Куперс

Бухучет и анализ

ФЗ 115 от 25

23.04.2019 00:00

Информация в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
(далее – ФЗ № 115-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства
(далее – иностранные граждане) имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании трудового договора (срочный, если есть основания, предусмотренные ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), если таковые отсутствуют,
то работодатель обязан заключить договор на неограниченный период)
или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранным гражданам разрешается осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации при достижении совершеннолетия (18 лет).

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ иностранные граждане при нахождении (пребывании/проживании) на территории Российской Федерации делятся на III категории:

I. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

II. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

III. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин.

В соответствии с ФЗ № 115-ФЗ иностранным гражданам разрешается осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации при наличии одного из следующих документов для каждой из III категорий иностранных граждан:

I. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин:

1. Патент для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации (получение документа регулируется ст. 13.3 ФЗ
№ 115-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ право получение патента имеет иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке,
не требующем получения визы. Работу по трудовому патенту мигрант может осуществлять как в штате юридического лица, так и по найму у физического лица.

2. Разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности
на территории Российской Федерации (получение документа регулируется
ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.01.2014 № 27н и от 28.05.2015 г. № 324н).
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ право на получение разрешения на работу имеет иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

3. Разрешение на работу для высококвалифицированных работников
(далее – ВКС) (получение документа регламентируется ст. 13.2 ФЗ № 115-ФЗ).

4. Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем
на территории Российской Федерации по существу (получение документа регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»
(далее – ФЗ № 4528-1). В соответствии с п. 8 ст. 6 ФЗ № 4528-1 иностранный гражданин, получивший вышеуказанное свидетельство, имеет право
на осуществление трудовой деятельности без получения дополнительных разрешительных документов.

5. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (получение документа регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 274). В соответствии
с пп. 12 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, получивший временное убежище на территории Российской Федерации, имеет право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, без каких либо дополнительных разрешительных документов.

6. Удостоверение беженца (получение документа регулируется
ФЗ № 4528-1). В соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ № 4528-1 и пп. 11 п. 4 ст. 13
ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, признанный беженцем, имеет право
на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне
с гражданами Российской Федерации без каких либо дополнительных разрешительных документов.

7. Свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (получение документа регулируется Указом Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом» и Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637″О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»). В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации данной категории лиц – не требуется каких либо дополнительных разрешительных документов (в порядке информации:
на территории Московской области программа не реализуется).

8. Временно пребывающие граждане государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

А) граждане Республики Беларусь.

В соответствии с решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда
и предоставление других социально-трудовых гарантий» действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения
и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации
в Республике Беларусь не применяется.

Б) граждане Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе иностранные граждане вышеуказанных стран имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18-ти лет
(ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ) на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации.

Пункты 4, 5, и 6 в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ, могут также входить
и в категорию II, так как в соответствии с ФЗ № 4528-1 за получением данных документов могут обращаться любые иностранные граждане, кроме категории III и иностранные граждане, попадающие под действие п. 1 ст. 2 ФЗ № 4528-1.

Пункт 7 и 8 в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ, может также входить
в категорию II и III.

В соответствии с п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ временно пребывающий
в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации,
на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также
по профессии, не указанной в разрешении на работу.

В свою очередь работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной
в разрешении на работу (за исключением случаев предусмотренных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»).

На данную категорию иностранных граждан распространяется ежегодное постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации, так как в соответствии
со ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ иностранный работник – это временно пребывающий
на территории Российской Федерации иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в установленном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115-ФЗ вышеуказанное постановление Правительства не распространяется на ВКС, а также в соответствии с п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе на граждан ЕАЭС. Так же не распространяется на п. 4, 5 и 6 в случае отнесения к категории II и к п. 7 в случае отнесения к категории II и III.

II. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин:

Разрешение на временное проживание (РВП) – отметка (штамп) в паспорте гражданской принадлежности о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации (получение документа регулируется ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ). В соответствии пп. 1 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, получивший РВП на территории Российской Федерации, имеет право
на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации без каких либо дополнительных разрешительных документов.

В соответствии с п. 5 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ временно проживающим иностранным гражданам разрешено работать лишь в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание (за исключением случаев предусмотренных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»).

III. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин:

Вид на жительство (получение документа регулируется ст. 8 ФЗ № 115-ФЗ). В соответствии пп. 1 п. 4 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ иностранный гражданин, получивший вид на жительство в Российской Федерации, имеет право
на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации без каких либо дополнительных разрешительных документов.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Российской Федерации, имеет право по собственному желанию изменять место своего проживания,
а значит осуществлять трудовую деятельность за пределами того региона Российской Федерации, где он получил вид на жительство.

Информация работодателям о приеме на работу иностранных граждан

Прием на работу иностранных граждан регулируется главой 50.1 ТК РФ.

При приеме на работу иностранного гражданина и оформления трудового договора в соответствии со ст. 65 ТК РФ следует истребовать следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные);

— миграционная карта, виза, разрешение на работу, патент либо иной документ подтверждающий законное пребывание иностранного гражданина на территории Российской Федерации (для временно пребывающих иностранцев);

— трудовая книжка, если нет, то работодатель обязан ее завести;

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
(если это первое место работы у иностранного гражданина, то работодатель, должен оформить страховое свидетельство);

— договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг;

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Для договора гражданско-правового характера запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

Так же наряду с представленными документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, иностранному гражданину необходимо, представить документы, предусмотренные ст. 327.3 ТК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

При приеме на работу иностранного гражданина следует учитывать Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2002 № 755
«Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу», в соответствии с которым определен список организаций, в которых запрещено осуществлять трудовую деятельность любой категории иностранных граждан.

О СОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ПО ФОРМЕ 0409601 ПИСЬМО МОСКОВСКОЕ ГЛАВНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 10 сентября 2004 г. N 09-15-4-11/70047 (Д) В связи с получением Московским ГТУ Банка России разъяснений от Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России касательно порядка составления отчетности по форме 0409601 «Отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте» доводим до сведения содержание указанных разъяснений. 1. В соответствии с пунктом 4.15 Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (далее — Инструкция N 113-И) графы 15 «Код страны гражданства физического лица», 16 «Ф.И.О. физического лица», 17 «Документ, удостоверяющий личность» и 18 «Адрес места жительства (место пребывания)» Реестра операций с наличной валютой и чеками заполняются при совершении операций с наличной валютой и чеками, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а также в случае проведения иных операций, подпадающих под действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Каким образом отражать в отчетности по форме 0409601 операции по покупке у физических лиц и по продаже физическим лицам (резидентам и нерезидентам) наличной иностранной валюты в случае, если сумма указанных операций менее 600000 рублей? В соответствии со сноской <*> к Порядку заполнения Реестра операций с наличной иностранной валютой и чеками (приложение 4 к Инструкции N 113-И) по усмотрению уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) в указанный Реестр могут быть включены иные сведения при условии сохранения сведений, установленных Инструкцией N 113-И. Таким образом, уполномоченный банк вправе в целях формирования отчетности по форме 0409601 включить в Реестр операций с наличной иностранной валютой и чеками дополнительную графу для внесения сведений о том, является ли физическое лицо резидентом или нерезидентом. 2. Каким образом (как операции резидентов или как операции нерезидентов) отражать в отчетности по форме 0409601 операции с наличной валютой и чеками в случае предъявления физическим лицом одного из следующих документов: — вид на жительство в Российской Федерации, вид на жительство, разрешение на временное проживание; — документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; — иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства; — удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе; — водительское удостоверение. В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно подпункту «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Таким образом, в случае предъявления физическим лицом вида на жительство в Российской Федерации (для лиц без гражданства) или водительского удостоверения, оформленного на территории Российской Федерации, операции с наличной иностранной валютой и чеками, совершенные с участием данного физического лица, подлежат отражению в отчетности по форме 0409601 как операции резидентов. В случае предъявления физическим лицом следующих документов: — вида на жительство (для лиц без гражданства); — разрешения на временное проживание (для лиц без гражданства); — документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (для лиц без гражданства); — иных документов, предусмотренных федеральными законами или признаваемых в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства; — удостоверения беженца (для беженцев); — свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданного дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе (для беженцев); — водительского удостоверения, оформленного за пределами территории Российской Федерации, — операции с наличной иностранной валютой и чеками, совершенные с участием данного физического лица, подлежат отражению в отчетности по форме 0409601 как операции нерезидентов. 3. Подлежат ли отражению в отчетности по форме 0409601 (и в какой строке) операции по покупке поврежденных денежных знаков иностранного государства (группы государств) за наличную валюту Российской Федерации? В связи с тем, что покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранных государств (группы государств) за наличную валюту Российской Федерации отражается по счету 20202 «Касса кредитных организаций» (пункт 3.1.7 Указания Банка России от 11.06.2004 N 1446-У «О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»), указанная операция подлежит отражению в отчетности по форме 0409601 по строке «Куплено у физических лиц — нерезидентов и принято по конверсии» или по строке «Куплено у физических лиц — резидентов и принято по конверсии». Заместитель начальника Д.М. Ян 10 сентября 2004 г. N 09-15-4-11/70047

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

приглашающая сторона — федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2012 № 315-ФЗ)

миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

патент — документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности; (Абзац введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство); (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

специальное учреждение — специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также — иностранные граждане, подлежащие реадмиссии). (Абзац введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 384-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (В редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 389-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона. (Абзац введен — Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее — подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ; от 19.05.2010 № 86-ФЗ; от 23.07.2013 № 203-ФЗ; от 20.04.2014 № 71-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ; от 31.12.2017 № 493-ФЗ; от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 224-ФЗ; от 28.12.2013 № 386-ФЗ)

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ; от 19.05.2010 № 86-ФЗ; от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

5. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 132 или 135 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 133 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым — третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 133 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

(Пункт в ред

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Порядок работы при выявлении ДЗРЗ в учреждениях Банка России
  • Глава 3. Порядок работы в кредитных организациях при выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением
  • Глава 4. Заключительные положения
  • Приложение 1. Порядок проведения радиационного контроля, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением в учреждениях Банка России и в кредитных организациях
  • Приложение 2. Журнал учета радиационного контроля
  • Приложение 3. Сведения, отражаемые в журнале учета радиационного контроля
  • Приложение 4. Требования к помещению для работы с денежными знаками с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 5. Акт о выявлении денежных знаков с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 6. Акт о гашении (уничтожении) денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 7. Акт о гашении (уничтожении) денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением
  • Приложение 8. Разрешение на гашение или уничтожение денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением

Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. N 131-И
«О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением»

С изменениями и дополнениями от:

15 августа 2012 г.

ГАРАНТ:

См. комментарий и разъяснения к настоящей Инструкции

Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117), Федерального закона «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607) и устанавливает порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением (далее — ДЗРЗ) и денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением в головных расчетно-кассовых центрах, расчетно-кассовых центрах и кассовых центрах территориальных учреждений Банка России, операционном управлении и отделениях Московского ГТУ Банка России, Первом операционном управлении Банка России, Головном хранилище (г. Москва) и межрегиональных хранилищах Центрального хранилища Банка России, полевых учреждениях Банка России (далее — учреждения Банка России) и кредитных организациях (головных офисах, филиалах, внутренних структурных подразделениях) (далее — кредитные организации), осуществляющих банковские операции с денежной наличностью.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации

С.М. Игнатьев

Согласовано

Заместитель руководителя
Федерального агентства по атомной энергии
(письмо от 06.11.2007 N 04-7664)

И.М. Каменских

Заместитель руководителя
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии
(письмо от 08.11.2007 N ВК-101-26/5404)

В.Н. Крутиков

Закон обязывает банки не только идентифицировать клиента, но и проверять информацию о совершаемых клиентом сделках, которые вызывают подозрение. Чтобы банки лучше понимали, куда «копать», Банк России выпустил методические рекомендации по проверке клиентов. Полагаем, что они будут полезны и самим клиентам банков, поскольку помогут сориентироваться в ситуации и избежать подозрений в незаконных операциях.

Наряду с налоговым органом хозяйственную деятельность налогоплательщиков и уплату налогов и взносов теперь контролируют еще и банки. В ходе проверки клиента банки могут запрашивать дополнительные документы по его деятельности, их перечень Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» и положением Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации…») не ограничен.

Подробнее о том, какие документы банки могут требовать от клиентов, читайте в статье «115-ФЗ: какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях».

Итак, по закону банки должны проверять информацию о сделках, совершаемых клиентами. Это делается, чтобы пресечь легализацию (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации и другие противозаконные операции. Если у банка возникнут подозрения в законности операции, он может даже отказать в выполнении распоряжения клиента (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

О том, что именно проверять и каких клиентов считать сомнительными ЦБ РФ рассказал в Методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Каких клиентов банки считают сомнительными

В первую очередь банки будут обращать внимание на тех клиентов, которые платят налоги в незначительных размерах – менее 0,9% от дебетового оборота по счету. Напомним, что ранее это значение составляло 0,5% оборота по счету (см. методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 № 10-МР).

Это не единственный признак совершения клиентом сомнительных операций. Банк России называет дополнительные признаки деятельности, вызывающей подозрения:

  • со счета не производятся выплаты зарплаты работникам клиента, перечисление НДФЛ, страховых взносов либо такие платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты;
  • фонд зарплаты сотрудников установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету уплачивается НДФЛ, но не перечисляются страховые взносы;
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами обычных операций клиента;
  • производимые по счету клиента платежи не имеют отношения к затратам по осуществляемому им виду деятельности. При этом не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента, например, оплата аренды, коммунальных платежей, закупка канцелярских товаров и др.;
  • нет связи между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного клиентом максимального оборота денежных средств по счету;
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от покупателей за товары, услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, которые НДС не облагаются (например, заем, обеспечение обязательств, реализация лома и пр. необлагаемые операции).

Также банки обязаны знать об устройстве, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью перевода денежных средств. Речь идет об IP-адресе, МАС-адресе, номере SIM-карты, номере телефона или ином идентификаторе устройства. Если идентификатор устройства клиента совпадает с идентификатором другого клиента, счета которого ранее были закрыты, такого клиента следует относить к категории повышенного риска и проверять информацию о совершаемых им сделках.

Кроме того, к категории повышенного риска будут отнесены клиенты банка, доверенные лица которых (получили криптографические ключи и аутентификационную информацию для работы в системе дистанционного банковского обслуживания) представляют также интересы других клиентов, счета которых были закрыты в рамках противолегализационных мероприятий.

БУХ.1С теперь в мессенджере Telegram! Присоединиться к каналу можно по ссылке: https://t.me/buhru (или набрать@buhru в строке поиска в Telegram). Новости о налогах, бухучете и программах 1С — теперь и в вашем телефоне!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх