Куперс

Бухучет и анализ

Инвентаризация денежных

Порядок проведения инвентаризации кассы на территории России установлен Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Цель проведения инвентаризации кассы — проверка правильности и реальности текущего учета кассовых операций, выявление ошибок в расчетах, контроль над сохранностью денежных средств и денежных документов в кассе, соблюдение принципа материальной ответственности должностных лиц.

В каких случаях проводится инвентаризация кассы?

Существует два вида инвентаризаций кассы — плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.

Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.

Так, обязательно проведение инвентаризации кассы:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина (основание — п. 1.5 Методических указаний № 49).

Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности. Например, ревизии кассы осуществляется:

  • для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;
  • выявления причины возникшей ошибки в учете;
  • по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями и предпринимателями они определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации следует указать причину проведения такой инвентаризации кассы.

Кто проводит инвентаризацию кассы?

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (основание — п. 2.2 Методических указаний N 49).

Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п. (основание — п. 2.3 Методических указаний N 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  • представители администрации организации;
  • работники бухгалтерской службы;
  • представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
  • сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).

Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (основание — п. 2.3 Методических указаний № 49).

Нормативные документы не обязывают ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии в том случае, если в организации отсутствовали кадровые перестановки.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы, обязательно проверяются и показатели ККМ.

В то случае, если в организации осуществляются наличные расчеты с применением ККМ, инвентаризация кассы начинается с проверки фактического наличия в операционных кассах контрольно-кассовой техники, при этом должны быть в наличии документы, связанные с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию каждой ККМ.

На практике возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.

Оформление результатов проведения инвентаризации кассы

Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.

Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе организации или предпринимателя, применяется «Акт о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9.

Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста, оформляемого по форме № КМ-4. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, затем оформляется «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» по форме № КМ-1. Применение акта по форме КМ-1 обязательно при использовании ККТ (основание – Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).

В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.

Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены (основание — п. 2.9 Методических указаний № 49).

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:

  • Дебет 50 Кредит 91-1 — Выявлена сумма излишка в кассе;
  • Дебет 94 Кредит 50 — Выявлена сумма недостачи в кассе;
  • Дебет 73 Кредит 94 — Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
  • Дебет 91-2 Кредит 94 — Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации.

В заключении хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелица консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» (сервис-паровоз). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Порядок проведения демонстраций, шествий и других публичных мероприятий

В преддверии майских праздников прокуратура Приморского края напоминает порядок проведения публичных мероприятий, установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Напомним, что публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Первое, что должен сделать организатор публичного мероприятия, — это подать в установленном законом порядке уведомление о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается в письменной форме в департамент внутренней политики Приморского края или администрацию муниципального образования Приморского края, на территории которого планируется его проведение.

Уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть подано в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. При этом в соответствии с федеральным законом Администрацией Приморского края определяются единые специально отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий. Их перечень утвержден постановлением Администрации Приморского края от 29.12.2012 № 455-па.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия, а также требования закона по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

В ходе проведения мероприятия не допускается осуществление экстремистской деятельности, в том числе использование экстремистской символики или атрибутики и распространение соответствующих материалов; участникам публичных мероприятий запрещается иметь при себе оружие, колющие или режущие предметы, а также находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Граждане, которые принимают участие в публичном мероприятии, не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, предназначенные для затруднения установления личности.

Публичное мероприятие может быть приостановлено, если во время его проведения по вине участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников.

В случае создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также совершения участниками публичного мероприятия противоправных действий, публичное мероприятие может быть и вовсе прекращено.

За нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования предусмотрена административная ответственность.

Так, нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка его организации либо проведения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Прокуратура Приморского края обращает внимание организаторов и участников публичных мероприятий на необходимость строгого соблюдения требований действующего законодательства при проведении подобных акций.

§ 10. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности

122. Инвентаризация кассы проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг).

123. Денежная наличность включается в акт по купюрам и сумме.

124. В акте инвентаризации наличия денежных средств остатки находящихся в кассе денежных средств сверяются с данными учета на день инвентаризации, и выносится результат. При обнаружении комиссией недостачи или излишков в акте указывается сумма.

125. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся на этом счете сумм:

при сдаче денежной наличности — с данными квитанции банка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу денег инкассаторам обслуживающего банка и т.п.;

по суммам, переведенным собственником или другими организациями — согласно полученным от них извещениям (авизо) с указанием даты, номера поручения, суммы и наименования обслуживающего банка или почтового отделения, принявшего перечисление.

126. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банке на текущем счете в тенге, на текущем счете в валюте и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы индивидуального предпринимателя или организации, с данными по выписке банков.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Аудит инвентаризации/Аудиторские процедуры

Для проведения инвентаризации необходимо создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии во главе с председателем, руководителем организации. В состав комиссии входят: главный бухгалтер, начальники структурных подразделений, представители общественности.

Функционирование инвентаризационной комиссии может осуществляться с участием лица, представляющего службу внутреннего аудита, совместно с независимыми аудиторскими фирмами. Необходимость в привлечении аудитора обусловлена получением независимой оценки аудируемых лиц. Если объем, характерный материально-производственным запасам либо другому имуществу, признан существенным, инвентаризация должна проводиться с обязательным участием аудитора.

Организации необходимо заблаговременно связаться с аудитором, желательно в письменной форме. Для проведения инвентаризации во многих ситуациях приглашают независимых специалистов. В задачи, выполняемые при аудите, не входит пересчет полученных данных. Аудитор используется в качестве независимого наблюдателя, занимающегося фиксацией всех отклонений, не соответствующих установленной процедуре.

Если аудитору не удалось своевременно принять участие в инвентаризационных работах, ему придется самостоятельно заниматься выборочным осмотром и пересчетом запасов. При необходимости ему поручают составление оборотной ведомости перемещения запасов, в течение того периода, выбранного для выборочного осмотра, пересчета и составления финансовой ведомости. Возникновение аналогичной необходимости вероятно при обстоятельствах, связанных, например, с умышленными искажениями, допускаемыми материально ответственными лицами.

Принимая участие в комиссии, проводящей инвентаризацию, либо занимаясь самостоятельно выборочной инвентаризацией, аудитор обязан позаботиться о безопасности складских помещений, организации пропускного режима, правильном оформлении договоров, заключаемых с материально ответственным лицом. Аудитору поручают заняться инвентаризацией для того, чтобы определиться с соответствием бухгалтерской отчетности и фактического наличия материально-производственных запасов, а также для оценки, глубокого анализа системы, соответствующей внутреннему контролю организации.

При размещении материально-производственных запасов на разных участках аудитор должен определиться с участком, наиболее важным для его присутствия. Для установления этого он руководствуется анализом существенности, а также количественными и качественными характеристиками уровня существенности. К примеру, если организация системы внутреннего контроля на определенном складе является не соответствующей другим складам, даже при количественной несущественности хранящихся там материально-производственных запасов, аудитору следует провести инвентаризацию конкретно этого склада.

Метод внутреннего аудита – инвентаризация

Понятие инвентаризации соответствует латинскому слову «инвенир», означающему «находить». Перед составлением годовой отчетности каждой организации требуется заняться инвентаризацией собственного имущества. Эта обязанность есть в федеральном законе N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Целью инвентаризации имущества является проверка достоверности тех данных, которые имеются в бухгалтерском балансе и отчетности, подаваемой предприятием.

Аудит инвентаризации дает возможность посредством натурального измерителя добиться следующих целей:

  • Сравнения правильности ведения документации, связанной со всеми хозяйственными операциями организации;
  • Выявления фактического наличия и качественного состояния имущества предприятия;
  • Обнаружения негативных явлений от хищений до естественной убыли.

В ходе проведения инвентаризации осуществляют проверку и документальное подтверждение наличия имущественных ценностей, состояния, характерного расчетам и финансовым обязательствам. Для определения порядка и сроков проведения инвентаризации необходимо согласование с руководителем организации, помимо обязательных случаев для организации данной процедуры. Для соответствующего решения достаточно отдельного приказа.

Такой документ служит для установления:

  • Случаев проведения инвентаризаций, как ежемесячных плановых, так и итоговых квартальных, либо проводимых в соответствии с определенными обстоятельствами;
  • Сроков и продолжительности инвентаризации;
  • Состава инвентаризационной комиссии;
  • А также непосредственного порядка проведения инвентаризации.

Для оформления результатов инвентаризации составляется отдельный документ, называемый «Инвентаризационной описью». Он необходим для указания наименования конкретного объекта, обнаруженного количества в стоимостном либо натуральном выражении. Далее эти описи используются в бухгалтерии для проверки данных бухгалтерского учета.

Аудит результатов инвентаризации основных средств

В соответствии со сверенными данными, попавшими в инвентаризационную опись, соответствующими данным бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость, с указанием позиций и обнаруженных расхождений. Данную сличительную ведомость следует получить для определения результата инвентаризации, излишков или недостач, то есть доходов или расходов (счет 91). Приход всех излишков и недостач осуществляется в бухгалтерском учете, то есть происходит оформление бухгалтерскими записями в качестве результатов инвентаризации.

После завершения аудита результатов инвентаризации составляют акт с указанием общей суммы доходов либо расходов, равных излишкам или недостачам. Акт необходим для указания недостач, которые по решению руководителя относят к материально ответственному лицу (при заключенном соответствующем договоре, подтверждающем полную его материальную ответственность). Также возможно списание совместно с прочими расходами.

На действующих предприятиях постоянно сменяются формы учета средств, которые могут быть денежной и товарной. Только с помощью сравнения документации для определения реального наличия материальных ценностей можно правильно определиться с ведением бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому предприятия, отличающиеся всеми организационно-правовыми формами и видами деятельности, обязаны на основании требований Положений, регламентирующих бухучет в РФ, заниматься сплошной инвентаризацией, связанной с имуществом и финансовыми обязательствами, накануне составления годового отчета.

Аудит учета результатов инвентаризации ТМЦ

Проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) организуется в соответствии с расположением ценностей в конкретном помещении. Проведение инвентаризации должно быть последовательным, соответствующим местам хранения. Завершив проверку ценностей, комиссия запрещает входить в проверенное помещение, приступая к работе в соседнем помещении. Комиссия работает совместно с заведующим складом и другими материально-ответственными лицами, осуществляя проверку фактического наличия ТМЦ, пользуясь пересчетом, перевешиванием или перемериванием. ТМЦ (от производственных запасов до готовой продукции, от товаров до прочих запасов) заносят в опись, соответствующую форме № ИНВ-3, с указанием каждого отдельного наименования с указанием вида, группы, количества, иных необходимых данных (сорта, артикула).

При поступлении в период проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей их приемка осуществляется материально ответственными лицами совместно с аудиторами, входящими в инвентаризационную комиссию. Их приход осуществляется посредством реестра или товарного отчета после инвентаризации. Их учитывают в отдельной описи в качестве ТМЦ, поступивших в период инвентаризации. Опись состоит из следующих параметров: даты поступления, наименования поставщика, даты и номера приходного документа, наименования имущества, количества, цены и суммы. Приходный документ визируется председателем инвентаризационной комиссии либо членом комиссии, с отметкой «после инвентаризации» и ссылкой на дату записи этих ценностей в описи.

Среди основных задач инвентаризации упомянем о:

  • Выявлении фактического наличия имущества на предприятии;
  • Контроле за сохранностью имущества посредством сопоставления между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;
  • Выявлении неиспользуемого имущества;
  • Проверке соблюдения правил, разработанных для хранения имущества;
  • Проверке реальной стоимости имущества, учтенного в балансе.

Как проводится инвентаризация?

Инвентаризация заключается в проверке объектов, указанных в бухгалтерском учете, в натуре, посредством органолептического метода. Данный способ используется для проверки соответствия между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. Данная процедура заключается в фиксации данных, касающихся хозяйственных средств, посредством инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, а также сверке с данными, указанными в бухгалтерском учете. Это необходимо для того, чтобы определиться с имеющимися недостачами либо излишками средств.

Инвентаризации также проводится в отношении дебиторских и кредиторских задолженностей организации для установления достоверности, для установления состояния и правильности оценки имущества, в сравнении с бухгалтерским учетом и отчетностью.

Классификация инвентаризаций осуществляется по двум признакам: полноте охвата ценностей, назначению и характеру проверки. В соответствии с полнотой охвата ценностей инвентаризации бывают полными, частичными, выборочными и сплошными.

  • Полной инвентаризацией называют проверку всего имущества, принадлежащего организации, в сочетании с ее обязательствами на конкретную дату. Ее проводят накануне составления годовой бухгалтерской отчетности, в ситуации с реорганизацией экономического субъекта, она относится ко всем без исключения материальным ценностям и денежным средствам, расчетам и иным статьям баланса.
  • Частичной инвентаризацией называют каждую отдельную проверку, связанную с определенными видами объектов. Она может проводиться для охвата какого-либо одного вида имущества предприятия, к примеру, только денежных средств в кассе либо только материалов, хранящихся на конкретном складе.
  • Выборочную инвентаризацию проводят для частичного имущества предприятия. Ее могут проводить в соответствии с переоценивающимися материальными ценностями. Они приводят к снижению трудоемкости контрольных работ, к сокращению времени, связанному с проведением этих работ. Однако они не дают гарантии объективности результатов, а при материальном ущербе выборочные инвентаризации не дают возможности для определения полного размера ущерба.
  • Сплошную инвентаризацию проводят одновременно для всех структурных подразделений предприятия.

Наблюдение за инвентаризацией

В период аудиторской проверки используется наблюдение аудиторов за проведением инвентаризации. Благодаря такому наблюдению аудиторская организация сможет дать правильную оценку надежности системы, связанной с бухгалтерским учетом, либо действенности системы, занимающейся внутренним контролем. Если аудиторской организации удастся грамотно определиться с надежностью систем, связанных с внутренним контролем, или надежностью отдельных средств, используемых при контроле, она может дать рекомендации о снижении количества элементов учета, которые проверяются в процессе аудиторской выборки.

Наблюдение за проводимой инвентаризацией аудиторской организации необходимо для:

а) принятия участия в проводимых контрольных измерениях (от взвешивания до пересчета) для проверки надежности, соответствующей средствам контроля;

б) изучения присутствия, устаревших, неиспользуемых или мало используемых товарно-материальных ценностей;

в) проверки хранения отдельных запасов, принадлежащих третьим лицам, их отдельного учета в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах;

г) изучения реальности дебиторских и кредиторских задолженностей.

Повышения точности получаемых аудиторской организацией данных добиваются следующими мероприятиями:

а) сверкой учетных данных и фактического наличия товарно-материальных ценностей;

б) сверкой фактических запасов товарно-материальных ценностей и данных учетных записей.

Весь комплекс выявленных нарушений, связанных с проведением инвентаризации, фиксируется аудитором в рабочих документах. Для каждого участка, подлежащего инвентаризации, требуется получение следующих ответов в отношении:

  • существования актива или обязательства на дату инвентаризации;
  • -принадлежности субъекту прав и обязательств на дату инвентаризации;
  • осуществления операции или события хозяйственной деятельности, связанного с субъектом либо моментом проведения инвентаризации;
  • обладания организацией неучтенными активами, обязательствами, операциями или событиями хозяйственной деятельности, а также нераскрытыми статьями на момент проведения инвентаризации;
  • соответствия актива или обязательства балансовой стоимости;
  • учета операции или события хозяйственной деятельности соответствующей сумме, отнесения дохода или расхода к соответственному периоду;
  • соответствия применимым основным принципам финансовой отчетности раскрытия, классификации и характеристик статьи.

Участие аудитора в инвентаризации

Аудитор должен определиться с правильностью организации и проведением инвентаризации, правильностью оформления результатов инвентаризации, дать оценку полноты и своевременности отражения результатов в бухчете, а также оценку системы внутреннего контроля аудируемого лица.

Участвуя в аудите, необходимо руководствоваться:

  • особенностями системы, связанной с бухгалтерским учетом запасов и внутренним контролем за сохранностью, существующим в организации;
  • неотъемлемым риском;
  • риском, связанным с необнаруженными материально-производственными запасами, а также уровнем существенности;
  • необходимостью соответствия аудируемого лица, утвержденного руководством, и порядком, принятым для инвентаризации;
  • требованиями, содержащимися в нормативных правовых актах, особенностями деятельности, ведущейся экономическим субъектом;
  • сроками проведения инвентаризации, местами хранения товаров, целесообразностью привлечения экспертов.

Какую инвентаризацию готова выполнить наша компания

В соответствии с назначением и характером инвентаризации бывают плановыми (периодическими) и внеплановыми. Для проведения плановых инвентаризаций необходимо составление плана органом, занимающимся внутрихозяйственным контролем (от ревизионной комиссии до внутреннего аудита), соответствующего учетной политике организации и действующему законодательству.

Проведение внезапных или внеплановых проверок, не предусмотренных учетной политикой и планом ревизионных работ, не обладает обязательным характером. Их поручают внешним аудиторам, занимающимся аудитом (обязательным или инициативным) в конкретной организации:

  • внутренними ревизорами ревизионной комиссии;
  • аудиторами аудиторской службы;
  • инвентаризационной комиссией организации.

Такие проверки проводятся в соответствии с выявленными фактами нарушений законности, сигналами персонала, обнаруженными сомнительными хозяйственными операциями в отношении основных средств. Следовательно, осуществление внезапных инвентаризаций может быть обусловлено: сменой материально-ответственных лиц, стихийными бедствиями, хищениями, требованиями аудитора, судебных органов, распоряжением, подписанным руководителем, вышестоящими органами, по требованию, предъявленному органами дознания судебных органов, прокуратурой. Повторную инвентаризацию проводят при возникновении проблем, связанных с достоверностью, объективностью, качеством проведенной инвентаризации.

По содержанию инвентаризация может проводиться для проверки ресурсов либо процессов.

Инвентаризацию ресурсов проводят для проверки имущества, оборотных средств, принадлежащего организации.

Инвентаризацию процессов проводят для проверки некоторых моментов, связанных с кругооборотом средств, принадлежащих организации. Например, возможно во время производства выполнение дополнительных работ, с отдельными затратами на материалы. Тогда проводится осмотр расчетно-финансовых операций, расчетно-заготовительных операций, связанных со снабжением.

Компании могут самостоятельно определяться с количеством инвентаризаций, соответствующих отчетному периоду, датами их проведения. Проведение инвентаризаций является обязательным при:

  • передаваемом имуществе предприятия в аренду, выкуп, продажу, а также преобразовываемом государственном или муниципальном унитарном предприятии в акционерное общество;
  • составлении годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризацию которого проводили после 1-го октября отчетного года); инвентаризацию основных средств можно проводить 1 раз в 3 года;
  • смене материально-ответственных лиц (при приеме-передаче дел);
  • установленных фактах хищений, порчи ценностей — незамедлительно после установленных фактов;
  • пожаре или стихийных бедствиях;
  • реорганизации либо ликвидации организации;
  • переоценке имущества;
  • бригадной материальной ответственности в связи со сменой бригадира, выбытием более 50% его членов, требованием, предъявленным одним из членов бригады;
  • других случаях, указанных законодательством РФ.

Присутствие аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных ИТ активов

Инвентаризация ИТ активов необходима для получения актуальной информации, связанной с наличием и состоянием компьютеров и серверов, сетевого оборудования и программного обеспечения, а также для определения в целом состояния инфраструктуры.

Результаты инвентаризации IT-активов необходимы для:

  • Формирования базы систем в комплексе с оборудованием и программным обеспечением.
  • Получения актуальной информации, связанной с существующим оборудованием и версиями ПО.
  • Получения готовой шпаргалки, связанной с конфигурациями систем, серийными номерами и типами устройств.
  • Оценки стоимости ИТ-активов.
  • Контроля над функционированием корпоративного оборудования

Благодаря проведению инвентаризации можно предоставить полноценную презентацию функционирующей IT-инфраструктуры. Это позволяет определиться с проблемными участками в системе, способствующими уменьшению времени простоев, а также определиться с необходимой доработкой существующего оборудования плюс обновлением программного обеспечения. Получив необходимую информацию, связанную с наличием и состоянием активов, можно дать реальную оценку уровня затрат, связанных с существующим оборудованием, чтобы определиться с его оптимизацией.

Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация)

Документы, принятые для проведения инвентаризации, указаны в Методических указаниях, связанных с инвентаризацией имущества и денежных обязательств, утвержденных 13.06.1995-го года Приказом Минфина России N 49.

У руководителя организации имеется право определяться с количеством инвентаризаций в текущем году, имуществом, местами и обязательствами, проверяемыми при каждой процедуре, кроме обязательных случаев, обусловленных проведением инвентаризации.

Инвентаризация является примером важного общехозяйственного мероприятия, соответствующего учетной политике. В соответствии с п.3 ст. 6 Закона о бухучете, формируя учетную политику, необходимо подумать не только о рабочем плане счетов, формах, соответствующих первичным учетным документам, правилах документооборота, но и утверждении порядка инвентаризации, связанной с имуществом и обязательствами организации.

Необходимо с особенным вниманием отнестись к этому положению. Многие организации, особенно относящиеся к малому бизнесу, вообще не занимаются инвентаризацией, а если и проводят, то, не руководствуясь установленными правилами, грешат формальным заполнением актов и описей, не проводя вещественную проверку.

Какие важные проблемы можно решить благодаря проведению инвентаризации?

Аудиторские доказательства, полученные при инвентаризации, позволяют определиться с:

  • фактическим наличием имущества (как собственным, так и не принадлежащим организации, но числящимся в бухучете), что способствует обеспечению его сохранности, выявлению неучтенных объектов;
  • фактическим количеством материально-производственных ресурсов, используемых в производственном процессе;
  • фактически полученными данными, связанными с наличием имущества и данными, соответствующими аналитическому и синтетическому учету (определиться с излишками и недостачами);
  • полнотой и правильностью отражения оценки, связанной с имуществом и обязательствами, а также товарно-материальными ресурсами, учитывая их рыночную стоимость, соответствующую фактическому физическому состоянию. В Законе подчеркивается, что необходимо определиться с правильностью и достоверностью оценки, связанной с имуществом и обязательствами, а не возможностью для руководителя, обусловленной оценивать по результатам инвентаризации учитываемый объект;
  • соблюдаемыми правилами, связанными с содержанием и эксплуатацией основных средств, пользованием нематериальными активами, а также правилами и условиями хранения: от товарно-материальных ценностей до ценных бумаг от денежных средств до продукции. Инвентаризация имущества основана на полной или выборочной проверке наличия ценностей посредством специального создания комиссии.

* Если хотите еще сильнее углубиться в инвентаризационную тему, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 94.

Общие вопросы проведения инвентаризации

Обязательно ли проводить годовую инвентаризацию активов и обязательств предприятия?

Да, проведение годовой инвентаризации — процедура обязательная для всех предприятий. Ее проведения перед составлением годовой финансовой отчетности требуют ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете и пп. 5 и 7 разд. І Положения № 879.

Ну а основная цель инвентаризации — обеспечение достоверности данных бухучета и финотчетности путем проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки активов и обязательств предприятия.

Какими нормативными документами руководствоваться при проведении годовой инвентаризации и оформлении ее результатов?

Самый главный документ, которым предстоит руководствоваться предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности — Положение № 879.

Кроме того, специальные инвентаризационные документы используют, в частности, при инвентаризации:

— нефти и нефтепродуктов — Инструкцию № 281;

— спирта этилового — Инструкцию № 264;

— активов и обязательств сельхозпредприятий — (Методрекомендации № 37) и т. д.

Какие объекты подлежат годовой инвентаризации и в какие сроки?

Годовая инвентаризация охватывает все виды активов и обязательств предприятия (пп. 6 — 7 разд. I Положения№ 879). Ее проводят ежегодно перед составлением годовой финотчетности.

Сроки проведения инвентаризации установлены п. 10 разд. I Положения № 879, который рекомендует проводить ее ежегодно до даты баланса (т. е. 31 декабря). Но 31 декабря — это предельная дата, на которую инвентаризация должна быть позади. А вот сам период ее проведения зависит от вида инвентаризируемых активов и обязательств (см. таблицу).

Сроки проведения годовой инвентаризации

№ п/п

Вид активов и обязательств

Когда проводить инвентаризацию

1

Необоротные активы* (кроме незавершенных капинвестиций, объектов ОС, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

В период 3 месяцев до даты баланса

Запасы (кроме НЗП и полуфабрикатов, других матценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженность

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

* При проведении инвентаризации нужно учитывать следующие требования п. 10 разд. I Положения № 879:

— земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно инвентаризировать 1 раз в 3 года;

— инструменты, приборы, инвентарь (мебель) можно инвентаризировать ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом всех этих объектов в течение 3 лет;

— библиотечные фонды по решению руководителя можно инвентаризировать в течение года по установленному им графику. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц;

— драгоценные металлы и драгоценные камни, которые содержатся в приспособлениях, оборудовании и других изделиях, инвентаризируют одновременно с инвентаризацией этих активов.

2

Незавершенные капинвестиции

В течение 2 месяцев до даты баланса

НЗП и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное соцстрахование

3

Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие матценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

Обратите внимание (!): в ходе инвентаризации проверяют:

— собственное имущество предприятия независимо от его местонахождения, в т.ч. предметы, переданные в прокат, аренду, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве;

— имущество, которое не принадлежит предприятию, но временно находится в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной аренды ОС, ТМЦ на ответственном хранении, переработке, комиссии или монтаже).

Конкретные сроки начала/окончания инвентаризации (в рамках сроков из Положения № 879), ее продолжительность, а также объекты, подлежащие инвентаризации, устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации.

Причем интересно: инвентаризацию конкретных объектов начинают уже после даты, на которую она назначена. Например, согласно приказу руководителя инвентаризацию проводят по состоянию на 30.11.2019 г. Это значит, что сама инвентаризация будет проходить в декабре (например, со 2 по 16 декабря 2019 года). При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября. Исключение составляют случаи инвентаризации объектов ОС и матценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия. Их инвентаризируют до момента временного выбытия с территории предприятия.

Инвентаризационные комиссии

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии?

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879). В нее включают:

— представителей аппарата управления предприятия;

— представителей бухслужбы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, СПД — физлица, которое ведет на предприятии бухучет на договорных началах);

— опытных работников предприятия, знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Также по решению руководителя в состав комиссии могут входить члены ревизионной комиссии хозобщества.

Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем

А вот если бухучет ведет сам руководитель, то выбора нет — он же должен возглавить инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879).

Обязательно ли малому предприятию для проведения инвентаризации утверждать рабочие инвентаризационные комиссии? Или достаточно того, что у нас созданы постоянно действующие инвентаризационные комиссии?

Как правило, рабочие инвентаризационные комиссии создают на крупных предприятиях. Причина проста: крупное предприятие предполагает большое количество объектов инвентаризации и справиться с таким объемом работ одна комиссия просто не в силах. Поэтому на таких предприятиях инвентаризационная комиссия выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п. 2.5 разд. II Положения № 879. В свою очередь, рабочие инвентаризационные комиссиизанимаются инвентаризацией имущества непосредственно в местах хранения и производства.

На предприятиях с небольшим объемом инвентаризационной работы постоянно действующая комиссия организует и проводит инвентаризацию активов самостоятельно.

Рабочие комиссии формируют по тому же принципу, что и инвентаризационные комиссии: из представителей аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных работников предприятия. Причем интересно, что в рабочие комиссии можно включать также членов инвентаризационной комиссии (п. 2.2 разд. II Положения № 879).

Назначает председателя рабочей инвентаризационной комиссии и утверждает ее состав своим приказом руководитель предприятия. При этом помните (!): нельзя назначать председателем рабочей комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц (МОЛ), одного и того же работника 2 года подряд (п. 2.4 разд. II Положения № 879).

Включают ли в состав рабочих инвентаризационных комиссий МОЛ?

Ограничения на этот счет установлены п. 2.4 разд. II Положения № 879. Здесь предусмотрено, что МОЛ не может входить в состав комиссии для проверки активов, находящихся у него на ответственном хранении, поскольку является проверяемым лицом.

Получается, включить МОЛ в комиссию, которая будет проводить инвентаризацию вверенного ему имущества, нельзя. В то же время, на наш взгляд, ничто не мешает МОЛ принимать участие в инвентаризации в составе другой рабочей комиссии, которая будет пересчитывать активы, находящиеся в ведении других МОЛ.

На предприятии работает всего один человек — директор. Может ли инвентаризационная комиссия состоять из одного человека?

Минфин в такой ситуации предлагает два варианта действий (см. письмо Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918):

— утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица или

— включить в состав комиссии специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.

Конечно же, на первый взгляд вариант проведения инвентаризации комиссией из одного работника — самый простой, а потому оптимален для столь малого предприятия. Но не все так просто, ведь в этом случае вы невольно нарушите положения п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879. Напомним: он запрещает включать в комиссию тех работников, в ведении которых находятся активы, по которым проводится инвентаризация. А у нас именно такая ситуация: на предприятии работает только один работник, который и является материально ответственным за все активы.

Чтобы не нарушить предписания Положения № 879, мы бы рекомендовали остановиться все же на втором варианте:

включить в комиссию специалиста, приглашенного для проведения инвентаризации на основании гражданско-правового договора

Один из членов инвентаризационной комиссии отсутствует по уважительной причине. Можно ли «пересчитать» активы и обязательства без него?

Пункт 1 разд. II Положения № 879 для таких случаев предусматривает следующее: инвентаризацию проводят полным составом инвентаризационной комиссии.

Получается, какова бы ни была причина отсутствия одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, проводить инвентаризацию «недоукомплектованным» составом нельзя. Но выход есть: отсутствующего по болезни или в связи с командировкой члена комиссии нужно заменить (см. письмо Минфина от 15.12.2003 г. № 31-04200-30-23/19). Для этого необходимо издать приказ руководителя, которым отсутствующего работника исключают из состава комиссии, а вместо него вводят в состав комиссии другого работника. Еще один вариант — приостановить или перенести сроки начала инвентаризации (естественно, этот вариант подходит в случае непродолжительного отсутствия члена комиссии).

Во время проведения инвентаризации работник предприятия, ответственный за хранение и использование активов, заболел (находился в отпуске). Можно ли провести инвентаризацию доверенных ему активов без него?

Все тот же п. 1 разд. II Положения № 879 требует проведения инвентаризации в присутствии МОЛ. Поэтому проинвентаризировать активы в отсутствие МОЛ и не нарушить Положение № 879 не получится.

Так как же быть? А все зависит от того, выполняет кто-нибудь обязанности временно отсутствующего МОЛ или нет.

Если обязанности МОЛ передали другому работнику, то с ним должны были заключить договор о материальной ответственности и провести инвентаризацию ценностей при смене МОЛ. В таком случае инвентаризацию активов можно провести в присутствии не основного МОЛ, а под «присмотром» его временной замены.

Если же вы не назначаете исполняющего обязанности МОЛ, тогда ничего не остается, кроме как приостановить проведение инвентаризации (если она уже началась) или перенести начало ее проведения.

Документальное оформление инвентаризации

Как составить приказ о проведении инвентаризации?

Проведение инвентаризации начинают с издания приказа о ее проведении. В нем, кроме прочих обязательных реквизитов, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды инвентаризируемых активов и обязательств. Этим же приказом нередко утверждают состав рабочих инвентаризационных комиссий. Пример оформления приказа см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 94, с. 10.

В то же время помните! Сроки и порядок проведения инвентаризации, в том числе годовой, можно установить в приказе об организации бухучета или в приказе об учетной политике. В этом случае издавать приказ о проведении годовой инвентаризации не нужно. Достаточно непосредственно перед ее началомотдельным приказом руководителя утвердить состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Какими документами оформляют результаты проведения инвентаризации?

В ходе инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия оформляет (п. 15 разд. II Положения № 879):

— инвентаризационные описи, в которых фиксирует наличие, состояние и оценку активов предприятия и активов, принадлежащих другим предприятиям и учитываемых за балансом;

— акты инвентаризации, в которых показывают наличие денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, наличности, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), создаваемых в соответствии с требованиями П(С)БУ, МСФО и других актов законодательства.

По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) комиссия передает в бухгалтерию. Здесь проверяют все подсчеты, проведенные рабочей инвентаризационной комиссией в инвентаризационных описях и в случае выявления расхождений (излишков или недостач) между данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации) с данными бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости активов и обязательств (п. 20 разд. II Положения № 879).

Ну и, наконец, инвентаризационная комиссия оформляет результаты инвентаризации протоколом инвентаризации. В нем приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879): результаты инвентаризации, заключения о выявленных расхождениях между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухучета, причины возникновения недостач, потерь и излишков, предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, предложения о списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач, другую существенную информацию.

Протокол инвентаризационной комиссии вместе с другими «инвентаризационными» документами передают на утверждение руководителю.

Руководитель утверждает протокол в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации

На основании утвержденного протокола результаты инвентаризации отражают в бухучете и финотчетности того периода, в котором она закончена.

Инвентаризация активов из зоны проведения АТО (ООС)

Часть активов предприятия находится на территории проведения АТО (ООС). Как провести инвентаризацию имущества, доступа к которому у нас нет?

Напомним (!): п. 8 разд. I Положения № 879 устанавливает упрощенные инвентаризационные требования для предприятий:

— находящихся на временно оккупированной территории;

— находящихся на территории проведения антитеррористической операции (АТО)*;

* Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, приведен в приложении к распоряжению КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р.

— структурные подразделения (обособленное имущество) которых находятся на временно оккупированной территории или на территории проведения АТО.

Для них законодатель передвинул сроки проведения обязательной инвентаризации, в том числе перед составлением годовой финотчетности, до того момента, когда станет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. И только лишь после получения доступа к имуществу предприятия обязаны:

— проинвентаризировать его по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичке и регистрам бухучета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Получается, предприятия, имущество которых находится в зоне проведения АТО (ООС), не освобождены от инвентаризации находящихся там объектов, но могут ее проводить не в установленные Положением № 879сроки, а когда это станет возможным.

Активы, по которым не была проведена инвентаризация, показывают в финотчетности по данным бухучета*. Причем на тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам, нужно указать в примечаниях к финотчетности (см. письмо Минфина от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732).

* Поскольку из-за вооруженного конфликта произошло уменьшение полезности активов предприятия, то в бухучете их показывают с учетом положений П(С)БУ 28.

Списывать «оккупированные» активы без инвентаризации нельзя. То есть их придется держать на балансе до того момента, когда предприятие получит безопасный и беспрепятственный доступ к ним и сможет оценить их физическое состояние (см. письма ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15 и от 10.02.2017 г. № 2714/6/99-99-15-03-02-15).

Ответственность за непроведение инвентаризации

Что грозит предприятию и должностным лицам за непроведение обязательной годовой инвентаризации и составление годовой финотчетности на основании неподтвержденных инвентаризацией данных бухучета?

Чуть раньше мы уже отмечали, что проведение инвентаризации обеспечивает руководитель предприятия, который издает соответствующий приказ, определяет сроки ее проведения, а также назначает состав инвентаризационной комиссии. Поэтому за непроведение обязательной годовой инвентаризации руководителя теоретически можно привлечь к дисциплинарной ответственности в форме выговора.

Дисциплинарные взыскания применяются органом, которому предоставлено право назначения на должность данного работника (ст. 147 КЗоТ). Поскольку в нашем случае «проштрафившийся» работник — руководитель предприятия, то дисциплинарную ответственность налагают собственники предприятия или уполномоченный ими орган. На практике, сами понимаете, случаи привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности встречаются крайне редко.

Теперь о том, что касается материальных санкций.

Прямая ответственность за несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и матценностей установлена ст. 1642 КУоАП. Размер штрафа на должностных лиц предприятия: от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.) — за первое нарушение и от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) — за повторное нарушение в течение года. Правда, должностных лиц обычных предприятий от этого штрафа спасает ст. 2341 КУоАП, которая разрешает привлекать к ответственности за такие нарушения органы Госаудитслужбы. А они наделены карательными функциями только в отношении подконтрольных учреждений и предприятий, связанных с бюджетными средствами (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 48, с. 15).

Более вероятно схлопотать штраф за предоставление органам статистики недостоверных данных для проведения государственных статистических наблюдений на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь, как вы помните, годовую инвентаризацию проводят перед составлением финотчетности, а ее отсутствие может поставить под сомнение достоверность отчетности предприятия.

Размер штрафа за такие нарушения — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

А если должностное лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности за подобное нарушение, размер штрафа составит уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.).

Рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП, органы статистики (ст. 2443 КУоАП).

На наш взгляд, непроведение инвентаризации — это длящееся правонарушение, админвзыскание за которое возможно получить не позднее чем через два месяца со дня его выявления.

Другие материалы из «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 87:

  • Инвентаризация: анатомия процесса
  • Материальная ответственность
  • Варианты возмещения ущерба виновным
  • Недостача — есть, виновного — нет
  • Излишки — в учете не лишние
  • Искусство прощать долги
  • Списываем устаревшие капинвестиции
  • Календарь бухгалтера на ноябрь 2019 года

Подписаться на «Налоги и бухгалтерский учет»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх