Куперс

Бухучет и анализ

Государственные предприятия

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)
в увязке с кодами КОПФ
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)

Russian classification of organisational and legal forms

ГАРАНТ:

См. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-99, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97

Дата введения 1 января 2000 г.

Введение 1. Организационно-правовые формы ОКОПФ в увязке с кодами КОПФ 2. Организационно-правовые формы КОПФ в увязке с кодами ОКОПФ Приложение А. Пояснения к позициям ОКОПФ

Введение

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно-правовых форм (КОПФ), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.

ОКОПФ предназначен для:

— формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;

— решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;

— обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;

— анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами и нормативными актами:

«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г.;

«Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 27 декабря 1990 г.;

«Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 25 июля 1995 г. N 765;

«Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ.

«О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ;

«О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ;

«О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ;

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ;

К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и т.д.).

К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся финансово-промышленные группы Российской Федерации, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества. К неюридическим лицам относятся также индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в этом качестве.

С учетом изложенного в ОКОПФ выделены три основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица, индивидуальные предприниматели и определен состав относящихся к ним позиций.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Код Наименование Алгоритм
сбора

Каждая позиция в классификаторе содержит:

— двухразрядный цифровой код;

— наименование организационно-правовой формы;

— алгоритм сбора.

В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КОПФ, отменяемого после введения в действие настоящего классификатора, в ОКОПФ сохранены кодовые обозначения организационно-правовых форм, ранее использованные в КОПФ.

Для раскрытия содержания понятий отдельных организационно-правовых форм (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную организационно-правовую форму.

Пример построения позиции ОКОПФ:

60 Акционерные общества 47+67,

где 60 — код акционерных обществ;

Акционерные общества — наименование организационно-правовой формы;

47+67 — алгоритм сбора акционерных обществ, состоящих из открытых акционерных обществ (код 47) и закрытых акционерных обществ (код 67).

В ОКОПФ введена позиция «иные неюридические лица», не установленная законодательством, но необходимая для обработки статистической информации.

К позициям ОКОПФ в приложении А даны соответствующие пояснения.

Ведение ОКОПФ осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.

1. Организационно-правовые формы ОКОПФ в увязке с кодами КОПФ

ОКОПФ Код КОПФ
Код Наименование

39 Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями 40 48 Хозяйственные товарищества и общества 48 51 Полные товарищества 51, 63, 76 64 Товарищества на вере 64 65 Общества с ограниченной ответственностью 65 66 Общества с дополнительной ответственностью 66 60 Акционерные общества 60 47 Открытые акционерные общества 47, 58, 72 67 Закрытые акционерные общества 67 52 Производственные кооперативы 52 53 Крестьянские (фермерские) хозяйства 53 40 Унитарные предприятия — 42 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения 42, 43 41 Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления 42 68 Дочерние унитарные предприятия 42, 43 70 Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями 80 85 Потребительские кооперативы 85 83 Общественные и религиозные организации (объединения) 83 84 Общественные движения 83 88 Фонды 88 81 Учреждения 81, 82, 84, 87, 89 78 Органы общественной самодеятельности 83 96 Некоммерческие партнерства 96 97 Автономные некоммерческие организации 97 93 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) 86, 93 77 Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств 77 80 Территориальные общественные самоуправления 83 94 Товарищества собственников жилья 94 76 Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества 85, 89 99 Организации без прав юридического лица, индивидуальные предприниматели 99 79 Финансово-промышленные группы 79 92 Паевые инвестиционные фонды 79 87 Простые товарищества 98 90 Представительства и филиалы 90 91 Индивидуальные предприниматели 91 98 Иные неюридические лица 90, 92, 98

2. Организационно-правовые формы КОПФ в увязке кодами ОКОПФ

КОПФ Код ОКОПФ
Код Наименование

40, Коммерческие организации, предприятия 39 41 42 Государственные предприятия 41, 42, 68 43 Муниципальные предприятия 42, 68 44 Предприятия общественных и религиозных организаций — 45* Предприятия потребительской кооперации — 46* Индивидуальные (семейные) частные предприятия (с — привлечением наемного труда) 48 Хозяйственные общества и товарищества 48 49* Товарищества с ограниченной ответственностью — 50* Смешанные товарищества — 51 Полные товарищества 51 64 Товарищества на вере (коммандитное товарищество) 64 65 Общества с ограниченной ответственностью 65 66 Общества с дополнительной ответственностью 66 60 Акционерные общества 60 47 Акционерные общества открытого типа, открытые 47 акционерные общества 67 Акционерные общества закрытого типа, закрытые 67 акционерные общества 52 Производственные кооперативы, включая 52 сельскохозяйственные и рыболовецкие артели (колхозы) 53 Крестьянские (фермерские) хозяйства 53 54 Колхозы — 55* Совхозы — 56* Межхозяйственные предприятия (организации) — 57* Арендные предприятия — 58 Арендные предприятия в форме акционерного общества открытого типа 47 59 Арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества — 61 Арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью — 62* Арендные предприятия в форме смешанного товарищества — 63 Арендные предприятия в форме полного товарищества 51 69* Другие предприятия — 71 Объединения предприятий — 72 Объединения предприятий в форме акционерного общества открытого типа 47 73 Объединения предприятий в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества — 74 Объединения предприятий в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью — 75* Объединения предприятий в форме смешанного — товарищества 76 Объединения предприятий в форме полного товарищества 51 77 Объединения (союзы, ассоциации) крестьянских (фермерских) хозяйств 77 79 Финансово-промышленные группы, паевые инвестиционные фонды и другие объединения юридических лиц 79, 92 80 Некоммерческие организации 70 95 Учреждения 81 81 Государственные учреждения 81 82 Муниципальные учреждения 81 84 Учреждения общественных, религиозных организаций 81 87 Учреждения потребительской кооперации 81 96 Некоммерческие партнерства 96 83 Общественные и религиозные организации 80, 78, 83, 84 97 Автономные некоммерческие организации 97 85 Потребительские кооперативы, потребительские 85 общества 86 Союзы потребительских обществ 93 89 Другие некоммерческие организации 81 (в частности) 88 Фонды 88 93 Ассоциации (союзы) 93 94 Товарищества собственников жилья 94 99 Не юридические лица 99 90 Представительства, филиалы или другие обособленные подразделения юридических лиц 90, 98 98 Иные не юридические лица 87, 98 91 Индивидуальная трудовая деятельность 91 92 Личные подсобные хозяйства граждан (рабочих, служащих, колхозников и др.) 98

* Данная организационно-правовая форма не включена в состав ОКОПФ, ввиду ее упразднения с 1 июля 1999 г. согласно Федеральному закону от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ

Приложение А

(справочное)

Пояснения к позициям ОКОПФ

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями — это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ГК РФ, ст.50).

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ГК РФ, ст.66).

Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ГК РФ, ст.69).

Товариществами на вере (коммандитными товариществами) признаются товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст.82).

Обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ГК РФ, ст.87).

Обществами с дополнительной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ГК РФ, ст.95).

Акционерными обществами признаются общества, уставной капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст.96).

Открытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (ГК РФ, ст.97).

Закрытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц (ГК РФ, ст.97).

Производственными кооперативами (артелями) признаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.107).

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами являются самостоятельные хозяйствующие субъекты с правами юридического лица, представленные отдельными гражданами, семьями или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (Закон РСФСР «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», ст.1).

Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственных или муниципальных унитарных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ГК РФ, ст.113).

Унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, признаются созданные по решению уполномоченного на то государственного органа унитарные предприятия, имущество которых находится в государственной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения.

Унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями) признаются унитарные предприятия, образованные по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и основанные на праве оперативного управления.

Дочерними унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, созданные в качестве юридических лиц другими основанными на праве хозяйственного ведения унитарными предприятиями путем передачи им в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями — это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ГК РФ, ст.50).

Потребительскими кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.116).

К данной позиции ОКОПФ относятся также потребительские общества.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ГК РФ, ст.117).

Общественными движениями являются состоящие из участников и не имеющие членства массовые общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.9).

Фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ГК РФ, ст.118).

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично (ГК РФ, ст.120).

Органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.12).

Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.2, ст.8).

Автономными некоммерческими организациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.10).

Объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами) являются некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) относятся также добровольные объединения общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе учреждений.

Ассоциациями крестьянских (фермерских) хозяйств являются ассоциации, созданные путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов (Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст.28).

Под территориальными общественными самоуправлениями понимаются самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.27).

Товариществами собственников жилья являются некоммерческие организации, в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст.1).

Садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами являются некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.1).

Организациями без прав юридического лица, индивидуальными предпринимателями являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Финансово-промышленными группами признаются совокупности юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договоров о создании финансово-промышленных групп в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ФЗ «О финансово-промышленных группах», ст.2).

Паевыми инвестиционными фондами признаются имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых, осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов в целях прироста имущества соответствующих паевых инвестиционных фондов (Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», п.1).

Под простыми товариществами понимаются хозяйствующие субъекты без образования юридического лица, созданные на основе заключаемых по договору о совместной деятельности соглашений двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (ГК РФ, ст.1041).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ГК РФ, ст.55).

К данной позиции ОКОПФ относятся также иные обособленные подразделения юридических лиц.

Под индивидуальными предпринимателями понимаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрации в этом качестве (ГК РФ, ст.23).

К данной позиции ОКОПФ относятся также граждане, занимающиеся частной практикой и имеющие лицензию на ее осуществление, доверенные лица иностранных юридических лиц, представляющие их интересы на территории Российской Федерации и не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

6. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции».

8. Областной закон Ростовской области от 08.08.2011 № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

9. Постановление Администрации Ростовской Области от 09.08.2011 № 504 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ростовской области, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011-2013 годы».

10. http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43256

11. М1р://большоеправительство.рф

УДК 35.08:316.3

Зинченко Г. П., д.ф.н., проф.

Точиев И. Б., соиск.

Муниципальное управление как институт гражданского общества

В статье рассматривается роль муниципального управления в укреплении институтов гражданского общества.

Ключевые слова: муниципальное управление, гражданское общество, отношения между государством и гражданским обществом.

В нашей стране фактически заново отстраиваются институты публичного администрирования муниципальных образований. Они функционируют в рамках местного самоуправления, под которым подразумевается и непосредственное участие населения в решении вопросов «местного значения», и деятельность выбранных населением органов, направленная на выявление социальных проблем людей, проживающих на территории муниципального образования и выработку способов их решения. Непосредственно граждане включены в такую деятельность через участие в референдумах, сходах и т. п.

В системе публичного администрирования выделяется институт муниципального управления. Его функционирование ограничено рамками муниципального образования: городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа. Территориальный характер организации мест-

ного самоуправления определяет особенности публичных связей, регулируемых институтом муниципального управления.

Следует отметить, что термин «муниципальное управление» в законодательстве Российской Федерации не используется. Видимо, по этой причине он в литературе недостаточно определен и трактуется чаще всего расширительно. В сферу его влияния включается и местное самоуправление, и территориальные органы государственной власти и муниципальный менеджмент. Между тем, муниципальное управление воздействует лишь на деятельность собственных предприятий, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, социального и бытового обслуживания.

Являясь, с одной стороны институтом гражданского общества, а с другой — институтом публичного администрирования, данный институт представляет собой социально организованный механизм претворения полномочий местного самоуправления в процессе осуществления муниципального управления. Такая институциональная двойственность позволяет обеспечивать потребности местного сообщества в эффективном управлении общими делами и служить каналом «обратной связи» между государством и гражданским обществом.

Понятие «гражданское общество» обладает, по меньшей мере, двумя параметрами — теоретическим и нормативным. В первом случае имеется в виду научное понятие, которое обозначает своеобразный симбиоз общественных коммуникаций и связей, социальных институтов и ценностей, где индивид и общественные организации, ассоциации, объединения, движения и гражданские институты становятся основными субъектами взаимодействия. Во втором случае само понятие гражданского общества оказывается в статусе некой нормативной концепции, на которой отчасти основана реализация различных форм гражданской активности социальных субъектов.

Гражданское общество является многообразной совокупностью взаимных отношений индивидов, которые действуют в условиях свободного рыночного общества и правового государства. Для гражданского общества характерны горизонтальные связи и схемы организации, поскольку отношения между субъектами основываются не на иерархическом подчинении, а на свободной конкуренции или же, напротив, солидарности, что позволяет гражданам и гражданским объединениям взаимодействовать между собой, не прибегая к авторитарным методам.

Стержнем гражданского общества является свободная и независимая личность, способная принимать участие в решении актуальных общественных проблем. При этом задача государства — создавать условия для реализации потребностей как общества в целом, так и личности в частности.

Социальными компонентами гражданского общества являются, в первую очередь, семья как социальный институт, в котором формируются первичные отношения между индивидами; общественные организации, гражданские инициативы, социальные движения, выражающие интересы отдельных групп населения; политические партии и организации; органы общественного

самоуправления, создаваемые населением по территориальному и производственному признаку. Последние интересуют нас в большей степени, поскольку являются той базой, на основе которой формируется сам институт муниципального управления, представляющий собой своеобразного «посредника» между гражданским обществом и государством.

Безусловно, современная Россия сталкивается с препятствиями на пути развития гражданского общества, что связывается нами с многовековой историей отечественной авторитарной власти, нарушившимися традициями подлинного самоуправления граждан (со времени разгрома Великого Новгорода и Пскова), социокультурными особенностями менталитета россиян. Однако, как отмечают исследователи, «обстоятельства, затрудняющие становление гражданского общества в современной России (исторически сложившиеся стремление государства к управлению всеми общественными процессами, неразвитое политическое и правовое сознание, находящаяся на стадии формирования многопартийная система, электоральная пассивность и другие), не могут быть непреодолимыми препятствиями на пути его формирования. В этих условиях институт местного самоуправления должен сыграть, возможно, ведущую роль» .

Темы гражданского общества и местного самоуправления тесно взаимосвязаны. При этом важно определить, что мы подразумеваем под понятием «местное самоуправление» — это, прежде всего локальная власть, чьи организационные формы самостоятельно разработаны теми, кто проживает в конкретном муниципальном образовании; эти формы основаны на федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.

Слово «самоуправление» говорит само за себя, вычленяя главное -самостоятельность, а значит, подчеркивая вторичность участия власти в этом процессе. Основной задачей местного самоуправления является отправление функций гражданского общества, важной составляющей которого оно является. Эти явления, несмотря на свою разнородность, «тесно взаимосвязаны. Становление одного служит условием становления и развития другого» .

Являясь компонентом современного гражданского общества, местное самоуправление имеет одно принципиальное отличие от остальных, нежизнеспособных без поддержки государства: тесно коррелируя с государственными структурами, выполняя некоторые функции власти, делегированные ему государством, местное самоуправление одновременно остается автономным и независимым от государственной власти, представляя при этом власть публичную.

Для развитого гражданского общества характерно большое количество различных общественных движений, партий, союзов, ассоциаций и объединений по общности интересов. Но местному самоуправлению отводится особое и очень важное место в структуре гражданского общества. Такая постановка вопроса объясняется не только спецификой возложенных на него задач, но и его ролью в жизни современного общества: с одной стороны, связующего звена между государством и гражданским обществом, с другой —

фактора, способствующего их развитию. По сути, особое место этого явления в социуме отражает противоречивую взаимосвязь между государством, гражданским обществом и местным самоуправлением.

Для успешного развития системы местного самоуправления важна, прежде всего, возможность добровольной самоорганизации социально активных граждан, а не какие-либо директивы «сверху». В контексте становления гражданского общества наиболее значимым является именно добровольность этого процесса. Таким образом, люди рассчитывают, прежде всего, на собственные силы и возможности, а главной обязанностью государства в данном случае является развитие и сохранение пространства, в котором такие общественные структуры смогут продуктивно работать.

В результате, «оформляется социальное равновесие того типа, которому свойственны высокая степень кооперации, гражданская вовлеченность, коллективное благосостояние. Все эти черты определяют гражданское сообщество. И наоборот, отсутствие этих качеств характеризует негражданское сообщество. В этом случае уклонизм, недоверие, увиливание, эксплуатация, изоляция, беспорядок и стагнация усугубляют друг друга в удушливых миазмах порочного круга» . То есть, развитие разнообразных социальных инициатив в рамках гражданского общества становится важным препятствием для худших сторон современного общества, в первую очередь — атомизации и взаимной изоляции индивидов.

Т. Янссон, рассматривая проблему соотношения государства и гражданского общества в современном мире, предложил отказаться от привычной модели дихотомии гражданского общества и государства, поскольку более адекватной моделью, по его мнению, представляется «треугольник», где верхнюю часть представляет государство, нижнюю — с одной стороны общественные организации и объединения, а с другой — местное самоуправление . В данной модели местное самоуправление находися одновременно в сферах деятельности и государства, и гражданского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью институтов публичного администрирования муниципальных образований, таким образом, происходит установление контактов между государственными структурами власти и гражданским обществом, устанавливается общественно-государственный диалог, без оптимизации которого невозможно дальнейшее развитие политической демократии. В то же время, посредством института муниципального управления государство получает возможность контроля над гражданским обществом, поскольку местные органы власти могут направлять социальную энергию в выгодное государству русло, в том числе и в направлении облегчения того бремени, которое лежит на государстве в сфере организации функционирования публичного администрирования, его финансирования, содержания бюрократического аппарата и т.д.

О необходимости постепенной децентрализации и демократизации публичного администрирования, в том числе и посредством расширения полномочий муниципального управления в последние годы говорят и высшие

лица российской государственной власти. Демократизацию административно

— политической системы В.В. Путин, в частности, рассматривает как необходимый компонент информационной эпохи, при этом граждане должны обладать широким доступом к информации, начиная с местного уровня. Местному уровню вообще отводится крайне важная роль в процессе развития демократических институтов, поскольку президент рассматривает муниципальное управление как самую настоящую школу для начинающих политиков, которые осваивают управленческое искусство на низовом уровне.

Нельзя не согласиться с ним в том, что на низовом, муниципальном, уровне гражданам гораздо в большей степени видны профессиональные, личностные и деловые качества руководителей муниципальных образований

— перспективного резерва региональных и центральных органов исполнительной и законодательной власти страны. Малые города, по утверждению Путина, представляют собой наиболее подходящее опытное пространство для развития институтов муниципального управления и дальнейшего формирования в стране системы муниципальной демократии.

В первую очередь, по мнению главы государства, муниципалитеты должны стать органами управления «шаговой доступности» от рядовых граждан, а во-вторых, получить максимальную автономию в финансовых вопросах, вплоть до полной передачи всех налогов, получаемых от налогообложения малого бизнеса, действующего на конкретно взятой территории, в пользу муниципального бюджета. Безусловно, что в данном случае, необходимо более внимательно подойти и к вопросу разграничения полномочий в сфере налогообложения между муниципальными и региональными органами управления.

Препятствия на пути развития системы муниципального управления в современной России возникают по причине социокультурных особенностей развития общества, специфики его политических традиций. В дореволюционной России существовал институт земства, действовали городские думы и градоначальники, однако все же это не предусматривало повышения гражданской активности населения, которое не обладало всей полнотой прав по участию в управлении местными сообществами.

Позже, в СССР, была сформирована модель, согласно которой формально существуют органы представительной власти (как на государственном, так и на местном уровне), однако реальными полномочиями обладает даже не правительство (исполком совета народных депутатов), а партийные структуры. В настоящее время мы видим, что реальными полномочиями обладают местные администрации, при этом значительную роль в процессе осуществления реального управления территориальными сообществами и, особенно, формирования их экономической политики, играют теневые структуры.

Теневизация, пронизывающая современный российский социум, представляет собой крайне опасное явление, препятствующее развитию нормальных демократических институтов, привлечению граждан к участию в

управлении страной. В первую очередь потому, что скрытые группы как на федеральном и региональном, так и на местном уровне, беспокоятся исключительно о собственных интересах, а не о реальных потребностях населения.

Влияние теневых структур на специфику функционирования муниципального управления во многом обусловлено высоким распространением в стране патрон-клиентельных отношений. Речь идет о самом характере понимания гражданами процедуры выборов, отношения к избранным депутатам и главам муниципальных образований.

Для значительной части избирателей кандидат в депутаты оценивается, в первую очередь, как потенциальный патрон, при этом основное внимание обращается не столько на его личностные, деловые или профессиональные качества, сколько на его возможности. Естественно, что при такой модели отношения к депутатам и мэрам наибольшие шансы получают либо действующие чиновники, либо представители крупного и среднего бизнеса, которые обладают должными связями и финансовыми ресурсами. К тому же, они могут оказывать непосредственное давление на избирателей, поскольку имеют все рычаги влияния в данном муниципальном образовании, будучи сотрудниками административного аппарата или руководителями расположенных на территории муниципального образования предприятий.

Как пишет М.Н. Афанасьев, «клиентелизм питается, а часто целенаправленно паразитирует на недоверии людей к официальным институтам и формам социальной интеграции» . То есть, если бы в России нормально функционировали институты муниципального управления, и люди были бы уверены в том, что на их деятельность можно оказывать влияние в установленном законодательством порядке, не возникала бы потребность в поиске «патронов», которые могут отстаивать интересы граждан, опираясь на теневые ресурсы. Пока же такой возможности нет, господство патрон-клиентельных отношений в сфере управления будет существовать.

В этой связи государство должно стать инициатором и регулятором происходящих в сфере реформирования муниципального управления процессов, оказывая поддержку и органам местного самоуправления, и тесно контактирующим с ними общественным организациям. Только в этом случае можно будет добиться превращения институтов публичного администрирования, в том числе муниципального управления в реально функционирующие структуры, что повлечет за собой и вероятный подъем гражданской активности населения на низовых уровнях, привлечение рядовых граждан в качестве общественных активистов к участию в муниципальном управлении.

Как отмечают специалисты Института современного развития, «обеспечение баланса свободы муниципалитетов и соблюдения государственного интереса невозможно без определения институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления (и шире — форм взаимодействия государственных и муниципальных органов) с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчет-

ности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления» .

Взаимоконтроль государства и общества является важным компонентом строительства эффективно действующей системы публичного администрирования и в этом, как мы можем прийти к выводу, заключается необходимость тесного взаимодействия государства и гражданского общества, без которого невозможно развитие в стране полноценной демократии.

Литература

2. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996. С. 220.

4. Афанасьев М.Н. Клиентарные связи против отчуждения // Альманах «Восток», № 4 (16), 2004. // http://www.situation.ru/app/j_art_384.htm

5. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

1) огосударствление процессов присвоения условий, факторов и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства. Отсюда возникает объективная необходимость формирования присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим. В этом предпосылка демократизации общества;

2) огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы, директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.

Чрезвычайно высокая степень огосударствления и монополизации нашей экономики, сложившаяся вследствие господства административно-командной системы хозяйствования — главное препятствие для формирования рынка и развития конкуренции.

Преодоление монополизма, развитие конкуренции, оздоровление экономики возможно на основе разгосударствления, которое означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий предприятиям, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы, как показано выше, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;

2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация, которая трактуется как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, долей (паев, акций). Здесь прямо указывается на форму собственности, которая возникает в результате приватизации, и на субъекты, имеющие право выступать в качестве покупателей государственного имущества. Таким образом, приватизация есть смена собственника имущества, выведение последнего из сферы государственной собственности (с юридической точки зрения) и преобразование государственной собственности в негосударственные формы (с позиций экономической теории).

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона. В законе о приватизации продажа имущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей.

Разгосударствление и приватизация могут быть осуществлены по-разному: с учетом национальных, экономических, исторических условий. Многие страны, осуществляющие процессы приватизации, накопили свой опыт, выработали свои подходы в преобразовании форм собственности. Принципиально они отличаются между собой целями приватизации, динамикой и механизмом осуществления этого процесса, широтой охвата населения приватизационными процессами.

Приватизация как политико-экономический вопрос рассматривается с точки зрения трех аспектов: эффективность, распределение и стабильность.

Эффективность. Как должно осуществляться право собственности, чтобы наиболее эффективно использовалось уже имеющееся движимое и недвижимое имущество в течение короткого срока (часто называется «статическая» эффективность)? Аналогичный вопрос касается эффективности инвестиций в новые производственные мощности и недвижимость, т.е. долгосрочной эффективности (часто называется «динамической» эффективностью).

Распределение. Как альтернативные методы приватизации влияют на распределение доходов и богатства? Здесь также существует более короткая (распределение дохода) и более длительная перспектива (распределение аккумулированного дохода, т.е. богатства).

Стабильность. Как альтернативные средства приватизации влияют в краткосрочном плане на такие макроэкономические переменные величины, как инфляция и безработица? И как процесс приватизации будет со временем влиять на структурную перестройку?

Лидер приватизации — Великобритания предложила следующие ее способы: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.

Н.Ридли — главный архитектор и проводник Британской программы приватизации — доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятие работает на себя, а не на потребителя. Его финансирует не потребитель, а государство, что способствует появлению иждивенчества. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Н.Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников, чтобы сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по его мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность госсектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существуют и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации.

Приватизация — длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе — 10-15 лет. Правительство России волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятии. По данным Госкомимущества Российской Федерации в январе 1992 г. было подано 1430 заявок на приватизацию, а в марте уже 11 тыс.

При проведении приватизации нужна очень большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственных структур, торговли и сферы услуг. Чтобы собственность не досталась мафии, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

Схема 9.

Три аспекта приватизации

Аспекты приватизации

Короткий период

Длительный период

Эффективность

1
Статическая эффективность

2
Динамическая эффективность

Распределение

3
Распределение доходов

4
Распределение богатства

Стабильность

5
Подстройка под циклические изменения

6
Структурная перестройка

Данная схема предлагает способ представления аргументации, но не дает гарантий, что все позиции будут снабжены ясными ответами. Довольно часто случается, что для принятия решения в отношении путей проведения приватизации в данный конкретный момент решающими окажутся ответы в одной или двух клетках таблицы.

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что преобразование отношений и структуры собственности следует рассматривать в качестве одной из наиболее актуальных задач реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх