Куперс

Бухучет и анализ

Форма отчетности 2017

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 11 декабря 2017 г.

О составе бухгалтерской отчетности 2017 мы рассказывали в нашей консультации. При этом указывали, что в качестве утвержденных форм приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н предусмотрены отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, а для некоммерческих организаций еще и отчет о целевом использовании средств. А что считается формой 5 (Приложение к бухгалтерскому балансу)?

Приложение или Пояснения?

Сразу оговоримся, что понятие «форма №5» в применяемом в настоящее время составе форм бухгалтерской отчетности не используется. Такая форма действовала до 2011 в соответствии с Приказом Минфина от 22.07.2003 № 67н, который в настоящее время утратил силу. Форма № 5 именовалась «Приложение к бухгалтерскому балансу» и состояла из следующих разделов:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • доходные вложения в материальные ценности;
  • расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • финансовые вложения;
  • дебиторская и кредиторская задолженность;
  • расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);
  • обеспечения;
  • государственная помощь.

В настоящее время Приложение к бухгалтерскому балансу как самостоятельная утвержденная форма отчетности не применяется. В то же время в Приложении № 3 к Приказу Минфина от 02.07.2010 приведен пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, который рекомендовано использовать при подготовке пояснений в табличной форме (п. 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Состав этих пояснений во многом и есть та самая, применявшаяся раньше форма № 5. Только если раньше она была обязательной формой отчетности, то сейчас сдается как пояснение к отчетности, если организация сочтет необходимым представление такого рода информации. Приведенный пример пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, условно говоря «форма № 5», содержит сейчас следующие разделы:

  • нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР);
  • основные средства;
  • финансовые вложения;
  • запасы;
  • дебиторская и кредиторская задолженность;
  • затраты на производство;
  • оценочные обязательства;
  • обеспечения обязательств;
  • государственная помощь.

Скачать пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в формате Excel можно здесь.

Годовая индивидуальная бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций (за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

При создании организации первым отчетным периодом для годовой отчетности является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря включительно.

Состав индивидуальной годовой бухгалтерской отчетности

Правила раскрытия информации в индивидуальной бухгалтерской отчетности определены в НСБУ № 1042. В настоящий момент Министерством финансов установлены следующие формы отчетности:

Форма 1 (приложение 1 к НСБУ № 104) – бухгалтерский баланс.

Форма 2 (приложение 2 к НСБУ № 104) – отчет о прибылях и убытках.

Форма 3 (приложение 3 к НСБУ № 104) – отчет об изменении капитала.

Форма 4 (приложение 4 к НСБУ № 104) – отчет о движении денежных средств.

Форма 5 (приложение 5 к НСБУ № 104) – отчет об использовании целевого финансирования.

Пояснительная записка – прилагается к годовому отчету.

Заключение аудитора.

Не все перечисленные формы обязательны для всех организаций и видов деятельности. И не вся обязательная отчетность содержится в этих формах.

В бухгалтерских службах госпредприятий почти каждый документ регламентируется каким-либо постановлением. В частном бизнесе внутренний учет несколько свободнее.

Внимание!

Организации (за исключением Нацбанка, бюджетных организаций, страховых организаций, некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных организаций, не осуществляющие деятельность, которая согласно ст. 180 НК3 рассматривается как деятельность на территории РБ через постоянное представительство, крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих на 31 декабря отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства) представляют годовую индивидуальную отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК, п. 2 ст. 16 Закона № 57-З).

Организации – плательщики налогов, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 чел., а также плательщики НДС, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность по установленным форматам в виде электронного документа.

Файл скачать (все формы):

Форма бухгалтерского баланса и отчетности

1Закон РБ от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности».

2Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утв. постановлением Минфина РБ от 12.12.2016 № 104 (далее – НСБУ № 104).

3Налоговый кодекс РБ (далее – НК).

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

При составлении документов для подачи отчетности бухгалтерского типа как годовой, так и промежуточной, необходимо использовать установленные формы бухгалтерской отчетности. Они применяются для того, чтобы все отчетные документы имели стандартизированный вид и отвечали предъявляемым государством требованиям.

Виды форм

Для того чтобы определить, что и каким образом отображается в документах, стоит рассмотреть все формы пакета документов по отдельности. При этом важно учитывать не только наименования, но и структурный внешний вид документов.

  1. Форма 1 — Бухгалтерский баланс. Представляет собой основной документ из отчетного пакета. Это база всей документации и заключительный логический этап проводимой деятельности организации, называемый бухгалтерским балансом. Данный документ состоит из Актива и Пассива, которые в обобщенном виде дают представление о том, какими средствами обладает предприятие и достаточно ли их для покрытия всех расходов.
  2. Форма 2 — Отчет о финансовом результате (о прибылях и убытках). Этим документом отображаются источники формирования прибыли, а также расходов в результате деятельности.

Образцы бухгалтерской отчетности формы 1 и 2 являются «скелетом» бухгалтерской отчетности. По отношению к ним формируются пояснительные и сопроводительные документы, необходимые для полноценного рассмотрения ситуации.

Дополняющие формы

  • Форма 3 — Отчет об изменениях капитала. Данный документ представляет собой пояснения событий, которые повлекли перемены в одном или нескольких видах капитала, а также суммовую иллюстрацию данных событий.
  • Форма 4 — Отчет о ДДС. Тут имеют отражение поступления на счета наряду с их источниками.
  • Форма 5 — Приложение к бухгалтерскому балансу. Форма представляет собой приложение именно к бухгалтерскому балансу, так как дает пояснение по его статьям.
  • Форма 6 — Отчет о целевом финансировании. Это актуально для некоммерческих организаций.

Указанные выше в перечне формы являются основными документами формирования отчетного пакета.

Рассматривая состав отчетности, стоит также указать, что подаваться она должна в срок, так как за его несоблюдение могут накладываться штрафы. Данный срок состоит из трех месяцев после окончания отчетного годового периода, но подача отчетности должна производиться в последние 30 дней этого периода. Если конечная дата оказывается выходным или праздничным днем, то подачу можно произвести в ближайший рабочий день.

Смотрите также интересное видео о составе бухгалтерской финансовой отчетности:

Связь между формами отчетности

Одним из требований, предъявляемых к отчетности, является связность предоставленных данных. Причем данная связь должна поддерживаться не только в структуре одного документа, но и между отчетными документами по определенному периоду отчетности. Так, формы бух. отчетности являются взаимодополняющими элементами, полноценно отражающими финансовую картину, которая сложилась в результате функционирования предприятия.

При этом в каждой из форм отражаются разные данные по разным показателям или такие, что дополняют предыдущие по мере важности документа. Именно по этой причине формам присвоен определенный вид, который хоть и может претерпевать некоторые изменения для того, чтобы стать более удобным для использования, но должен отвечать всем требованиям инструкций по составлению.

Правовое регулирование

Для того чтобы отчетность была принята соответствующими органами в рассмотрение, составлять ее нужно согласно действующим законодательным актам, которые регламентируют не только состав документации, но и ее внешний вид, а также дают перечень требований относительно пакета документов.

Основным регулирующим документом является Приказ Минфина №66н «О формах бухгалтерской отчетности». Именно этот правовой акт указывает, для отображения каких данных используются определенные формы. Данный документ регулярно претерпевает корректировки в связи с изменениями актуальности документов и порядка составления отчетности. Так, одной из последних метаморфоз стало изменение названия отчета «о прибыли и убытках» на отчет «о финансовых результатах».

Приказом Минфина о формах бухгалтерской отчетности организаций также регулируется перечень тех форм, которые обязаны подаваться объектами предпринимательского хозяйствования, соответственно, устанавливается список документов, которые эту отчетность составляют.

Итак, ведя разговор о формах бухгалтерской отчетности организаций, следует отметить, что их существует множество, и каждая отдельная принята для демонстрации отдельной части отчетности, но все они взаимосвязаны, что обеспечивает целостность формируемой финансовой картины. Формы отчетности могут разрабатываться и самими предприятиями, но общий принцип составления и оформления берется из официальных источников.

Финансовая отчетность микропредприятия состоит из Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс). Сегодня мы расскажем, кто должен составлять и представлять упрощенную финотчетность, а также приведем порядок заполнения статей Финансового отчета микропредприятия

Кто составляет формы № 1-мс и № 2-мс

Порядок составления и представления Финансовой отчетности микропредприятия регламентируется НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность».

Согласно п. 2 его р. I Финотчетность микропредприятия составляют:

  • микропредприятия, признанные таковыми в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — микропредприятия);
  • предприятия, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов согласно налоговому законодательству, т.е. юрлица — единщики группы 3 (см. абз. 3 п. 44.2 Налогового кодекса Украины);
  • непредпринимательские общества.

Как и ранее, нормы НП(С)БУ 25 и соответствующую упрощенную финотчетность не могут применять предприятия, которые согласно законодательству составляют финотчетность по МСФО. Они используют полноформатную финотчетность, предусмотренную НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».

Напомним

Подробно с классификационными критериями предприятий с целью бухучета можно ознакомиться в статьях «Микро-, малые, средние и крупные предприятия: новые критерии распределения и его влияние» и «Группы предприятий по размерам: практические вопросы классификации и переклассификации». Об обязательной МСФО-отчетности см. «Кто представляет финотчетность по МСФО».

НП(С)БУ 25 не предоставляет предприятиям права выбирать между Финансовой отчетностью малого предприятия (формы № 1-м, № 2-м) и Финансовой отчетностью микропредприятия (формы № 1-мс, 2-мс). Поэтому то же микропредприятие не может отчитываться по формам № 1-м и № 2-м.

А вот составлять полноформатную финотчетность, предусмотренную НП(С)БУ 1, разрешается. Право выбора между упрощенным и полноформатным комплектом финотчетности сейчас закреплено за «малышами» п. 2 р. ІІ НП(С)БУ 1. Но данная статья посвящена тем из них, которые представляют отчетность по формам № 1-мс и № 2-мс.

Обратите внимание

Согласно НП(С)БУ 25 Финотчетность микропредприятия предназначена, в частности, и для непредпринимательских обществ. А к непредпринимательским обществам — по терминологии ст. 85 Гражданского кодекса Украины — ученые-цивилисты относят и неприбыльные организации (в пользу этого свидетельствует Научно-практический комментарий к данной статье). Соответственно, неприбыльные организации (независимо от размера) имеют прерогативу отчитываться Финансовой отчетностью микропредприятия (формы № 1-мс, 2-мс) или же выбирать комплект полноформатной финотчетности, предусмотренный НП(С)БУ 1.

Однако у налоговых органов несколько иной подход к составлению и представлению неприбыльщиками финансовой отчетности вместе с отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации. В разъяснении из категории 102.20.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) говорится:

«Неприбыльные учреждения и организации (кроме неприбыльных учреждений и организаций, подпадающих под критерии микропредприятий, малых предприятий, бюджетных учреждений) представляют вместе с отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (далее — Отчет) Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движение денежных средств, Отчет о собственном капитале и Примечания к годовым отчетам (формы №№ 1–5). Неприбыльные учреждения, организации, подпадающие под критерии микропредприятий, малых предприятий, представляют сокращенную по показателям финансовую отчетность (Финансовый отчет малого предпринимательства, Финансовый отчет микропредприятия) в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах (формы № 1-м, № 2-м или № 1-мс, № 2-мс)».

Кому и в какие сроки нужно представлять финансовую отчетность, читайте в материалах «Финансовая отчетность: формы, сроки и порядок представления» и «Изменения в порядок представления финотчетности: новации для малых предприятий и не только».

Далее рассмотрим порядок составления форм № 1-мс и № 2-мс (о заполнении форм № 1-м и № 2-м см. «Финотчетность малого предприятия: заполняем без ошибок»).

Баланс. Форма № 1-мс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх