точность соблюдения предусмотренных в договоре обязательств и положений.
Последующий контроль дает возможность оценить точность и полноту выполнения договора, и эффективность этой операции для деятельности банка.
Вопрос 36. Лизинг(ФЗ о финансовой аренде(лизинге))
· лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
· договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;
· лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты РФ или нерезиденты РФ), выполняющие в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
3. Лизинговая компания — нерезидент РФ — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории РФ.
Формами лизинга:
v При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.
v При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.
Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.
2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.
2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.
Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга.
1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
Содержание договора лизинга
2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.
К обязательным договорам относится договор купли-продажи. К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.
4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:
· приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;
5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:
· принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;
· выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;
· по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;
· выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.
3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью.
Банковский финансовый контроль
Роль финансового контроля
Определение 1
Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые организациями надзора, сторонними компаниями и аттестованными лицами с целью определения рациональности и законности применения, формирования и распределения финансовых средств экономических агентов.
Экономика и финансы оказывают прямое воздействие друг на друга. Стабильность финансовой системы показывает эффективность работы экономической, и наоборот. В случае возникновения финансовых кризисов, спадов и нестабильности можно понять, что экономика так же находится в упадке. Контроль финансов необходим для отслеживания тенденций в финансовой стабильности, а также выявления нарушений, злоупотреблений в финансовой сфере. Он позволяет выявить проблемы и ликвидировать их, наладив функционирование финансовой системы.
Финансовый контроль направлен на решение следующих задач:
- Обеспечение гарантий и соблюдения прав субъектов, обладающих имуществом и вступающих в финансовые отношения.
- Создание единых условий финансовой дисциплины.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В рамках контроля финансов определяется полнота поступления обязательных платежей от субъектов хозяйствования в государственную казну, контролируется исполнение статей бюджета, целевое использование денежных средств внебюджетных фондов. С его помощью рационализируется применение собственных материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятий, отслеживается правильность и своевременность формирования бухгалтерской и управленческой документации. Кроме того, финансовый контроль определяет границы полномочий надзорных органов, отслеживает случаи злоупотребления властью, ее использования в корыстных целях. Государство контролирует те сферы деятельности, где оно имеет право влиять на ценообразование. В результате контрольных мероприятий определяется мера ответственности в случае выявления правонарушений.
Особенности банковских финансов
Определение 2
Банк представляет собой кредитно-денежную организацию, предоставляющую финансовые услуги путем привлечения средств сторонних лиц, на условиях возвратности, платности и срочности.
Он выступает в качестве посредника между кредиторами и заемщиками, способствуя перемещению денежных средств, их распределению между субъектами хозяйствования. Помимо кредитно-денежных организаций в распределении участвуют другие финансовые предприятия – инвестиционные, страховые и пенсионные фонды. Отличительными особенностями банков можно назвать:
- Двойной обмен обязательствами. Субъекты банковской системы размещают собственные средства для получения денежной массы, которую они могут разместить в других финансовых инструментах.
- Обязательства перед клиентами. Банки несут ответственность за взятые на себя перед физическими и юридическими лицами обязательства.
Кредитно-денежные организации не имеют право осуществлять коммерческую деятельность. Они управляют финансами с целью получения прибыли. Банки имеют право привлекать свободные средства субъектов хозяйствования в виде вкладов, размещать их на собственных счетах, открывать и вести счета сторонних организаций. Они могут осуществлять расчеты по поручению клиентов, проводить инкассацию средств, сделки с валютой, привлекать вклады в драгметаллах, выдавать банковские гарантии. Кредитно-денежные организации выступают в роли профессиональных участников фондового рынка, беря на себя роль посредника между клиентом и фондовой биржей.
Замечание 1
Банк имеет собственные финансовые средства, состоящие из уставного капитала, а также стоимости основных и оборотных фондов. Специфика его деятельности подразумевает привлечение заемных финансовых средств клиентов, которые он использует для извлечения прибыли.
Банковский финансовый контроль
Методы финансового контроля, применяемые для проверки государственных органов и частных организаций, распространяются и на работу кредитно-денежных организаций. Контроль финансов в банках состоит из мероприятий по проверке всей совокупности финансовых операций, связанных с их коммерческой деятельностью.
Внутрибанковский контроль представляет собой постоянный финансовый мониторинг, охватывающий все уровни управления деятельностью банка. Руководство несет ответственность за организацию безопасности, надежности кредитно-денежной организации, формирования корпоративной культуры, обеспечивающей защиту интересов самого банка и его клиентов. Подразделения кредитно-денежной организации, отвечающие за реализацию мероприятий в области контроля финансов:
- Служба внутреннего аудита.
- Подразделение по борьбе с финансовым терроризмом, мошенничеством, легализацией доходов.
- Контролер, отвечающий за функционирование на рынке ценных бумаг.
- Юридический отдел.
- Бухгалтерия, ведущая учет всех финансовых операций.
Банковский контроль финансов необходим для принятия рисков в рамках выбранной стратегии и тактики. Контроль позволяет своевременно выявлять их, вырабатывать методы управления рисками. При принятии управленческих решений необходимо учитывать данные контроля для нивелирования рисков. Кроме того, контроль позволяет подготовить банк к возможным форс-мажорам.
Как правило, служба осуществления контроля в банке является независимым подразделением или отделом. Она напрямую подчиняется главному руководящему звену. При этом руководство не может влиять на число проверок и их глубину. Сотрудники этой службы имеют право требовать документы согласно целям контрольных мероприятий. Такая структура позволяет разрабатывать четкое разграничение полномочий, осуществлять управление рисками, устанавливать обратную связь с сотрудниками, проводить ревизии в подразделениях в других территориальных образованиях.
Замечание 2
Контроль финансов в кредитно-денежных организациях имеет свои специфические черты, позволяющие реализовывать проверочные мероприятия с различными целями. Прежде всего, с целью снижения рисков финансовых операций, предотвращения мошенничества и иных неправомерных действий.
Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
- Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
- Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
- Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Законодательно не установлена форма такого внутреннего надзора, поэтому предпочтительный формат определяет сам заказчик. По ч. 15 ст. 95 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений, совершенных поставщиком, заказчик обязан расторгнуть государственный контракт.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Общественный контроль
Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Надзорные мероприятия выполняются общественными объединениями, юридическими лицами и рядовыми гражданами. Они должны отслеживать соблюдение базовых принципов прозрачности и открытости госзакупок. Их деятельность регламентируется ст. 102 44-ФЗ.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
Согласно последнему Постановлению Правительства №315 от 2017 года, контроль со стороны Федерального казначейства приостановлен до начала 2019 года. Эти полномочия переходят временно к ФАС.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
- Соблюдаются ли ограничения и запреты.
- Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
- Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
- Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Функции и полномочия контролирующих инстанций
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
- Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
- Проведением согласования по закрытым процедурам.
- Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
- Общественным и финансовым контролем.
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
- Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
- Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.
В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
- Составить протокол об административном правонарушении.
- Выдать предписание об устранении правонарушения.
- Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»
Интересные материалы:
- Приказ 7 2009
Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 27.06.2019) "Вопросы организации производства судебных экспертиз…
- Приказ минкульта
Приказы Министерство Министерство Полномочия Руководство Структура Департаменты Департаменты Департамент музеев Департамент музеев Полномочия Новости департамента…
- Кодекс о земле РБ
Кодекс о Браке и Семье Республики Беларусь№ 278-З от 9.07.1999 Действующая редакция Раздел 1. ОБЩИЕ…
- Отдел кадров
Должностная инструкция специалиста отдела кадровІ. Общие положения1. Специалист отдела кадров принадлежит к категории "специалисты".2. Специалист…
- Приказ 160
Схема определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве Приказ Министерства здравоохранения и…