Куперс

Бухучет и анализ

Группы оплаты труда руководителей

В редакцию журнала нередко приходят вопросы, касающиеся установления заработной платы руководителям государственных (муниципальных) учреждений. Как правило, большая часть из них приходит от автономных учреждений (АУ), что вполне объяснимо. Такие организации стоят несколько особняком от казенных и бюджетных учреждений, поскольку имеют больше свободы как в части получения доходов от оказания платных услуг, так и в части их расходования. Однако данное обстоятельство не обеспечивает прямой «автоматической» связи между ростом внебюджетных доходов автономного учреждения и размером заработной платы его руководителя. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли увеличение заработной платы руководителя АУ с учетом дифференцированных особенностей учреждения (со ссылкой на нормативные правовые акты РФ)? Если да, то к чьей компетенции относится решение данного вопроса?

📌 Реклама

В статье приведены ответы на поставленные вопросы с точки зрения норм российского законодательства.

Законодательное регулирование трудовых отношений с руководителями организаций осуществляется в соответствии с гл. 43 ТК РФ. При этом оплате труда руководителя посвящена только одна статья – ст. 145. Напомним, что в силу норм, изложенных в ней, оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров производится:

  • в организациях, финансируемых из федерального бюджета, – в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ;
  • в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, – в порядке и размерах, определяемых органами государственной власти соответствующего субъекта РФ;
  • в организациях, финансируемых из местного бюджета, – в порядке и размерах, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

Как отметил КС РФ в Определении от 23.04.2013 № 691-О, при установлении правил оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) организаций органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления связаны положениями Конституции РФ, а также требованиями ТК РФ, закрепляющего как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений (ст. 144). Таким образом, любой нормативный акт, издаваемый на местном или региональном уровне, должен соответствовать нормам российского законодательства. 📌 Реклама

К чьей компетенции относится установление заработной платы руководителю АУ?

Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. При этом от имени соответствующего публично-правового образования выступают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Правовое положение автономных учреждений, а также их отношения с учредителями регулируются Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ).

📌 Реклама

В силу п. 6 ст. 9 Федерального закона № 174-ФЗ к компетенции учредителя отнесены назначение руководителя АУ и заключение с ним трудового договора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. Согласно требованиям трудового законодательства обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (ст. 57 ТК РФ). Таким образом, то, какую заработную плату в конечном итоге будет получать руководитель АУ, решает учредитель.

От чего зависит размер заработной платы руководителя АУ?

Структура заработной платы работника определена в ст. 129 ТК РФ. Она складывается: 📌 Реклама

  • из оклада в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
  • из компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);
  • из стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и других поощрительных выплат).

Как отмечено в разд. IV Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год(далее – Единые рекомендации),должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждений. 📌 Реклама

Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется устанавливать в зависимости от исполнения ими целевых показателей эффективности работы, определяемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

Что касается конкретных размеров оплаты труда руководителя АУ, то в настоящее время какое-либо упоминание о них встречается только в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее – Положение), и Единых рекомендациях. В частности, п.9 Положения гласит, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в кратности от 1 до 8.

📌 Реклама

Эта норма продублирована в п. 25 Единых рекомендаций и распространяется также на автономные учреждения. Согласно ей предельный уровень заработной платы руководителей учреждений рассчитывается через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Вместе с тем следует отметить, что порядок расчета средней заработной платы для целей определения должностного оклада руководителя установлен только для бюджетных учреждений (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 № 167н). Для руководителей АУ такой порядок расчета не утвержден, поэтому он должен быть установлен учредителем.

📌 Реклама

Напомним, что в соответствии с вышеназванным приказом Минздравсоцразвитияпри расчете средней заработной платы учитываются:

  • оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;
  • выплаты стимулирующего характера основному персоналу учреждения независимо от финансовых источников, за счет которых осуществляются данные выплаты.

При расчете средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера основному персоналу.

Средняя заработная плата основного персонала учреждения определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера основного персонала учреждения за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителю учреждения.

📌 Реклама

Каким образом выплачиваются премии руководителю АУ?

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ премии и иные поощрительные выплаты признаются стимулирующими выплатами и входят в структуру заработной платы, которая является обязательным условием для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Как предусмотрено ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в отношении руководителя – трудовым договором, заключаемым между руководителем АУ и его работодателем в лице учредителя. Таким образом, решение об осуществлении ему стимулирующей выплаты (премии) является прерогативой органа власти – работодателя.

Выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных АУ осуществляются в соответствии с Разъяснением, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.11.2008 № 666н.

📌 Реклама

Согласно п. 8, 9 Разъяснения руководители учреждений премируются ежеквартально или по итогам работы за год. Их премирование производится по результатам оценки итогов работы учреждений за соответствующий отчетный период с учетом выполнения целевых показателей деятельности учреждений, личного вклада руководителей в осуществление основных задач и функций, определенных положениями (уставами) учреждений, а также выполнения обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

Пункт 10 Разъяснения обязывает руководителя АУ ежеквартально представлять отчеты о выполнении целевых показателей деятельности учреждения.

В целях принятия объективного решения об осуществлении выплат стимулирующего характера руководителю АУ может быть создана комиссия по оценке выполнения целевых показателей деятельности федеральных автономных учреждений и стимулирования руководителей подведомственных учреждений, состав и полномочия которой определяются главным распорядителем средств федерального бюджета.

📌 Реклама

Выплата руководителю АУ премии за соответствующий период производится на основании приказа учреждения при наличии соответствующего приказа главного распорядителя средств федерального бюджета (п. 11, 12 Разъяснения).

Решение учредителя о премировании доводится до руководителя учреждения в установленном порядке. С учетом того, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ все условия оплаты труда должны быть отражены в трудовых договорах с работниками учреждения, новые условия премирования руководителя должны быть также внесены в трудовой договор, заключаемый между руководителем учреждения и учредителем.

Внесение изменений в условия премирования руководителя учреждения, установленные в трудовом договоре, осуществляется путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, образец которого приведен в приложении к Разъяснению.

📌 Реклама

Дополнительное соглашение к трудовому договору заключается на срок до одного года. По окончании календарного года оно может быть пересмотрено в части изменения размеров общего фонда стимулирования труда руководителя АУ, а также перечня показателей, размеров и сроков премирования руководителя учреждения.

* * *

В заключение отметим, что установление руководителем учреждения самому себе стимулирующих надбавок и премий, не предусмотренных трудовым договором, а также без согласия и наличия распоряжений вышестоящей организации будет признано нарушением. Аналогичный вывод был сделан арбитрами в Постановлении ФАС СЗО от 10.05.2011 № А42-2180/2010 в отношении выплаты единовременной премии и суммы материальной помощи начальнику ФГУ «Мурманрыбвод» без разрешения Государственного комитета РФ по рыболовству. Подобная ситуация в части незаконного осуществления стимулирующих выплат руководителю учреждения была рассмотрена ФАС ЗСО в отношении руководителяФГУ «Государственная заводская конюшня «Алтайская»(Постановление от 23.05.2011 № А03-13370/2010).

📌 Реклама

Вместе с тем необходимо отметить, что системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Таким образом, в случае включения работодателем в лице учредителя в трудовой договор условия о том, что премирование руководителя АУ осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, устанавливающим систему оплаты труда работников учреждения, к которым относится и его руководитель, премия выплачивается в соответствии с указанным документом.

  1. Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол 11.
  2. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
  3. «Об утверждении Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера».

Приложение N 2
к Приказу
от 8 июля 2005 г. N 202

Показатели и порядок
отнесения учреждений здравоохранения
к группам по оплате труда руководителей

Группа по оплате труда руководителей государственных учреждений здравоохранения устанавливается по следующим показателям:

1. Больничные и другие лечебно-профилактические учреждения, имеющие коечный фонд:

1.1. Группы по оплате труда Число сметных коек руководителей I от 1201 и более II от 801 до 1200 III от 501 до 800 IV от 251 до 500 V от 50 до 250

1.1.1. Больничные и другие лечебно-профилактические учреждения, имеющие коечный фонд, в составе которых созданы диагностические (клинико-диагностические) центры, относятся на одну группу выше по сравнению с группой, определенной по показателям, предусмотренным в подпункте 1.1.

1.1.2. Областная детская клиническая больница относится к I группе по оплате труда руководителей.

1.2. Психиатрические, психоневрологические, наркологические учреждения, специализированные санатории:

Группы по оплате труда Число сметных коек руководителей I от 1001 и более II от 801 до 1000 III от 301 до 800 IV от 50 до 300

1.2.1. Психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением относятся к I группе по оплате труда руководителей.

1.2.2. Областная детская туберкулезная клиническая больница относится к III группе по оплате труда руководителей.

1.3. Родильные дома (клиники), дома ребенка, перинатальные центры, центры планирования семьи и репродукции:

Группы по оплате труда Число сметных коек руководителей II 251 и более III от 101 до 250 IV до 100

2. При определении величины показателя «число сметных коек» учитывается среднегодовое плановое число коек стационара, а также среднегодовое плановое число коек в дневных стационарах.

3. Амбулаторно-поликлинические учреждения и другие учреждения здравоохранения, не имеющие коечного фонда круглосуточного пребывания (кроме учреждений, предусмотренных в пунктах 4-6 настоящего приложения):

Группы по оплате труда Число руководителей врачебных должностей

I 301 и более II от 221 до 300 III от 151 до 220 IV от 66 до 150 V от 8 до 65

При определении величины показателя группы по оплате труда руководителей бюро медицинской статистики и медицинских информационно-аналитических центров учитываются должности самих руководителей, их заместителей, врачей-специалистов и специалистов с высшим немедицинским образованием (программистов, инженеров, экономистов), в том числе руководителей структурных подразделений.

3.1. Медицинский диагностический центр относится к 1 группе по оплате труда руководителей.

3.2. Больничные учреждения, имеющие в своем составе амбулаторно-поликлинические подразделения (диспансеры, имеющие стационары), которые по показателям, предусмотренным пунктом 3, могут быть отнесены к той же или более высокой группе по оплате труда, чем это предусмотрено подпунктами 1.1., 1.2. и 1.3, относятся по оплате труда руководителей по более высокому показателю с увеличением на одну группу.

3.3. При определении величины показателя «число врачебных должностей» учитываются должности самих руководителей, их заместителей врачей, врачей-руководителей структурных подразделений, врачей (включая врачебные должности, которые содержатся за счет внебюджетных средств), врачей-интернов, зубных врачей, медицинских психологов. Должности учитываются только в целых числах, дробная часть не учитывается.

3.4. Бюро судебно-медицинской экспертизы — на одну группу выше, чем это предусмотрено показателями пункта 3.

3.5. Центр медицинской профилактики относится к V группе по оплате труда руководителей.

3.6. Областной центр медицины катастроф — к III группе по оплате труда руководителей.

3.7. Станция переливания крови относится к I группе по оплате труда руководителей.

4. Центр экспертизы качества лекарственных средств относится к III группе по оплате труда руководителей.

5.Медицинский информационно-аналитический центр относится к V группе по оплате труда руководителей.

6. Аптеки лечебно-профилактических учреждений

Группы по оплате труда руководителей

Число сметных коек

Больницы и диспансеры

Санатории, психиатрические (психоневрологические) больницы и диспансеры

Родильные дома

I

1201 и более

1001 и более

II

от 801 до 1200

от 801 до 1000

251 и более

III

от 501 до 800

от 301 до 800

от 101 до 250

IV

от 251 до 500

от 50 до 300

до 100

V

свыше 50 до 250

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх