Куперс

Бухучет и анализ

Интегральный алгоритм чтения

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон». Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет + пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться этим алгоритмом? Да, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на задней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют этому алгоритму, отклоняются от него, не снижая, однако, эффективности своих личных действий. Так, пассажир, имеющий месячный проездной билет, не задерживается у кассы, а сразу проходит в середину вагона. Такой пассажир имеет уже свой алгоритм действия. Особый алгоритм имеют и злостные безбилетники, но их алгоритм, однако, нельзя назвать эффективным.

Мы разобрали эти простые примеры для того, чтобы показать применение правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком сложном процессе, как чтение? Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Вспомните пять способов чтения. Рассмотрим интегральный алгоритм чтения. Слово «интегральный» означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть основания полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и программы чтения. Однако в их эффективности у большинства читателей можно сомневаться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, такое чтение никакой пользы не приносит.

Это — пример неэффективной программы умственных действий или неудачного алгоритма. А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из популярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Ее основатель — известный советский психолог Д. Н. Узнадзе. Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется, фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступеньки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одинаковы, а потому и смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажется иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявляется также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколько раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два равных шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Возникает иллюзия, которая и получила название «иллюзия начальной установки». Даже временная привычка видеть разные шары «засвечивает» реальную ситуацию.

Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в метрополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и поднимает пассажиров. Другой эскалатор — неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно ваш организм формирует координацию движений, отвечающую ожидаемой ситуации. А тут вдруг — неподвижность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости.

Существует большое число текстов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А. С. Пушкина «Пиковая дама». Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть — девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 4.


Рис. 4. Психологический тест: девушка или старушка

Кого вы увидели? Авторы этой книги неоднократно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему привычек и навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума.

Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рис. 5.


Рис. 5. Интегральный алгоритм чтения

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок — фактографические данные — означает извлечение фактов из текста и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки алгоритма предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному,— новым, а критически настроенному — спорным. Таким образом, эти оба блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться этим алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе их заполнение содержанием. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму — организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками — блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку — этот спасительный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения — реализация более эффективных программ умственных действий. На рис. 6 показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева — читающего медленно, справа — читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, неорганизованный процесс становится подчиненным единой программе — интегральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.


Рис. 6. Два способа чтения

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть — избыточная. Как отмечают лингвисты, тенденция к многословию, к изложению простых явлений в наукообразной терминологии не снижается. Анализ этих явлений хорошо сделал специальный корреспондент «Известий» В. Сухачевский. Он пишет: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, так и сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади. Как лучше сказать? Это вопрос. Без специальной научной подготовки на него не ответишь. Если уж директор НИИ и его заместитель не пришли к единству взглядов на документооборот и плотность документопотока, если 200 научных сотрудников института годами бьются над этой проблемой, то где уж простому смертному разобраться во всем?» И далее он пишет, что «бумажная лавина набирает силу. Недавно появился еще один документ — брошюра «Работа руководителя с документами», которая выпущена 100-тысячным тиражом. Она сообщает ряд чрезвычайно полезных и необходимых сведений. В изложении они потеряют свое глубокомыслие, поэтому позволю себе попотчевать читателя некоторыми цитатами. Например: «Процесс труда с документами состоит из ряда операций, которые условно можно разделить на технические (делопроизводственные), логические и творческие. К делопроизводственным относится обработка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документа, считывание, перемещение документа, контроль исполнения, подписание приказа и др. Логические включают чтение и ознакомление с документом, подбор необходимой информации, анализ и сопоставление данных, произведение необходимых подсчетов, наложение визы и пр. Творческие операции, которые отражают специфику труда руководителя, состоят из определения состава исполнителей документа, поиска альтернатив решения, выбора оптимального решения, документирования принятого решения и пр.».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%. Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть «пустоту» таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократно говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисциплинирует ум, заставляет и при составлении текстов различных документов излагать свои мысли просто, кратко, ясно, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информационного взрыва действительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность зачастую бывает полезной. Как справедливо отмечают специалисты, избыточность повышает надежность передачи сообщений, что особенно необходимо для текстов учебников.

В художественной литературе также обсуждается проблема избыточности. Ан. Макаров приводит высказывание В. Катаева: «Мелодия — основа прозы. Когда она исчезает, когда покидает автора, испаряется волшебство словесного искусства, проза перестает двигаться сама собою. Ее толкает и волочет одно лишь малопочтенное усердие автора. Так появляются на свет неподъемные «романы, поэмы, которые измеряются километрами». Писать надо короче. Таково мнение В. Катаева, которого еще в начале 30-х гг. придирчивые критики называли лучшим стилистом.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов.

Полезно научиться определять избыточность текстовых сообщений. Предлагаем выполнить очередное задание.

Порядок работы
Структура стандартного урока следующая: Вы самостоятельно изучаете заданную тему, потом на сайте Вы знакомитесь с ключевыми задачами, далее, по «Базовому задачнику» Вы решаете самостоятельно нужные задачи. Задачи подобраны таким образом, что с их помощью Вы закрепляете теоретическую часть. После этого Вы готовы решать серьезные задачи. Они помещены в «Задачнике по физике для физиков».
Мы будем пользоваться методами работы с текстами и методами запоминания, разработанными нашими великими безвестными физиологами для нужд спецслужб. Долгое время эти методики были недоступны, но сейчас им обучают в различных Школах Быстрого Чтения. Из этих техник мы берем сейчас только Алгоритмы Чтения и Правило «Золотых Повторов» .
Интегральный Алгоритм Чтения (ИАЧ).
Текст читается с карандашом в руке. Подчеркивается или, лучше, обводятся в рамки и снабжаются цифрами (рядом, выше или ниже) следующие вещи:
1. название текста
2. автор (фиксируя автора, мы отражаем свое отношение. Одно дело, если автор Альберт Эйнштейн, и другое дело, если неизвестный нам человек)
3. источник (отражает достоверность)
4. тема
5. интересное, новое (то, что интересно Вам лично)
6. критика (конструктивная, не критиканство)
7. факты
Посмотрите пример, как разобрана с помощью Интегрального Алгоритма Чтения Статья из газеты.
Работа с памятью. Правило «Золотых повторов».
Если Вам нужно запомнить какой-то текст, стихи, прозу, главу учебника, то сделать это с одного раза для обычного человека невозможно. Но и то, что Вы запомнили, быстро уходит из памяти. Кривая забывания информации очень похожа на кривую радиоактивного распада. Чтобы нужная вам информация осталась в памяти на долгое время, сравнимое со сроком жизни, то есть информация перешла в постоянную память, разработано Правило «Золотых повторов».
Вы читаете текст и разбираете его по Интегральному Алгоритму Чтения. Затем 6 раз повторяете по следующему графику:
1. Первый повтор через 30 минут. Не читать, а вспоминать и пересказывать вслух основные моменты, перечитать, что забыли. Отметки ИАЧ помогут это сделать.
2. Второй повтор через 2 часа.
3. Третий повтор через 6 часов.
4. Четвертый повтор через 24 часа
5. Пятый – через 7 дней
6. Шестой – через 15±1 день.
С учетом этих техник возникает следующая естественная структура Ваших занятий.
1. Вы читаете заданную тему по базовому учебнику с использованием ИАЧ.
2. Первый повтор. Используете вопросы в конце параграфов и отметки ИАЧ. Вы разобрали тему и поняли ее. Два часа информация отлеживается, отстаивается у Вас в голове.
3. Второй повтор. Вы читаете этот же материал по Физтеховскому курсу с использованием ИАЧ. Материал Вам уже понятен, знаком, но Вы смотрите, как он изложен в культурном виде. Сразу читать тему по курсу ФИЗТЕХа не стоит, много сил уйдет на понимание текста, не останется сил на понимание физики.
4. Третий повтор выполняется по тексту Физтеховского учебника физики.
5. На следующий день Вы смотрите соответствующую страницу «Справочника по физики» и решаете задачи по «Базовому задачнику». Практически – это четвертый повтор.
6. 5 повтор – решение продвинутых задач.
7. 6 повтор – самостоятельная или контрольная работа.
Если Вы сможете регулярно работать в таком режиме, то Вам будут не нужны никакие шпаргалки. Все определения, законы, формулы физики крепко уложатся в Вашей голове. На экзамене в условиях стресса это может Вас выручить.
Еще один важный момент. Длительность занятий. Длительность занятий определяется свойствами внимания.
У малого ребенка работает непроизвольное внимание. Увидел что-то яркое, движущееся, услышал громкий звук — сфокусировал на них внимание. Такое внимание непродолжительное, несколько секунд. Поэтому занятия с малыми детьми длятся по несколько минут, но по много раз в день.
После 6 лет формируется произвольное внимание. Его длительность – до 30 минут. Требует волевых усилий, работает через зону Вернике. Вот поэтому уроки в школе длятся 40 минут. Отработали 40 минут, учитель привлек непроизвольное внимание какими-то педагогическими приемами , если в классе дисциплина, то поработало произвольное внимание, если дисциплины нет, то урок просто прошел впустую, затем перемена, новый урок, и новая информация вытеснила только что полученную информацию. Поэтому так низка эффективность школьных уроков.
Наиболее эффективно занятия идут с использованием постпроизвольного внимания. Для этого занятия должны длиться минимум час. Когда я занимаюсь с абитуриентами, наши занятия длятся 2 часа. А когда Вы будите готовиться к экзаменам в ВУЗе, то Ваши занятия будут длиться сутки с короткими перерывами на еду и сон. Большие результаты достигаются через большие усилия. При длительных напряженных занятиях происходит перестройка мозговых процессов, и появляется шанс стать физиком. Но об этом поговорим попозже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх