Куперс

Бухучет и анализ

Франчайзер

Преимущества и недостатки франчайзинга
Как и любой другой способ ведения бизнеса франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки.
Феномен широкого распространения и быстрого развития франчайзинга заключается, во-первых, во взаимной выгоде как для франчайзера, так и для франчайзи и, во-вторых, в снижении налогооблагаемой базы.
В чем же заключаются плюсы и минусы системы для участников франчайзингового соглашения и их покупателей ?
Преимущества для франчайзера:
_ быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;
_ отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал ;
_ более низкий уровень собственных капиталовложений;
_ государственная регистрация договора франчайзинга;
_ подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
_ доход от продажи лицензии;
_ прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;
_ прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота.
Недостатки для франчайзера:
_ получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного;
_ невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
_ трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
_ трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
_ обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.
Преимущества для франчайзи:
_ возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзера;
_ франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;
_ мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием;
_ возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;
_ возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзера по стандартам высокого качества;
_ гарантированность постоянного снабжения;
_ возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.
Недостатки для франчайзи:
_ контроль осуществляемый франчайзером оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
_ потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;
_ услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
_ опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса;
_ вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.
Преимущества для потребителя:
_ в большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг;
_ если закрывается какая-то определенная торговая точка — можно обратиться в головную компанию;
_ за счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания;
_ франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.
Недостатки для потребителя:
_ франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг;
_ франчайзи может оказаться недостаточно обученным.
Франчайзинг фастфудоав – опыт.
Может быть, наиболее существенный вопрос, который следует рассмотреть при оценке франшизера, связан с программой франшизера по подготовке кадров. Признанные франшизеры типа «Вендиз» и «Баскин-Роббинс» предоставляют интенсивные программы подготовки кадров, включая обучение на рабочем месте в одной из существующих торговых точек. Некоторые франшизеры даже проводят курсы по повышению квалификации после того, как франчайзи проработал в течение некоторого времени.
Основной целью этих программ подготовки кадров является получение предпринимателями управленческой квалификации, которая им требуется для прибыльного управления франшизированным предприятием. Без подобной подготовки типичный неопытный франчайзи, скорее всего, потерпит неудачу и обанкротится. Предприниматели должны убедиться, что их франшизный договор точно указывает, как и где будет осуществляться обучение.
«Макдоналдс, например, реализует трехэтапную программу подготовки кадров:
Обучение в школе профессиональной подготовки кадров. «Макдоналдс» располагает учебным заведением около Чикаго, которое называется «Гамбургерский университет». После трехнедельног краткого курса по теме «Как прибыльно управлять франшизированным предприятием» франчайзи получают степень в области «гамбургерологии». Курсы охватывают все — от того, как мыть посуду, до того, как делать проводку в бухгалтерской книге.
Обучение на действующем предприятии франчайзи «Макдоналдс» посылает каждого нового франчайзи провести, по меньшей мере, неделю на действующем предприятии признанного франчайзи. Находясь здесь, новый франчайзи работает на каждом рабочем месте — от подметания места парковки машин до обслуживания клиентов.
Обучение на собственном рабочем месте. «Макдоналдс» предоставляет франчайзи опытного инструктора, чтобы провести через рифы начального этапа. Инструктор работает бок о бок с франчайзи, по крайней мере, неделю или до тех пор, пока он не убедится, что франчайзи сможет действовать самостоятельно.

КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

При растущем интересе к фран­шизам многие предприниматели отмечают, что основной проблемой является сложность и многогранность договора фран­чайзинга. Такие договоры трудно оценить без специалистов, в результате чего процесс заключения сделки становится долгим и дорогостоящим.

Справочно. Сегодня в Беларуси действует более 500 франчайзинговых предприятий в самых разных отраслях. Более 50 национальных компаний предоставляют франшизы для развития своих сетей, в их числе такие известные белорусские бренды, как «Свитанок», «Коммунарка», Femme, «Марк Формель», «Шаговита», «Красный пищевик», «Макей». Через франчайзинг в нашей стране развиваются многие известные международные бренды, например, Burger King, McDonald’s, KFC, Reserved.

Выделим 7 основных аспектов в белорусском законодательстве о франчайзинге в помощь потенциальным франчайзи (лицам, приобретающим франшизу) и франчайзерам (лицам, предоставляющим свою франшизу).

1. Отношения франчайзинга в нашей стране регулируются гл. 53 Гражданского кодекса – 12 статей определяют предмет договора, основные права и обязанности сторон, порядок изменения и расторжения договора, некоторые другие базовые условия. Договор по приобретению франшизы называется договором комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

2. По договору франчайзинга передаются права на использование интеллектуальной собственности и ценной конфиденциальной ком­мерческой информации. То есть приобретаются права на объекты, которые не существуют в материальном виде. Именно этим и объясняется, в первую очередь, многостраничность договоров франчайзинга. Ведь в нем нужно описать, передать и урегулировать то, что нельзя «пощупать».

3. По договору франчайзинга передаются права на использование не одного, а нескольких объектов, т.е. комплекс прав. Обязательно нужно предоставить право ис­пользовать фирменное наименование – название, которое при­своили фирме при ее регистрации.

Второй обязательный объект для передачи по договору франчайзин­га – информация, которая обе­спечивает фирме успех на рын­ке. Такая информация обязательно должна быть тайной (не известной другим лицам, не раз­мещенной в открытом доступе), цен­ной (действительно определять успех в работе фирмы), не относиться к государственным секретам.

Важно помнить, что, если по договору не передали какой-то из этих двух обязательных элементов или передали только один из них (не комплекс), то договор будет считаться незаключенным.

Кроме обязательных, в договор можно включить и другие объекты. Чаще всего стороны включают в договор право использовать товарный знак.

4. Комплекс прав предоставляется для того, чтобы организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность.

Например, я создала ООО «Нож­ницы-расчески», открыла парикмахерскую, которая стала приносить мне доход, потом еще и еще. Из другого города ко мне обратилась девушка, которая также хотела бы открыть парикмахерскую. Я по договору фран­чайзинга на какой-то срок разрешаю ей пользоваться названием «Ножницы-расчески», а также предоставляю важную информацию о том, как вести этот бизнес (требования к помещению, оборудованию, работникам, порядок привлечения и удержания клиентов, определения цены на услуги и т.д.).

В договоре указываем: «Лицензионный комплекс, включающий право на фирменное наименование и использование нераскрытой информации, используется для организации предпринимательской деятельности в области парикмахерских услуг». Это значит, что стричь людей девушка по моей франшизе может, а вот торговать чем-то – нет.

Итак, цель приобретения фран­шизы – организация какого-либо бизнеса. Отрасль бизнеса в договоре должна быть указана.

5. Из пунктов 3 и 4 следуют требования к сторонам сделки. Предоставить франшизу может только коммерческая организация, т.к. только у нее есть фир­менное наименование. И не может индивидуальный предприниматель (ИП). А приобрести фран­шизу может коммерческая организация или ИП, т.к. франшиза нужна для предпринимательской деятельности. И не может физическое лицо.

6. Договор франчайзинга подлежит регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности. Без регистрации договор будет недействительным. А значит, стороны не смогут защитить свои права по такому договору в случае их нарушения.

Стандартный срок регистрации договора – один месяц. Госпошлина – 10 базовых величин (плюс 5 базовых величин за каждый дополнительный объект). Обязанность регистрации договора обычно воз­лагается на владельца прав.

7. Чтобы договор прошел регистрацию, в нем обязательно дол­жны быть указаны:

– предмет договора (включая права на фирменное наименование и нераскрытую информацию);

– определенная сфера предпринимательской деятельности, в которой франшиза будет использоваться;

– минимальный и максимальный объемы использования предоставленных прав и информации.

Также в договоре нужно предусмотреть оплату за использование предоставленного комплекса и срок использования. Если срок не определен, то каждая из сторон вправе расторгнуть договор, предупредив другую сторону за 6 месяцев.

Изменение и расторжение договора также подлежат регистрации в патентном органе.

Таким образом, грамотное ис­пользование франчайзинга позволяет сторонам эффективно со­трудничать в создании и раз­витии бизнеса, при этом значительно снизив риски.

Как и многие экономические процессы, франчайзинг в России возник в начале 1990-х годов. И история франчайзинга в России тоже была полна многими неприятными моментами. Одной из первых франшиз на российском рынке (кроме мастер-франшизы сети пиццерий «Папа-Джонс»), стала компания «Денди». Да, та самая, что продавала приставки под собственным брендом. В 1996 году эта франчайзинговая сеть стала крупнейшей сетью по продаже видео-игр и приставок в Восточной Европе.

Правда, ее история закончилась достаточно плачевно — практически ее франчайзи разорились в следствие кризиса 1998 года и закрытия головной компании.
Первой же по-настоящему успешной франшизой в России стала сеть пиццерий «Сбарро».

«КРУПНЕЙШЕЙ ФРАНШИЗОЙ 90-Х СТАЛА КОМПАНИЯ «ДЕНДИ», ОТКРЫВШАЯ ЗА 2 ГОДА ПОЧТИ 1,5 ТЫСЯЧИ ФРАНШИЗНЫХ ТОЧЕК”

В секторе «нового» предпринимательства в описываемый период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, «Дока-пицца». Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами, хотя «Сабвей» и «»Баскин Роббинс», пришедие в начале 2000-х, активнее всего развивались как раз в России.

По франчайзингу работала и сеть пивных «Тиннькофф», особенно активный рост ее пришелся на «нулевые».

В конце 1990-х франчайзинговый договор запустила компания 1С. Невероятно, но факт: при покупке компьютерной программы 1С, вы автоматически становитесь франчайзи-дилером. В итоге у компании появилось 30 тысяч франчайзи.

Что примечательно, франчайзинг в России пережил и все кризисы и политические потрясения, становясь все более популярным инструментом ведения бизнеса. Во второй части читайте объемный рассказ о том, как франшизы активно развивались в 2000-е годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх