Куперс

Бухучет и анализ

ФЗ 347 новое основание увольнения руководителя

Содержание

Разъяснения Минтруда России по вопросам применения Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

1 февраля 2017

1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

— государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);

— государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

— территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).

2. Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

3. Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ?

Действие Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:

— государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);

— государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

— территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р и от 12 декабря 2015 г. № 2555-р.

В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

4. Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:

— по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;

— по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие предельные размеры установлены:

— для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и от 2 января 2015 г. № 2);

— для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. № 1259).

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. № 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановления Информация о среднемесячной заработной платы руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5. Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность — замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 278 ТК РФ. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:

1) в связи с отстранением от должности руководителя организации — должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть:

1) несоблюдение установленного в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;

2) иные основания, предусмотренные трудовым договором.

документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 278 ТК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ

В п.п. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» содержатся следующие разъяснения:

Решение об увольнении руководителя принимается уполномоченным органом

При рассмотрении споров лиц, уволенных по пункту 2 статьи 278 ТК РФ, судам следует учитывать, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по данному основанию может быть принято только уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом).

Уполномоченные органы юридического лица вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий руководителя организации в том случае, если это отнесено к их компетенции, определяемой в соответствии с федеральным законом и учредительными документами.

В отношении руководителя федерального государственного унитарного предприятия такое решение принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

Увольнение руководителя без указания мотивов увольнения

Судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 ТК РФ допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части четвертой статьи 58 ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок.

Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ.

Если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 1, 2 и 3 ТК РФ), такое решение может быть признано незаконным.

В п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

Трудовой договор с руководителем не может быть прекращен в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске

Принимая во внимание, что статья 3 Кодекса запрещает ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения, а также учитывая, что увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора по существу является увольнением по инициативе работодателя и глава 43 Кодекса, регулирующая особенности труда руководителя организации, не содержит норм, лишающих этих лиц гарантии, установленной частью шестой статьи 81 ТК РФ, в виде общего запрета на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (кроме случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), трудовой договор с руководителем организации не может быть прекращен по пункту 2 статьи 278 Кодекса в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске.

Позиции Конституционного Суда РФ

Пункт 1 ст. 278 ТК РФ о прекращении трудового договора отстраненного от должности руководителя по закону о банкротстве не противоречит Конституции

Пункт 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора с руководителем организации его отстранение от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Данные законоположения, определяющие права арбитражного управляющего в деле о банкротстве и устанавливающие основание прекращения трудового договора с руководителем организации-должника, не регламентируют вопросы приема на работу на предприятие, находящееся в процессе банкротства, и также не нарушают конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе (определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1321-О).

Пункт 2 ст. 278 ТК РФ о возможности расторжения трудового договора с руководителем организации без указания мотивов не противоречит Конституции

Гражданин, свободно выражающий свою волю на занятие должности руководителя организации, имеет законодательно закрепленную возможность (статья 57 Трудового кодекса РФ) оговорить в трудовом договоре помимо размера компенсации порядок его досрочного расторжения. В частности, по соглашению сторон в трудовом договоре может быть установлен срок предупреждения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ. Кроме того, в силу дискреционного характера полномочия, предоставленного собственнику данной нормой, не исключается и возможность зафиксировать в трудовом договоре конкретные условия ее применения.

…Таким образом, взаимосвязанные нормативные положения пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ …, допускающие возможность расторжения трудового договора с руководителем организации по решению собственника без указания мотивов принятия такого решения, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что расторжение трудового договора с руководителем организации в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т.е. по соглашению сторон, а в случае спора — решением суда (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П).

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 17 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1

1) в части пятой статьи 6 слова «Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «федеральным законом»;

2) статью 145 изложить в следующей редакции:

«Статья 145. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.»;

3) часть третью статьи 168 после слов «в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам» дополнить словами «территориальных фондов обязательного медицинского страхования или»;

4) часть третью статьи 169 после слов «в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам» дополнить словами «территориальных фондов обязательного медицинского страхования или»;

5) в статье 278:

а) пункт 3 признать утратившим силу;

б) дополнить частью второй следующего содержания:

«Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть:

1) несоблюдение установленного в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;

2) иные основания, предусмотренные трудовым договором.»;

6) часть вторую статьи 323 после слов «органов местного самоуправления,» дополнить словами «территориальных фондов обязательного медицинского страхования,»;

7) часть восьмую статьи 325 после слов «в государственных органах субъектов Российской Федерации,» дополнить словами «территориальных фондах обязательного медицинского страхования,»;

8) часть пятую статьи 326 после слов «в государственных органах субъектов Российской Федерации,» дополнить словами «территориальных фондах обязательного медицинского страхования,», слова «указанных органов, учреждений» заменить словами «указанных органов, фондов, учреждений»;

9) в части пятой статьи 3491 слова «Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» заменить словами «федеральным законом»;

10) в статье 3492:

а) в части первой слова «Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» заменить словами «законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции»;

б) в части второй слова «Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» заменить словами «федеральным законом»;

11) абзац третий части первой статьи 3493 после слов «внебюджетных фондов Российской Федерации,» дополнить словами «территориальных фондов обязательного медицинского страхования,»;

12) дополнить статьей 3495 следующего содержания:

«Статья 3495. Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя указанных в части первой настоящей статьи фондов, учреждений, предприятий, размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных фондов, учреждений, предприятий.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации, предусмотренной частью первой настоящей статьи, запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, указанных в части первой настоящей статьи, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.

Порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате лиц, указанных в части первой настоящей статьи, и представления указанными лицами данной информации устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий, установленные в соответствии с частью второй статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), применяются с 1 января 2017 года.

3. Предельные уровни соотношения заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и заработной платы работников таких фондов, учреждений и предприятий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до 31 декабря 2016 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Увольнение директора по истечении срочного договора по своей инициативе

Уважаемый Михаил, также хочу обратить внимание на то, что работодатель должен Вас предупредить в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения,

И вот какая есть судебная практика по этому моменту:

Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации при увольнении в связи с истечением срока трудового договора
Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс» 4.1. Правомерно ли увольнение в связи с истечением срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если работник не был извещен о предстоящем увольнении или был извещен менее чем за три дня?
Существует судебная практика и работы авторов, согласно которым увольнение в такой ситуации является правомерным.
Сторонники данной позиции исходят из следующего. В соответствии со ст. 58 ТК РФ условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора и работник продолжает исполнять свои обязанности после истечения срока действия договора. Если работодатель выразил желание прекратить трудовые отношения до истечения срока трудового договора и приказ об увольнении издан не позднее последнего рабочего дня, то увольнение является правомерным.
В то же время анализ постановлений апелляционной и кассационной инстанций показывает, что нижестоящие суды иногда принимают решение в пользу работника, ссылаясь на нарушение его трудовых прав при несоблюдении работодателем процедуры увольнения, предусмотренной ст. 79 ТК РФ.
См. также:
Суть споров >>>
Последствия для работодателя в зависимости от решения суда >>>
Подробнее см. документы:
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.01.2013 по делу N 33-450/13 Требования работника: признать увольнение незаконным, восстановить на работе.
Обстоятельства дела: Работник был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением срока трудового договора. О прекращении трудового договора он не был своевременно предупрежден работодателем.
Вывод и обоснование суда: Увольнение правомерно. В удовлетворении требований работника отказано. Решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Поскольку основанием увольнения явилось истечение срока действия трудового договора, не имеет правового значения то обстоятельство, что работодатель за три дня не предупредил работника о предстоящем прекращении трудового договора.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 17.10.2012 по делу N 33-2935 Требования работника: восстановить на работе.
Обстоятельства дела: Работница была уволена в связи с истечением срока трудового договора. О прекращении трудового договора она не была своевременно предупреждена.
Вывод и обоснование суда: Увольнение правомерно. В удовлетворении требований работницы отказано. Решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Содержание срочного трудового договора свидетельствует, что работнице был известен срок, на который он был заключен, с чем она согласилась.
Несоблюдение требований ст. 79 ТК РФ о необходимости в письменной форме не менее чем за три календарных дня уведомить работника о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия не может являться самостоятельным основанием для признания увольнения незаконным. Указанная норма регулирует отношения, возникающие при наступлении определенного события — истечении установленного срока действия трудового договора. Это обстоятельство не связано с инициативой работодателя и наступает независимо от его воли.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.2012 N 33-6551/2012 Требования работника: признать срочный трудовой договор заключенным на неопределенный срок, признать увольнение незаконным, восстановить на работе.
Обстоятельства дела: Работница была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением срока трудового договора. О прекращении трудового договора она не была в письменной форме своевременно предупреждена работодателем.
Вывод и обоснование суда: Увольнение правомерно. В удовлетворении требований работницы отказано. Решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Работодатель утрачивает право расторгнуть с работником срочный трудовой договор при наступлении события, с которым связано истечение его срока только в том случае, если он не выразил своего желания прекратить трудовые отношения с работником до истечения срока трудового договора, а работник продолжает работу и после его истечения. Данный вывод следует из содержания ч. 1 ст. 79 ТК РФ во взаимосвязи с положениями п. 4 ст. 58 ТК РФ.
Если желание работодателя о прекращении трудового договора высказано до истечения срока трудового договора и приказ об увольнении издан не позднее последнего рабочего дня, то увольнение является правомерным.
Тот факт, что работник не был своевременно и надлежащим образом предупрежден о прекращении срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия, нарушает действующее трудовое законодательство, но не является основанием для восстановления на работе.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 25.04.2012 по делу N 33-880 Требования работника: восстановить на работе, признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.
Обстоятельства дела: С работницей заключен срочный трудовой договор по направлению центра занятости населения. Между центром занятости населения и работодателем заключен договор о создании последним рабочих мест для временного трудоустройства работников на срок не более трех месяцев. Работница уволена в связи с истечением срока трудового договора. Об увольнении не была уведомлена.
Вывод и обоснование суда: Увольнение правомерно. В удовлетворении требований работницы отказано. Решение суда первой инстанции отменено, и вынесено новое решение.
С лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы, заключается срочный трудовой договор (ч. 1 ст. 59 ТК РФ). Содержание срочного трудового договора и направление, выданное центром занятости работнице, свидетельствуют, что ей были известны и характер, и срок трудового договора, с которыми она согласилась.
Несоблюдение требований ст. 79 ТК РФ о необходимости уведомления работника о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения не может являться самостоятельным основанием для признания увольнения незаконным. Данная норма регулирует отношения, возникающие при наступлении определенного события — истечения установленного срока действия трудового договора. Это обстоятельство не связано с инициативой работодателя и наступает независимо от его воли.
Определение Московского городского суда от 06.10.2011 по делу N 33-29610 Требования работника: признать увольнение незаконным, восстановить на работе, признать срочный трудовой договор заключенным на неопределенный срок.
Обстоятельства дела: Срочный трудовой договор с работницей был продлен в соответствии со ст. 261 ТК РФ до окончания срока беременности. По окончании беременности работница была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением срока трудового договора. Уведомление о расторжении трудового договора было вручено ей только на следующий день после издания приказа об увольнении.
Вывод и обоснование суда: Увольнение правомерно. В удовлетворении требований работницы отказано. Решение суда первой инстанции отменено, и вынесено новое решение.
Работник, соглашаясь на заключение трудового договора на определенный срок, знал о его прекращении по истечении оговоренного периода.
Если срок действия срочного трудового договора истекает в период беременности женщины, работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей беременность, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности (ст. 261 ТК РФ). Работница обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать об окончании беременности.
Трудовой договор был продлен в соответствии с требованиями ст. 261 ТК РФ до окончания срока беременности работницы. По окончании беременности она к исполнению трудовых обязанностей не приступила, что дало работодателю основания для расторжения указанного договора.
Консультация эксперта, 2013 Вывод и обоснование автора: Статьей 79 ТК РФ предусмотрена необходимость уведомить работника о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения. Несоблюдение указанных требований не может являться самостоятельным основанием для признания увольнения незаконным. Данная норма регулирует отношения, возникающие при наступлении определенного события — истечения установленного срока действия трудового договора. Это обстоятельство не связано с инициативой работодателя и наступает независимо от его воли.

Тот факт, что работник не был своевременно надлежащим образом предупрежден о прекращении срочного трудового договора, нарушает трудовое законодательство, но не является основанием для восстановления на работе.
Книга: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.П. Орловского) («КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009) Вывод и обоснование автора: Из содержания ч. 4 ст. 58 ТК РФ следует, что работодатель утрачивает право расторгнуть срочный трудовой договор на основании истечения его срока только в том случае, если он не выразил своего желания прекратить трудовые отношения с работником до истечения срока трудового договора, а работник продолжает работу. Если работодатель высказал такое желание, оформив его как письменное предупреждение, увольнение может считаться правомерным, если желание работодателя высказано хотя и менее чем за три календарных дня, но до истечения срока трудового договора и приказ об увольнении издан не позднее последнего дня работы.
Книга: Увольнение по всем статьям Трудового кодекса РФ: Практическое пособие (Меденцев А.С.) («Экзамен», 2008) Вывод автора: Если работодатель предупредил работника о предстоящем увольнении не за три календарных дня, а, например, за один, но в письменной форме, причем приказ (распоряжение) об увольнении издан не позднее последнего дня действия трудового договора, то исходя из положений ч. 4 ст. 58 ТК РФ такое увольнение может считаться правомерным.

Увольнение генерального директора: нюансы и специфика процедуры

Статус генерального директора компании неоднозначен. С одной стороны, он определяется нормами корпоративного права, а с другой — трудового. О том, что необходимо предпринять, учитывая эту двойственную специфику, чтобы макимально безболезненно расстаться с директором, и что делать, если уже после его увольнения выяснится, что он действовал недобросовестно, читайте в материале.

Вопрос увольнения генерального директора компании может возникнуть в связи со следующими обстоятельствами:

  • собственное желание сотрудника;

  • соглашение сторон;

  • утрата доверия;

  • смена собственника;

  • решение учредителя;

  • ликвидация;

  • банкротство;

  • истечение срока трудового договора;

  • выход на пенсию.

При этом все перечисленные основания увольнения можно разделить на два типа — добровольное и принудительное освобождение от занимаемой должности.

На основании федеральных законов от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) и от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) уполномоченный орган компании принимает соответствующее решение. Уполномоченным органом может быть:

  • общее собрание акционеров;

  • собрание учредителей ООО;

  • решение единоличного собственника.

В случае нарушения процедуры решение может быть признано недействительным.

Рассмотрим возможные ситуации увольнения генерального директора более подробно.

Увольнение по желанию директора или по соглашению сторон

Начнем с самого простого: генеральный директор увольняется по соглашению сторон или по собственному желанию и работодатель не возражает.

В соответствии со ст. 280 ТК РФ руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц. В этом случае он направляет письменное уведомление почтой по адресу регистрации компании или передает лично учредителям. Причем если для ООО этот срок составляет 30 дней (п. 1 ст. 36 Закона об ООО), то для АО это срок равен 50 дням (п. 1 ст. 52 Закона об АО).

Процедура увольнения выглядит следующим образом:

  • генеральный директор направляет письменное уведомление о решении прекратить трудовые отношения;

  • созывается внеочередное собрание, на котором принимают соответствующее решение;

  • издается приказ об увольнении;

  • производится запись в трудовую книжку;

  • в последний день сотруднику выплачивается полный расчет при увольнении.

При этом необходимо назначить лицо, которому будут переданы полномочия, это может быть врио генерального директора.

Следующий этап — процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ. Сведения о смене директора необходимо подать в налоговую в трехдневный срок. Для этого потребуется заверить у нотариуса заявление по форме Р14001.

В случае нарушения сроков возможно наложение административного штрафа по ст. 14.25 КоАП РФ в размере 5000 руб.

Собственникам компании, директор которой увольняется, необходимо также проконтролировать выполнение следующих действий:

  • отзыв всех доверенностей;

  • передачу всех ключей и электронно-цифровых подписей (в отношении банков, отчетности, для участия в электронных торгах и т.д.)

  • замену банковских карточек;

  • передачу всех печатей и штампов организации;

  • отчетность по всем вверенным суммам;

  • передачу имущества организации, находящегося в служебном пользовании.

К этому списку напрашиваются несколько комментариев. Дело в том, что смена ЭЦП может занять некоторое время и об этой процедуре необходимо позаботиться заблаговременно, возможно, что потребуется создать параллельно дополнительные ключи ЭЦП для других сотрудников, чтобы не остаться без возможности подписывать документы в период смены генерального директора.

Что касается передачи имущества и документов, то в интересах обеих сторон будет проведение инвентаризации имущества, договоров и других значимых вещей во избежание возможных претензий к друг другу. Процесс может оказаться трудо- и времязатратным, поэтому его лучше не затягивать и сразу назначить комиссию, которая будет заниматься вопросами передачи дел.

Генеральный директор увольняется по собственному желанию, но работодатель против его увольнения

Ситуация, при которой генеральный директор увольняется по собственному желанию, но собственники бизнеса не принимают его «отставку», представляется более сложной задачей. В этом случае на директора по-прежнему распространяются все нормы трудового законодательства, но чтобы пройти эту процедуру с наименьшими потерями, придется предпринять следующие шаги:

  • генеральному директору необходимо будет направить уведомление о своем желании расторгнуть трудовой договор по юридическому адресу компании и/или по месту регистрации собственников бизнеса;

  • одновременно генеральному директору необходимо будет инициировать общее собрание и в случае, если собственники бизнеса в разумные сроки не предпринимают никаких действий, то самостоятельно снять с себя полномочия и передать дела. В случае невозможности передать дела преемнику, а им может быть и кто-либо из учредителей, если не назначен новый генеральный директор, можно передать документы нотариусу. Другой вариант — оставить документы у себя и передать учредителям по первому требованию;

  • далее, имея копию заявления об увольнении и документы, подтверждающие отправку и/или получение оригинала заявления об увольнении, генеральный директор может внести запись в ЕГРЮЛ самостоятельно во внесудебном порядке. Для этого также необходимо заверить у нотариуса заявление по форме Р14001 и направить его в налоговый орган.

Необходимо иметь в виду, что в таком случае может возникнуть юридический казус — с одной стороны, у компании должен быть указан в ЕГРЮЛ генеральный директор, но при этом у налоговой нет оснований не убирать из реестра запись об уволившемся директоре (подробнее о подходах налоговых органов и судов к решению данного вопроса читайте в материале «Директор решил уволиться, но общество против: можно ли аннулировать запись о директоре в ЕГРЮЛ?», «ЭЖ», 2017, № 33).

В практике автора был опыт, когда собственник компании являлся офшорной организацией и в процессе раздела активов между бывшими собственниками контроль и доступ к информации и связь с офшорным юрлицом были утрачены. В результате генеральный директор самостоятельно снимал с себя полномочия:

  • вносил запись в ЕГРЮЛ;

  • сообщал банкам о своем увольнении;

  • аннулировал все подписи;

  • передавал документы нотариусу.

Увольнение директора в связи с истечением срока трудового договора

Согласно ст. 275 ТК РФ в случае, если в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Последствия истечения срока действия срочного трудового договора предусмотрены в ч. 4 ст. 58 и ч. 1 ст. 79 ТК РФ и применяются в том числе к трудовым отношениям между организацией и ее руководителем, поскольку иных специальных правил трудовым законодательством не установлено.

Согласно установленным правилам о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Поскольку генеральный директор является руководителем общества, в его обязанности входит в том числе письменное уведомление о прекращении трудового договора с работником в связи с истечением срока его действия. При этом законодательство и судебная практика исходят из того, что если срочный трудовой договор не расторгнут вовремя, об истечении срока его действия работника заблаговременно не предупредили, то срочный трудовой договор трансформируется в бессрочный в соответствии с положениями ст. 58 ТК РФ. Это означает, что уволить сотрудника уже нельзя будет в связи с истечением срока трудового договора, а издание приказа об увольнении будет неправомерным. Чтобы этого не произошло, работника нужно вовремя предупредить о том, что трудовой договор с ним продолжаться не будет. Во избежание конфликтных ситуаций с генеральным директором, чьи полномочия подошли к концу, уведомление об истечении срока его трудового договора могут направить собственники.

Таким образом, процедура формально выглядит примерно так же, как и при увольнении по собственному желанию, разница будет только в формулировке и статье ТК РФ.

Увольнение генерального директора по решению собственников компании

Согласно ст. 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора с руководителем) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Как следует из п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», даже в случае отсутствия нарушений со стороны директора, собственники могут на внеочередном или очередном собрании принять решение о его смене. При этом прекращение трудового договора с руководителем организации по этому основанию не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты директору компенсации, предусмотренной ст. 279 ТК РФ.

Увольнение будет происходить по такой же схеме, как и при расторжении трудового договора по собственному желанию директора. Единственное, о чем следует помнить: такое решение учредителей в любом случае может оспариваться в суде по различным причинам. Например, если решение об увольнении было принято с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда.

Увольнение по решению собственников без выплаты компенсации возможно, если будет доказана вина генерального директора, например, выявлены факты хищения, заведено уголовное дело. Подчеркнем, что виновность генерального директора должна быть доказана и зафиксирована документально. Например, при недостаче во время инвентаризации должна быть доказана причастность генерального директора к хищению, должно быть заведено уголовное дело, если его вина не будет доказана в ходе расследования, то уволить его по этой статье без компенсации будет невозможно.

Расходы компании или упущенная выгода — еще более сложный предмет с точки зрения доказывания вины. Директор действует в рыночных условиях и имеет дело с определенными коммерческими рисками. Поэтому даже с привлечением экспертизы будет очень сложно доказать виновность и, самое главное, умысел в причинении вреда компании.

Необходимо иметь в виду, что основываться на допущениях, суждениях как поводе для увольнения нельзя. Даже комиссия, выявившая недостачу, не может быть органом, выносящим решение о виновности сотрудника.

Увольнение в связи с ликвидацией компании

Процесс увольнения генерального директора по решению учредителя при ликвидации организации кардинально не будет отличаться от процедуры увольнения любого другого наемного сотрудника в данной ситуации.

При ликвидации предприятия генеральный директор должен быть уведомлен за два месяца до момента расторжения трудового договора (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). При этом работодатель может предложить ему расторгнуть трудовой договор и до истечения данного срока, но при условии выплаты компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При увольнении по причине ликвидации фирмы директор имеет право на все виды выходных пособий и компенсаций, которые предусмотрены ТК РФ для увольняемых при ликвидации сотрудников, — выходное пособие (ст. 178 ТК РФ), компенсацию за неиспользованный отпуск и др. Кроме того, условиями трудового договора с директором могут быть предусмотрены и дополнительные выплаты при различных типах увольнений.

При ликвидации фирмы возможно прекращение трудовых отношений с директором, даже если он находится в отпуске, на больничном или в декрете.

Увольнение директора — это процедура, которая связана не только с трудовым законодательством, но и гражданским в части, регулирующей корпоративные правоотношения.

При ликвидации ООО трудовые правоотношения с сотрудниками прекращаются по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на основании решения о ликвидации. Решение о ликвидации может быть принято собственниками компании либо судом.

Увольнение в связи с выходом на пенсию

Когда генеральный директор увольняется по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в его заявлении (ст. 80 ТК РФ). При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено такое основание для увольнения, как достижение пенсионного возраста. Напротив, в соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Таким образом, при нежелании собственников бизнеса продолжать сотрудничество с генеральным директором, достигшим пенсионного возраста, им придется руководствоваться другими аргументами. Возможным основанием увольнения может быть п. 2 ст. 278 ТК РФ с последующей выплатой компенсации.

Прекращение полномочий генерального директора в связи с его смертью

Это, конечно, не совсем увольнение, но иногда на практике приходится сталкиваться и с такими случаями. Процедура может быть отягощена тем, что генеральный директор может являться собственником компании. В любом случае порядок действии должен быть следующим:

  • издается приказ о прекращении трудовых отношений на основании свидетельства, датированный датой смерти в соответствии с п. 6 ст. 83 ТК РФ;

  • делается соответствующая запись в трудовую книжку;

  • закрывается личная карточка;

  • все положенные выплаты перечисляются или выдаются законным наследникам.

При этом у организации возникает необходимость смены ключей, ЭЦП и т.д., а также назначения нового лица, исполняющего обязанности генерального директора и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Увольнение генерального директора — иностранца

На иностранных граждан распространяются практически те же нормы трудового законодательства, что и на российских, но есть и некоторые нюансы. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» российские работодатели обязаны уведомлять миграционные органы как о приеме на работу сотрудников, имеющих иностранное гражданство, так и об их увольнении. За неисполнение этой обязанности в установленный законом трехдневный срок для организаций предусмотрены санкции в виде штрафа размером 800 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Ответственность генерального директора

Согласно действующему законодательству на генерального директора может быть возложена как административная, так и уголовная ответственность даже после его увольнения. Это связано с тем, что нарушения могут быть выявлены гораздо позднее, например, в ходе инвентаризации или после прохождения налоговой проверки.

Уголовная ответственность директора предусмотрена за:

  • хищения и убытки, если доказаны умысел и виновность;

  • невыплату заработной платы;

  • неуплату налогов.

В соответствии со ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

  • два года после совершения преступления небольшой тяжести;

  • шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

  • десять лет после совершения тяжкого преступления;

  • 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.

В настоящее время наиболее актуальным является вопрос ответственности за неуплату налогов.

В соответствии со ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией, предусмотрена ответственность от штрафа в размере 100 000 руб. до лишения свободы на срок до двух лет. А совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере такое деяние может повлечь лишение свободы на срок до шести лет.

Крупным размером в этой норме признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15 млн руб., а особо крупным — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 45 млн руб.

Таким образом, даже после увольнения генеральный директор может нести ответственность за действия, совершенные в период работы в организации.

Напомним также, что с 28 июня 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ, развивающий положения о субсидиарной ответственности директоров за долги компаний, возникшие в результате их недобросовестного и неразумного поведения.

К сведению

На что следует обратить внимание при расторжении трудового договора с генеральным директором?

  • Не попадает ли работник в категорию сотрудников, имеющих детей в возрасте до трех лет, находящихся на больничном по причине временной нетрудоспособности?

  • Какие формы нарушений и оснований для увольнения прописаны в трудовом договоре работника?

  • Какие компенсации прописаны в трудовом договоре работника?
  • Наличие заключенного трудового договора.

  • Наличие должностных инструкций работника.

  • Какими полномочиями обладает общее собрание участников согласно уставу компании?

  • В случае обнаружения невыполнения служебных обязанностей или хищений, соблюдены ли сроки привлечение к административной или уголовной ответственности и выполнены ли формальности составления документов?

Судебное решение

В качестве примера привлечения директора к ответственности за убытки компании можно привести спор, в котором суд удовлетворил иск учредителя к бывшему директору о взыскании убытков в размере около 8 млн руб., возникших в результате заключения директором ряда контрактов от лица компании с фирмами-однодневками. Размер убытков был подтвержден материалами выездной налоговой проверки, в ходе которой обнаружились занижение директором налогооблагаемой базы и неуплата налога на прибыль, в связи с чем общество было привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа и пени (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 № 10АП-18605/2014 по делу № А41-36477/14).

В другом деле (постановление Московского городского суда от 30.09.2015 № 4у/2-4866/2015) заключение директором фиктивных контрактов с целью завышения расходов организации для уменьшения налогооблагаемой базы по НДС и налогу на прибыль стало основанием для привлечения его к уголовной ответственности с наказанием в виде лишения свободы на срок в один год и десять месяцев в исправительной колонии общего режима. Кроме того, по гражданскому иску суд постановил взыскать с директора более 20 млн руб. в доход государства.

Еще один пример — решение АС Свердловской области от 10.07.2016 по делу № А60-28209/2016. В этом деле прокурор подал заявление о привлечении генерального директора к ответственности по ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ за преднамеренное банкротство компании, однако суд не посчитал представленные прокурором доказательства достаточными и отказал в удовлетворении его заявления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх