Куперс

Бухучет и анализ

Гарантии президента РФ

Тема 20. Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ

О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.

Предыдущая

1. Президент Республики — субъекта Российской Федерации

Согласно конституциям ряда республик Российской Федерации (Республики Татарстан, Республики Тыва, Республики Калмыкия, Республики Кабардино-Балкария, Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики и других), в них учреждена должность Президента. Однако правовой статус Президента законодательством республик определяется по-разному.

Так, если в Республике Татарстан Президент является главой государства, то в Тыве — главой государства и исполнительной власти, Ингушетии — главой государства и высшим должностным лицом государства, в Калмыкии — главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В Республике Бурятия Президент является главой республики, ее исполнительной власти и Председателем правительства.

Президенты республик избираются народом на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. При этом в большинстве республик Президент избирается сроком на пять лет и лишь в Бурятии и Коми — на четыре года. Во всех республиках установлено правило, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

Во всех республиках действует правило, что на должность Президента не может быть выдвинут гражданин, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. В большинстве республик не может быть избран Президентом гражданин, свободно не владеющий языками республики.

После вступления в должность Президент республики приостанавливает свое членство в политических партиях, общественных объединениях. Он не вправе занимать никаких иных должностей в государственных органах, коммерческих организациях, не должен заниматься предпринимательской деятельностью.

Полномочия Президента республики весьма обширны. В соответствии с республиканскими конституциями Президент:

1) в качестве главы государства:

выступает гарантом территориальной целостности республики, соблюдения ее Конституции и законов;

вводит в интересах обеспечения безопасности граждан чрезвычайное положение в республике (или ее отдельных частях) с последующим утверждением парламентом;

разрешает вопросы гражданства республики и др.;

2) в качестве высшего должностного лица в системе исполнительной власти республики Президент:

назначает с согласия парламента председателя Правительства республики;

назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и ведомств республики;

руководит деятельностью Правительства (прежде всего в республиках, где он является главой исполнительной власти, председателем Правительства);

3) как должностное лицо, призванное обеспечивать деятельность парламента республики, Президент:

назначает выборы депутатов высшего представительного органа власти республики;

обладает правом законодательной инициативы в парламенте;

подписывает и обнародует законы, принятые парламентом.

Законодательством республик предусмотрены основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента. Такими основаниями являются: добровольная отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, отрешение от должности (импичмент).

Предыдущая

Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.

Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации гла­вой государства в нашей стране является Президент России.

Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

— Президент выступает как глава государства;

— он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;

— Президент является Верховным Главнокомандующим Воо­руженными Силами;

— обладает законодательными и исполнительными полномо­чиями, особенно широкими в сфере исполнительной власти.

Президент Российской Федерации избирается непосредст­венно народом. В его выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция устано­вила срок полномочий Президента Российской Федерации — 4 года, по Конституции 1978 года Глава государства избирался на 5 лет.

Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня из­брания Президента. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет (в то время, как для избрания в Государственную Думу достаточ­но достижения 21 года); постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Максимальный возраст по ныне дей­ствующей Конституции не устанавливается.

В Основном за­коне нашего государства содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение на­правлено против установления власти одного человека на продол­жительный срок, то есть, по сути, против установления авторитар­ного режима в стране. Но Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд.

Полномочия Президента по отношению к Правительству:

— он назначает Председателя Правительства Российской Фе­дерации с согласия Государственной Думы;

— Президент имеет право председательствовать на заседани­ях Правительства, то есть вести заседания, высказываться на них. Он также определяет основные направления внутренней ивнешней политики государства. В данном качестве Президент выступает как глава исполнительной власти;

— Президенту принадлежит право принятия решения об от­ставке Правительства в случаях подачи Правительством заявле­ния об отставке, выражения недоверия Правительству Государ­ственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Пра­вительству. Глава государства имеет право по собственной ини­циативе принять решение об отставке Правительства. В таком случае не требуется согласия Государственной Думы на осво­бождение Председателя Правительства.

Президент России является главой государства, и это определяет его место в системе органов государственной власти. Действующая Конституция ставит институт президентства на первое место среди федераль­ных государственных органов.

Президент Российской Федерации наделен большими реаль­ными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других органов государства, но в то же время, тесно взаимодействует с ними. Президент не подчи­нен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Президент России представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо ветви власти отдельно.

Президент — гарант Консти­туции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, чтобы основные направления внутренней и внешней по­литики нашего государства соответствовали Конституции и фе­деральным законам. Президент обеспечивает должное испол­нение конституционных законов всеми органами государства.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защи­ты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гаран­том конституционных прав личности. В сфере охраны сувере­нитета Глава нашего государства наделен особыми полномочи­ями, например, он единолично принимает решения по введе­нию военного или чрезвычайного положения на территории Рос­сийской Федерации.

В системе органов государственной власти Президент обеспечивает согласованную работу и их взаимодей­ствие, выступает в роли «арбитра», помогая разрешить проти­воречия между государственными органами. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполни­тельной властей, а также федеральных органов и органов госу­дарственной власти субъектов Федерации. Для разрешения раз­ногласий Президент может использовать согласительные про­цедуры.

Президент представляет свою страну как глава госу­дарства во взаимоотношениях федеральных властей с субъекта­ми Федерации, а также выступает от имени Российской Феде­рации в международных отношениях. Заявления Президента не нуждаются в каком-либо утверждении, он действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписы­вать международные договоры России, участвовать в перегово­рах от имени России или поручать это уполномоченным лицам.

Конституция России устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государствен­ной Думы. В его полномочия входит назначение референдума, он наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции России. На Президента возложена обязанность под­писывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функ­ция главы государства, придающая закону обязательную силу.

Конституция России определяет полномочия Президента в области международных отношений. Сфера его деятельности в области внешней политики широка и многопланова. Президент уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории страны и во время пребывания в ино­странном государстве — при этом Глава государства не нужда­ется в специальных полномочиях — он обладает ими по долж­ности.

Как Глава государства Президент принимает веритель­ные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Пре­зидент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона и носят характер установочных документов и рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главноко­мандующего Вооруженными Силами Российской Федерации — он определяет основные направления военной политики нашегогосударства, осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и организациями. К пол­номочиям Президента в данной области относится и издание ука­зов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны страны и многое другое.

Как Вер­ховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обя­зательные для исполнения Вооруженными Силами, другими вой­сками, воинскими формированиями. Управление Вооруженны­ми Силами осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории страны или в ее от­дельных местностях и незамедлительно сообщает палатам Феде­рального Собрания.

Военное положение вводится в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии и пред­ставляет собой особый правовой режим жизни государства. В это время органы государственной власти и местного самоуправле­ния наделяются особыми полномочиями, создаются новые орга­ны управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан так какгосударственная власть сосредотачивается в руках военных со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Президент Российской Федерации решает также вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награж­дает государственными наградами России, присваивает почет­ные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Глава государства — Президент издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные и являются обязательными для исполнения навсей территории Российской Федерации. Издаваемые Президен­том правовые акты не должны противоречить Конституции и фе­деральным законам.

Акты Президента, носящие нормативный ха­рактер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после из официального опубликования. Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает полномочия с истечением срока избрания.

Кон­ституцией предусмотрена возможность досрочного прекраще­ния исполнения полномочий Президента в случаях:

— отставки (по инициативе самого Президента);

— стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять свои полномочия (по причине не зависящей ни от чьей воли);

— отрешение от должности (по инициативе Федерального Со­брания).

При отставке Президента России или досрочном прекраще­нии его полномочий выборы нового Президента должны состо­ятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. В тех случаях, когда Президент не в состоя­нии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Пред­седатель Правительства Российской Федерации.

Особенности правового статуса Президента РФ

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов прав и обязанностей Президента РФ, которые образуют его статус как главы государства. Рассматриваются властные полномочия Президента, а также входящие в его конституционно-правовой статус привилегии (неприкосновенность, иммунитет).

Ключевые слова: Конституция, Президент, государство, полномочия Президента, неприкосновенность, иммунитет.
Современная Конституция устанавливает главенствующее положение Президента в государстве, что нашло свое отражение в структуре Основного закона. Так, глава 4 Конституции, посвященная полномочиям Президента РФ, предшествует главе 5, в которой закреплены полномочия Парламента. Глава 4 закрепляет перечень полномочий Президента РФ в самых различных сферах (ст. 80-90).
Являясь главой исполнительной власти в РФ, Президент выступает высшим должностным лицом в государстве, согласно ст. 80 Конституции, является главой государства. Обязанностями Президента являются: охрана суверенитета страны, независимости и государственной целостности, обеспечение согласованной работы государственных органов. К полномочиям и обязанностям Президента также относится определение направлений государственной политики внутри страны и на международной арене, представительство страны в международных и внутригосударственных отношениях.
Что же влияет на содержание правового статуса Президента? В значительной степени права и обязанности главы государства определяются той формой правления, которая установлена в данном государстве. Так, Российская Федерация является республикой, причем республикой президентского типа. Это означат сильную президентскую власть. Согласно Конституции, полномочия Президента в сфере урегулирования взаимоотношений между тремя ветвями власти достаточно широки. Президент – символ государства в РФ, официальный представитель народа.
Говоря об особенностях статуса Президента, стоит обратить внимание на следующие аспекты, касающиеся его полномочий:
— Не принадлежа ни к одной из ветвей власти, Президент находится «над властями», оказывая непосредственное и значительное влияние на каждую из властей, регулируя их деятельность.

— Общенародное избрание Президента. Данное конституционное положение означает, что Президент является представителем всего народа страны, выражая его интересы, каждой социальной группы, каждого субъекта РФ. Президент не имеет право игнорировать чьи-либо интересы, принадлежать к какой-либо политической партии – он должен оставаться объективным и беспартийным.
— Единоличное осуществление властных полномочий. Данное положение означает, что власть Президента – неделима с другими органами и лицами, не является коллегиальной. Кроме того, Президент независим ни от одной существующей ветви власти.
Помимо прав и обязанностей, закрепленных конституционно, статус Президента включает и определенные привилегии. Рассмотрим их более подробно.
Неприкосновенность Президента как главы государства. Данная привилегия является неотъемлемой частью президентского статуса: согласно Конституции, Президента нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, ограничить его свободу. За совершение преступления или правонарушения к Президенту РФ возможно применить специально установленную процедуру отрешения от должности – импичмент.
Положения о неприкосновенности Президента распространяются не только на саму личность главы государства: также не могут досматриваться и обыскиваться жилые и служебные помещения, которые занимает Президент, его личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж, переписка. Ни один государственный орган не вправе без личного согласия доставить Президента в суд в качестве свидетеля, применить к нему какие-либо принудительные меры, установленные процессуальным законом.
Особенность рассматриваемой привилегии Президента состоит в том, что и после прекращения полномочий Президент РФ все также является неприкосновенным (неприкосновенность может быть снята только процедурой импичмента).
Другой, не менее важной привилегией, является президентский иммунитет. В отличие от неприкосновенности, назначением иммунитета является защита интересов Президента в сфере исполнения им должностных обязанностей. Другими словами, Президент не будет нести ответственность за принятое им решение, кроме тех действий, которые повлекли его отрешение от должности (например, государственная измена).
Значение президентского статуса заключается в том, что он обозначает его компетенцию и полномочия. Являясь главой государства, Президент вправе (и обязан) координировать действия различных органов власти, участвовать в формировании властных институтов, оказывать влияние на такие стратегически важные сферы жизни государства, как оборона и безопасность, внешняя политика и пр. Учитывая данное обстоятельство, закон закрепляет следующие группы президентских полномочий:
— непосредственное участие в формировании федеральных органов власти, активное взаимодействие с данными органами;
— ответственность за оборону и безопасность государства;
— представительство страны на международном уровне, определение направлений внутренней и внешней политики.
Наиболее детально функции Президента регламентированы ст. 80 Конституции РФ, которая уже упоминалась нами выше. Данными функциями являются:

— Гарантия Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Даная функция предполагает, что глава государства обязан неукоснительно соблюдать положения Конституции, а также иных федеральных законодательных актов, обеспечивая также соблюдение законов всеми органами государственной власти. Чтобы наиболее эффективно реализовывать свое данное право и одновременно – обязанность, Президент наделен правомочиями по отмене неконституционных постановлений и распоряжений Правительства РФ, по приостановлению актов органов исполнительной власти субъектов РФ, о чем говорят положения ч.2 ст.85 Конституции. Основной обязанностью Президента является обязательное принятие необходимых мер в целях обеспечения действительности прав и свобод граждан. Данная обязанность заключается в таких действиях, как совершенствование системы судопроизводства в РФ, поведение эффективных законодательных реформ, внесение предложений по поправкам к законодательным актам Федеральному Собранию, активное содействие правоохранительной системе в борьбе с преступностью, в том числе, международного масштаба, отмена неконституционных актов государственных органов, которые нарушают права личности.
— Охрана государственного суверенитета и независимости страны. Данная обязанность выражается в том, что Президент может (и должен) вводить военное или чрезвычайное положение случае агрессии против РФ или непосредственной ее угрозы. Данное право-обязанность закреплено в ст.87 Конституции.
— Обеспечение и поддержание единства государственной власти в стране. Данная функция Президента осуществляется при помощи согласования в функционировании и взаимодействии всех органов власти. Ранее уже отмечалось, что Президент координирует действия всех органов власти, обеспечивая осуществление властных полномочий на всей территории РФ. Но этим роль Президента не ограничивается: он также выполняет роль арбитра, регулируя взаимоотношения между тремя ветвями власти, а в случае конфликта их интересов – обязан находиться «над властями», действуя объективно и беспристрастно. Если же соглашение между ветвями власти наладить не удастся, Президент вправе инициировать судебный порядок разрешения спора, передав его на рассмотрение суда соответствующей юрисдикции.
— Определение направлений внутренней и внешней политики страны, согласно Конституции. Такие стратегические направления в различных сферах общественной жизни (в экономике, социальной сфере, в области культуры, науки и образования, в сфере борьбы с преступностью, коррупцией в «эшелонах» власти, в государственном строительстве, в международных делах) Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, а также в предлагаемых им федеральной законодательной власти инициативных законопроектах, подлежащих первоочередному принятию.
— Представительство государства, как внутреннее, так и на международной арене. Внутреннее представительство заключается в том, что Президент для разрешения возникающих проблем направляет своих полномочных представителей в тот или иной субъект РФ. Что же касается международного представительства, то здесь круг задач Президента значительно шире – личное ведение переговоров с главами других государств, подписание от имени государства международных договоров, назначение послов и представителей в другие страны и др.

Подводя итоги, можно заключить, что в настоящее время в России действует суперпрезидентская республика, где полномочия главы государства достаточно широки и многообразны. Об этом свидетельствуют и положения Конституции, и практика: тот факт, что одно и то же лицо избирается на пост Президента несколько сроков подряд, говорит о сильнейшей централизации власти в руках главы государства. Но, на наш взгляд, здесь есть свои негативные аспекты, например, относительная слабость законодательной власти – Парламента, а также то, что, несмотря на существующую и законодательно закрепленную процедуру импичмента, в нашей стране она достаточно усложненная и практически неосуществима.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. — М., 2012.
3. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране.// Юридический мир. 2010 №3.
4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации… Конституция и политическая практика. М., 2006 с. 127 .

Правовой статус бывшего Президента Российской Федерации и членов его семьи регулируется Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

За Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий. Его жизнь и здоровье подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

Бывший Президент Российской Федерации независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации. Выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Также экспрезиденту Российской Федерации предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Ему пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер. Он может бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Он имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Неприкосновенность Президента распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Он может быть лишен неприкосновенности только в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

После смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Также членам семьи предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх