Куперс

Бухучет и анализ

Информацию на стикере считать приоритетной Роспотребнадзор

Законодательство не регулирует вопрос, как исправлять отдельную информацию о товаре на потребительской таре, в частности об изготовителе. Вместе с тем из положений нормативных правовых актов можно сделать вывод, что изготовитель вправе снабдить упаковку этикеткой с достоверной информацией.

Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация в обязательном порядке должна содержать в том числе наименование и адрес изготовителя и может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 1 ст. 495 ГК РФ, ст. 9 и 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300‑1 «О защите прав потребителей» и п. 3.1 ГОСТ Р 51074—2003).

Информация о пищевых продуктах может быть предоставлена потребителям в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контр­этикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и п. 3.2 ГОСТ Р 51074—2003).

Информация наносится любым способом и должна быть четкой и легко читаемой (п. 3.7.1 и 3.8 ГОСТ Р 51074—2003).

Таким образом, изготовитель пищевых продуктов вправе самостоятельно выбрать конкретный способ или способы информирования потребителей (этот вывод встречается и в судебной практике, например в постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2009 № КА-А40/1080-09).

Изготовитель может нанести информацию на листок-вкладыш, этикетку или ярлык, если разместить ее на потребительской таре по каким-либо причинам не удается. Заметим, что в п. 3.7.2 ГОСТ Р 51074—2003 назван только листок-вкладыш. Но это не означает, что в указанных целях нельзя использовать этикетку или ярлык. Последние выполняют ту же функцию — информирование потребителей. Кроме того, во многих нормативных правовых актах этикетка и лист-вкладыш отождествляются (например, абз. 14 п. 8.24 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066—01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, п. 16 Положения о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 988).

Поскольку изготовитель обязан обеспечить потребителя необходимой и достоверной информацией о товаре, с этой целью он вправе разместить на потребительской таре этикетку с достоверными и необходимыми по закону сведениями о товаре. Недостаточно указать на ней только сведения о новом наименовании изготовителя и новом адресе, ведь этикетка должна содержать всю информацию о товаре, которая требуется по законодательству.

Чтобы не вводить покупателя в заблуждение двойственной информацией, его внимание необходимо привлечь к информации на этикетке, в частности сделав ее текст более крупным и удобочитаемым, чем на упаковке товара. В тексте нужно указать, что наименование и адрес изготовителя на этикетке новые (настоящие, достоверные, действительные). Такой способ исправления информации о товаре будет свидетельствовать о добросовестности и разумности изготовителя, что требуется от каждого участника гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).

В заключение отметим, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), а также об изготовителе признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: для должностных лиц — предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб., для юридических — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Вопрос: Органом защиты прав потребителей привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП производитель закусок – мюсли. Поводом для привлечения к ответственности послужил тот факт, что на потребительской упаковке (пакете) имеется самоклеющийся стикер, на котором нанесена надпись: «Информация на стикере является приоритетной». Производитель, указанный на упаковке, отличается от наименования производителя, указанного на стикере, адреса местонахождения также разнятся. Правомерна ли позиция органа?

Ответ: Позиция проверяющего органа правомерна. Данный вывод усматривается из того, что на товаре должно быть указано наименование организации, непосредственно изготовившей товар, кроме того информация о производителе должна быть исполнена непосредственно на потребительской таре. Формулировку «Информацию на стикере считать приоритетной», потребитель может воспринять не правильно.

Обоснование: Исходя из норм части 1 статьи 14.3 КоАП нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, как установлено данной нормой, не указание, неверное указание, либо иное нарушение права потребителя на получение достоверной информации о производителе, является правонарушением, следовательно, это является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.

В силу норм пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 7.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон N2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Данной нормой четко установлена обязанность производителя доводить до потребителя свое наименование, а также местоположение организации.

Как установлено нормами абзаца 8 пункта 2 статьи 10 Закона N2300-1, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Приведенная норма четко указывает на необходимость доведения до потребителя информации о наименовании производителя, а так же о его местонахождении.

Нормами пункта 3 статьи 10 Закона N2300-1 установлено, что информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Соответственно, информация о производителе может быть указана на этикетке, в документах, прилагаемых к товару, либо иным способом, незапрещенным законом.

Принимая во внимание нормы пункта 3.2 «ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт РФ. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 51074-2003) информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Следовательно, на пищевых продуктах информация должна содержаться непосредственно на потребительской таре, если это невозможно, то иным способом, например на этикетке, пробке бутылки, ярлыке и т.д.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что привлечение к ответственности является правомерным, данный вывод следует из того, что информация о производителе в данном случае должна быть нанесена непосредственно на упаковку, размещение наклейки может ввести потребителя в заблуждение, кроме того, неявна сама формулировка «Информацию на стикере считать приоритетной». Также следует отметить, что на потребительской таре должно быть указано наименование той организации, которая произвела данный товар, в данном случае это определить затруднительно.

Вот уже месяц, как в России действует технический регламент на молоко и молочную продукцию, пришедший на замену «советскому» ГОСТу. И теперь потребители должны знать, что они пьют — молоко или молочный напиток. Но, как заявил первый вице-премьер Виктор Зубков, «реализация закона осуществляется не лучшим образом». «Известия» решили провести собственное расследование.

По новому техрегламенту продукция, в составе которой присутствует молочный порошок, не может называться молоком — только молочным напитком. Это правило действует еще с декабря прошлого года, когда закон вступил в силу. Но уже тогда «Известия» выяснили, что участники рынка фактически игнорируют техрегламент. Ссылаясь на переходный период, в течение которого они могут использовать старую упаковку.

Утверждение, по меньшей мере, лукавое. Действительно, Роспотребнадзор разрешил молочникам в течение полугода работать по-старому. С условием, что потребители будут знать, что они покупают. Еще в декабре ведомство Геннадия Онищенко предложило производителям наклеивать на молочные пакеты информационные стикеры. Но обнаружить «правильную» упаковку «Известиям» удалось только на этой неделе.

Итак, на пакете молока известной марки черным по белому написано, что продукция изготовлена из нормализованного и восстановленного — то есть порошкового — молока. А сзади на упаковке прилеплена маленькая (примерно 4 х 2 см) наклеечка, сообщающая о следующем: «Информацию на стикере считать приоритетной. Состав: молоко нормализованное».

Что такое нормализованное молоко? Это молоко, доведенное до необходимой жирности и требуемого уровня белка. Как это делается? Двумя способами. Можно использовать специальную технологию, позволяющую «сбалансировать» цельное молоко. А можно пойти более простым путем — добавить в молоко обезжиренный порошок, увеличив, таким образом, количество белка и уменьшив количество жиров. Судя по тому, что на пакете имеется надпись «молоко», производитель выбрал первый вариант.

Пока подобные стикеры наносят далеко не все производители. Поэтому на днях первый вице-премьер Виктор Зубков раскритиковал ход выполнения техрегламента. По его словам, «были все основания полагать, что с 17 декабря наши граждане будут знать, что они пьют — молоко или молочный напиток». Но проверка, проведенная Роспотребнадзором, показала, что «в жизни все получается иначе».

Да и как может быть по-другому, если производители молока по-прежнему жалуются «Известиям», что введенный техрегламент не увеличил спрос на натуральное сырье? Переработчики по-прежнему предпочитают работать с поставщиками дешевого «порошка», чем с фермерами.

Кстати говоря, отличить «порошковое» молоко от настоящего практически невозможно. Для этого нужно проводить чуть ли не спектральный анализ. А такой аппаратуры нет даже у Роспотребнадзора. Правда, некоторые эксперты полагают, что восстановленное молоко отличается от цельного специфическим сладковатым привкусом. Считается, что чем больше в напитке порошка, тем оно слаще.

Признавать, что молоко сделано из порошка, производители не спешат. Но взамен сообщают потребителям массу другой информации. Так, многие производители пишут теперь на упаковке: «питьевое» молоко (некоторые добавляют: «коровье»). Видимо, для того, чтобы у потребителей не возникало вопросов, что делать с содержимым пакета. Кроме того, большинство молочников вынесли на лицевую сторону упаковки характеристику продукта (например, «стерилизованное» или «ультрапастеризованное»).

Какое мороженое — настоящее?

Если молочники продолжают «бойкотировать» техрегламент, то мороженщики уже по нему живут. Документ классифицирует мороженое по «видам» и определяет, из чего оно должно быть сделано. Так, если на упаковке написано одно слово «мороженое», то в его составе могут быть (и, как правило, есть) растительные жиры. Поэтому производители теперь указывают на обратной стороне упаковке, что это «мороженое растительно-сливочное» или «мороженое с растительным жиром». Но если на этикетке написано «пломбир», «молочное мороженое» или «сливочное мороженое», можно быть уверенным: растительных ингредиентов там нет. Как и положено по техрегламенту.

Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, знает, что рано или поздно к нему наведаются лучшие друзья субъектов хозяйствования — проверяющие из органов ГНС.

Нередко на практике возникают проблемные ситуации, когда, например, бухгалтер сомневается: должен ли он допустить налогового инспектора на проверку; может ли он, с одной стороны, настаивать на переносе сроков проверки, а с другой — согласиться с налоговиками на продление сроков проверки; какие действия он должен предпринять, если в результате проверки у него имеется только акт, а налоговое уведомление-решение отсутствует и т. д.

В настоящей статье мы рассмотрим несколько налогово-проверочных ситуаций, с просьбой о помощи в разрешении которых к нам обратились подписчики.

Ситуация 1

Предприятие получило уведомление о проведении плановой выездной проверки, в котором были указаны даты начала и окончания ее проведения. Однако в положенное время налоговики на предприятии не появились.

Через 10 дней после указанной даты начала проверки предприятие получило из ГНИ письмо, в котором сообщалось, что в связи с реорганизацией ГНИ (реформа подразделений, занимающихся крупными налогоплательщиками) о сроках проведения проверки будет сообщено дополнительно. И наконец еще через 2 недели на предприятие поступило второе письмо, информирующее о том, что врученное ранее уведомление отзывается и направляется новое уведомление с новыми сроками начала и окончания проверки.

Насколько законным является перенос проверки на более поздний срок путем отзыва первого уведомления и направления второго? Имеет ли право предприятие не допустить налоговиков к проверке?

Для справки:

В результате нахождения в режиме ожидания проверки предприятие было вынуждено отменить командировку должностного лица, отозвать работника из отпуска и длительное время отвлекать работников от исполнения основных обязанностей в связи с подготовкой документов к проверке.

Напомним, что плановая проверка осуществляется в соответствии с планом-графиком, который составляется контролирующими органами ежеквартально согласно Порядку координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), утвержденному Постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 619 (далее — Порядок № 619)*.

* Порядок № 619 — см. в «Бухгалтере» № 39’2007 на с. 13т–15т.

В п. 3 Порядка № 619 указывается:

«Замена в планах-графиках плановых выездных ревизий и проверок субъекта хозяйствования, деятельность которого подлежит проверке, и изменение сроков их проведения запрещаются, кроме случаев возникновения объективных обстоятельств (ликвидация, банкротство субъекта хозяйствования, прекращение его деятельности на длительное время, обстоятельства непреодолимой силы и т. п.)».

Из этого, полагаем, следует, что, сроки проверки могут быть изменены лишь в исключительных случаях возникновения объективных обстоятельств именно у плательщика налогов. В отношении же контролирующего органа говорится лишь о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то есть войны, экстремальных погодных условий, пожара, общественных беспорядков и др.

Так что реорганизация ГНИ к вопросу переноса срока проверки отношения не имеет.

Сама ГНАУ в вопросе недопустимости изменения сроков проверки достаточно последовательна.

«Не допускается повторная выписка уведомления о проведении плановой выездной проверки одного и того же плательщика налогов с изменением сроков ее проведения».

Как видим, за 4 года позиция ГНАУ в этом вопросе не изменилась, но почему-то об этом не знают на местах.

Таким образом, перенос плановой выездной проверки на более поздний срок путем отзыва первого уведомления и направления второго не соответствует действующему законодательству.

Что касается (не)допуска налоговиков к проверке, то смелый налогоплательщик может отказать контролерам в реализации их прав.

Свой отказ он может мотивировать сначала ссылкой на ч. 4 ст. 111 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон о ГНС)*, которая гласит:

* Статью 111 и упомянутые ниже статьи 112 и 14 Закона о ГНС — см. в «Бухгалтере» № 42’2005 на с. 8т–10т.

«Право на проведение плановой выездной проверки плательщика налогов предоставляется только в том случае, если ему не позднее чем за десять дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения».

Выше мы пришли к выводу, что повторная выписка уведомления с изменением сроков является незаконной.

Далее смелый налогоплательщик акцентирует внимание на том, какие документы должны предоставить ему проверяющие для допуска на проверку в соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона о ГНС. В частности, у них должно быть направление на проверку, в котором указываются дата его выдачи, название органа ГНС, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, проводящих проверку.

При этом следует подчеркивать, что в направлении на проверку указаны дата начала и дата окончания проверки, а вот даты, зафиксированные в повторном уведомлении, не могут использоваться, поскольку его выписка является незаконной.

И, наконец, нужно обратить внимание проверяющих на ч. 2 ст. 112 Закона о ГНС, в которой сказано:

«Непредоставление этих документов** плательщику налогов или их предоставление с нарушением требований, установленных частью первой настоящей статьи, является основанием для недопуска должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки».

** При проведении внеплановой выездной проверки обязательным является также предоставление копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки.— А. П.

После этого налогоплательщик в письменной форме информирует руководителя органа ГНС о причинах недопуска его работников к проведению проверки. В письме (жалобе) также следует отметить, что забрасывание предприятия письмами и уведомлениями о новых сроках проведения проверки и вынужденная продолжительная готовность предприятия к ее проведению дают основания говорить о нарушении органами ГНС положений ч. 5 ст. 19 ХК, в соответствии с которой

«незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются».

К тому же ч. 3 ст. 112 Закона о ГНС установлено, что проведение проверок органами ГНС не должно нарушать нормального режима работы плательщиков налогов.

Естественно, в ситуации, когда предприятие более месяца находилось в состоянии перманентного ожидания проверки, можно усомниться в нормальном режиме его работы.

Если реакция руководителя органа ГНС будет неадекватной, есть вероятность признания второго уведомления с новыми сроками недействительным в судебном порядке.

Ну а более осторожный налогоплательщик, конечно же, допустит налоговиков к проведению проверки. Ведь в противном случае ему угрожает возможность применения административного ареста активов.

Напомним, что в соответствии с п/п. 9.1.2″г» Закона «О порядке погашения…» арест активов может быть применен, если плательщик налогов отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения.

И уже после ее проведения принятое на основании такой проверки решение о применении штрафных санкций может быть обжаловано в связи с тем, что проверка проводилась с нарушением требований, установленных ст. 112 Закона о ГНС.

Ситуация 2

Предприятие получило уведомление о проведении плановой выездной проверки. Однако ее проведение весьма проблематично, поскольку главный (и единственный) бухгалтер болен (ему сделана операция) и в ближайшие 2 недели вряд ли сможет появиться на предприятии. Можно ли попытаться в таком случае перенести дату начала проверки на более поздний срок? Что будет, если налоговикам будет отказано в проведении проверки?

Мы считаем, что у предприятия мало шансов для положительного разрешения ситуации: вряд ли руководство ГНИ примет решение о переносе даты начала проверки.

Как уже излагалось выше, согласно п. 3 Порядка № 619 изменение сроков проверки возможно только в случаях ликвидации, банкротства, прекращения деятельности на длительное время субъекта хозяйствования, возникновения обстоятельств непреодолимой силы и т. п. К сожалению, болезнь главного бухгалтера не относится к основаниям, которые могут повлиять на перенос сроков проверки.

Впрочем, никто не запрещает предприятию попытаться сдвинуть сроки проверки, изложив уважительные обстоятельства (подразумевая их в «и т. п.») в письме на имя руководителя органа ГНС. В нем следует акцентировать внимание на том, что из-за болезни бухгалтера практически невозможно будет обеспечить подготовку необходимых документов, представить объяснения по вопросам, возникающим во время проверки и т. п.

В то же время напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (см. «Бухгалтер» № 4’2008, с. 3т) ответственность за организацию бухгалтерского учета несет собственник или руководитель предприятия. Поэтому в отсутствие главного бухгалтера его обязанности должен исполнять либо сам руководитель, либо лицо, назначенное временно исполнять обязанности главного бухгалтера.

Теперь о том, как могут развиваться события при недопуске к проведению проверки.

В этом случае налоговики, скорее всего, будут руководствоваться положениями своего внутриведомственного документа, а именно Методическими рекомендациями относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденными приказом ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355, с изменениями (далее — Методрекомендации № 355).

В частности, п. 1.16 Методрекомендаций № 355 (см. «Бухгалтер» № 26’2008, с. 19–20) установлено, что в случае отказа от проведения плановой или внеплановой проверки при наличии законных оснований для ее проведения должностными лицами ГНС составляется акт об отказе от допуска к проверке. Указанным пунктом Методрекомендаций № 355 также предусмотрено, что в случае недопуска к проверке, намеренном создании ненадлежащих условий для проведения проверки, игнорировании законных требований работников органов ГНС, осуществляющих проверку, работником подразделения, осуществляющего (возглавляющего) проверку, в тот же день составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 1633 КоАП*.

* Указанной статьей КоАП (см. «Бухгалтер» № 42’2005, с. 19т) предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 10 НМДГ (повторно в течение года — от 10 до 15 НМДГ).

Кроме того, на предприятие может наехать налоговая милиция, а также может возникнуть угроза применения административного ареста активов.

Идем дальше.

Пунктом 1.17 Методрекомендаций № 355 (см. «Бухгалтер» № 26’2008, с. 20) установлено, что в случае невозможности начать проверку, к примеру, в связи с недопуском должностных лиц органа ГНС к проведению проверки или наличием других причин, которые делают невозможными ее проведение, в частности болезнь**, отпуск или командировка должностных лиц плательщика налогов, отсутствие других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством вести налоговый учет и отчетность, подразделением, проводящим (возглавляющим) проверку, составляется акт произвольной формы. В нем излагаются причины невозможности начать проверку в сроки, указанные в направлении на ее проведение, и делается соответствующая запись об осуществлении указанной проверки после устранения причин ее непроведения.

** Как видим, болезнь бухгалтера таки может сделать невозможным проведение проверки и в конечном итоге привести к переносу сроков ее проведения, однако для этих целей предприятию придется пройти определенный путь, указанный в пунктах 1.16–1.17 Методрекомендаций № 355.

Обращаем внимание на то, что и в случае, когда проверка не состоялась по вине плательщика налогов, повторное уведомление ему не направляется, а выписывается новое направление на проверку с указанием новой даты начала и окончания ее проведения с соблюдением продолжительности ее проведения, определенной в соответствии с планом-графиком. При этом в акте проверки обязательно излагаются обстоятельства, которые привели кнарушению сроков проведения такой проверки, указанных в уведомлении о проведении проверки.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что в случае болезни главного бухгалтера отказывать налоговикам в проведении проверки большого смысла нет, пусть придут и на месте убедятся, что проводить ее в установленные сроки нецелесообразно, составят акт — и самостоятельно перенесут сроки ее проведения.*

* В этой связи хотим обратить внимание на определение Киевского апелляционного административного суда от 27.08.2008 г. по делу № 22-а-795/08р.

Коротко о его предыстории.

Предприятие отказалось от проведения выездной плановой проверки в связи с тем, что главный бухгалтер находился в отпуске (письменное обращение в ГНИ с просьбой «войти в положение» положительных результатов не дало). ГНИ в свою очередь обратилась в хозяйственный суд с админиском к предприятию о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки (налоговики тоже любят обращаться в суды).

У этой судебной истории счастливый конец: ГНИ было отказано в проведении внеплановой проверки. Но так бывает не всегда.

Выбор мирного пути урегулирования вопроса также позволит предприятию избежать: 1) штрафных санкций по ст. 1633 КоАП; 2) возможного знакомства с подразделением налоговой милиции; 3) админареста активов.

Ситуация 3

В последний день плановой выездной проверки налоговики заявили, что ввиду большого объема работы они не успевают своевременно закончить проверку, в связи с чем вынуждены продолжить ее проведение. Документы, на основании которых продлены сроки проведения проверки, они обещали предоставить в первый «продленный» день проверки.

Законны ли действия налоговиков? В каких случаях и на основании каких документов они имеют право продлить срок такой проверки?

Напомним, что Закон о ГНС (ст. 111) ограничивает длительность плановой выездной проверки 20 рабочими днями, а для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочими днями. Продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно на срок не более 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.

К сожалению, Закон о ГНС не устанавливает четких критериев, на основании которых возможно продление сроков проверки. ГНАУ постаралась заполнить этот пробел в Методрекомендациях № 355.

Так, в п. 1.19 Методрекомендаций № 355 (см. «Бухгалтер» № 26’2008, с. 20–21) предусмотрено, что продление срока проведения проверок осуществляется по решению руководителя соответствующего органа ГНС, которое оформляется приказом. Продление сроков проведения проверки начинается в первый рабочий день, следующий за последним рабочим днем, указанным в направлении на проверку.

Основанием для принятия решения (оформления приказа) о продлении срока проведения проверки является докладная записка руководителя подразделения органа ГНС, который организовал или возглавил такую проверку. В докладной записке должны быть изложены объективные причины необходимости продления проверки, например: факты задержки плательщиком налогов в предоставлении документов на проверку; значительные объемы операций, проведенных плательщиком налогов в проверяемый период; отсутствие налогового учета или ведение его с нарушением установленного порядка; значительный проверяемый период; необходимость привлечения к проверке других работников или изменение по объективным причинам состава бригады проверяющих.

Судя по всему, «большой объем работы», о котором говорят налоговики, вызван значительными объемами операций или ведением налогового учета с нарушением установленного порядка. Так что с изложением объективных причин у налоговиков вряд ли будут проблемы.

После оформления решения (приказа) о продлении сроков проведения проверки выписывается новое направление на проверку (в 2-х экземплярах) и первый его экземпляр вместе с копией приказа на продление проверки вручается плательщику налогов под расписку. При этом в приказе и направлении указывается срок продления проверки, а в случае привлечения дополнительных работников или их замены — указывается новый состав бригады проверяющих.

Напомним, что Методрекомендации № 355 являются достаточно новым документом, а приведенный в них порядок продления сроков проведения налоговых проверок действует гораздо дольше. Ранее он был прописан в уже отмененном письме от 09.09.2005 г. № 18041/7/23-1217/1117, затем перекочевал в обзорное письмо № 14082. Из обзорного письма № 14082, кстати, следует, что приказ на продление проведения проверки должен быть оформлен в ходе ее проведения, а не после ее окончания. Поэтому перерыв между датой окончания проверки согласно первому направлению и датой продления проверки, указанной в приказе на продление, не допускается.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что при соответствующем документальном оформлении продления плановой выездной проверки с учетом требований, приведенных в Методрекомендациях № 355 и в обзорном письме № 14082, такое продление является возможным.

Ситуация 4

Работником отдела администрирования НДС управления налогообложения юридических лиц ГНИ была проведена документальная невыезднаяпроверка налоговой декларации по НДС, представленной за октябрь 2009 года. В акте о результатах документальной невыездной (камеральной) проверки налоговой декларации по НДС (далее — акт проверки) был зафиксирован следующий вывод проверяющего:

«На основании п/п. 7.2.6 и 7.5.1 Закона об НДС и Закона «О порядке погашения…» уменьшается остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода на ххх гривень».

Должностные лица предприятия не согласились с таким выводом и подписали акт проверки с замечаниями, указав в нем свое несогласие с результатами проверки. Далее на предприятии было принято решение возражения к акту проверки в ГНИ не представлять, а сразу обжаловать налоговое уведомление-решение. Однако налогового уведомления-решения предприятие так и не получило. В результате обращения в ГНИ была получена информация о том, что в подобном случае уведомление-решение налогоплательщику вообще не направляется. Можно ли тогда обжаловать акт проверки и если нельзя, то что в таком случае можно обжаловать?

Будем разбираться.

Для начала напомним определение акта, содержащееся в п. 1.3 Порядка оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНАУ от 10.08.2005 г. № 327 (далее — Порядок № 327)*:

* Порядок № 327 — см. в «Бухгалтере» № 42’2005 на с. 36т–43т, изменения к нему — в № 25’2007 на с. 14–16.

«Акт — служебный документ, подтверждающий факт проведения невыездной документальной либо выездной плановой или внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и являющийся носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства субъектами хозяйствования».

Подпунктом 2.4.3 Порядка № 327 установлено, что в акте не допускается определение вида и размера штрафных (финансовых) санкций за установленные нарушения.

Если плательщик налогов не соглашается с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, он может в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения экземпляра акта проверки, представить в орган ГНС возражения к акту проверки. Органы ГНС рассматривают возражения в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их поступления, и о результатах рассмотрения письменно уведомляют плательщика (п. 4.4 Порядка № 327).

А вот обжаловать акт проверки нельзя, поскольку он не является юридической формой решений налоговых органов. Акт проверки служит лишь основанием для того, чтобы должностные лица налоговых органов приняли решение о том, определять или нет налоговые обязательства и/или штрафные санкции. И только принятые налоговым органом на основании акта проверки решения, которые создают определенные правовые последствия для плательщиков налогов и имеют для них необязательный характер, подлежат обжалованию.

Вадсуд в п. 13 своего письма от 30.11.2009 г. № 1619/10/13-09 (см. «Бухгалтер» № 47’2009, с. 22) разъяснил следующее:

«Акты проверки не являются решениями субъекта властных полномочий, не приводят к возникновению каких-либо прав и обязанностей лиц или субъектов властных полномочий, а следовательно, не порождают правоотношений, которые могут быть предметом спора.

Таким образом, если предметом иска является отмена акта проверки субъекта властных полномочий, то судам следует отказывать в открытии производства по административному делу на основании пункта 1 части первой статьи 109 КАС Украины, а открытое производство по делу надлежит закрывать на основании пункта 1 части первой статьи 157 указанного Кодекса».

Поскольку в рассматриваемом случае предприятие своевременно не представило в ГНИ возражения к акту проверки, попробуем разобраться, можно ли предпринять какие-либо действия для исправления ситуации.

В пункте 6.1 Закона «О порядке погашения…» сообщается:

«В случае если сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, такой контролирующий орган направляет плательщику налогов налоговое уведомление, в котором указываются основание для такого начисления, ссылка на норму налогового закона, в соответствии с которой был сделан расчет или перерасчет налоговых обязательств, сумма налога или сбора (обязательного платежа), надлежащего к уплате, и штрафных санкций при их наличии, предельные сроки их погашения, а также предупреждение о последствиях их неуплаты в установленный срок и предельные сроки, предусмотренные законом для обжалования начисленного налогового обязательства (штрафных санкций при их наличии)».

Теперь обратимся к п. 4.2 Закона «О порядке погашения…» и убедимся, что контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства плательщика налогов, если в результате проведения камеральной проверки он выявляет арифметические или методологические ошибки в представленной налоговой декларации, приведшие к занижению или завышению суммы налогового обязательства.

Напомним, что налоговое обязательство согласно п. 1.2 Закона «О порядке погашения…» — это

«обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму денежных средств в порядке и сроки, которые определены настоящим Законом или другими законами Украины».

Таким образом, мы приходим к выводу, что принять налоговое уведомление-решение налоговый орган может только в том случае, если он определил плательщику налогов налоговое обязательство. В нашем же случае речь идет о сумме, которая подлежит зачислению в состав налогового кредита следующего налогового периода, и она не подпадает под определение налогового обязательства.

Выходит, что налоговый орган, не принявший и не направивший в адрес плательщика налоговое уведомление-решение,применительно к рассматриваемой ситуации поступил правомерно. И единственным документом, который фиксирует факт наличия нарушения, допущенного предприятием (по мнению работника ГНИ!), является акт проверки.

Кстати, ГНАУ в письме от 14.07.2006 г. № 7990/5/23-1016/383 (см. «Бухгалтер» № 31’2006, с. 22–23) обращала внимание на то, что, если проверкой установлено завышение отрицательного значения объекта налогообложения, но налоговое обязательство не начислено и налоговое уведомление-решение плательщику не направлено, согласование и обжалование этого действия не производятся.

В редакционном комментарии к этому письму подчеркивалось, что налоговики последовательны в своей нечестности.

В соответствии с их же Порядком направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений плательщикам налогов и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденным приказом ГНАУ от 21.06.2001 г. № 253, с изменениями, при выявлении в ходе проверки завышения отрицательного значения объекта налогообложения налоговое уведомление-решение не принимается, что существенно затрудняет процедуру обжалования подобных действий.

При этом выражалось пожелание (адресованное ГНАУ) урегулировать проблему с документальным оформлением решения об уменьшении отрицательного значения* каким-либо актом — чтобы этот акт мог быть обжалован в обычном порядке. Для этого необходимо лишь внести изменения в подзаконные приказы самой ГНАУ.

* Кстати, это касается не только уменьшения отрицательного значения объекта налогообложения, но и других случаев, не подпадающих под определение налогового обязательства.

С тех пор прошло более 3 лет, а воз и ныне там.

Что же делать?

В письме от 14.07.2006 г. № 7990/5/23-1016/383 ГНАУ подсказывает, что в соответствии со ст. 14 Закона о ГНС решения, действия или бездействие органов ГНС и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

При этом она ссылается на ст. 16 Закона «Об обращениях граждан», согласно которой жалоба на действия или решения органа государственной власти, должностного лица подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством.

Поэтому в рассматриваемой ситуации можно посоветовать предприятию обжаловать не акт проверки (поскольку оспаривать данные, содержащиеся в нем, невозможно), а противоправные действия работника ГНИ, которые привели к принятию им незаконного решения.

Кстати, в редакционном комментарии к вышеупомянутому п. 13 письма Вадсуда от 30.11.2009 г. № 1619/10/13-09 обращалось внимание на то, что если в актах налоговики прямо указывают требования к плательщику, например уменьшить убытки по декларации на такую-то сумму, то такое предписание можно просто проигнорировать, поскольку акт является, по сути, внутренним служебным документом ГНИ. Но, очевидно, можно обжаловать это требование как действие ГНИ, нарушающее права плательщика.

Кроме того, можно воспользоваться идеей Вадсуда, согласно которой акт проверки не приводит к возникновению прав и обязанностей субъекта властных отношений (то есть ГНИ) и не порождает правоотношений, то есть наличие акта не давало налоговикам права проводить какие-либо начисления в лицевом счете плательщика.

В таком случае можно обжаловать неправомерные действия ГНИ по отражению результатов проверки, зафиксированных в акте, в лицевом счете.

Ну а в дальнейшем, чтобы избежать подобных проблем, следует внимательнее относиться к изучению акта проверки. И если на основании анализа его содержания не предполагается принятие налоговиками решения о начислении налогового обязательства, нужно постараться успеть представить в ГНИ возражения к акту проверки в отведенный действующим законодательством 3-дневный срок.

Хотя по большому счету этот маневр не спасает предприятие, все же не будет так мучительно больно за неиспользованную возможность повозражать…

Алла Погребняк при участии С. П.

Роспотребнадзор – организация, защищающая права потребителей. Его основная задача – следить за тем, чтобы клиентам предоставляли качественные товары и услуги. Поэтому время от времени эта организация проводит проверки различных компаний. Но что именно проверяет Роспотребнадзор, и что нужно, для того чтобы пройти проверку успешно, знают не все. Это мы и попытаемся прояснить.

Какие функции выполняет Роспотребнадзор?

Как уже сказано, основная задача Роспотребнадзора – следить за тем, чтобы не нарушались права потребителей. Сама организация была создана в 2005 году. А её деятельность регламентируется постановлением правительства РФ №322 от 20 июня 2005 года. У организации достаточно много полномочий, поэтому проверять она может практически любые организации. Но чаще всего под пристальное внимание Роспотребнадзора попадают:

Проверке могут подвергаться разные сферы деятельности. В законе прописаны основные функции федерального орагна:

  • Поиск и ликвидация нарушений закона, касающихся прав потребителя. Предупреждение возможных нарушений со стороны компаний путём проверок деятельности этих компаний.
  • Участие в контроле за уровнем качества ввозимых на территорию страны продуктов: выдача различных сертификатов и лицензий на товары.
  • Контрольные закупки и использование услуг различных фирм с целью проверки, соответствует ли товар (услуга) нормам качества.
  • Проверка квалификации сотрудников, их прав на выполнение определённого вида деятельности (чаще всего проверяют наличие медкнижек и т.п.).
  • Медицинское обследование сотрудников.
  • Проверка соблюдения санитарно-гигиенических норм на предприятии.

Проверки Роспотребнадзора

Как и многие государственные организации подобного типа, Роспотребнадзор может проводить два типа проверок: плановые и внеплановые. И эти два типа достаточно сильно отличаются друг от друга.

Плановые проверки. Они всегда проводятся по определённому графику. Обычно Роспотребнадзор проверяет:

  • Документы компании (трудовые договора, медицинские книжки сотрудников, данные проверок других государственных органов);
  • Соблюдение закона о защите прав потребителя;
  • Координацию работы сотрудников;
  • Санитарно-гигиенические нормы;
  • Квалификацию работников (Роспотребнадзор может проводить аттестацию сотрудников).

Каждая плановая проверка должна проходить с чётким соблюдением правил:

  • Проверки могут проводиться не чаще, чем раз в три года во всех компания, кроме медицинских организаций. В последних проверки проводятся раз в два года.
  • Любые действия проверяющих производятся только в присутствии руководителя компании. Без него представитель государственного органа не имеет права даже просто осмотреть рабочие места.
  • Роспотребнадзор обязан предупредить компанию, которую собирается проверять, не менее чем за 3 дня до проверки. Официальное уведомление должно прийти руководителю организации по почте, либо представитель от Роспотребнадзора вручает документ руководителю лично в руки под подпись.
  • С графиком проверок можно ознакомится либо на региональном сайте местной прокуратуры, либо на официальном сайте местного отделения Роспотребнадзора.
  • Все проверки проводятся только специально уполномоченным сотрудником государственного органа.

Руководителю компании обязательно нужно знать все эти правила, чтобы не допустить произвола со стороны проверяющих.

Внеплановые проверки. Эти проверки проводятся не по графику, а по причине возникновения какого-либо внешнего фактора (о том, что может послужить причиной внеплановой проверки, скажем чуть позже). В отличие от плановых проверок, внеплановые менее комплексные. Представитель Роспотребнадзора будет проверять не всё, а только некоторые определённые сферы деятельности компании. Зато в отличие от плановых, эти проверки проводятся более тщательно. Представитель государственного органа в случае внеплановой проверки обычно знает, какое точно нарушение он должен обнаружить, и приложит все силы, чтобы найти его.

Причинами таких внеплановых проверок могут быть:

  • Жалоба клиента (это работает не всегда; например, если жалоба анонимная, её могут отказаться рассматривать);
  • Информация в СМИ о нарушении компанией прав потребителя;
  • Какое-либо ЧП на производстве;
  • Износ техники, использующейся на производстве и закупка нового оборудования;
  • Изменение технологии производства;
  • Заболевания, отравления, эпидемии на предприятии или по причине работы предприятия (например, массовое отравление продуктами, которые производит компания).

Если случилось какое-либо подобное происшествие, и оно непосредственно связано с вашей фирмой, можете быть уверены, что в ближайшее время к вам нагрянет уполномоченное лицо с проверкой.

Так же, как и при плановой проверке, вам должны прислать уведомление. Но уведомить компанию Роспотребнадзор в этом случае обязан не позднее, чем за 24 часа.

Внеплановые проверки могут проводится и без каких-либо вышеперечисленных причин. Вас это может коснуться, если ваша компания каким-то образом связана с производством или продажей продуктов питания (супермаркет, ресторан, фабрика, на которой производится пищевая продукция). На такие проверки даёт разрешение статья 523 ФЗ от 31 декабря 2014 года.

Если Роспотребнадзор найдёт нарушения, это моет привести к серьёзным последствиям (вплоть до уголовной ответственности). Поэтому к их проверкам надо быть готовым.

Как подготовится к проверке Роспотребнадзора?

В первую очередь нужно проверить все документы (насколько правильно там всё заполнено, нет ли неточностей и ошибок). Самые важные документы здесь:

  • Учредительные документы;
  • Различные лицензии и сертификаты;
  • Документы, связанные с установкой цен на товары (услуги);
  • Всё, что связано с помещением, в котором расположена организация (право собственности, договора аренды и т.п.);
  • Трудовые договора и медкнижки персонала;
  • Программа контроля за производством;
  • Договора с другими организациями, обслуживающими компанию (клиннинговые фирмы, поставщики материалов);
  • Журнал чёта санитарно-эпидемиологических проверок.

Всё остальное зависит от типа организации. Обязательно нужно проверить всё оборудование – оно должно быть достаточно новое и исправное. Если вы – образовательный центр, особое внимание будут уделять составлению расписания. Конечно же, будут проверять товары, которые вы производите или продаёте, на предмет качества. В магазинах особое внимание обращают на наличие ценников и соответствие цены в ценнике и реальной стоимости.

Что будет, если Роспотребнадзор найдёт нарушения?

При обнаружении незначительных нарушений всё обходится рекомендациями по их устранению. Но будьте готовы, что в скором времени к вам организуют ещё одну проверку, чтобы выяснить, следуете ли вы этим рекомендациям. Если рекомендации не будут выполнены, компанию заставят выплачивать штраф.

Если нарушение серьёзное, штраф могут выписать сразу. Размер штрафа – от 20 до 200 тысяч руб. Либо могут обязать приостановить деятельность компании сроком до 90 дней.

Если нарушения несут угрозу жизни и здоровью людей, руководителя могут привлечь к уголовной ответственности (особенно, если уже есть пострадавшие). Но приговоры о лишении свободы выносит суд. В суд можно обратиться и если вы не согласны с решением проверяющего.

При организации бизнес-деятельности ИП и юрлица должны помнить, что проверки магазина являются обычным делом. Такая функция возлагается на Роспотребнадзор, МЧС, полицию, Роскомнадзор и ряд других органов. Особенности контроля установлены на законодательному уровне, поэтому предприниматель должен быть готов к гостям и знать, как вести себя в таких ситуациях. Ниже рассмотрим правовые особенности и последствия таких выездов для представителей бизнеса в России.

Где узнать о запланированной проверке

Сведения о визите проверяющих органов в магазине можно получить на онлайн-сайте Генпрокуратуры. Необходимо перейти в раздел проверок малого бизнеса и указать данные торговой точки (название, ОГРН, код плательщика). Альтернативный вариант — проверка сведений по наименованию контролирующей структуры.

Что делать во время проверки

Во избежание проблем важно проверить деятельность на факт соблюдение законодательства. Отдельное внимание уделите документам на соответствие требованиям законов РФ.

Возможны ситуации, когда проверка назначается по ошибке.

В таком случае хозяин торговой точки оформляет заявление и передает его в уполномоченный орган. Документ оформляется с учетом требований ПП РФ №1268 от 26 ноября 2015 года.

Вместе с заявлением передается дополнительный пакет бумаг:

  • выписка из реестра держателей акций (для АО)
  • копия отчетности или учетная книга (для ИП)
  • данные о количестве сотрудников.

Уполномоченный орган рассматривает обращение и принимает решение об отмене проверки (если она назначена ошибочно).

На рассмотрение выделяется до 10 суток с момента передачи всех бумаг.

Если работа уже ведется, она приостанавливается на период изучения обращения предпринимателя.

Если проверка проходит по плану, а контролирующие органы уже находятся в магазине, запросите документы, подтверждающие личность и актуальность мероприятия. Для надежности стоит зафиксировать работу уполномоченных органов на фото, видео или звуковую аппаратуру. Такие действия помогут отстоять права в случае выявления нарушений со стороны уполномоченного органа. Параллельно нужно письменно зафиксировать все действия проверяющей структуры.

Особые указания

Если во время проверки требуется передача бумаг, последние отдаются только с оформлением описи. В ней прописывается:

  • название
  • число
  • тип бумаги (подлинник, копия).

Оформление такого перечня помогает доказать факт наличия документации (в случае ее утери).

Если уполномоченный орган требует оригинал, необходимо снять копию и попросить инспектора удостоверить бумагу. Передача документации, содержащей государственную тайну, происходит только по решению судебного органа.

Перед подписанием протокола важно изучить его содержание и убедиться, что информация отражена без ошибок. При выявлении несоответствий можно сделать соответствующую приписку о намерении подать претензию в вышестоящие органы. При подаче жалобы к ней прикладываются бумаги, подтверждающие факт нарушений при проверке магазина.

Если о посещении инспектора известно заранее, лучше связаться с юристом. Он поможет защититься от своеволия проверяющих, избежать передачи «лишних» бумаг и затягивания проверки. Кроме того, присутствие юриста придает уверенности предпринимателю в процессе общения.

Виды проверок магазина

Проверки условно делятся на две категории — плановая и внеплановая. Обе они бывают выездными и документальными. Рассмотрим их особенности:

  1. Плановая — вид проверки, которая проводится с учетом запланированного графика. В качестве объекта контроля выступает юрлицо или ИП. Во время посещения контролируется следование требованиям законодательства и соответствие данных в документах. Включение в план возможно после регистрации ИП или юрлица в госоргане и передачи информации о выполнении определенных видов деятельности. Периодичность таких проверок раз в три года.
  2. Внеплановая — контроль магазина, который проводится при получении жалобы от других лиц, появления угрозы здоровью или жизни, нарушении норм безопасности. Внеплановый выезд возможен для проверки исполнения предписаний, установленных для ИП или юридического лица во время планового выезда.

Упомянутые проверки также делятся на две категории:

  1. Документарная. Проводится по специальной программе, составленной руководством ФНС. Владелец магазина не должен помогать инспектору находить ошибки, но и препятствовать выполнению служебных обязанностей нельзя. В программу входит контроль бухучета, правильность указания данных о себестоимости товара (услуг), вычисление налога на прибыль и его правильность. На проверку дается до месяца с возможностью продления по указанию руководства ФНС. Как правило, в документарную проверку магазина входит сверка информации, а также правильность и законность ее внесения.
  2. Выездной контроль. Минус в том, что такая работа проводится непосредственно в магазине. Следовательно, инспектор контролирует не только бумаги, но и распорядок работы, поведение персонала и другие аспекты деятельности. Предприниматель может отказаться от выездной проверки, указав на отсутствие подходящего помещения. В таком случае инспектор может выехать на место, чтобы убедиться в этом факте своими глазами.

Вне зависимости от типа контроля работник магазина должен быть готов к приезду уполномоченных органов.

Проверяющие органы: обзор вариантов

Как отмечалось в начале статьи, проверка магазина доступна многим органам. Рассмотрим особенности для каждого из вариантов.

Роспотребнадзор

Во время выезда на объект представители этого органа проверяют все нюансы деятельности магазина. Внимание уделяется следующим моментам:

  • вывеска на магазине
  • присутствие ценников
  • оформление уголка покупателей
  • договор с фирмой, занимающейся вывозом мусора
  • арендное соглашение на офис
  • журнал контроля сантехнического состояния
  • лицензии на работу и т. д.

В зависимости от вида деятельности магазина может проверяться качество товара, наличие медицинской книжки, выполнение работниками правил торгов. Изучается документация на предлагаемую продукцию. После проверки оформляется акт (2 экз.). В документе прописываются выявленные отклонения от требований законодательства. Также указываются следующие данные:

  • дата и время оформления
  • название проверяющей структуры
  • данные документа, на основании которых ведется проверка
  • название проверяемого лица
  • информация о проверяющем
  • результаты
  • данные об ознакомлении
  • подписи.

Чаще всего владелец магазина наказывается за отклонение от санитарных и технических норм, неправильное хранение продуктов питания, ошибки при составлении ценников или во время маркировки товара. За все нарушения предусмотрены штрафные санкции, которые отличаются в зависимости от вида нарушения и типа объекта (ИП, юрлицо). К примеру, за отклонение от требований санитарно-гигиенических норм ИП ждет штраф 500-1000 рублей, а юридическое лицо — 10-20 тысяч рулей или прекращение деятельности на период до 30 месяцев. Размер штрафа за некоторые нарушения может достигать 0,5 миллиона рублей.

ФНС

Еще одним проверяющим органом, который часто наведывается в магазин, является налоговая инспекция. Он проводит два типа проверки:

  1. Камеральная. Ее особенность состоит в проведении работы на территории ФНС. Суть заключается в изучении отчетов, предоставленных владельцем магазина. Сначала проверяется факт сдачи отчетности, наличие необходимых сведений, корректность перечислений. При выявлении нарушений выделяется время на устранение возникших замечаний. Если владелец магазина не исполняет предписание в установленные сроки, его ожидает штраф.
  2. Выездная. Как отмечалось, работа проводится в магазине с возможностью переноса проверки в отделение ФНС. На выполнение таких мероприятий выделяется до 60 дней, но при необходимости сроки работы продлеваются. По окончании мероприятий формируется акт с отражением замечаний и сроками на их исправление.

Работники ФНС вправе организовать внеплановую проверку при выявлении следующих замечаний:

  • низкий размер выплат, если сравнивать со средними параметрами для такой деятельности
  • выявление грубых нарушений, помарок или неточностей при создании налоговой базы
  • данные по расходам и прибыли сильно расходятся
  • имеются подозрения на указание неправдивой информации в отчетности
  • игнорирование вопросов, отправленных работниками ФНС
  • несоответствие информации, указанной в налоговых отчетах и документах, находящихся в магазине
  • прочие нарушения.

Во время проверок владелец магазина должен передать работнику ФНС необходимые документы. В свою очередь, инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и решение о проведении работ. Если руководитель магазина препятствует работе проверяющего, оформляется акт с описанием подобной ситуации.

Полезные советы

Чтобы избежать трудностей, следуйте простым советам:

  • пригласите юриста
  • проверьте удостоверение у инспектора
  • не препятствуйте ходу проверки
  • передавайте документы лично или заказным письмом
  • проинформируйте ФНС о возможной задержке в передаче бумаг
  • лично изучите протокол выемки

В процессе проверки важно быть спокойным и рассматривать взаимодействие с проверяющим, как общение с партнером по бизнесу. Обеспечьте комфорт проверяющему, фиксируйте его действия и передавайте бумаги с учетом описи. За нарушение требований ФНС владельца магазина ждет штраф. К примеру, за отклонение от правил передачи отчета стягивается штраф 200 рублей за каждую декларацию. Игнорирование передачи каких-либо бумаг влечет за собой финансовое наказание размером 50-200 тысяч рублей. При отклонении от правил учета с человека стягивается 10 т. р. и т. д.

Пожарная служба

При появлении в магазине пожарных нужно быть готовым к проверке. Задача инспекторов в том, чтобы убедиться в безопасности объекта для окружающих людей и работников заведения. Специалист изучает все нюансы, касающиеся его деятельности — соблюдение требование ПБ, наличие выходов для эвакуации, отсутствие преград для перемещения через них, план эвакуации и т. д.

Для успешного прохождения проверки хозяину магазина нужно подготовить пакет бумаг, в который входит:

  1. Приказы — о назначении ответственного субъекта, определении эвакуационных выходов, запрете курения в не предназначенных для этого местах.
  2. Инструкции — о мероприятиях случае возгорания и мерах ПБ.
  3. Справки — об обучении ответственного лица правилам ПБ и сотрудников по мерам безопасности.

Также потребуется проект сигнализации, журнал с записями об инструктаже и соглашение с обслуживающей фирмой.

По завершении работ оформляется акт, где фиксируются сведения о проверяющем, итоги проверки, нарушения, объяснения ответственных лиц и пометка об ознакомлении. Также прикрепляются протоколы. Ответственность владельца магазина зависит от степени нарушения и может составлять от 3 до 200 тысяч рублей. При незначительных отклонениях инспектор выносит предупреждение.

Какие еще возможны проверки

Кроме упомянутых выше органов, к проверке магазина может привлекаться ряд других структур. Выделим основные:

  1. УЭБ и ПКТУ МВД. Они проверяют магазин на факт нарушения законодательства с целью выявления преступной деятельности. Основанием может стать донос партнеров, жалобы покупателей, подозрения уполномоченных органов. Проверка происходит неожиданно и без предупреждения. Во время посещения магазина проходит осмотр объекта, опрос, контроль отправленной почты, прослушка звонков и т. д. Работники службы вправе изымать любые документы.
  2. Участковый. Этот представитель правопорядка может зайти в магазин в любой момент при наличии подозрений на нарушение закона. Руководителю торговой точки нельзя препятствовать проверке. При выявлении нарушений составляется протокол и накладывается штраф от 500 рублей и выше. Распространенные нарушения — работа без регистрации или лицензии, нарушение правил торгов и т. д.
  3. Прокуратура. При наличии жалоб со стороны покупателей в магазин могут наведаться работники Прокуратуры. Их задача подтвердить или опровергнуть факт нарушения. Во время проверки проводится осмотр помещений и документов, назначается ревизия. При выявлении отклонений от требований закона владелец магазина получает предупреждение или требование об их устранении. Прокурорские работники вправе подать в суд.
  4. Трудовая инспекция. Представители этого органа будут проверять, соблюдает ли владелец торговой точки права своих сотрудников и своевременно ли платит зарплату. Во время проверки изучаются договора с работниками, график смен, табель учетного времени, таблица отпусков, медкнижки и другие бумаги. За нарушения в процессе проверки ожидает штраф от 300-500 рублей и более в зависимости от степени вины.
  5. Госторгинспекция. Этот орган проверяет торговую точку на факт соблюдения правил торгов, применения ценовой политики и качества продукции. При себе у инспектора должно быть удостоверение и документ, являющийся основанием для проверки. Иногда проводятся контрольные закупки. Размер штрафа зависит от нарушения и составляет от 1 до 200 МРОТ. Распространенные нарушения — продажа товара без лицензии, отклонение от правил торговли, отсутствие маркировки на товарах и т. д.

Также в магазин могут заглянуть представители местных органов власти (ФЗ №131).

Итоги

Владельцам магазинов приходится терпеть много проверок, но при соблюдении законодательства и правильном ведении документации их не стоит бояться. Чтобы избежать трудностей в будущем, можно взять на работу юриста или пользоваться услугами сторонних компаний.

Консультация адвоката по проверке магазина

Как узнать о запланированной проверке и обезопасить себя во время её проведения? Как решить проблемы, возникшие после ее проведения? Ответить на Ваши вопросы может наш консультант. Заполните форму ниже и наш юрист свяжется с Вами для консультации!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх