Куперс

Бухучет и анализ

ИП и грузоперевозки

Манкина О. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вправе ли индивидуальный предприниматель, имеющий в собственности транспортные средства и специальную технику и оказывающий услуги юридическим лицам и ИП, применять спецрежим в виде ЕНВД? Ответим на этот вопрос, взяв за основу Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 08АП-10140/2018 по делу № А70-3690/2018.

Вместо ЕНВД – НДФЛ и НДС

При регистрации в качестве основного вида деятельности предпринимателем была заявлена перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами (код 49.41.2 ОКВЭД). Проверка проводилась за 2014 – 2016 годы и закончилась доначислением налогов по общей системе налогообложения. Инспекция сделала вывод о том, что деятельность налогоплательщика по предоставлению во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники, по своему назначению не предназначенных для перевозки грузов, пассажиров или багажа, не подпадает под спецрежим в виде ЕНВД.

Арбитры признали действия проверяющих законными. Ход рассуждений судей следующий.

Стыкуем законодательные нормы

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.

Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:

  • транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);

  • собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

К сведению: спецрежим в виде ЕНВД не применяется при перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.

Легальное определение автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в действующем законодательстве не закреплено. Поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях применения режима в виде ЕНВД налогоплательщик должен оказывать услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. В частности, в ст. 784 ГК РФ указано, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

К сведению: согласно норме п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договоры перевозки не следует отождествлять с договорами аренды транспортных средств (§ 3 гл. 34 «Аренда» ГК РФ). Так, ст. 632 ГК РФ установлено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение, пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

В силу правил ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

Фактические обстоятельства

По условиям спорных договоров на оказание транспортных услуг налогоплательщик принял на себя обязательства оказывать заказчикам комплекс услуг, в том числе:

  • обеспечение специальной техникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов в рамках деятельности заказчиков;

  • осуществление автомобильных перевозок грузов;

  • выделение грузоподъемных механизмов для оказания погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг на объектах заказчиков.

В свою очередь, заказчики обязаны использовать предоставленные им автотранспортные средства (специальную и специализированную технику) в соответствии с их назначением, обеспечить сохранность техники с момента появления ее на объекте и до выхода ее с объекта.

Также договоры содержали условия:

  • об обязанности исполнителя предоставить на объекты заказчиков технику в исправном состоянии с обученным, аттестованным, прошедшим проверку знаний персоналом;

  • об оплате за пользование специальными (специализированными) транспортными средствами исходя из фиксированной стоимости машино-часа.

К сведению: при оказании услуг предприниматель использовал промышленный трактор на гусеничном ходу, кран стреловой автомобильный, специальные автоцистерны, погрузчик фронтальный, самосвал с крано-манипуляторной установкой, многоцелевой тягач, автобус вахтовый, седельный тягач, трал с водителем, специализированные автоцистерны (водовозы, бензовозы), грузовые и легковые автомобили.

В оформленных документах (актах выполненных работ, путевых листах, товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах) сведения о пробеге, как правило, не отражались, но указывались:

  • количество отработанных у заказчика часов;

  • маршрут движения: «работа на производственной площадке», «доставка вахтовых бригад» и др.;

  • виды услуг: внутреннее перемещение, погрузо-разгрузочные работы, доставка бензовозом дизельного топлива для заправки транспортных средств на объектах заказчика, завоз питьевой воды в период устранения аварии на сетях, автомобильные перевозки крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, мобилизация и демобилизация мобильных буровых установок и бригадного хозяйства с одной площадки на другую, организация дежурного транспорта и т. д.

Заказчики услуг осуществляли различные виды деятельности, например:

  • выполнение общестроительных и земляных работ, разборку и снос зданий;

  • строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, монолитные, кровельные, фасадные работы, работы по благоустройству территорий, монтажу наружных и внутренних инженерных сетей;

  • строительство и содержание дорог;

  • монтаж, ремонт и демонтаж буровых вышек;

  • обеспечение населения холодным водоснабжением и отоплением и др.

Классификация деятельности налогоплательщика

Итак, предметом договоров было не только осуществление автомобильных перевозок грузов, но и обеспечение заказчиков спецтехникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов, а также предоставление механизмов для погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг. Причем эти виды работ и услуг не только были согласованы сторонами на бумаге, но и фактически выполнялись и оказывались, о чем свидетельствовали имеющиеся у ИП документы.

Эти обстоятельства позволили судьям сделать следующие выводы:

  • спорные договоры являются смешанными, предполагают оказание комплекса услуг, необходимых для организации производственного процесса контрагентов, и заключаются в предоставлении во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники;

  • возникшие между сторонами данных договоров правоотношения обладают сравнительно боґльшим объемом содержания обязательств, нежели отношения, возникающие между сторонами по договору об оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов.

Мнение судей: предприниматель осуществлял полное и непрерывное обеспечение деятельности производственных баз заказчиков. Специальные транспортные средства были задействованы при выполнении работ на объектах заказчиков и в течение рабочего дня находились на данных объектах.

Арбитры подчеркнули:

  • в спорных договорах отсутствуют существенные условия договора перевозки, в частности, не указаны наименование перевозимого груза, пункт назначения, сроки доставки;

  • в спорных договорах содержится существенное условие договора аренды транспортного средства – определено конкретное имущество (транспортные средства, марка, государственный номер), подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, установлена обязанность исполнителя в соответствии с заявками заказчика подавать исправный транспорт в состоянии, пригодном для транспортного обслуживания, заправленный ГСМ, с обученным и проинструктированным персоналом;

  • транспортные накладные не оформлялись, ИП груз к перевозке не принимал и не передавал его грузополучателю, груз разво­зился непосредственно на основании распоряжений и под контролем контрагента;

  • стоимость предоставляемых транспортных услуг рассчитывалась исходя из количества времени, в течение которого транспорт находился в пользовании заказчика, согласно тарифам на транспортные услуги за один машино-час.

При таких обстоятельствах режим в виде ЕНВД не может применяться, поскольку соответствующие договоры предполагают предоставление услуг, доходы от оказания которых подлежат налогообложению по иным режимам налогообложения (например, погрузочно-разгрузочные работы, расчистка подъездных путей и другие услуги (работы), которые могут выполняться самостоятельно по отдельным договорам).

Дополнительно в постановлении отмечается:

  • определение понятия специальной (специализированной) техники дано в п. 6 ТР ТС 018/2011. Так, под специализированным транспортным средством понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов). Специальными транспортными средствами считаются транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, автоэвакуаторы и т. д.);

  • машины, имеющие производственное назначение и используемые непосредственно по назначению, в частности при строительных работах, не могут являться предметом договора перевозки грузов по смыслу ст. 785 ГК РФ, так как их функция перемещения в пространстве, являясь технически необходимой, с точки зрения целевого использования такого средства носит вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности.

Подведем итог

Не любые перевозки грузов и людей можно перевести на уплату ЕНВД. Под действие этого спецрежима подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД в качестве автомобильного транспорта, на основании договоров перевозки грузов.

Взаимоотношения сторон по таким договорам регулируются нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

При проведении налоговых проверок инспекторы внимательно изучают условия договоров и содержание «первички».

Транспортная накладная – обязательный перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. В оформлении транспортной накладной заинтересованы обе стороны: заказчику услуг она позволяет учесть расходы (Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696), исполнителю – доказать правомерность применения «вмененки».

В случае наличия у налогоплательщика разных видов техники целесообразно рассмотреть возможность совмещения двух спецрежимов – УСНО и ЕНВД.

По указанным видам деятельности наиболее оптимальными по сравнению с общим режимом налогообложения являются ЕНВД, патентная система налогообложения и УСН. Все эти налоги освобождают налогоплательщика от уплаты НДФЛ, НДС.

Для того, чтобы установить какой их этих трех режимов налогообложения будет наиболее выгодным в суммовом выражении для предпринимателя, необходимы такие сведения как количество автомобилей, посредством которых будут осуществляться грузоперевозки, количество работников, нанятых при оказании услуг по ремонту автомобилей, размер торговой площади, с которой будет производиться реализация автозапчастей, поскольку все эти сведения учитываются при исчислении налога при применении ЕНВД, патентной системы налогообложения.

Для исчисления УСН основную роль играет прибыль и расходы. То есть если расходы существенны, то целесообразно выбрать такой режим как «доходы минус расходы» со ставкой 12%, если же доля затрат в обороте незначительна, то лучше применять режим «доходы» со ставкой 6%.

Требуется квалифицированная помощь по оптимальным способам налогообложения? Обращайтесь в юридическое агентство «Раут». Первичная консультация с заключением профессионального юриста и проработкой возможных путей решения проблемы — БЕСПЛАТНО!

Так, в случае, если предприниматель будет использовать в деятельности три автомобиля, то расчет ЕНВД за 1 квартал производится по следующей формуле:
ЕНВД=(Налоговая база* Ставка налога) — Страховые Взносы, где:

Расчет налоговой базы: 6000*1,798(К1)*1,0(К2)*(3+3+3) = 97092
ЕНВД: 97092*15%=14563,80 руб.

Налогоплательщики ЕНВД имеют право уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на суммы платежей (взносов) и пособий, которые были уплачены в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. (п. 2 статья 346.2 НК РФ). При этом сумма такого уменьшения не может быть больше, чем 50 % исчисленного налога.

Читайте также: Порядок исполнения требований налогового органа о предоставлении документов

Индивидуальные предприниматели, которые не имеют наемных работников — то есть они не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам -могут уменьшить сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных (за себя) в фиксированном размере страховых взносов в ПФР и ФФОМС без применения 50 % ограничения.

Таким образом, в случае уменьшение суммы полученного налога на суммы страховых выплат своим работникам, то ориентировочно окончательная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет будет составлять 7281,90 руб. в квартал, в год 29127,60 руб.

В случае применения патентной системы налогообложения, в случае приобретения патента на 12 месяцев на один автомобиль, расчет налога будет следующим:

250 000*6%=15000 руб.

Если будет использоваться несколько транспортных средств, то необходимо будет приобрести патент на каждое транспортное средство. Соответственно если будет использоваться три автомобиля, то сумма налога в год будет составлять 45 000 руб.(15000*3)

При этом налоговым кодексом не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов как индивидуальными предпринимателями, имеющими наемных работников, так и индивидуальными предпринимателями, не имеющими наемных работников и уплачивающими страховые взносы только за себя.

Приобрести патент смогут те индивидуальные предприниматели, средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период, по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек ( ст. 346.43.НК РФ)

В случае применения УСН с выручкой ориентировочно 10 млн. руб. в год и расходами, составляющими около 8 млн. руб., то расчет налога (объект НО «доходы-расходы»)будет выглядеть следующим образом:

10 000 000 – 8 000 000 = 2 000 000
2000 000*12% = 240 000 руб.

При выборе объекта налогообложения «доходы» сумма налога будет составлять 120000 руб.(2000000*6%)

При этом сумму налога можно уменьшить на суммы платежей (взносов) и пособий, которые были уплачены в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. В этом случае сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в настоящем пункте расходов более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Уплата страховых взносов

В отношении уплаты страховых взносов в зависимости от величины доходов необходимо отметить следующее.

Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., страховой взнос в ПФР установлен в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

На основании ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ доход учитывается следующим образом:

  • для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, — в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ (п. 3);
  • для плательщиков страховых взносов, уплачивающих ЕНВД, — в соответствии со ст. 346.29 НК РФ (п. 4), то есть исходя из величины вмененного дохода, а не выручки (Письмо Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-11/35499).

Согласно . 6 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются (см. также Письмо Минфина России от 17.01.2014 N 03-11-11/1347).

То есть, в случае в случае применения ЕНВД и ПСН, индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, обязаны уплачивать страховые взносы за себя в ПФР, в том числе в части уплаты 1,0 процента от суммы превышения дохода в размере 300 000 руб., определяемого с учетом вмененного дохода по ЕНВД за расчетный период, включая периоды деятельности с использованием труда наемных работников.

В случае применения УСН уплата страховых взносов в части 1.0 процента производится в зависимости от выручки, определяемой в соответствии с п.3ст.345.15 НК РФ.

Получить бесплатную юридическую консультацию по налогообложению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх