Куперс

Бухучет и анализ

Инструкция для врача

Чем больше развивается медицина, тем строже становятся требования к персоналу. Пока в обществе осталось отношение к медицинской сестре, как к сотруднику без особой квалификации. Но еще с 1991 года в России существует специальность 34.03.01 «Сестринское дело». Она подготавливает трудовые кадры с высшим образованием. Появление этого направления стало реакцией на общемировые тенденции.

Как демонстрирует опыт, высшее образование отражается на качестве работы медицинской сестры. Чаще всего после окончания бакалавриата такой специалист не покидает своей профессии, так как видит широкие перспективы для самореализации. В круг компетенций входит не только медицинская деятельность, но и реабилитационная, организационная, управленческая и исследовательская.

Условия поступления

Этот курс предназначен для воспитания кадров, которые впоследствии смогут выполнять профессиональные задачи, опираясь на багаж естественнонаучных и медицинских знаний.

Есть возможность поступить в один из вузов Москвы, получив сначала среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело» или «Акушерское дело». Тогда обучение начнется уже с третьего курса. Но принимают на учебу и выпускников 11 классов.

Какие им предстоит сдать предметы для поступления:

  • биология (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • обществознание/химия/физика.

Многие вузы вводят дополнительный экзамен, проверяя у поступающих уровень иностранного языка. Это объясняется тем, что отечественная медицина активно перенимает мировой опыт.

Будущая профессия

Такая специальность предполагает умелое использование знаний и практических навыков для выполнения широкого круга профессиональных задач. Медсестра с высшим образованием может, как оказывать экстренную помощь, так и организовывать уход за больным в условиях стационара или на дому. Она же проводит просветительскую работу, обеспечивает безопасную для здоровья среду. Ее обучают ведению отчетной и другой медицинской документации, организационным и управленческим навыкам.

Куда поступать

Курс можно освоить в следующих учебных заведениях:

  • Первый Московский гос. мед. университет им. Сеченова;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Саратовский гос. мед. университет имени Разумовского;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. Аммосова.

Срок обучения

Полный комплекс необходимых предметов можно освоить за четыре года на очном отделении.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Чтобы стать бакалавром по этому профилю, предстоит изучение следующих предметов:

  • гигиена: общая и госпитальная;
  • психология и педагогика;
  • сестринское дело и менеджмент;
  • эпидемиология;
  • здравоохранение и маркетинг;
  • товароведение в медицине и фармацевтической отрасли;
  • профилактическая работа с населением;
  • стандартизация и статистический учет: аспекты в здравоохранении;
  • сестринское дело: теория и основы;
  • сестринское дело в разных сферах медицины;
  • реабилитация: основы.

Приобретаемые навыки

После окончания курса специалист может выполнять следующие задачи:

  • оказание помощи в лечении и диагностике;
  • оказание сестринского ухода в разных условиях;
  • оценка состояния пациента;
  • оказание неотложной помощи (доврачебная);
  • мед. помощь в экстремальных условиях;
  • осуществление реабилитации;
  • обеспечение реабилитационной работы;
  • профилактические мероприятия;
  • поиск факторов риска в среде и работа в направлении уменьшения их воздействий;
  • создание безопасной больничной среды;
  • ведение документации учетно-отчетного типа;
  • организация деятельности сестринской службы.

Перспективы трудоустройства по профессии

После окончания бакалавриата возможности для самореализации становятся намного шире и привлекательнее. Высшее образование создано для того, чтобы медицинская сестра быстро адаптировалась к нововведениям, умело использовала инновации.

Она может работать не только в медицинских и лечебных учреждениях. Такой специалист нужен в школьной медицине, общественном здравоохранении. Есть вакансии в санаторно-курортных учреждениях, реабилитационных центрах, домах отдыха.

Кем работает специалист после бакалавриата:

  • медсестра;
  • администратор;
  • регистратор.

Стартовый уровень оплаты труда достаточно высок – не ниже 15 тысяч в отечественной валюте. По мере роста компетенции можно претендовать на более солидные ставки.

Преимущества профессионального совершенствования

Для медицинской сестры перспективы образования не ограничиваются бакалавриатом. Можно поступать в магистратуру, где есть возможность выбрать разные направления для дальнейшей самореализации. Если выбирать лучшие вузы, то предстоит не только знакомство с исследовательской деятельностью, но и зарубежная стажировка. Впоследствии этот опыт сыграет значимую роль в трудоустройстве.

После окончания магистратуры можно пойти по стезе преподавателя. Также специалист имеет возможность посвятить жизнь науке. У него шире возможности для трудоустройства на вакансии административно-управленческого рода. Еще он может найти интересную и высокооплачиваемую работу в организациях здравоохранения, выступая в роли эксперта или консультанта.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВРАЧА ТЕРАПЕВТА ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей врача-терапевта (специалиста) лечебно-диагностического отделения является прием и обследование терапевтических больных, постановка диагноза, определение реабилитационной задачи и назначение лечения и обследования с учетом основного, сопутствующего диагнозов и осложнений, контроль за выполнением назначений и течением лечебного процесса; оказание методической и консультативной помощи врачам других специальностей по лечению больных имеющихся терапевтическую патологию.

1.2. Врач-терапевт принимается на работу и освобождается от должности директором предприятия по согласованию с главным врачом санатория и заведующим ЛДО.

1.3. Врач-терапевт непосредственно подчиняется заведующему ЛДО.

1.4. На должность врача-терапевта назначается врач, прошедший интернатуру по терапии.

1.5. В случае временного отсутствия, (во время болезни, командировки, во время отпуска) его обязанности исполняет другой врач-терапевт, назначенный в установленном порядке.

1.6. Врач-терапевт руководит работой среднего, младшего медицинского и обслуживающего персонала.

1.7. Врач-терапевт в своей работе руководствуется настоящей должностной инструкцией, приказами директора, распоряжениями заведующего ЛДО и главного врача санатория, законодательными и нормативно-правовыми актами, методическими материалами и инструкциями, правилами оформления медицинской документации.

1.8. Должностная инструкция составлена на основании нормативно-правовых документов: Национального классификатора Украины ГК 003:2010; справочника квалификационных характеристик профессий работников (выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», выпуск 78 ДКХП «Охорона здоров’я»); КЗоТ Украины.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Врач-терапевт (специалист) лечебно-диагностического отделения должен иметь полное высшее образование (специалист, магистр) по направлению подготовки «Медицина», по специальности «Лечебное дело». Последипломная специализация по специальности «терапия» (интернатура, курсы специализации). Повышение квалификации (курсы усовершенствования, стажировка, предаттестационные циклы). Наличие сертификата врача-специалиста по терапии без стажа работы по специальности. Согласно требованиям специальности врач-терапевт (специалист) лечебно-диагностического отделения должен знать и уметь:

2.1.1. Общие знания:

— основы законодательства об охране здоровья и другие директивные документы, которые определяют деятельность органов и учреждений охраны здоровья;

— общие вопросы организации терапевтической помощи в стране;

— организацию работы врачебно-поликлинических учреждений;

— организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому населению;

— основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии;

— основы водно-электролитного обмена;

— систему кровотворения и гомеостазу;

— основы фармакотерапии;

— основы иммунологии;

— основы врачебного контроля, ЛТЭ;

— организацию диспансерного наблюдения;

— противоэпидемиологические мероприятия при возникновении очага инфекции;

— принципы диетотерапии, физиотерапии и лечебной физкультуры;

— показания и противопоказания санаторно-курортного лечения;

— формы и методы санитарно-просветительной работы;

— принципы организации МСЦО;

— принимает активную участь в распространении медицинских знаний среди населения;

— уметь обобщать научно-практическую литературу;

— знать современную литературу по специальности.

2.1.2. Общие навыки:

— оценить тяжесть состояния больного;

— применять объективные методы обследования;

— определять необходимость проведения специальных методов обследования;

— определять показания к госпитализации и организовать ее;

— установить клинический диагноз, план и тактику ведения больного;

— оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством об охране здоровья.

Кроме этого он должен знать и уметь:

— заболевания сердечно-сосудистой системы;

— заболевания органов дыхания;

— патологию органов пищеварения;

— патологию мочевыделительных органов;

— патологию системы кровотворения;

— патологию эндокринной системы;

— ревматические заболевания;

— инфекционные заболевания;

— профессиональные заболевания;

— острые хирургические заболевания;

— заболевания внутренних органов при беременности;

— оценить результаты лабораторных методов исследования крови, мочи и других жидкостей;

— оценить данные рентгенологического обследования;

— ЭКГ, ФКГ, обследования;

— функциональные исследования.

Манипуляции:

— искусственное дыхание;

— массаж сердца;

— трахеотомию;

— определение группы крови и ее принадлежности;

— катетеризация мочевого пузыря;

— пункция брюшной и плевральной полости;

— регистрация ЭКГ.

2.1.3. Наряду с выше изложенным должен:

— проводить анализ качественных показателей работы отделения, а также причин имеющихся недостатков в работе;

— уметь решать сложные диагностические вопросы и разрабатывать соответствующие современным требованиям программы лечения больных;

— знать в совершенстве современные направления развития медицины, дискуссионные вопросы;

— знать современную классификацию болезней внутренний органов, которая предусмотрена ВООЗ и соответствующими отечественными съездами, конференциями;

— уметь анализировать данные современных методов исследования (ультразвуковых, рентгенологических, иммунологический и др.);

— организовать консультации соответствующих специалистов;

— определить трудоспособность больного и степень ее утраты;

— организовать и осуществить комплекс мероприятий по обеспечению профилактических прививок взрослого населения;

— знать основы реабилитации и проводить соответствующие консультации больных.

— сроки, время и место проведения занятий по деловой квалификации, ООИ, ГО, санитарных дней, санитарных часов, собраний и др. общественных мероприятий;

— порядок составления и сроки предоставления установленной отчетности;

— порядок оформления документации по обследованию больных;

— необходимый минимум по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— коллективный договор;

— основы трудового законодательства;

— должностную инструкцию.

3.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Участком работы врача-терапевта (специалиста) лечебно-диагностического отделения является прием и обследование больных, постановка диагноза, определение реабилитационной задачи и назначение лечения с учетом основного, сопутствующего диагнозов и осложнений, контроль за выполнением назначений и течением лечебного процесса; оказание методической и консультативной помощи врачам других специальностей по лечению больных имеющихся терапевтическую патологию.

3.2. Врач-терапевт ( специалист) лечебно-диагностического отделения обязан:

3.2.1.Своевременно и качественно выполнять возложенные на него функции в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов, положений, инструкций и приказов администрации.

3.2.2.Выполнять ежедневные задания, полученные от заведующего лечебно-диагностическим отделением.

3.2.3.Перед началом работы одевать спецодежду.

3.2.4.Осуществлять прием больных.

3.2.5.Определять показания к применению специальных объективных методов исследования и назначения лечения. Проводить лечебные манипуляции.

3.2.6.Осуществлять контроль за планом обследования и лечения, режимом питания, движения и отдыха.

3.2.7.Оказывать необходимую медицинскую помощь при возникновении бальнеореакции и других неотложных состояниях.

3.2.8.Вести необходимую и принятую в санатории медицинскую документацию.

3.2.9.Принимать участие в работе по санитарному просвещению больных.

3.2.10.Осваивать и внедрять новые медицинские методики и принимать участие в научно-практической работе.

3.2.11.Принимать участие в повышении квалификации среднего и младшего медицинского персонала санатория.

4.ПРАВА

4.1 Врач-терапевт (специалист) лечебно-диагностического отделения имеет право:

4.1.1.Вносить предложения руководству по вопросам, связанным с его деятельностью и касающихся организации и условий его труда.

4.1.2.Требовать от руководства обеспечения всеми необходимыми материалами и инвентарем для выполнения своих обязанностей.

4.1.3.Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

4.1.4.Потребовать и проконтролировать исполнения своих обязанностей средним, младшим медицинским и обслуживающим персоналом кабинета.

4.1.5.Соблюдая медицинскую деонтологию, потребовать от больных соблюдения санаторно-курортного режима.

4.1.6.Участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его деятельности.

4.1.7.Принимать решения в пределах своей компетенции.

4.1.8.Требовать от заведующего лечебно-диагностическим отделением создания безопасных и безвредных условий труда; обеспечения необходимыми материалами и инвентарем для выполнения своих обязанностей.

4.1.9.Отказаться от выполнения работы без проведения с ним учебы (инструктажа) по охране труда, а также если имеется угроза его здоровью или жизни.

4.1.10. Повышать свою квалификацию в сроки, установленные Министерством здравоохранения Украины.

4.1.11. Вносить предложения главному врачу предприятия, связанные с совершенствованием системы ГЗ.

5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ) ПО ДОЛЖНОСТИ

6.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. ОЦЕНКА РАБОТЫ

7.1. Работа врача-терапевта (специалиста) оценивается:

7.1.1.В процессе повседневной деятельности заведующим ЛДО.

7.1.2.Аттестационной комиссией – по итогам работы за оценочный период.

7.2. Основными критериями оценки труда являются полнота, своевременность и высокое качество выполнения задач и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

7.3. Основными критериями оценки работы являются:

7.3.1.Качество ведения истории болезни:

7.3.1.1. Правильное и полное оформление титульного листа

7.3.1.2. Правильное и полное оформление первичной записи

7.3.1.3. Своевременное установление и обоснование клинического диагноза

7.3.1.4. Соответствие клинико-лабораторных инструментальных исследований и объективных данных клиническому диагнозу

7.3.1.5. Обследование с целью раннего выявления: онкозаболеваний, туберкулеза, педикулеза и чесотки

7.3.1.6. Описание жалоб

7.3.1.7. .Наличие анамнеза болезни и жизни

7.3.1.8. Наличие страхового анамнеза

7.3.1.9. Наличие объективного обследования больного, согласно протоколам.

7.3.1.10. Наличие инструментального обследования, согласно протоколам.

7.3.1.11. Наличие клинико-лабораторного обследования, согласно протоколам.

7.3.1.12. Обоснованность клинико-лабораторных анализов

7.3.1.13. Соблюдение стандартов качества лечения.

7.3.1.14. Назначение режима

7.3.1.15. Назначение диеты

7.3.1.16. Назначение медикаментозного лечения и других видов лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, БГЛ)

7.3.1.17. Динамическое наблюдение врача за больным

7.3.1.18. Эффективность лечения

8. РАБОЧЕЕ МЕСТО

8.1. Рабочим местом врача-терапевта (специалиста) лечебно-диагностического отделения является кабинет врача в лечебно-диагностическом отделении, оборудованный согласно табелю оснащения мебелью, аппаратами и приборами (монтируемыми и не монтируемыми), инвентарем жестким, инвентарем мягким и нормативной литературой.

Скачать полный текст должностной инструкции терапевта

Вы можете скачать должностную инструкцию врача-специалиста бесплатно.
Должностные обязанности врача-специалиста.

________________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование учреждения, его ________________________

организационно- правовая форма) (директор; иное лицо

уполномоченное утверждать

должностную инструкцию)

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА

______________________________________________

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

Название учреждения

(II, I, высшей)

1.3. Назначение на должность врача-специалиста и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.

1.4. Врач-специалист подчиняется непосредственно _____________________

(заведующему отделением,

заместителю главного врача,

главному врачу)

1.5. Врач-специалист должен знать:

— законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

— методы и правила оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи;

— теоретические основы, принципы и методы по избранной специальности, а также по организационной, диагностической, консультативной и лечебно-профилактической работе;

— основы экспертизы временной нетрудоспособности населения и медико-социальной экспертизы;

— основы деятельности учреждений здравоохранения в сфере бюджетно-страховой медицины и обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению;

— современные методы и методики профилактики, лечения и способы оказания диагностической и реабилитационной помощи;

— способы взаимодействия с другими врачами-специалистами, специализированными учреждениями, службами и организациями, в том числе страховыми компаниями и ассоциациями врачей;

— основы трудового законодательства Российской Федерации

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;

1.6. Во время отсутствия врача-специалиста (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.

II. Должностные обязанности

Врач-специалист:

2.1. Оказывает постоянную, экстренную и неотложную квалифицированную медицинскую помощь населению по своей специальности, используя современные способы и методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике.

2.2. Организует и самостоятельно проводит специальные диагностические исследования и интерпретирует их результаты.

2.3. Участвует в проведении врачебно-трудовой экспертизы по определению трудоспособности больного.

2.4. Планирует свою работу и анализирует ее основные показатели.

2.5. Своевременно оформляет медицинскую документацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации в области здравоохранения.

2.6. Соблюдает принципы врачебной этики и деонтологии.

2.7. Систематически повышает свою квалификацию и проходит курсы по дополнительному обучению.

2.8. Оказывает консультативную помощь другим подразделениям лечебного учреждения.

2.9. При наличии в подчинении среднего и младшего медицинского персонала осуществляет контроль и организует его работу, следит за соблюдением должностных обязанностей.

2.10. Соблюдает правила техники безопасности и производственной санитарии.

2.11. ________________________________________________________.

III. Права

Врач-специалист имеет право:

3.1. Заключать договоры на оказание медицинских услуг в рамках

программ обязательного и добровольного медицинского страхования с любыми органами, предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3.2. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам улучшений условий своей трудовой деятельности.

3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Проводить в установленном порядке экспертизу качества оказания медицинской помощи пациенту другими специалистами.

3.6. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.

3.7. Использовать медицинские учреждения для повышения своего квалификационного уровня на условиях договора с оплатой как за счет средств предприятия, так и за свой собственный счет.

3.8. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к профессиональной деятельности врача-специалиста.

3.9. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации

III. Ответственность

Врач-специалист несет ответственность:

4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.

4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.

За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-специалист может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Первая в мире школа для подготовки сестер милосердия была открыта полтора века назад, — это сделала Флоренс Найтингейл в июне 1860 года в Лондоне. Эта женщина прославилась во время Крымской войны, когда неутомимо работала в госпитале, спасая раненых соотечественников, за что королева Британии наградила ее бриллиантовой брошью с надписью «Блаженны милостивые». Самоотверженность и благородство Флоренс Найтингейл высоко оценили не только в Британии, но и во всем мире: ее день рождения — 12 мая — стал Международным днем медицинской сестры. Пройдя сквозь ад войны, Флоренс на собственном опыте убедилась: чтобы спасти жизни, мало сочувствия и милосердия — надо знать анатомию и физиологию, освоить правила лечения и ухода за больными и ранеными, а следовательно — образование должны получать не только врачи, но и сестры милосердия.

Сейчас этот вывод не вызывает никаких сомнений, но в те времена такое решение было революционным. И понравилось оно далеко не всем как в медицинском мире, так и в обществе в целом. Через полтора века появились новые темы для дискуссий: нужно ли высшее образование медицинским сестрам — или достаточно базового, которое дает медучилище? Хотя и кроме этого, в сестринском деле хватает острых проблем, требующих экстренного решения на государственном уровне.

— Более всего беспокоит дефицит сестринских кадров — в больницах почти 18 тысяч вакансий медсестер, — комментирует ситуацию Татьяна ЧЕРНЫШЕНКО, главный специалист отдела образования департамента кадровой политики, образования и науки Министерства здравоохранения Украины. — Во многих стационарах и поликлиниках работают женщины пенсионного возраста: что будет, когда они уйдут на заслуженный отдых?! Нам надо готовить новую смену медсестер, образованных, квалифицированных, умеющих работать на современном оборудовании. Хочется, чтобы в медицинские училища шли лучшие выпускницы школ, но конкурс на специальность «сестринское дело», к сожалению, уменьшается: девушки понимают, что обучение сложное, да и работа ждет непростая — ответственная и напряженная, а зарплата остается довольно низкой. Мы очень хотим, чтобы государство обратило на это внимание и повысило заработную плату медицинским сестрам.

— Эту проблему активно обсуждали участники международной конференции «Медсестринство: история, современность, перспективы». А какие еще темы были затронуты на форуме?

— На конференцию собралось 280 делегатов со всех уголков Украины, прибыли также зарубежные делегации, которые делились своим опытом.

Обсуждали вопросы, посвященные ступенчатому медицинскому образованию и последипломному образованию медицинских сестер, речь шла также о соблюдении санэпидрежима в лечебных учреждениях, о том, какие профессиональные болезни ожидают медиков и как можно уменьшить их риски. Состоялось заседание президиума Ассоциации медицинских сестер Украины, на котором обсуждали ближайшие планы, а также отчитались перед областными центрами о проведенной работе.

— Во многих странах профессиональные ассоциации играют очень важную роль. Удивительно, что в Киеве, где сосредоточено больше всего медицинских учреждений, до сих пор нет ячейки ассоциации медицинских сестер. Почему?

— Ассоциация медицинских сестер Украины сейчас объединяет свыше 144 тысяч человек, это самая мощная по численности общественная организация в медицинской сфере. Почему столичные медсестры не могут объединиться — сказать трудно, этот вопрос, очевидно, надо адресовать им самим. Ассоциацию ждет большое будущее, со временем она будет играть важную роль в системе здравоохранения. Об этом свидетельствует и активность, которую мы наблюдаем на форумах: еще 10—15 лет назад во время конференций господствовала совершенно другая атмосфера — медсестры отмалчивались, не имели собственного мнения об образовании, не ориентировались в вопросах ступенчатого образования, а теперь они способны отстаивать свою позицию.

В работе конференции принял участие известный кардиолог, директор НПМЦ детской кардиологии и кардиохирургии Илья Емец, который не просто засвидетельствовал свое уважение к медицинским сестрам, но и инициировал острые дискуссии.

На страницах «Зеркала Недели» мы неоднократно обсуждали положение дел в медсестринстве, поскольку это слишком болезненная социальная проблема, выходящая далеко за пределы медицинского ведомства. В наше время лечебный и реабилитационный процессы абсолютно невозможно представить без участия квалифицированной медицинской сестры. Представить невозможно, но в реальности обходятся: а что делать при таком дефиците кадров? Не секрет, что в лечебных учреждениях медицинские сестры работают на полторы, а иногда и на две ставки, и все закрывают на это глаза, потому что другого выхода не видят. Медстатистика свидетельствует, что в 1999 году в системе МЗ работало почти 499 тыс. медсестер, а в прошлом году их было уже 430 тыс. На чьи руки переложили работу, которую должны были выполнять те 69 тысяч, которые ушли из бюджетной сферы? Официально вакантными остаются около 18 тыс. должностей. Обязанности, конечно, распределены между медсестрами, оставшимися на работе. Дошло до того, что во многих больницах плановые операции делают только два-три дня в неделю, потому что некому вести пациентов в реанимации, а в выходные — некому дежурить.

По данным МЗ, обеспеченность населения младшими медицинскими специалистами в Украине достигает 94,1 на 10 тыс. населения. Но во многих регионах показатели значительно ниже: наихудшая ситуация в Николаевской области — 80,5, за ней идет столица — 83,3, и это при том, что именно в Киеве лечат самые тяжелые случаи, проводят наиболее сложные операции, когда сестринский уход имеет чрезвычайно большое, иногда решающее значение. Несмотря на то, что у Киева есть свои медицинские училища и колледжи, кадровая проблема здесь стоит очень остро. Медики утверждают: такая ситуация сложилась из-за политики мэра и его молодой команды, которые в течение последних лет не только игнорировали проблемы столичных больниц, но и так урезали финансирование медицины, что приблизили ее состояние к катастрофическому. Последние два года медицинские учреждения не получают средств не только на лекарства, но и на затратные материалы, дезинфицирующие и моющие средства; медперсонал вынужден за собственные средства покупать перчатки, маски и другие средства защиты, без которых невозможно работать в стационарах. А сколько может потратить на это медицинская сестра, заработная плата которой — 800—900 гривен?..

Надбавку за интенсивность и сложность труда, предусмотренную приказом МЗ, столичная власть отменила, хотя во многих областях, где заинтересованы в благополучии больниц, ее выплачивают. Ситуация в Киеве настолько обострилась, что на нее в конце концов обратили внимание правоохранительные органы и после проверки возбудили уголовное дело против чиновников мэрии, которые, вопреки закону, в прошлом году урезали выплаты работникам Киевского городского центра сердца на полтора миллиона гривен. (Попробуйте после этого найти мотивацию для добросовестной работы медперсонала.) В других лечебных учреждениях ситуация не лучше, поэтому отток кадров, очевидно, будет увеличиваться: уже сейчас в Киеве не хватает почти 4 тыс. врачей и свыше 5 тыс. медицинских сестер.

В киевской Александровской больнице на первый взгляд нет проблем с персоналом: здесь работает почти 800 медсестер. Но и этого мало, если принять во внимание, что в Александровской целые сутки принимают пациентов травмированных, с отравлениями, в острых состояниях. Татьяна Левищенко попала в этот водоворот давно, она здесь знает каждое отделение и каждую медсестру, потому что уже 25 лет работает главной медицинской сестрой больницы.

— В последнее время значительно возросла нагрузка, ведь появилось очень много диагностического и лечебного оборудования, а новые технологии диктуют другой ритм работы, — рассказывает Татьяна ЛЕВИЩЕНКО. — Но штаты, утвержденные очень давно, не пополняются, хотя объем работы значительно вырос. К нам постоянно поступают пациенты в тяжелом состоянии. Им нужны более сложное лечение и уход, а как все успевать, если за медсестрой закреплено не три-четыре пациента, как должно быть, а три-четыре палаты или больше?!

— Говорят, эти проблемы можно решить, если повысить ставки, но не на 10—20 гривен, а в 2—3 раза, ведь зарплата рядовых медиков — одна из самых низких в государстве, фактически она равна прожиточному минимуму.

— Это необходимо сделать. Но только повышением зарплаты не решить проблемы. Наша беда — социальный статус медиков, делающий их бездомными: за всю жизнь медицинская сестра не может заработать себе на квартиру или дом, хотя работает на полторы ставки и экономит буквально на всем. Свыше 500 моих сотрудниц ездят на дежурство из сел Киевской, Черкасской, Черниговской областей, потому что там для них нет работы. Женщина должна встать в четыре утра, чтобы успеть на электричку, потом она сутки работает — а бывают такие смены, что даже чаю некогда выпить, — выходит из больницы, еле на ногах держится, а домой добраться надо на электричке. Здесь одним повышением зарплаты дела не решишь — нужны общежития для медсестер, ведомственное жилье.

— Уже пришло время строить хотя бы малометражные квартиры, сколько можно женщинам в общежитиях ютиться? А когда появится семья, дети?..

— Вы знаете, я за то, чтобы медсестрам давали даже не гостинки, а трехкомнатные квартиры. Но пока этого дождутся, пусть хотя бы в общежитиях комнаты получат.

— Условия труда медицинских сестер значительно изменились, но и отношение общества тоже. А изменились ли черты характера, которые должна иметь медсестра?

— Первоначальное название «сестра милосердия» говорит само за себя. Медсестра и сегодня должна быть небезразличной к человеческим бедам и страданиям, иметь чуткое сердце, быть порядочной, добросовестно относиться к своему делу. Медсестра должна постоянно учиться, этого требуют новые технологии: еще 20 лет назад мы понятия не имели, что такое МРТ, КТ, УЗИ, а сейчас это будничная работа. На базе нашей больницы действует девять кафедр Национального медицинского университета имени Богомольца, так у нас есть возможность узнавать о всех новинках первыми. Наши медсестрички посещают тематические занятия, которые проводит кафедра клинической фармакологии: когда в медицинской практике постоянно появляются новые фармпрепараты, очень важно знать о механизмах взаимодействия лекарств, противопоказаниях и т.п.

Мы практикуем проведение анонимного анкетирования. Пациенты дают оценку работе медицинских сестер, они обращают внимание не только на профессионализм, но и на умение общаться с людьми. Эти отзывы мы принимаем во внимание, когда определяем лучшую медицинскую сестру и награждаем участников и победителей конкурса.

Среди тем, вызвавших наибольший интерес участников конференции, Татьяна Левищенко назвала проблему профессиональных заболеваний, — об этом почти не говорят, но ситуация с каждым годом ухудшается. Киевский городской совет профсоюза работников здравоохранения инициировал проведение комплексного исследования условий труда и состояния здоровья медсестер и врачей, за которое взялись ученые Национального медуниверситета. По данным профессора И.Парпалея, уровень соматической заболеваемости медицинских работников приближается к тем показателям, которые зафиксированы в промышленности с вредными условиями труда. Это только на первый взгляд кажется, что работа в белом халате — легкая и безопасная. На самом деле по показателям электромагнитного и ультрафиолетового излучения, по биологическим факторам и напряженности производственного процесса условия труда столичных медиков следует отнести к третьему, вредному классу. Это приводит к тому, что уже в молодом возрасте, начиная с 30 лет, медработники жалуются на плохое самочувствие. Проведенная диагностика подтвердила, что у 81% обследованных есть нарушения в деятельности нервной системы, у 48% — патологии органов пищеварения, у 38% — проблемы с сердечно-сосудистой системой. Все это приводит к профессиональному выгоранию, и избежать этого почти невозможно.

Медики были поражены, узнав, как их «защищают» перчатки: даже самые лучшие образцы через микроперфорацию пропускают кровь на ладони в 15—20% случаев, что уж говорить о дешевых изделиях, которые обычно покупают для больниц?! Медсестры, которые работают не только в операционных, но и в манипуляционных и перевязочных, могут легко инфицироваться такими опасными болезнями, как ВИЧ/СПИД и вирусные гепатиты, не исключено также инфицирование пациентов и вспышки внутрибольничной инфекции.

К сожалению, ни министерство, ни главные врачи не уделяют этим вопросам надлежащего внимания. Поэтому выпускники медицинских училищ, которых в Украине более сотни, пытаются трудоустроиться где угодно, только бы подальше от бюджетных больниц. А старшие коллеги, приобретшие опыт в практической медицине, получают выгодные предложения от кадровых агентств, — их приглашают работать нянями и гувернантками в зажиточные семьи. Говорят, что менеджеры частных клиник буквально охотятся за опытными медицинскими сестрами, ведь инвесторы хорошо понимают, что без сестринской команды их проект невозможно реализовать.

Обидно, что в бюджетных больницах, куда за медицинской помощью обращается большинство жителей городов и сел, проблемы медсестринства игнорируются. Это, безусловно, влияет на организацию лечебного процесса, приводит к конфликтам, значительно ухудшает отношения между пациентами и медиками. Очевидно, министерство не видит в этом никакой проблемы и не намерено это обсуждать. Программа конференции предусматривала выступления руководителей МЗ, до последней минуты ждали одного из заместителей министра, но чиновники, видимо, не нашли времени на общение с аудиторией, которая составляла 300-тысячную армию медицинских сестер Украины. В министерстве уверяют, что у них уже есть четкая программа действий, утвердили главные направления развития отрасли, надеются на всестороннюю поддержку, — почему же не воспользовались случаем донести свои идеи к тем, кто должен будет их реализовывать?!

— Авторитет медиков, в частности младшего и среднего медперсонала, катастрофически падает, нам необходимо подумать над тем, как изменить отношение к ним общества, — убеждена Людмила ЛАВРЕНЧУК, вице-президент Ассоциации медсестер Украины. — Так сложилось, что врач — авторитетный и уважаемый человек в больнице, а медсестра находится на втором плане, ее часто воспринимают как девочку по побегушках, хоть она целые сутки дежурит возле пациентов и знает об их состоянии намного больше, чем некоторые врачи. Пора понять, что медицинская сестра — это отдельная специальность, а не просто помощник врача. Наконец в медицинских училищах внедрена дисциплина «сестринское дело», которое раньше не изучали. Жаль только, что об этом не говорят в медуниверситетах будущим врачам, которые признают только одну медицинскую модель — когда медсестра четко выполняет все их указания. Часто случается, что вчерашний выпускник своими замечаниями оскорбляет медсестру с большим опытом работы, и все только потому, что у него, видите ли, есть университетский диплом. Старшее поколение врачей больше прислушивается к медсестрам, потому что на собственном опыте убедилось, что без их настойчивого труда больного не вылечишь: каким бы гениальным ни был хирург, но после операции жизнь его пациента зависит от умения и добросовестности медсестер.

— В колледжах лекции читают врачи, а надо, чтобы преподавали и медсестры, потому что у них совершенно разные подходы к лечебному делу, — продолжает тему Галина ИВАШКО, президент Ассоциации медицинских сестер Украины. — Об этом говорим уже не первый год, но мало что изменилось. Ситуация улучшится лишь тогда, когда одновременно с повышением зарплаты будут утверждены стандарты, а рабочие места оборудованы в соответствии с профилем лечебного учреждения. Медсестра должна иметь все необходимое для того, чтобы оказывать медицинскую помощь на современном уровне. Недопустимо, что она бегает из палаты в палату с тонометром, который давно пора списать. Крайне необходимо пересмотреть нагрузки: это только наши медсестры умеют так крутиться, чтобы оказывать помощь 20 или даже 30 пациентам. В европейских клиниках они ведут не более 4—5 больных, а в сложных случаях еще меньше.

Повысить престиж профессии довольно сложно, но можно, если не топтаться на месте, а сделать хотя бы один шаг вперед. И кажется, его уже сделали. Проект «Национальная медицинская премия», учредивший реестр «ТОП-100 в медицине», отметил дипломами лучших медицинских сестер: Надежду Мусиенко (Киевская городская онкологическая больница), Людмилу Семененко (Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии МЗ Украины) и Галину Чернегову (Киевский городской центр сердца).

Кстати, врачам отличий еще не вручали, — это, очевидно, первый случай, когда медсестры их опередили.

Вы можете скачать должностную инструкцию врача-педиатра бесплатно.
Должностные обязанности врача-педиатра.

________________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование учреждения, его ________________________

организационно- правовая форма) (директор; иное лицо

уполномоченное утверждать

должностную инструкцию)

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ВРАЧА-ПЕДИАТРА

______________________________________________

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

1.2. На должность врача-педиатра назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и прошедшее подготовку и специализацию по педиатрии.

1.3. Назначение на должность врача-педиатра и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.

1.4. Врач-педиатр подчиняется непосредственно __________________

(заведующему отделением,

заместителю главного врача)

1.5. Врач-педиатр должен знать:

— законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

— действующие нормативно — методические документы, регламентирующие деятельность медицинских учреждений;

— основы по организации лечебной и профилактической помощи в поликлиниках, больницах, скорой медицинской помощи, службы медицинских катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, обеспечение лекарствами населения и мед.учреждений;

— теорию по принципам и методам диспансеризации;

— основные методы и общие принципы инструментальной, клинической и лабораторной диагностики состояния систем и органов человеческого организма;

— патогенез, этиологию, особенности течения, клинику по симптоматике, и принципы лечения всех основных заболеваний;

— правила по оказанию неотложной медицинской помощи;

— основы трудового законодательства Российской Федерации

— правила внутреннего трудового распорядка;

1.6. Во время отсутствия врача-педиатра (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.

II. Должностные обязанности

Врач-педиатр

2.1. По своей специальности оказывает квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента

2.2. В соответствии с установленными правилами и стандартами выбирает тактику ведения больного, разрабатывает план его обследования, а также уточняет объем и методы обследования пациента для получения в самые короткие сроки достоверной и полной диагностики заболевания

2.4. На основе собранных данных ставит анализ, а также назначает и проводит необходимое лечение и процедуры

2.5. Проводит ежедневно в стационаре осмотр больного.

2.6. Изменяет план лечения по необходимости

2.7. Консультирует врачей подразделений ЛПУ по своей специальности

2.8. Руководит нижестоящим медицинским персоналом

2.9. Проводит контроль за правильностью проведения диагностических и лечебных процедур, а также за эксплуатацией оборудования и аппаратуры, инструментария, лекарственных препаратов, реактивов

2.10. Ведёт контроль за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда нижестоящим медицинским персоналом.

2.11. Своевременно и квалифицированно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения

2.12. Соблюдает правила внутреннего распорядка.

2.13. Соблюдает правила требования охраны труда, производственной санитарии и техники безопасности.

III. Права

Врач-педиатр имеет право:

3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.

3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.

3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации

III. Ответственность

Врач-педиатр несет ответственность:

4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.

4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.

За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-педиатр может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх