Куперс

Бухучет и анализ

Государственное регулирование внешней торговли России

Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия осуществляется в рамках внутрифирменного планирования и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана — плана внешнеэкономической деятельности.

План ВЭД включает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом выражении на определенный период (обычно на год).

Планы ВЭД основываются на маркетинговых планах предприятия, которые определяют стратегические направления расширения ВЭД, наиболее перспективные внешние рынки, методы работы на них и условия международной конкуренции.

Планирование ВЭД предполагает наличие у предприятия хорошей корпоративной информационной системы, чтобы оно могло оперативно реагировать на быструю смену рыночных условий на внешнем рынке.

Чем больше число стран, на рынках которых действует предприятие, тем более сложным становится процесс. В данном случае наилучшим процессом планирования будет являться тот, который способствует удовлетворению нужд конкретной фирмы в заданных условиях.

Для планирования ВЭД необходимо специальное подразделение либо во внешнеэкономической службе предприятия, либо в составе отдела планирования предприятия. Группа планирования должна заниматься составлением планов ВЭД и вносить коррективы в текущие планы по мере изменения условий на рынке.

Планирование ВЭД основано на непрерывном анализе поступающей маркетинговой информации, превращении ее в стратегические решения, закрепляемые в планах производства и сбыта экспортной продукции.

Планы ВЭД часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы предприятия за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта.

Бизнес-план внешнеэкономического проекта предприятия включает следующие направления:

  • o анализ и характеристику зарубежного рынка для проникновения или усиления рыночных позиций предприятия;
  • o анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;
  • o анализ конкурентных позиций своего предприятия (SWOT-анализ);
  • o анализ внешней среды бизнеса на данном рынке (демографические, географические, организационно-правовые, политические, экономические, социально-культурные и другие рыночные условия на зарубежных территориях проникновения);
  • o условия развития ВЭД по данному направлению бизнеса в России;
  • o характеристика товара, предназначенного к поставке за рубеж;
  • o характеристика предприятия, производящего данный товар: местоположение; положение на данном рынке; производство, сбыт, маркетинг;
  • o меры но выводу товара на данный внешний рынок: каналы сбыта; средства продвижения и стимулирования сбыта; ценовая политика;
  • o характеристика конкретной фирмы-партнера, для которой разрабатывается план;
  • o оценка рисков данного проекта;
  • o финансовый план реализации проекта.

Бизнес-план ВЭД предполагает, как правило, обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для предприятия.

Эффективность внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия определяется прежде всего на основе анализа прибыльности внешнеторговых операций путем сопоставления доходов и затрат, плановых заданий и результатов их выполнения. Сопоставление результатов и затрат во внешнеторговых операциях фирмы осуществляется на всех этапах их проведения: при планировании, анализе альтернатив и выборе наиболее эффективных вариантов, при экономическом обосновании отдельных сделок, анализе финансового результата за прошедший период в целом или по реализованному контракту.

При экспорте и импорте товаров предприятием может быть получен как прямой экономический эффект от улучшения финансовых результатов предприятия, так и косвенный экономический эффект от удешевления производства и т.и.

Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности измеряется абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям относится валовая прибыль (ВП), или доход от продаж, или прямой экономический эффект. Прямой экономический эффект определяется:

  • o при экспорте — как разница между результатом экспорта предприятия — экспортной контрактной ценой и полными затратами на производство и экспорт. В полные затраты предприятия на экспорт товаров, помимо производственной себестоимости, входят накладные расходы по экспорту и экспортные пошлины;
  • o при импорте — как сопоставление затрат на импорт, включающих контрактную цену, затраты на оплату ввозных налогов, сборов и пошлин, сертифицирование товара и других затрат, с результатами от импорта — отпускной ценой;
  • o прибыль до налогообложения определяется как разница между валовой прибылью (доходом) и издержками обращения;
  • o прибыль после налогообложения — «чистая» прибыль.

В зависимости от целей и задач анализа относительными показателями эффективности внешнеэкономической деятельности (ОПЭ) могут быть любые отношения показателей результативности (ПР) к соответствующим показателям затрат (ПЗ):

Например,

Также эффективность ВЭД определяется путем анализа рыночной доли, повышения степени известности торговой марки товара и фирмы, увеличения числа ее покупателей и контрагентов.

Заключение диссертации по теме «Мировая экономика», Зажигина, Марина Анатольевна

Заключение.

В работе был рассмотрен процесс формирования системы государственного регулирования внешней торговли в России. Проделанное исследование позволяет заключить, что создаваемая в России новая система регулирования внешней торговли ориентирована на нормы и правила мировой практики, отраженные в требованиях ГАТТ/ВТО, предъявляемые к странам — членам этой международной организации. Тем не менее, формирующаяся система государственного регулирования внешней торговли отвечает специфике не закончившегося переходного периода от жестко централизованной системы государственного регулирования к де-централизованной системе, в которой государство осуществляет свои регулирующие функции рыночными методами с помощью стоимостных рычагов.

В работе рассмотрены негативные последствия первых лет реформирования внешнеторгового регулирования в России, когда осуществление принципа де-регулирования экономики привело не к уменьшению степени государственного вмешательства в экономику, а к уменьшению самого государственного контроля за экономической системой. Последствиями этого в области внешней торговли стало ухудшение товарной структуры российского экспорта, развертывание конкуренции иностранных товаров на отечественном рынке, что вызвало подрыв и без того тяжелого положения российских производителей. Утечка валютной выручки за рубеж, махинации импортеров по уменьшению таможенной стоимости ввозимых товаров, потеря Россией внешних рынков — вот круг проблем, оставшихся нерешенными на первом этапе реформ в области регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

Понятия «де-регулированияе и «открытость» разбирались в работе в контексте регулирования экономики вообще, и внешнеторговой сферы

I » в частности. В теоретическом плане термин «де-р^гулирование» иллюстрирует процесс постепенной замены прямых методов государственного вмешательства в экономику более сложными экономическими методами воздействия. Уменьшение качества государственного контроля за процессом реформ в переходной экономике, да еще и в состоянии глубокого экономического кризиса, может привести экономику к полному краху.

Экономический смысл понятия «открытость» рассматривался в работе в свете намеченных государством целей преодоления автаркических тенденций пост-советсткой экономики и вступления России в мировое хозяйство. Учет ошибок первых лет реформ позволяет сделать вывод о том, что достижение «открытости» является не единовременным действием, а процессом, требующем постепенности, этапности и последовательности мер в этом направлении. При этом преобразования во внешней торговли должны сочетаться с преобразованием внутренней экономики, опережение в развитии только одной сферы может дестабилизировать рост всей системы.

В отличие от системы регулирования внешней торговли, действующей в развитых странах (объединение здесь возможно поскольку лежащие в их основе принципы регулирования одни и те же), внешняя торговля в России обладает рядом не свойственных ей обычно функций, что несомненно отражается на самой системе регулирования. Внешнеторговая сфера в условиях продолжающегося спада производства используется в целях обеспечения государства денежными и материальными средствами. Фискальные интересы государства оказывают заметное тормозящее влияние на процесс реформ в области регулирования самой внешнеторговой сферы.

Надо отметить, что реформы по регулированию внешней торговли начались раньше, чем в других областях экономики, что свидетельствует о том, что внешняя торговля сегодня — передовая сфера реформ.

Напрямую соприкасаясь с мировым рыночным хозяйством, она обеспечивает активное использование мирового опыта регулирования для перехода к рыночной системе отношений.

Отрицательной стороной этой близости является то, что в условиях экономического кризиса, высокого уровня монополизации российской экономики и неразвитости инфрастругсгуры, мировой рынок подчас заменяет национальный. Сам по себе этот факт говорит о переходном характере экономической ситуации в России, но в будущем он может иметь весьма негативные последствия для национального производства, поэтому обязательно должен быть отмечен в планах по дальнейшему регулированию.

Вторая глава работы, посвященная особенностям российского опыта применения конкретных инструментов регулирования внешней торговли по сравнению с практикой стран с рыночной экономикой позволяет увидеть, что в российской системе регулирования сделан акцент на регулировании экспорта, а не импорта, как в развитых странах мира; что методы налогового и валютного регулирования носят фискальный характер, не обеспечивающий российских производителей протекционистской защитой; что налицо отставание в диверсификации применения таможенных пошлин; что существует недостаточная согласованность в выборе сочетания различных методов регулирования экспортно-импортных операций. Решение этих проблем — также задача будущего.

В разделе 2.2.4 работы делается попытка поиска решения одной из конкретных проблем, стоящих перед регулирующими органами России, а именно проблемы занижения стоимости ввозимых через российскую таможню товаров, что на государственном уровне не позволяет обеспечить достаточное финансирование государственного бюджета и усугубляет социально-экономические проблемы страны. Так, Российская таможня недодала бюджету в 1996г. $46,3 млрд. таможенных пошлин и

НДС. Решением проблемы незаконных импортных операций может стать налаживание сотрудничества с иностранными таможнями государств -основных торговых партнеров России. Это направление совершенствования системы регулирования и контроля за внешнеторговыми операциями является неоспариваемой необходимостью. Еще раз надо повторить, что либерализация внешнеэкономической деятельности невозможна без использования самых жестких методов контроля и строгих санкций за нарушение правил торговли.

Большое внимание уделено в работе анализу зарубежного опыта государственной поддержки экспортеров, и определению перспектив применения этого опыта в России. Это новое на сегодняшний день направление участия государства в регулировании внешней торговли в России имеет самую долгосрочную перспективу, и именно от него зависит дальнейшее положение России на мировом рынке, ее специализация и уровень доходов, получаемых от внешней торговли. Государственная поддержка экспорта распадается на внутреннюю и внешнюю ее составляющие. Внутренняя поддержка в основном заключается в субсидировании потенциально прибыльных экспортных отраслей, а внешняя — в продвижении этой продукции на мировые рынки.

Дело в том, что сегодня Россия сталкивается с дискриминацией на внешних рынках со стороны многих причем наиболее успешных торговых партнеров. Опасаясь конкуренции со стороны экономически сильной России, многие страны не хотят признавать ее равноправным партнером, требуя от нее уступок на односторонней основе. Этого нельзя допустить, хотя надо принять во внимание и то, что процесс включения в мировое сообщество требует времени, а трудности, связанные с этим, неизбежны. Эта проблематика приобретает особенно серьезное звучание в контексте вступления России в ГАТТ/ВТО. Россия вступает в ГАТТ, имея целью нивелировать дискриминационные тенденции в ее адрес, однако, поскольку на Россию в случае ее вступления в эту организацию будут распространяться те же требования, что и в отношении развитых и экономически благополучных стран, эти требования могут серьезно подорвать ее позиции. Россия, пребывающая в экономическом кризисе являйся очень уязвимой с точки зрения законов рыночной конкуренции, зависимой от критического импорта, от мировой конъюнктуры пен, и потому ей будет очень сложно противостоять давлению, которое на нее обязательно будет оказываться странами-конкурентами на мировых рынках. Поэтому в целях своей экономической безопасности Россия должна определить пределы возможных уступок в ставках таможенных пошлин и прочих условиях присоединения к ВТО. Выгоды, которые страна получит от вступления в эту организацию, должны перекрыть потери.

В работе делается попытка определения конкурентных преимуществ и потенциала России, что предполагает выбор того или иного сценария долгосрочного развития экономики. Одной из причин неудач первого периода реформ в области внешней торговли, проявившихся в частности в ухудшении структуры экспорта и импорта, а также в необоснованной конкуренции иностранных товаров с отечественными, что вызвало ухудшение и без того печального положения наших производителей, являлось недостаточное внимание к использованию конкурентных преимуществ России. Разрабатываемая система государственной поддержки экспорта должна строится на них и включать в себя выработку стратегии и создание условий для их использования.

Выбор сценария или модели развития — задача отромной сложности. Вплоть до последнего времени этот выбор осуществлялся сам собой на основании текущих потребностей бюджета и населения страны. Поэтому система реагирования носит фрагментарный, незаконченный характер: одна мера или группа часто оказывается В несогласованной ни со второй, ни с третьей. По мере выхода из наиболее тяжелого периода выживания экономики страны «любой ценой» надо переходить к осмысленной и непротиворечивой структуре реотирования в рамках намеченной модели. Это и есть политика регулирования в условиях роста.

А для этого потребуются дальнейшие усилия по регулированию экономики вообще и производственной сферы в частности. Перед руководящими органами на сегодняшний день наиболее остро стоят вопросы структурной перестройки производства, налаживания инфраструктуры, главным образом транспортной системы с целью уменьшения издержек на транспортировку российских товаров, угрожающих конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

Внешняя торговля скорее всего останется основным источником средств для проведения структурной перестройки производственной сферы. При этом необходимо следить затем, чтобы полученные средства не тратились на удовлетворение только текущих потребностей, а по мере возможности использовались с выгодой в долгосрочной перспективе для повышения конкурентоспособности российских товаров и обеспечения

России достойного места на мировом рынке.

Добиться равноправного вхождения в мировое хозяйство можно лишь на пути решения целого комплекса стратегических задач. Прежде всего необходимы стабилизация и «облагораживание» топливноэнергетического экспорта, ориентированного, в частности, на совершенствование механизма влияния российских производителей на поддержание оггтимального уровня мировых цен на энергоносители, а также усиление стимулов для инвестирования в несырьевые отрасли российской экономики.

Следует добиться реализации конкурентных преимуществ, связанных с использованием отечественных высоких технологий, и

-•••••. ••.•••. ••=r:’i’. g^ggsaaaaaatag . ■ sifesis—srSsrs

146 восстановления традиционных направлений машинотехнического экспорта. Это позволь добиться соответствующих сдвигов в сфере экспорта товаров и услуг, а также создаст возможность для расширения экспорта вооружений и военной техники.

Весьма важным представляется достижение и стабилизация оптимального уровня платежного и торгового балансов, а также урегулирование проблем с внешней задолженностью и долговыми требованиями к иностранным государствам.

Необходимо, кроме того, решить целый ряд других важнейших задач, среди которых формирование эффективной системы контроля и защиты внешнеэкономических интересов России, а также привлечения иностранных инвестиций в Россию в целях содействия структурной перестройке российской экономики, формированию конкурентной рыночной среды.

В этой работе прослежен весь путь происшедших преобразований в области внешней торговли от 1992-го до 1997гг., их логика и последовательность, успехи и просчеты. В заключении работы хотелось бы сделать еще несколько добавлений к основным направлениям регулирования внешней торговли России.

В целом формирование внешнеторгового режима отражало усилия государства по введению в действие методов экономического регулирования, превалирующего над административными методами. Система стала более гибкой, адекватно реагирующей на изменения общеэкономической ситуации в стране и развитие мирохозяйственных связей. Государство начинает вводить необходимый элемент усиления контроля за ВЭД, что не означает однако возврата в прежней системе монопольного регулирования. Однако со всей очевидностью проявились и недостатки в области государственного регулирования внешнеэкономических связей России, которые определяют основные направления совершенствования системы регулирования в целях е f повышения степени защиты национального рынкаРоссии от негативного влияния со стороны внешнего рынка.

По-прежнему запаздывает разработка и утверждение отдельными ведомствами важнейших инструктивных материалов, конкретизирующих положение и установки документов «высшего уровня», то есть законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. А также налицо несогласованность между законодательной и исполнительной властью, отдельными ведомствами России при подготовке нормативных документов по регулированию ВЭД. Нарушаются положения закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который установил принцип «единовластия» в сфере оперативного регулирования ВЭС.

Утверждение правил равного доступа всех участников ВЭД на внешние рынки было закреплено на законодательном уровне. Тем не менее попытки получить льготы и статус «избранных» отмечались на всем протяжении 1996г. В этой связи возникает большая опасность, что такие лоббистские попытки могут принять массовый характер и получение льгот опять перестанет быть исключением из правил, нарушая принципы целостного подхода к регулированию ВЭД. Предоставление преференций возможно лишь в исключительных случаях, предусматривающих использование сэкономленных средств для осуществления инвестиционных проектов в целях совершенствования производственной и социальной инфраструктуры.

На начальной стадии находится разработка системы страновых приоритетов во внешней торговли России. В силу объективных причин были нарушенными десятилетиями существовавшие внешнеэкономические связи России с республиками бывшего СССР, странами — членами СЭВ, развивающимися странами. Ориентация на более «выгодных» партнеров из числа промышленно-развитых стран обернулась стагнацией и даже деградацией структуры российского Э экспорта, примитивизацией ее импорта, потерей достаточно надежных и емких зарубежных рынков сбыта отечественной продукции, разрушением давних кооперационных связей. Государственная политика в этой области должна строится на четко выверенных оценках, предусматривая в своей основе комплекс мер стимулирующего характера с учетом долгосрочных задач развития ВЭС.

Оценивая результаты реформ последних лет, можно заметить главные достижения. Эволюция, которую претерпел механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в последние годы, сводится в основном к следующему:

• ликвидация высокомонополизированной системы внешней торговли, при которой экспортно-импортные операции были сосредоточены в руках достаточно ограниченного круга специализированных внешнеторговых объединений;

• весьма значительное расширение числа субъектов, участвующих во внешней торговли, в том числе и в качестве посредников; упразднение жестко централизованного воздействия на объем, структуру и географического направление внешнеторгового оборота; отлаживание и использование действующих, а не формально существующих, как это было раньше, экономических регуляторов экспорта и импорта — ставок таможенного тарифа и курса рубля, а также организацию внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам; уменьшение роли государства в финансировании внешнеторговых операций, вовлечение в сферу расчетно-кредитного обслуживания экспорта и импорта в рублях и в иностранной валюте значительного числа коммерческих банков.

Все это позволяет сделать вывод о том, что за относительно короткий период, начиная с 1992г., внешняя торговля в России претерпела коренную перестройку, заключающуюся в переходе от

— — , ——. — . монополизма к либерализму. По существу, эта сфера деятельности государства была отстроена заново, были изменены основные принципы ее работы. Дальнейшее реформирование экономики должно создать условия для укрепления интеграционных процессов в странах Содружества, вступления России во Всемирную торговую организацию и создания зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Это раскроет небывалые возможности для эволюции экономики нашего общества, переходящего на путь цивилизованного и демократического развития.

Однако не стоит забывать, что регулирование внешней торговли и ВЭД в целом является частью экономической политики государства, а потому использование средств и методов регулирования ВЭД не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяемой общей стратегией и целями, которые ставит перед собой государство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх