Куперс

Бухучет и анализ

Информационно правовое общество

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
В.Путин
7 февраля 2008 года
N Пр-212

СТРАТЕГИЯ
развития информационного общества в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203
____________________________________________________________________

I. Общие положения

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств.
Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.
В настоящей Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

II. Назначение и политико-правовая основа настоящей Стратегии

Настоящая Стратегия является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.
Настоящая Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.
В настоящей Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Для решения поставленных задач государство:
разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
создает условия для равного доступа граждан к информации;
использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии

1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:
создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

2. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:
расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;
внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;
предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

4. В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:
стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;
создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;
привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;
создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;
развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;
развитие системы региональной информатизации.

5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:
обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;
интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;
совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:
развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);
создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена, научной информацией;
создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;
повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

7. В области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:
развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;
поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;
формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;
поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;
пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;
сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

8. В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:
обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;
повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;
создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;
совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;
обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;
противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.

V. Международное сотрудничество в области развития информационного общества

Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:
участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;
участие в международном информационном обмене;
участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;
участие Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

VI. Реализация настоящей Стратегии

В целях реализации настоящей Стратегии утверждается план мероприятий, в разработке которого принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества.
Выполнение плана мероприятий осуществляется в рамках реализации соответствующих программ за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников.
В целях обеспечения реализации настоящей Стратегии осуществляются мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в Российской Федерации.
По результатам мониторинга Президенту Российской Федерации представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации.

Приложение. Контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года

Приложение

В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее — Стратегия) к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:
место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества — в числе двадцати ведущих стран мира;
место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы — не ниже десятого;
уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий — 100%;
доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий — более 50%;
poст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом — не менее чем в 2,5 раза;
сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития — до 2 раз;
уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году — 15 линий и к 2015 году — 35 линий;
наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, — не менее чем в 75% домашних хозяйств;
доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году — не менее 15% и к 2015 году — 30%;
рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году — не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году — в 2 раза;
доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации — 100%;
доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — 70%;
доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов — 100%;
доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, — не менее 20%;
доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек — не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов — 100%;
доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации — 100%.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Российская газета
N 34, 16.02.2008

УДК 004:007:316.77:352/354:347.78:323

ЩЕГОЛЕВА Н.А., Информационное общество и ШАШКОВА А.А. государство: специфика

взаимодействия (правовой анализ)

В статье рассматриваются основные принципы формирования информационного общества. Анализируется его правовая основа. Характеризуются направления и механизм развития информационного общества в России. Определяется роль государства в формировании современного информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, основные принципы и направления развития информационного общества в Российской Федерации, План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года.

Значительную роль в формировании современного информационного общества — общества нового типа, стратегическими ресурсами которого являются знание и информация, а основной ценностью — экономия времени за счет использования информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий, играет политика государств в сфере информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий.

22 июля 2000 года на саммите стран «Большой Восьмерки» была принята Оки-навская Хартия глобального информационного общества (далее — Окинавская Хартия).

Участники саммита рассматривали информационно-коммуникационные технологии как наиболее важные факторы, влияющие на формирование общества XXI века, оказывающие воздействие на образ жизни людей, их образование и сферу деятельности, а также на взаимодействие власти и гражданского общества.

По мнению участников саммита, основная нагрузка по созданию транспарентной и недискриминационной политики в сфере развития информационного общества, разработке национальных стратегий и формированию соответствующей нормативной правовой базы должна лечь на пра-

вительства государств. При этом была отмечена роль частного сектора в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе.

В Окинавской Хартии определены стратегические направления деятельности государств по переходу к информационному обществу:

проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего

спроса на специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий во многих секторах экономики;

активное использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Основные положения Окинавской Хартии глобального информационною общества были учтены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года (далее — Стратегия).

Стратегия определяет информационное общество как общество с высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти1.

Основной целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий2.

Помимо Окинавской хартии глобального информационною общества политико-правовой основой Стратегии являются Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии», Тунисское обязательство, а также иные международные документы, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества (Женева, 2003 год — Тунис, 2005 год), Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Доктрина информационной безопасности в Российской Федерации, федеральные законы (Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральный закон от 27 июля 2006 года

№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»), а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющие направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 966 «О Концепции правовой информатизации»; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002 -2010 годы)»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годы»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года»)3.

В Стратегии определены основные принципы развития информационного общества в России:

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере4.

Главным механизмом реализации Стратегии должен был стать План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года (далее — Национальный

план). Изначально проект Национального плана состоял только «из перечня документов, которые необходимо принять, чтобы, реализовав их, приступить к построению информационного общества»5.

На заседании Государственного совета Российской Федерации 17 июля 2008 года по вопросам реализации Стратегии советник Президента Российской Федерации Л.Д. Рейман отметил: «Сегодня нужно не перечень документов делать, а делать какие-то конкретные уже шаги … Нужна конкретика»6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В итоге было решено проект Национального плана доработать, предусмотрев в нем мероприятия по основным направлениям реализации Стратегии, сроки и целевые показатели их выполнения, ответственных исполнителей, а также параметров финансирования.

После доработки проект Национального плана был представлен на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации (далее — Совет) 12 февраля 2009 года.

После активного обсуждения проекта Национального плана участники заседания Совета пришли к выводу о необходимости дополнительной проработки ряда вопросов, в том числе:

повышение доступности современных инфокоммуникационных услуг для населения на всей территории страны;

создание системы аттестации государственных гражданских служащих на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе с использованием сети Интернет;

переход органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием единого сайта в сети Интернет;

совершенствование законодательства в области использования электронных документов в Российской Федерации;

совершенствование правоприменительной практики в области защиты персональных данных при их автоматизированной обработке в государственных и муниципальных информационных систе-мах7.

Кроме того, одной из предложенных на заседании Совета инициатив было рассмотрение проекта Национального плана не до 2015 года, как предлагалось ранее, а на трехлетний период, «что позволит совместить реализацию плана с формированием бюджета»8.

Соответственно утверждение проекта Национального плана очередной раз было отложено.

Несколько подробнее остановимся на роли Совета в формировании и реализации государственной политики по построению информационного общества.

Совет — совещательный орган при Президенте Российской Федерации, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в Российской Федерации.

Основными задачами Совета являются: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, а также по определению ключевых мер и механизмов, включая государственную поддержку, необходимых для решения этой проблемы;

рассмотрение основных вопросов развития информационного общества в Российской Федерации, а также определение способов и форм их решения;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии развития информаци-

онного общества в Российской Федерации, а также по иным вопросам развития информационного общества в Российской Федерации;

рассмотрение и утверждение Плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, разрабатываемого Правительством Российской Федерации;

анализ практики реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и иных программ и проектов в области развития информационных и телекоммуникационных технологий, оценка эффективности мер, направленных на развитие в России информационного общества, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этой области;

проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с развитием информационного общества в Российской Федерации;

представление Президенту Российской Федерации ежегодно доклада по вопросам развития информационного общества в Российской Федерации9.

В рамках Совета созданы девять межведомственных рабочих групп по основным направлениям реализации Стратегии:

по вопросам формирования национальной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения на её основе доступности населению на территории всей страны современных информационно-коммуникационных услуг;

по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке, а также подготовке квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;

по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения;

по использованию информационно-коммуникационных технологий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

по вопросам национальной промышленности и информационных технологий в Российской Федерации;

по вопросам формирования в Российской Федерации электронного правительства;

по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе культурного и гуманитарного наследия;

по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из первых поручений Председателя Совета — Президента Российской Федерации Д.А. Медведева межведомственным рабочим группам стала подготовка предложений для включения в Национальный план с учетом состоявшегося обсуждения на заседании Совета 12 февраля 2009 года.

В июле 2009 года на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» на рассмотрение и общественное обсуждение был представлен доработанный проект Национального плана.

В окончательной редакции Национальный план был утвержден решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 года № Пр-35710, т.е. только спустя два года со дня утверждения Президентом Российской Федерации самой Стратегии.

Утвержденный Национальный план -«системная основа осуществления координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по построению информационного общества»11 — включает в себя мероприятия по указанным выше основным направлениям реализации Стратегии.

Особое внимание следует обратить на мероприятия по сокращению различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития, выделенные в отдельное направление Национального плана, несмотря на то, что в первоначальном проекте Наци-

онального плана, по оценкам Губернатора Тверской области Д.В. Зеленина, региональный и муниципальный аспекты фактически отсутствовали12.

Субъектами Российской Федерации также были представлены предложения для включения в Национальный план мероприятий по развитию информационного общества с учетом региональных особенностей.

Одновременно органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации на 3-летний период (далее — региональные планы):

Постановление Правительства Нижегородской области от 31 мая 2010 года № 320 «Об утверждении плана по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Нижегородской области на 2010-2012 годы»13;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2010 года 32 «О Плане мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Санкт-Петербурге на 2010-2012 годы»14;

Распоряжение Правительства Камчатского края от 15 июля 2010 года № 345-РП «Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Камчатском крае на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов»15;

Распоряжение Губернатора Курской области от 31 декабря 2009 года № 1111-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Курской области Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства»16;

Распоряжение Губернатора Орловской области от 20 июля 2010 года № 25-р «Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Орловской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»17 и т.д.

В региональные планы вошли мероприятия Национального плана, по которым ответственными исполнителями являются субъекты Российской Федерации («Обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с помощью Интернет-сайтов», «Использование электронного документооборота в деятельности органов власти», «Подготовка региональных программ и планов по развитию информационного общества на региональном и муниципальном уровнях в соответствии с едиными требованиями» и т.д. — всего 33 мероприятия Национального плана), а также мероприятия, отражающие региональную специфику построения информационного общества и формирования электронного правительства.

Утверждение Стратегии потребовало помимо разработки и принятия Национального и региональных планов значительного совершенствования существующей нормативной правовой базы.

Среди наиболее значимых нормативных правовых актов, регулирующих процессы построения информационного общества в Российской Федерации, можно отметить:

Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»18;

Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»19;

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»20;

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»21;

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»22;

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»23;

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»24;

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № 755 «О Совете главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти»25;

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»26;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»27;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020

года»28;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»29.

Таким образом, Стратегия стала фундаментальной основой для подготовки и уточнения нормативных, доктринальных, концептуальных и программных документов, определяющих цели и направления государственной политики в области построения информационного общества в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планомерная реализация основных мероприятий и направлений Стратегии позволит России к 2015 году войти в двадцатку ведущих стран мира в области развития информационного общества.

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации

7 февраля 2008 г № Пр-212 // Российская газета. 2008. № 4591.

2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. № 4591.

3 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 2009. № 7; Доктрина информационной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации

9 сентября 2000 года № Пр-1895 // Российская газета. 2000. № 187; Федеральный закон

от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Российская газе-

та. 2002. № 6; Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Российская газета. 2006. № 165; Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»// Российская газе-

та. 2006. № 165; Указ Президента Российской

Федерации от 28 июня 1993 года № 966 «О Концепции правовой информатизации»// Российская газета. 1993. № 132; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гаран-

тиях прав граждан на информацию»// Россий-

ская газета. 1994. № 4; Постановление Прави-

тельства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 531; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годы»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 46. Ст. 4720; Распоряжение Правительства Российской Федерации от

17 июля 2006 года № 1024-р «О Концепции

региональной информатизации до 2010 года»/

/ Собрание законодательства Российской Фе-

дерации. 2006. № 30. Ст. 3419.

4 Стратегия развития информационного

общества в Российской Федерации, утверж-

денная Президентом Российской Федерации

7 февраля 2008 года № Пр-212// Российская газета. 2008. № 4591.

5 http://news.kremlin.ru/transcripts/819

6 http://news.kremlin.ru/transcripts/819

7 http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3487

8 http://news.kremlin.ru/transcripts/3161

9 Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 44. Ст. 5049.

10 http://www.infosovet.ru

11 http://news.kremlin.ru/transcripts/3161.

12 http://news.kremlin.ru/transcripts/3161.

13 http://www.government.nnov.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 http://www.gov.spb.ru

15 http://www.kamchatka.gov.ru

16 http://www.rkursk.ru

17 http://www.adm.orel.ru

18 Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»// Российская газета. 2008. № 265.

19 Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. 2009. № 25.

20 Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Российская газета. 2010. № 168.

21 Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Российская газета. 2010. № 169.

22 Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»// Российская газета. 2008. № 108.

23 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// Российская газета. 2009. № 88.

24 Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»// Российская газета. 2010. № 79.

25 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № 755 «О Совете главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 39. Ст. 4615.

26 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета. 2009. № 229.

27 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2372.

28 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.

29 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»// Российская газета. 2009. № 247.

214

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 37.013(045) А.И. Химченко

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

На современном этапе происходит активное формирование глобального информационного общества, предоставляющее качественно новые возможности социализации людей и доступа к накопленным человеческим знаниям, способствующее преодолению цифрового неравенства. При этом возникают новые вызовы и угрозы военно-политического, криминального, террористического характера, и это влияет не только на формирование национальной политики государств, но и инициатив различных международных и региональных организаций, включая вопросы международной информационной безопасности. Автором рассмотрены правовые вопросы формирования информационного общества в Российской Федерации в условиях развития глобального информационного общества. Отмечены современные международные тенденции, актуальные вопросы реализации международных правовых актов в этой области. Рассматриваются проблемы формирования единого информационно-правового пространства, включая региональный (на примере Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Союзного государства, Организации договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического содружества др.), федеральный и уровень субъектов Российской Федерации как составляющих глобального информационного общества. Выявляются проблемы правового обеспечения формирования информационного общества в Российской Федерации в условиях глобализации, связанные с правовым положением Интернета, необходимостью закрепления на международном уровне определенных правил поведения в виртуальном пространстве, обеспечением безопасности персональных данных, отсутствием нормативных правовых актов, устанавливающих правила использования «облачных» технологий.

Ключевые слова: глобальное информационное общество, региональные, федеральный уровень и субъектов Российской Федерации, правовые аспекты построения информационного общества, открытые данные.

Глобальное информационное общество, предоставляющее качественно новые возможности социализации людей и доступа к накопленным человеческим знаниям, способствующее преодолению информационного или «цифрового» неравенства, стало сегодня реальностью, которую мировое сообщество в значительной степени приняло, несмотря на продолжающиеся дискуссии, связанные с многочисленными возрастающими угрозами информационной безопасности. Это нашло отражение в общепризнанных принципах и нормах международного права, а также в динамике развития информационного права в Российской Федерации.

Об этих тенденциях развития информационного общества в условиях глобализации свидетельствует и наличие зарубежного опыта в этой сфере, поскольку создание и развитие глобального информационного общества непосредственно связано с формированием государствами национальной информационной политики, направленной на реализацию важных политико-правовых задач, определенных в международных правовых актах, с созданием электронного правительства и кардинальным реформированием государственного управления. Это отражает формирование векторов развития информационного общества, как справедливо считает И.Л. Бачило , как общества гражданского, социального, демократического, правового на основе осуществления информационной политики государства по взаимодействию с гражданским обществом в целях обеспечения открытости и прозрачности, построения общества знания, оказания публичных услуг, обеспечения верховенства права и создания международной системы информационной безопасности в связи с появлением новых вызовов и угроз.

Анализ позволяет утверждать, что сегодня активно и неизбежно формируется глобальное информационное общество, и связано это не только с глобализацией экономики, возрастающей ролью информации, на этот процесс активно влияет динамичный прогресс в области техники и технологий, среди них особенно выделяются информационные и коммуникационные технологии. В то же время следует констатировать, что современными тенденциями являются новые вызовы и угрозы военно-политического, криминального, террористического характера, и это влияет не только на формирование национальной политики государств, но и инициатив различных международных и региональных организаций, включая вопросы международной информационной безопасности.

Важным импульсом для развития глобального информационного общества послужила Окинав-ская хартия глобального информационного общества, подписанная главами государств 22 июля 2000

г. , а также другие международные документы и в первую очередь следует выделить «Декларацию принципов построения информационного общества: глобальная задача нового тысячелетия» (2003 г.) , и Тунисские обязательства (2005 г.) , принятые на Всемирном саммите по информационному обществу.

Представляется необходимым подчеркнуть, что одним из основных принципов глобального информационного общества определён именно принцип верховенства права.

В условиях глобализации и формированием глобального информационного общества Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2008 г.был утвержден важный политический документ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации , в которой основными целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации определены повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. А в качестве одного из основных принципов информационного общества определено обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Необходимо отметить, что создание информационного общества в России рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития и это отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р . В качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий признаётся создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, цели государственной политики определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и во всех областях жизни, включая экономику, науку и технику, социальную сферу (образование, культура и т.д.) и, как уже отмечалось, государственное управление.

В Стратегии также отмечено, что информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти, то есть для создания информационного общества высокий уровень развития информационных технологий является необходимым, но не достаточным условием.

Однако следует признать, что правовые аспекты возникновения, развития информационного общества исследованы сегодня недостаточно, несмотря на то, что международные обязательства Российской Федерации предполагают соблюдение положений соответствующих документов в области формирования информационного общества, а также обеспечения участия в разработке международных правовых норм и созданием механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая и Интернет.

Представляется, что исследование правовых проблем глобального информационного общества необходимо и для дальнейшего формирования и развития единого информационно-правового пространства государств, входящих в такие региональные объединения государств, как Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое содружество, Союзное государство Беларуси и России, ШОС, БРИКС, ОДКБ, а также иные региональные интеграционные образования, членом которых является Российская Федерация, входящие в состав глобального информационного общества. Это особенно необходимо для противодействия новым вызовам и угрозам информационной безопасности в связи с развитием информационных телекоммуникационных технологий.

Развитие глобального информационного общества характеризуется такими важными составляющими, как открытость и доступность. В связи с этим важное значение для развития глобального информационного общества имеет подписание на саммите государств — участников G8 18 июля 2013 г. Хартии по открытым данным , возлагающей добровольные обязательства по раскрытию правительственных данных в машиночитаемом формате, который позволяет автоматически собирать и анализировать информацию.

2014. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

30 октября 2013 г. правительственной комиссией по координации деятельности «Открытого правительства» в России был утверждён план действий по реализации хартии открытых данных, устанавливающий обязанность Российской Федерации по публикации до конца 2014 г. социально-значимых данных в открытом машиночитаемом формате. При этом в России уже ведётся раскрытие информации государственных органов во исполнение Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и в соответствии с законами о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Также важно отметить внесение изменений в федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленных на дальнейшую реализацию политики по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Предусматривается предоставление такой информации государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством её размещения в сети Интернет в форме открытых данных. Такой формат размещения допускает автоматизированную обработку указанной информации без предварительных изменений человеком для её повторного использования.

Для отражения динамики раскрытия информации на региональном уровне Институтом развития информационного общества 29 июня 2012 г. впервые был разработан и опубликован индекс открытости правительства регионов России и рейтинг субъектов РФ на его основе, который является по сути измерителем использования инструментов открытого правительства органами исполнительной власти субъектов РФ и рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие четыре направления открытого правительства:

— сервисы социальных сетей (использование социальных сетей для взаимодействия с гражданами);

— открытые правительственные данные (доступность, легальность и возможность получить в машиночитаемом виде открытые данные);

— онлайновое сотрудничество с гражданами (использование онлайновых инструментов для сотрудничества с гражданами при выработке, реализации и оценки результатов политики органов власти субъектов РФ);

— интегрированные/сетевые сервисы (оценка по методологии ООН использования органами власти различных инструментов для получения обратной связи от граждан — опросов, досок объявлений, чатов, дискуссионных форумов и т.д.).

Значения указанных показателей определялись на основе обследования официальных правительственных и 6 ведомственных веб-сайтов субъектов Российской Федерации, таких как образование, здравоохранение, труд и занятость, социальная защита, финансы. Как показали исследования, лидирующие позиции по открытости занимают Ульяновская область, Москва, Пензенская область и другие, а наихудшие результаты в этой области были отмечены в Чукотском автономном округе, Приморском крае, Республике Алтай.

Для полноценной интеграции Российской Федерации в глобальное информационное общество необходимо гармоничное развитие информационного общества во всех субъектах Федерации и преодоление «цифрового неравенства». Для обеспечения цифрового равенства и цифрового единства граждан необходимым условием является равенство в доступности технических средств, равенство навыков использования ИКТ, равенство в способах и целях использования информационных технологий. Согласно Стратегии развития информационного общества, к 2015 г. не менее 80% населенных пунктов должны получить доступ к открытым государственным ресурсам. Важно отметить и участие общества в преодолении цифрового разрыва. В целях обеспечения этого участия Правительством России в декабре 2012 г. принято постановление «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», была проведена колоссальная работа, связанная и с административной реформой: утверждено 540 административных регламентов услуг федеральных органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровне. Утверждено более 9 тысяч административных регламентов, соответственно на территориальном уровне около 15 тысяч административных регламентов.

В результате проделанной работы по рейтингу ООН по развитию электронного правительства Россия за последние 2 года поднялась на 32 позиции, с 59-го места на 27-е. А из стран, население ко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торых превышает 100 млн человек Россия заняла 3-е место в мире в рейтинге после США и Японии. Указанные показатели, однако, не позволяют утверждать, что все проблемы сегодня уже решены, работа в данной сфере продолжается.

Готовность регионов к формированию информационного общества показывает Композитный Индекс готовности регионов России к информационному обществу, публикуемый Институтом развития информационного общества с 2005 г. Он представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития и рассчитывается на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества, таких как человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру, а также использование ИКТ в шести областях — в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, бизнесе, культуре, домохозяйствах. Для расчета Индекса и его составляющих используются 77 показателей, в число которых входят основные показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями. Индекс позволяет измерить различия между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития.

Со времени своего появления Индекс стал определенным информационно-аналитическим инструментом для выработки, проведения и корректировки политики развития информационного общества на региональном уровне. С его помощью возможно оценить текущую ситуацию, выявить наиболее проблемные зоны с точки зрения информационного неравенства регионов и определить зоны отставания и препятствия на пути развития информационного общества в субъектах РФ. Органы власти субъектов Российской Федерации могут использовать эти данные для сравнительной оценки ситуации в регионе в сфере использования ИКТ и формулировки целей дальнейшего развития.

В настоящее время в субъектах РФ в основном приняты программные, стратегические документы, направленные на развитие информационного общества. Так, в городе федерального значения Москве действует государственная программа города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)» , целью которой является повышение качества жизни населения города за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере, сфере обеспечения комплексной безопасности города, сфере управления городским хозяйством, а также в повседневной жизни граждан; повышение эффективности и прозрачности городского управления. И бесспорно, в этом процессе наблюдается динамика.

Как показывает анализ, среди региональных программ развития информационного общества, необходимо отметить Республиканскую целевую программу «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011 — 2015 годы)» , направленную на решение аналогичных целей, вытекающих из международных правовых актов и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

Развитие информационного общества в Удмуртской Республике направлено на реализацию целей и задач, поставленных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 — 2014 гг., а также вытекающих из Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и ряда других. Следует отметить, что указанная программа разработана во исполнение п. 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 26 декабря 2009 г. № Пр-3492 и является продолжением Республиканской целевой программы «Электронная Удмуртия (2003 — 2010 годы)», которая обеспечила интенсивное использование ИКТ в деятельности органов власти для оказания государственных и муниципальных услуг, создав предпосылки для развития информационного общества в республике.

Кроме того, приоритетной задачей программы является повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий, а целями являются повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества в Удмуртской Республике, совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, формирование и развитие информационного общества в Удмуртской Республике.

Рассматривая вопросы правового обеспечения формирования информационного общества в Российской Федерации в условиях глобализации, следует отметить проблемы, требующие к себе первоочередного внимания.

2014. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В государственной программе «Информационное общество (2011-2020 годы)» в качестве одной из таких проблем указаны «облачные вычисления», поскольку сегодня происходит активное использование облачных технологий, в том числе при построении государственных информационных систем. Однако следует признать, что основным сдерживающим фактором при использовании облачных технологий в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также более широкого распространения облачных технологий в целом является недостаточное нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с использованием облачных технологий.

В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие основные правила использования облачных технологий, законодательно не урегулированы вопросы обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, передаваемой поставщику облачных услуг, не закреплены нормы, определяющие административную и гражданско-правовую ответственность поставщика облачных услуг, а также ответственность руководителей и работников организаций, оказывающих облачные услуги. Необходимость правового решения данной проблемы связана и с разработкой Минкомсвязи России Единой сети передачи данных для органов государственной власти (так называемого государственного облака), создаваемой в целях повышения качества телекоммуникационных и вычислительных услуг, предоставляемых органами власти, а также формирования условий, стимулирующих ликвидацию «цифрового неравенства».

Не менее актуальной является проблема обеспечения безопасности персональных данных, используемых в различных информационных системах. Представляется важным отметить, что 15 мая 2013 г. Российской Федерацией передана на хранение Генеральному секретарю Совета Европы (СЕ) Т. Ягланду грамота о ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Таким образом, в России завершена почти 7-летняя процедура, связанная с ратификацией одного из актуальнейших международных правовых актов в области защиты прав человека в информационном обществе в процессе использования современных информационно-коммуникационных технологий. Сделан значительный шаг на пути к полноформатному участию Российской Федерации в усилиях государств-членов Совета Европы по укреплению безопасности человека в информационном пространстве и общеевропейском правовом пространстве. При этом остаются недостаточно урегулированными и научно исследованными вопросы, связанные с трансграничностью передачи персональных данных, поскольку не определён порядок определения подсудности дел при нарушении законодательства о персональных данных при трансграничном обмене персональных данных и т.д.

Таким образом, следует признать, что на сегодняшний день создана определённая правовая основа формирования информационного общества в Российской Федерации в условиях глобализации. При этом остаётся множество проблем, требующих пристального внимания специалистов по информационному праву и экспертного сообщества. Особую актуальность приобретают дискуссии о правовом положении Интернета, и о необходимости закрепления на международном уровне определенных правил поведения в виртуальном пространстве, о цензуре или необходимости правового урегулирования вопросов, связанных с неправомерным использованием Интернета. И это всего лишь часть вопросов, которые заслуживают самого пристального внимания.

Содержание понятия «глобальное информационное общество» весьма многогранно. Однако для развития теории информационного права и правовых основ информационного общества представляется важным продолжение научных исследований, связанных с формированием правовых подходов к его сути, в связи с этим автор полагает возможным определить глобальное информационное общество как общества нового типа — гражданского, социально-демократического, предоставляющего на основе верховенства права качественно новые возможности для государств, объединений государств международных организаций и общественных объединений, индивидов, юридических лиц повышения качества жизни людей, доступа к накопленным человеческим знаниям, а также способствующего преодолению «цифрового» и социального неравенства между развитыми и развивающимися странами посредством развития информационных инфраструктур, создания и использования глобальных информационных сетей и систем, включая Интернет, при соблюдении прав граждан и информационной безопасности.

Предложенное определение может быть использовано в правотворческой деятельности, поскольку в теории информационного права одним из направлений совершенствования нормативного правового регулирования в сфере информационных правоотношений является включение единообразных понятий в правовые акты в целях унификации терминологического аппарата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бачило И. Л. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 522 с.

2. Okinawa Charter on Global Information Society. Окинавская хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.

3. Декларация принципов построения информационного общества: глобальная задача нового тысячелетия (принята 12 декабря 2003 года на Всемирном саммите по вопросам информационного общества). Документ WSIS-03/GENEVA/D0C/4-R от 12 декабря 2003 г. URL: http://www.itu.int/wsis/outcome/booklet/ declara-tion_Aru.html

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Рос. газ. 2008. 16 февр.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

8. Государственная программа города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)», утверждена постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2011 года № 349-ПП. URL:http://s.mos.ru/common/ upload/Informatsionnyi_gorod.pdf

9. Республиканская целевая программа «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011 — 2015 годы)», утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01.11.2011 г. № 322. URL:http://minsvyaz.udmurt.m/function/participation/republican_target_program/

10. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждена распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р // СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.

Поступила в редакцию 02.12.13

A.I. Khimchenko

GLOBAL INFORMATION SOCIETY: FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Химченко Алексей Игоревич

ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» 117638, Россия, г. Москва, ул. Азовская, д. 2 (корп. 1) E-mail: alekseykhimchenko@gmail.com

Директор Центра

кандидат экономических наук

Основная деятельность Центра — научно-методическая поддержка исследований развития информационного общества в России, формирование комплексной информационной статистической базы и ведение мониторинга о производстве и использовании ИКТ, проведение межстрановых и межрегиональных сопоставлений в сфере ИКТ.

Направления проектной и научно-исследовательской деятельности Центра:

  • изучение международных стандартов в области статистики информационного общества и разработка предложений по их внедрению в практику государственной статистики;
  • разработка и совершенствование методологии и инструментария статистического наблюдения за использованием ИКТ в организациях, органах государственного управления, учреждениях образования, науки, домохозяйствах и др. сферах деятельности;
  • разработка и совершенствование методологии и инструментария статистического наблюдения за деятельностью организаций сектора ИКТ;
  • разработка и актуализация классификаций и группировок, описывающих сферу ИКТ;
  • совершенствование технологии сбора, обработки, анализа, представления и распространения статистических, социологических и иных данных об информационном обществе;
  • методологическое сопровождение ведения информационной базы использования ИКТ в организациях;
  • методологическое сопровождение и проведение обследований использования ИКТ населением;
  • построение рейтинговых оценок информационного развития субъектов Российской Федерации;
  • расчет ключевых ИКТ-показателей и проведение комплексного анализа развития информационного общества в России, включая оценку уровня развития субъектов Российской Федерации;
  • участие в международном информационном обмене и проведение межстрановых сопоставлений индикаторов информационного общества;
  • участие в разработке целевых программ развития государственной статистики, информационного общества и др.;
  • распространение результатов исследований, в том числе подготовка к изданию научных, методических, статистических сборников и иных информационно-аналитических публикаций.

Основные результаты деятельности

Научным коллективом Центра за последние несколько лет сделаны значительные шаги по формированию статистики информационного общества как новейшего раздела социально-экономической статистики. В рамках этой работы определены основные принципы и методологические подходы к ее созданию, разработан инструментарий адекватного измерения составляющих информационного общества, связанных с производством ИКТ-товаров и оказанием ИКТ-услуг (сектор ИКТ), использованием информационных и коммуникационных технологий в российской экономике, государственном секторе, социальной сфере, домашних хозяйствах и населением. Методологические разработки Центра, в полной мере соответствующие международным статистическим стандартам и рекомендациям, внедрены в российскую практику организации федеральных статистических наблюдений.

Центр поддерживает целый ряд социологических исследованийпо использованию ИКТ населением, которые охватывают цели и факторы, сдерживающие использование Интернета в России; навыки использования Интернета и др. Полученные результаты широко используются для расчета ключевых индикаторов информационного общества, межстрановых сопоставлений, проведения научно-исследовательских и аналитических работ.

Важным направлением деятельности Центра является разработка методологии рейтингования субъектов Российской Федерации по показателям ИКТ-развития. В целях координации и синхронизации региональных и федеральных программ разработана национальная система индексов развития информационного общества и формирования электронного правительства в Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, государственной программой «Информационное общество» и основными международными индексами. Планируется, что данная система индексов станет эффективным инструментом комплексного анализа всех направлений развития информационного общества и электронного правительства, оценки информационного и коммуникационного взаимодействия между субъектами экономики и общества, межстрановых сопоставлений.

Среди наиболее крупных проектов, выполненных в течение последних пяти лет по заказам федеральных органов исполнительной власти, компаний, а также международных организаций:

  • Создание национальной системы индексов развития информационного общества и формирования электронного правительства в Российской Федерации. Доработка перечня показателей оценки перехода на предоставление государственных услуг субъекта Российской Федерации и муниципальных услуг в электронном виде в субъектах Российской Федерации, разработка методики расчета показателей оценки перехода на предоставление государственных услуг субъекта Российской Федерации и муниципальных услуг в электронном виде в субъектах Российской Федерации, а также методики рейтингования субъектов Российской Федерации на основе данных показателей (во исполнение решения Совета по региональной информатизации (протокол заседания от 1 июня 2010 года № 1-РИ)) (Ростелеком. Работа выполнена в интересах Минкомсвязи России. 2010 г.);
  • Исследования направлений развития и совершенствования системы индикаторов развития отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, гармонизированной с международными стандартами (Минкомсвязи России. 2009 г.);
  • Статистика науки, информационного общества. Разработка методологических положений по созданию интегрированной базы данных статистики информационного общества (Росстат. 2009 г.);
  • Подготовка рейтинга информационного развития субъектов Российской Федерации и уровня использования технологий электронного правительства в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Росинформтехнологии. Работа выполнена в интересах Минкомсвязи России. 2008 г.);
  • Статистика науки, информационного общества, инноваций, непрерывного образования. Создание интегрированной системы статистических исследований использования информационно-коммуникационных технологий в экономике, социальной сфере, государственном управлении, домашних хозяйствах (Росстат. 2008 г.);
  • Формирование системы статистической информации о развитии сектора информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и использовании ИКТ на предприятиях и в органах государственной власти (Рио-центр. Работа выполнена в интересах Минкомсвязи России. 2007 г.);
  • Разработка методологии оценки целевых показателей развития сферы информационных и коммуникационных технологий (Минкомсвязи России. 2006 г.);
  • Статистический мониторинг процессов формирования новой экономики / Statistical Monitoring of Processes of the New Economy Formation (Европейская комиссия, Национальный институт статистики Италии. 2006–2007 г.);
  • Разработка методологии статистики ИКТ в России в соответствии с международными стандартами / Development of Methodologies of ICT Statistics for Russia: Implementation of International Standards (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Европейская Комиссия. 2006–2007 гг.).

Центр статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ осуществляет планомерную работу совершенствованию методологии формирования статистических данных, ведению динамических рядов по основным индикаторам сферы ИКТ, проводит экспертно-аналитические исследования в интересах органов исполнительной власти и бизнес сообщества.

Наряду с другими сотрудниками ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, специалисты Центра являются официальными представителями Российской Федерации в рабочих группах Евростата и ОЭСР по статистике информационного общества, осуществляет поддержку международного информационного обмена посредством заполнения вопросников ЮНКТАД и МСЭ соответствующими статистическими данными по России.

В своей работе Центр статистики и мониторинга информационного общества тесно взаимодействует с другими структурными подразделениями ИСИЭЗ (Центр обработки социально-экономической информации, Центр статистики и мониторинга науки и инноваций, Центр статистики и мониторинга образования, Форсайт-центр и др.), научными подразделениями НИУ ВШЭ (Институт государственного и муниципального управления, кафедра статистки и др.).

По итогам научных исследований публикуются статистические и аналитические материалы на русском и английском языках, которые содержат уникальные данные по производству и использованию информационно-коммуникационных технологий и служат важным источником информации для федеральных и региональных органов исполнительной власти, научной и образовательной общественности. Центральное место в их числе занимает совместное издание НИУ ВШЭ, Минкомсвязи России и Росстата «Индикаторы информационного общества».

Интенсивное развитие объекта исследования — информационного общества — обуславливает необходимость постоянного расширения круга научно-исследовательских и аналитических задач, связанных с:

  • актуализацией системы показателей статистики информационного общества в соответствии с потребностями российских пользователей и развитием международных статистических стандартов;
  • совершенствованием системы наблюдений за производством и использованием ИКТ;
  • расширением системы мониторинга информационного общества;
  • построением рейтингов субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества и электронного правительства;
  • разработкой комплексной статистической системы анализа состояния и развития сектора ИКТ, контент- и медиа-сектора, индустрии информации в целом.

Контакты:

Абдрахманова Гульнара Ибрагимовна, +7(495) 628-5772 доб. 11537, e-mail: gabdrakhmanova@hse.ru

Адрес: Мясницкая ул., д. 11, каб. 523

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх