- от автора admin
15.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Николаева Т.Е., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.э.н., доцент
ccw238@rambler.ru, lengro@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается регулирующая деятельность государства в сфере ценообразования в условиях рыночной экономики. Раскрываются основные принципы сложившейся системы государственного ценового регулирования в России, обосновывается объективная необходимость повышения эффективности деятельности государства в данной сфере за счет комплексного использования различных финансовых механизмов. Особое внимание уделено развитию нормативной базы реализации государственной политики цен.
Ключевые слова: прямое и косвенное регулирование цен, рентабельность, затраты, прибыль, инфляция, компенсации, налоги, финансовая стабильность
STATE REGULATION OF THE PRICES IN THE RUSSIAN PRACTICE
В современной экономике сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народнохозяйственного и социального значения, а также естественные монополии. Важнейшую роль при этом играет государственное регулирование цен. Воздействие государства на процессы ценообразования является одним из важнейших элементов экономической политики. Она способна изменить рыночное равновесие и использовать цены для балансировки интересов участников рынка.
Перед государственным регулированием цен стоят две основные цели: сдержать рост цен на определен-
ные группы продукции и мотивировать повышение эффективности производства. Результативность ценового регулирования зависит, прежде всего, от степени согласованности интересов субъектов регулирования государства, компаний-производителей, посредников и потребителей продукции.
Обеспечить консенсус интересов настолько непросто, насколько неоднозначны ожидания и потребности участников процесса регулирования. Интересы потребителей заключаются в удовлетворении собственного спроса по возможно низким ценам. Цель изготовителей — получение необходимой для развития компании прибыли. Органы федеральной, региональной и местной власти, ответственные за социальное развитие страны, региона, с одной стороны, заинтересованы в сдерживании роста цен на жизненно-необходимые, социально-значимые товары и услуги. И в этом случае они на стороне потребителей. С другой стороны, властные структуры заинтересованы в рентабельном функционировании компаний, как источнике налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней. Здесь их интересы совпадают с интересами производителей.
В настоящее время в РФ отсутствует система принятия решений в области государственного ценового регулирования. Основной недостаток всех современных исследований в данной сфере — сосредоточение внимания на отработке чисто ценовых рычагов. Однако нередко разумные предложения не работают, так как не являются синтезом интересов участников рынка, а их обоснование полностью подчинено ведомственным интересам. В связи с этим целесообразно обобщить существующую практику государственного регулирования цен, выявить проблемы и рассмотреть возможности их разрешения.
Основные направления государственного регулирования цен в России определены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 30 декабря 2009г.).
Рычагами прямого ценового регулирования в российской экономике являются установление предельных максимальных уровней цен, ценовых коэффициентов, пределов оптовых и розничных торговых надбавок. Их использование, как свидетельствует практика, сдерживает рост цен, но представляет потенциальную угрозу финансовому состоянию производителей, то есть предопределяет противоречия групп интересов субъектов регулирования.
Нерешенность указанной проблемы особенно ярко демонстрирует ситуация в фармацевтической отрасли. Государственному регулированию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) Правительство РФ уделяет особое внимание как фактору снижения социальной напряженности и улучшения лекарственного обеспечения населения. В 2009 г. Росздравнадзор зафиксировал значительный скачок цен на лекарства почти во всех регионах России. Для стабилизации ситуации Министерством по здравоохранению и социального развития и Федеральной службой по тарифам разработаны специальные методики установления цен производителей, а также оптовых и розничных торговых надбавок по списку ЖНВЛС.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» на ЖНВЛС установлены предельные отпускные цены, подлежащие государственной регистрации.
Результаты государственного регулирования цен в фармацевтической промышленности скромны и весьма неоднозначны.
Установленный порядок предусматривает пересмотр (перерегистрацию) предельной отпускной цены не чаще одного раза в год. По мнению финансистов фирмы «Фармэксперт — аналитика и консалтинг» в условиях высокой инфляции в России удорожание затратных компонентов на лекарственные препараты ЖНВЛС в среднем за год может составлять 15-25%. Особенно в тяжелом положении оказываются предприятия, где главная субстанция при изготовлении препарата составляет более 50% и приобретается по импорту.
Рост издержек при «зажатых» на год ценах специалисты Щелковского витаминного завода, Московской фармацевтической фабрики, ОАО Верофарм называют главным препятствием для обеспечения рентабельности производства. Уже на начальной стадии регулирования цены на ЖНВЛС понизились относительно прежних свободных на 12-13%. Это явилось толчком для прекращения или сокращения производства этих препаратов. Снижение доли дешевых лекарственных средств в общем объеме реализации представлено на рис.1
2002 2003 2004
Л <30 руб. *30-50 руб.
2005 2006 2007 2008 2009
И50-100 руб. *100-300 СУб. «>300 суб.
обеспечение лекарственными средствами в амбулаторных государственных медицинских учреждениях РФ в 5,5 раз меньше, чем, например, в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (см. рис.З).
Рис. 1.
Доля отдельных групп лекарственных препаратов, объединенных по критерию стоимости в общем объеме реализации.
Существующие механизмы государственного регулирования цен на ЖНВЛС не обеспечивают доступность лекарственных средств для населения за счет сдерживания цен. В первую очередь это объясняется неадекватным реальному спросу ассортиментом лекарств, включенных в список. Пока за основу принят список Всемирной Организации Здравоохранения: Essential Drug List, -список основных лекарств, составленный для беднейших стран мира. На рис. 2 видно, что указанные лекарства в нашей стране используются, главным образом, государственным сектором. Население же предъявляет спрос на более качественные, но и более дорогие лекарственные средства. После введения списка ЖНВЛС цены на указанную, также социально значимую продукцию, существенно выросли. В результате возникает дисбаланс между интересами государства и населения. Сокращая государственные расходы на здравоохранение путем государственного регулирования цен на ЖНВЛС, Правительство снижает реальный уровень жизни большой группы граждан, для которых лекарства, не входящие в список ЖНВЛС, — жизненно необходимы. Причем среди этой части населения находятся и беднейшие категории. Вместе с тем следует иметь в виду, что
Рис.2.
Доля расходов на ЖНВЛС в разных секторах собственности российского фармацевтического рынка в 2009г.
Рис. 3.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Доля государственных расходов на лекарственные средства в общей сумме расходов.
Проблемы существуют и в других сферах хозяйства, на которые распространяется государственное регулирование цен. Например, верхние уровни железнодорожных грузовых тарифов определяются в настоящее время исходя из коэффициента, равного среднему индексу цен по промышленности. В течение ряда лет индексы грузовых железнодорожных тарифов были ниже средних индексов цен по промышленности. Разрыв между индексами железнодорожных тарифов и индексами промышленности в течение этого периода достигал 14%, что, безусловно, подрывает финансовые основы предприятий отрасли и дестимулирует развитие данного вида услуг (табл. 1).
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими финансовыми инструментами. К ним относятся компенсации и налоговые льготы.
Очень острой проблема компенсаций является для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Концепцией реформы ЖКХ в России предусмотрен постепенный переход на полную оплату населением затрат на коммунальные услуги в части текущих издержек. Однако проблему компенсаций это не снимает, а, напротив, требует более тщательного подхода к ее решению. Объектами ценового регулирования, а, следовательно, и компенсаций останутся определенные категории населения (пенсионеры, инвалиды и др.) и виды услуг (банно-прачечные услуги для интернатов, воинских частей и др.), для которых важно сформулировать гарантированный перечень услуг, объекты прямого ценового регулирования, источники и порядок финансирования.
Таблица 1
Соотношение индексов средних по промышленности и индексов тарифов на железнодорожном грузовом транспорте
В современном российском законодательстве механизм компенсаций не разъясняется. В связи с этим практический интерес представляет зарубежный опыт.
Например, известно, что в США наряду с общефедеральными органами регулирования сформированы комиссии по регулированию жизненно важных услуг на уровне штатов. Комиссии контролируют деятельность всех компаний, работающих на территории данного штата. К основным функциям комиссии относятся: сертификация доступа на регулируемые рынки; принятие решений по вопросам изменения цен по ходатайствам заинтересованных органов; анализ финансового состояния компаний-объектов регулирования. Существуют специальные законы о статусе и порядке работы членов комиссии: работать в комиссии на полную ставку в рамках выборного срока, не заниматься никакой другой деятельностью, не иметь вложений в ценные бумаги компаний, деятельность которых регулируется комиссией. Несомненно подобная организация деятельности повышает степень объективности решений по вопросам регулирования.
Органы регулирования США выдают фирмам разрешение на применение цен, которые рассчитываются исходя из экономически обоснованных издержек. В составе регулирующих органов обязательно присутствуют отделы бухгалтерского анализа, которые занимаются, в том числе и контролем за издержками. При этом используются единые стандарты ведения бухгалтерского учета на регулируемых предприятиях, способствующие наиболее полному раскрытию информации об издержках.
Специальные отделы управленческого анализа регулирующего органа могут проверить обоснованность цен закупки материалов и оборудования контролируемой компанией. Для этого изучаются материалы на соответствующих рынках, проводятся ценовые обзоры. Оптимальные издержки определяются с учетом качества продукции.
Определение оптимальных издержек — основа расчета компенсаций при государственном ценовом регули-
ровании. Как показывает зарубежная практика, оптимальные компенсации предполагают не автоматическое покрытие всех затрат предприятия, а только той их части, которая представляется общественно необходимой. Только таким образом обеспечивается заинтересованность предприятий в изыскании резервов снижения издержек.
За рубежом оптимизация затрат основана на обоснованных методических подходах их определения. В российских условиях, на наш взгляд, в первую очередь следует уделять внимание упорядочению правил калькулирования себестоимости. По мере нарастания конкуренции предприятия все больше понимают значение совершенствования методики по калькулированию и самостоятельно ведут работу в этом направлении. Методика по калькулированию себестоимости имеется на сегодня практически у всех российских производителей. Необходимо поставить вопрос о возврате к типовой методике по калькулированию себестоимости как о первом шаге в решении проблемы обоснованности бюджетных компенсаций в отечественной практике. При этом очень важно определить размер не только компенсационных выплат, но и санкций при невыплатах.
По нашему мнению, в качестве источника компенсаций необходимо использовать комплексное финансирование, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных в результате инициативной деятельности производителей.
Как отмечалось, бюджетные компенсации при всей их необходимости порождают иждивенчество, толкают предприятия к «переброске» продукции из дотационного направления в коммерческое. В результате перечень льготируемой продукции по регулируемым ценам на практике становится крайне дефицитным и вообще исчезает. Именно эта ситуация была аргументом монетизации льгот, реализация которой впрочем столкнулась с трудностями обеспечения денежных средств для выплат.
При использовании компенсационных схем необходимо обратить особое внимание на существующие в российской практике недостатки увязки ценового регулирования с минимальным размером оплаты труда. На наш взгляд, объектом совместных исследований предприятий-производителей и специалистов в области статистики должен стать вопрос формирования более гибкой схемы ценового регулирования в социальной сфере, включающей не только замораживаемый на длительное время МРОТ, но и ряд показателей, более полно характеризующих жизненный уровень населения (динамика розничных цен и тарифов, средний уровень доходов, прожиточный минимум и др.).Рассчитанные на такой базе верхние уровни регулируемых цен позволят определить необходимые размеры компенсаций для производителей.
Государственным структурам следует уделить внимание корректировке некоторых условий деятельности предприятий, реализующих продукцию по регулируемым ценам. Например, в сфере ЖКХ в соответствии с действующей в России системой налогообложения услуги, на которые распространяются регулируемые тарифы, не являются льготными позициями с точки зрения НДС, но компенсации из-за нарушения хозрасчета здесь предусмотрены. Так как предприятия этой сферы являются плательщиками НДС (по ставке 18%), то
Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Индексы цен промышленно сти 1,207 1,132 1,251 1,276 1,095 1,137
Индексы железнодорожных грузовых тарифов 1,103 1,075 1,080 1,211 1,080 1,094
и компенсации им выплачиваются с учетом этого налога. Однако сроки уплаты НДС постоянно опережают сроки компенсационных выплат и предприятия перманентно испытывают нехватку средств для уплаты налога.
Понимая сложность решения вопроса об освобождении данной сферы от уплаты НДС (с учетом общей тенденции сокращения льготных налоговых позиций), авторы все же считают необходимым поставить этот вопрос. При существующем положении налоговые средства через компенсации снова возвращаются к плательщику, но производители вынуждены работать в напряженных финансовых обстоятельствах. Возможно, правомерно говорить об освобождении от НДС лишь в отношении устойчиво дотационных производителей, в перечне услуг которых отсутствует ассортимент реализуемый по свободным ценам.
Для отраслей, применяющих регулируемые цены, Федеральной службе по тарифам следует рассмотреть возможности снижения или отмены импортных пошлин на затратные составляющие, применения не только льготной ставки НДС 10%, но и в отдельных случаях — переход к нулевой ставке.
И компенсации, и схемы налоговых льгот обязательно должны формироваться с учетом инфляционной составляющей, а также на базе обоснованной ассортиментной политики.
Вместе с тем в условиях применения регулируемых цен предприятия должны не только рассчитывать на помощь со стороны государства, но и предпринимать самостоятельные действия, связанные с интенсификацией, диверсификацией производства, позволяющие обеспечить решение главной задачи коммерческого предприятия — максимизация массы прибыли.
В отечественной практике особенно большие резервы получения прибыли за счет расширения спектра предоставляемых услуг существуют в сфере ЖКХ -прежде всего, по направлениям, не связанным с естественными монополиями, — в связи с развитием коммерческого и, особенно, элитного жилья. Услуги по озеленению придомовых участков, оформлению территории к праздникам, совершенствованию степени технической оснащенности охраны, обустройству площадей общего пользования внутри дома давно уже стали за рубежом объектом, так называемой дифференциации цен по доходам. Расценки на эти услуги формируются с большим отрывом действительных затрат по калькуляции прямо пропорционально грамотности рекламы и уровням доходов клиентов. Сегодня предприятия ЖКХ получают серьезные доходы, связанные с выдачей разрешений на операции с недвижимостью, регистрацией, пропиской граждан. Аналогичные возможности существуют и в других сферах, на которые распространяется государственное регулирование цен. Принцип, согласно которому коммерческое крыло «кормит» некоммерческое, развит и за рубежом во всех сферах услуг. Зарубежная практика вполне применима к российским условиям; ее реализации в отечественных условиях мешает инертность предприятий. Наряду с этим предприятия должны использовать возможности воздействия на властные структуры при разработке конкретных рычагов ценового регулирования, используя систему межведомственных совещаний, которые проводятся с участием производителей.
Как показал анализ, финансовая стабильность в сфере услуг ЖКХ в большой мере зависит от решения вопросов, связанных с формированием фондов соци-
ального страхования. На уровне субъектов РФ до сих пор сохраняется практика снятия средств на социальное страхование при их неиспользовании. Это существенно ухудшает результаты финансовой деятельности предприятий
Государственное регулирование цен может быть результативным только при условии неформального подхода. Эффективность различных методов регулирования цен зависит от правильного выбора условий их применения. Прямые методы должны сочетаться, а не противопоставляться косвенным методам. Очевидно, что выбор ценовых рычагов должен зависеть от особенностей продукции с точки зрения ее назначения, роли в народном хозяйстве. Так, рычаги ценового регулирования на товары и услуги, являющиеся важнейшими затратными составляющими во всех сферах экономики (услуги транспорта, связи, энергоснабжения и др.), следует ориентировать на темпы инфляции с целью исключения инфляции издержек (по причине роста цен из-за роста затрат) и инфляции предложения (из-за ценового сговора). А регулирование цен по товарам и услугам повышенного социального значения надо связать с показателями жизненного уровня населения. При этом необходимо учитывать стратегические и тактические цели, приоритеты сторон. Все это усилит влияние объективного фактора на процесс государственного ценового регулирования и позволит уравновесить финансовые позиции всех заинтересованных сторон. Для оценки эффективности системы регулируемых цен возможно использование комплексного показателя, отражающего изменение соотношения между производством и потреблением соответствующих видов продукции, который отражает баланс интересов всех заинтересованных сторон.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Система государственного регулирования цен в России находится на стадии развития и приобретает все более широкий характер. Всесторонний анализ ее функционирования — основа для формирования законодательной базы. Российская экономика созрела для реализации конституционной нормы, предусматривающей установление правовых актов ценовой политики Российской Федерации. Правовой базой осуществления государственной ценовой политики РФ может стать Федеральный Закон «О ценообразовании в Российской Федерации», имеющий прямое действие на всей территории России.
Концептуально Закон о ценах должен определить цели, задачи, условия государственного регулирования цен, распределить роли и место участников этого процесса, установить важнейшие процедуры и схемы, источники финансирования, ответственность за нарушение дисциплины цен. Разрабатывая новую экономико-правовую среду в области ценообразования важно учесть сложившиеся на цивилизованных рынках развитых стран гибкие системы регулирования цен, методологию гарантированных и уведомительных цен, которые учитывают условия производства и реализации, и касаются и госсектора, и частных предпринимателей.
Федеральный Закон «О ценообразовании в Российской Федерации» обеспечит объективность процессов государственного ценообразования, повысит мотивацию производителей и позволит в глобальном смысле решить проблему увязки интересов субъектов регулирования.
Список литературы:
1. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. М.: Магистр, ИНФрА-М, 2010.
2. Липсиц И.В. Ценообразование. Учебник. М.: Экономист, 2008.
3. Салимжанов И.К. Ценообразование. Учебник. М.: Кнорус, 2007.
4. Браздникин А.С. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2007.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья посвящена важнейшей теме, т.к. проблема регулирования касается прежде всего отраслей повышенного народнохозяйственного и социального значения, а также естественных монополий.
Воздействие государства на процесс ценообразования способно изменить рыночное равновесие.
В статье достаточно подробно характеризуется практика регулирования цен в зарубежных странах.
С авторами следует согласиться, когда они пишут, что государственное регулирование цен может быть результативным только при условии неформального подхода, а также о необходимости издания Федерального Закона «О ценообразовании в Российской Федерации».
Опубликование статьи представляется целесообразным и своевременным.
РЭУ им. Г.В.Плеханова
профессор
к.э.н. Л.М. Гужавина
В зависимости от участия государства в процессе ценообразования различают виды цен:
Рыночные цены выражают в денежной форме стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых на рынке под влиянием факторов среды.
Важнейшей составляющей рыночной экономики является равновесная цена, которая достигается под воздействием рыночного механизма и устанавливает сбалансированность между спросом потребителя и предложением производителя (продавца). В случае нарушения равновесия применяются меры государственного регулирования цен;
Регулируемые цены формируются под непосредственным воздействием государства на процессы рыночной экономики.
Свободные
Цены рыночные (свободные) — будучи, свободными от прямого ценового вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для продавца повышение цен, но цены эти правильно называть свободными, или рыночными, поскольку прямого ограничения на них нет. Вместе с тем, как свидетельствует мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно пропорциональны степени общего вмешательства государства в экономику.
Регулируемые
Цены регулируемые — цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения и др.).
Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:
- установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка); как вариант — определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;
- ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;
- установление ограничений на посреднические вознаграждения;
- определение нижнего предела цены.
Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции.
Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства — общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий — производителей аналогичной прогрессивной продукции.
Как вариант прямого ценового регулирования можно считать фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.
К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.
Следует подчеркнуть, что любые варианты ценового прямого ограничения со стороны руководства фирмы примером регулируемых цен не является.
Понятие регулируемые цены справедливо в отношении ценового ограничения только со стороны властных структур.
Интересные материалы:
- Цены на бензин в 2018
Согласно расчетам, проведенным Воронежским филиалом ФГБУ "Центр Агроаналитики", в себестоимости сельскохозяйственной продукции аграрных предприятий области…
- Принципы регулирования рынка ценных бумаг
Современные сложные и весьма эффективные финансовые рынки в западных странах - результат их многовековой стихийной…
- Прайс в 1С 8 3
Владеть информацией об актуальных ценах и актуальных остатках - задача любого ответственного продавца-консультанта. В своей…
- Государственное регулирование экспорта и импорта товаров
ТЕМА 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой…
- Правовое регулирование саморегулируемых организаций
Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организацийТаким образом, современное…