Куперс

Бухучет и анализ

Информационные системы электронного правительства

Электронное правительство

Электронное правительство — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным служащим, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Основной задачей в этом направлении является создание и переход на новую модель взаимодействия гражданина и государства. Эта модель предполагает организацию трех единых каналов взаимодействия: это сеть центров госуслуг «Мои документы», это единый и региональный колл-центр, это единый и региональный портал госуслуг.

По своей сути, в основе новой модели системы оказания госуслуг лежат принципы межуровневой, межотраслевой кооперации и процессного управления, позволяющие в промышленном масштабе оказывать государственные (муниципальные) услуги всех уровней власти с помощью единой инфраструктуры.

Такая модель безусловно отвечает интересам населения и бизнес-сообщества, с одной стороны, и органов власти, с другой стороны. Первые получают понятную, простую и дружелюбную систему госуслуг, единого, узнаваемого контрагента и единые высокие стандарты обслуживания. Органы власти также получают единую систему предоставления госуслуг, но уже как единый, универсальный инструмент реализации своих публичных функций, который за счет эффекта кооперации и промышленного масштаба способен обеспечить максимальную экономическую эффективность, прежде всего, для консолидированного регионального бюджета.

Переход на такую трехканальную систему оказания госуслуг уже на этапе становления дает свои положительные результаты. При этом именно совершенствование системы госуправления, в значительной степени за счет построения и перехода на новую систему оказания госуслуг, способно оказать положительное влияние на инвестиционная привлекательность региона. По итогам 2015 года Кировская область вошла в пятёрку самых динамичных регионов по улучшению инвестиционного климата, при этом значительную роль здесь сыграл прорывной характер построения сети МФЦ. Количество центров госуслуг «Мои документы» в 2015 году было увеличено более чем в 2 раза.

При создании и переходе на новую систему госуслуг необходимо опираться не только на ожидаемые эффекты, в т.ч. вышеуказанные эффекты и результаты, но и на сроки, в которые система и ее основные элементы должны быть созданы, а результаты получены.

2015 год был годом всероссийского дедлайна проекта по созданию сети МФЦ. В настоящее время этот канал взаимодействия населения и государства создан, и более 95% кировчан и жителей области имеют возможность получать госуслуги в МФЦ по принципу «одного окна». Именно на базе МФЦ должен быть создан региональный центр телефонного обслуживания, это отвечает принципу целесообразности и экономической эффективности, и соответствующие мероприятия должны быть выполнены в рамках развития и совершенствование деятельности МФЦ.

Что же касается получения электронных услуг с помощью единого или регионального порталов госуслуг, то здесь также 601-ым Указом Президента России установлен заданный результат и срок, к которому они должны быть выполнены: к 2018 году не менее 70 процентов граждан должны использовать механизм получения услуг в электронном виде.

Таким образом, с точки зрения создания и перехода на новую, современную и эффективную модель предоставления госуслуг важнейшим, приоритетным направлением деятельности региональной власти в 2016-2018 годах должно стать развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также популяризация электронных госуслуг среди населения и бизнес-сообщества.

Несмотря на то, что в 2015 году в условиях серьезных ресурсных, временных ограничений основным проектом министерства был проект по созданию сети МФЦ, в направлении перехода на предоставление услуг в электронном виде совместно с другими органами власти, нашими подведомственными учреждениями, была проведена значительная работа, которая дала следующие результаты:

1. Обеспечено штатное, регламентное функционирование региональной инфраструктуры электронного правительства, в т.ч. региональной СМЭВ, а также в штатное, регламентное взаимодействие с федеральной СМЭВ.

Посредством СМЭВ осуществляется предоставление документов в электронной форме как в целях оказания государственных и муниципальных услуг органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, так и в целях предоставления документов по запросам федеральных органов власти.

В настоящее время к региональной СМЭВ подключены все органы исполнительной власти области, администрации 45 муниципальных районов и городских округов, 226 сельских поселений, все территориальные отделы МФЦ. В 2015 году реализовано подключение ко всем необходимым на тот момент сервисам федеральной СМЭВ, разработаны необходимые адаптеры к внутрирегиональным сервисам СМЭВ.
Следует отметить, что по итогам 2015 года Кировская область занимает 38 место среди регионов Российской Федерации по количеству запросов в адрес федеральных органов исполнительной власти (в 2014 – 63 место).

2. По состоянию на 01.01.2016 в электронный вид переведены 192 из 214 региональных госуслуг, или 90,2%. При этом в 2015 году из общего количество предоставленных в Кировской области госуслуг в размере более 12 млн.услуг в электронном виде предоставлено около 5 млн.услуг, что составляет более 40%.

Эти данные также коррелируются с данными Росстата, согласно которым по итогам 2015 года уже около 34% кировчан используют механизм получения услуг в электронном виде. В 2014 году этот показатель составлял только 23%. По сравнению с 2014 годом Кировская область с 54 места поднялась в национальном рейтинге на 15 позиций и по итогам 2015 года занимает 39 место. Вместе с этим следует отметить, что по темпу роста числа граждан, использующих механизм получения госуслуг в электронной форме, Кировская область по итогам 2015 года занимает 21 место в России и 5 место в Приволжском федеральном округе. При этом размер этого показателя в Кировской области (более 145%) значительно превышает окружной и среднероссийский, которые установились на уровне около 112%.

3. Обеспечено функционирование широкой сети пунктов подтверждения учетных записей ЕСИА во всех муниципальных образованиях области.

На конец 2015 года число пунктов составило 322 ед. Кировская область по числу пунктов подтверждения учетных записей в ЕСИА находится в первой десятке регионов России, в настоящее время занимает 8 место. Следует отметить, что в настоящее время делается анализ эффективности, результативности их работы, по результатам которого будут приняты соответствующие решения о корректировке их работы, в т.ч. в части повышения активности их деятельности.

Необходимо также отметить, что по количеству зарегистрированных в ЕСИА по итогам 2015 года Кировская область также значительно улучшила свой рейтинг, поднялась в нем на 8 позиций с 66 места в 2014 году на 58 по итогам 2015 года. И если по итогам 2014 года в ЕСИА было зарегистрировано 5,9% кировчан (около 66 тыс.чел.), то в по итогам 2015 года уже более 13% кировчан (более 148 тыс.чел.) зарегистрировано в ЕСИА, т.е. их количество увеличилось более чем в 2 раза за один год, и это очень хороший темп, очень хороший показатель. При этом по итогам мая этого года Кировская область уже находится на 57 месте среди регионов РФ с показателем 16,2% (или 180 тыс.чел.).

4. В 2015 году проводилась и продолжает проводится серьезная работа по популяризации получения услуг в электронном виде, прежде всего, в рамках проекта «Волонтеры информационного общества». Считаем эту работу также успешной. Кировская область в настоящее время занимает первое место вместе с городом Москва и Ростовской областью среди регионов России в рейтинге Минкомсвязи по популяризации электронных госуслуг.

Следует отметить, что определенные успехи Кировской области по вышеуказанным направлениям, связанным с переходом на предоставление услуг в электронном виде, отмечены на федеральном уровне.

Электронное правительство России

Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти, повышению уровня информационно-коммуникационной грамотности, расширению сектора Рунет.

Практически все органы государственной власти поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. В то же время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме, имеет место дублирование информации и противоречивость данных, отсутствуют единые форматы, протоколы, технологии автоматизированной обработки и анализа данных, не дискриминационного доступа к ним, что снижает качество и оперативность принимаемых решений, усложняет процедуры их обработки. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан. Обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между ведомственными информационными системами.

Целями формирования в РФ электронного правительства являются:

  • повышение качества, оперативности и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг;
  • повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;
  • повышение качества административно-управленческих процессов;
  • совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

  • развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа к информации;
  • предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и Интернет;
  • создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
  • внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти;
  • формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений.

В качестве основных приоритетов и направлений формирования электронного правительства Концепция определяет следующие:

  1. Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования ИКТ.
  2. Развитие сайтов государственных органов в Интернет, что обеспечит, в частности, полное, достоверное, оперативное размещение и обновление информации, связанной с деятельностью, структурой, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность для данного государственного органа, оперативный доступ к открытой информации, организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках, обратной связи и обработки обращений граждан. Предусматривается создание единого Интернет-портала государственных услуг, объединяющего в рамках общей системы навигации сайты соответствующих государственных органов в Интернет.
  3. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде, которая будет базироваться, в частности, на сети центров общественного доступа, информационных терминалов устанавливаемых в органах исполнительной власти.
  4. Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений организаций и граждан с целью обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации.
  5. Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами на основе единого реестра государственных услуг и условий их предоставления, общего справочника общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан государственными органами.
  6. Использование единой сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые позволят, в частности, обеспечить предоставление комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными, региональными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по принципу «одного окна».
  7. Предоставление государственных услуг с использованием Интернет, например, приоритетные услуги в сфере учета объектов недвижимости, а также регистрации прав на них и сделок с ними; обеспечения социальной помощи и социальных выплат; оформления правового состояния граждан; получения разрешений для предпринимательской деятельности.
  8. Создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия, которая должна обеспечить автоматизацию процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами, обеспечение доступа к ним других государственных органов на основе единой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.
  9. Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный и защищенный информационный и документационный обмен между Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, палатами Федерального Собрания РФ и федеральными органами исполнительной власти.
  10. Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов, которые позволят повысить качество принимаемых управленческих решений органов государственной власти, унификацию и автоматизацию процедур сбора и согласования ведомственных планов и отчетности об их исполнении в рамках единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов.
  11. Формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства, которая должна обеспечить, в частности, развитие законодательства РФ, обеспечивающего использование ЭЦП в РФ, гармонизированного с международными правовыми актами.

Одновременно необходимо разработать требования к выполнению административных регламентов с помощью информационных систем, включающих порядок:

  • определения состава данных, используемых при выполнении государственных услуг, а также регламентных действий, приводящих к изменению учетных данных в процессе оказания государственных услуг;
  • регистрации всех учетных данных, лиц, производящих изменения учетных данных, а также момента времени осуществления изменений;
  • обеспечения достоверности и юридической значимости данных в электронной форме;
  • электронное протоколирование всех юридически значимых административных процедур;
  • восстановления состояния учетных данных в любой момент с учетом предыстории;
  • определения должностных лиц органа государственной власти, ответственных за выполнение административных регламентов с использованием ИКТ.

Также определяются организационные требования к порядку функционирования информационных систем, используемых при оказании государственных услуг, в частности, к порядку ввода информационных систем в эксплуатацию, их сопровождению, публикации (раскрытия) исходных текстов программ и технических спецификаций аппаратуры и технологий, эксплуатируемых в информационных системах органов государственной власти.

Формирование электронного правительства РФ планируется обеспечить до 2010 года в два этапа.

На первом этапе (окончание было в 2008 г.) планировалось разработать нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для доступа граждан к информации о деятельности и услугах государственных органов, а также типовые ведомственные технологические решения поддержки предоставления государственных услуг и обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти на основе ИКТ.

Одновременно предполагается завершить проектирование и создание действующих прототипов и опытных участков межведомственных компонентов электронного правительства, т.е. единой системы информационно-справочной поддержки граждан, инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия, защищенной системы межведомственного электронного документооборота.

На втором этапе (2009–2010 гг.) необходимо обеспечить тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности органов государственной власти типовых ведомственных технологических решений.

Координацию деятельности по формированию в РФ электронного правительства осуществляет Правительственная комиссия по проведению административной реформы.

Создание и внедрение единой информационно-справочной системы, ИКТ инфраструктуры, единой информационной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти в рамках оказания государственных услуг, технологического администрирования электронного правительства возлагаются на Министерство информационных технологий и связи РФ. Создание системы защищенного межведомственного электронного документооборота возлагается на Федеральную службу охраны РФ.

На уровне субъектов РФ вопросы координации формирования электронного правительства возлагаются на региональную комиссию по административной реформе.

Эффект реализации Концепции представляется возможным оценить с учетом следующих основных направлений формирования электронного правительства:

  • снижение трудозатрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне;
  • уменьшение административной нагрузки на организации и граждан, снижение количества обращений граждан для оказания услуг и сокращение времени ожидания за счет оперативности взаимодействия органов государственной власти на основе ИКТ;
  • обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, рост отечественного производства ИКТ за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию современных ИКТ;
  • развитие национальной ИКТ-инфраструктуры и обеспечение информационного единства страны.

В рамках административной реформы планируется поддерживать реализацию пилотных проектов с участием широкого круга федеральных и региональных органов государственной власти.

Отечественные проекты системы «электронное правительство» реализуются, например, в Чувашии (пилотный проект «Электронная Чувашия»).

Пилотный проект предусматривает создание серии информационных систем:

  • единого электронного реестра населения;
  • системы электронных торгов;
  • системы управления исполнением бюджета;
  • портала органов государственной власти и др.

Проект базируется на концепции HP e-Government Framework, на основе которой создаются единые модели (подсистемы) идентификации и авторизации, обеспечения безопасности, описания и обнаружения предоставляемых сервисов, управления системой (на основе OpenView ).

В ходе реализации проекта приложения, которые создавались ранее для отдельных учреждений, интегрированы в единую структуру управления информационными ресурсами.

Модернизирована и коммуникационная инфраструктура (например, внедрены широкополосные каналы), созданы муниципальные центры общественного доступа к информации (например, установлены в госучреждениях информационные киоски с сенсорными экранами, а в бюджетных организациях организован бесплатный доступ к ресурсам республиканской информационной системы).

На муниципальном уровне созданы информационные системы, объединяющие ресурсы всех местных органов власти и подсоединяемые к Интернет.

Создано также и ядро этой системы – республиканский Центр обработки данных.

Аналогичные пилотные проекты разрабатываются также и в других регионах.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое электронное правительство?
  2. Каковы цели формирования электронного правительства в РФ?
  3. Каковы проблемы формирования электронного правительства в РФ?
  4. Что такое Федеральная целевая программа «Электронная Россия»?
  5. Каковы цели Федеральной целевой программы «Электронная Россия»?
  6. Каковы приоритеты Концепции построения электронного правительства в РФ?
  7. Каковы этапы и задачи этапов формирования электронного правительства РФ?
  8. Каковы основные направления формирования электронного правительства в РФ?

Задачи и упражнения

  1. Напишите эссе на тему «Электронное правительство».
  2. Напишите эссе на тему «Правовая база формирования электронного правительства».
  3. Напишите эссе на тему «Социально-экономические последствия функционирования электронного правительства».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх