Куперс

Бухучет и анализ

Функции воспитателя детского сада

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна?

В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе

-к структуре и ее объему

— к условиям её реализации,

— к результатам её освоения.

По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Понятно, что требования к материально — техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования. Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям: требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. К современному педагогу предъявляются требования к владению технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника.

Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Реализацией данных технологий занимается воспитатель и специалисты ДОУ. К этому виду технологий можно отнести: технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком. В каждой возрастной группе педагог совместно с другими специалистами ДОУ проводит оценку развития детей, его интегративных качеств, только с письменного согласия его родителей (законных представителей) .

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать». Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек». Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.

Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями, у нас работает система по повышению квалификации на разных уровнях (ДОУ, Муниципальный уровень, региональный уровень). Еще одной проблемой на наш взгляд является старение педагогических кадров. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям?

Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально — техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути. В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться». Мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться».

Прикреплённые файлы:

fgos_90or3.pptx | 2212,07 Кб | Скачан: 4

www.maam.ru

Презентация «Профессиональный стандарт педагога»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно стандарт будет внедрен к сентябрю 2014 года. Сейчас он находится на первой ступени внедрения и апробирования. Т. е. может изменяться и дополняться, с учетом специфики работы образовательных учреждений и региональным компонентом.

В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в законе, наряду с функцией уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Т. к. в соответствии с Законом, любая школа сегодня вправе реализовывать программы дошкольного образования, возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Слайд 1 – объясняет, что же такое стандарт в педагогической деятельности.

Слайд 2 – отражает на что направлен профессиональный стандарт.

Слайд 3 – раскрывает характеристику стандарта

Слайд 4 – функции профессионального стандарта

Слайд 5 – области применения – касается приема на работу

Слайд 6 – раскрывает цель применения стандарта

Слайд 7 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ОБУЧЕНИЕ

Слайд 8 — – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области ВОСПИТАНИЕ

Слайд 9 – раскрывает то, что должен знать и чем должен владеть педагог в области РАЗВИТИЕ

Слайд 10 – раскрывает незначительную часть профессиональных компетенций воспитателя

Слайд 11 — раскрывает методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

prezentacija-microsoft-powerpoint_rdn3k.ppt | 43 Кб | Скачан: 2587

www.maam.ru

О квалификационных требованиях к педагогическим работникам, реализующим программы дошкольного и общего образования

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации разъясняет квалификационные требования к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования и просит довести данную информацию до педагогических работников и руководителей педагогических коллективов организаций и учреждений дошкольного и общего образования.

С текстом документа вы можете ознакомиться по ссылке

Подробней kriro.ru

СООБЩЕНИЕ «Сопоставление требований Профессионального стандарта педагога и требований ФГОС ДО»

от качества условий — к качеству результатов.

Профессиональный стандарт педагога

как инструмент повышения качества образования»

(для заместителей по ВМР)

«Сопоставление требований профессионального стандарта педагога

и требований ФГОС ДО»

(заместитель заведующей по ВМР ДОУ № 15 Гуляева И. В.)

2014г.

Уважаемые коллеги, как вам уже известно, Федеральный государственный образовательный стандарт ДО – это нормативный документ, который выдвигает определенные требования к образовательной программе.

А профессиональный стандарт педагога, это еще один документ, который так же выдвигает конкретные требования но, уже, к педагогу.

Я хочу предложить Вам сопоставить эти документы и рассмотреть, насколько они связаны между собой.

И так, обратите внимание на слайд, в разделе Профессионального стандарта 3.1.1. — «Общепедагогическая функция. Обучение», в подразделе «Трудовые действия» указаны действия педагога по:

— Участию в разработке и реализации образовательной программы ОУ и программы развития образовательного учреждения в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Так же и во ФГОС ДО (р.2, 3, 4) прописано:

— Участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО, и участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды ОУчерез обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ОУ.

Далее в профессиональном стандарте прописано:

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

И в федеральном стандарте имеется — Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Еще в трудовые действия стандарта педагога входит

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

Во ФГОС, вы так же видите,

Организацию и проведение мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

Далее одним из трудовых действий, которым должен обладать педагог в соответствии с профессиональным стандартом и параллельно пересекающимся во ФГОС является:

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) .

Только в федеральных требованиях прописано как —

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (ОЗ) (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Профессиональный стандарт определяет и необходимые умения, которыми должен обладать современный педагог

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Владеть ИКТ-компетентностями.

А в требованиях федеральных стандартов, к структуре образовательной программы , мы видим

Умения применить методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой учреждения.

Следующим разделом для рассмотрения взаимосвязи этих двух документов является

п.3.1.2 Общепедагогической функции Профессиональных стандартов педагога — «Воспитательная деятельность» подраздел Действия и умения педагога «Необходимые умения».

Здесь мы видим

Создание в группах разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Так же и в федеральном стандарте в требованиях к условиям реализации Программы прописано

Умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и/или дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для психолого-педагогического просвещения.

И последним разделом для нашего рассмотрения является п.3.1.3 «Общепедагогическая функция. Развивающая деятельность» стандарта педагога подраздел «Трудовые действия» в котором отражено

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) , необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения и т.п.

И соответственно во ФГОС ДО в пункте 3.4.так же отражается работа при организации инклюзивного образования, с пояснением – что, в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы привлекаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Стоит обратить внимание на то, что в Профессиональном стандарте педагога указано:

… Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.

А так же:

  • Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных детей, инклюзивная школа и т.п.) .

И исходя из вышесказанного, а так же после проведения сопоставления двух нормативных документов нельзя не отметить, что их содержание обязательно нужно учитывать при разработке (корректировке) «Должностной инструкции воспитателя ДОУ».

Читать далее egords15.edumsko.ru

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Консультант Плюс

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности) , либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Дата публикации на сайте: 12.12.2013

Поделиться ссылкой:

Читать далее www.Consultant.ru

Воспитатель детского сада Должностные обязанности Квалификационные требования

Воспитатель детского сада — Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений

Реклама

Воспитатель детского сада — Должностные обязанности

— Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации.

Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно — развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

— Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

— Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения. На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности.

— Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию.

— Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.

— Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии) ; основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя.

Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по четырех бальной системе:

4 — данное качество ярко выражено

3 — данное качество сформировано в достаточной степени

2 — данное качество имеет место

1 — сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.

Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.

Качества

Материал doshvozrast.ru

Профстандарт педагога дошкольного образования

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю) , отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.

К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:

Трудовые действия

Участие:

  • в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
  • в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Формирование психологической готовности к школьному обучению.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Организация:

  • видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом) , продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимые умения:

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом) , продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) .

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Источник: профстандарт педагога

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Переславцева С.В.
МДОУ № 46 «Незабудка», г. Дмитров

Современный воспитатель в детском образовательном учреждении — это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Он является главным специалистом, осуществляющим воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. А.И.Григорьева определяет воспитателя-педагога как «самобытную творческую личность, отличающуюся гуманистической ценностной ориентацией собственного бытия, высокой коммуникативной и рефлексивной культурой; профессионала, способного создавать условия для развития личности ребенка, системно видеть педагогическую реальность, применять современные воспитательные технологии».

В настоящее время к личности воспитателя ДОУ предъявляются определенные требования: он должен не только обладать специальными знаниями и навыками, но и иметь также определенные личностные качества. Постоянное общение с ребенком — важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов он должен суметь дать ответ с учетом возраста детей. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Однако самое главное в работе воспитателя детского сада — это его ответственность за каждого малыша.

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит сложная задача — научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу. Кроме этого, воспитатель должен уметь шить, мастерить, играть и петь с детьми: в чем-то, хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными, например быть отличным спортсменом или хорошим певцом.

Следует учитывать тот факт, что воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, — так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель ДОУ должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.

Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть определенными знаниями:

— методологическими: знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения;

— теоретическими: знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста;

— методическими: знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

— технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В качестве основных функций профессиональной деятельности воспитателя ДОУ можно выделить: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.

Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции обеспечивают овладение воспитателем содержательными и организационно-методическими основами воспитания и обучения дошкольников.

Развивающая функция заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Нормативная функция воспитателя осуществляет регулирование в системе профессиональной деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.

Информационная функция. Воспитатель должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Координирующая функция заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Данная функция является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. С реализацией координирующей функции связана образовательная функция.

Рефлексивная функция. Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Педагогическая рефлексия — это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция. Коммуникативные способности воспитателя детского сада понимаются, прежде всего, как способность к общению, имеющая свою специфику в сфере педагогического взаимодействия. Воспитатель выступает здесь:

— как субъект влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы;

— субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя; субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

— субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями (институтами), «выходящими» на ребенка, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала.

Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, и кроме того, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса. Воспитатель должен уметь правильно оценить ситуацию взаимодействия, что заключается в способности наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

К коммуникативным способностям воспитателя можно отнести способность к общению с самыми разными людьми; умение извлекать из общения максимум необходимой информации; умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, способность разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другими людьми; способность давать другому человеку возможность проявить свои интересы и чувства. Кроме того, следует учитывать, что в процессе общения, наряду с вербальными формами, большую роль играют невербальные формы педагогического взаимодействия, так как часто невербальные средства выражения несут в себе большое количество полезной информации.

Также следует учитывать, что в воспитательном процессе задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и разнообразные общности. Следует различать формальные, структурированные, организованные объединения людей и неформальные, неструктурированные, событийные общности. Критерии различения таких идеальных конструкций как организации и общности – в особенностях объединения людей. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре; общность складывается стихийно. Отношения в организации определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности; в общности – нормами и ценностями, которые не заданы, а привносятся ее членами. Так как в дошкольном учреждении в коллективе педагогов необходимо возникают и организации, и общности, то необходимо обратить внимание на формирование отношений между педагогами, которое подвержено многим факторам. Нормы и ценности, заданные характером работы, могут изменяться под влиянием привнесенных норм. Сложные принципы взаимодействия могут отразиться и на воспитательном процессе.

Воспитательная функция отражает область воспитательной деятельности воспитателя. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Кроме того, воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны, прежде всего, с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка.

Александра Седельникова
Анализ педагогической деятельности воспитателя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ПОДСНЕЖНИК»

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Седельниковой Александры Юрьевны

За 2018 – 2019 учебный год.

Абакан, 2018 г.

Введение:

Информационная справка о педагоге.

Седельникова Александра Юрьевна.Профессиональное образование: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский Государственный университет им. Н. Ф. Катанова», квалификация «Педагог-психолог», по специальности «Педагогика и психология». 08.02.2013

Стаж педагогической работы 8,5 лет.

Стаж работы в занимаемой должности 8,5 года

I. Повышение профессиональной компетентности

1. Совершенствование профессионального уровня.

Название,форма Совершенствование Применение

Квалификационные проблемные курсы, вебинар, семинар, конференция

1. Повышение квалификации «Реализация образовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС». Совершенствование педагогической компетенции в реализации образовательных программ в условиях введения ФГОС. Применение в воспитательной работе и при формировании планирования индивидуальной работы.

2. Методическая работа.

Название, форма Содержание Применение

Выступление на семинарах, проведение мастер-класса

1. Научно-методический семинар «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе современного дошкольного учреждения».

2. ГМО «Информационные коммуникации» «Презентация персональных сайтов»

3. Показ открытого занятия для педагогов на уровне детского сада по развитию речи «Слова со звуком » Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании для повышения уровня компетенции педагога в воспитательной работе.

Обмен опытом с коллегами через представление своего сайта.

Приобретение педагогического опыта Можно применять как в групповой и индивидуальной, так и в кружковой работе с детьми.

Распространение педагогического опыта через публикацию информации как для педагогов, так и для родителей.

Накопление материала и применение его в различных видах деятельности

Профессиональное приобретение: Передача опыта педагогам ДОУ.

Выявленные проблемы: Изучено недостаточно информации по общеобразовательной программе «Тропинки».

II. Реализация образовательной программы.

Программа, по которой работает педагог. Общая образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева

Цель и задачи образовательной деятельности.

Цель Программы – создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

— создание оптимальных условий для личносто-ориентированного взаимодействия участников образовательного процесса: педагоги-дети-родители.

Задачи:

• укрепление и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

• целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

• обогащение развития ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом потребности, возможностей и способностей;

• развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости к сопереживанию, готовности к проявлению в детской деятельности, поведения, поступках;

• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитие умственных способностей и речи ребенка;

• пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

• органическое вхождение ребенка в современный мир,разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

• приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

• приобщение ребенка к красоте, добру, насилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, кода у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

1. Современные образовательные технологии и методики профессиональной деятельности.

Современные образовательные технологии и методики Внедрение в практическую деятельность Результат применения, причины неудач

1. Игровые технологии Ежедневно применяю в режимных моментах, в НОД. Привлечение детей в организованные игры совместно с педагогом. В данном возрасте концентрация внимания у детей слабая.

2. Педагогическая технология Логично построенная деятельность педагога и входящие в эту деятельность действия, несут определённую последовательность и предполагают достижение прогнозируемого результата. Организованные педагогом сюжетные игры.

3. Здоровьесберегающая Закаливание, самомассаж, психогимнастика, физкульт. минутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, бодрящая гимнастика, коммуникативные игры. Сохранение и укрепление здоровья. Формирование положительных мотиваций у педагогов, родителей и детей

4. Информационно-коммуникативные технологии Формирование нового типа мышления. Мощное техническое средство обучения коммуникации необходимое для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Компьютерные игровые и обучающие технологии применяются в соответствии с психофизическими возможностями ребёнка

6. Технология проектной деятельности Способствует повышению самооценки ребёнка. Происходит смена стиля общения взрослого с ребёнком. Развивает творческие и исследовательские способности дошкольника. Воспитывает у дошкольника чувство ответственности, самоорганизованности. Развивает речь, фантазию, чувства прекрасного, вкуса. Содействует сплочению дружного коллектива.

7. Технология проблемного обучения Знания приобретённые детьми на занятиях с использованием технологии проблемного обучения не даются ему в готовом виде, а задаются как предмет поиска. Представляют ребёнку возможность самостоятельного приобретения знаний. Ребёнок встаёт в позицию первооткрывателя и как результат, происходит обогащение его субъектного опыта и формирование творческого мышления.

2. Развивающая предметно-пространственная среда.

Название Задачи Наполняемость за отчетный период Примечание

1. Центр двигательной активности и физической культуры.

Создавать условия для двигательной активности через подвижные игры. Мячи. Кегли. Подвижные игры. Пальчиковые игры.

2. Центр познавательного развития.

Создавать условия для развития логического мышления у детей Дидактические игры «Шнуровка», «Собери урожай», «Где чей домик?»,

Развитие познавательных способностей на НОД, режимных моментах,

Самостоятельных играх.

3. Центр театральной деятельности.

Приобщение детей к развитию артистических данных через сюжетные игры, игры с куклами. Куклы Би-ба-бо.

Пальчиковые куклы. Развитие творческих способностей, совместный показ сказок с педагогом. Применяется в самостоятельной деятельности.

4. Центр ряженья.

Воспитывать любовь к родному дому, уюту.

Прививать знания о природе и животных, любовь к ним.

Костюмы для ряженья.

Стол и стулья.

Стойка для одежды.

Кроватка для кукол, постельные принадлежности. В режимных моментах Сюжетно-ролевые игры с применением костюмов и мебели и др.

5. Центр музыкального развития Развитие творческих способностей детей через восприятие музыкальных произведений и изучение музыкальных инструментов. Дидактические картинки «Музыкальные инструменты»

Шумовые инструменты.

Бубен. В образовательной деятельности, режимных моментах, при подготовке к утренникам, спектаклями др.

6. Центр Библиотеки «Книжки для малышек» Приобщать детей рассматривать книжные иллюстрации как совместно с педагогом, так и самостоятельно. Книги на разную тематику. НОД, режимные моменты, свободная деятельность.

3. Работа с родителями.

Мероприятия Цель Результат Примечание

1. Родительское собрание «Мы уже большие!»

2. Конкурс «Новогодние поделки»

4. Информационный уголок для родителей.

Расширение контакта между педагогом и родителями; повышение педагогической культуры родителей; информирование родителей о возрастных особенностях детей 3-4 лет.

Привлечение родителей и детей к совместному творчеству – изготовлению новогодних поделок. Мотивировать родителей участвовать в жизни группы.

Мотивировать интерес родителей к жизни ребенка в группе, расширение родительской компетентности. Родители активно участвуют в деловых играх, в жизни группы.

Выставка новогодних поделок в приемной группы. Награждение участников.

Повышение родительской информативности о жизни группы.

4. Участие в досуговой деятельности ДОУ,

организация массовых мероприятий.

Название мероприятия Содержание мероприятия Охват участников Результат Примечание

1. Клубный час для родителей посвящённый празднику «День матери»

2. Организация мероприятия посвящённого «Дню театра»

Изготовление атрибутов, составление заданий для решения квэстовых задач

Изготовление масок и атрибутов из разных материалов. Оформление зала. Родители, воспитатели, заведующая, зам. зав по УВР, мед. сестра

Дети, родители, воспитатели

Показ номеров с выступлениями детей.

Показ театральных постановок по сказкам.

Положительные результаты: Мероприятия, проводимые совместно с родителями и детьми,имеют позитивную сторону: сближают детский коллектив в подготовке к праздничному мероприятию, сближают родителей с детьми и педагогами.

Взаимоотношение всех участников образовательных отношений, способствует осуществлению творческого подхода к образовательной деятельности на уровне сотрудничества, помогает достичь более высоких результатов в воспитании и развитии.

Проблемы: Не все родители с интересом принимают участие в воспитательном процессе и жизни детей в ДОУ, ссылаясь на нехватку времени.

III.Анализ педагогической деятельности за отчетный период.

Насколько плодотворной была работа в отчетном периоде. Что нового привнесли в свою профессиональную деятельность. Проблемы, с которыми столкнулись в своей профессиональной деятельности.

Воспитательно-образовательная работа во 2 младшей группе проводилась соответственно возрасту детей на основании общей образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева.

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе были использованы следующие средства воспитания:

— игра;

— трудовая деятельность;

— личный пример взрослого;

— объекты природы;

— предметный мир;

Формы работы:

— совместная деятельность;

— работа с родителями;

— самостоятельная деятельность детей.

В течение всего учебного года создавались условия для укрепления и сохранения здоровья детей. Обеспечивали пребывание их на свежем воздухе в соответствии с режимом дня; воспитывали интерес к физическим упражнениям, подвижным играм. Ежедневно проводилась утренняя гимнастика продолжительностью 5 — 7 минут.

На протяжении всего года развивали у детей интерес к различным видам игр: сюжетно – ролевым, дидактическим, подвижным. Ежедневно во всех видах деятельности проводилась та или иная игра.

Продолжали знакомить детей с рядом подвижных игр: с ходьбой, бегом, ползаньем, бросанием и ловлей мяча, подпрыгиванием, на ориентировку в пространстве, с разнообразными движениями и пением. Выполнять несложные движения, знакомили с правилами игр. Детям очень нравится исполнять роль ведущего. В ходе подвижных игр совершенствовали основные движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Во время сюжетно-ролевых игр учили выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Содействовали желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов-заместителей. Подводили к пониманию роли в игре. Продолжали формировать навыки ролевого поведения. Связывать сюжетные действия с названием роли.

Большое значение во 2 младшей группе имеют дидактические игры, так как они формируют элементарные математические представления у детей, поэтому мы в разные режимные моменты и во время образовательной деятельности использовали много дидактических игр и упражнений на закрепление знаний о величине и форме, цвете, счёте и количестве предметов. Проводили с детьми дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?»); слуховой дифференциации («Что звучит?», «Чей голосок?»); тактильных ощущений, температурных и весовых различий («Чудесный мешочек», «Тёплый – холодный» и др., мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, кружками, шнуровкой и т. п.). Все эти игры были направлены на то, чтобы создать у детей бодрое, радостное настроение, желание спокойно и самостоятельно играть; развивать математические способности детей, их речевое общение с взрослыми и сверстниками, умение играть вместе без конфликтов.

Весь год велась работа с родителями.Были использовали разные формы работы: беседы (коллективные и индивидуальные, консультации, собрания; выставляли папки – передвижки. Родители активно принимали участие в жизнедеятельности группы, принимали участие в выставках «Новогодняя игрушка», «Эко-ель», «8 Марта», «День театра», «День победы».

IV. Перспективы развития профессиональной деятельности

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу влияния устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет через произведения русского фольклора

Задачи самообразования:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по влиянию устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

2. Разработать и подобрать произведения русского фольклора

3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством заучивания закличек, скороговорок.

4. Повысить компетентность родителей в значимости произведений русского фольклора

для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

— совместная работа с детьми;

— индивидуальная работа;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

1. Проговаривание скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх