Куперс

Бухучет и анализ

Гособоронзаказ спецсчет

автор ответа,

Вопрос

Мы являемся исполнителем второго уровня по госконтракту гособоронзаказа. По контракту мы обязаны открыть лицевой счет в Управлении федерального казначейства. Наш заказчик готов рассчитаться с нами за 1 этап работ, однако ему ещё не поступили средства от гос.заказчика на его лицевой счет в казначействе. Можем ли мы провести оплату за выполненные работы с обычного расчетного счета нашего заказчика на обычный расчетный счет исполнителя (нас)?

Ответ

О возможности оплаты заказчиком выполненных исполнителем работ с обычного расчетного счета заказчика на обычный расчетный счет исполнителя официальные разъяснения отсутствуют. Нормы действующего законодательства, регулирующего исполнение гособоронзаказа предусматривают, что по общему правилу заказчики, головные исполнители и исполнители государственного оборонного заказа используют для расчетов по контрактам только специальные счета. При этом неполучение бюджетных средств не освобождает заказчика от обязательства по своевременной оплате выполненных работ. Таким образом, если в рассматриваемой ситуации в соответствии с условиями заключенного контракта срок исполнения обязательства по оплате 1-го этапа наступил, то заказчик вправе осуществить оплату исполнителю со своего расчетного счета. Впоследствии при получении бюджетных средств заказчик должен будет обосновать списание денег на свой расчетный счет, которые ранее были уплачены им исполнителю с расчетного счета.

Обоснование

Как установлено п.7 ст.7 Федерального закона от 29.12.2012 N 275 «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон N 275) государственный заказчик использует для расчетов по государственному контракту только отдельный счет, открытый в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.

В соответствии с п.8 ст. 7 Закона N 275 государственный заказчик обеспечивает авансирование и оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственных контрактов.

Как предусмотрено пунктами 6, 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона N 275 головной исполнитель и исполнитель государственного оборонного заказа используют для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком

Таким образом, Федеральный закон от 29.12.2012 N 275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает правило для участников гособоронзаказа, согласно которому все расчеты, связанные с его исполнением должны проводиться через специальные счета в целях контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 N 1680 утверждены Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, согласно которым установлен режим лицевого счета заказчика, головного исполнителя, исполнителя гособоронзаказа.

Как установлено п.13 Постановления Правительства РФ от 28.12.2017 N 1680 режим лицевого счета предусматривает, в том числе, осуществление операций по зачислению и списанию средств при указании в платежных документах, в государственном контракте, контракте (договоре), а также в документах-основаниях идентификатора государственного контракта,

Согласно подпункту «б» данного пункта осуществление операций по зачислению и списанию средств, за исключением списания средств на счета, открытые в кредитной организации головному исполнителю (исполнителю) — в целях оплаты фактически выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции), источником финансового обеспечения которых являются средства, в случае если головной исполнитель (исполнитель) не привлекает для выполнения таких работ (оказания таких услуг и изготовления такой продукции) иных исполнителей, при условии представления документов-оснований,.

Согласно подпункту «в» данного пункта перечисление в случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации, средств, за исключением средств, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется с лицевых счетов на счета в кредитных организациях, открытые головным исполнителям (исполнителям), после получения от государственного заказчика территориальным органом Федерального казначейства уведомления государственного заказчика о полном исполнении государственного контракта.

О возможности оплаты заказчиком выполненных исполнителем работ с обычного расчетного счета заказчика на обычный расчетный счет исполнителя официальные разъяснения отсутствуют.

Как предусмотрено п.16 и 21 Постановления Правительства РФ от 28.12.2017 N 1680 санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации. Территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку представленного головным исполнителем (исполнителем) платежного документа на предмет наличия в платежном документе указания об операциях по зачислению и списанию средств на лицевом счете, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «б» пункта 13 настоящих Правил.

Таким образом, представляется, что впоследствии при получении бюджетных средств заказчик должен будет обосновать списание денег на свой расчетный счет, которые ранее были уплачены им исполнителю с расчетного счета.

Судебная практика по аналогичной ситуации отсутствует. Однако, статьей 7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностного лица государственного заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, предусмотренного государственным контрактом в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Однако, так же следует учитывать, что согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Следовательно, если у заказчика наступил срок оплаты исполнителю согласно условиям контракта о гособоронзаказе, то это обязательство должно быть исполнено в срок. Неполучение бюджетных средств не освобождает заказчика от этого обязательства, что подтверждается судебной практикой. Таким образом, если в рассматриваемой ситуации в соответствии с условиями заключенного контракта срок исполнения обязательства по оплате 1-го этапа наступил, то заказчик вправе осуществить оплату исполнителю со своего расчетного счета.

На вопрос отвечала:

В.А. Лексина,

консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц головного исполнителя за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ), а также должностных лиц исполнителя за нарушение договора, заключенного во исполнение ГОЗ. Однако, как показывает административная и судебная практика, на сегодняшний день правоприменитель не выработал единый подход к оценке правомерности привлечения должностных лиц к административной ответственности в случае, когда нарушения при исполнении ГОЗ вызваны действиями самих государственных заказчиков или иными объективными обстоятельствами.

Об отличительных чертах состава правонарушения по ст. 14.55 КоАП РФ с точки зрения квалификации действий должностных лиц головного исполнителя (исполнителя), особенностях субъектного состава, проблемах соотношения институтов административной и гражданско-правовой ответственности, а также о практике применения указанной статьи и возможных стратегиях защиты интересов руководящего состава головного исполнителя (исполнителя) в случае возникновения риска привлечения к административной ответственности читайте в материале.

В большинстве составов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности ответственность должностного лица носит дополнительный характер по отношению к ответственности юридического лица. Однако в случае со ст. 14.55 КоАП РФ субъектом административного правонарушения является не сама организация, а только ее должностное лицо.

Поскольку нарушения в сфере ГОЗ могут привести к серьезным негативным последствиям для оборонно-промышленного комплекса, на протяжении последних лет законодателем проводится последовательная политика по усилению контроля в данной сфере, в том числе по повышению ответственности должностных лиц при исполнении ГОЗ. А персонифицированная ответственность за совершение правонарушений является одним из способов стимулирования руководящего звена организаций-исполнителей на осуществление более тщательного контроля за исполнением государственных контрактов.

Основной риск для должностного лица связан с возможностью квалификации его действий по ч. 3 указанной статьи (как грубое нарушение при исполнении ГОЗ). В таком случае безальтернативной санкцией будет дисквалификация должностного лица на срок до трех лет.

Далеко не всегда лицом, привлекаемым к ответственности, выступает единоличный исполнительный орган компании (генеральный директор, руководитель организации). Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Следовательно, контролирующий орган — ФАС России — должен установить то должностное лицо, в чьи обязанности входило осуществление контроля за исполнением государственного контракта, условия которого предположительно были нарушены.

Субъекта, привлекаемого к ответственности, ФАС России устанавливает на основании локальных нормативных актов организации (положений, должностных инструкций, трудовых договоров). При таких условиях риски привлечения к ответственности высшего руководящего состава могут быть существенно снижены за счет правильного построения системы делегирования полномочий.

Практический аспект, на который следует обратить внимание при проработке системы делегирования полномочий, состоит в том, что при невозможности точного установления ФАС России в ходе разбирательства ответственного должностного лица (например, в силу неясности положений локальных нормативных актов, наличия противоречий, одновременного наделения одинаковыми полномочиями нескольких должностных лиц и т.д.), бремя ответственности может «вернуться» к единоличному исполнительному органу как к лицу, осуществляющему общее текущее руководство деятельностью компании.

Административная vs гражданско-правовая ответственность

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, может выражаться в следующих действиях (бездействии):

  • в нарушении головным исполнителем условий о количестве, качестве, комплектности поставляемых товаров, о качестве выполняемых работ или оказываемых услуг, о сроках исполнения государственного контракта по ГОЗ;

  • в нарушении исполнителем аналогичных условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ.

Повторное совершение административного правонарушения образует состав по ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ (грубое нарушение).

Таким образом, законодатель предусматривает равнозначную публично-правовую ответственность за нарушение условий государственного контракта по ГОЗ (сторонами которого являются государственный заказчик и головной исполнитель) и условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ между головным исполнителем и исполнителем (исполнителями).

Нельзя не отметить тот факт, что аналогичные действия, квалифицируемые как нарушения, свойственны для института гражданско-правовой ответственности юридического лица. Получается, что одни и те же действия могут повлечь гражданско-правовую ответственность для юридического лица и административную — для его должностного лица. В связи с этим возникают вопросы: означает ли отсутствие нарушения с гражданско-правовой точки зрения невозможность привлечения должностного лица к административной ответственности? Возможно ли ссылаться на предусмотренные гражданским законодательством основания для освобождения от ответственности в административном процессе? Как показывает практика, на настоящий момент административные и судебные органы расходятся в оценке данного вопроса.

С точки зрения Гражданского кодекса юридическое лицо, выступающее головным исполнителем (исполнителем) по ГОЗ, не будет нести гражданско-правовую ответственность, в частности, в следующих случаях:

  • приостановления встречного исполнения обязательства вследствие непредоставления исполнения другой обязанной стороной (соответственно государственным заказчиком или головным исполнителем) (ст. 328 ГК РФ);

  • невозможности исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ);

  • просрочки кредитора (государственного заказчика или головного исполнителя), препятствующей исполнению обязательства (п. 3 ст. 405, п. 3 ст. 406 ГК РФ).

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) также предусмотрено основание для освобождения от ответственности в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34). Данные положения в полной мере применимы к исполнению государственных контрактов в сфере ГОЗ.

Ситуация, когда головной исполнитель (исполнитель) не может исполнить обязательства по обозначенным объективным причинам, является достаточно распространенной. Особенно это касается нарушения сроков поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг из-за «препятствий» со стороны контрагента (непредоставления необходимой информации, невозможности создать условия для приемки товара и пр.).

Пример из практики

Минобороны России обратилось в суд с иском к исполнителю по госконтракту о взыскании неустойки за несвоевременное выполнение работ по утилизации боеприпасов. Между тем судом было установлено, что заказчик сам своевременно не совершил действия, предусмотренные государственным контрактом, а именно не разработал и не утвердил график отправки боеприпасов на утилизацию.

Исполнитель проявил должную осмотрительность и сообщил заказчику, что готов принять боеприпасы в определенном количестве и в определенный срок. Однако заказчик передал боеприпасы исполнителю за пределами установленного госконтрактом срока для их утилизации.

Суд первой инстанции, позицию которого поддержала апелляция, резюмировал, что подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с п. 3 ст. 405, п. 1 ст. 406 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Доводы истца о том, что ответчик обязан был предупредить его о наличии обстоятельств, создающих невозможность завершения работы в срок, суды отклонили, поскольку были представлены доказательства обращения к заказчику и принятия мер по согласованию нового графика и внесению изменений в договор. Даже с учетом установленного в законе запрета на изменение условий контракта о сроке выполнения работ ответчик смог доказать наличие вины истца.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 № 09АП-33798/2017 по делу № А40-213284/16

Аналогичный пример и выводы приводятся в п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017.

Таким образом, принятие юридическим лицом необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства по государственному контракту при невозможности его исполнения вследствие объективных обстоятельств будет свидетельствовать об отсутствии вины в нарушении обязательств по нему. Такое поведение не образует состав гражданско-правового нарушения.

Однако практика ФАС России свидетельствует о том, что даже в таких случаях существуют риски привлечения должностного лица головного исполнителя (исполнителя) к административной ответственности.

Пример из практики

УФАС по Нижегородской области возбудило дело по признакам нарушения ст. 14.55 КоАП РФ в отношении директора общества — исполнителя по договору, заключенному во исполнение государственного контракта по ГОЗ. Административный орган установил, что предусмотренные договором работы не были выполнены в установленный срок, в связи с чем должностное лицо исполнителя было привлечено к административной ответственности.

При этом антимонопольное ведомство не приняло во внимание довод исполнителя о том, что он столкнулся с невозможностью дальнейшего производства работ по причине ненадлежащего исполнения обязательств со стороны головного исполнителя (представление несоответствующего по размерам карьера для утилизации материалов, отсутствие технической документации на объект и пр.).

Позиция контролирующего органа заключалась в том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, является формальным. В связи с чем неисполнение договора в установленный срок само по себе образует объективную сторону правонарушения.

Впоследствии данный подход был успешно оспорен в судебном порядке. Суд согласился с позицией исполнителя об объективной невозможности выполнения работ в установленный срок, а также принял во внимание неоднократные обращения в адрес головного исполнителя с просьбой устранить препятствия. Как указал суд, обращения исполнителя свидетельствуют о постоянном контроле должностного лица за исполнением обязательств организации по договору.

При таких условиях суд пришел к выводу об отсутствии вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности со стороны директора исполнителя, и прекратил производство по делу.

Решение Йошкар-Олинского городского суда от 13.07.2017 № 12-442/2017

Таким образом, суды склонны видеть связь между основаниями для освобождения от гражданско-правовой ответственности и основаниями для освобождения от административной ответственности. А ФАС России, напротив, чаще формально подходит к оценке ситуации и, даже несмотря на правомерность действий головного исполнителя (исполнителя) с точки зрения гражданского права, констатирует наличие состава административного правонарушения в действиях должностного лица, ответственного за исполнение контракта.

Надо отметить, что ранее, когда практика еще только начинала формироваться, подход ФАС России был менее консервативным. Контролирующий орган принимал во внимание доводы исполнителей и иначе оценивал причины и последствия нарушения условий государственного контракта / договора.

Пример из практики

ФАС России было возбуждено дело по факту нарушения головным исполнителем установленных госконтрактом сроков выполнения опытно-конструкторской работы по созданию ракеты.

При рассмотрении дела было установлено, что головной исполнитель неоднократно направлял уведомления в адрес Минобороны России о приостановлении выполнения работ в порядке ч. 1 ст. 716 ГК РФ ввиду невозможности их выполнения. Между тем ответа или дальнейших инструкций от заказчика не поступало.

ФАС России пришла к выводу, что обязанности головного исполнителя не были исполнены по независящим от него обстоятельствам, в силу чего вина должностного лица исполнителя с точки зрения административного состава отсутствует.

Постановление ФАС России от 31.08.2016 № 24/60954/16

Если у исполнителя есть выбор

В случае с приостановлением исполнения по общим правилам ст. 328 ГК РФ необходимо учитывать следующий момент. В соответствии с указанной статьей приостановление исполнения обязательства является правом, а не обязанностью стороны, на которой лежит встречное исполнение (в данном случае — головного исполнителя (исполнителя)). И далеко не всегда одно только наличие оснований для приостановления говорит о невозможности исполнения ГОЗ головным исполнителем (исполнителем).

В связи с этим возникает вопрос: может ли реализация права по ст. 328 ГК РФ при наличии реальной возможности исполнения обязательства быть расценена как неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей должностным лицом и повлечь административную ответственность?

Представляется, что при ответе на данный вопрос необходимо установить действительную цель головного исполнителя (исполнителя), преследуемую им при приостановлении исполнения обязательства. Безусловно, если реализация такого права имеет целью причинение вреда другому лицу или иную противоправную цель, такие действия должны быть квалифицированы как злоупотребление правом по ст. 10 ГК РФ. В таком случае следует сделать вывод о неисполнении (ненадлежащем исполнении) должностных обязанностей.

В иной ситуации, а равно в случае, когда исполнение обязательства в отсутствие встречного предоставления повлечет негативные последствия, реализация права на приостановление исполнения не должна образовывать состав административного правонарушения.

Пример

Предположим, что головной исполнитель в рамках государственного контракта по ГОЗ обязан осуществить поставку в адрес государственного заказчика или указанного им непосредственного получателя. При этом до наступления срока исполнения обязательства от государственного заказчика исполнителю поступают уведомление о невозможности организовать приемку товара (например, возникла аварийная ситуация в месте исполнения обязательства, производится ремонт предназначенных для хранения помещений и пр.) и просьба осуществить поставку в более поздние сроки.

Какие действия головного исполнителя будут считаться правильными в такой ситуации? С одной стороны, головной исполнитель располагает информацией об объемах, сроках и месте поставки, то есть исполнение обязательства возможно. Законом о контрактной системе в любом случае не предусмотрено право сторон изменять сроки исполнения обязательств по государственному контракту, поэтому исполнять обязательство необходимо так, как стороны изначально договорились.

С другой стороны, головному исполнителю стало достоверно известно, что госзаказчик или указанный им непосредственный получатель не смогут создать условия для приемки товара (осуществить выгрузку, выборочную проверку и пр.). Как следствие, формальное выполнение условий госконтракта и поставка товара в адрес заказчика без учета невозможности обеспечения последним его надлежащей приемки создает для головного исполнителя риски негативных последствий — от простоя транспорта до порчи товара.

По нашему мнению, в данной ситуации реализация права на приостановление исполнения обязательства (несмотря на реальную возможность его исполнения) будет являться верным решением, отвечающим требованиям добросовестности и осмотрительности. Для этого головному исполнителю будет необходимо направить соответствующее письменное уведомление в адрес государственного заказчика, отметив, что смещение сроков поставки вызвано исключительно информацией, предоставленной самим заказчиком.

Представляется, что отсутствия нарушений юридическим лицом положений гражданского законодательства об исполнении обязательств при исполнении ГОЗ должно исключать привлечение к административной ответственности должностного лица, ответственного за принятие соответствующих управленческих решений.

Выводы и рекомендации

Учитывая персонифицированную ответственность должностных лиц головного исполнителя (исполнителя), в первую очередь мы рекомендуем организовать систему делегирования полномочий в компании, что позволит снять риски привлечения к ответственности высшего руководящего звена.

При исполнении государственного контракта по ГОЗ или договора, заключенного во исполнение данного контракта, ответственному должностному лицу головного исполнителя (исполнителя) необходимо проявлять максимально активную позицию:

  • при возникновении любых обстоятельств, препятствующих выполнению ГОЗ в установленный срок, — незамедлительно уведомлять контрагента;

  • отмечать нарушения со стороны контрагента, которые могут повлиять на сроки исполнения договорных условий по ГОЗ;

  • при наличии оснований для приостановления исполнения обязательства в рамках ГОЗ — принимать решение с учетом последствий, которые могут наступить при исполнении или неисполнении обязательства на согласованных условиях.

Именно письменные коммуникации будут говорить в пользу осуществления должностным лицом головного исполнителя (исполнителя) постоянного контроля за исполнением ГОЗ, что обеспечит защиту интересов компании в случае предъявления претензий со стороны контролирующих органов.

Также типы вооружений, поступившие в ВС по ГОЗ-2018 (и планирующиеся по ГОЗ-2019) были названы в интервью с заместителем министра обороны РФ А. Криворучко (приведено ниже в сокращении).

Выделенный в 2018 г объём средств на реализацию ГОЗ (до 1,5 трлн. руб.) обеспечил дальнейшее плановое развитие системы вооружения ВС. Для обеспечения установленных темпов оснащения войск современными ВВТ до 70% этих средств было направлено на серийные закупки. Для повышения эффективности выполнения ГОЗ в МО был реализован дополнительный комплекс мер, учитывающий опыт аналогичной работы в предыдущие годы. В т.ч. уточнены порядок планирования и реализации ГОЗ, что позволило оптимизировать задачи и работу органов военного управления. Также впервые была организована работа оперативных штабов (ВКС и ВМФ), обеспечивших решение проблемных вопросов размещения и исполнения заданий ГОЗ с интегрированными структурами и непосредственно с организациями ОПК – исполнителями контрактов.

Принятые меры позволили своевременно, до 15 мая, законтрактовать основной объём средств (до 94%) и приступить к реализации заданий ГОЗ. В итоге в 2018 г в войска поставлено до 115 000 ед. современных ВВТ, включая св. 2500 основных, определяющих боевую мощь видов ВС и родов войск.

СВ и ВДВ. Поставки бронетехники включали крупные партии новых БМП-3, БТР-82А, БМД-4М, БТР-МДМ. Всего – св. 300 ед. Из ракетно-артиллерийского вооружения поставлены самоходные гаубицы «Мста-СМ», комплект д-на ОТРК «Искандер-М», ПТРК «Хризантема-СП» и «Корнет», Всего – св. 120 ед. Поставки зенитного вооружения включали ЗРК «Бук-М3» и «Тор-М2», в т.ч. в арктическом исполнении.

ВКС получили многоцелевые истребители Су-30СМ и ­Су-35С, фронтовые бомбардировщики Су-34, учебно-боевые самолёты Як-130, вертолёты Ка-52, Ка-226, Ми-8 различных модификаций. Всего – св. 120 ед. Поставленное зенитно-ракетное вооружение включало ЗРПК «Панцирь-С» и ЗРС С-400 «Триумф».

ВМФ принял в свой состав фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков», корвет пр. 20380 «Громкий», МРК пр. 22800 «Мытищи» и пр. 21631 «Орехово-Зуево». Кроме того, получены боевые катера и суда обеспечения, а также береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Всего – более 20 кораблей и судов.

СЯС. РВСН провели бросковые испытания тяжёлой МБР «Сармат». Авиационные СЯС получили 5 модернизированных бомбардировщиков (1 Ту-160 и 4 Ту-95МС). Для них закуплены комплекты крылатых ракет. Морские СЯС начали испытания головного атомного подводного ракетного крейсера пр. 955А.

Также в ­войска поступили св. 100 РЛС, стрелковое оружие и экипировка, средства связи, РХБЗ, новейшие комплексы РЭБ и др.

В строй возвращено до 8500 отремонтированных и модернизированных образцов вооружения, включая св. 2000 основных. В войсках проведено сервисное обслуживание св. 57 тыс. ед. ВВТ.

В целом это позволило довести уровень оснащения частей постоянной готовности современными серийными образцами ВВТ до 61,5%, а обеспеченности войск ВВТ до 98% и поддерживать исправность парка на уровне до 94%.

С учётом предварительных итогов выполнения в целом практически все организации ОПК справились со взятыми контрактными обязательствами. Вместе с тем, своевременное исполнение контрактов достигнуто не по всей номенклатуре ВВТ. В этом вопросе продолжится работа с коллегией ВПК, ведомствами промышленного блока, интегрированными структурами и организациями ОПК.

Планы ГОЗ на 2019 г. Формирование параметров ГОЗ в части номенклатуры и объёмов закупаемых и ремонтируемых образцов ВВТ осуществляется на основе Государственной программы вооружений до 2027 г (ГПВ-27). При планировании учитывались военно-политическая обстановка, приоритеты развития системы вооружения ВС России, а также объёмы бюджетных ассигнований, выделяемых на обес­печение обороны и безопасности страны.

В 2019 г на реализацию ГОЗ в части НИОКР, закупок и ремонта предусмотрена сумма того же порядка, что и в 2018 г. Для достижения установленных показателей уровня обес­печенности и современности ВВТ в войсках до 71% средств направлено на серийные закупки современных образцов ВВТ. Перечень и состав заданий ГОЗ-2019 сформирован с учётом сохранения рационального распределения средств, предусмотренных ГПВ-2027 для решения приоритетных задач видов ВС и родов войск. К ним относятся: развитие СЯС, средств ВКО, систем связи, разведки и управления, РЭБ, комплексов БЛА, роботизированных ударных комплексов, транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты; развитие ВМФ, прежде всего в Арктической зоне России и на Дальнем Востоке, развитие группировок войск в Арктической зоне и в Крыму. В рамках их реализации на 2019 г запланированы поставки и ремонт св. 35 тыс. систем, комплексов и образцов, в т.ч. до 4500 основных образцов ВВТ.

В 2019 г намечена поставка новых боевых машин на платформе «Армата» (танков Т-14 и БМП Т-15), танков Т-90М, самоходных гаубиц «Коалиция-СВ», ВКС получат 1-ю серийную партию истребителей Су-57 и партию ударных вертолётов Ми-28НМ. Ожидается 1-й полёт военного самолета-амфибии Бе-200,

В РВСН заступит на дежурство 1-й ракетный полк, вооружённый комплексом «Авангард» с ракетой, оснащённой планирующим крылатым блоком. Авиационные СЯС введут в боевой состав 4 модернизированных бомбардировщика Ту-95МС. Морские СЯС примут в состав флота головной атомный подводный крейсер пр. 955А «Князь Владимир» с БРПЛ «Булава».

В 2019 г предстоит выполнить комплекс мероприятий, предусмотренный планом-графиком реализации ГОЗ, который позволит обеспечить наращивание боевых возможностей ВС за счёт роста уровня современности ВВТ в частях постоянной готовности на 5,5% и довести его до 67% на 31.12.2019 г; рост уровня обеспеченности войск ВВТ поднять до 98,3%, а исправность парка – до 94% .

Анализ выполнения ГОЗ в 2018 году. МО России ежегодно отчитывалось в декабре каждого года о своей деятельности и достижениях в военном строительстве (в т.ч. – о выполнении ГОЗ и планах ГОЗ на следующий год). А затем в «Вызовах и рисках» появлялась статья, где с привлечением фактов и цифр доказывалось, что ГОЗ в очередной раз не был выполнен, и невыполнение было существенным. При этом просто сравнивались годовые показатели – плановые и достигнутые. Почему МО России не в состоянии проделать эту несложную работу, прежде чем выступить с отчётом – загадка. По крайней мере, министр обороны России тогда не выглядел бы человеком, вводящими в заблуждение президента, народ России и всё мировое сообщество.

Нынешний, 2018 год, не стал исключением. Только если в предыдущие годы ГОЗ по отчёту МО выполнялся на 96-98% (причём процент выполнения повышался год от года), то в этом году план по доле современного ВВТ в войсках, как сообщил министр обороны, был выполнен полностью, а в некоторых видах ВС – даже перевыполнен. Как сказал Шойгу: «В целом все мероприятия, предусмотренные планом деятельности МО и ГОЗ 2018 г, выполнены». При этом не было названо ни одного недостатка (в отчётах за прошлые годы упоминалось хотя бы несколько). Впору ордена вручать – как министру с замами, так и руководителям из ОПК. Но не будем торопиться с орденами.

Показатели ГОЗ за 2018 г (плановые и достигнутые), а также планы ГОЗ на 2019 г приведены в табл.3. При этом плановые показатели ГОЗ за 2018 г взяты из доклада Шойгу за 2017 г , а достигнутые показатели ГОЗ и планы ГОЗ на 2019 г из его доклада за 2018 г

Таблица 3

Показатель ГОЗ-2018, план ГОЗ-2018, выполнение ГОЗ-2019, план
СЯС, современное ВВТ% 82 82
Ракетные полки МБР «Ярс» 1 1
МБР 11″Ярс» 9 «Ярс» 31 «Ярс» и «Авангард»
АПКСН пр.955А 1
Модернизированные бомбардировщики 6 Ту-95МСМ и

Ту-160М1

5 (4 Ту-95МСМ

и 1 Ту-160М1)

4 Ту-95МСМ
СВ, современное ВВТ, % 46 48,3 50,8
Соединений и частей 7 10 11
Новые и модернизированные ВВТ, ед. 3500 2200 2000
Танки и ББМ 300 (?) 719
Бриг. комплекты ОТРК «Искандер-М» 1 1 д-н (?) 1
Бриг. комплекты ЗРС С-300В4 1
Бриг. комплекты ЗРК «Бук-М3» 1
ВКС, современное ВВТ, % 74 74 (ВВС – 64) 81,8 (ВВС – 65)
Самолёты и вертолёты 203 (с морской авиацией) 126 143 (с морской авиацией)
Полковые комплекты ЗРС С-400 4 4 1
ЗРК С-350 1
Комплекты д-нов ЗРПК «Панцирь-С» 4 7
ВМФ, современное ВВТ, % 55 62,3 64
ПЛАРК пр.885М 1 1
Надводные корабли и катера 20 14 12
Суда обеспечения 14 11 12
БРК «Бастион» и «Бал» . 4 4
Самолёты морской авиации 15
Дивизия береговой обороны 1
Танки и ББМ 130
Полковые комплекты ЗРС С-400 1 1 1
ВДВ, современное ВВТ, % 63,7 63,7
Новые и модернизированные ВВТ, ед. 300
Итого ВС, современного ВВТ, % 61 61,5 67

Сравнение по видам ВС плановых и достигнутых показателей ГОЗ за 2018 г приведено ниже.

СЯС: министр заявил, что доля современного ВВТ в СЯС достигла 82% (т.е. по плану). Но планировалось получить 11 МБР «Ярс», а получено 9 (недополучено 2 МБР, то есть 18%). Также было запланировано получить 6 модернизированных бомбардировщиков Ту-95МСМ и Ту-160М1, а получено 5 (недополучен 1 самолёт или 17%).

ВКС: министр заявил, что доля современного ВВТ в ВКС достигла 74% (т.е. по плану). Но планировалось получить 203 самолёта и вертолёта (с машинами морской авиацией), а ВКС получили лишь 126. Плюс морская авиация получила 15 самолётов (7-10 новых истребителей Су-30СМ и несколько модернизированных противолодочных самолётов Ил-38Н), а также до 10 модернизированных противолодочных вертолётов Ка-27М. То есть ВКС и морская авиация получили в 2018 г около 150 самолётов и вертолётов. Всего было недополучено 53 машины, т.е. 26%. Необходимо также отметить, что поставки боевых и учебно-боевых самолётов в ВС России после 2014 г неуклонно снижаются (см. табл.4)

Таблица 4

Тип самолёта 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
МиГ-29СМТ 28 3 11
МиГ-29УБ 6 2
МиГ-29КР 2 8 10
МиГ-29КУБР 2 2
Су-27СМ3 4 8
Су-30М2 2 2 3 8 3 2
Су-30СМ 2 14 21 27 19 17
Су-34 1 2 4 6 10 14 18 18 16 16
Су-35С 2 8 24 12 12 10
Яу-130 3 6 3 15 18 20 14 10 6
Всего 1 39 16 19 29 61 101 89 70 49

Если в 2014 г был поставлен 101 самолёт, то в 2017 г – лишь 49. Ситуация с производством для ВКС и морской авиации других самолётов, а также вертолётов тоже неблагоприятная.

ВМФ: Шойгу заявил, что доля современного ВВТ в ВМФ достигла 62,3% (т.е. план перевыполнен на 7,3%!). Однако планировалось получить 1 подлодку, 20 надводных кораблей и катеров, 14 судов обеспечения, а получено 14 надводных кораблей и катеров, 11 судов обеспечения (недополучены 1 подлодка пр.885М, 6 кораблей и катеров, 3 судна, т.е. 30% кораблей и катеров, 21% судов). Кроме того, так и не была сформирована 99-я дивизия береговой обороны на Чукотке.

Ситуацию с недопоставкой подлодки прояснило интервью президента АО «Объединенная судостроительная корпорация» А. Рахманова. На вопрос корреспондентки, – Почему задерживается строительство атомных подводных ракетоносцев «Борей» и многоцелевых атомных субмарин типа «Ясень»? Рахманов ответил, – Заказчик согласился с нами, что это очень сложная новая техника, которая требует дополнительного времени на испытания. И правительство официально перенесло сроки сдачи .

Может быть, заявление министра обороны о выполнении ГОЗ в 2018 г по всем вооружениям объясняется тем же – корректировкой планов, когда становилось ясно, что они не будут выполнены? Это вполне возможно. Но отсюда вытекает, что руководству МО было известно о невыполнении ГОЗ, а открытая часть коллегии МО и доклад министра обороны президенту на ней – это обман, пропагандистское шоу для народа и мировой общественности. А правдивый разговор о реальной ситуации с невыполнением ГОЗ и по другим недостаткам деятельности МО вёлся на закрытой части коллегии, когда из зала были удалены лица, не имеющие допуска к высшим государственным секретам.

Да и сам принцип определения доли современного вооружения в ВС выглядит сомнительным и зависит от того, какое вооружение считать современным. В МО России современными считают модернизированные существующие системы: танки Т-72Б3, БМП-2М, БМД-2М, БТР-82А и БТР-82АМ, самоходную артиллерию (орудия 2С23 «Нона-СВК», гаубицы 2С1М «Гвоздика» и 2С3М «Акация», пушки 2С7М «Малка» и миномёты 2С4 «Тюльпан»), РСЗО «Торнадо-С», ЗРС С-300В4, бомбардировщики Ту-160М1 и Ту-95МСМ, штурмовики Су-25СМ3, истребители Су-27СМ3 и МиГ-31БМ, и др. Большая часть этих систем вооружения могут считаться современными с очень большой натяжкой. Современные вооружения в России ещё только разрабатываются: семейства танка и ББМ «Армата», ББМ «Курганец-25» и «Бумеранг», БММП (ОКР «Рыцарь»), самоходные гаубицы «Коалиция-СВ/СВ-КШ», САО «Лотос», ЗРК «Сосна», истребитель Су-57, бомбардировщик ПАК ДА, транспортный самолёт ПАК ТА, ЗРС С-500, эсминец «Лидер», универсальный десантный корабль и др.

Однако перевооружение ВС России происходило в 2018 г, несмотря на ежегодное недовыполнение ГОЗ и ряд задержек. Оно намечено и на 2019 г. Факты и планы относительного этого приведены ниже.

СЯС. В 2018 г РВСН получили 9 МБР «Ярс» (в 2019 г намечено поставить на дежурство 31 МБР «Ярс» и «Авангард»), а ДА получила 5 модернизированных бомбардировщиков Ту-95МСМ и Ту-160М1 (в 2019 г намечено поставить 4 Ту-95МСМ). Также в 2019 г планируется ввести в состав ВМФ подлодку пр.955А с баллистическими ракетами «Булава».

СВ сформировали в 2018 г 10 соединений и частей (планировалось 7, а в 2019 г намечено сформировать 11, в т.ч. бригаду ОТРК «Искандер-М» и бригаду ЗРС С-300В4). СВ получили в 2018 г 2200 ед. новых и модернизированных ВВТ, в т.ч. комплект д-на ОТРК «Искандер-М» (в 2019 г намечено получить 2000 ед. новых и модернизированных ВВТ, в т.ч. 719 танков и ББМ, а также 3 бригадных комплекта: ОТРК «Искандер-М», ЗРС С-300В4 и ЗРК «Бук-М3»).

ВКС получили в 2018 г 126 самолётов и вертолётов и 4 полковых комплекта ЗРС С-400 (в 2019 г ВКС с морской авиацией наметили получить 143 самолёта и вертолёта, 2 полковых комплекта ЗРС С-400, 1 ЗРК С-350 и 7 комплектов д-нов ЗРПК «Панцирь-С»).

ВМС получили в 2018 г 14 надводных кораблей и катеров, 11 судов обеспечения, 4 БРК «Бастион» и «Бал», 15 самолётов морской авиации, 130 танков и ББМ, и полковой комплект ЗРС С-400 (в 2019 г намечено получить подлодку пр.885М, 12 надводных кораблей и катеров, 12 судов обеспечения, 4 БРК «Бастион» и «Бал»).

В конце 2019 г министр обороны России опять зачитает доклад президенту и мы сравним – насколько планы ГОЗ совпадут с реальностью. Но можно утверждать, что как и в 2018 г значительная часть плана будет выполнена.

Численность личного состава ВС. Вопрос с перевооружением ВС России мы в какой-то степени прояснили, но есть ещё вопрос с их личным составом. Во время доклада министра обороны на коллегии МО демонстрировались слайды. Содержание одного из них приведено в табл.1. Слайд показывал ежегодное количество контрактников и призывников в ВС России в 2013-2018 годы и план на 2025 год. Согласно этим данным, количество контрактников в 2013-2016 годы увеличивалось с 225 тыс. чел. до 384 тыс. чел., в 2017 г оно не изменилось, в 2018 г немного выросло (до 393,8 тыс. чел.), а в 2025 г намечается иметь 475,6 тыс.контрактников. Отсюда видно, что в 2016-2018 годы переход на контракт резко замедлился.

Количество призывников в 2013-2016 годы уменьшалось, но значительно медленнее, чем выросло число контрактников (с 278 тыс. чел. до 267 тыс. чел.). В 2017 г число призывников уменьшилось до 240 тыс. чел, в 2018 г – до 228,4 тыс. чел., а в 2025 г намечается иметь 220 тыс. призывников.

Но слайд нечаянно выдаёт ещё одну информацию, Если сложить по годам число контрактников и призывников, то получится количество в ВС личного состава (солдат и сержантов). В 2013-2016 годы оно активно росло (с 503 тыс. чел. до 651 тыс. чел.), в 2017 г и 2018 г несколько уменьшилось (до 624 тыс. чел. и 622,2 тыс. чел.) за счёт сокращения призывников, а в 2025 г должно вырасти до 695,6 тыс. чел. То есть, с 2013 г до 2016 г численность личного состава ВС выросла на 148 тыс. чел., а в 2025 г должна увеличиться на 192,6 тыс. чел. Впечатляющая цифра!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В декабре 2018 г в Москве под руководством президента Путина прошло заседание коллегии МО России, где с докладом выступил министр обороны С. Шойгу. Подводя итоги деятельности ВС в 2018 г, С. Шойгу выделил ряд ключевых направлений в работе МО.

Реализуется программа по комплектованию ВС контрактниками. С 2013 по 2018 год их число выросло с 225 тыс. чел, до 393,8 тыс. чел., а число призывников уменьшилось с 278 тыс. чел. до 228,4 тыс. чел. Планируется, что к исходу 2025 г число контрактников вырастет до 475,6 тыс. чел., а число призывников уменьшится до 220 тыс. чел.

СЯС поддерживаются на уровне, позволяющем гарантированно осуществлять ядерное сдерживание. В 2018 г уровень оснащённости СЯС современным ВВТ достиг 82% (как планировалось), Заступил на дежурство ракетный полк с ПГРК «Ярс». Авиационные СЯС пополнились модернизированными самолетами – 1 Ту-160 и 4 Ту-95МС. На опытно-боевом дежурстве находятся гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал» и установки боевого лазерного комплекса «Пересвет». Успешно проведены бросковые испытания тяжелой МБР комплекса «Сармат». В 2019 г заступит на дежурство 1-й ракетный полк, вооруженный ракетным комплексом с планирующим блоком «Авангард». «Все эти средства обеспечат гарантированное преодоление самых современных систем ПРО», – заявил Шойгу. Он также сообщил, что начаты испытания головной атомной ракетной подлодки пр. «Борей-А».

В СВ доля современного ВВТ доведена до 48,3% (на 2,3% больше плана). В войска поступило 2200 новых и модернизированных образцов ВВТ. Сформировано 10 соединений и частей. В ВКС поставлено 126 современных самолетов и вертолетов, 9 космических аппаратов, 120 ед. техники ПВО. Доля современного ВВТ в ВВС достигла 64%, а в ВКС – 74% (как планировалось). В ВМФ доля современного ВВТ доведена до 62,3% (больше плана). В боевой состав принято 14 кораблей и боевых катеров, а также 11 судов обеспечения, 4 береговых ракетных комплекса «Бал» и «Бастион». В ВДВ поставлено св. 300 образцов ВВТ и 11000 комплектов средств десантирования. Доля современного ВВТ составила 63,7% (как планировалось). Завершается создание комплексов разведывательно-ударных БЛА средней дальности и с 2019 г они поступят на вооружение. Ежегодно войска получают св. 300 БЛА малой дальности и ближнего действия. Особое внимание уделяется перспективной АСУ ВС, все элементы которой создаются на российской программно-аппаратной платформе. В ВС поставлено св. 31 тыс. ед. техники связи и уровень оснащенности современными средствами управления повысился до 66% (как планировалось). В целом все мероприятия, предусмотренные планом деятельности МО и ГОЗ 2018 г, выполнены, – подчеркнул Шойгу, – обеспечены повышение боевых возможностей на 11% и заданный уровень поддержания обороноспособности страны. Отмечается качественный и количественный рост основных показателей по сравнению с 2017 г. В целом оснащенность ВС современным ВВТ достигла 61,5%.

В завершение министр обозначил приоритетные задачи на 2019 г. В РВСН поставить на дежурство 31 ПУ с МБР «Ярс» и «Авангард». Ввести в боевой состав 4 модернизированных бомбардировщика Ту-95МС. Принять в состав флота головной атомный подводный крейсер пр. «Борей-А» с БРПЛ «Булава». В СВ сформировать 11 соединений и частей. Поставить в СВ, береговые войска ВМФ и ВДВ 719 современных бронированных машин, 1 бригадный комплект ОТРК «Искандер-М», 2 бригады ЗРС «С-300В4» и ЗРК «Бук-М3». Довести долю современных образцов до 50,8%. В ВКС, морскую авиацию и войска ПВО ВМФ поставить 143 новых и модернизированных летательных аппарата, 2 полковых комплекта ЗРС С-400, 1 ЗРК С-350 и 7 комплектов д-на ЗРПК «Панцирь-С». Довести долю современного вооружения в ВВС до 65%, а в ВКС до 81,8%. Обеспечить выполнение задач опытно-боевого дежурства Единой космической системы. В ВМФ ввести 12 кораблей и катеров, 2 подлодки, 12 судов обеспечения. Поставить в войска 4 береговых ракетных комплекса «Бал» и «Бастион». Долю современных образцов в ВМФ довести до 64%. В результате обеспечить своевременное выполнение ГОЗ-2019 и выйти на оснащенность ВС современным ВВТ 67%.

Анализ выполнения ГОЗ в 2018 г показал, что он, как и в прошлые годы, не был выполнен, и невыполнение было существенным. Это легко определяется при сравнении годовых показателей – плановых и достигнутых. Причём, если в предыдущие годы ГОЗ по отчёту МО выполнялся на 96-98%, то в этом году план по доле современного ВВТ в войсках, как сообщил министр обороны, был выполнен полностью, а в некоторых видах ВС – даже перевыполнен. При этом даже не было названы недостатки (а в отчётах за прошлые годы упоминалось хотя бы несколько). Сравнение по видам ВС плановых и достигнутых показателей ГОЗ за 2018 г показало:

  • В СЯС официально доля современного ВВТ достигла 82% (т.е. по плану). Но планировалось получить 11 МБР, а получено 9 (недополучено 2 МБР, т.е. 18%). Также было запланировано получить 6 модернизированных бомбардировщиков, а получено 5 (недополучен 1 самолёт или 17%).
  • В СВ официально доля современного ВВТ достигла 48,3% (т.е. план перевыполнен на 2,3%). Но планировалось получить 3500 ед. новых и модернизированных ВВТ, а получено 2200 (недополучено 1300 ед., т.е. 37%).
  • В ВКС официально доля современного ВВТ достигла 74% (т.е. по плану). Но планировалось получить 203 самолёта и вертолёта (с машинами морской авиацией), а получено лишь 150 (недополучено 53 ед., т.е. 26%).
  • В ВМФ официально доля современного ВВТ достигла 62,3% (т.е. план перевыполнен на 7,3%!). Однако планировалось получить 1 подлодку, 20 надводных кораблей и катеров, 14 судов обеспечения, а получено 14 надводных кораблей и катеров, 11 судов обеспечения (недополучены 1 подлодка, 6 кораблей и катеров, 3 судна, т.е. 30% кораблей и катеров, 21% судов). Кроме того, так и не была сформирована дивизия береговой обороны.

Заявление министра обороны о выполнении ГОЗ в 2018 г по всем вооружениям объясняется корректировкой планов ГОЗ, когда становилось ясно, что они не будут выполнены. То есть доклад министра обороны президенту на коллегии МО – это обман, пропагандистское шоу для народа и мировой общественности. А правдивый разговор о реальной ситуации с невыполнением ГОЗ и по другим недостаткам деятельности МО вёлся на закрытой части коллегии.

Да и сам принцип определения доли современного вооружения в ВС выглядит сомнительным и зависит от того, какое вооружение считать современным. В МО России таким считают модернизированное существующее ВВТ. Большая часть его может считаться современным с большой натяжкой, а современное вооружение в России ещё только разрабатывается.

Однако перевооружение ВС России происходило и будет происходить, несмотря на ежегодное недовыполнение ГОЗ и ряд задержек.

Что касается личного состава ВС России, то официально число контрактников в 2013-2016 годы увеличивалось с 225 тыс. чел. до 384 тыс. чел., в 2017 г оно не изменилось, в 2018 г немного выросло (до 393,8 тыс. чел.), а в 2025 г намечается иметь 475,6 тыс. контрактников. Отсюда видно, что в 2016-2018 годы переход на контракт резко замедлился. Число призывников в 2013-2016 годы уменьшалось, но значительно медленнее, чем выросло число контрактников (с 278 тыс. призывников до 267 тыс.) В 2017 г число призывников уменьшилось до 240 тыс. чел, в 2018 г – до 228,4 тыс. чел., а в 2025 г намечается иметь 220 тыс. призывников.

Но если сложить по годам число контрактников и призывников, то получится количество в ВС личного состава (солдат и сержантов). В 2013-2016 годы оно активно росло (с 503 тыс. чел. до 651 тыс. чел.), в 2017 г и 2018 г несколько уменьшилось (до 624 тыс. чел. и 622,2 тыс. чел.) за счёт сокращения призывников, а в 2025 г должно вырасти до 695,6 тыс. чел. То есть, с 2013 г до 2016 г численность личного состава ВС выросла на 148 тыс. чел., а в 2025 г должна увеличиться на 192,6 тыс. чел. Впечатляющая цифра!

И вывод тут может быть только один. Украине, её партнёрам и соседям России нужно держать порох сухим.

Поделиться публикацией

Что значит быть участником закупок по ГОЗ?

У вас не будет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Будьте готовы в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • Любые документы в рамках контракта.
  • Информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Внимательнее работать с субисполнителями

До заключения контракта:

  • Обязательно предупредите, что работаете с ними в рамках ГОЗ.
  • Расскажите о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.

Во время исполнения контракта:

  • Не раскрывайте гостайну субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ.
  • Будьте готовы отвечать на миллион вопросов.

Придется вести раздельный финансовый учет

Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов

Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с его исполнением, в том числе в договоры с субисполнителями, во все счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.

Один спецсчет — для обеспечения заявок, другой — для расчетов с заказчиком

В закупках по ГОЗ тоже требуется обеспечение заявок через спецсчет, как в закупках по 44-ФЗ.

А после победы придется открыть другой спецсчет — в казначействе, куда заказчик перечисляет аванс. Контроль достаточно жесткий. Пока контракт не выполнен, деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юрлица, только на исполнение контракта или зарплату. О спецсчете в казначействе мы писали в отдельной статье, а ниже расскажем подробнее о получении выплат.

Часть закупок закрытые или с гостайной

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной ЭТП АСТ ГОЗ.

Если вы планируете принимать участие в торгах ГОЗ, рекомендуем пройти регистрацию на площадке заранее. Регистрация занимает около 10 дней. Зато вы также сможете принимать участие в закрытых закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинскую часть без такой лицензии. Как ее получить, мы (спойлер: это непросто).

Товары будут принимать с лупой

Товар должен на 100% соответствовать требованиям. На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Кроме того, практически никогда нельзя предлагать иностранный товар. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, кроме стран Евразийского экономического союза. Исключение — если товар не производится на территории ЕЭС.

У вас будет мало конкурентов

Это основной аргумент «за» участие в ГОЗ. Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т.д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Как получать деньги во время и после исполнения контракта

Об общих правилах расчетах по гособоронзаказу мы писали в установочной статье про гособоронзаказ и казначейское сопровождение. В этой статье расскажем о моментах, которые вызывают больше всего вопросов.

Кто точно должен открывать счет в казначействе и когда?

Первым спецсчет в территориальном казначействе открывает головной исполнитель — победитель закупки, чтобы указать в госконтракте реквизиты для перечисления аванса и выплат. Дальше у него есть выбор:

  1. Сделать все работы/ поставить товары за свой счет. В этом случае до полного исполнения контракта можно потратить бюджетные деньги только на зарплату.
  2. Все подрядчики головного исполнителя с договорами больше 100 тыс.рублей тоже открывают счета. Тогда казначейство будет платить за товары и услуги им напрямую – до поставки (при согласовании ее необходимости) или после (с подтверждающими документами).

Если субподрячик головного исполнителя планирует что-то закупать у своего субподрядчика на сумму больше 100 тыс. рублей и не платить ему собственные деньги, то субсубподрядчику тоже нужен счет в казначействе.

Субподрядчикам «четвертого колена» спецсчета не нужны.

Как получить свои деньги?

Каждый год вступает в силу новый приказ о санкционировании выплат. В 2019 году казначейство действует по приказу от 11 декабря 2018 № 259 н. Деньги от заказчика можно получить только на цели из этого перечня, например «выплаты персоналу», «реклама», «приобретение ж/д билетов» и т.д.

Если вы хотите внести предоплату субподрядчику. В платежном поручении нужно прописать детализированное назначение платежа, соответствующее укрупненному коду расходования целевых средств (все варианты есть в приказе № 259 н).

Если акты с субподрядчиком уже подписаны. Тогда нужно заполнить заявление на раскрытие счета по статье «прочие выполненные работы». Вместе с заявлением от вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. В некоторых случаях казначейство может назначить выездную проверку. Грубо говоря, чтобы убедиться, что ремонт выполнен или продукты питания уже на складе.

Если деньги будут использованы не по назначению, то казначейство имеет право приостановить операции по счету.

Можно ли получить больше указанной в контракте прибыли?

На часть товаров (перечень из постановления правительства № 1465) себестоимость товара и прибыль в контрактах по ГОЗ регулируются государством. Размер прибыли стороны фиксируют в госконтракте при его заключении. Варианты расчета также есть в постановлении №1465.

Для головных исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, применяется правило «20+1». Согласно ему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки: оплату труда, производство. Но если исполнитель не производит, а закупает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.

Согласно п. в.) ст. 8.3 № 275-ФЗ деньги в качестве прибыли можно списывать на банковские счета юрлица только после исполнения контракта. Если исполнитель получил больше прибыли в ходе исполнения контракта (смог на чем-то сэкономить), прибыль можно увеличить по соглашению сторон, прописав это в допсоглашении с заказчиком.

Нормативные материалы

Также в этой статье собрали для вас все законы, которые регулируют ГОЗ:

  • В 2018 году вступило в силу ПП РФ №1465 от 02.12.2017 о госрегулировании ценообразования на продукцию ГОЗ.
  • В УК РФ введена статья 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
  • Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 о нацрежиме в ГОЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
  • Приказ № 1680 от 28.12.2017 устанавливает обновленные правила казначейского сопровождения ГОЗ.
  • ПП РФ №1585 от 19.12.2017 определяет порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков по гособоронзаказу.
  • Постановление правительства от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения раздельного учета”.

Участие в торгах ГОЗ на первый взгляд выглядит достаточно непросто, но на практике процесс практически аналогичен обычным госзакупкам. Основное отличие в повышенном контроле со стороны государства и порядке получения оплаты.

Потратьте время, чтобы во всем разобраться, или обратитесь к специалистам по сопровождению. Новичку в ГОЗ они помогут избежать ошибок и понять схему действий. А дальше можно будет участвовать и исполнять выигранные контракты самостоятельно.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх