Куперс

Бухучет и анализ

Государственная социальная помощь право социального обеспечения

Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Так, к системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Это можно рассмотреть на примере конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (г. Женева 28 июня 1952 г.), вступившую в силу для России в 1995 году.

Конвенция МОТ № 102 установила минимальные нормы для девяти разделов социального обеспечения.

Эти разделы включают:

— медицинское обслуживание;

— выплаты по болезни;

— пособие по безработице;

— пособие по старости;

— пособие в случаях производственного травматизма;

— семейное пособие;

— пособие по беременности;

— пособие по инвалидности;

— пособие по случаю потери кормильца.

Конвенция МОТ установила виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов.

Соответственно, социальная защита и социальное обеспечение — это различные категории, так как социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.

Конечно, Конвенция МОТ № 102 не охватывает все проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития.

России в настоящее время необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

Социальная защита населения — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.

Социальная защита населения — это функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами — на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д.

Социальная защитанаселения- это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов.

Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий.

Основное предназначение социальной политики государства — защита всего населения и каждого человека.

В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития — совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания.

В определении сущности социальной защиты значительное внимание уделяется социальной поддержке активности, инициативы граждан.

Она осуществляется в отношении трудоспособного населения и заключается в том, что государство должно предоставить людям социальные гарантии равных условий для повышения уровня жизни за счет личного трудового вклада.

Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность.

Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность.

Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают органы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы.

Соответственно, в систему социальной защиты входит и социальная самозащита — защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе.

Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходимо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществлять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности.

Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов.

Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений.

Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Все категории населения так или иначе нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д.

Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько следующих отраслей права.

Трудовое право — проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.

Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право — вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право — проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества, и т.д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения.

Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков (старость, в том числе профессиональное старение), постоянная и временная утрата трудоспособности, потеря кормильца, младенчество, материнство, детство, безработица, рождение, смерть и т.д.).

Критерием оценки функционирования системы социальной защиты в обществе выступает социальная защищенность — категория, связанная с реальными гарантиями и охраной коренных интересов людей во всех сферах их жизнедеятельности.

В связи с этим совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

 Государственная социальная помощь

Социальные проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими, поскольку создание социальной гарантии — это формирование экономических стимулов к труду, а также является поддержкой стабильности отношений социальных групп населения и внутри них и поддерживает экономическую стабильность и безопасность.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи», а также Федерального закона от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года установлены следующие основные понятия:

  • · государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
  • · набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с названным федеральным законом.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • · поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • · адресного использования бюджетных средств;
  • · усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • · создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • · снижения уровня социального неравенства;
  • · повышения доходов населения.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

  • · денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • · натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:

  • 1. инвалиды войны;
  • 2. участники Великой Отечественной войны;
  • 3. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
  • 4. военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • 5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • 6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • 7. члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • 8. инвалиды;
  • 9. дети-инвалиды.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», им определены полномочия Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации О прожиточном минимуме в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ. Ст. 4, 5..

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее — регистр).

В регистр включены различные категории граждан. Получателями могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

В законодательстве предусмотрены основания для прекращения оказания государственной социальной помощи.

  • · Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
  • · В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
  • · Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд О государственной социальной помощи : Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ. Ст. 1..
  • 3. Заявительница до 1999 года проживала в Республике Казахстан, где ей была назначена пенсия персонального значения. В 1999 году она выехала в Российскую Федерацию на постоянное место жительства. В территориальных органах пенсионного фонда Российской Федерации ей было отказано в назначении персональной пенсии. Каким образом осуществляется пенсионное обеспечение граждан, прибывших для проживания в Российскую Федерацию? Кому предоставляется право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения?

Решение. В данном случае пенсионное обеспечение определяется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины), а также законодательством Российской Федерации.

Гражданам, прибывшим из государств — участников СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах — республиках бывшего СССР до 1 января 2002 года.

При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное законом Российской Федерации — работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР О государственных пенсиях в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1. Ст. 98..

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах-участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса на 01.01.2002 г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 10 февраля 1995 г. и Соглашения между Правительством РФ и Правительством Грузии «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.

Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в Российской Федерации.

При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации.

В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере, утвержденном Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам-участникам Соглашения между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики «О пенсионном обеспечении» от 29.06.1999 г. учитывается заработок в рублях (СССР или РФ) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.

Лицам, которые после переселения на территорию РФ не работали, расчетный размер трудовой пенсии может определяться с учетом среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством, которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

В рассматриваемом случае возможно имеет место отказ в выплате персональной пенсии в связи с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» персональные пенсии, назначенные на территории Российской Федерации (в старой редакции — территории РСФСР) до 21 ноября 1990 г., отменяются с 1 января 1992 года. Гражданам, которым такие пенсии установлены до их отмены, с 1 января 1992 года пенсии устанавливаются в соответствии с действующим законодательством на общих для всех других граждан основаниях О государственных пенсиях в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1. Ст. 134..

Определите продолжительность общего трудового и страхового стажа.

Решение

В итоге, общий трудовой стаж составляет 17 лет, 5 месяцев и 15 дней.

В страховой стаж гражданки Смирновой включаются следующие периоды: 25.04.1982-12.08.1990, 15.08.1993-04.02.2009.

В итоге, страховой стаж составляет 23 года, 9 месяцев и 8 дней О трудовых пенсиях в Российской Федерации : Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. Ст. 10..

пенсионный страхование социальный помощь

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Цели социальной защиты населения — избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

— первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

— перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

— повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

— усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

— обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

— максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились все виды пособий и выплат предоставляемые и сегодня.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят: гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, общедоступность и бесплатность образования, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии, стипендии, социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа), пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

3.Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

4.Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально — бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Глава 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 14

Статья 36. Финансовое обеспечение социального обслуживания

1. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

1) средства федерального бюджета;

2) средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

3) доходы государственных учреждений социального обслуживания, полученные от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) средства получателей социальных услуг;

5) средства благотворителей;

6) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

2. Бюджетные ассигнования федерального бюджета, выделяемые уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, направляются федеральным бюджетным учреждениям социального обслуживания в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в области социального обслуживания, направляются:

1) государственным учреждениям социального обслуживания, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

2) иным поставщикам социальных услуг, участвующим в реализации государственного задания (заказа) на предоставление социальных услуг в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе привлекать внебюджетные источники, в том числе для реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства в области социального обслуживания.

Статья 37. Плата за предоставление социальных услуг

1. Социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), предоставляются бесплатно:

1) лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих лиц не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором они проживают;

2) лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с семейным неблагополучием, безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

4) пенсионерам, достигшим возраста 80 лет и старше, проживающим одиноко или в семье, состоящей из неработающих пенсионеров.

2. Лицам, среднедушевой доход которых на дату обращения превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, установленную в субъекте Российской Федерации, а также лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход (за исключением детей-инвалидов), социальные услуги в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), предоставляются поставщиками социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты.

3. При предоставлении социальных услуг в стационарных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам (за исключением детей-инвалидов) размер ежемесячной платы рассчитывается с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 75 процентов пенсии получателя социальных услуг.

4. При предоставлении социальных услуг в полустационарных условиях и (или) на дому размер ежемесячной платы рассчитывается с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.

5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату устанавливается на основании методики расчета среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг, но не может быть меньше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

6. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг производятся на основании сведений о составе семьи, доходах гражданина (членов семьи). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Плата за предоставление социальных услуг производится на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг либо его законным представителем.

8. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы с получателей социальных услуг, устанавливается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации для учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, используются на цели развития учреждения социального обслуживания в интересах получателей социальных услуг.

10. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам (семьям) по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, на договорной основе дополнительные социальные услуги сверх установленных договором, заключенным поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (либо его законным представителем), за плату.

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоПраво социального обеспечениявопросы

1-15 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 181
91. Можно выделить следующие формы социального обеспечения:
• государственная социальная помощь
• государственное (обязательное) социальное страхование
• социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета
92. Наличие трудового стажа в любом случае влияет на объем прав следующих категорий граждан:
• нетрудоспособных граждан
93. Обращение за назначением пенсии осуществляться после возникновения на нее права:
• в любое время
94. Общая сумма пенсии за выслугу лет и базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности) федеральным государственным служащим не может превышать _________________ среднемесячного заработка.
• 75 процентов
95. Общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать:
• 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего
96. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти на следующие виды социального обеспечения:
• медицинское обслуживание и лечение
97. Объектами правоотношений по медицинским услугам являются:
• здоровье гражданина
• питание больного
• уход за больным
98. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение населения, должен оформить расчет пенсии не позднее _________________ после поступления всех необходимых для назначения пенсии документов.
• 10 дней
99. Основанием для предоставления социальных выплат или услуг по социальной помощи является:
• уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи
100. Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специального трудового стажа заключается:
• в его содержании
101. Основными видами социального обеспечения являются:
• материальное
• пенсионное
• протезно-ортопедическое
• финансовое
102. Основными принципами права социального обеспечения являются:
• всеобщность социального обеспечения
• дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств
• обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума
• участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав
103. Основными современными критериями, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным, являются:
• источники финансирования
• круг лиц, подлежащих обеспечению
• условия предоставления обеспечения
• цель предоставления обеспечения
104. Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права является:
• B.C. Андреев
105. Особенности метода права социального обеспечения проявляются в совокупности определенных признаков, к которым относят:
• взаимоотношения субъектов правоотношений
• наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей
• порядок установления прав и обязанностей субъектов
• пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх