Куперс

Бухучет и анализ

Города России на севере

Законодательно понятие «северная надбавка» не закреплено. Это сленговое название процентной надбавки за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями.

Размеры процентных надбавок в Красноярском крае дифференцируются по районам:

— районы Крайнего Севера;

— местности, приравненные к районам Крайнего Севера;

— южные районы Красноярского края.

Город Красноярск относится к южным районам Красноярского края.

Для лиц, работающих в южных районах Красноярского края, размер процентных надбавок за стаж работы установлен Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 № 794:

— 10% по истечении первого года работы;

— увеличение на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка.

Согласно п. 1 вышеназванного Постановления Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».

Согласно пп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255, и вступающей в трудовые отношения, процентные надбавки устанавливаются в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно п. 1 Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3 (далее – Инструкция № 3), надбавки к заработной плате, установленные Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255, выплачиваются всем работникам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных, в том числе, в южных районах Красноярского края. На указанной территории предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458.

Непрерывный стаж работы работникам для выплаты надбавок исчисляется со дня работы в указанных районах.

Согласно п. 12 Инструкции № 3 за работниками предприятий, организаций и учреждений, уволившимися с прежней работы (за исключением увольнения за виновные действия), сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу, если перерыв в работе не превышает сроков, установленных действующим законодательством.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 установлено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. При переходе работника на работу в другой район или местность (из числа указанных), имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы.

Выводы:

1. Лицам в возрасте до 30 лет, не имеющим трудового стажа, и прожившим в южных районах Красноярского края не менее 1 года, при поступлении на работу в г. Красноярске процентная надбавка за стаж работы выплачивается в следующем порядке:

— 10% по истечении 6 месяцев работы;

— по 10% по истечении каждых следующих 6 месяцев до достижения общего размера надбавки 30%;

2. В отношении лиц в возрасте до 30 лет, проживших в Южных районах Красноярского края до поступления на работу впервые не менее года, имеющих стаж работы более года, при поступлении на работу в Красноярске сохраняется право на ускоренное начисление процентной надбавки за стаж работы.

Пример

Гражданин Иванов в возрасте 24 лет поступил на работу в г. Красноярске 26 июня 2013 г.

Согласно записи в трудовой книжке впервые на работу Иванов поступил 1 декабря 2011 г. Согласно отметке в паспорте о регистрации Иванов проживает в г. Красноярске с 2007 г. Таким образом, Иванов до поступления на работу впервые проживал в Красноярске более года. Следовательно, он имеет право на ускоренное получение процентной надбавки за стаж работы в южных районах Красноярского края.

С предыдущего (первого) места работы Иванов уволился по собственному желанию 10 февраля 2013 г. На указанную дату Иванов имеет право на процентную надбавку в размере 20%:

— 10% за период 01.12.2011 – 31.05.2012;

— 10% за период 01.06.2012 – 30.11.2012.

На новом месте работы Иванову следует установить процентную надбавку в размере 20%.

Стаж для следующих 10% исчисляется так:

— 2 месяца с 01.12.2012 по 31.01.2013;

— 1 месяц с 01.02.2013 по 10.02.2013 (10 дней) и с 26.06.2013 по 15.07.2013 (20 дней);

— 3 месяца с 16.07.2013 по 15 10.2013.

Таким образом, в октябре 2013 г. истекают 6 месяцев, дающие право Иванову на увеличение процентной надбавки на 10%. Начиная с октября 2013 г. на заработную плату Иванова следует начислять процентную надбавку в размере 30%.

УДК 332.14:352

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ

В.В. Дидык

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Рассматривается значение и анализируются существующие предпосылки перехода к устойчивому развитию городов Севера России. Информационной базой анализа являются результаты анкетного опроса руководителей городов-участников Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, а также статистические показатели их экономического и социального развития. Обосновывается необходимость использования методов стратегического управления для достижения целей устойчивого развития городских поселений.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, северные города, социально-экономическое положение, стратегическое управление.

Значение перехода к устойчивому развитию городов Севера России состоит в том, что они являются опорой и формируют точки роста для обширных северных территорий (составляющих более 60% площади страны), обеспечивая не только присутствие на этом стратегически важном пространстве, но и его экономическую связанность, условия жизнедеятельности малых поселений и 10.5 млн человек или 7.4% населения страны.

Концепция устойчивого развития уже более двадцати лет рассматривается во всем мире и как объект научных исследований, и как целевой ориентир практических действий на национальном, региональном и местном уровнях. Первым значительным шагом в переводе идеи устойчивого развития в плоскость конкретных международных обязательств и национальных планов было проведение Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., где в числе принятых официальный документов была «Повестка дня на ХХ! век». Следующим важным шагом стало осмысление проблем устойчивого развития на уровне городов и поселений, а также принятие и реализация «Местных повесток дня на 21 век».

В России в 1996 г. была утверждена правительственная «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Однако несмотря на существование отдельных положительных примеров до настоящего времени в стране не наблюдается широкого движения по реализации принципов устойчивого развития, особенно на местном уровне. Между тем, в мировой теории и практике реализации данных принципов признано, что именно местный уровень, особенно города, являются «центрами реализации принципов устойчивого развития, а стратегическое управление -основной технологией их реализации» .

Попытаемся определить главные причины того, почему в большинстве российских городов, в том числе (а может быть даже в особенности) в городах Крайнего Севера, не получила распространения практика принятия и реализации «Местных повесток дня на 21 век». Другими словами тех документов, в которых идеи и принципы устойчивого развития приобретают форму конкретных планов действий на основе разработки соответствующих долгосрочных стратегий.

Первоначально уточним понятие «устойчивое развитие» применительно к городским поселениям. Обобщая общепризнанные принципы устойчивого развития в соответствии с концепцией Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и подходы современных исследователей проблем городского развития , можно дать следующее определение: под устойчивым развитием города понимается его сбалансированное развитие в условиях увязки и согласования интересов различных социальных групп, субъектов управления и хозяйствования, функционирующих в городе и обеспечивающих соблюдение баланса триады «население — хозяйство — природа», что подразумевает сочетание принципов социальной справедливости, экономической эффективности и экологической безопасности для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей города.

Следует признать, что полностью и надолго обеспечить такой характер развития практически невозможно и можно говорить только о стремлении и приближении к указанной сбалансированности,

составляющей сущность устойчивого развития. Это долговременный планомерный процесс, требующий глубокого понимания у всех слоев населения, решения комплекса политических, экономических, социальных и экологических задач, а также учета институциональных факторов.

Для анализа существующих предпосылок, для постановки и реализации стратегических целей устойчивого развития городов Севера воспользуемся результатами исследования, выполненного с участием автора в октябре-ноября 2009 г. в рамках подготовки доклада от ИЭП КНЦ РАН для XXIX Съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера по запросу президента этого Союза. Информационной базой исследования послужили данные, предоставленные из 30 городов и муниципальных районов, входящих в Союз, т.е. 56.6% их общего числа. Эта информация включала систему показателей социально-экономического развития за период 2006 — первое полугодие 2009 г. (были запрошены показатели, характеризующие изменение объемов работ по основным видам экономической деятельности, динамику инвестиций, миграционное движение населения, занятость и безработицу, развитие малого предпринимательства, уровень жизни, состояние муниципальных бюджетов), а также анкету, вопросы которой были адресованы руководителю города и касались актуальных вопросов состояния, основных проблем и потенциала развития города.

Анализ состояния экономики северных городов по показателям динамики промышленного производства, объемов строительных работ и инвестиций показал, что в большинстве из них ситуация характеризовалась крайней неустойчивостью, со значительными колебаниями роста (спада) уже в период 2006-2008 гг. Что касается показателей первого полугодия 2009 г., то под влиянием мирового финансово-экономического кризиса для абсолютного большинства обследованных городов (93%) была характерна отрицательная динамика всех или отдельных экономических показателей.

Для экономики северных городов, многие из которых являются монопрофильными, особую актуальность представляет развитие малого бизнеса. По показателям доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятого населения и доле индивидуальных предпринимателей, в северных городах есть как лидеры, где такие показатели заметно превышают среднероссийский уровень12, так и аутсайдеры, где роль малого бизнеса незначительна13. 45% муниципалитетов демонстрируют показатели доли занятых в малом предпринимательстве в целом выше или близкие к среднероссийскому уровню, а более чем половина исследованной выборки городов отстают от средних значений соответствующих показателей по стране. Анализ также показал, что если до 2008 г. в большинстве городов наблюдалась тенденция роста занятых в малом бизнесе, то в 2009 г. она сменилась спадом, что, очевидно, связано с негативным влиянием кризиса.

Для оценки уровня доходов населения анализировался показатель соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума. Фактические значения данного показателя, представленные от городов и муниципальных районов имеют большую дифференциацию. Однако, в большинстве случаев они не обеспечивают уровень, который соответствует «пороговому значению» показателей устойчивого развития, т.е. предельно-критических величин, несоблюдение которых приводит к формированию разрушительных тенденций в социальной, экономической и экологической сферах территории, угрожающих ее устойчивому развитию С учетом мирового опыта считается, что таким пороговым (предельно-критическим) значением соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума является 4:1, а в регионах Крайнего Севера, где для компенсации тяжелых природно-климатических условий проживания необходимо обеспечивать работающим экономические преимущества жизни на Севере, такое соотношение должно быть выше (т.е. не менее 5:1). В 2008 г. из обследованных городов только в трех (10%) был превышен такой порог, в то время как в пяти северных городах (в том числе в г. Апатиты) превышение средней заработной платы над прожиточным минимумом не достигало трех раз, т.е. было существенно ниже предельно-критического значения.

Что касается миграционного движения населения, то, как показал анализ, только в 2-х городах (т.е. менее чем в 10% из обследованных) за три последних года наблюдается устойчивый миграционный прирост, а в остальных преобладает миграционная убыль. Этот факт, учитывая большую долю молодежи среди убывающих и отсутствие действенных механизмов привлечения молодых специалистов для работы в регионы Севера, существенно ухудшает предпосылки для решения задач устойчивого развития этих городов в ближайшем будущем.

12 Например, Северобайкальск, где доля занятых на малых предприятиях в 2008 г. 33,8%, а вместе с индивидуальными предпринимателями — 40,8%, при соответствующих показателях в среднем по стране — 13,5 и 18,5%)

13 Например, Дудинка, где значения соответствующих показателей 3,3 и 11,4%% и Норильск — 4,2 и 7,6%%.

Оценка бюджетных показателей демонстрирует нестабильность финансовой ситуации на муниципальном уровне, которая обострилась в условиях кризиса. По итогам 2008 г. с дефицитом исполнили свои бюджеты 55% муниципальных образований, а в первом полугодии 2009 г. их доля еще возросла. В большинстве обследованных городов (58%) уровень собственных доходов не достигает 50% общей суммы доходов, что говорит о высокой зависимости их бюджетов от межбюджетных трансфертов.

Таким образом, анализ статистических показателей северных городов и муниципальных районов выявил в качестве типичных проблем слабость ресурсно-бюджетной базы, продолжающуюся миграционную убыль населения, относительно низкий уровень доходов населения, слабое развитие малого бизнеса, что, в целом, значительно ухудшает предпосылки их устойчивого развития.

Наряду с количественными характеристиками представляют интерес результаты анкетного опроса руководителей городских поселений, выполненного в рамках упомянутого выше исследования. Анкета включала 8 вопросов, по 4-м из которых необходимо было выбрать ответ из предложенных вариантов (закрытые вопросы), а по остальным сформулировать собственный ответ (открытые).

Поскольку цель исследования состояла в оценке положения северных муниципалитетов в условиях кризиса и осуществляемых антикризисных мерах, то большинство вопросов было ориентированно на выявление данных аспектов. Тем не менее, в анкету были включены три вопроса общего характера, непосредственно не связанные с глобальным кризисом. В частности, руководителям городов и муниципальных районов предлагалось назвать 2-3 наиболее острых из существующих проблем города (района). Всего в анкетах были даны 73 различные формулировки проблем, которые мы объединили в 5 групп:

1) проблемы в жилищно-коммунальном комплексе муниципалитета (доля этой группы составила 40% от общего числа ответов);

2) недостаток финансовых ресурсов и доходов бюджета (22%);

3) проблемы экономики (20%);

4) организационные и институциональные проблемы (10%);

5) проблемы занятости (8%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, в числе наиболее острых проблем городов и районов с заметным отрывом первенствуют проблемы ЖКХ. Именно эта сфера определяет жизнеобеспечение поселений, за которое в значительной степени несут ответственность местные органы самоуправления, что крайне тяжело делать в условиях жестких ресурсных ограничений.

Второй открытый вопрос заключался в следующем: «Какие первоочередные меры должны быть предприняты для преодоления или снижения остроты указанных проблем на уровне:

а) региональных органов власти;

6) федеральных органов власти».

Все предложенные руководителями муниципалитетов меры, которые они ожидают со стороны региональных органов власти (всего было предложено 35 вариантов) были объединены в 3 группы: меры по поддержке предпринимательства, занятости и социальной политики (38%); меры по поддержке ЖКХ (31%); меры по совершенствованию бюджетного процесса, укреплению экономической базы муниципалитетов (31%).

Приоритет в действиях со стороны федеральных органов власти отдается мерам государственной поддержки экономики и социальной сферы северных городов и районов, а также совершенствованию законодательного регулирования и, прежде всего, налогово-бюджетной сферы в направлении укрепления доходной базы местных бюджетов.

Одно из наиболее часто упоминавшихся направлений требуемой государственной поддержки касалось поддержки моногородов и градообразующих предприятий, проблемы которых в условиях Крайнего Севера имеют особую остроту.

Последний вопрос анкеты предлагал определить, к какой группе из указанных трех типов городов, по мнению руководителя, относится его город:

• города, обладающие благоприятными предпосылками для интенсивного развития, инвестиционно привлекательные;

• города, нуждающиеся в реструктуризации экономической базы, ее диверсификации;

• депрессивные города, объективно не имеющие благоприятных предпосылок для интенсивного развития, инвестиционно малопривлекательные.

Большинство респондентов (64%) отнесли свое поселение к первому типу, а 36% — ко второму типу. Руководителей, оценивающих свой город или район как депрессивный, не оказалось. Это показывает, с одной стороны, сохранение в городах Севера высокого потенциала и возможностей для дальнейшего развития. С другой — достаточно высокую долю городов, нуждающихся в реструктуризации их экономической базы. Следовательно, существует неоднозначность положения северных городов. Наряду с наличием острых социально-экономических проблем и ресурсных ограничений, которые еще более усугублены негативным влиянием кризиса, особенно в моногородах, у большого числа северных городов сохраняется потенциал постановки и реализации целей перехода к устойчивому развитию. В то же время, более трети обследованных городов нуждаются в серьезной реструктуризации их экономической базы, диверсификации, экстренных мер по решению острых социальных проблем.

Таким образом, обобщая результаты анализа положения обследованных северных городов, можно констатировать, что для большинства из них более актуальным остается решение задач текущего выживания, чем постановка и последовательное решение долгосрочных целей устойчивого развития и формирование соответствующих стратегий на принципах «Местных повесток дня на XXI век». Для преодоления существующих проблем и создания условий для их устойчивого социальноэкономического развития необходимы как специальные меры поддержки со стороны государства, так и активные действия самих муниципалитетов. Меры со стороны государства должны включать, во-первых, совершенствование законодательного обеспечения деятельности местного самоуправления и, прежде всего, в направлении расширения доходной базы местных бюджетов, позволяющей формировать предпосылки для их перехода к устойчивому развитию, реализации принципов саморазвития. Во-вторых, необходимо осуществление мер прямой поддержки многих муниципальных образований Крайнего Севера и Арктики, прежде всего моногородов, которые в условиях кризиса оказались в особо тяжелом положении.

Определенные шаги со стороны федеральных органов власти по указанным направлениям предпринимаются, однако они пока недостаточны. Например, Министерство регионального развития РФ в последнее время усилило внимание к проблемам моногородов. Выработаны критерии такого статуса и на их основе составлен перечень моногородов, в который вошло 335 населенных пункта (из них 223 с численностью более 10 тыс. чел.). Принято решение о необходимости разработки такими городами стратегических плановых документов — комплексных планов социально-экономического развития на 5-10летний период, после экспертизы которых, может быть принято решение о финансовой поддержке реализации инвестиционных проектов со стороны федеральных ведомств. Установлено, что структура и содержание комплексных планов должна отвечать единым требованиям, а соответствующие процедуры рассмотрения планировалось начать с января 2010 г. Однако по состоянию на конец февраля 2010 г. соответствующие методические указания и требования к комплексным планам развития моногородов не утверждены. Следует заметить, что проект методических указаний предъявляет такие требования к содержанию данного планового документа, которые очень трудно выполнить собственными силами в большинстве муниципалитетов (т.е. без привлечения высококвалифицированных экспертов). В случае утверждения проекта в нынешнем виде, возможность получения федеральной поддержки многими моногородами будет искусственно ограничена. То есть, принимаемые на федеральном уровне подходы к решению проблем моногородов вряд ли позволят их решить в большинстве таких городов, несмотря на повышенное к ним внимание. Поэтому необходимы более радикальные меры по созданию условий для всех муниципальных образований, в том числе городов российского Севера, позволяющих им заниматься не только текущими вопросами выживания, но также постановкой и решением стратегических задач устойчивого развития.

Если рассматривать необходимые действия по развитию своих поселений со стороны самих органов местного самоуправления, то мировой и лучший отечественных опыт показывает, что наилучшие результаты достигаются при использовании технологий стратегического планирования и управления.

Проблемы стратегического управления впервые стали объектом серьезных исследований применительно к задачам корпоративного управления в 1960-е гг. Стратегический подход в управлении стал синтезом наиболее успешно зарекомендовавших себя управленческих технологий (системный подход к управленческой деятельности, программно-целевой подход, функциональный подход, прикладные аспекты теории принятия решений и др.). Глобализация экономики, усиление международной конкуренции, усложнение механизмов управления территориальными социальноэкономическими системами обусловили необходимость применения методов стратегического управления на государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Основные характеристики стратегического подхода к управлению на муниципальном уровне в сопоставлении с аналогичными характеристиками традиционных (ситуационных и других) моделей управления представлены в таблице.

Таблица

Сравнительная характеристика подходов к муниципальному управлению

Признак характеристики Характеристики подходов

Традиционный подход Стратегический подход

1) Приоритет целей Краткосрочные Долгосрочные

2) Предмет ориентации Задачи Проблемы

3) Взаимоотношение с населением Подчинение Понимание

4) Участие населения в решении местных задач Пассивное Активное

5) Характер деятельности местной власти Закрытый Открытый (публичный)

Опора на административные (принудительные) рычаги власти Опора на авторитет и влияние власти

6) Характер принятия решений Социально-корпоративный (лидер и его команда на основе собственных представлений и интересов) Нормативно-правовой (основанный на четких регламентах и процедурах)

Раздельное решение вопросов функционирования и вопросов развития Совместное, согласованное решение вопросов функционирования и развития

7) Характер использования ресурсов Акцент на распределении имеющихся ресурсов Акцент на приращение ресурсов на основе стратегического планирования и управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мобилизационное использование (на сегодняшние неотложные нужды) Плановое приращение и использование

8) Тип планирования Акцент на принятии оперативных (ситуационных) решений Перспективное планирование с ориентацией на максимальное удовлетворение потребителей муниципальных услуг (маркетинговый подход)

9) Тип структуры управления Ведомственный (линейнофункциональный) Программно-функциональный

Источник: адаптировано с использованием данных .

Обобщая сопоставления характеристик традиционного и стратегического подходов к муниципальному управлению следует подчеркнуть, что последний требует кардинального пересмотра всей идеологии, сложившейся технологии управления, практики принятия решений и распределения ресурсов. Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем. Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием (функционированием) и изменением (развитием).

Сложность применения стратегического подхода в практике муниципального управления обусловлена рядом факторов. Во-первых, существует объективное противоречие между задачами сохранения равновесия текущего функционирования и достижением целей развития, связанных с необходимостью изменений, т.е. нарушением равновесия. Во-вторых, сложилась устойчивая тенденция использования всех имеющихся ограниченных ресурсов муниципалитетов на решение неотложных текущих задач. В-третьих, серьезное влияние оказывает традиционное сопротивление существующих структур управления и работающих в них руководителей и специалистов любым

изменениям, затрагивающих их интересы. Однако указанные сложности преодолимы, о чем свидетельствует опыт городов, успешно применяющих методы стратегического управления в своей практике. Именно стратегическое управление обеспечивает создание условий достижения целей устойчивого развития города при адаптации к динамично меняющейся внешней среде. Оно способствует формированию в городах активных местных сообществ, которые в современных условиях призваны определять цели и приоритетные направления развития.

Для городов российского Севера применение методов и технологий стратегического управления представляется особенно актуальным. Это обусловлено необходимостью преодоления существующих многих проблем и негативных тенденций в развитии, которые обострились под влиянием глобального финансового кризиса, особенно в моногородах. Вместе с тем, анализ показывает, что для эффективного применения методов стратегического управления в большинстве городов Севера пока отсутствуют необходимые предпосылки. Это обусловлено как недостатками внешних институциональных условий (главным образом, нормативно правового регулирования и политики государственных органов власти, не обеспечивающих реальной экономической самостоятельности органов местного самоуправления), так и неготовностью нередко самих органов местного самоуправления применять методы стратегического управления (в силу недостатка соответствующих знаний и опыта). Следовательно, необходимы как специальные меры поддержки со стороны государства, так и активные действия самих органов муниципальной власти городов по внедрению методов стратегического управления в практику их деятельности. Меры со стороны государства должны включать, во-первых, совершенствование законодательного обеспечения деятельности местного самоуправления и, прежде всего, в направлении расширения доходной базы местных бюджетов, позволяющей формировать предпосылки для их перехода к устойчивому развитию, реализации принципов саморазвития, а также включения вопросов стратегического планирования и управления в перечень вопросов местного значения в Федеральном законе № 131, где они пока не предусмотрены. Во-вторых, необходимо осуществление мер прямой поддержки многих муниципальных образований Крайнего Севера и Арктики, прежде всего моногородов, которые в условиях кризиса оказались в особо тяжелом положении.

В заключение следует подчеркнуть, что действенность стратегического управления достигается в том случае, если стратегические планы составляются не формально для выполнения «требований сверху», а являются реальными документами общественного согласия, процесс разработки и реализации которых предусматривает участие представителей всех слоев и групп местного сообщества. Это обеспечивает нахождение наилучших способов согласования интересов, что является важнейшим условием устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

Сведения об авторе

Дидык Владимир Всеволодович — к.э.н., доцент, зам. директора института, e-mail: didyk@iep.kolasc.net.ru

-Вы уже в Усинске? Как впечатления? Дай угадаю — комбинация параллелепипедов, а в центре храм и офис нефтегазовой компании? — спросил я по мобильному, глядя из окна квартиры на точно так же подходящий под этом описание Надым. Нефтеграды (к коим можно отнести и центры добычи газа) строились в одно время, в одних условиях, под одни цели, и конечно же нет ничего удивительного в их потрясающем сходстве. Подавляющее большинство из них сосредоточено в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах, но есть такой и в Респулике Коми — Усинск (42 тыс. жителей), родина вездеходов XPEN, на которых мы совершили весь этот долгий вояж по тундре. В прошлой части я показал Пустозерск близ Нарьян-Мара, после которого через Усинск мы отправились домой.
От Нарьян-Мара до Усинска 400 километров по зимнику через уже знакомую Харьягу, на машине можно доехать часов за 5-6, если сильно постараться. На вездеходах, хотя навигатор порой показывал космические скорости в 45км/ч — все 12 часов, причём на укатанной отсыпке трясло меньше, чем на вспученной бетонке за Харьягой. В 8 километрах от Усинска ВНЕЗАПНО закончилось топливо, и штабная машина вернулась назад поделиться соляркой. В какой-то момент мы пересекли под виадуком железную дорогу, зарулили куда-то в промзону, попрощались с таким привычным уже водителем и поныкавшись по балкАм, нашли таки свободное место, где и улеглись спать. Как я понял, мы приехали на базу дорожников «Аметист», в их же тундровом лагере ночевали по дороге в Нарьян-Мар из Каратайки, и балки, даром что в городе, оказались совершенно такими же — кухня да два отсека по типу вагонных купе. Как я понял, здесь рабочие останавливаются проездом к лагерям в тундре и обратно «на землю».

В ангаре стоял «старый хрен», то есть XPEN прошлой модели. В закутке этого же ангара обнаружилась совершенно потрясающая столовая: там было на выбор штук пятнадцать разнообразных блюд, все они приготовлены были отменно вкусно, а нас, участников экспедиции, ещё и бесплатно (рабочие после еды расписывались в амбарной книге, то есть видимо им это вычиталось из зарплаты).

Первым делом мы съездили на вокзал (который покажу в самом конце) и купили билеты, а потом за нами приехал Николай Емвлампиев и свозил на свой завод — фотографии оттуда были в посте про XPENы. Сборка их находится за городом, а городская промзона раскинулась от вокзала на севере до жилых кварталов на юге, сравнимая с ними размером и полностью от них отделённая.

Усинск стоит не на реке Уса, притоке Печоры размером примерно с Оку, а на холмах среди болот в нескольких километрах от берега. По известной легенде, заложенный в 1966 году посёлок строителей и нефтяников в 1970 году перенесли подальше от реки, так как был план повернуть её в Среднюю Азию, что при взгляде на карту кажется мне весьма сомнительным. Как бы то ни было, у реки теперь стоит ПГТ Парма, а разросшийся Усинск в 1984 году получил статус города. Один из его символов — Факел на въезде от аэропорта:

Недавнюю историю Усинска один из наших водителей рассказывал так: «Была у нас компания Коминефть. Её развалили, и всё тут вообще тогда плохо было, квартиры по 5000 долларов продавали. А потом пришёл ЛУКойл, пришла РусьВьетНеПро — это с вьетнамцами совместная, пришли ещё какие-то компании, и сейчас у нас город вообще богатый, квартиры дороже, чем в Сыктывкаре». А в принципе о жизни в Усинске водители нам рассказывали немного — стало быть, в общем и в целом довольны.

Через промзону идут улицы Транспортная и Промышленная. Вот перекрёсток последней с улицей Нефтяников — главной в жилой части города, справа (относительно этого кадра) уходящей к Факелу и далее в аэропорт:

Улица Парковая, выходящая к улице Нефтяников между домов на кадре выше. На самом деле стоило идти по параллельной Комсомольской — там стоят мечеть и церковь, одна из двух в городе.

У зелёного Дома Быта, хорошо заметного на двух прошлых кадрах — ещё один памятник первостроителям, в нефтеградах столь же обязательный, сколь мемориал Великой Отечественной.

Отсюда начинается «самый центр» вдоль улицы Нефтяников:

Хорошо виден памятник Три Воина — Великая Отечественная, Афганистан и Чечня тут представлены одним мемориалом, и похожим образом три стелы представляют три войны на монументе в Новом Уренгое.

Где кто — так и не разобрался, беглым взглядом я и вовсе принял воинов за геолога, инженера и нефтяника:

Офис ЛУКойл и администрация города на одной площади, и не ясно даже, кто из них главнее:

На третьей стороне площади что-то учбеное, за ним местный ДК:

И изрядно оживляющий серый город Памятник Комару (2012). Это на северах целый жанр, комаром многие считают Стрекозу в центре Салехарда, а грандиозный металлический комар стал главной достопримечательностью Ноябрьска… Усинский комар — милый и дружелюбный, а местная фишка его наряжать — по словам других участников экспедиции, в том году он был одет в красное.

Дальше ещё одна площадь Босовой с бассейном и гостиницей «Полярная Звезда». Алла Босова, судя по публикациям в местной прессе, была этакой душой города, жила здесь практически со времён его основания, занимала разные должности в социальной сфере и очень много кому помогла. Не стало её в 2007-м, и то, что в честь неё назвали площадь — само по себе внушает уважение.

Дальше… Если вы авиафанат, пожалуйста, пропустите следующие две фотографии, в противном случае за сохранность вашей нервной системы я ответственности не несу. На другой стороне улицы Нефтяников небольшой парк отдыха, а в нём вертолёт Ми-6, превращённый в компьютерный салон…

…и Як-40, вмещающий тир. Авиамузея, как в Салехарде, Берёзове или Нижневартовске, в Усинске нет, и не будучи авианафанатом, считаю такое применением отслужившим своё машинам не самым худшим.

Завершает улицу Нефтяников внушительных размеров Воскресенская церковь (2002-05) — какие-то домики за ней ещё есть, но в целом город упирается в редкую приполярную тайгу:

В целом Усинск, как и другие нефтеграды, очень компактен и прост — без промзоны из конца в конец в нём меньше 3 километров, а прямых улиц по обе стороны Нефтяников в пределах десятка, но при этом нет столь характерных «номерных» микрорайонов. Сами микрорайоны, впрочем, есть, и дворы их выглядят как-то так — обратите внимание на геометрические фигуры в стенках, прикрывающих от пурги подъезды:

Как и в других северных городах, много таких вот машин, занесённых на зиму снегом, но не заброшенных. И главное хоть кто-то бы сподобился объяснить, почему так!

Детский садик во дворе:

Ворота школы:

Ларёк из 1990-х:

Снежный козырёк на крыше. Кстати, в Усинске нет бараков и балков (как постоянного жилья), столь характерных для нефтеградов Югры и Ямала.
24а.
Мамы с колясками на бульваре Молодёжной улицы. Ещё тут очень любят собак, обильно выгуливаемых во дворах:

Но несмотря на кажущийся бэби-бум, население Усинска убывает, причём довольно быстро — максимум тут жило 52 тысячи человек, Усинск был крупнее того же Надыма, хотя кажется существенно меньше.

Памятник Нефтяникам у кинотеатра «Томлун» — уж не знаю, как это переводится с языка коми:

Но хотя здесь Республика Коми, тшакаина в Усинске мы не нашли, зато ягод купили добрых пару килограмм:

Ведь путь наш отсюда лежал в сторону «земли». Неожиданно гигантский (160 метров в длину) вокзал находится за промзоной, километрах в 5 от центра, на северном краю города у въезда со стороны Нарьян-Мара.

Усинск стоит в конце одного из «усов» Печорской магистрали, и первый поезд сюда пришёл в 1979 году, а в постоянную эксплуатацию линия перешла в 1980-м. Вокзалы тогда строили действительно небанальные, особенно в молодых таёжных городах.

Интерьеры не хуже, чем наружная архитектура:

Особенно «мост» второго этажа зала ожидания:

Напротив главного входа — стела в виде нефтяной вышки. Всё бы хорошо, но олень лесной, с тонкой трепетной мордочкой — делали явно не знакомые с тундрой скульпторы. У вокзала дежурят такси, а автобуса (конечная у него зажелезнодорожный посёлочек Усодор) мы прождали больше получаса.

Всего таких «усов» у Печорской магистрали пять — восточные на Сыктывкар, Троицко-Печорск и Лабытнанги и западный на Удору, а я был на всех, кроме последнего. Сам Усинск — безусловно Северная Коми, но линия выходит к станции Сыня близ Печоры, то есть уже в таёжную Среднюю Коми. Прямых билетов до Москвы не было, поэтому мы доехали до Ухты (где, кстати, вроде как оживили Электроленина на горе Ветласян), и посидев с пару часов на перроне, отправились следующим поездом «на землю», где так много людей, а чтобы куда-то попасть — достаточно сесть на автобус… Из Усинска в Нарьян-Мар тянут круглогодичную дорогу, но вот сам Усинск с внешним миром по-прежнему связывает только зимник.

На этом и закончу рассказ про месяц на Крайнем Севере. Но Югория ещё не исчерпана, и это не последний мой приезд в её регионы по обе стороны Уральских гор.
ЮГОРСКИЙ СЕВЕР-2016
В Надым на День оленевода
Обзор поездки и оглавление серии.
Железная дорога Чум-Лабытнанги и немного Салехарда.
Мёртвая дорога. Жизнь зимника.
Мёртвая дорога. Мосты и разъезды Трансполярной магистрали.
Мёртвая дорога.. Лагеня 501-й Стройки.
Надым.
Железная дорога Надым — Новый Уренгой и украинцы на Севере.
Новый Уренгой.
День Оленевода в Надыме. Люди, олени и народы.
День ОЛеневода в Надыме. Состязания и действо.
ArcticChellenge-2016.
Обзор поездки и оглавление серии.
Видеотрейлер экспедиции.
XPEN на дорогах Крайнего Севера. О нашем средстве передвижения.
Хальмер-Ю. Мёртвый город за Воркутой.
Югорский полуостров. Усть-Кара.
Югорский полуостров. Амдерма.
Югорский полуостров. Каньонами до Каратайки.
Большеземельская тундра. Месторождения и дороги.
Нарьян-Мар. Город в устье Печоры.
Буран-day в Нарьян-Маре.
Пустозерск. Древнерусский Край Земли.
Усинск. Нефтеград в Коми.

1. Физико-географическое положение России на материке Евразия.

2. Границы России.

3. Влияние географического положения на природу и хозяйство страны.

4. Часовые пояса России.

Физико-географическое положение России на материке Евразия

Россия расположена в Северном полушарии, на материке Евразия, в северо-восточной его части. Площадь России 17,1 млн.кв.км. Это больше площади всех европейских государств вместе взятых. Площадь России немногим меньше площади материка Южная Америка (18 млн.кв. км). Территория России в 1,5 раза больше территории США и почти в 30 раз территории самого большого государства Европы – Украины.

Крайняя северная точка России – мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77о43’с.ш.), она одновременно является и крайней точкой материка. Самая северная островная точка – мыс Флигели – находится на островах Земля Франца Иосифа (остров Рудольфа, почти 82ос.ш). Это всего 900 км от Северного полюса.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева на Чукотском полуострове (169о40’з.д.), а самая восточная островная точка – остров Ратманова в Беринговом проливе (169оз.д.). От нее до Северной Америки через Берингов пролив немногим более 80 км. Крайняя южная точка находится юго-западнее горы Базардюзю в восточной части Главного хребта Большого Кавказа (41о11’с.ш.), на границе Республики Дагестан с государством Азербайджан. Крайняя западная точка расположена на западе Калининградской области, лежит на песчаной Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря (19о38’в.д.). Но так как Калининградская область является анклавом (отделена от основной территории России другими государствами), то она превратилась в своеобразную «островную точку». Крайняя западная точка нашей страны находится в пункте смыкания границ трех государств: России, Эстонии и Латвии – немного западнее города Пскова, на берегу одного из притоков реки Даугавы (27ов.д.). Расстояние между крайними северной и южной точками чуть более 4000 км, а между восточной и западной почти 10000 км. Основная часть территории России лежит между параллелями 70о и 50ос.ш., 20% ее территории находится за полярным кругом. Россия располагается в 2-х частях света: Европе и Азии. Границу между этими частями света проводят по Уралу и по Кумо-Манычской впадине. При этом на европейскую часть приходится 23% всей территории страны, а на азиатскую – 77%.

Границы России

Общая протяженность границ России составляет почти 61000 км, из них 2/3 морские границы. Северная и восточная границы в основном морские (границу проводят в 12 морских милях, или 22 км 200 м, от берега). Западная и южная границы преимущественно сухопутные, из них 7,5 тысяч км проходят по рекам и озерам. Границы, сформировавшиеся в дореволюционное время, как правило, проходят по естественным рубежам. Границы, возникшие после распада СССР, как правило, к естественным рубежам не привязаны (это касается также границ с Финляндией и Польшей).

Западная граница почти не совпадает с естественными рубежами, начинается от побережья Баренцева моря, от Варангер-фьорда, далее идет по тундре и по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией. Далее граница идет с Финляндией по возвышенности Манселькя ( местность здесь заболоченная, заозерная) и доходит до Финского залива. На крайнем западе, на берегу Гданьского залива, Калининградская область граничит с Польшей и Литвой. Значительная часть границы с Литвой проходит по реке Неман. От Финского залива граница идет по реке Нарве, далее по Чудскому и Псковскому озерам, затем по низким равнинам, лишь иногда по возвышенностям (Витебской, Смоленско-Московской, по южным отрогам Среднерусской возвышенности), а также местами по рекам (верховье Западной Двины, верховье Днепра, верховье Десны, Северному Донцу и Осколу). Данная местность преимущественно овражно-балочная, лесостепная и степная, наибольшая часть местности распахана. Завершается западная граница у Таганрогского залива Азовского моря. На протяжении этой границы нашими соседями являются Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина. С 2014 г. России была возвращена территория Крымского полуострова (республика Крым).

Южная граница, как и западная, преимущественно сухопутная, начинается с Керченского пролива (соединяющего Азовское и Черное моря) и проходит по территориальным водам Черного моря до устья реки Псоу. Далее идет сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном, в основном по Главному (Водораздельному) хребту Большого Кавказа. Далее, у горы Базардюзю, граница поворачивает на северо-восток по долине реки Самур до Каспия. Затем она идет по акватории Каспийского озера, следующая ее часть – сухопутная – с Казахстаном, в основном по сухим степям, частично касается возвышенности Сырт, далее проходит в районе сочленения гор Урала и Мугоджар (граница с Казахстаном самая большая – более 7500км). Затем граница идет по югу Западной Сибири и горам Алтая. При этом местами граница проходит по рекам: частично по реке Малый Узень (Прикаспий), частично по рекам Урал, Тобол и его притокам. От Алтая до Тихого океана граница идет по горному поясу: Южный Алтай, Монгольский Алтай, Сайлюгем, по горным хребтам Тувы, по Восточному Саяну, горам Забайкалья; далее – по рекам Аргунь, Амур, Уссури, северной акватории озера Ханка и по реке Туманная. Здесь Россия граничит с Китаем и Монголией, на крайнем юго-востоке (всего лишь 17 км) – с Северной Кореей.

Восточная граница проходит по акватории морей Тихого океана: Японскому, Охотскому и Берингову. Здесь Россия граничит по морю с Японией и США: с Японией – по проливам Лаперуза, Кунаширский и Советский, с США – по Берингову проливу, в котором находятся 2 острова – о. Ратманова (Россия) и о. Крузенштерна (США). Расстояние между островами составляет 5 км.

Северная граница, как и восточная, является морской. Она проходит по морям Северного Ледовитого океана: Чукотскому, Восточно-Сибирскому, морю Лаптевых, Карскому, Баренцеву, другими словами, от о. Ратманова до крайней северной точки полуострова Рыбачий (северная оконечность Кольского полуострова).

Влияние географического положения на природу и хозяйство страны

Географическое положение и размеры территории России заметно влияют на природу и хозяйство страны. Значительная протяженность России с севера на юг обусловливает неравномерное поступление солнечной радиации и соответственно формирует три климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный, а также 10 природных зон – от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. Огромная протяженность страны с запада на восток определяет изменение степени континентальности климата и проявление секторности в изменении природы.

Россия является одной из самых северных стран мира, примерно 65% ее территории находится в зоне многолетней мерзлоты. На территории России расположен полюс холода Северного полушария – город Верхоянск. Только 5% площади страны лежит южнее 50ос.ш. Северная специфика страны требует больших энергетических затрат на утепление и отопление жилищ, промышленных помещений, стойловое содержание скота, создание снегоуборочной техники и т.д.

Огромная протяженность страны предполагает наличие длинных транспортных путей, для строительства и поддержания которых требуются большие капиталовложения.

Россия находится в зоне рискованного земледелия, на большей части её территории ощущается недостаток тепла для многих сельскохозяйственных культур. На европейском юге страны ощущается дефицит влаги, хотя тепла достаточно, но часты засухи.

Часовые пояса России

Наша страна по долготе простирается на 171о, если это число разделить на 15о (ширину часового пояса), то получим число 11,4, т.е. в России должно быть 11 или 12 часовых поясов.

Поясное время было введено во второй половине 19 века, и точкой отсчета часовых поясов был принят Гринвичский меридиан. В России поясное время ввели в 1919 г. Как известно, на суше границу часовых поясов проводят по государственным и административным границам, поэтому время наступления полдня в каждом конкретном часовом поясе оказывается в интервале 11 ч. 30 мин. – 12 ч. 30 мин. В 1930 г. в нашей стране перевели стрелки часов на 1 час вперед, такое время назвали декретным. В результате этого полдень в каждом часовом поясе оказался в границах с 12 ч. 30 мин. до 13 ч. 30 мин.

В 1981 г. на летний период в России часы перевели еще на 1 час вперед, на так называемое «летнее время», с наступлением зимнего периода часы переводили на час назад и возвращались к «зимнему времени». С 2011 г. переход на зимнее время был отменен и, следовательно, летнее время стало круглогодичным. Но с октября 2014 г. зимнее время вновь было возвращено.

С 2014 г. территория России находилась в 11 часовых поясах – со II по XII включительно. Калининградская область живет по времени I часового пояса, регион Чукотка – по времени XII часового пояса. Москва относится ко II часовому поясу. Московское время введено и на территории соседнего восточного часового пояса, в котором расположена и Нижегородская область. Полдень в Нижегородской области наступает около 12 ч.

Таким образом, московское время отличается от всемирного (лондонского) на 3 часа. Когда в Москве полночь, в Лондоне только ещё 21 час, в Калининграде – 23 часа, а на Чукотке – 9 часов утра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх