Куперс

Бухучет и анализ

Госпошлина за то

Содержание

Понятие налога, сбора и пошлины.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ , под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с частью второй того же Кодекса, Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?

Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.

Признаки налога, сбора и пошлины.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, вышеуказанные признаки позволяют отделить пошлину (сбор) от налога согласно присутствующим в определенном платеже элементам (либо отсутствию этих элементов).

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков5) Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Мы полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.

Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.

Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.

Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.

Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).

Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.

С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.

Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.

Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):

Налог Сбор Пошлина
Целевое назначение Указано Не указано Не указано
Периодичность внесения Да Нет Нет
Индивидуальная возмездность Нет Да Да
Устанавливается
уровнем
власти
Федеральный,
региональный,
местный
Федеральный,
региональный,
местный
Только
федеральный

Использованная литература:

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Алексей Кугно

Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос
Офис: Москва, ул. Дубининская , д. 67 к.2, кабинет 211

Фейсбук: Моя страница
Фейсбук Мессенджер : Задать вопрос

Была оплачена государственная пошлина, связанная с регистрацией построенного объекта недвижимости. Объект недвижимости введен в эксплуатацию 06.04.2019, а госпошлина оплачена 23.04.2019.
Каков бухгалтерский и налоговый учет в данной ситуации?

28 мая 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если объект недвижимости введен в эксплуатацию раньше, чем поданы документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и, соответственно, уплачена госпошлина, то затраты на госпошлину при исчислении налога на прибыль учитываются как прочие расходы.
В бухгалтерском учете, если объект ОС предназначен для использования в деятельности, связанной с изготовлением и (или) продажей продукции, товаров, работ, услуг, затраты на госпошлину учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности. При использовании ОС для других целей такие затраты учитываются в составе прочих расходов.

Обоснование позиции:
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) объекты недвижимости включаются в состав объектов основных средств при одновременном выполнении следующих условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01:
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Если указанные условия выполняются, объект недвижимости принимается на учет по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
Таким образом, для учета объекта в составе ОС достаточно того, что объект предназначен для целей использования в качестве объекта ОС. То есть момент начала учета объекта в составе ОС для целей бухгалтерского учета не связывается с моментом ввода его в эксплуатацию. Это следует из письма Минфина России от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33 (также смотрите письма Минфина России от 08.05.2013 N 03-05-05-01/16089, от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, от 20.01.2010 N 03-05-05-01/01, от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, ФНС России от 02.11.2006 N ШТ-6-21/1062@).
Также напомним, что с 2011 года объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания)).
То есть теперь организация не должна дожидаться момента подачи документов на госрегистрацию права собственности на объект недвижимости, а может включать его в состав ОС при условии, что:
— сформирована первоначальная стоимость объекта;
— оформлены первичные документы по приему-передаче объекта;
— объект фактически эксплуатируется (независимо от того, временно или постоянно).
Сказанное означает, что стоимость объекта недвижимости должна быть отражена в составе основных средств (по дебету счета 01) сразу после окончания формирования ее первоначальной стоимости, независимо от момента государственной регистрации прав на данное имущество.
В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основного средства формируется из фактических затрат, связанных с его приобретением, сооружением и изготовлением (смотрите также п. 5.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160). В общем случае к таким затратам может относиться, в частности, государственная пошлина (абз. 7 п. 8 ПБУ 6/01).
Однако в рассматриваемом случае госпошлина была уплачена Вашей организацией уже после ввода в эксплуатацию объекта.
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В анализируемой ситуации реконструкции, модернизации и прочего не происходит.
В связи с вышеизложенным затраты в виде госпошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимость, по нашему мнению, не должны рассматриваться как фактические расходы непосредственно связанные с формированием первоначальной стоимости объекта.
Полагаем, что при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, расходы на госпошлину признаются единовременно на момент подачи заявления на государственную регистрацию.
В соответствии с п.п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99 расход в виде уплаченной госпошлины может учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности на счетах 20, 23, 25, 26, 44 и др. (в случае, если объект ОС предназначен для использования в деятельности, связанной с изготовлением и (или) продажей продукции, товаров, работ, услуг) или в составе прочих расходов на счете 91 (при использовании ОС для других целей).

Налоговый учет

Основные условия для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно обоснованность и документальное подтверждение затрат. Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Государственная пошлина отнесена налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам (п. 10 ст. 13 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 ГК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Таким образом, госпошлина за регистрацию прав собственности учитывается в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Кроме того, согласно пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик может единовременно включить в состав прочих расходов платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами.
То есть существуют, как минимум, два основания, предусмотренные нормами главы 25 НК РФ, для признания расходов по уплаченной госпошлине за регистрацию прав на недвижимое имущество в составе прочих расходов единовременно.
Чиновники финансового ведомства в некоторых своих разъяснениях также указывают на то, что государственная пошлина как федеральный сбор, учитываемый в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в первоначальную стоимость ОС в налоговом учете не включается (письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-03-06/4/145, от 30.06.2005 N 03-03-04/2/14, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116)*(1).
Полагаем, что независимо от основания включения в состав прочих расходов платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество расход признается как и в бухгалтерском учете на дату начисления госпошлины — на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Вынуждены признать, что существует и иная точка зрения, высказанная тем же Минфином России. Так, в письме Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295 сказано, что «государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимую вещь включается в первоначальную стоимость соответствующей недвижимой вещи». Аналогичная точка зрения содержится также в письме Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-06/1/195.
Таким образом, налогоплательщику придется самому принимать решение, каким образом учесть суммы госпошлины, уплаченной в связи с регистрацией права на объекты недвижимости. Для того чтобы себя обезопасить, советуем указать выбранный вариант в учетной политике для целей налогообложения. Кстати, это позволяет сделать п. 4 ст. 252 НК РФ.
Напомним также, что все неясности закона толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Возвращаясь к нашей ситуации, отметим, что на основании п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Таким образом, первоначальная стоимость ОС не подлежит изменению в связи с проведением регистрации прав на недвижимое имущество и осуществлением расходов на нее.
Так как в данном случае, в связи с тем, что объект недвижимости введен в эксплуатацию раньше, чем поданы документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и, соответственно, уплачена госпошлина, то расходы на госпошлину не должны рассматриваться как фактические расходы, связанные с формированием ее первоначальной стоимости в налоговом учете. Такие расходы должны, полагаем, учитываться как прочие расходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

8 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что такое государственная пошлина?

Государственная пошлина (или «госпошлина») — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением каких-либо юридически значимых действий. Отметим, что эти юридически значимые действия перечислены законодательством; по каждому из них установлен свой размер госпошлины — он и только он является платой за нужное гражданину или организации действие.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины.

Плательщики

Плательщикам госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиком пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение;
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: оплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т.д.

За что уплачивается госпошлина?

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за этими действиями обратились.

Юридически значимые действия, где требуется заплатить госпошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

Например, госпошлину нужно уплатить:

  • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составление доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на ее территорию видов животных и растений,подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
  • и другие юридически значимые действия.

Особенности уплаты госпошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина в большинстве случаев уплачивается до совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • проигравшие судебный спор ответчики — в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т.д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Документ, подтверждающий уплату:

  • Квитанция — если пошлина уплачена наличными. Квитанция выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата.
  • Платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную госпошлину можно вернуть в следующих случаях:

  • Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  • Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  • Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  • Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  • Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  • И в некоторых других случаях.

Обращаем внимание!

Пошлину, уплаченную за заключение или расторжение брака и другие действия ЗАГС, вернуть нельзя. Также не возвращается пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в тот государственный орган, который совершает действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению нужно приложить квитанцию с подтверждением оплаты. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Обращаем внимание!

Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Обращаем внимание!

Госпошлина за выдачу водительского удостоверения, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, паспорта а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не уплачивается гражданами проживающими на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список довольно большой. Он содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины по конкретным видам нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36-333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица будет зависеть от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6 000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, которые внесены Федеральном законом от 30.11.2016 N 407-ФЗ. Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны уплатить государственную пошлину в размере 6 000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Зачисление

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, а также за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т.д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

В остальных случаях госпошлина в полном объеме (100%) зачисляется в доход федерального бюджета.

Общие правила

Сумма госпошлины за регистрацию ИП составляет 800 руб, однако в некоторых случаях можно получить скидку или встать на учет без оплаты пошлины — это зависит как от способа подачи документов, так и от варианта оплаты самой пошлины.

В первую очередь, нужно определиться, каким способом вы планируете подавать документы. Существуют следующие способы:

  • Лично в ФНС (Федеральная налоговая служба). Пошлина в этом случае оплачивается в 100% размере.
  • Через МФЦ (Многофункциональный центр). Пошлину оплачивать не требуется.
  • В электронном виде через специализированный сервис (потребуется электронная подпись). Пошлину оплачивать не требуется.
  • Почтой заказным письмом. Пошлина в этом случае оплачивается в 100% размере
  • Через нотариуса. В этом случае он подпишет заявление своей ЭЦП и пошлину оплачивать будет не нужно.

С 2017 года года оплате пошлины через портал госуслуг предусмотрена скидка 30% от суммы пошлины.

С 1 января 2019 года появилась возможность не платить пошлину за регистрацию ИП. Однако воспользоваться этим правом вы можете только в случае, если документы вы подаете через МФЦ, нотариуса или в электронном виде, заверив их вашей ЭЦП.

Уплатить пошлину нужно до подачи документов на регистрацию. Срока действия для такой оплаты не предусмотрено, поэтому если вы уже заплатили пошлину, а постановка на учет откладывается — не волнуйтесь, платить ее еще раз не придется. Но если вы вообще передумали регистрировать ИП, то обратиться за возвратом пошлины можно только в течение трех лет.

Оплатить госпошлину можно следующими способами:

  • Через сервисы на сайте ФНС и портале Госуслуг. Один из наиболее удобных способов оплаты — реквизиты вводятся сервисами автоматически, вам нужно только заполнить поля со своими данными. Комиссии за перевод нет
  • В интернет банке. В личных кабинетах многих современных банков доступна оплата пошлин и штрафов.
  • Наличными в отделении банка. Для этого потребуется распечатать квитанцию с готовыми реквизитами с сайта ФНС.
  • Через терминал/банкомат. Многие из них взимают комиссию, кроме того, нужную инспекцию придется либо искать по ИНН, либо находить с помощью заранее распечатанной квитанции по штрих-коду
  • Через мобильные приложения. В данный момент существует множество приложений, через которые можно оплачивать штрафы, налоги и пошлины картой или с электронного кошелька. Обычно в них достаточно легко находить нужные реквизиты, но и комиссии самые большие. Кроме того, стоит внимательно читать отзывы о приложении — встречаются мошеннические программы, которые просто списывают деньги с карты, ничего никуда не перечисляя

Получить готовую квитанцию с верными репквизитами для оплаты, а так же полный пакет документов вы можете бесплатно в нашем сервисе подготовки документов для регистрации ИП.

Обратите внимание: государственная пошлина уплачивается за от имени будущего предпринимателя. Если пошлину оплачивает другое физ. лицо, то в назначении платежа нужно указать за кого именно — вписать ФИО и ИНН, если есть, либо номер паспорта..Сформируйте квитанцию на оплату и другие документы для регистрации ИП Бесплатный сервис на нашем сайте создаст все документы для регистрации ИП за вас. Вам нужно будет лишь заполнить форму по подсказкам, сохранить и распечатать пакет для подачи в налоговую.

Регистрация без оплаты госпошлины

Зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель без оплаты госпошлины вы можете в следующих случаях:

  • Вы подаете сведения в электронном виде через специализированные сервисы и заверяете их своей ЭЦП
  • Документы подаются через МФЦ
  • Документы в электронном виде за вас подает нотариус и заверяет своей ЭЦП

Самый простой и дешёвый способ — это подача документов через МФЦ. Для такого варианта регистрации не нужна электронная цифровая подпись, которая есть не у всех. В отличие от подачи через нотариуса, услуги многофункционального центра оплачивать не нужно. В МФЦ вам нужно будет явиться лично, либо прислать своего представителя с нотариальной доверенностью. Кроме того, сотрудники МФЦ не всегда в курсе особенностей заполнения документов, поэтому примут их у вас, даже если заполнили вы их неверно. Кроме того сотрудники МФЦ скорее всего не примут у вас уведомление о применении упрощённой системы налогообложения. его можно будет подать в течение 30 дней с момента регистрации в вашу территориальную ФНС.

Далеко не все знают о возможности подать документы для регистрации ИП через нотариуса. Возможно этот способ станет более популярным, особенно учитывая экономию на госпошлине, однако нужно учитывать, что услуги нотариуса придется оплачивать и это может оказаться дороже, чем заплатить пошлину. Кроме того вам придется явиться к нему лично для заверения подписей и предоставления оригиналов документов. Нотариус может подсказать вам нюансы заполнения документов, но вы можете принести ему уже заполненные документы, которые бесплатно можете подготовить в нашем сервисе.

Единственный вариант подачи документов бесплатно и без личного присутствия на любом из этапов регистрации — это подача сведений онлайн. Отправить документы можно в любой момент и из любого места, воспользовавшись специализированным сервисом, но наличие вашей личной ЭЦП обязательно.

Квитанция об оплате госпошлины

Пример заполнения бланка квитанции об оплате госпошлины за регистрацию ИП

Если вы хотите сформировать квитанцию на оплату госпошлины в электронном виде через сервис ФНС, то при выборе назначения платежа (госпошлина за регистрацию ИП) вы автоматически получите все необходимые реквизиты налоговой. Останется только ввести свои данные. Там же можно заплатить пошлину онлайн, но для этого при заполнении формы обязательно нужно ввести свой ИНН. Если в квитанции заполнены все поля, то сервис предложит варианты оплаты — наличный или безналичный расчет. Если вам удобнее оплатить пошлину наличными, нужно нажать кнопку «Сформировать платежный документ» и распечатать квитанцию, которую сервис уже заполнил автоматически — останется вписать от руки дату и подпись. Для безналичного расчета вам нужно будет ввести данные своей банковской карты.

В квитанции должны быть указаны следующие данные:

  • Ваши фамилия, имя и отчество (обязательно только если оно есть)
  • ИНН (обязателен только при безналичной оплате, но во избежание споров с инспекцией лучше указывать его в любом случае)
  • Адрес по прописке, включая почтовый индекс
  • Реквизиты инспекции (счет, название банка, БИК)
  • Сумма к оплате — 800 руб.
  • Назначение платежа — госпошлина за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Квитанция об оплате пошлины не относится к обязательным документам при регистрации ИП, если вы оплачивали через сайт ФНC, Госуслуги или банк, то ваш платёж должен был отобразится в ГИС ГМП — это специализированная система в которой хранятся данные обо всех платежах в адрес госорганов. Инспектор не имеет права требовать от вас подтвеждения оплаты, а должен посмотреть её в этот системе. Но мы советуем вам взять чек или квитацию об оплате с собой, чтобы сэкономить время и нервы.

Сохраните квитанцию об оплате на случай, если вдруг передумаете регистрировать ИП — по ней можно будет обратиться за возвратом пошлины

Повторная оплата при отказе ФНС

Если инспекция отказала вам в постановке на учет в качестве ИП из-за неправильно заполненных бумаг или неполного пакета документов, вы можете не платить пошлину при повторном обращении. Этот порядок действует с 1 октября 2018 года — раньше пошлину нужно было платить за каждую попытку регистрации. Сейчас же вы можете исправить ошибку в течение трех месяцев и снова обратиться в инспекцию, не уплачивая пошлину. Причем заново подавать весь пакет документов не нужно — достаточно предоставить тот, в котором была допущена ошибка или которого не хватало при первом обращении. Однако сделать это без оплаты пошлины можно только в течение трех месяцев с первой попытки регистрации и только один раз. Если и во второй раз какие-то сведения поданы неверно, за следующую попытку пошлину снова придется заплатить.

Нюансы бухгалтерского учета госпошлины в 2020-2021 годах

Госпошлина, согласно ст. 13 НК РФ, признается сбором федерального уровня. В последнее время в эту сферу корректив не вносилось, поэтому в 2020-2021 годах, как и прежде, для отражения учетных записей по ее начислению и уплате используют сч. 68 (субсч. «Государственная пошлина»).

Подробнее о классификации налогов и сборов в РФ читайте .

При этом вид корреспондирующего счета при начислении госпошлины зависит от ее типа. Госпошлина может уплачиваться в связи:

  • с приобретением некоторых имущественных объектов;
  • осуществлением хозопераций по основной деятельности компании;
  • осуществлением операций, не имеющих отношения к ее основной деятельности;
  • участием фирмы в судебных разбирательствах.

Рассмотрим, как ведется учет госпошлины и какими проводками необходимо зафиксировать операцию по начислению соответствующих сумм в перечисленных ситуациях.

Алгоритм заполнения реквизитов платежного поручения на уплату госпошлины вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите к разъяснениям экспертов.

Начислена госпошлина при покупке имущества: какой счет бухгалтерского учета используется

Госпошлина, уплачиваемая при приобретении (создании) имущественных объектов, относится на увеличение их фактической стоимости (п. 8 ПБУ 14/2007, п. 8 ПБУ 6/01):

Дт 08 Кт 68/госпошлина.

Такие записи будут использоваться, например, при уплате госпошлины в связи с регистрацией приобретенного объекта основных средств.

О бухучете основных средств читайте в этом материале.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки по операциям, связанным с основной деятельностью

В случае уплаты госпошлины за те или иные действия, необходимые для осуществления текущей работы предприятия, ее сумма относится на расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99). Бухучет госпошлины будет строиться таким образом, чтобы при этом в дебете записи по начислению госпошлины стоял один из затратных счетов:

Дт 20 (25, 26, 44…) Кт 68/госпошлина.

Примеры подобных расходов: заверение рабочей документации фирмы и ее копий, регистрация договоров, заверение подписей сотрудников, корректности перевода с одного языка на другой и т. д.

Можно ли отразить в бухгалтерском учете расходы учредителя на уплату госпошлины за регистрацию юридического лица? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилина И. О. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Об основных затратных статьях см. в материале «Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете».

Некоторые нюансы возникают при отражении в бухгалтерском учете госпошлины, внесенной за лицензии, получаемые на определенный временной промежуток, как правило, на несколько месяцев (например, лицензии на розничную продажу алкоголя). На сегодняшний день есть несколько вариантов учета такой госпошлины:

  1. Ее сумма может быть списана в расходы единовременно (письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 03-03-06/1/12248).
  2. Существует также мнение, что подобные затраты должны быть предварительно учтены в расходах будущего периода, а уже затем они списываются на издержки (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5).

Тогда в проводках по госпошлине за выдачу лицензии будут использоваться следующие записи:

Дт 97 Кт 68/госпошлина — начислена госпошлина;

Дт 44 Кт 97 — часть госпошлины отнесена на расходы.

Последняя проводка будет делаться в соответствии с порядком, применяемым фирмой для учета расходов будущих периодов, до полного списания госпошлины на издержки.

  1. Есть также позиция, что такие лицензии образуют НМА (п. 3 ПБУ 14/2007, пп. 4, 9, 17 IAS 38). В этом случае сумма госпошлины будет списана на издержки в качестве амортизации:

Дт 08 Кт 60, 76 — отнесена сумма госпошлины за лицензию в стоимость НМА;

Дт 04 Кт 08 — оприходована лицензия;

Дт 44 Кт 05 — начислена амортизация.

ВАЖНО! По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют (п. 23 ПБУ 14/2007).

Стоит понимать, что каждый из перечисленных способов организации бухгалтерских проводок для госпошлины имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, выбранный метод учета подобных расходов необходимо закрепить в учетной политике фирмы.

Бухучет госпошлины по операциям, не связанным с основной деятельностью

Госпошлина за осуществление действий, не относящихся к основной деятельности фирмы, должна быть отнесена на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99):

Дт 91.2 Кт 68/госпошлина.

Такая проводка найдет применение, в частности, при начислении госпошлины, уплачиваемой при отчуждении некоторых видов активов (п. 11 ПБУ 10/99).

Аналогично учитывается госпошлина, уплаченная за участие в судебном процессе.

О налоговом учете прочих расходов см. наш материал.

Плата, взимаемая частными нотариусами: отражение в бухгалтерском учете

Согласно ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-I госпошлиной может считаться плата за услуги только тех нотариусов, которые работают в госконторах. Частные же нотариусы взимают не госпошлину, а тариф. Таким образом, для учета нотариальных услуг частников сч. 68 использоваться не может, а начисление госпошлины в этом случае будет выглядеть так:

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 76.

Начисление и оплата госпошлины: проводки

В записях по оплате госпошлины в проводках используется корреспонденция сч. 51 и 68:

Дт 68/госпошлина Кт 51.

Однако на практике часто встречаются ситуации, когда госпошлина уплачивается не с расчетного счета фирмы, а наличными через ее представителя. Правомерны ли такие действия? Ответ на этот вопрос нам дает письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-05-04-03/43, в котором чиновники подтвердили правомочность подобных действий. При этом, уплачивая госпошлину, к платежной квитанции необходимо приложить документы, подтверждающие принадлежность уплаченных средств фирме, совершающей действие, за которое взимается госпошлина. Это может быть доверенность на представителя, копии учредительных документов, расходный ордер о выдаче представителю наличности для уплаты госпошлины.

Бухгалтерские проводки по уплате госпошлины в этом случае будут иметь следующий вид:

Дт 71 Кт 50 — выдана наличность под отчет представителю;

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 71 — отражена сумма уплаченной госпошлины.

Возмещение госпошлины по решению суда: проводки

Госпошлина может быть не только уплаченной, но и полученной компанией в составе судебных издержек. Согласно ст. 110 АПК РФ и ст. 98 ГПК РФ все судебные издержки взыскиваются с проигравшей стороны. А поскольку госпошлина — часть судебных издержек, то фирма, уплатившая ее при подаче иска в суд (и выигравшая дело), может с полным правом рассчитывать на ее возмещение проигравшей стороной.

При этом для госпошлины, подлежащей получению по решению суда, проводки в бухучете будут выглядеть так:

Дт 76 Кт 91.1 — госпошлина к возмещению по решению суда;

Дт 51 Кт 76 — поступило возмещение госпошлины.

Как отражается госпошлина в налоговом учете

Все виды госпошлины в налоговом учете входят в категорию прочих расходов. Причем отражать ее следует на момент начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ). Для разных обстоятельств этот момент может приходиться или на дату уплаты, или на дату оформления регистрационных документов и пр.

Так, при регистрации каких-либо действий госпошлина уплачивается заранее, однако в расходы ее следует включать только после приема регистрационных документов уполномоченным органом. А вот при оплате госпошлины при лицензировании она учитывается в момент начисления (письмо ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400). Если же госпошлина обусловлена покупкой внеоборотных активов, то сумма госпошлины войдет в первоначальную стоимость объектов, при условии что она внесена до их приобретения. Если после, то в категорию прочих расходов.

Итоги

Госпошлина — проводка в бухучете этого платежа имеет многочисленные особенности. Госпошлина может быть отнесена на расходы по основной деятельности, прочие расходы или на увеличение стоимости актива.

При списании госпошлины проводки ведутся с использованием затратных счетов в корреспонденции со сч. 68, к которому открывается соответствующий субсчет. Плата за совершение юридически значимых действий, взимаемая частными нотариусами, госпошлиной не является, поэтому при проведении в бухучете подобных хозопераций сч. 68 не используется.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Госпошлина за проведение аттестации в налоговом учете

Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами Ростехнадзора.

Что это за инстанция, какие услуги она оказывает и что стоит знать об уплате государственных сборов за получение удостоверений при аттестации персонала?

Разберемся, что означает понятие «Ростехнадзор», какие особенности обращения в такой государственный орган и какие нормативные акты регулируют оплату госпошлины за аттестацию.

Что представляет собой Ростехнадзор? – Это служба федерального уровня, что отвечает за проведение атомного, экологического и технологического контроля.

Он нужен всем организациям, которые ведут деятельность, что связана со строительными работами, проектированием, инженерным изысканием. Строительной компании приходится рано или поздно обращаться в Ростехнадзор.

Наиболее востребованные услуги – проведение экспертиз по безопасности промышленного объекта, получение сертификатов на использование и разрешений.

Проведение экспертиз промышленной безопасности является обязательным условием получения строительной лицензии Росстроя.

Для этого нужно провести сертификацию оборудования, получить документы, которые позволят ее применять, подготовить декларацию промышленной безопасности, справки об использовании опасных видов оборудования, опасного промышленного объекта.

Такие документы будут проверены уполномоченными органами при проведении экспертиз. Получить разрешения на использование технического устройства нужно, если в производственном процессе компании есть импортное оборудование.

Оно выдается как на определенный тип оборудования, так и на один технический объект. Если устройство представляет комплексный объект, то представителем может быть выдан один документ.

Условие – все составляющие должны быть неразрывно связаны между собой. В остальных случаях (когда устройство поделено на независимые элементы) нужно будет получать разрешение на каждый компонент.

Основные функции

Основными функциями Ростехнадзора являются:

  1. Осуществление экспертиз безопасности промышленной сферы, тестирование лабораториями, проведение государственных экспертиз.
  2. Экспертизы проектного пакета документов.
  3. Осуществление экспертиз здания или сооружения.
  4. Выдача соответствующего разрешения в виде лицензии.
  5. Проведение диагностики технического характера и неразрушающего контроля, выдача сертификатов на оборудование.
  6. Проведение аттестации лабораториями неразрушающего контроля.
  7. Осуществление экспертиз технического устройства.

Порядок обращения

Аттестация по промышленной безопасности проводится после проверки знаний по разработанной учебной программе. Перечень вопросов для проведения такого рода процедур разработаны в региональных отделениях.

Принять участие в подготовке к аттестации могут и предприятия, которые имеют работников с необходимым уровнем квалификации. Аттестацию допускается проводить и самим фирмам.

Заявление на проведение аттестации в Ростехнадзоре от компаний поступает на небольшое количество персонала.

Процедура может проводиться не только представителями Ростехнадзора, но и самими компаниями, которые создали специальные комиссии. Но есть ряд исключений.

Лица, что не могут быть аттестованы внутри организации:

Учет госпошлины при УСН (15%)

Ссылаться нужно на Налоговый кодекс. Сначала обратимся к статье 333.16, которая дает определение госпошлины:

Статья 333.16. Государственная пошлина

Цитата: 1. Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.

17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Теперь переходим к закрытому перечню статьи 346.16:
Статья 346.16. Порядок определения расходов

Цитата: 1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с настоящей главой;

Как правильно отразить в учете госпошлину за аттестацию работников?

Добрый вечер,подскажите как правильно отразить гос.пошлину по аттестации сотрудников

Организация на УСН доход минус расход. По банку идет оплата гос.пошлины за выдачу удостоверения за аттестацию сотрудников. Как правильно отразить ее Дт 91.02 Кт 51 или Дт 26 Кт 51?

Цитата (Танюшеньк): Добрый вечер,подскажите как правильно отразить гос.пошлину по аттестации сотрудников

Организация на УСН доход минус расход. По банку идет оплата гос.пошлины за выдачу удостоверения за аттестацию сотрудников. Как правильно отразить ее Дт 91.02 Кт 51 или Дт 26 Кт 51?

Насколько я понимаю, аттестация сотрудников непосредственно связана с осуществлением Вашей компанией обычных видов деятельности.

Если я прав, то указанная госпошлина начисляется в составе расходов по обычным видам деятельности проводкой Д 26 К 68 (п. 5 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).

Уплата госпошлины отражается проводкой Д 68 К 51.

Как отразить в учете госпошлину за выдачу аттестата?

подскажите, пожалуйста, сотрудник прошел квалификационную подготовку специалиста по
организации перевозок автомобильным транспортом, ООО на ОСНО — оказание транспортных услуг

как отразить в учете госпошлину за выдачу аттестата данному сотруднику?

В бухучете производятся записи:

на сумму уплаченной госпошлиныД 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Госпошлина»

К 51

Госпошлина списывается в затраты

Д 26 (20, 25 …)
К 68 субсчет «Госпошлина»

есть разные варианты

Как отразить госпошлину в бухучете

С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Госпошлина является федеральным сбором (ст. 13 НК РФ). Поэтому в бухучете начисление и уплату госпошлины учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Государственная пошлина».

Уплату госпошлины отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– уплачена госпошлина.

Порядок начисления сбора зависит от вида госпошлины.

Уплата госпошлины может быть обусловлена:– приобретением (созданием) некоторых видов имущества;– операциями, которые проводятся в рамках основной деятельности организации;– операциями, не связанными с основной деятельностью;– приобретением прав, используемых в течение нескольких отчетных периодов;

– рассмотрением дела в суде.

Если организация заплатила госпошлину при покупке или создании имущества, включите ее в фактическую стоимость такого имущества (п. 6 ПБУ 5/01, п.

24 приказа Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 14/2007).

Например, если госпошлина начислена за регистрацию прав на недвижимое имущество, за сертификацию товаров и т. д., отразите ее проводкой:

Дебет 08 (10, 41. ) Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина, связанная с приобретением (созданием) имущества.

Если организация платит сбор в ходе текущей деятельности (заверяет документы, делает их копии, регистрирует договоры и т. д.), при начислении госпошлины сделайте запись:

Ознакомьтесь так же: Компенсация негативных внешних эффектов

Дебет 20 (26, 25, 44. ) Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина по операциям, связанным с основной деятельностью организации.

Если организация платит госпошлину по операциям, которые не относятся к основной деятельности, сумму сбора включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Например, при отчуждении имущества по договору мены (абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). В бухучете операцию по начислению госпошлины отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина по операциям, не связанным с основной деятельностью организации.

Ситуация: как отразить в бухучете сборы, которые взимаются нотариусами

Ответ на этот вопрос зависит от того, где совершались нотариальные действия: в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса.

В первом случае уплаченный сбор является госпошлиной. Ее начисление отразите проводкой:

Дебет 20 (25, 26, 91-2. ) Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина.

Платежи частным нотариусам госпошлиной не являются (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате). Поэтому при начислении таких сборов сделайте запись:

Дебет 20 (25, 26, 91-2. ) Кредит 76
– начислена плата частному нотариусу.

Такой вывод можно сделать на основании Инструкции к плану счетов.

Если организация заплатила госпошлину при покупке или создании имущества, включите ее в фактическую стоимость такого имущества (п. 6 ПБУ 5/01, п.

24 приказа Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 14/2007).

Например, если госпошлина начислена при нотариальном удостоверении договора, отразите ее проводкой:

Дебет 08 (10, 41. ) Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина, связанная с приобретением (созданием) имущества.

Ситуация: можно ли в бухучете списать на расходы госпошлину, уплаченную за регистрацию организации

Правоспособность организации наступает с момента ее госрегистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ). Это означает, что начать свою деятельность организация может только после того, как получит свидетельство о регистрации.

Объектами бухучета являются хозяйственные операции, которые организация проводит в процессе своей деятельности (п. 2 ст. 1 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

В связи с этим расходы учредителя, осуществленные до момента регистрации организации, в бухучете созданной организации не признаются.

Госпошлина за регистрацию организации должна быть уплачена до ее создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Таким образом, учесть ее в составе расходов организации нельзя.

Если уплата госпошлины связана с приобретением прав, которыми организация будет пользоваться в течение нескольких отчетных периодов (например, при получении лицензий), сумму сбора включите в состав расходов будущих периодов. Такой вывод следует из положений пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

При включении госпошлины в состав расходов будущих периодов сделайте проводку:

Дебет 97 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»– отнесена на расходы будущих периодов сумма госпошлины.

Организация может самостоятельно установить порядок списания расходов будущих периодов в течение периодов, к которым они относятся (равномерно, пропорционально объему продукции и т. д.).

Выбранный способ списания закрепите в учетной политике (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

При списании госпошлины на счета учета затрат сделайте проводку:

Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 97
– отнесена на затраты сумма госпошлины (ее часть).

Если организация перечислила госпошлину за рассмотрение дела в суде, уплаченные суммы включите в состав прочих расходов (счет 91) (п. 11 ПБУ 10/99). При обращении в суд сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена госпошлина за рассмотрение дела в суде.

Согласно процессуальному законодательству, если истец выиграет дело, суд взыскивает с ответчика судебные издержки (в т. ч. госпошлину) в его пользу (ст. 110 АПК РФ, ст. 98 ГПК РФ).

Такую операцию организация-ответчик отражает проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76
– отражены судебные издержки (в т. ч. госпошлина), подлежащие возмещению истцу по решению суда;

Дебет 76 Кредит 51
– перечислена истцу сумма возмещения судебных издержек (в т. ч. госпошлины) по решению суда.

Организация-истец отражает эту операцию проводками:

Дебет 76 Кредит 91-1
– включено в состав прочих доходов возмещение судебных издержек (в т. ч. госпошлины) по решению суда;

Дебет 51 Кредит 76
– поступило на расчетный счет возмещение судебных издержек (в. т. ч. госпошлины) по решению суда.

Ситуация: в какой момент начислять в бухучете госпошлину за рассмотрение дел в суде

Независимо от даты оплаты в бухучете расходы признают в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 18 ПБУ 10/99). Поэтому сумму госпошлины нужно включить в состав расходов в том периоде, когда организация обратилась в суд.

Например, на дату подачи искового заявления, которая фиксируется на втором экземпляре заявления при его регистрации (п. 3.1 Инструкции, утвержденной приказом ВАС РФ от 25 марта 2004 г. № 27, п. 2.2 Инструкции, утвержденной приказом Судебного департамента Верховного суда РФ от 29 апреля 2003 г. № 36).

Именно в этот день и следует сделать проводки по начислению госпошлины.

Ответчик при возмещении истцу госпошлины (в составе других судебных издержек) учитывает сбор в момент вступления в силу решения суда. На эту же дату истец отражает госпошлину, подлежащую возмещению, в доходах.

Госпошлина за аттестацию работников проводки

Обязательная аттестация приводит к новым непредвиденным расходам? Есть несколько способов уменьшить затраты, с помощью которых вам удастся вернуть почти всю стоимость аттестации. О них вы узнаете из этой статьи, специально подготовленной для сайта Бухгалтерия.ру на основе материалов электронного Бератора (www.berator.ru).

В числе прочих расходов финансовому обеспечению в 2013 году за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний подлежат затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов. Узнайте, что относится к таким факторам в разделе «Медицинские осмотры сотрудников».

Аттестацию рабочих мест проводит фирма-работодатель совместно с аккредитованной аттестующей организацией в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н.

Проводить аттестацию должны все фирмы-работодатели в отношении каждого рабочего места. При создании нового рабочего места его надо аттестовать в течение 60 дней. Каждое рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет. Кроме того, в некоторых случаях организация должна проводить также внеплановые аттестации.

C 1 января 2012 года все страхователи обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Аттестацию рабочих мест лучше всего заказать специализированной компании – аккредитованной аттестующей организации.

По данным некоммерческого партнерства «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», средняя стоимость аттестации одного рабочего места составляет 2407 рублей.

То есть, к примеру, малое предприятие на 10 рабочих мест должно один раз в пять лет потратить на аттестацию рабочих мест около 24 000 рублей.

Тем не менее грамотное использование действующего законодательства позволит полностью окупить расходы на аттестацию.

Во-первых, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда фирма может получить скидку к тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний до 40%. При этом за три предшествующих года в компании не должно быть зарегистрировано ни одного несчастного случая (подробнее об экономии на зарплатных налогах и скидках к тарифу).

Во-вторых, расходы фирмы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда покрываются за счет сумм страховых взносов «по травме», перечисленных в ФСС в предыдущем году. Правда, размер возмещения ограничен – он не может превышать 20% суммы прошлогодних взносов (п.

2 приказа Минтруда РФ от 10 декабря 2012 г. № 580н). Тем не менее часть ранее перечисленных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний компания может потратить на проведение аттестации.

Для этого следует лишь обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС.

В-третьих, расходы на проведение аттестации, не покрытые за счет сумм страховых взносов, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Основание – пункт 7 статьи 264 Налогового кодекса, согласно которому расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В-четвертых, после проведения аттестации рабочих мест и подтверждения опасных условий труда сотрудникам выдаются спецодежда и средства индивидуальной защиты.

Нормы их выдачи нужно утвердить локальным нормативным актом.

В этом случае расходы на выдачу средств защиты и спецодежды можно учесть в составе материальных расходов при налогообложении прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Посчитаем, как можно окупить затраты на аттестацию рабочих мест на примере.

Компании, применяющие рекомендации из раздела Бератора «Экономим на налогах», уже снизили свои налоговые расходы на миллионы рублей. Вам также доступны эти возможности.

Специально для пользователей сайта www.buhgalteria.ru – скачайте Бератор для Windows абсолютно бесплатно, и на деле убедитесь в его необходимости. Подробнее на сайте www.berator.ru

Все изменения 2017 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Налоговики вправе изымать документацию вне проверки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх