Куперс

Бухучет и анализ

Идентификация 115 ФЗ

Для нас крайне важно соблюдать вашу конфиденциальность. «ShopCalc” придерживается нескольких фундаментальных принципов:

  • Мы не запрашиваем ваши персональные данные без действительной необходимости.
  • Мы не сообщаем ваши персональные данные никому, за исключением тех случаев, когда этого требует соблюдение закона, или это необходимо для разработки наших продуктов или защиты наших прав.
  • Мы не храним персональные данные на наших серверах, если они не требуются для текущей деятельности одного из наших сервисов.

Политика «ShopCalc”- уважать вашу конфиденциальность в отношении любой информации, которую мы можем получить в результате деятельности нашего мобильного приложения «ShopCalc”. В настоящем положении о конфиденциальности описывается каким образом «ShopCalc”собирает и использует персональные данные, которые вы предоставляете на нашем мобильном приложении «ShopCalc” . В нем также описываются доступные для вас возможности выбора в отношении того, как мы используем ваши персональные данные, и каким образом вы можете получить доступ к этой информации и обновлять ее.

В определенных ситуациях, от «ShopCalc”может потребоваться раскрыть персональные данные в соответствии с законными требованиями со стороны государственных властей, в том числе в связи с национальной безопасностью или по требованию правоохранительных органов.

Посетители веб-сайта

Как и большинство операторов веб-сайтов, «ShopCalc” собирает не идентифицирующие личность сведения, которые обычно предоставляют веб-браузеры и сервера, такие как тип используемого браузера, языковые настройки, сайт, давший ссылку, а также дату и время каждого запроса клиента. «ShopCalc”собирает не идентифицирующие личность сведения для того, чтобы лучше понимать как посетители используют мобильное приложение. Время от времени, «ShopCalc”может приводить не идентифицирующие личность сведения в совокупном виде, например публикуя отчет о тенденциях в использовании.

«ShopCalc” также собирает потенциально идентифицирующие личность сведения, такие как Интернет-протокол (IP) адреса. «ShopCalc”не использует подобную информацию для идентификации своих посетителей, однако, и не раскрывает ее, за исключением описанных ниже обстоятельств, при которых используются и раскрываются идентифицирующие личность сведения.

Сбор идентифицирующих личность сведений

Некоторые пользователи нашего приложения предпочитают взаимодействовать с «ShopCalc”способами, которые требуют сбора идентифицирующих личность сведений со стороны «ShopCalc”. Количество и тип сведений, которые собирает «ShopCalc”зависит от характера взаимодействия. Например, иногда мы просим посетителей, которые регистрируются и создают учетную запись на «ShopCalc”указывать имя пользователя и адрес электронной почты. Во всех случаях «ShopCalc”собирает подобную информацию только если это необходимо либо целесообразно для взаимодействия посетителя с «ShopCalc”.

«ShopCalc”не раскрывает идентифицирующие личность сведения за исключением приводимых ниже ситуаций. Посетители всегда могут отказаться предоставлять идентифицирующие личность сведения, однако это может помешать им производить определенные действия, связанные с мобильным приложением.

Когда вы загружаете либо используете наши услуги, мы автоматически собираем информацию о типе используемого устройства, версии операционной системы и идентификаторе устройства

Гео-данные о местоположении

Мы не просим вас предоставить, не пытаемся получить доступ, либо отследить любую информацию, основанную на местоположении, с вашего мобильного устройства в любое время во время загрузки, либо пользования нашими мобильными приложениями или услугами.

Дети

Детям не достигшим 13-ти лет «ShopCalc”не предоставляет доступ к функциям мобильного приложения. Если ребенок, не достигший 13-ти лет хочет зарегистрироваться на «ShopCalc”, мы просим предоставить родительское согласие. Единственная идентификационная информация, которую мы просим предоставить детей, не достигших 13-ти лет, это родительский адрес электронной почты.

Безопасность на «ShopCalc”

Безопасность удовольствие, получаемое от использования «ShopCalc”, а также безопасность и благополучие всех пользователей имеет важнейшее значение для всей команды «ShopCalc”.

«ShopCalc”не собирает персональные данные ни об одном ребенке или семье для распространения, передачи или продажи, за исключением случаев, описанных в настоящей политике конфиденциальности.

Обобщённые статистические данные

«ShopCalc” может собирать статистику о поведении пользователей мобильных приложений «ShopCalc”.

Например, «ShopCalc” может отслеживать наиболее популярные разделы слов в мобильном приложении «ShopCalc”. «ShopCalc”может отображать эту информацию публично или предоставлять ее другим. Однако, «ShopCalc” не раскрывает идентифицирующие личность сведения, за исключением случаев, описанных ниже.

Наш порядок обращения с идентифицирующими личность сведениями

«ShopCalc” раскрывает потенциально идентифицирующие личность сведения и идентифицирующие личность сведения только тем сотрудникам, подрядчикам и аффилированным организациям, которым (I) необходимо знать данные сведения для того чтобы обрабатывать их от лица «ShopCalc”, либо предоставлять услуги, доступные в мобильном приложении «ShopCalc”, и (II) которые согласились не разглашать их другим. Некоторые из этих сотрудников, подрядчиков и аффилированных организаций могут находиться за пределами вашей страны; пользуясь мобильными приложениями «ShopCalc”, вы соглашаетесь на передачу им такой информации. Помимо сотрудников, подрядчиков и аффилированных организаций, как указанно выше, «ShopCalc”раскрывает потенциально идентифицирующие личность сведения и идентифицирующие личность сведения только когда это предписано законом, например, выполняя условия судебной повестки или когда «ShopCalc” имеет веские основания полагать, что раскрытие оправданно необходимо для защиты собственности или прав «ShopCalc”, третьих сторон неограниченного круга лиц, или если «ShopCalc” принимает участие в слиянии, приобретении или продаже всех или части активов. Вы будете уведомлены по электронной почте и/ либо посредством наглядного уведомления на нашем веб-сайте о каких-либо изменениях собственника или использовании ваших персональных данных, а также о любых выборах, которые будут вам предложены в связи с вашими персональными данными. Если вы являетесь зарегистрированным пользователем мобильного приложения «ShopCalc” и предоставили адреса вашей электронной почты, «ShopCalc” может иногда отправлять вам электронные письма, чтобы рассказать о новых возможностях, запросить обратную связь с вашей стороны, или просто держать вас в курсе деятельности «ShopCalc”и сообщать о продуктах. Мы сообщаем подобную информацию главным образом через различные блоги продукта, поэтому рассчитываем сводить к минимуму рассылку подобных электронных писем.

Если вы пришлете нам запрос (например, через поддержку по электронной почте или с помощью одного из наших механизмов обратной связи), мы оставляем за собой право опубликовать его для того, чтобы это помогло нам прояснить суть дела или ответить на ваш запрос или поддержать других пользователей. «ShopCalc”принимает все разумно необходимые меры для защиты от несанкционированного доступа, использования, изменения или уничтожения потенциально идентифицирующих личность сведений и идентифицирующих личность сведений. Вы можете отказаться от получения наших электронных писем, изменив настройки электронной почты в вашем профиле либо связавшись с нами по адресу: calc@list.ru.

Родительские права

Родители и законные опекуны детей не достигших 13-ти лет, являющихся членами «ShopCalc”, имеют определенные права в соответствии с Законом о защите конфиденциальности детей в Интернете, и «ShopCalc” признает эти права. Родители/опекуны могут дать согласие на сбор и использование сведений, идентифицирующих личность ребенка без согласия на раскрытие данной информации третьим лицам. «ShopCalc” не собирает идентифицирующие личность сведения у детей не достигших 13-ти лет без родительского или опекунского согласия.

Технологии отслеживания

Такие технологии, как файлы cookie, веб-маяки, теги и скрипты используются «ShopCalc” и аффилированными компаниями наших партнеров, или поставщиками аналитики или сервисов, как описано выше. Эти технологии используются для анализа тенденций, администрирования сайта, отслеживания переходов пользователей по веб-сайту и сбора демографических данных о нашем базовом контингенте пользователей в целом. Мы можем получать отчеты, основанные на использовании этих технологий этими компаниями, как на индивидуальной, так и в совокупной основе.

Мы собираем определенную информацию автоматически и храним ее в файлах журналов. Эта информация может включать в себя данные об адресе Интернет протокола (IP), типе браузера, поставщике услуг интернета (ISP), странице ссылки/выхода, операционной системе, отметку даты/времени и/или сведения о посещениях. Мы можем объединять эту автоматически собираемую информацию журнала, с прочей информацией, которую мы собираем о вас для аналитики и поддержки, чтобы повысить эффективность услуг, которые мы предлагаем.

Локальное хранилище

Третьи стороны, с которыми мы сотрудничаем, чтобы предоставлять определенные функции на нашем сайте или для показа рекламы, основанной на вашей активности просмотра веб-страниц, могут использовать Локальное хранилище для сбора и хранения информации. Различные браузеры могут предлагать собственные средства управления для удаления данных из Локального хранилища.

Виджеты социальных сетей

Наши мобильные приложения включают возможности социальных сетей и виджеты, такие как кнопка «поделиться». Эти Возможности могут собирать информацию о вашем IP-адресе, какие страницы вы посещаете на нашем сайте, и могут установить файлы cookie, чтобы возможности функционировали должным образом. Возможности социальных сетей и виджеты либо размещаются на сайте третьей стороны, либо напрямую на нашем сайте. Ваше использование данных Возможностей регулируется политикой конфиденциальности компании, предоставляющей их.

Мобильная аналитика

Мы используем аналитическое программное обеспечение для мобильных устройств, позволяющее лучше понимать функциональные возможности нашего мобильного программного обеспечения на вашем устройстве. Это программное обеспечение может записывать информацию, например, о частоте использования приложения, событиях, которые происходят в рамках приложения, совокупном использовании, данных о производительности, а также о том, откуда приложение было загружено. Мы не связываем информацию которая содержится в аналитическом программном обеспечении с идентифицирующими личность сведениями, которые вы предоставляете в мобильном приложении.

Контроль за информацией, которую вы предоставляете ShopCalc

По запросу «ShopCalc” предоставит вам информацию о том, где хранятся или обрабатываются от имени третьей стороны, любые ваши персональные данные. Чтобы запросить данную информацию пожалуйста свяжитесь с нами по адресу: calc@list.ru.

Пользователи, достигшие 13-ти лет и старше: вы всегда можете контролировать информацию, которую вы предоставляете «ShopCalc”. Вы можете просматривать, редактировать или удалять любую информацию, которую вы предоставляете нам в любое время войдя в свою учетную запись «ShopCalc”; однако удаление этой информации может ограничить вашу возможность эффективно использовать сервис. Вы также можете удалить свою учетную запись в любое время. Если вы удалите свою учетную запись, то все учебные наборы, папки и классы, которые вы создали, будут удалены.

Дети, не достигшие 13-ти лет: контроль за информацией, которую ребенок предоставляет «ShopCalc”, сохраняется у родителей. Родители могут просматривать, редактировать или удалять информацию в любое время, войдя в учетную запись ребенка через сброс пароля, либо связавшись с нами по адресу: calc@list.ru. Мы ответим на ваш запрос в разумные сроки. Родитель также может удалить учетную запись ребенка, и этим действием стереть все учебные наборы, папки и классы, которые ребенок создал.

Реферальная программа

В случае, если вы решите использовать нашу реферальную службу, чтобы рассказать другу о нашем веб-сайте, мы попросим вас сообщить имя вашего друга и адрес его или ее электронной почты. Мы автоматически отправим вашему другу единичное электронное письмо с приглашением посетить наш сайт. «ShopCalc” хранит эту информацию с единственной целью отправки такого единичного письма и отслеживания успешности нашей реферальной программы. Ваш друг может связаться с нами по адресу: calc@list.ru, чтобы запросить удаление этой информации из нашей базы данных.

Соединение с Фейсбук и Google Login

Вы можете войти на наш сайт используя для входа сервисы Facebook Connect Vkontkte.

Эти службы будут удостоверять вашу личность и предоставлять вам возможность сообщать нам определенную информацию личного характера, такую как ваше имя, дату рождения и адрес электронной почты, чтобы предварительно заполнить нашу регистрационную форму. Такие сервисы, как Facebook Connect дают возможность размещать информацию о ваших действиях на этом странице вашего профиля, чтобы поделиться с другими членами вашей сети.

Безопасность

Безопасность ваших персональных данных представляет для нас большую важность. Мы придерживаемся общепринятых промышленных стандартов для защиты представленных нам персональных данных, как во время передачи так и по получении, и наш веб-сайт и приложения защищены с помощью шифрования по протоколу HTTPS. Когда вы вводите информацию о кредитной карте на наших бланках заказов, эта информация шифруется и защищается нашими сторонними поставщиками платежных услуг, Stripe, PayPal, Amazon, и Apple. Однако, ни один метод передачи информации через интернет, или метод электронного хранения, не является на 100% безопасным. Поэтому мы не можем гарантировать ее абсолютную безопасность. Если у вас есть какие-либо вопросы о безопасности на нашем веб-сайте, вы можете связаться с нами по адресу calc@list.ru.

Хранение данных

Мы будем хранить вашу информацию до тех пор пока ваша учетная запись активна, либо до тех пор, пока она необходима для предоставления вам услуг. Если вы хотите удалить свою учетную запись или сделать запрос, чтобы мы больше не использовали вашу информацию для предоставления вам услуг, свяжитесь с нами по адресу calc@list.ru, Мы будем хранить и использовать вашу информацию в той мере, в какой это необходимо, чтобы соблюдать наши юридические обязательства, разрешать споры и соблюдать наших соглашения.

Уязвимость данных

Мы соблюдаем соответствующие законы в отношении уязвимости данных. Если мы знаем или имеем основание считать что в результате действий третьего неуполномоченного лица произошла утечках ваших пользовательских данных, где эти данных находятся и или могли быть использованы для несанкционированных целей, мы незамедлительно сообщим вам, дабы вы могли принять соответствующие меры.

Связь с нами

Если у вас есть вопросы или вы хотите отправить нам свои комментарии относительно данной политики конфиденциальности, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу calc@list.ru,

Изменения политики конфиденциальности

«ShopCalc”оставляет за собой право изменять настоящую политику конфиденциальности в любое время, поэтому, мы просим вас просматривать ее регулярно. Если мы изменим правила использования ваших идентифицирующих личность сведений, мы сообщим вам по электронной почте и/или посредством уведомления на нашем сайте до вступления изменений в силу.

Если мы внесем существенные изменения в то, как мы собираем и используем личную информацию у детей не достигших 13-ти лет, мы сообщим родителям по электронной почте, для получения поддающегося проверке согласия на новый порядок использования персональных данных ребенка.

С 2001 года банки и другие субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиентов перед тем, как их обслуживать. За 18 лет закон сильно изменился и дополнился новыми субъектами и требованиями. В этой статье рассмотрим актуальный порядок идентификации и состав сведений о клиентах, которые банк должен установить.

Что такое идентификация

Любые операции в банке должны совершаться непосредственно владельцем счета. Для того чтобы предотвратить нелегальные переводы, кредитные организации идентифицируют клиента.

Идентификация — мероприятия, которые помогают банку установить и подтвердить достоверность сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Если клиент совершит экономическое преступление или окажется замешанным в финансировании экстремизма, имеющиеся данные помогут установить личность виновного.

Порядок идентификации клиента в банке

На первом этапе идентификации банк собирает сведения о клиенте с опорой на оригиналы документов и заверенные копии.

В отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание в РФ, адрес места регистрации и жительства, ИНН.

В отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, ИНН или код иностранной организации, ОГРН и адрес регистрации.

В отношении иностранной структуры без образования ЮЛ — наименование, регистрационный номер или код структуры, место ведения основной деятельности. Для трастов также устанавливаются состав имущества, находящегося в управлении, ФИО и адрес места жительства учредителей и доверительного собственника.

Кроме того, принимая и продолжая обслуживать клиентов, субъекты 115-ФЗ обязаны:

  • определять цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиентов;
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев клиента;
  • выявлять среди клиентов публично-должностных лиц;
  • обновлять информацию о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год;
  • обновить данные в течение семи рабочих дней, если появятся сомнения в достоверности и точности информации;
  • хранить и представлять полученные сведения в Росфинмониторинг;
  • сверять списки клиентов с перечнем организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, и блокировать расчетный счет таких клиентов.

Полный порядок идентификации клиентов можно прочесть в Положении ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П.

Упрощенная идентификация

Упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. Банк устанавливает у физлица только ФИО, серию и номера паспорта, и подтверждает достоверность этих сведений оригиналами документов или заверенными копиями.

Такая система идентификации применяется к физлицам, если соблюдены следующие условия:

  • операция не подлежит обязательному контролю;
  • клиент не причастен к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у банка отсутствуют подозрения в преступных целях клиента;
  • операция не носит запутанного или необычного характера.

Упрощенная идентификация, например, проводится в случае, когда физлицо переводит деньги без открытия банковского счета или банк предоставляет клиенту электронное средство платежа. Подробнее применение упрощенной идентификации объясняется в ст. 1.1 и 1.2 115-ФЗ.

В каких случаях не требуется идентификация физлица

Ряд операций с деньгами не требует идентификации клиента по 115-ФЗ:

  • перевод без открытия счета, если сумма не превышает 15 тыс. рублей;
  • покупка ювелирных изделий на сумму до 40 тыс. рублей;
  • покупка валюты на сумму до 40 тыс. рублей.

Однако если у сотрудника банка возникнут сомнения в целях операции, у клиента могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Ответ

Мнение консультантов.

Как следует из текста вопроса, Банк на основании договора об оказании услуг на осуществление расчетов по распоряжению клиентов в программно-технических средствах (далее по тексту – ПТС), заключенного с ОАО «Московский клиринговый центр» (далее по тексту – МКЦ), в рамках применяемых форм безналичных расчетов оказывает физическим лицам через ПТС услугу по осуществлению переводов денежных средств в валюте РФ в пользу поставщиков услуг по распоряжениям физических лиц и за счет денежных средств, находящихся на их банковских счетах или предоставленных ими без открытия банковского счета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (пункт 1 статьи 863 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 863 ГК РФ установленные ГК РФ правила осуществления безналичных расчетов платежными поручениями применяются к отношениям, связанным с перечислением денежных средств через банк лицом, не имеющим счет в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа этих отношений.

Правила осуществления перевода денежных средств кредитными организациями (далее по тексту также – банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации определены Положением № 383-П, согласно пункту 1.1 которого банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании — законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 Положения № 383-П распоряжений о переводе денежных средств (далее по тексту — распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения № 383-П банки осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика — физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств (абзац 2);

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика — физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств — физическому лицу (абзац 3);

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика — физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (абзац 4).

Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее по тексту – банк- посредник). Об этом сказано в пункте 1.6 Положения № 383-П.

Из приведенных норм ГК РФ и Положения № 383-П следует, что на этапах приема к исполнению распоряжения плательщика на перевод денежных средств без открытия банковского счета и исполнения этого распоряжения сторонами отношений по переводу средств без открытия банковского счета являются банк, принявший наличные денежные средства и распоряжение плательщика – физического лица и такой плательщик. В рассматриваемой ситуации банком плательщика является Банк.

Внесение физическим лицом денежных средств в ПТС Банка в рассматриваемом случае следует квалифицировать как оказание клиенту услуги перевода денежных средств без открытия банковского счета, (абзац 2 пункта 1.4 Положения № 383-П).

Как понимают консультанты между Банком и МКЦ возникли разногласия о необходимости проведения Банком упрощенной идентификации клиентов при оказании им услуги перевода денежных средств в валюте РФ без открытия банковского счета, в случае, когда получателем является сам клиент (перевод денежных средств на пополнение банковского счета, открытого в другом банке). Как можно понять из текста вопроса основным аргументом МКЦ в защиту позиции об отсутствии у Банка обязанности провести упрощенную идентификации клиента при оказании данной услуги являются условия публичной оферты Элекснет для осуществления операций по перевозу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, размещенной на сайте Элекснет в сети Интернет.

Консультанты ознакомились текстом Предложения (публичная оферта) для осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, размещенного на сайте Элекснет в сети Интернет, далее по тексту – Предложение). Так, согласно преамбуле к Предложению данный документ является официальным предложением (публичная оферта) МКЦ заключить договор, содержащий порядок и все существенные условия для осуществления операции по приему и переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Предметом оферты является осуществление МКЦ перевода денежных средств плательщика по его поручению и указанным им реквизитам без открытия ему банковского счета, посредством программно-технического средства – банкомата (пункт 1.1 Предложения). Акцептом (принятием условий) оферты является предоставление плательщиком денежных средств в банкомат МКЦ, для проведения операции, указной в пункте 1.1 Предложения.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 420, пункта 2 статьи 432, статьей 435 и 438 ГК РФ, сторонами договора о переводе денежных средств без открытия банковского счета на условиях, определенных Предложением являются МКЦ и плательщик. При этом в силу норм пункта 3 статьи 308 обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, условия Предложения нельзя никоим образом распространить на Банк и клиентов, принятых им на обслуживание для оказания услуги перевода денежных средств без открытия банковского счета через ПТС Банка.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации, в числе прочего, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента – физическое лицо (далее по тексту также — клиент), представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 настоящей статьи, установив следующие сведения:

фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

Кроме того, согласно пункту 1.11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, если одновременно выполняются следующие условия:

— операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Закона № 115-ФЗ и в отношении клиента — физического лица отсутствуют сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, полученные в порядке, установленном Законом № 115-ФЗ;

— у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

— операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ.

Норма, аналогичная пункту 1.11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части условий проведения упрощенной идентификации клиента, закреплена в пункте 3.1 Положения № 262-П.

Вместе с тем, термин «упрощенная идентификация» в Законе № 115-ФЗ и Положении № 262-П толкуется по-разному.

Так, в соответствии с частью 18 статьи 3 Закона № 115-ФЗ упрощенная идентификация клиента — физического лица — это осуществляемая в случаях, установленных Законом № 115-ФЗ, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

— с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

— с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

— с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Из содержания пункта 3.1 Положения № 262-П следует, что данном нормативном акте под упрощенной идентификацией понимается установление на основании удостоверяющего личность клиента документа, не содержащего всех сведений, требуемых в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ, фамилии, имени и отчества (при его наличии) и реквизитов указанного документа, удостоверяющего личность. В силу пункта 2.2 Положения № 262-П все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления.

Таким образом, на наш взгляд, проведение упрощенной идентификации клиента по операции перевода денежных средств без открытия банковского счета, осуществляемой через ПТС банка плательщика, в соответствии нормами Положения № 262-П не представляется возможным.

Одновременно, в пунктах 1.1 и 1.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, законодатель определил следующие исключения из общего требования о проведении идентификации:

«Идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов — физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма)» (пункт 1.1);

«Идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента — физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом — физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента — физического лица проводится независимо от суммы перевода» (пункт 1.4).

Поскольку положения пунктов 1.1 – 1.4, а также пункта 1.11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ являются специальными исключительными нормами к общей норме пункта 1 статьи 1 Закона № 115-ФЗ, то формально при оказании услуги перевода денежных средств без открытия банковского счета кредитная организация:

— не обязана идентифицировать клиента, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, и у работника кредитной организации отсутствуют подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

— вправе провести упрощенную идентификацию, если сумма перевода превышает 15 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей и выполняются условия пункта 1.11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Пункт 2.7 Положения № 262-П обязывает кредитные организации кредитная проверить наличие в отношении клиента, выгодоприобретателя сведений об их участии в экстремистской деятельности, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.

Полное несовпадение фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество, а также других имеющиеся у кредитной организации сведения о физическом лице с информацией, содержащейся в Перечне экстремистов, как указано ранее, является одним из условий проведения упрощенной идентификации как в соответствии с пунктом 1.11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, так и в соответствии с пунктом 3.1 Положения № 262-П.

Принимая во внимание данные обстоятельства, осуществление операции перевода денежных средств без открытия банковского счета в порядке, описанном в тексте вопроса, без проведения упрощенной идентификации плательщика, на взгляд консультантов, фактически влечет неисполнение требований пункта 2.7 Положения № 262-П.

Одновременно следует заметить, что по сути разъяснений Департамента финансового мониторинга и валютного контроля от 08.02.2007г. № 12-1-3/298, доведенных до сведения кредитных организаций Письмом ГУ Банка Росси по Санкт-Петербургу от 19.02.2007г. № 19-3-2/1596, требования пункта 2 статьи 6 и пункта 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ не распространяются на операции перевода денежных средств без открытия банковского счета на сумму, не превышающую 15000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 рублей, за исключением случаев, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Кроме того, предусмотренное пунктом 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ исключение может быть реализовано только в случае, когда у работников кредитной организации не возникает подозрения, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Продолжая логику Банка России при определении признаков «необычных сделок», изложенную в Приложении 2 к Письму № 99-Т, к их числу можно отнести осуществление нескольких переводов денежных средств без открытия банковского счета на банковский счет физического лица, каждый из которых не превышает 15 000 рублей или суммы в иностранной валюте, эквивалентной 15 000 рублей, но в результате сложения превышающих указанную сумму.

В рассматриваемом случае переводы осуществляются через ПТС Банка, то есть без участия его работников. Как об этом сказано в тексте вопроса Ассоциации российских банков в Банк России (Письмо Банка России от 22.01.2014г. № 12-1-5/128), руководствуясь правилом пункта 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, банк вправе производить любой платеж, не превышающий указанного лимита, без осуществления процедуры идентификации. На практике имеется немало случаев, когда клиенты обходят рассматриваемое правило, оформляя поручения на несколько мелких платежей, не превышающих 15 000 руб. Учитывая, что в этом случае идентификации клиента не производится, банк не в состоянии отследить и доказать факт уклонения клиентов от обязанности по исполнению требований законодательства. Такой вывод особенно очевиден, когда платеж осуществляется с использованием платежного терминала, принадлежащего банковскому платежному агенту (платежному агенту).

Принимая во внимание изложенное, консультанты считают, что при осуществлении рассматриваемых операций Банку в отсутствие формальной обязанности целесообразно проводить упрощенную идентификацию клиентов. Изложенная Банком в тексте вопроса точка зрения о том, что спорные операции являются переводами денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, и при их осуществлении Банку следует проводить упрощенную идентификацию клиентов-физических лиц, по нашему мнению, является оправданной и согласуется с целями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Документы и литература.

2. Закон № 115-ФЗ — Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3. Положение № 262-П – Положение Банка России от 19.08.2004г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4. Положение № 383-П – Положение Банка России от 19.06.2012г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;

5. Письмо Банка России № 99-Т — Письмо Банка России от 13.07.2005г. № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

«идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий» (часть 14 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Пунктом 1.12 статьи 7 Закона № 115-ФЗ определено, что «При предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится одним из следующих способов:

1) посредством личного представления клиентом — физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

2) посредством направления клиентом — физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;

3) посредством прохождения клиентом — физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации».

Операция перевода денежных средств без открытия банковского счета, речь о которой идет в пункте 1.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, в данном случае не имеет места.

Назад в раздел

Юридические услуги по разработке документов для документального оформления результатов идентификации (проверки) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефицарных владельцев

Комплект документов для идентификации клиентов, прдеставителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в соответствии с правилами установленными приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59: анкеты (досье), опросники клиентов, журналы замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены, учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиента, регистрации исходящей информации в Личном кабинете Росфинмониторинга и т.д.

Цена 4500 р.

Специальный комплект документации по ПОД/ФТ и ФРОМУ для идентификации клиентов, некредитной финансовой организации, в том числе идентификации представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов.

Цена от 300 р.

Комплект документов по выявлению бенефициарных владельцев в организациях в соответствии с требованиями статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Цена 4500 р.

Комплект документов для проверки клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии в соответствии со ст. 7.4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указом Президента РФ от 18.11.2015 №562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма».

Цена 4500 р.

Комплект документов для финансовых организаций, которые поднадзорны Банку России, по работе с клиентами иностанными налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Цена 4500 р.

Комплект типовых документов для некредитных финансовых организаций по работе с санкционными списками ООН. В соответствии с официальными разъяснениями Банка России в некредитных финансовых организациях (далее — НФО) должен быть утвержден порядок и способы выявления физических и юридических лиц, включенных в списки Совета Безопасности ООН и применения к ним ограничительных мер в части осуществления ими операций, в том числе об используемых в этих целях специальных электронных технологиях, специальном программном обеспечении.

Цена 4500 р.

Подготовка документов в соответствии с Положением о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, утв. Банком России 20.07.2016 №550-П.

Цена 4500 р.

Комплект документов для оформления проверки клиентов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. №804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

Цена 4500 р.

Об идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов

Одним из основных требований любой системы противодействия отмыванию (легализации) доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) является требование выполнения процедуры «знай своего клиента» (ЗСК). Выполнение этого требвание предполагает проведение идентификации клиента.

Организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — субъекты Федерального закона 115 ФЗ), обязаны проводить идентификацию своих клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов до приема их на обслуживание. Эти организации и ИП еще называют агентами финансового мониторинга.

Несмотря на внешнюю понятность и кажущуюся простоту, идентификация — это сложная, комплексная процедура, обладающая специфической структурой. Идентификация — это совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий в форме анкетирования.

Анкета, а также способы ее формирования разрабатываются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно в зависимости от характера осуществляемой деятельности, интенсивности работы с клиентами, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ и утверждаются Правилами внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга.

Таким образом, идентификация состоит в установлении:

  • в отношении физических лиц — фамилии, имени, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии), СНИЛС (при его наличии);
  • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, ИНН или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также ОГРН и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;
  • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

Теперь разберемся с определениями таких терминов, как представитель клиента, выгодоприобретатель и бенефициарный владелец.

Понятие представителя Федеральный закон 115 ФЗ не раскрывает, поэтому следует исходить из определения, содержащегося в ч. 1 ст. 182 ГК РФ, согласно которому сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Как следует из данного определения, в установлении участия представителя основным критерием является основание соответствующего полномочия (доверенность, закон и др.). Следовательно, представитель клиента — это физическое лицо, действующее от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В свою очередь, выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентских договоров, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом. Необходимо отметить, что перечень гражданско-правовых договоров не является исчерпывающим.

И, бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Без идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента, субъекты Федерального закона №115-ФЗ не вправе проводить операции или принимать на обслуживание клиента, с учетом установленных исключений.

Кроме этого при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Чем отличается идентификация от упрощенной идентификации

Федеральный закон №115-ФЗ разделяет идентификацию клиента на два вида: обычная идентификация и упрощенная идентификация. Обычная идентификация предусматривает полную проверку клиента. В свою очередь упрощенная идентификация применяется исключительно в отношении клиента – физического лица и представляет собой совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

  • с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  • с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;
  • с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, при осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, при заключении договора потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-1 настоящей статьи, при заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами, при заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора и при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона и в отношении клиента — физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом — физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию клиента в полном объеме.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится одним из следующих способов:

  • посредством личного представления клиентом — физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  • посредством направления клиентом — физическим лицом кредитной организации, негосударственному пенсионному фонду, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;
  • посредством прохождения клиентом — физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения сведений, со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом — физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей прохождение упрощенной идентификации (включая возможность использования электронного средства платежа), клиент — физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, предоставления клиенту потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-1 статьи 7 Федерального закона 115 фз, заключения договора с негосударственным пенсионным фондом, заключения договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора, договора о брокерском обслуживании, а также для приобретения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх