Куперс

Бухучет и анализ

Форма бюллетеня для голосования на выборах

Эта статья требует доработки. Вы поможете проекту, исправив и дополнив её
В отличие от многих других норм Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нормы, относящиеся к избирательным бюллетеням, практически всегда уточняются и конкретизируются в региональных законах.

п.п. 5−9 ст. 63

Кандидаты перечисляются в алфавитном порядке. По каждому кандидату указываются:

  • фамилия, имя, отчество;
  • год рождения;
  • адрес с точностью до населенного пункта;
  • основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий);
  • если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, — сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
  • «самовыдвижение» или «выдвинут избирательным объединением (краткое наименование)»;
  • для выдвинутых непосредственно (не в составе списка по пропорциональной системе) указываются краткое наименование политической партии (иного общественного объединения), к которой принадлежит кандидат, и его статус в этой партии — если соответствующую информацию кандидат сообщил в заявлении о согласии на выдвижение;
  • сведения об одновременном участии в этих же выборах по единому округу — для кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
  • сведения о судимости кандидата.

При выборах по пропорциональной системе порядок избирательных объединений определяется жеребьевкой, а в бюллетене указываются:

  • краткое наименование избирательного объединения;
  • фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части;
  • эмблема избирательного объединения (в одноцветном исполнении).

При проведении референдума в бюллетене приводится текст вопроса (при проведении референдума по нормативному акту — текст или наименование этого акта).

Справа от каждой позиции размещается пустой квадрат для отметки избирателя. При голосовании по единственной кандидатуре в бюллетене должны быть указаны варианты «За» и «Против», каждый со своим квадратом. При голосовании на референдуме для каждого вопроса также должны быть указаны два варианта «Да»/»Нет» или «За»/»Против».

Язык бюллетеня

п. 10 ст. 63

Бюллетень обязательно должен содержать текст на русском языке. Устанавливаемая региональными законами комиссия (на федеральных выборах — избиркомы субъектов Федерации) может принимать решение о печати бюллетеня на нескольких языках. При этом бюллетени могут также содержать текст на государственном языке республики — субъекта РФ, а в местах компактного проживания иных народов — на языках этих народов. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться несколько вариантов бюллетеня, отличающихся языковым исполнением.

Форма бюллетеня

п. 4 ст. 63

В отличие от содержания бюллетеня, которое определяется исключительно окружной комиссией, утверждение формы бюллетеня закон может возлагать на иные комиссии. Решение об утверждении формы бюллетеней должно быть принято не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Текст бюллетеня обязательно располагается полностью на одной стороне листа.

Нумерация бюллетеней не допускается (п. 2 ст. 63).

Бюллетени для КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени

прил. 2 к Инструкции КОИБ

Если при проведении голосования предполагается использование КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени, то к форме бюллетеней предъявляются дополнительные технические требования. В то же время, по сложившейся практике бюллетени, предназначенные для использования на не оснащенных КОИБами участках, изготавливаются без соблюдения этих требований. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться две формы бюллетеней — для участков с КОИБами и для участков без КОИБов.

Электронные бюллетени КЭГКомплекс для электронного голосования — устройство для голосования без использования бюллетеней

Порядок голосования с КЭГКомплекс для электронного голосования — устройство для голосования без использования бюллетеней: п. 1.6, прил. 1, прил. 2 1.6. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией в установленные законом сроки с учетом форм электронного бюллетеня, приведенных в приложениях № 1 и 2 к Порядку. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
При электронном голосовании объем сведений, представленных на экранных формах электронного бюллетеня, должен соответствовать объему сведений, размещаемых на бюллетенях, изготовленных на бумажном носителе.п. 1.6 «Порядка голосования с использованием КЭГ»

Защита бюллетеней от подделки

п.п. 3, 3.1 ст. 63

Законодатель упоминает следующие элементы защиты бюллетеня: водяные знаки; надпись микрошрифтом; защитная сетка; цветной фон; специальный знак (марка). Надпись микрошрифтом, защитную сетку и цветной фон предписано наносить типографским способом (это означает, в частности, что использование цветной бумаги не является предусмотренным законом нанесением цветного фона).

Описывая элементы защиты бюллетеней, законодатель очевидным образом запутался в логических связках, поэтому из текста закона невозможно однозначно понять, какие варианты защиты необходимы одновременно («и»), какие могут использоваться совместно или порознь («и (или)»), а какие могут использоваться исключительно порознь («или», «либо»). Буквальное прочтение позволяет установить, что на федеральных и региональных выборах федеральный закон допускает следующие варианты защиты:

  • бумага с водяными знаками, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой, либо
  • специальный знак (марка).

Иные сочетания элементов защиты формально будут противоречить ФЗГФедеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Для местных выборов законодатель, по всей видимости, предусмотрел такие варианты:

  • бумага с цветным фоном, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой

Для выборов муниципальных депутатов в округе с численностью избирателей не более 5000 человек могут использоваться бюллетени, не имеющие элементов защиты.

Печать бюллетеней и их передача из типографии

п.п. 2, 11 ст. 63

Заказ печати бюллетеней в типографии осуществляет комиссия, установленная региональным законом. Заказываемый тираж не может превосходить численность избирателей более чем на 1.5% (

Количество бюллетеней

Изготавливаемый тираж может превосходить число избирателей не более чем на 1.5% (п. 3 ст. 63).

Количество бюллетеней, передаваемых участковым комиссиям, не может составлять менее 70% от числа избирателей и не может превосходить число избирателей более чем на 0.5% или, , если число избирателей менее 400, на 2 бюллетеня (п. 13 ст. 63).

Передача бюллетеней организующим (и иным вышестоящим) комиссиям

Использование бюллетеней на досрочном голосовании в ТИКтерриториальная избирательная комиссия (ИКМОизбирательная комиссия муниципального образования, ОИКокружная избирательная комиссия)

передача, «опечатывание», хранение

использование бюллетеней в УИКучастковая избирательная комиссия

  • тестовые бюллетени КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени
  • признанные негодными для КОИБКомплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени
  • испорченные бюллетени
  • найденные бюллетени
  • подсчет
  • упаковка

Примечания

  1. аб Для повторного голосования это решение принимается одновременно с решением о назначении повторного голосования.
  2. При менее очевидном способе «расстановки скобок» в норме пункта 3.1 может дополнительно оказаться допустимым вариант «бумага с цветным фоном и защитной сеткой».

Уже 25 октября украинцы будут выбирать местную власть разных уровней. И соответственно в ЦИК утвердили требования и отличия бюллетеней для голосования.

Какими будут бюллетени и как в них разобраться – в материале zik.ua.

Бюллетень — для чего он?

Бюллетень — это официальный документ для голосования, в котором избиратель отмечает кандидата или партию, которым выражает свою поддержку.

Форма и содержание избирательного бюллетеня и порядок установления результатов выборов определяются законодательством (Законы Украины «О местных выборах», «О выборах народных депутатов Украины», «О выборах Президента Украины») и решениями избирательных комиссий, принятыми в рамках их законных полномочий.

Избиратель заполняет бюллетень, опускает его в ящик для голосования. Если в бюллетене отсутствует отметка или таких отметок несколько, а также в других предусмотренных законом случаях, бюллетень признается недействительным.

Избирательный бюллетень не является агитационным материалом, однако его форма и содержание может повлиять на волеизъявление избирателя. Поскольку первые позиции в списке избиратели обычно прочитывают, это может создать преимущество соответствующим кандидатурам, поэтому для справедливости номера вариантов голосования в бюллетене распределяются между кандидатурами путем жеребьевки.

Какими будут бюллетени на местных выборах 2020

24 сентября Центральная избирательная комиссия утвердила формы бюллетеней для местных выборов в 2020 году. Бюллетени для голосования будут иметь разный цвет в зависимости от органа самоуправления, в который проходят выборы. В частности, документы будут иметь такую окраску:

  • голубого цвета — по выборам депутатов Верховной Рады АР Крым, областного совета;
  • светло-зеленого цвета — по выборам депутатов районного совета;
  • светло-желтого цвета — по выборам депутатов городского совета;
  • светло-серого цвета — по выборам депутатов районного в городе совета;
  • кремового цвета — по выборам депутатов сельского, поселкового совета;
  • светло-розового цвета — по выборам сельского, поселкового, городского главы.

Также среди требования, которые установила ЦИК, избирательные бюллетени должны быть напечатаны на государственном языке на одинаковой бумаге и на одном листе соответствующего цвета. При этом текстовая часть должна располагаться лишь с одной стороны листа.

Бюллетени по выборам депутатов областных, районных, городских, поселковых советов с количеством избирателей 10 тысяч имеют следующий, более привычный для избирателей, вид:

Для территориальных общин с количеством избирателей до 10 тысяч утверждены следующие бюллетени:

Похожая форма бюллетеня утверждена и на выборы главы населенного пункта.

Сколько бюллетеней получат избиратели

В целом в день волеизъявления украинцы в большинстве населенных пунктов будут заполнять 4 бюллетеня. Жители городов будут выбирать городского главу, местных депутатов, депутатов районных и областных советов. В селах на местных выборах будут избирать главу села, депутатов соответствующего совета ОТО, депутатов райсовета и депутатов облсовета.

Избиратели Донецкой и Луганской областей, у которых избирательный адрес относится к подконтрольным Украине территориям, должны получить по 3 бюллетеня. Они будут голосовать за главу, депутатов в местный совет и райсовет. На неподконтрольных украинскому правительству и оккупированных территориях местные выборы проводиться не будут.

Как правильно проголосовать

Документ для волеизъявления новой формы необходимо «читать» по горизонтали: слева будет перечень партий, посередине два квадратика для отметок, а справа — пронумерованный перечень кандидатов от этой партии.

Какие отметки и где ставить:

Необходимо выбрать партию и поставить отметку («галочку», «плюсик» или любую другую отметку) в первом квадрате для волеизъявления за партию.

Во втором квадрате нужно вписать номер кандидата, которому хотите помочь подняться в соответствующем территориальном списке своей партии.

Вносить цифры для голосования за кандидата надо очень внимательно. Во-первых, желательно внести максимально точный номер, который указан рядом с его фамилией (не 6, а 06; не 1, а 01 и т. п.). Во-вторых, цифры необходимо вносить во второй квадратик для отметок, который расчерчен в виде трафарета (ранее так писали индексы на открытках и почтовых конвертах в Украине).

*****

Новые бюллетени — это требование нового избирательного законодательства, а их количество продиктовано выборами в местные советы разных уровней. Также руководителей на местах будем выбирать и по многомандатной, и по пропорциональной избирательным системам.

В интернете появилась информация о некой инструкции ЦИК, согласно которой бюллетени, в которых все кандидаты вычеркнуты, будут погашаться, то есть не будут влиять на процент, полученный кандидатами от общего числа проголосовавших. Разъясняем, что в инструкции ЦИК речь идет об испорченных бюллетенях.

Согласно п. 9 статьи 64 закона «Об основных гарантиях избирательных прав», если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюллетень. На испорченном бюллетене член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Испорченный бюллетень так же заверяется подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

Недействительными, согласно п. 17 статьи 68 указанного закона, считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Общее число недействительных бюллетеней заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

Таким образом, если вы вычеркнете всех кандидатов, ваш бюллетень будет считаться недействительным и понизит процент всех кандидатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх