Куперс

Бухучет и анализ

ФЗ по госзакупкам

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Госзакупки с каждым годом становятся все популярнее среди представителей малого и среднего бизнеса. И это логично. Ведь покупательская способность населения падает, а стоимость привлечения клиентов, налоги и конкуренция растут. При этом наше Государство, как закупало товары, работы и услуги, так и закупает и при этом стабильно за них платит.

Поэтому многие поставщики решают попробовать собственные силы в этой сфере. Однако, как только такое решение принято, у них возникает следующий вопрос: «С чего начать и в каком направлении двигаться?”. Информации по данной теме в интернете сейчас очень много, но есть одно НО. Новички в этой информации могут просто утонуть, так и не начав что-либо делать. Для того, чтобы с Вами этого не случилось, я и написал данную статью. Ну что? Вы готовы впитывать информацию? Тогда давайте начинать… (Примечание: настоящая статья актуализирована 24.12.2019 г.).

1. Госзакупки для «чайников”: с чего начать и куда двигаться?
2. 44-ФЗ о госзакупках для чайников
3. Книга «Госзакупки для «чайников””: что это и для кого?

Госзакупки для «чайников”: с чего начать и куда двигаться?

Итак, Вы решили разобраться с госзакупками и начать в них участвовать.

Первое, что Вы должны сделать, это зайти на сайт Единой информационной системы (zakupki.gov.ru) и проверить спрос на Ваши товары (работы, услуги). Если Вы еще не решили, что конкретно Вы хотите продавать, то просто посмотрите, что закупают Заказчики и выберите для себя подходящую нишу.

Это можно сделать достаточно просто. На главной странице сайта в строке быстрого поиска Вы вводите ключевое слово и нажимаете в правой части поисковой строки на пиктограмму с изображением лупы.

После того, как Вы это сделаете, ниже на странице отобразятся результаты поиска.

По умолчанию система отобразит все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, в которых в названии закупки встречается введенное Вами ключевое слово. Также обратите внимание и на этап закупки. По умолчанию отображаются закупки по всем этапам. Вы можете подобрать другие ключевые слова и посмотреть, сколько записей отобразит система.

Если Вы увидите, что закупки в Вашей нише есть, то можно приступить к более глубокому анализу. Можно сузить круг поиска закупок в конкретном регионе, посмотреть протоколы завершенных закупок, увидеть цены победителей, определить сезонность закупок и объем рынка. Вся эта информация доступна на сайте в открытом доступе и абсолютно бесплатна. При этом Вам не понадобится регистрация на данном сайте или электронная подпись. Просто заходите и анализируете.

Второй этап. Вы провели предварительный анализ, поняли, что закупки по Вашему направлению есть. Что делать дальше? Дальше Вам необходимо разобраться с правилами участия в госзакупках. Основным документом, регламентирующим эти правила, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Этот нормативный документ достаточно объемный и сложный для восприятия, но деваться Вам некуда. Без знания этого закона дальше двигаться будет сложно. Учить наизусть закон не нужно, но несколько раз прочитать его все же стоит.

Во-первых, Вы поймете, где какая информация находится и при необходимости сможете быстро ее найти. А, во-вторых, вы поймете, как и в какой последовательности проводятся закупки, какие документы должны быть в составе заявок и другие важные моменты связанные с участием в госзакупках.

Я категорически не рекомендую приобретать закон в печатном издании, так как информация быстро устаревает. Лучшим решением будет зайти на сайт КонсультантПлюс и . Лично мне удобней работать с электронным документом, но при необходимости Вы сможете его распечатать.

Помимо этого, мы с моим коллегой Андреем Плешковым разработали очень полезный инструмент для быстрого и эффективного изучения закона — Интеллект-карты по 44-ФЗ. Если хотите больше узнать о данном инструменте, то заходите сюда.

Третий этап. На этом этапе Вы должны подготовить фундамент для своего дальнейшего участия.

Во-первых, нужно выбрать организационно-правовую форму для участия в госзакупках. Это может быть участие в качестве ИП, либо Вы решите зарегистрировать ООО. Участвовать в качестве физического лица можно, но крайне невыгодно. Да, я как раз имел в виду огромный налог НДФЛ 13%, который будет удерживаться с Вас Заказчиками при оплате по контракту. К тому же есть и еще ряд ограничений по участию в госзакупках физических лиц. Об этом подробнее я рассказываю в своей книге «Госзакупки для «чайников””.

Во-вторых, Вам необходимо будет выбрать систему налогообложения, открыть расчетный счет в банке и заказать печать.

В-третьих, Вам необходимо приобрести квалифицированную электронную подпись и пройти регистрацию в ЕИС (zakupki.gov.ru) для того, чтобы иметь возможность принимать участие в электронных закупках, проводимых на 8-ми «федеральных” электронных площадках.

И, в-четвертых, Вам понадобится открыть специальный счет. Это отдельный счет, который используется участниками закупок для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и оплаты вознаграждения за победу в электронной закупке.

Теперь у Вас есть необходимый минимум для старта, но нет навыков. Нет навыков поиска закупок, подготовки заявок, участия в торгах, подписания контракта, взаимодействия с Заказчиками и так далее. Если все это обобщить, то Вам нужна ПРАКТИКА участия в госзакупках.

Практические навыки Вы можете приобретать самостоятельно, набивая шишки, либо и двигаться под присмотром опытных специалистов. Но есть и третий вариант — отдать данное направление на аутсорсинг. У каждого варианта есть, как свои плюсы, так и минусы, поэтому выбирать Вам. Кстати, о форматах участия в госзакупках, у меня есть отдельная глава в книге «Госзакупки для «чайников””. В ней я подробно разобрал все плюсы и минусы каждого формата. Поэтому выбирайте подходящий формат и вперед!

44-ФЗ о госзакупках для чайников

Как уже было написано выше, основным нормативно-правовым актом, регламентирующим госзакупки в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Именно с изучения этого закона стоит начинать «чайникам”. Однако хочу Вас предупредить, что помимо 44-ФЗ есть еще масса сопутствующих НПА. Это Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, другие федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, письма и разъяснения.

Найти большую часть этих документов Вы сможете на сайте ЕИС в разделе «Документы”.

Что касается нормативно-правовых документов, то написаны они сухим юридическим языком, поэтому Вам часто придется перечитывать одни и те же абзацы по нескольку раз. Да, есть разъяснения к закону, но они также написаны юристами для юристов. Поэтому мы с Андреем и создали в свое время интеллект-карты к 44-ФЗ, чтобы разобрать этот огромный и сложный документ по полочкам. И нам это действительно удалось. Помимо интеллект-карт на моем сайте Вы также найдете массу полезных статей, в которых человеческим языком объясняются сложные юридические вопросы. А если какой-то момент останется для Вас непонятным, Вы всегда сможете задать свой вопрос в комментариях.

Книга «Госзакупки для «чайников””: что это и для кого?

Если Вы долго искали литературу по госзакупкам для чайников, в которой бы сложные моменты были рассказаны простым языком, то Вы ее нашли. Некоторое время назад я написал книгу для начинающих участников госзакупок, которая называется «Госзакупки для «чайников”. Это абсолютно бесплатная книга, которую скачали и прочитали уже более 10000 человек.

Важный момент! Книга периодически обновляется. Поэтому вся информация в ней находится в актуальном состоянии.

Что это за книга и для кого? Книга об участии в государственных закупках для начинающих специалистов, менеджеров и руководителей всех уровней, которые решили самостоятельно разобраться в данной сфере. В книге содержится фундаментальная информация по госзакупкам, которая позволит Вам оттолкнуться и начать двигаться дальше

Получить эту книгу, Вы сможете .

На этом у меня сегодня все. Надеюсь, информация была для Вас полезной. Все вопросы по теме пишите ниже, я с радостью на них отвечу.

Онлайн-семинар
27 апреля 2016

Лектор:

Плавник Радион Борисович — главный эксперт по бюджетному учету Международного института сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров, аттестованный преподаватель ИПБ России.

Регламент:
11:00—12:00 Регистрация участников
12:00—19:00 Время проведения

План семинара:

1. Зачем бухгалтеру учреждения знать законодательство о закупках? Обсуждаем требования профессионального стандарта «Бухгалтер» в части необходимых знаний бухгалтера. Бухгалтер – основной контролёр закупочной деятельности учреждения.

2. Нормативно-правовое регулирование закупочной деятельности: какие законы должен знать бухгалтер. Изменения в законе № 44-ФЗ и иных НПА, вступающих в силу в 2016 году. Новая редакция КоАП: что придумало государство? НПА локального уровня или какие приказы необходимо издать на уровне учреждения.

3. Участники правоотношений по закупкам: заказчики, участники, поставщики (исполнители), ФАС, Минэкономразвитие, Федеральное Казначейство, Счётная Палата. Их правовой статус, полномочия, обязанности. Контрактный управляющий – нужна ли должность в штатном расписании? Полномочия и ответственность членов комиссии по закупкам.

4. Основные виды отношений, регулируемые законодательством о закупках. Алгоритм закупочной деятельности учреждения. На каких этапах закупочной деятельности существует необходимость участия бухгалтера.

5. Планирование закупок и принцип эффективного использования средств бюджета: как доказать проверяющим необходимость закупки? Обоснование целей закупки, обоснование количества и качества закупаемых товаров (работ, услуг), обоснование способов закупки. Калькулирование производства государственных (муниципальных) услуг – основной метод обоснования закупки. Методы и способы формирования нормативной калькуляции. Требования Постановления Правительства от 26.06.2015 № 640 к формированию нормативной калькуляции.

6. Обоснование и расчёт начальной максимальной цены контракта: в каких случаях, какие способы применяются. Комментарий к Приказу МЭР от 02.10.2013 № 567. Обобщение практики проверок контрольно-счётными органами расчёта НМЦК.

7. Способы определения поставщиков: какие риски могут возникнуть у учреждения? Когда бухгалтеру создавать резервы на оплату штрафов? Закупки у единственного поставщика – рассматриваем основные ошибки применения данной процедуры. Бухгалтерский и бюджетный учёт проведения конкурентных процедур.

8. Заключение контракта – принятие бюджетных обязательств – первый этап в исполнении бюджета по расходам (ч. 2 ст. 219 БК РФ). Требования ГК РФ и 44-ФЗ к оформлению контракта. Комментарий к ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ. Как доказать проверяющим, что при заключении контракта мы проявили должную осмотрительность (комментарий к Письмам Минфина РФ и ФНС РФ). Случаи и процедуры изменения и расторжения контракта: какие документы требовать? Бухгалтерский и бюджетный учёт заключения, изменения и расторжения контракта.

9. Исполнение контракта поставщиком – принятие и подтверждение денежных обязательств – второй этап исполнения бюджета по расходам (ч. 2 ст. 219 БК РФ). Что нужно знать бухгалтеру об исполнении контракта. Как проверить качество и количество поставляемого товара. Комментируем требования 44-ФЗ об обязательной экспертизе поставленного товара. Документооборот исполнения контракта, или какие документы требовать от поставщика. Бухгалтерский и бюджетный учёт исполнения контракта поставщиком.

10. Исполнение контракта заказчиком – исполнение денежных обязательств – заключительный этап исполнения бюджета по расходам (ч. 2 ст. 219 БК РФ). Требования к срокам оплаты исполненного контракта. Возможность и размеры авансирования исполнения контракта поставщиком. Бухгалтерский и бюджетный учёт исполнения контракта заказчиком.

11. И снова о наболевшем: учёт на 109-х счетах – это возможность доказать проверяющим «соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки». Классификация расходов, методы и способы учёта.

Сфера закупок постоянно и интенсивно изменяется с момента своего формирования. Системообразующие законы отрасли «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг» (223-ФЗ) уже много раз подвергались правкам, причем, по мнению участников рынка, не всегда последовательным. Заказчики и поставщики сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым правилам, которые нередко вызывают еще больше вопросов, чем уже привычные старые. Сейчас завершается очередной виток трансформации сферы закупок, предусматривающей ее масштабную электронизацию.

О том, к чему привела электронизация закупок, и получит ли сфера закупок четкий вектор развития в дальнейшем, в интервью «Интерфаксу» рассказала руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина России Татьяна Демидова. — С 1 января текущего года все госзакупки были переведены в электронную форму, как и часть закупок госкомпаний — закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Электронизация госзакупок свершилась. Можно ли уже подвести первые итоги этого шага? — Итоги электронизации госзакупок пока подводить рано. С одной стороны, уже есть первые результаты применения положений 44-ФЗ в части осуществления всех госзакупок в электронной форме, которые вступили в силу с 1 января. Важно отметить, что начало применения электронных способов закупок совпал с периодом, когда в стране началась активная реализация национальных проектов. Соответственно, денежные средства, выделенные на нацпроекты, заказчики также начали тратить с 1 января в соответствии с 44-ФЗ. В результате мы имеем значительное увеличение средней стоимости цены контракта при уменьшении среднего числа самих закупок. Это говорит о том, что началась реализация крупных проектов. При этом увеличение цены закупки влечет наступление и иных, связанных с ней, последствий, например, таких как фактическое увеличение размера обеспечения, следовательно, возможное уменьшение числа потенциальных поставщиков. В целом, первые итоги электронизации госзакупок можно будет подводить по результатам всего 2019 года, поскольку первое полугодие не является показательным. — Произошла электронизация не только госзакупок, но и закупок госкомпаний у субъектов МСП. Теперь они должны проводить такие закупки в соответствии с нормами, близкими к положениям 44-ФЗ. Есть ли здесь заметные результаты? — Если говорить о так называемых спецзакупках или закупках госкомпаний у субъектов МСП, то надо понимать, что мы говорим не обо всех субъектах 223-ФЗ, а только о крупнейших компаниях (в настоящее время в перечень крупнейших госкомпаний входит более 700 хозяйствующих субъектов). Те показатели, которые ставились по этому направлению (уровень конкуренции, доля закупок у МСП в общем объеме закупок госкомпаний), в том числе и «Корпорацией МСП», у нас выполняются. Нельзя сказать, что мы достигли вершины, но тенденция, которая есть, — положительная. — С запуском нацпроектов особенно четко выявился ряд узких мест в закупочном законодательстве, потребовавших оперативного вмешательства — упрощения закупочных процедур и сокращения времени их проведения. Причем речь шла именно о быстром решении этих проблем, чтобы госзаказчики успели своевременно провести закупки в рамках нацпроектов. Удалось ли успеть? — С упрощением госзакупок мы успели как раз вовремя — активная контрактация у нас происходила в мае-июне. При этом те поправки, которые были приняты, касаются не только стадии проведения закупки и заключения контракта, но и его исполнения. А именно, 95-ой статьи — об особенностях исполнения госконтракта. В числе новых положений статьи появилась норма о возможности изменения существенных условий контракта в определенных случаях. У нас было поручение правительства — с участием регионов провести работу по анализу готовности субъектов РФ перейти к исполнению принятых норм закона. В результате все регионы заявили о своей готовности работать в соответствии с новым положением 95-ой статьи. Все ждали правительственного акта об определении начальной (максимальной) цены контракта в сфере строительства, с которой допускается изменение существенных условий. Этот порог определен в 100 млн рублей. Это, а также произошедшее существенное сокращение сроков проведения электронных аукционов, в том числе в сфере строительства, оценивается заказчиками положительно. В целом, успели с этими изменениями вовремя. Еще одно значимое изменение, уже повлиявшее на сроки проведения закупок, — новые положения по планированию закупок. Одно из них уже действует и предусматривает сокращение срока между датой внесенных изменений в план-график закупок и собственно извещением о закупке до одного дня вместо ранее установленных десяти. Другие положения упрощают саму систему планирования в госзакупках — объединяют в единый документ план-график с планом закупок. Эти положения будут применяться только в отношении закупок на следующий год. — Сейчас готовится второй крупный пакет поправок к 44-ФЗ — так называемый «осенний», который должен подвести черту под оптимизацией закона «О контрактной системе». Какие из поправок, по оценке Минфина, наиболее актуальны и значимы? — Для нас сейчас важно сокращение способов закупок. Как минимум, необходимо исключить запрос предложений, а также сократить число видов конкурсов. Предлагаем сохранить только открытый и закрытый конкурсы — без всяких двухэтапных конкурсов и конкурсов с ограниченным участием. По данным нашего мониторинга применения 44-ФЗ, количество таких процедур минимально и нередко заказчики путаются и ошибаются с выбором того или иного способа проведения закупок. В то же время, при сокращении числа видов процедур необходимо обеспечить защиту заказчиков от срывов закупок и обеспечить участие в них ответственных поставщиков. Особенно если мы говорим о дорогих контрактах. Поэтому еще одно наше предложение — введение универсальной предквалификации. То есть, если стоимость контракта достигает определенной суммы, которая будет определена правительством, то к участию в такой закупочной процедуре будет допускаться только тот поставщик, который уже обладает опытом исполнения любого госконтракта. Мы предлагаем установить ценовую планку для таких закупок на уровне 20 млн рублей, так как 44-ФЗ данная сумма определена для спецзакупки у субъектов МСП. Наверное, нецелесообразно опускать планку ниже, поскольку малый бизнес, зачастую представленный новыми компаниями, без опыта работы по госзаказу, должен иметь возможность для входа в сегмент госзакупок. Тем более, что в прошлом году средняя цена госконтракта составила около 2 млн рублей. То есть 20 млн рублей — уже существенная планка. — Что имеется в виду под универсальной предквалификацией? — Сейчас в рамках 99-го постановления правительства есть специальная предквалификация, то есть когда необходимо иметь опыт, непосредственно соответствующий предмету контракта — например, в области строительства. Мы же предлагаем установить только одно квалификационное требование — наличие опыта по исполнению любого госконтракта. Если такой опыт у компании есть, то это означает, что участник знаком с контрактной системой, имеет представление, как она работает, какие обязательства необходимо выполнить, какая накладывается ответственность и какие штрафные санкции могут наступать в случае их неисполнения. Введение универсальной предквалификации может послужить, кстати, основанием для корректировки самого 99-го постановления. В него уже внесено много изменений. Правда, большей частью уточняющих, систематизирующих. Сейчас же есть предложения и от отраслевых ФОИВов, и от субъектов РФ по специальным предквалификационным требованиям к поставщикам по ряду предметов закупок. То есть, имеется повод еще раз провести ревизию постановления и привести его в соответствие с реальными потребностями заказчиков и поставщиков. — Какие еще направления совершенствования 44-ФЗ Минфин считает актуальными? — Первый, или весенний законопроект, с комплексными поправками к 44-ФЗ, принимался очень быстро. В него включили все те предложения, которые были необходимы для срочного облегчения осуществления закупок, в связи с чем данные поправки не вызывали существенных споров и их получилось быстро согласовать. Вопросы, связанные с электронизацией, с электронными магазинами и многие другие, были нам известны еще весной, но учитывая, что их решение требует более детальной проработки и согласования, а также стоящую задачу — оперативно снять самые острые проблемы, они не вошли в весенний пакет поправок и оставлены на осень. Объем поправок в осеннем законопроекте будет намного больше, чем в весеннем. Поэтому вряд ли принятие этого законопроекта пройдет также быстро, как весеннего. Но осенний пакет поправок — не единственный законопроект в сфере госзакупок, запланированный к рассмотрению в ходе осенней сессии Госдумы. Есть, в частности, законопроект о совершенствовании закрытых способов закупок. В этом законопроекте есть, например, норма об исключении документации о закупке при проведении открытых закупок — сохранится только извещение. Еще одна актуальная тема на осень — автоматизация всего хода проведения процедур. Сейчас у нас некоторые процедуры уже автоматизированы, но по факту значительная часть процесса закупок остается бумажной. Те же контракты формируются в виде текстового файла, обмен, например, претензионными документами, документами об исполнении контракта, обжаловании действий заказчика также происходит в бумажной форме. Продолжение этой темы — электронное актирование — подписание акта о приемке в электронной форме. Поэтому все процессы, которые есть в рамках 44-ФЗ, надо полностью автоматизировать. Также считаем необходимым вернуться к 93-й статье 44-ФЗ, регламентирующей закупки у единственного поставщика. Ее нужно дополнительно проанализировать, поскольку есть ряд вещей, которые необходимо привести в соответствие с существующей экономической ситуацией. В частности, сейчас нет возможности закупки у единственного поставщика, когда госзаказчик покупает имущество банкрота. Здесь встречаются два законодательства — о закупках и о банкротстве. В результате имеем ситуации, когда имущество банкрота, например, социально значимый объект, необходимо госзаказчику (орган власти), но который этот объект купить не может без проведения процедуры закупки. А продавец на такую процедуру также не может прийти на закупку, потому что должен реализовать это имущество на торгах. Хочу отметить еще одну задачу, требующую решения. Это нормирование. Сейчас действует громоздкая трехзвенная система, когда на федеральном уровне есть правительственный акт, устанавливающий требования к нормированию для госорганов. Субъекты в соответствии с порядком, установленным правительством, устанавливают свои правила нормирования. А есть еще акты заказчиков, которые сами уже непосредственно утверждают ведомственные акты по нормированию. Для решения вопроса нормирования мы предлагаем также использовать Каталог товаров, работ, услуг. — Если говорить о Каталоге, то каков уровень его наполнения и как активно он используется заказчиками? — Каталог активно используется — есть постановление правительства №145, устанавливающее порядок использования Каталога. В нем указано, в частности, что позиции Каталога являются обязательными для использования заказчиками. Применение Каталога развивается достаточно широко. Например, большинство от количества закупок нефтепродуктов и медицинских изделий осуществляется с использованием Каталога. Но имеется нюанс. В ряде случаев заказчики пользуются условием, указанным в 145-м постановлении. Речь идет о праве заказчика дополнить имеющееся в каталоге описание дополнительными характеристиками — «при необходимости». Это «при необходимости» можно разделить на две части. Одна, когда необходимость действительно есть и прописываются дополнительные существенные характеристики. Другая — необходимости нет, но заказчик все равно прописывает дополнения, которые в ряде случаев приводят к необоснованным ограничениям участников. На перспективу, по мере наполнения каталога, планируем осуществить «закрытие» позиций каталога. То есть заказчики не смогут по своему усмотрению прописывать дополнительные характеристики и на этом основании, по факту, игнорировать Каталог. — Вы упомянули электронные магазины. Сегодня это направление активно развивают и площадки, и регионы и госкомпании. Каким Минфин видит развитие этой области закупок? — Вопрос автоматизации закупок малого объема мы считаем актуальным и требующим решения. Эта тема давно обсуждается и мы подошли к черте, когда уже можно принимать решения. Но дискуссия по этой теме будет непростой. Мы с другими регуляторами сходимся во мнении, что это нужно делать. Но у каждого есть свое видение, как надо делать и по выстраиванию алгоритма проведения таких закупок, и по действиям участников, и по размещению информации о таких закупках. В этой области есть очень много моментов, которые требуют детального анализа. Здесь есть несколько важных, принципиальных вопросов. Один из них — какой механизм должен использоваться при проведении таких закупок, должна ли быть обязательная переторжка? Другой вопрос связан с нахождением консенсуса по электронным магазинам — что они такое. Это операторы электронных площадок для госзакупок или это какие-то другие операторы и другие площадки, есть ли необходимость ограничения их числа, как было сделано в рамках 44-ФЗ, или необходимо сделать доступ к этому сегменту максимально широким. Еще один вопрос, требующий решения — функционирование самого электронного магазина. Мы для себя видим обязательное взаимодействие электронного магазина с Каталогом товаров, работ, услуг. Чтобы понимать, что происходит в части закупок, все должны говорить на одном языке. И таким языком должен быть каталог, в котором в описании той или иной позиции определена, по сути, потребность заказчика — то, что ему нужно. Привязка закупок к позициям каталога позволит понять, сколько это стоит в разных магазинах, и что заказывает заказчик — и насколько это соответствует потребностям государства. Поэтому все операторы ЭТП, в том числе электронных магазинов, независимо от того, какая модель работы будет выбрана, должны будут использовать каталог. Помимо этого, модель работы электронных магазинов также должна удовлетворять регионы. Дело в том, что закупки малого объема сейчас законодательно не регулируются, но субъекты вышли на электронное регулирование таких закупок — за счет создания во многих регионах своих электронных магазинов. Поэтому нам важно не навредить при создании единого механизма для этого сегмента. То есть, новый механизм должен, в числе прочего, обеспечивать сохранение тех положительных результатов, которые уже достигнуты к настоящему времени на практике применения электронных магазинов. — Есть ли представление, какая финансовая модель должна использоваться? Те электронные магазины, которые в настоящее время действуют у операторов ЭТП и у субъектов РФ, работают, как правило, бесплатно для участников закупок. — Финансовая модель работы электронных магазинов также требует уточнения. Можно сделать по аналогии с действующим сейчас финансовым механизмом работы ЭТП — предоставить оператору магазина право устанавливать стоимость за участие в процедуре или не устанавливать таковую. А на уровне государства определить предельный размер такой платы. Какую именно модель выбрать — еще предстоит решить. Особенно важен этот вопрос для операторов электронных магазинов — не продумав экономическую модель мы, с введением регулирования, можем сделать неэффективной работу электронных магазинов. — Есть ли оценка объема закупок малого объема? Прежде эксперты называли сумму порядка 1 трлн рублей. — Оценки объема закупок малого объема сейчас нет — контракты по таким закупкам не размещается в ЕИС. Это как раз та тематика, которую предлагаем урегулировать в рамках осеннего законопроекта — предусмотреть размещение информации по таким закупкам в реестре контрактов. В таком случае у нас появятся достоверные данные о том, какие средства у нас тратятся на закупки малого объема. — Помимо госзакупок есть еще один, даже более масштабный сегмент закупок, который уже упоминался — закупки госкомпаний. Какие у Минфина планы по развитию 223-ФЗ? — В этом сегменте у нас есть первоочередные задачи. Одна из них — принятие законопроекта по закрытому перечню документов, которые заказчик при проведении закупки среди МСП вправе требовать от участника в составе заявки. Сейчас текст законопроекта, доработанного ко второму чтению, внесен на рассмотрение Госдумы. Другой подготовленный министерством законопроект касается вопроса предоставления банковских гарантий при закупках госкомпаний у субъектов МСП. Он почти аналогичен нормам 44-ФЗ, но предоставляет заказчикам выбор: госкомпания при проведении конкретной закупки может не требовать обеспечения в форме банковской гарантии, но если такое требование устанавливается, то такая гарантия должна будет соответствовать предусматриваемым требованиям. Это обусловлено проблематикой 223-ФЗ, когда заказчик сам определяет пул банков, предоставляющих банковские гарантии. В результате поставщик сталкивается с ситуацией, когда ему нужно принести банковскую гарантию из нескольких конкретных банков, ряд из которых, например, аффилирован с заказчиком. Это будет основной блок поправок к 223-ФЗ на ближайшее время. Помимо этого ведется работа по направлению закупок у взаимозависимых компаний. Такие закупки с недавнего времени выведены из-под действия 223-ФЗ. У нас есть поручение правительства, в рамках которого мы должны проанализировать происходящие изменения в закупках госкомпаний, связанные с выводом из-под действия 223-ФЗ сделок с взаимозависимыми компаниями. Но когда мы говорим о сделках, выведенных из-под 223-ФЗ, то нужно понимать, что соответствующая информация в ЕИС не размещается. Поэтому сейчас мы делаем запросы крупнейшим заказчикам — в том числе, запрашиваем информацию об объемах закупок у взаимозависимых компаний. И уже на основании представленных данных сможем сделать необходимую оценку. — Изменений планируется много. После их принятия контрактная система потребует дальнейшего развития или начнется работа над устранением шероховатостей? — У нас есть видение дальнейшего развития контрактной системы. Сейчас задача номер один — полностью пересмотреть и оптимизировать 44-ФЗ. Он сейчас стал, можно сказать, флагманским законом — на него идет отсылка в 223-ФЗ, в законе об аудите и в иных различных отраслевых законах. Если посмотреть по подзаконным актам, которые принимаются в разрезе других законодательств, то многие из них опять же ссылаются на нормы 44-ФЗ. Поэтому мы для себя видим, что осенний законопроект должен стать если не последним, то одним из последних законопроектов по оптимизации 44-ФЗ. Мы рассчитываем, что принятие этих поправок позволит завершить активную стадию реформирования, и все участники контрактной системы получат стабильную правовую базу в сфере закупок. Эта «остановка» позволит заняться всеми сопутствующими элементами. Например, тем же 223-ФЗ — здесь необходимо определиться, в какую сторону его развивать дальше, на какие элементы закупок госкомпаний можно распространить нормы 44-ФЗ, чтобы не писать регулярно «зеркальные» нормы в оба документа. То есть, можно говорить об унификации тех вещей, которые являются одинаковыми и для госзаказчиков, и для госкомпаний. На дальнюю перспективу возможно, например, обсудить вопрос «кодификации» всего закупочного законодательства. Здесь надо понимать, что речь не идет о распространении норм 44-ФЗ на все закупочные процедуры, которые действуют в других сферах. Мы говорим о том, что, если есть большое количество общих, одинаковых положений, то данные положения должны быть в одном месте, но с сохранением имеющихся особенностей для тех или иных направлений — например, в сфере 223-ФЗ, гособоронзаказа и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх