Куперс

Бухучет и анализ

Инжиниринг управления проектами

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ИНЖИНИРИНГОВЫХ КОМПАНИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы управления проектами в инжиниринговых компаниях, включающих стадии планирования, организации и контроля всех аспектов в ходе непрерывного процесса разработки проекта и достижения его целей. Показано, что использование методов проектного менеджмента позволяет более эффективно реализовыватъ длительные по времени внедрения решения, в которых участвует значительное количество подразделений различной подчиненности. Ключевые слова: электроэнергетика, управление проектами, инжиниринговые компании.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE ENGINEERING COMPANIES

Одной из актуальных проблем, с которыми постоянно сталкиваются руководители организаций, является проблема внедрения принятых управленческих решений. Практика показывает, что недостаточно просто оценить ситуацию, провести анализ возможных вариантов решения возникшей задачи, выбрать из них верный, оформить его тем или иным документом и проследить за исполнением последнего. Принимаемые решения сталкиваются с не принятием их сотрудниками организации, недостаточно качественным исполнением предписаний. Помимо этого, руководство организации, решая новые проблемы, возникающие в ходе деятельности организации, зачастую уделяет недостаточно внимания контролю исполнения принятого решения. Поэтому от успешности внедрения зависит едва ли не большая часть эффективности реализации принятого решения в целом.

Традиционно рекомендуемыми методами повышения результативности внедрения управленческих решений являются такие, как уточнение формулировок организационно-распорядительных документов, которыми оформляются управленческие решения (приказы, распоряжения, указания), создание специальных отделов и служб, контролирующих исполнение указанных документов и др. Однако это не меняет общей последовательности внедрения управленческих решений: принятие решения — выпуск документа — контроль исполнения документа. Указанная методика имеет ряд системных недостатков: в случае если внедрение решения носит длительный характер, руководство утрачивает контроль за ходом внедрения, решая иные, более актуальные вопросы; в случае если в процессе внедрения решения задействованы несколько подразделений, проблематично осуществлять координацию их работы; отсутствует точное представление о необходимых ресурсах и ходе выпол-нения работ на различных стадиях внедрения, что влечет за собой необоснованные затраты. Для устранения указанных негативных явлений в инжиниринговых компаниях можно весьма успешно применять методы проектного менеджмента для внедрения управленческих решений, как, например в ОАО «ИЦЭ Поволжья» .

УДК 378:621.31 Ю.Д. Александров

Yuriy Aleksandrov

© Александров Ю.Д., 2017

Прежде чем перейти к опыту управления проектами в инжиниринговой компании, рассмотрим вопрос о том, что понимается под проектным менеджментом. Основными нормативными документами, использующимися в качестве руководящих в инженерных центрах являются ГОСТ Р ИСО 10006:2005, а также национальный стандарт США «A Guide to the Project Management Body of Knowledge» . Управление проектом включает в себя планирование, организацию и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного процесса достижения его целей (ИСО 10006:1997) . Управление проектом — процесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта (PMBOK PMI Guide) .

Так или иначе, проектный менеджмент (управление проектами, менеджмент проектов, project management) — это деятельность по руководству людскими и материальными ресурсами путем применения современных методов управления для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам результатов проекта. Стандарты содержат и определения термина «проект». Проект (project) — уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включая ограничения сроков, стоимости и ресурсов (ИСО 10006:1997) . Проект — целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги (PMBOK PMI Guide) . Таким образом, проект — уникальный комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов.

Учитывая все вышесказанное, можно перейти к анализу модели внедрения управленческих решений в инженерном центре. После принятия того или иного решения, руководство решает, целесообразно ли применение методов проектного менеджмента при внедрении принятого решения. При этом руководство оценивает сложность внедрения решения по следующим критериям: сложность внедрения, количество отделов, участвующих во внедрении решения, сроки внедрения решения. В случае если внедрение решения носит сложный, комплексный характер, длительно по времени и требует взаимодействия значительного количества структурных подразделений, решения внедряются путем реализации внутреннего проекта, реализуемый для собственных нужд организации. В противном случае, руководство инженерного центра должно придерживается традиционного метода внедрения управленческих решений, о котором уже было сказано выше.

Применение методов проектного менеджмента имеет ряд преимуществ и перспектив по сравнению с обычными методами внедрения управленческих решений . Использование методов проектного менеджмента позволяет внедрить принятое управленческое решение в определенные сроки, с использованием ограниченного объема ресурсов. Реализация внутреннего проекта предполагает наличие ограничений по срокам и необходимым ресурсам. При этом не только устанавливаются крайние сроки и пределы использования ресурсов, но и осуществляется управление сроками и ресурсами, что позволяет своевременно реагировать на изменения и соответственно корректировать сроки выполнения работ по проекту и ресурсы, необходимые для его реализации как в большую, так и в меньшую сторону. Корректировка сроков и ресурсов в управляемых условиях позволяет избежать необоснованных и излишних затрат с одной стороны и снижает риск невыполнения управленческого решения из-за недостатка ресурсов с другой.

Использование методов проектного менеджмента позволяет сконцентрировать внимание руководства организации на процессе внедрения определенного управленческого решения. Как известно, руководство организации постоянно находится в процессе решения всевозможных задач и зачастую утрачивает контроль за внедрением ранее принятых. В том случае, если управленческое решение

внедряется путем реализации внутреннего проекта, руководитель проекта постоянно информирует руководство о ходе проекта, что позволяет осуществлять постоянный текущий контроль за ходом внедрения управленческого решения.

Использование методов проектного менеджмента предполагает наличие одного ответственного лица (руководителя внутреннего проекта), а также предоставление отчетности в установленной форме в определенные сроки. Наличие персональной ответственности конкретного должностного лица за успешность реализации проекта эффективно по двум основным причинам: во-первых, руководство знает, кто именно ответственен за то или иное направление деятельности, а во-вторых, дисциплинирует и мотивирует самого руководителя проекта к выполнению поставленной задачи. Предоставление отчетности в установленной форме в определенные сроки систематизирует и упорядочивает информационные потоки, связанные с выполнением работ по проекту.

Использование методов проектного менеджмента позволяет реализовывать длительные по времени внедрения решения, в которых участвует значительное количество подразделений различной подчиненности. Одним из главных преимуществ внедрения управленческих решений путем реализации внутренних проектов является то, что на протяжении достаточно длительного времени ряд подразделений различной подчиненности объединяются на срок реализации проекта под руководством функционального менеджера — руководителя проекта. Это позволяет решить проблему отсутствия соподчиненности подразделений, участвующих во внедрении управленческих решений. Учитывая то, что инженерной центр представляет в основном проектно-ориентированную организацию, открывается перспектива распространения методов проектного менеджмента на основную производственную деятельность.

Используя методы проектного менеджмента при внедрении управленческих решений, следует помнить о том, что основным видом выпускаемой продукции инженерного центра является проект-но-сметная документация. При ее изготовлении также целесообразно применять современные методы управления проектами. По этой причине после апробации применения методов проектного менеджмента в управленческой деятельности, существует перспектива внедрения таких методов управления в процесс производства проектных работ.

Наибольшее внимание обычно уделяется процессам управления проектами в следующих областях. 1. Управление содержанием, под которым понимается определение целей, результатов и критериев оценки успешности проекта. Иногда, особенно в проектах, связанных с внедрением тех или иных информационных технологий, эта сфера управления именуется «управление конфигурацией». 2. Управление временем. Под управлением проектом по временным параметрам понимается разбиение проекта на группы работ и отдельные работы, описание последовательности выполнения, продолжительности и расписания работ — календарного плана проекта, контроль изменения календарного плана проекта. 3. Управление стоимостью, т.е. управлением проектом по стоимостным параметрам, определение видов и количества ресурсов (люди, оборудование, материалы), определение стоимости ресурсов и работ, учет и контроль расходов и доходов, а также изменений бюджета.

4. Управление качеством — определение стандартов качества, относящихся к проекту, способов достижения требуемого уровня качества и мероприятия по обеспечению качества, контроль качества.

5. Управление персоналом — распределение ролей, ответственности и отношений, координации и субординации персонала проекта, построение организационных и ресурсных диаграмм, подбор человеческих ресурсов, создание и управление командой проекта. 6. Управление рисками — выявление событий, которые могут повлиять на проект, определение зависимостей возможных результатов проекта от наступления рисковых событий, выработка стратегий работы с рисками, планирование, осуществление и контроль мероприятий, связанных с реагированием на риск.

Таким образом, в основе управления проектом лежит системное взаимодействие следующих составляющих: окружения и участников проекта, жизненного цикла проекта, базовых элементов проекта, видов управленческой и обеспечивающей деятельности, процессов принятия управленческих решений, подсистем управления проектом .

Библиографический список

4. Товб, А. С. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А. С. Товб, Г. Л. Ципес. — 2-е изд. — М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 240 с.

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об архитектурной деятельности — Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.1999 г. № 687-XIV.

КВЭД — Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденная приказом Госкомстата от 26.12.2005 г. № 375.

НК еще не регулирует налогообложение в полном объеме, но в части регламентации налога на добавленную стоимость он вступили в силу с 01.01.2011 г. Действующий НК содержит несколько расширенный перечень операций, которые не являются объектом обложения НДС. К ним причислены и инжиниринговые услуги. Указанный факт того, что инжиниринговые услуги не являются объектом обложения НДС, привлек к себе внимание многих субъектов рынка, по крайней мере, они задались естественным вопросом: какую из этого можно извлечь пользу?

Вся сложность ситуации состоит в том, что нет четких критериев того, какие услуги можно отнести к инжинирингу. Автор знает о том, что в высших эшелонах власти, в том числе в налоговой администрации, профильном комитете Верховной Рады, консультационных группах при Кабинете Министров Украины, сейчас идут серьезные дискуссии по данному вопросу. Мнения высказываются диаметрально противоположные: от таких, которые демонстрируют сугубо фискальный подход, вплоть до того, что под инжиниринговые услуги в Украине практически не подпадает никакая деятельность, до совершенно либеральных, когда инжиниринг трактуется в самом широком смысле. Чем закончатся эти дискуссии, чье мнение победит — жизнь покажет. Мы же попытаемся разобраться с тем, что может быть отнесено к инжиниринговым услугам согласно законодательству на основе имеющегося нормативного материала и сложившейся практики.

Инжиниринговые услуги:
история вопроса

Понятие «инжиниринг» как услуга напрямую связано с инженерией как видом деятельности, ее создающим. Термин «инженерия» заимствован из французского (фр. ingenierie), в свою очередь восходящего к латинскому (лат. ingenium) — ум, способности, изобретательность.

Первоначально инженерами назывались военные инженеры. Однако позже где-то с XVII века выделились «гражданские инженеры», которые занимались строительством мостов и дорог. Отсюда и берет начало термин «гражданская (строительная) инженерия» (civil engineering), в настоящее время распространенный во многих странах мира.

Как видим, изначально инженерия была связана со строительством, и уже в наше время идеи инжиниринга были распространены на другие области прикладной науки и техники, а также экономики и менеджмента. Более того, значение инжиниринга в строительстве не ослабевает. Согласно сведениям, представленным в энциклопедии Википедии, к которой мы обратились1, некоторые виды строительного инжиниринга имеют самостоятельное значение и классифицируются по видам объектов (зданий и сооружений) или по видам услуг по инженерному обеспечению. К ним относят:

— расчет и проектирование строительных конструкций (structural engineering);

— антисейсмический инжиниринг (Earthquake engineering);

— инжиниринг строительных материалов и конструкций (materials engineering);

— геотехнический и геологический инжиниринг (geotechnical engineering);

— геодезический инжиниринг (surveying);

— управление строительным производством (construction engineering);

— инжиниринг окружающей среды (environmental engineering);

— гидротехнический инжиниринг (coastal engineering);

— инжиниринг водных ресурсов (water resources engineering);

— инжиниринг городского хозяйства (municipal or urban engineering);

— транспортный инжиниринг (transportation engineering);

— дорожный инжиниринг (pavement engineering) и др.

1 Для целей быстрого знакомства с предметом в рамках статьи сведений представленных в Википедии вполне достаточно.

Все это мы приводим здесь вовсе не как досужие рассуждения, это дает нам ключ к пониманию и аргументированной интерпретации этого термина в реалиях сегодняшнего национального законодательства Украины, а это, в свою очередь, позволяет отнести те или иные услуги к инжинирингу и распространить на них соответствующий правовой режим.

Что относят к инжиниринговым услугам в мире?

Совет американских Инженеров по Профессиональному Развитию (American Engineers’ Council for Professional Development (ECPD)) дал следующее определение термину «инженерия»:

«Творческое применение научных принципов для проектирования или разработки структур, машин, аппаратуры, производственных процессов, или работа по использованию их отдельно или в комбинации; конструирование или управление тем же самым с полным знанием их дизайна; предсказание их поведения под определенными эксплуатационными режимами».

То есть инжиниринг по сути является применением инженерных принципов на практике. Ключевыми словами здесь являются «творческое применение» и «проектирование». И нигде так явно не может проявиться творческий, т. е. индивидуальный подход к проектированию, как в строительстве. Ведь кто имеет малейшее представление об этой области, понимает, что каждый инвестиционный проект уникален.

Инжиниринг в украинском законодательстве

А теперь посмотрим, что относится к инжинирингу по национальному законодательству. С точки зрения специального законодательства (Закона об архитектурной деятельности), инжинирингом является следующая деятельность.

Закон об архитектурной деятельности

<…> инжиниринговая деятельность в сфере строительства (инжиниринг) — деятельность по предоставлению услуг инженерного и технического характера, к которым относятся проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований, экспертизы проекта, разработка программ финансирования строительства, организация изготовления проектной документации, проведение конкурсов и торгов, заключение договоров подряда, координация деятельности всех участников строительства, а также осуществление технического надзора за строительством объекта архитектуры и консультации экономического, финансового или другого характера.

Таким образом, под понятие инжиниринговой деятельности подпадает та деятельность, которую обычно ведут компании-девелоперы, т. е. это услуги в области организации строительства, его финансирования и управления проектом. Услуги подобного характера в части заказа проектной документации, проведения тендеров на отдельные виды работ, материалы и оборудование может оказывать заказчику и генеральный подрядчик. Следовательно, услуги, предоставляемые девелоперами и другими участниками строительства, должны подпадать под правовой режим, предусмотренный НК для инжиниринговых услуг, т. е. эти услуги не являются объектом обложения НДС. Причем наименование услуг инжиниринговыми, при условии соответствия этого действительному положению дел, не должно включаться в обложение НДС2.

2 Аналогичную ситуацию мы имеем, например, с роялти. Когда платеж взимается как роялти, уплата НДС исключается. Данная ситуация давно умело используется в налоговом планировании, в том числе международном налоговом планировании.

Обратим внимание, что составной частью этих услуг являются консультации по указанным вопросам. Однако к этому мы еще вернемся.

Итак, если с услугами в области организации управления проектами более или менее все понятно, неясным остается другое. Сторона, предоставляющая инжиниринговые услуги, — девелопер — сама является заказчиком услуг по проведению проектно-изыскательских работ, разработке проектной, в том числе и рабочей, документации по строительному проекту. Является ли деятельность архитектурных бюро и проектных институтов, предоставляющих такие услуги, инжинирингом? Можно ли отнести их к такой деятельности на основании действующего законодательства и мировой практики?

Здесь самое время вспомнить о трактовке инжиниринга налоговым законодательством. Хотя рамки налогового законодательства всегда ограничиваются сферой взимания налогов, а трактовки некоторых правовых явлений, с точки зрения налогового законодательства, не могут подменить собой юридическую терминологию в широком понимании этого слова, тем не менее именно эти трактовки будут влиять на правовой режим указанных услуг. Мы видим трактовку понятия «инжиниринг» в НК. Почти один в один данная формулировка существовала и в Законе о налоге на прибыль.

НК

14.1.85. инжиниринг — предоставление услуг (выполнение работ) по составлению технических заданий, проектных предложений, проведению научных исследований и технико-экономических обследований, выполнению инженерно-разведочных работ по строительству объектов, разработке технической документации, проектированию и конструкторской обработке объектов техники и технологии, предоставлению консультации и авторского надзора при монтажных и пусконаладочных работах, а также предоставлению консультаций, связанных с такими услугами (работами);

Обратим внимание на то, что дальше научных и технико-экономических исследований в строительстве дело не идет. Единственное, что прямо причислено к инжинирингу в строительстве, — это предоставление услуг в части проектных предложений и инженерно-изыскательских работ. Далее в определении говорится об инжиниринге в области техники и технологий. То есть происходит ненавязчивая подмена понятий: понятие инжиниринга переносится из классической строительной области в область техническую, что в корне неверно, поскольку понятие инжиниринга было просто распространено на указанные области. Трудность доказательства того, что создание проектной документации подпадает под инжиниринговую деятельность, лежит в плоскости терминологии. Дело в том, что в НК речь идет о «технической документации»3, из чего напрямую не следует, что к ней можно отнести и проектную. И никого не смущают такие очевидные факты, как, например, то, что архитектор специальным законодательством отождествляется с понятием «инженер» (т. е. деятельность архитектора — это инжиниринг)4.

3 Документация, создаваемая проектным институтом, согласно государственным строительным нормам называется проектной.

4 Архитектор (инженер), имеющий квалификационный сертификат, — специалист, который по результатам аттестации получил такой сертификат, предоставляющий ему полномочия ведения собственной деятельности в сфере архитектурной деятельности, и который несет ответственность за результаты своей работы (Закон об архитектурной деятельности).

Ответ на вопрос, почему так происходит, очевиден. Это просто невыгодно с фискальной точки зрения, а перспективы развития по большому счету в нашей стране никогда не ставились во главу угла.

Посмотрим на некоторые другие нормы НК, которые имеют отношение к инжинирингу. Так, п.п. 139.1.14 НК, ограничивающий отнесение на расходы предприятия покупку инжиниринговых услуг у нерезидентов в размере 5 % таможенной стоимости устанавливаемого оборудования, только подтверждает нашу мысль о том, что понятие «инжиниринг» связывается разработчиками НК не столько с реализацией проекта, сколько с применением машин и технологий.

Что же осталось от инжиниринга в строительстве с таким подходом налогового законодательства? Остались, как мы видим, прямо указанные в законе проектные предложения, проектно-изыскательские и пуско-наладочные работы.

Сейчас мы обратили ваше внимание только на ту часть услуг, которая бесспорно относится к инжинирингу. Однако, как показывает мировая практика, инжиниринговые услуги оказываются на всех стадиях проектирования и строительства объекта. Это стадии и предпроектных предложений, создания проектной документации, проведения строительства, эксплуатации здания. Просто на каждой из перечисленных стадий инжиниринг приобретает свои формы. Снова обратимся к Википедии, согласно которой существует несколько наиболее распространенных форм предоставления таких услуг:

— комплексное управление строительным проектом инвестором или от его имени, например, при девелопменте;

— выполнение функций заказчика (заказчика-застройщика) в объеме, соответствующем контракту, например, при EPCM-контракте (от англ. Engineering, Procurement, Construction Management) — управление проектированием, поставками, строительством;

— различного рода отдельные консультационные и инижиниринговые услуги, например, услуги технического заказчика, строительный аудит и др.

Так что же получается, наше национальное законодательство признает инжинирингом услуги, соответствующие последнему классу в приведенной классификации, и некоторые отдельные услуги, соответствующие первому?

Но неужели положение дел настолько неутешительно? Давайте вспомним, что перечень инжиниринговых услуг, приводимый в статье НК, примерный, т. е. открытый. Чтобы понять, какие услуги туда все же могут быть отнесены, обратимся к КВЭД. Этот документ написан в соответствии с программой перехода страны на международную систему классификации учета и статистики, а именно на классификации видов деятельности стран Европейского Союза — Nomenclature of Activities European Community (NACE, Rev.l, mod.7). Указанный стандарт является нормативным документом, обязателен для применения и самое главное — пользуется несомненным авторитетом у самой налоговой администрации, которая сама частенько апеллирует к указанной классификации. Приводим выдержку из КВЭД в отношении инжиниринговых услуг ниже.

КВЭД

Деятельность в сфере инжиниринга

Этот подкласс включает:
— консультирование в области архитектуры на предварительных стадиях проектирования;
— архитектурно-проектные работы: проектирование зданий и сооружений, включая изготовление рабочих чертежей, надзор за строительством (деятельность генеральных подрядчиков: заказ проекта, разработку проектно-сметной документации, заключение договоров на строительные работы, контроль выполнения, сдачи объектов «под ключ»), планирование городов, включая ландшафтное проектирование садов, парков, спортивных сооружений и т. п.;
— проектирование производственных зданий и сооружений, включая размещение машин и оборудования;
— проектирование, управление проектами, инженерно-техническую деятельность: проектирование инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения, проектирование движения транспортных потоков, разработку и реализацию проектов в области электротехники, электроники, горного дела, химической технологии, машиностроения, промышленного строительства и системотехники, техники безопасности и т. п.;
— разработку проектов в области кондиционирования воздуха, холодильной техники, санитарной техники и систем контроля за загрязнением окружающей среды, строительной акустики и т. п.;
— деятельность технических консультантов;
— прочие услуги в области проектно-конструкторских работ.

Этот подкласс не включает:
— разведочное бурение (см. 45.12);
— консультирование по вопросам информатизации (см. 72.10);
— деятельность в сфере исследований и разработок (см. 73.1);
— проведение технических испытаний (см. 74.30);
— услуги декораторов интерьера (см. 74.87)

Если мы внимательно изучим приведенный перечень, то увидим, что все становится на свои места. Есть здесь место и консультированию в части архитектуры на предварительных стадиях строительства, но также есть место и архитектурно-проектным работам таким, как проектирование зданий и сооружений, включая изготовление рабочих чертежей, ландшафтное проектирование, проектирование производственных зданий и сооружений, где свое место занимает размещение машин и оборудования, управление проектами, в том числе и сдача их «под ключ», и инженерно-техническую деятельность. Причем такая инженерно-техническая деятельность занимает только положенную ей часть в общей классификации инжиниринговых услуг, а весь список заканчивается следующими словами: «и иных услуг в отрасли проектно-конструкторских работ», что дает возможность определять широкий комплекс работ в области проектирования в контрактах как инжиниринговые услуги. Главное при этом — знать, как обосновать свои действия, когда к вам на предприятие придут с налоговой проверкой.

Однако не думайте, что вы легко убедите налогового инспектора после всего приведенного нами выше. Думаю, что свои права субъектам рынка придется отстаивать в жесткой борьбе с налоговым инспектором, который будет отстаивать фискальную точку зрения на указанную проблему. Еще предстоит создать прецеденты разрешения ситуаций по указанному вопросу, в том числе и отстаивание своих интересов субъектами предпринимательской деятельности в суде.

Необходимо добавить, что при детальном исследовании проблемы мы можем обнаружить некоторые откровения самой налоговой администрации по указанным вопросам в части отнесения услуг к инжинирингу. Так, например, Государственная налоговая администрация в своем письме от 31.01.2007 г. № 941/6/22-50155 признает, что услуги по разработке архитектурного концептуального дизайна могут быть отнесены к инжинирингу. При этом в данном случае налоговая администрация сама обращается к специальным нормам Закона об архитектурной деятельности для соотнесения понятия инжиниринговых услуг к таким услугам в области строительства.

5 С учетом изложенного выше считаем, что услуги по разработке архитектурного концептуального дизайна, предусматривающие разработку расположения участка, плана этажей, типовой разрез, базовое трехмерное изображение по каждому типу помещения, могут быть отнесены к услугам типа «инжиниринг» в соответствии с пунктом 1.36 статьи 1 Закона (письмо ГНАУ «О применении отдельных норм Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 31.01.2007 г. № 941/6/22-5015).

Приведем другой пример, где видно, как международные соглашения могут косвенно влиять на внутреннее налоговое законодательство. В данном случае речь идет о Международном соглашении об избежании двойного налогообложения с Турецкой Республикой6, ратифицированном Украиной. Так, в своем письме от 17.01.2005 г. № 826/7/15-1317 ГНАУ говорит об инжиниринговых услугах, предоставляемых компанией-нерезидентом. Причем со слов самой налоговой администрации, обращающейся к нормам международного соглашения, становится очевидно, что инжиниринговые услуги могут сопровождать строительные, монтажные и складские работы. Это показывает, что сама ГНАУ в своих письмах признает, что инжиниринг присутствует в строительной отрасли не только на этапе проектирования, но и на этапе наиболее дискуссионном, т. е. на этапе строительства объекта.

6 В большинстве случаев такие соглашения являются типовыми по форме.

В заключение можно добавить следующее. Мы уже обращали ваше внимание на то, что предоставление консультаций, связанных с соответствующими услугами, относится к инжинирингу, и здесь мы снова обращаем внимание субъектов рынка к сказанному. Такие консультационные услуги присутствуют и в классификации КВЭД как «деятельность технических консультантов». Если вы консультируете клиента в связи с предоставлением инжиниринговых услуг по договору, то это также включается в понятие инжиниринга. Более того, это основано на законе и признается в своих письмах самой налоговой администрацией. Так что, уважаемые господа, можете смело относить эти услуги к инжиниринговым, по крайней мере, в этой части они, безусловно, признаются налоговиками.

Открытое акционерное общество «РОСНАНО» создано в марте 2011 года путем реорганизации государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий». ОАО «РОСНАНО» содействует реализации государственной политики по развитию наноиндустрии, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Основные направления: опто- и наноэлектроника, машиностроение и металлообработка, солнечная энергетика, медицина и биотехнологии, энергосберегающие решения и наноструктурированные материалы. 100% акций ОАО «РОСНАНО» находится в собственности государства. Председателем правления ОАО «РОСНАНО» назначен Анатолий Чубайс.
Задачи государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» по созданию нанотехнологической инфраструктуры и реализации образовательных программ выполняются Фондом инфраструктурных и образовательных программ, также созданным в результате реорганизации госкорпорации.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ создан в 2010 году в соответствии с Федеральным законом № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Целью деятельности Фонда является развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ.
Председателем высшего коллегиального органа управления Фонда — наблюдательного совета — является вице-президент Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Алексей Пономарев. Согласно уставу Фонда, к компетенции совета, в частности, относятся вопросы определения приоритетных направлений деятельности Фонда, его стратегии и бюджета. Председателем Правления Фонда, являющегося коллегиальным органом управления, является председатель Правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, генеральным директором Фонда — Андрей Свинаренко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх