Куперс

Бухучет и анализ

Государственно властные полномочия

1.1. Что такое государственный аппарат?
Государственный аппарат (лат. apparatus – оборудование) – это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
1.2. Классификация:
1) центральный, федеральный государственный аппарат;
2) аппарат субъектов федерации;
3) аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления.
1.3. Функции государственного аппарата.
1) Государственный аппарат осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением.
2) Через государственный аппарат проходит обратная связь населения с институтами государственной власти.
Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей государственной власти. Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти.
2. Структура государственного аппарата.
Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения.
Государственный аппарат = государственные органы + государственные учреждения.
2.1. Государственный орган (от греч. organon – орудие, инструмент) – относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).
Специфические черты (признаки) государственного органа, которые отличают его от иных объединений людей:
1) наличие самостоятельной компетенции, т.е. совокупности государственно-властных полномочий и предметов ведения;
2) каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке;
3) каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.
Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
Компетенция государственного органа = 1) властные полномочия + 2) предметы ведения.
1) Государственно – властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи.
2) Предметы ведения – те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства.
Орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи – обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.
В каких формах выражаются государственно – властные полномочия государственного органа?
1) Издание правовых актов, обязательных для исполнения, 2) непосредственное действие, обеспечивающее исполнение этих актов.
Реализация компетенции является обязанностью государственного органа. Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.
Государственный орган состоит из 1) подразделений, осуществляющих полномочия органа, и 2) вспомогательного аппарата.
Классификация государственных органов.
№ 1 (в соответствии с ветвями власти): 1) законодательные органы (парламенты: Федеральное собрание в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Франции); 2) исполнительные органы (глава государства + правительство); 3) судебные органы; 4) органы прокуратуры.
Координирующую роль в системе государственного аппарата играют высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Это Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный суд РФ. Главная координирующая роль в государственном аппарате принадлежит главе Российского государства – Президенту РФ.
№ 2. (в соответствии с исполняемыми функциями): 1) экономические (Федеральное правительство, различные министерства, Центральный банк РФ, Государственное казначейство, органы государственной статистики и стандартов, налоговые инспекции, контрольно-ревизионные органы); 2) социальные (Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования, службы занятости населения, дома инвалидов, дома престарелых, детские дома и дома ребёнка и др.); 3) правоохранительные (судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения, Федеральная служба безопасности, санитарно-эпидемиологические инспекции).
2.2. Государственные учреждения.
Государственное учреждение — аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями.
Государственные учреждения: образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и транспорта.
Основное отличие государственных учреждений от органов государства: результаты их деятельности выражаются не в принятии управленских решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ.
Государственное учреждение характеризуется 1) наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими; 2) внутренней структурой и субординацией; 3) сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, 4) дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; 5) наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену.
!!! В широком смысле слова государственными учреждениями являются органы исполнительной и судебной власти, осуществляющие соответственно управление и разрешение дел по своей сфере ведения, в том числе по обращениям граждан – любые министерства, комитеты, департаменты, суды, прокуратуры и т. д.
3. Государственная служба.
Государственная служба – профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации.
В зависимости от полномочий государственные служащие делятся на три вида:
1) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и др.;
2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;
3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.
В разных странах действует разная система найма на госслужбу.
Во Франции, например, госслужба – особая, отличная от других профессиональная деятельность. Она требует особых качеств и полной отдачи. Чиновник, назначенный на госслужбу, остаётся там всю свою трудовую жизнь, продвигаясь по ступенькам карьеры. Ему запрещено заниматься другой профессиональной деятельностью. Поэтому во Франции государственный аппарат стабилен.
В США, наоборот, действует открытая система найма госслужащих. В управленческой сфере развитых стран Западной Европы (ФРГ, Испания, Италия) занято примерно 6 – 7% всех работников. Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, министров, депутатов) рядовые сотрудники (государственные служащие) не зависят от выборов и правительственных кризисов, и поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления.
4. Государственная служба в России.
Государственная служба в России строится по номенклатурному принципу. Подбор кадров производится в основном закрыто, открытые выборы – конкурсы – не проводятся. Согласно Закону «О государственной службе» (июль 2004 г.) граждане РФ, которые исполняют обязанности по государственной службе, получают денежное вознаграждение за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственная служба – это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.
Деятельность госслужбы связана не с прямым (непосредственным) осуществлением полномочий государственных органов или высших должностных лиц, а с обеспечением этих полномочий. Например, в Администрации Президента РФ насчитывается около двух десятком управлений, в которых профессионалы подготавливают проекты президентских указов и распоряжений, материалы для ежегодных посланий и пр.
Госслужба включает 1) гражданскую, 2) военную и 3) правоохранительную. Государственные служащие осуществляют свою профессиональную деятельность на определённых должностях, включённых в соответствующие реестры – списки, содержащие перечень должностей госслужбы. Все должности подразделяются на категории. Внутри категорий предусматривается существование должностей различных групп и классных чинов. Высшим классным чином в России является действительный государственный советник первого класса. Самый низший чин – секретарь гражданской службы третьего класса. Человек, который ушёл с военной службы на гражданскую, будет иметь тот же ранг (категорию) и соответствующий оклад, пенсию и пр.
Законодательно закреплённые принципы госслужбы: 1) признание и соблюдение прав человека; 2) профессионализм и компетентность.
5. Бюрократия.
14.5.1. Государственное управление осуществляется 1) политическими руководителями и 2) чиновниками.
С деятельностью чиновничества связано понятие бюрократии. Чин – служебное звание в государственном аппарате.
Бюрократия (от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть, букв. господство канцелярии) – 1) это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики; 2) слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством чётких правил и процедур.
Макс Вебер рассматривал бюрократию как естественное и положительное явления. Он разработал классическую модель бюрократии, согласно которой политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые исполняют их.
Признаки бюрократии (Макс Вебер): 1) личная свобода и подчинение только служебному долгу; 2) наличие устойчивой служебной иерархии; 3) твёрдо определённая компетенция; 4) работа по контракту (на основе свободного выбора); 5) работа в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждение постоянными денежными окладами; 7) служба как единственная или главная профессия; 8) предвидит карьеру; 9) работа в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) соблюдение строгой служебной дисциплины и подконтрольность.
Бюрократия в этом смысле является скорее недостижимым идеалом, чем эмпирической реальностью. В обыденном сознании многих россиян бюрократия обычно связывается с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отношение к людям и пр. Деятельность бюрократов не раз ярко и образно критиковали в своих художественных произведениях великие русские писатели (Гоголь, Салтыков-Щедрин). И в наши дни в среде чиновничества процветает коррупция, достигшая за последнее десятилетие небывалых размеров.
5.2. Коррупция (от лат. corruptio – подкуп) – 1) это преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения; 2) прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
5.3. Бюрократизм – отрыв чиновничества от народа и превращение его в замкнутую касту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство.
В чём заключаются причины бюрократизма?
1) Чиновники работают на постоянной основе. Они в отличие от должностных высшего ранга (президентов, депутатов, министров) не зависят от выборов. Постоянство корпуса бюрократии может вести к порокам – снобизму, формализму, инертности.
Талкотт Парсонс: дисфункции бюрократии – перенос чиновниками акцента с целей организации на её средства, в результате чего средства управления – иерархия, дисциплина, инструкции и т.п. – превращаются в самоцель.
2) Чиновник является экспертом определённого профиля. Он накапливает большой объём информации и опыт работы. Большинство политиков знают главным образом то, что им сообщают чиновники. Поэтому чиновники становятся скрытыми, негласными политиками.
3) Бюрократия зачастую вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предпринимателей, финансистов). Если бюрократия попадает под влияние этих групп и контролируется ими, то возникают олигархические явления.
6. Закон Паркинсона.
Государственный аппарат в России чрезвычайно раздут и трудно управляем. Неоднократно предпринимались попытки сократить его, но численность чиновников только растёт, с 882 тысяч в 1993 г. до более миллиона в настоящее время.
Закон Паркинсона – эмпирический закон, гласящий, что любая работа увеличивается в объёме, чтобы заполнить всё отпущенное на неё время. Сформулирован историком Сирилом Норткотом Паркинсоном в его сатирической статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» в 1955 году и позднее издан вместе с его другими статьями в книге «Parkinson’s Law: The Pursuit of Progress» (1958).
7. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.
7.1. Законодательная власть.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является законодательным органом Российской Федерации.
Парламент Российской Федерации имеет двухпалатную структуру: Федеральное собрание = 1) Совет Федерации + 2) Государственная Дума.
Полномочия Государственной Думы:
1) выдвижение законопроектов и их утверждение;
2) утверждение бюджета;
3) дача согласия президенту на назначение главы правительства;
4) решение вопроса о доверии правительства;
5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка;
6) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты;
7) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
8) объявление амнистии;
9) выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности.
Полномочия Совета Федерации:
1) разработка законопроектов;
2) одобрение законопроектов, принятых ГД;
3) решение вопроса о возможности использования вооружённых сил за пределами страны;
4) назначение выборов Президента;
5) назначение на должности судей КС, ВС, ВАС;
6) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ;
7) утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положений;
8) утверждение изменений границ между субъектами РФ.
7.2. Исполнительная власть.
Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. Правительство возглавляет его председатель. В состав правительства входят также заместители председателя правительства (вице-премьеры), федеральные министры.
Полномочия Правительства РФ (ст. 114):
1) разработка бюджета;
2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ;
3) проведение единой политики в культуре, науке, образовании, здравоохранении;
4) управление федеральной собственностью;
5) защита прав и свобод, собственности, охрана правопорядка;
6) обеспечение обороны страны, государственной безопасности, внешняя политика РФ.
7.3. Судебная власть.
Судебная защита в РФ осуществляется всеми судами, создание которых предусмотрено Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации»:
1) суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, верховные суды республик, входящих в Федерацию, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды);
2) арбитражные суды (Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ), рассматривающие споры, возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) конституционные суды (РФ и некоторых субъектов Федерации).
8. Институт президентства.
Правовой статус Президента РФ установлен Конституцией РФ.
Согласно статье 80 президент:
1) глава государства;
2) гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованную работу органов государственной власти;
3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) обладает неприкосновенностью, может быть отрешён от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое преступление.
Приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги (ст. 92).
Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Полномочия Президента РФ:
1) 84 ст.: реализация законодательной власти (назначение выборов Государственной Думы и её роспуск, назначение общенационального референдума, подписание и обнародование федеральных законов, обращение к ФС с ежегодными посланиями);
2) 83 ст.: реализация исполнительной власти (назначение и освобождение от должности членов правительства РФ, полномочных представителей Президента РФ в территориальных округах, дипломатических представителей, а как Верховный Главнокомандующий назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил РФ);
3) реализация судебной власти: представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей КД РФ, ВС РФ, ВАС РФ, кандидатуру Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.
Иные полномочия:
1) вводит чрезвычайное положение;
2) награждает государственными наградами;
3) осуществляет помилование.
Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Выборы Президента должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

5.2. Органы государства: понятие и классификация

Используя широко известный общенаучный метод дедукции, необходимо перейти от рассмотрения механизма государства в целом к исследованию государственных органов — отдельных структурных элементов механизма государства. Их характеристика имеет неизменно важное значение в рамках государственного механизма как широкого и объемного государственно-правового явления.

Государственный орган представляет собой разновидность государственной организации — коллектива людей, принимающих непосредственное участие в реализации функций государства.

Все государственные организации по характеру своей деятельности подразделяются на государственные предприятия, государственные учреждения и государственные органы.

Государственные органы играют особую роль в реализации функций государства и обладают особыми специфическими признаками:

  1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т.е. юридическими возможностями выступать от имени государства.

Природа государственно-властных полномочий восходит ко времени происхождения и становления государства, когда конкретные люди и группы людей получили возможность выступать от имени членов общества и применять меры принуждения. Государственно-властное полномочие предполагает ряд юридических возможностей:

  1. возможность издавать юридически обязательные нормативные и индивидуальные правовые акты;
  2. возможность использовать в качестве средств обеспечения исполнения правовых предписаний средства убеждения и поощрения, а в отдельных случаях использовать самостоятельно или инициировать использование государственного принуждения;
  3. возможность материально обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств.

Государственно-властные полномочия, реализуемые государственными органами, закреплены правовыми нормами. Именно государственно-властные полномочия подчеркивают взаимосвязь государственного механизма в целом и отдельного государственного органа, взаимосвязь государства и права.

Государственно-властные полномочия характерны только для государственных органов и отсутствуют у других государственных организаций.

  1. Признаком каждого государственного органа является его организационная обособленность. Организационная обособленность юридически закрепляет статус государственного органа в качестве самостоятельной «ячейки» государственного аппарата. Каждый государственный орган является юридическим лицом и, следовательно, имеет право выступать от своего имени в различных правоотношениях, в том числе в суде. Государственный орган наделен обособленным имуществом, находящимся в государственной собственности, он использует это имущество на праве оперативного управления. В процессе осуществления своей деятельности государственный орган использует выделяемые ему бюджетные средства. Для обеспечения эффективной реализации функций государства государственные органы учреждают государственные предприятия и учреждения.
  2. Важным признаком государственного органа является наличие собственной компетенции. Компетенция государственного органа — категория достаточно объемная и многообразная. Она включает в себя следующие элементы:
    1. предмет ведения государственного органа — круг подведомственных вопросов (юрисдикция);
    2. полномочия по решению подведомственных вопросов, предполагающие наличие установленных законом прав и обязанностей государственного органа;
    3. формы и методы деятельности государственного органа, используемые в процессе реализации государственно-властных полномочий. Компетенция государственного органа непосредственно наполняет процесс реализации возложенных на него задач и функций.
  3. Государственный орган — это не безликий элемент государственного механизма, а коллектив людей непосредственно участвующих в управлении государством. Применительно к лицам, работающим в государственных органах, применяется термин «государственные служащие». В ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы» закреплено, что государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Государственными служащими могут быть только граждане Российской Федерации. От государственных служащих законодательно отделены лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации. К ним относятся: Президент РФ, Председатель и члены Правительства РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи, высшие должностные лица (президенты республик, губернаторы) субъектов Российской Федерации и др. Они имеют особый статус в силу особой значимости должностей и порядка их замещения (по выборам или по назначению в специальном порядке).

Государственные служащие могут на основе закона наделяться властными полномочиями от имени государственного органа. В этом случае в правовой науке они именуются представителями власти и составляют особую группу должностных лиц (сотрудники полиции, контрольно-надзорных органов). Их важнейшими признаками является возможность издавать юридически обязательные индивидуальные предписания для неограниченного круга субъектов и требовать их исполнения. В предусмотренных законом случаях представители власти имеют право применять меры административного и иного принуждения.

Суммируя вышеизложенные признаки, становится возможным сформулировать определение государственного органа. Орган государства — юридически и организационно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и уполномоченная в пределах своей компетенции непосредственно осуществлять функции государства.

Классификации государственных органов достаточно многообразны, что вызвано многосложностью государственного механизма.

На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Помимо того, существует целый ряд органов с особой компетенцией, не относящихся ни к одной из ветвей власти, и реализующих специальные государственные функции.

По принципу федерализма различают федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

По количественному составу государственные органы подразделяются на коллективные органы и единоличные органы. По общему правилу, государственный орган состоит из государственных служащих и носит коллективный характер (например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ). Но в ряде случаев государственный орган представляется единоличным субъектом. Самый яркий пример — Президент РФ, который воплощает в своем лице и государственный орган, и высшее должностное лицо — главу государства в РФ. Однако вопрос о статусе и сущности единоличного государственного органа является спорным, в частности, для обеспечения полномочий Президента образуется коллективный орган — Администрация Президента РФ.

По времени действия выделяют государственные органы действующие на постоянной и временной основах. Абсолютное большинство государственных органов в РФ действуют на постоянной основе, что закреплено в Конституции РФ и иных нормативных актах. Вместе с тем, создаются органы, деятельность которых носит временный характер. Например, такие органы могут быть образованы в период действия чрезвычайного и военного положения (военная администрация), или для проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (временная избирательная комиссия). В соответствии со ст. 135 Конституции РФ для пересмотра Конституции созывается особый орган — Конституционное Собрание. Вместе с тем, ст. 118 Конституции устанавливает запрет на создание чрезвычайных судов, деятельность судов носит только постоянный характер.

По юридической основе их деятельности государственные органы делятся на следующие виды:

  1. Органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного осуществления государственно-властных полномочий — Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
  2. Органы, учреждаемые в установленном порядке для обеспечения исполнения полномочий высших государственных органов — Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ.

Данные классификации не носят исчерпывающего характера. Помимо упомянутых, существуют и иные, но они в той или иной степени повторяют либо модифицируют вышеизложенные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх