Куперс

Бухучет и анализ

Госпошлина 1

СПРАВКА

по результатам обобщения судебной практики по применению федеральными и мировыми судьями Пермской области мер обеспечения иска по гражданским делам за период 2004 – 1 полугодие 2005 года

Предметом изучения стали дела, рассматриваемые как районными (городскими) судами, так и мировыми судьями Пермской области. Всего было изучено 208 дел, в том числе 87 дел из 22 районных (городских) судов и 121 дело из 41 судебного участка мировых судей области. Кроме того, в ходе обобщения проведен анализ причин отмены определений судов области по вопросам применения обеспечительных мер в кассационном порядке.

Обеспечение иска представляет собой совокупность мер, которые гарантируют исполнение судебного решения в случае удовлетворения исковых требований.

Учитывая данное положение, обеспечение иска, является важной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц, которая направлена на реальное и полное восстановление их имущественных прав.

Значение этого института состоит в том, что защищаются права истца на тот случай, когда ответчик действует недобросовестно или когда непринятие мер может затруднить или повлечь невозможность исполнения судебного постановления.

В тоже время, решая вопрос об обеспечении иска, следует учитывать и то обстоятельство, что применение мер по обеспечению иска может причинить вред интересам ответчика и других лиц, участвующих в деле. Поэтому правильное применение судом обеспечительных мер имеет большое практическое значение. При решении этого вопроса суд должен исходить из того, что, защищая интересы истца, нельзя нарушать права ответчика и следует сохранять баланс их интересов. Эти принципы, которые должны неукоснительно соблюдаться судьями, отражены в постановлении Конституционного суда РФ от 14.02.2002 года № 4 — П «По делу о проверки конституционности статьи 140 ГПК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б. Фишер». В Постановлении указано, что истец и ответчик в равной мере обладают правом на судебную защиту. Это означает, что ответчику, как равноправной стороне в гражданском процессе, должна быть гарантирована возможность защиты его прав при применении мер обеспечения иска. В противном случае, еще до подтверждения судебным решением права истца на предмет спора, ответчик при необоснованном заявлении к нему требования об обеспечении иска может оказаться в неблагоприятном по сравнению с истцом положении, поскольку принятие мер по обеспечению иска связано с материально – правовыми ограничениями и возможными убытками. Осуществляя гражданское судопроизводство на основе состязательности и равноправия сторон, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс их процессуальных прав и обязанностей.

Важное значение для правильного толкования главы 13 ГПК РФ имеют правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 года «О рассмотрении судами дел с участием акционерных обществ», от 24.11.2004 года № 27 пв04, определениях Президиума Верховного Суда РФ от 11.02.2004 года № 63пв03 и 11.02.2004года № 74 пв03, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2001 года № 12 «О вопросе, возникшем при применении Федерального закона «Об акционерных обществах».

Анализ представленных для изучения дел, позволяет сделать вывод о том, что судьи в основном правильно применяют положения норм закона, регулирующие вопросы обеспечения иска в гражданском процессе.

Вместе с тем имеют место и существенные недостатки, которые характерны при разрешении данного вопроса.

В соответствии со ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска допускается, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. При этом следует иметь в виду, что лицо, заявляющее требования об обеспечении иска обязано обосновать свое заявление и указать объективные основания существования реальной или потенциальной угрозы неисполнения решения суда, связанные с действиями ответчика.

В то время как, заявления о принятии мер обеспечения иска содержат лишь просьбу лица, о применении таких мер, каких – либо оснований, почему применение обеспечительных мер является необходимым, такие заявления не содержат. Однако, из общего числа изученных дел, по которым заявлялись ходатайства о применении мер обеспечения иска, при решении вопроса судьями по этим основаниям было отказано лишь по 18 делам.

Как правило, судебные постановления об удовлетворении заявлений содержат стандартные формулировки о том, что непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, но что об этом свидетельствует, какие объективные данные, имеющиеся в деле говорят об этом, какие доводы приводятся лицом, заявляющим соответствующее ходатайство и чем эти доводы подтверждаются, из определения не усматривается. Представляется, что такими условиями, которые дают основания говорить о необходимости применения обеспечительных мер (исходя из анализа изученных дел) могут быть сумма иска, её размер, уклонение ответчика от погашения долга, действия ответчика, направленные на реализацию спорного имущества, либо иного имущества, на которое может быть наложен арест, отсутствие у ответчика постоянного места работы, дохода. Соразмерность принимаемых мер сумме иска, соответствие этих мер предмету иска, существу и характеру предъявленных требований и т.д., все эти обстоятельства должны быть предметом рассмотрения и найти отражение в определении по вопросу обеспечения иска.

Однако, указанные обстоятельства не находят отражения в судебных постановлениях, что и становится основной причиной их отмены в кассационном и апелляционном порядке. Из всех представленных для изучения дел, рассмотренных мировыми судьями по вопросу о применении мер обеспечения иска, в апелляционном порядке были проверены лишь три, два определения отменены именно по тому основанию, что не содержали вывода о том, почему непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение решения, каких – либо доказательств, которые бы свидетельствовали об этом со стороны лица, заявляющего соответствующее требование представлено не было.

В кассационном порядке за 2005 год были отменены 53 определения, касающиеся вопроса применения обеспечительных мер. Из этого числа, отменены по указанному выше основанию более 50% определений, по мотиву несоразмерности принимаемых мер заявленному иску более 20%, ввиду несоответствия предмета иска принятым судом мерам обеспечения около 10%, по процессуальным нарушениям, допущенным при решении вопроса об отмене обеспечительных мер около 10% (не извещение заинтересованных лиц, рассмотрение вопроса судьей единолично не выходя в судебное заседание и др.) и по иным основаниям около 10 % определений. В виду отсутствия объективных данных, свидетельствующих о необходимости применения обеспечительных мер, отсутствия достаточной мотивировки принимаемых судебных постановлений отменялись определения всех судов г. Перми, а также Лысьвенского, Нытвенского Чернушинского, Пермского судов.

По многим из представленных для изучения дел отдельное определение о принятии обеспечительных мер не выносилось, в определении о принятии заявления и подготовке дела делается запись следующего содержания «наложить арест на имущество на сумму». Естественно из такой записи вообще невозможно установить, чем руководствовался судья, принимая решение об удовлетворении ходатайства о применении мер обеспечения иска.

Зачастую в определении не приводятся мотивы, почему накладывается арест не на то имущество, которое указывает лицо, заявляющее ходатайство о применении мер обеспечения в своем заявлении, а на иное имущество. Так по делу по иску К. к С. одновременно с подачей искового заявления было заявлено ходатайство о принятии мер обеспечения иска в виде наложения ареста на денежные средства индивидуального предпринимателя С. и товары, находящиеся в магазине индивидуального предпринимателя С. Судьей вынесено определение о наложении ареста на имущество ответчика, находящееся по месту его жительства в пределах суммы иска, однако мотивы принятого решения в определении не приведены. Также в определениях не всегда указываются пределы применения мер обеспечения, в частности, сумма в пределах которой, должен быть наложен арест, в то время как заявленные требования носят имущественный характер и имеют стоимостную оценку.

Любое судебное постановление, в том числе и определение по применению мер обеспечения иска должно быть мотивированным, ясным, исполнимым (ст. 225 ГПК РФ). На основании данного определения выпускается исполнительный документ, который направляется для исполнения. Неточность, неясность формулировки резолютивной части судебного постановления делает затруднительным надлежащее и своевременное его исполнение. Невозможно исполнить определения с такими формулировками : наложить арест на автомобиль «Ниссан» на сумму 41626 рублей, наложить арест на автомобиль ГАЗ – 3307 на сумму 25054 рубля, наложить арест на автомобиль ГАЗ – 2410 на сумму 34122 рубля (мировой судья судебного участка № 115 Пермского района). Наложить арест на крупный рогатый скот общим весом 8038 кг по требованиям К. и 6079 кг по требованиям М. (Краснокамский городской суд).

Недопустимо изложение резолютивной части определения в следующем виде: «Судебному приставу наложить арест на имущество, приобретенное в период с июня 1994 года по сентябрь 2003 года, а также имущество, на которое отсутствуют сведения о времени его приобретения и на металлический гараж, расположенный в районе дома № 23 по ул. Советской в г. Соликамске, согласно плана. При производстве ареста гаража с целью более точного определения его местонахождения рекомендуем воспользоваться помощью К. (контактный телефон). При исполнении данного поручения разъяснить Т. её право обратиться в суд с заявлением об освобождении имущества от ареста» (Соликамский гороской суд). По данному делу судья 4 раза выносил определение в порядке главы 13 ГПК РФ, в то время как соответствующего ходатайства о принятии таких мер со стороны истца не заявлялось.

В отличие от положений ст. 133 ГПК РСФСР, ст. 139 действующего Гражданского процессуального кодекса РФ не предусматривает права суда принимать меры по обеспечению иска по собственной инициативе. Вопрос об обеспечении иска может быть решен только по заявлению лиц, участвующих в деле. Меры по обеспечению иска возможны в отношении истца, ответчика, 3 – их лиц, заявляющих самостоятельные исковые требования. Недопустимо применение обеспечительных мер в отношении лиц, не участвующих в деле.

Согласно ст. 141 ГПК РФ заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд, но в любом случае не ранее решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда (статья 133 ГПК РФ). Исходя из содержания положений ст. 139 ГПК РФ принятие мер обеспечения иска допускается во всяком положении дела, т.е. тогда, когда дело принято судом к своему производству.

Вместе с тем данное требование закона соблюдается далеко не всегда.

Так по делу по иску Н. к П. о возмещении материального и морального вреда в исковом заявлении, поступившем в суд 22.11.04 года, было заявлено ходатайство об обеспечении иска в виде наложения ареста на автомашину, принадлежащую ответчику, которое было рассмотрено судьей лишь 20.12.2004 года (Чусовской городской суд).

По делу по иску индивидуального предпринимателя П. к М. о взыскании суммы, ходатайство о принятии мер обеспечения иска сформулировано в исковом заявлении, которое поступило в суд 6.04.2004 года. Данное ходатайство вообще не было рассмотрено. Иск П. удовлетворен (Чернушинский суд).

По делу по иску М. и К. к ООО «Северокамское» о взыскании суммы ходатайство о принятии обеспечительных мер поступило в суд 14.02.2005 года, арест на имущество ответчика наложен лишь 18.03.2005 года (Краснокамский суд).

По делу по иску Д. к Г. о возмещении ущерба от ДТП ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика, датированное 16.04.2004 года, не рассмотрено вообще. По делу состоялось решение об удовлетворении иска Д. (Добрянский суд).

Анализ изученных дел свидетельствует о том, что не всегда меры по обеспечению иска являются эффективными и своевременными

Так по делу по иску Р. к Б. о взыскании долга и неустойки (общая сумма иска 190800 рублей) 18.08.2003 года было вынесено определение о наложении ареста на имущество ответчика. В ССП для исполнения направляется не исполнительный лист, а копия определения суда, которая естественно была возвращена службой, поскольку определение суда исполнительным документом не является (Чайковский городской суд).

По делу по иску С. к Е. о взыскании долга по договору займа также без вынесения отдельного мотивированного определения в определении о принятии заявления, подготовке и назначении дела к судебному разбирательству от 3.02.2005 года указано «направить в ССП исполнительный лист о наложении ареста на имущество ответчика» без указания стоимости имущества, в пределах которой должен быть наложен арест, мотивы принятия такого решения не приводятся. Исполнительный лист от 31.01.2005 года направляется в ССП для исполнения. 11.02.2005 года он был возвращен, так как в исполнительном документе отсутствовала печать суда. Каких – либо сведений о направлении исполнительного листа после устранения недостатков в деле не имеется (Чайковский городской суд).

Кроме перечисленных недостатков, следует отметить также на нарушение судьями положений ст. 142 ГПК РФ, в соответствии с которой на основании определения суда об обеспечении иска судья или суд выдает истцу исполнительный лист и направляет ответчику копию определения суда. По многим делам (более 50 % из представленных для обобщения) копия определения ответчику не направляется, сведения об этом в деле отсутствуют.

В соответствии с ч. 4 ст. 140 ГПК РФ о принятых мерах по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение. Это касается тех дел, когда арест либо иные меры обеспечения иска принимаются в отношении недвижимого имущества (здания, сооружения, квартиры, дома, земельные участки) либо автотранспортных средств. В этом случае копия определения должна направляться либо в органы Федеральной регистрационной службы, либо в органы ГИБДД. Указанные требования закона выполняются не всегда, копии определений в соответствующие регистрирующие органы не направляются. Такие ошибки допускались судьями ряда судов Пермской области.

Имеются нарушения норм процессуального законодательства и при решении вопроса об отмене обеспечительных мер. Этот вопрос в соответствии со ст. 144 ГПК РФ должен разрешаться в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле. Кроме того, в силу ч. 3 данной статьи, принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда в случае отказа в иске. Вывод суда об отмене мер обеспечения иска до вступления судебного постановления в законную силу в данном случае должен быть мотивирован. При удовлетворении иска принятые меры сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Так по делу по иску О. к ТОО «Югокамское», Ф. и другим об изъятии имущества из чужого незаконного владения был наложен арест на спорное имущество в обеспечение иска. Арест снимается решением суда до его вступления в законную силу, такой вывод суда ничем не мотивирован (мировой судья судебного участка № 114 Пермского района).

По делу по иску ООО «Экскурс» к Ш. о взыскании суммы был наложен арест на автомобиль, принадлежащий ответчику. 21.10.2004 года судом утверждено мировое соглашение. В условиях мирового соглашения отсутствует какое — либо суждение по вопросу обеспечительных мер, вместе с тем в этот же день арест снимается по определению суда (Соликамский суд).

Аналогичные ошибки допускались судьями Кизеловского, Лысьвенского судов.

17.08.2005 года Кишертским районным судом принят к производству иск ЗАО «Телекоминвест» к А. и одновременно приняты обеспечительные меры в виде запрета держателю реестра акционеров совершать операции в реестре ОАО «Кондитерская фабрика «Ударница» по лицевому счету А., исполнительный лист направлен в службу судебных приставов для исполнения. Установив, что дело принято с нарушением правил подсудности, Кишертский районный суд передал его своим определением на рассмотрение Гагаринского межмуниципального суда г. Москвы. Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда определение судьи о принятии мер по обеспечению иска и определение суда о передаче дела по подсудности были отменены. Производство по делу прекращено в виду неподведомственности спора суду общей юрисдикции.

Данный пример свидетельствует о том, что при принятии искового заявления и решении вопроса по обеспечительным мерам, следует в первую очередь установить, относится ли данный спор к подведомственности суда общей юрисдикции. Принятие мер обеспечения иска в рамках спора не подведомственного суду общей юрисдикции недопустимо.

В соответствии со ст. 146 ГПК РФ судья или суд, допуская обеспечение иска, может потребовать от истца предоставления обеспечения возможных для ответчика убытков.

Анализ практики применения ст. 146 ГПК РФ провести невозможно, поскольку из всех представленных для изучения дел лишь по одному ответчиком было заявлено ходатайство о возложении на истца обязанности внести на депозитный счет Управления судебного департамента денежной суммы в размере покупной цены по договору купли – продажи, поскольку истцом были заявлены требования о переводе прав покупателя по этому договору на него. Указанное ходатайство судом удовлетворено. Производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска (Чайковский суд).

Представляется, что при вынесении определений о принятии мер обеспечения иска, необходимо разъяснять истцу, заявляющему соответствующее ходатайство, положения ст. 146 ГПК РФ о том, что ответчик вправе будет предъявить к нему иск о возмещении убытков, причиненных мерами по обеспечению иска в случае отказа в иске.

Судебная коллегия по гражданским делам
Пермского областного суда

Оплата государственной пошлины – один из видов платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Государственная пошлина уплачивается организациями при обращении в государственные органы за юридически значимыми действиями. Примерами могут служить обращения в суд, получение документов (или дубликатов), совершение нотариальных действий.

Частью 3 Статьи 333.18 Налогового Кодекса РФ установлено, что государственная пошлина уплачивается как в наличной, так и безналичной форме. При осуществлении наличной оплаты госпошлины вопросов у бухгалтеров практически не возникает, так как подотчетное лицо, которому выданы средства, представляет оправдательные документы. Сегодня мы рассмотрим возможности программы 1С:Бухгалтерия в части отражения госпошлины, провести ее оплату и вытекающие из этого проводки в 1С 8.3.

Начисление госпошлины

Предположим, что наша компания столкнулась с недобросовестным покупателем, не выполнившим свои обязательства по оплате поставленной продукции, и руководство приняло решение о взыскании долга в судебном порядке. Был издан приказ от 02.07.2018 года №8 об инициировании судебного иска и оплате государственной пошлины. На основании приказа создается бухгалтерская справка, в которой рассчитывается размер государственной пошлины в соответствии со статьей 333.19 НК РФ. В нашем случае мы рассчитали госпошлину размере 5,0 тысяч рублей.

Рис.1 Операции, введенные вручную

В открывшемся окне нажимаем на кнопку «Создать» — «Операции».

Рис.2 Операции

В создаваемом документе вводим номер и дату приказа, выбираем бухгалтерскую проводку Дт 91.2 — Кт 68.10 (счет госпошлины в 1С это 68.10, пошлина же относится к категории прочих расходов, поэтому используем счет 91.02 «Прочие доходы и расходы»), вводим сумму государственной пошлины 5,0 тыс. рублей.

Рис.3 Вводим сумму государственной пошлины

Заполняем строку содержания операции, чтобы в дальнейшем было легче идентифицировать операцию. К данному документу можно также прикрепить скан бухгалтерской справки. Данная функция активна после нажатия кнопки «Записать».

Оплата госпошлины 1С

Для этого перейдем в меню «Банк и касса» — «Платежные поручения».

Рис.4 Платежные поручения

В открывшемся окне платежного поручения выбираем вид операции «Уплата налога». Это необходимо чтобы система сформировала платежное поручение с активными полями 104-110.

Рис.5 Вид операции «Уплата налога»Рис.6 Вид операции «Уплата налога»

В строке «Налог» имеется право выбора соответствующего платежа в бюджет, однако в списке мы не находим госпошлину и самостоятельно его вводим, пользуясь конструктором КБК.

Рис.7 Вводим название пошлины

В данном окне можно не только выбрать соответствующий код бюджетной классификации, но также заполнить строку «Назначение платежа».

Рис.8 Наименование платежа

Так как первые три цифры Кода бюджетной классификации (в соответствии с приказом Минфина России 65-н) говорят об администраторе дохода, в нашем случае это 182 «Федеральная налоговая служба». Программа автоматически установила доходный счет бюджета и получателя платежа – Территориальный орган налоговой инспекции.

Рис.9 Назначение платежа

Остальные поля платежного поручения заполняем также.

Рис.10 Заполняем поля платежного поручения

В поле 101 проставляем 08: Плательщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уплачивающий иные платежи.

В полях 104 и 105 автоматически проставляются выбранный ранее код бюджетной классификации, а также ОКТМО налогового органа.

В полях 106 — 110 рекомендуем проставлять «0», так как оплата госпошлины носит разовый характер и не имеет документов-оснований.

Далее нажимаем кнопку «Провести и закрыть». После выгрузки платежного поручения и получения выписки банка с подтверждением списания денежных средств, уплата госпошлины осуществлена.

Внизу документа обращаем внимание на строку «Состояние» и рядом – возможность ручного ввода документа на списание с расчетного счета. После получения выписки банка, подтверждающего списание с расчетного счета суммы государственной пошлины, необходимо провести данную операцию. Для этого нажимаем на данную строку, и открывается следующий электронный документ.

Рис.11 Электронный документ

Все реквизиты заполнены автоматически, необходимо произвести только визуальный контроль даты списания средств с расчетного счета. После проведения данного документа формируются следующие проводки Дт 68.10-Кт 51.

Рис.12 Проводки

Таким образом, счет 68.10 «Прочие налоги и сборы» закрылся и по дебету и по кредиту счета.

Возврат госпошлины

Учет госпошлины не будет полным без рассмотрения ситуации о возврате госпошлины. По итогам судебного разбирательства покупателя обязали вернуть поставленные товары, а также возместить нашей компании затраты на уплату госпошлины. Возврат денежных средств отражается документом «Поступление на расчетный счет» с видом операции «Прочее поступление».

Возврат средств от покупателя отражается проводкой Дт 51-Кт 76. Далее бухгалтерской справкой через документ «Операция» регистрируем начисление прочих доходов в части возврата госпошлины: Дт 76 — Кт 91.01.

Провести госпошлину правильно и отнести на соответствующие статьи затрат при применении программы 1С – легкая задача. Применение электронных скан-копий первичных документов, прикрепляемых к электронным, позволяет значительно экономить время на поиск документов и осуществление внутреннего контроля.

Если у вас остались вопросы по работе с ОКОФ оставьте заявку на консультирование по вопросам 1С:Предприятие на нашем сайте или свяжитесь с нашими специалистами по сопровождению программ 1С.

Информация для граждан » Сведения о гос.пошлине

  • Государственная пошлина
  • Плательщики государственной пошлины
  • Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
  • Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
  • Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям
  • Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
  • Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям
  • Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
  • Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
  • Реквизиты уплаты государственной пошлины по судебным участкам

Государственная пошлина

1. Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
2. Указанные в пункте 1 органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.16

Плательщики государственной пошлины

1. Плательщиками государственной пошлины (далее — плательщики) признаются:
1) организации;
2) физические лица.
2. Указанные в пункте 1 лица признаются плательщиками в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации
статья 333.17

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующие сроки:
— при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;
— плательщики государственной пошлины (далее – плательщики), если они выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
— при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов).
2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно для организаций и физических лиц.

Извлечение из статьи 333.18
Налогового кодекса Российской Федерации

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 6 000 рублей;
4) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
5) при подаче искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;
6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 4 500 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;
8) при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;
9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) не применяется с 1 января 2013 г.;
11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;
12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;
13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;
14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;
15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 6 000 рублей.
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям».

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.19

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иса или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
14) утратил силу.
2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.20

1. От уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются:
— физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации.
— физические лица — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Основанием для предоставления льгот вышеуказанным категориям физических лиц, является удостоверение установленного образца.

Извлечение из статьи 333.35
Налогового кодекса Российской Федерации

Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы — по искам о взыскании алиментов;
3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
7) организации и физические лица — при подаче в суд:
заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;
частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) не применяется с 1 января 2013 г.;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);
2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;
3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Налоговый кодекс Российской Федерации

статья 333.36

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судамм возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
6. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

7. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Извлечение из статьи 333.40
Налогового кодекса Российской Федерации

Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 7 сентября 2020 г.

Какую госпошлину придется заплатить при обращении в суд общей юрисдикции? Об этом вы узнаете из нашей консультации.

Расчет государственной пошлины в суд общей юрисдикции 2020

Размеры государственной пошлины в суды общей юрисдикции установлены ст. 333.19 НК РФ.

Так, к примеру, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, госпошлина составит (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

Цена иска Размер госпошлины
До 20 000 рублей 4% цены иска, но не менее 400 рублей
От 20 001 рубля до 100 000 рублей 800 рублей + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей
От 100 001 рубля до 200 000 рублей 3 200 рублей + 2% суммы, превышающей 100 000 рублей
От 200 001 рубля до 1 000 000 рублей 5 200 рублей + 1% суммы, превышающей 200 000 рублей
Свыше 1 000 000 рублей 13 200 рублей + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей

Покажем, как рассчитать госпошлину в суд общей юрисдикции на примере. Предположим, организация подает исковое заявление в суд общей юрисдикции и цена иска составляет 265 000 рублей. В таком случае расчет государственной пошлины в суде общей юрисдикции будет такой: 5 200 + 1% * (265 000 – 200 000). Следовательно, госпошлина составит 5 850 рублей.

По НК госпошлина в суд общей юрисдикции при подаче заявления о вынесении судебного приказа составляет 50% приведенных выше значений (пп. 2 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Если подается исковое заявление имущественного характера, не подлежащего оценке, или исковое заявление неимущественного характера, а также надзорная жалоба, оплата госпошлины в суд общей юрисдикции производится в следующих размерах (пп. 3,4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

  • для физических лиц — 300 рублей;
  • для организаций — 6 000 рублей.

При подаче апелляционной или кассационной жалобы госпошлину нужно оплатить в следующих размерах (пп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

  • для физических лиц — 150 рублей;
  • для организаций — 3 000 рублей.

Отсрочка уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции

Отсрочка госпошлины в судах общей юрисдикции (равно как и рассрочка) применяется по ходатайству заинтересованного лица (п. 1 ст. 333.41 НК РФ). Представляется отсрочка по финансовым причинам. Это предполагает, что у заявителя нет возможности уплатить госпошлину в установленный срок, но есть достаточные основания считать, что возможность уплаты появится в течение срока отсрочки (п. 2 ст. 64 НК РФ). Отсрочка оплаты госпошлины в суд общей юрисдикции может быть предоставлена на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на 1 год (п. 1 ст. 64 НК РФ, п. 7 Постановления Пленума ВАС от 11.07.2014 № 46). К отсрочке и рассрочке уплаты госпошлины применяются общие правила ее предоставления, установленные для налогов, сборов, страховых взносов.

Освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции

НК РФ предусматривает отдельные случаи, когда лица освобождаются от уплаты госпошлины в судах общей юрисдикции.

Кстати, сами суды общей юрисдикции освобождаются от уплаты госпошлин в следующих случаях:

Организации же освобождаются от уплаты госпошлин в суды общей юрисдикции, в частности, в следующих случаях (ст. 333.36 НК РФ):

  • по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • по искам о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением;
  • по заявлениям об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
  • по искам имущественного характера общественных организаций инвалидов, а также их искам, содержащим одновременно требования имущественного и неимущественного характера, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх