Куперс

Бухучет и анализ

Изделия художественного промысла

Как следует из Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (далее — Закон о народных художественных промыслах), сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов являются важной государственной задачей. В связи с этим Правительством РФ и Минпромторгом для предприятий-производителей разработан ряд льгот, среди них: поддержка за счет федерального бюджета (предоставление субсидий для компенсации части затрат на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки выпускаемой продукции, уплата процентов по кредитам, организация работ по продвижению товаров на рынок, получение патентов и свидетельств на товарные знаки) <1>. В настоящее время насчитывается 77 предприятий, которым предоставляется федеральная поддержка. Кроме того, действующие на федеральном уровне меры государственной поддержки предусматривают освобождение от обложения НДС операций по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ). О применении названной нормы Налогового кодекса и пойдет речь в статье.

<1> Приказы Минпромторга России от 17.02.2009 N 64 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов», от 22.06.2010 N 509 «Об утверждении Перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2011 году».

Обзор нормативных документов

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ). В ранее действующей редакции Налогового кодекса было установлено, что образцы продукции народных художественных промыслов регистрируются в порядке, определенном Правительством РФ. Несмотря на данное изменение, в настоящее время, как и ранее, действуют Правила регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35 (далее — Правила регистрации). Подготовленный же в 2008 г. Приказ Минпромторга России от 01.12.2008 N 373 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» до настоящего времени не опубликован, а следовательно, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу документ <2>.

<2> Пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

Итак, что собой представляет процедура регистрации? Образцы изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства регистрируются Минпромторгом посредством присвоения регистрационного номера перечню зарегистрированных образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, представленных для регистрации органом исполнительной власти субъекта РФ (отдельно по каждому изготовителю изделий) на основании решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта РФ (п. 1 Правил регистрации). Регистрации подлежат как типовые образцы, так и уникальные изделия народных художественных промыслов. Экспертная оценка представленных изделий осуществляется экспертным советом по народным художественным промыслам, образуемым Минпромторгом (п. 4 Правил регистрации). Согласно п. 5 названных Правил для регистрации представленных изделий в качестве признанных образцов руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ направляет в Минпромторг представление, к которому прилагаются:

  • перечень образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (в одном экземпляре и на электронном носителе по форме согласно Приложению N 1);
  • две цветные фотографии каждого представленного изделия. Кроме фотографий, могут быть приложены образцы изделий. К фотографиям и образцам представленных изделий крепятся ярлыки с указанием наименования изготовителя, комплектности, размеров изделия и материалов, из которых оно изготовлено;
  • выписки из протоколов заседаний совета с решениями об отнесении представленных изделий к изделиям народных художественных промыслов;
  • описание технологического процесса изготовления представленных изделий;
  • выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП;
  • художественно-историческая справка о традициях искусства народного художественного промысла, его художественно-стилевых особенностях и об изготовителе изделий с указанием даты создания и первого года отнесения продукции к изделиям народных художественных промыслов;
  • экземпляр нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ, установившего место традиционного бытования народного художественного промысла (прилагается в случае, если изделия изготовителя ранее не были зарегистрированы).

Минпромторг в 30-дневный срок с даты получения всех необходимых документов принимает решение о регистрации признанных образцов (об отказе в такой регистрации или о возвращении перечня представленных изделий). В случае необходимости срок регистрации может быть продлен до двух (в исключительных случаях — до трех) месяцев (п. 6 Правил регистрации).

В пятидневный срок с даты присвоения регистрационного номера перечню зарегистрированных образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства данное Министерство направляет его в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в двух экземплярах, один из которых в пятидневный срок с даты его получения указанным органом исполнительной власти направляется изготовителю представленных изделий (п. 7 Правил регистрации).

Если же итог решения — отказ в регистрации перечня признанных образцов, Минпромторг в пятидневный срок направляет в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ письмо с мотивировкой отказа, копия которого направляется также изготовителю представленных изделий (п. 8 Правил регистрации).

Однако, как уже отмечалось выше, прежде чем документы попадут на рассмотрение в Минпромторг, представленные организациями и индивидуально работающими мастерами типовые образцы и уникальные изделия рассматривает художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам (созданный при органе исполнительной власти субъекта РФ), который и принимает решение об отнесении их к изделиям народных художественных промыслов (п. п. 1, 7 Положения о художественно-экспертном совете <3>, ст. 8 Закона о народных художественных промыслах). Этот совет проводит заседания по мере необходимости, но не менее двух раз в год (п. 13 Положения о художественно-экспертном совете). Совет осуществляет экспертизу новых изделий на предмет отнесения их к изделиям народных художественных промыслов на основании письменного заявления организации или индивидуально работающего мастера. К заявлению о проведении экспертизы прилагаются:

  • образцы изделий, выполненные на соответствующем материале;
  • две цветные фотографии каждого изделия размером не менее 9 x 12 см;
  • перечень представленных изделий.

<3> Типовое положение о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N 1349.

Кроме того, организации дополнительно представляют:

  • копии учредительных документов и документов о государственной регистрации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
  • краткую историческую справку об организации и традициях изготовления художественных изделий (п. п. 17, 18 Положения о художественно-экспертном совете). Решения совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета путем открытого голосования.

Приказом Минпромторга России от 15.04.2009 N 274 утвержден Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов. В него входят 15 видов производств, каждый из которых содержит исчерпывающий список групп изделий народных художественных промыслов. Например, вид производства «Художественная обработка дерева и других растительных материалов» включает в себя в том числе столярные, токарные, бондарные, резные, долбленые, гнутосшивные, гнутоклеенные изделия из различных пород дерева с резьбой, росписью, инкрустацией, насечкой металлом, канфарением, окраской морением, обжиганием и копчением, выжиганием, с отделкой лакированием, полированием, вощением, а также в сочетании с различными материалами. К данной группе изделий народных художественных промыслов относятся также изделия из ценной текстурной древесины (капокорень, сувель, самшит, орех, бук, дуб и др.), изделия из бересты, лозы ивы, корня хвойных деревьев, соломки злаковых растений, листьев кукурузы, лыка и других видов растительного сырья, изготовленные в технике плетения, сшивания, оклеивания, в комбинированной технике в сочетании со столярной работой. В рамках данной статьи не будем перечислять все группы изделий народных художественных промыслов, назовем лишь оставшиеся виды производств:

  • производство художественной керамики;
  • художественная обработка металлов;
  • производство ювелирных изделий народных художественных промыслов;
  • миниатюрная лаковая живопись;
  • художественная обработка камня;
  • художественная обработка кости и рога;
  • производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов;
  • художественное ручное кружево;
  • художественное ручное ткачество;
  • художественное ручное вязание;
  • художественное ручное ковроткачество и ковроделие;
  • художественная ручная роспись, набойка тканей;
  • художественная обработка кожи и меха;
  • прочие виды производств изделий народных художественных промыслов.

К последнему виду относятся изделия из стекла, бисера, куклы в национальных костюмах народов России (изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликаций), изделия лоскутного шитья, изделия платочные (изготовленные путем переноса на ткань авторского рисунка посредством печати по шаблону в сочетании с ручным и механизированным способом декорирования, в соответствии с самобытными традициями народного художественного промысла определенной местности), музыкальные инструменты (изготовленные в традициях местной локальной художественной культуры с применением ручного труда и методов творческого варьирования).

Отметим, что к изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:

  • строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах — автоматах или полуавтоматах — без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;
  • изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;
  • изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;
  • изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;
  • керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;
  • изделия, изготовленные на вязальных машинах — автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;
  • другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства (п. 3 ст. 7 Закона о народных художественных промыслах).

Ключевое определение. Творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом (ст. 3 Закона о народных художественных промыслах).

Налог на добавленную стоимость

А теперь поговорим о порядке исчисления НДС. Вернее, о том, кто вправе воспользоваться льготой (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ) и как необходимо подтверждать право на ее применение. Прежде всего отметим, что использовать право на освобождение от обложения НДС могут организации, признаваемые организациями народных художественных промыслов <4>, организации, которые не имеют этого статуса, но производят и реализуют указанную продукцию, торговые организации, в том числе работающие по договору поручения, агентскому договору (о данном праве налогоплательщика речь пойдет чуть ниже).

<4> К ним относятся организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства которых изделия народных художественных промыслов по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год составляют не менее 50% (п. 2 ст. 5 Закона о народных художественных промыслах).

Предприятия должны подтвердить право на льготу документально (сложности с этим возникают в основном у организаций, которые сами ее не производят).

Для примера приведем Постановление ФАС МО от 30.11.2009 N КА-А40/12738-09, где спором послужило неправомерное применение налогоплательщиком льготы по НДС.

Организация (музей) приобретает и реализует изделия из стекла, керамические изделия. Ее поставщиками являются следующие предприятия: ОАО «Дятьковский хрусталь», ГУП «Шевлягинский завод специальной керамики», ОАО «Художественная гравюра», ООО НХП «Потешный промысел», ООО «Мастера Гжели», ЗАО «Объединение Гжель», ООО «Гжель», ООО «Гжель-Малахит». Продукция у названных предприятий приобретается без НДС (имеются счета-фактуры, выставленные продавцами без НДС). У организации имеются письма поставщиков о том, что продукция не облагается НДС и относится к изделиям народных промыслов. В них указаны реквизиты выданных свидетельств, регистрационные номера образцов изделий народных промыслов. По мнению общества, эти письма являются достаточным основанием для применения льготы по пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ. Налоговики и суд, однако, с ним не согласились. По мнению арбитров, сам по себе факт производства продукции такими производителями, как Дятьково, Гжель, не может свидетельствовать о том, что реализованная обществом продукция не подлежит налогообложению в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ. Наличие у организации писем изготовителей продукции, в которых указаны реквизиты выданных свидетельств, регистрационные номера образцов изделий народных промыслов, не может являться достаточным доказательством характера изделий и надлежащим подтверждением факта регистрации всех образцов реализуемых изделий, поскольку пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ налогоплательщику фактически предоставлена льгота — освобождение от налогообложения при условии регистрации образцов реализуемой продукции. Обязанность подтвердить льготу в порядке, установленном законом, возлагается на налогоплательщика, который эту льготу применяет. Так как доказательствами регистрации образцов всех реализуемых изделий народных промыслов общество не располагает, эта обязанность им не исполнена и, соответственно, неправомерно применена льгота, предусмотренная пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ, при реализации керамических изделий как изделий народных художественных промыслов.

Какие же документы будут считаться достаточным основанием для применения льготы по НДС? По мнению налоговиков, воспользоваться льготой можно при наличии документов о регистрации (Письмо УМНС по г. Москве от 27.06.2001 N 02-11/28524, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2006, 19.10.2006 N А40-54648/06-128-333). По нашему мнению, предприятие должно представить перечни образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, зарегистрированные в Минпромторге. Истребуемый перечень не следует путать с перечнем представленных изделий (который организация либо индивидуально работающий мастер прилагает к заявлению о проведении экспертизы, направляемому в художественно-экспертный совет, созданный при органе исполнительной власти субъекта РФ), а также с перечнем образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (о котором речь шла выше), представляемым руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ либо его заместителем в Минпромторг. Образец необходимой формы документа приведен в Приложении N 2 к Правилам регистрации.

Посредническая деятельность

В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения (гл. 49 ГК РФ), договоров комиссии (гл. 51 ГК РФ) либо агентских договоров (гл. 52 ГК РФ) определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Следующим пунктом названной статьи установлено, что на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Иными словами, посредник, реализуя товар по поручению комитента (в нашем случае — изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства), полученное вознаграждение не включает в налоговую базу по НДС.

Но это относится только к операциям по реализации товаров. Если вознаграждение получено посредником за операции по приобретению названных товаров, оно облагается НДС в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 21.03.2006 N 03-04-07/04). Здесь следует обратиться к п. 7 ст. 149 НК РФ: освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Освобождение от применения льготы

Пунктом 5 ст. 149 НК РФ определено: налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ (в том числе операции по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства), вправе отказаться от освобождения таких операций от обложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ (или приостановление) возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Кроме того, не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Ниже приведем случай, когда продавцу товаров может быть выгодно отказаться от данной льготы.

Экспортные сделки

Нередко изделия художественных народных промыслов экспортируются. Как известно, товары, вывезенные в таможенной процедуре экспорта, а также товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ), облагаются НДС по ставке 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ). В то же время налогоплательщик, осуществляющий экспортные операции, претендует на вычет «входного» НДС. Официальная позиция контролирующих органов такова: в отношении товаров, освобождаемых от обложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, налог по ставкам, указанным в ст. 164 НК РФ (0, 10, 18%), не применяется (Письма Минфина России от 02.02.2011 N 03-07-08/32, от 10.04.2008 N 03-07-07/42). Суды также отмечают, что операции, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ, либо освобождаются от обложения НДС, либо подлежат обложению по налоговой ставке 0% (например, в случае отказа от применения льготы) (Постановление ФАС ВСО от 25.01.2007 N А33-5693/06-Ф02-7367/06-С1). Учитывая, что операции с таким товаром НДС не облагались, то и экспортные операции с ним также не подлежали обложению названным налогом по каким-либо ставкам, включая налоговую ставку 0% (Постановление ФАС ДВО от 19.01.2011 N Ф03-9432/2010 <5>). Реализация обществом в 2001 г. лекарственных средств на экспорт относилась к операциям, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, что исключало возмещение из федерального бюджета сумм налога, уплаченных обществом своим поставщикам (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2004 N 8870/04).

<5> Определением ВАС РФ от 14.03.2011 N ВАС-2370/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

* * *

Подведем итоги. Во-первых, отметим, что льготой, предоставляемой пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ, могут воспользоваться как предприятия, имеющие статус организаций художественных народных промыслов (не имеющих данный статус), так и организации-перепродавцы, включая тех, кто работает по договору поручения, комиссии либо агентскому договору. Главное, чтобы они могли подтвердить данное право документально. Во-вторых, в случае реализации названных товаров на экспорт в отношении обложения НДС также действует норма п. 3 ст. 149 НК РФ. Налогоплательщик не может применять ставку 0% (ст. 164 НК РФ), если только не отказался от применения льготы в общеустановленном порядке.

А.О.Егорова

Эксперт журнала

«Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ

Принят

Государственной Думой

9 декабря 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

24 декабря 1998 года

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов

Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области народных художественных промыслов, касающиеся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, регулируются гражданским законодательством.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) как объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;

место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;

изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;

уникальное изделие народного художественного промысла — единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла;

типовой образец изделия народного художественного промысла — образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования;

мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями;

творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом;

художественно-стилевые особенности народного художественного промысла — совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования.

Статья 4. Основы государственной политики в области народных художественных промыслов

1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Организации народных художественных промыслов

1. Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.

2. К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

3. Деятельность организаций народных художественных промыслов не подлежит перепрофилированию в случае смены собственника.

Статья 6. Мастер народного художественного промысла

Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов

1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Субъекты Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов.

3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:

строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах — автоматах или полуавтоматах — без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;

изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;

изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;

изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;

керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;

изделия, изготовленные на вязальных машинах — автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;

другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.

3.1. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности определенного народного художественного промысла, но которые изготовлены не в месте его традиционного бытования.

4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, могут быть обжалованы в суд.

Статья 8. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам

1. Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам.

2. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам осуществляют свою деятельность на основе типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, которое утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных промыслов

1. Места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

6 января 1999 года

N 7-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 7-ФЗ О народных художественных промыслах

Приказ Минпромторга России от 24.11.2009 N 1058 (ред. от 01.04.2020) «Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по включению организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета» (вместе с «Порядком организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по включению организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета»)

Приказ Минпромэнерго РФ от 21.04.2006 N 90 Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение пункта 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» и определяют порядок предоставления из федерального бюджета субсидий организациям народных художественных промыслов (далее — получатели субсидий) на оплату их расходов за потребленную электрическую энергию и возмещение 50 процентов тарифов на железнодорожные перевозки изготовленной продукции (далее — субсидии) в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» и Перечнем организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 586-р.

Приказ Минпромторга РФ от 12.02.2010 N 113 О внесении изменений в Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. N 64

Приказ Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 267 «Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 — 2015 годы»

Важным фактором, определяющим государственную политику по развитию культуры, сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, явились принятые в стране: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Концепция государственной национальной политики Российской федерации, Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», в соответствии с которыми в Российской Федерации создаются национально-культурные автономии, чья деятельность направлена на обеспечение права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры.

Постановление Правительства РФ от 18.01.2001 N 35 (ред. от 07.06.2008) «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства»

В соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах» и статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации регистрацию образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, осуществляемую по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 04.12.1999 N 1349 (ред. от 07.06.2008) «Об утверждении Типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов»

В соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам.

2. Министерству экономики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов.

Приказ Минпромторга РФ от 25.09.2008 N 160 Об утверждении Правил предоставления в 2008 — 2010 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов

Во исполнение пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 48 (II ч.), ст. 6000) и в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 234) приказываю:

Приказ Минпромторга РФ от 15.02.2011 N 169 О внесении изменений в Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. N 64

Приказ Минпромэнерго РФ от 23.06.2005 N 194 Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов в 2005 году

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение пункта 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» и определяют порядок предоставления из федерального бюджета субсидий организациям народных художественных промыслов (далее — получатели субсидий) на оплату их расходов за потребленную электрическую энергию и возмещение 50 процентов тарифов на железнодорожные перевозки изготовленной продукции (далее — субсидии) в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 г. N 1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» и Перечнем организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 586-р <*>.

Приказ Минпромэнерго РФ от 23.01.2008 N 19 Об утверждении Правил предоставления в 2008 — 2010 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов

Во исполнение пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 48 (II ч.), ст. 6000) и в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 234) приказываю:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О народных художественных промыслах Принят Государственной Думой 9 декабря 1998 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1998 года (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 157-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5248; Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5497; Федерального закона от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3213; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 256-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7581; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 234-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4783) Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности. Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения в области народных художественных промыслов, касающиеся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, регулируются гражданским законодательством (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5497). Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) как объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (часть третья введена Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 256-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7581). Статья 3. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов; место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы; изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла; уникальное изделие народного художественного промысла — единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла; типовой образец изделия народного художественного промысла образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования; мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями; творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом; художественно-стилевые особенности народного художественного промысла — совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования (абзац введен Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 256-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7581). Статья 4. Основы государственной политики в области народных художественных промыслов 1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 234-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4783). (Статья 4 в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) Статья 5. Организации народных художественных промыслов 1. Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов. 2. К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 157-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5248). 3. Деятельность организаций народных художественных промыслов не подлежит перепрофилированию в случае смены собственника (пункт 3 введен Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 256-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7581). Статья 6. Мастер народного художественного промысла Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов 1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). 2. Субъекты Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов. 3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе: строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах — автоматах или полуавтоматах — без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку; изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий; изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением; изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла; керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий; изделия, изготовленные на вязальных машинах-автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий; другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства. 3-1. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности определенного народного художественного промысла, но которые изготовлены не в месте его традиционного бытования (пункт 3-1 введен Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 256-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7581). 4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, могут быть обжалованы в суд. Статья 8. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам 1. Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам. 2. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам осуществляют свою деятельность на основе типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, которое утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных промыслов 1. Места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации. 2. (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3213) Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона. Москва, Кремль 6 января 1999 года N 7-ФЗ

Народные промыслы

Сохранение народных художественных промыслов

Сохранение народных художественных промыслов является важной государственной задачей и регулируется на территории Калужской области Федеральным законом «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 № 7-ФЗ, законом Калужской области «О народных художественных промыслах на территории Калужской области» от 02.07.2003 № 229-ОЗ. Поддержка данной деятельности осуществляется в рамках действующих государственных программ Калужской области: «Развитие культуры в Калужской области», утверждённой постановлением Правительства Калужской области от 31.12.2013 № 769, «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», утверждённой постановлением Правительства Калужской области от 31.12.2013 № 755.

В целях отнесения изготавливаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов (далее — НХП), координации и оказания содействия в деятельности на территории Калужской области организациям и индивидуально работающим мастерам, занимающимся изготовлением изделий НХП в местах их традиционного бытования, постановлением Правительства Калужской области от 17.09.2003 № 249 создан художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2001 № 166 установлены места традиционного бытования НХП (традиционная вышивка; традиционная художественная керамика; художественная обработка дерева; миниатюрная лаковая живопись, традиционное ткачество; декоративная обработка металла; художественное ручное ковроткачество; куклы, изготовленные ручным способом, изделия из лоскутного шитья).

На территории региона изделия традиционных НХП сегодня выпускают ООО «НХП — «Тарусский художник» и ООО «НХП «Тарусская вышивка» (г. Таруса), ООО «Производственно – коммерческая фирма «Фарфор» (г. Киров). В связи со сложной экономической ситуацией прекращена финансово-хозяйственная деятельность ООО «Лаковая миниатюра» (г. Калуга).

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России) ООО «НХП — «Тарусский художник»» и ООО «НХП «Тарусская вышивка» (г. Таруса) включены в перечень организаций НХП, имеющих право на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов за счет средств федерального бюджета. Продукция ООО «НХП «Тарусский художник» (посудные формы, скульптура) прошла профессиональный отбор и сегодня представляет Калужскую область на постоянно действующей выставке изделий предприятий промыслов в здании Минпромторга России (Москва).

В ходе мониторинга состояния народных промыслов и ремёсел Калужской области выявлено наличие определённого количества носителей техник и технологий традиционных для региона промыслов и ремёсел, а также существующих проблем и рисков дальнейшего развития данной сферы.

Жители Калужской области активно участвуют в процессе сохранения традиций народного декоративно-прикладного искусства, который включает создание (производство), популяризацию (интеграцию в современное общество), преемственность (обучение) и продвижение (реализацию) изделий народных промыслов и ремесел. На местах сохраняются и развиваются бытовавшие среди населения Калужской области лозоплетение, резьба по дереву, кузнечное ремесло, ткачество, валяние из шерсти и другие виды промыслов. Традиционные технологии и образы положены в основу творчества современных мастеров. В настоящее время количество клубных формирований народных промыслов, действующих на базе муниципальных культурно-досуговых учреждений Калужской области и развивающих традиционные виды НХП, составляет 164 единицы (в том числе в сельской местности 124 единицы) с числом участников 1688 человек (в том числе в сельской местности 1105 человек). В 24 муниципальных районах и двух городских округах региона приняты муниципальные программы развития культуры, в рамках которых планируется проведение мероприятий по развитию и поддержке НХП.

Вместе с тем наиболее трудоёмкие, предполагающие наличия специализированной материально-технической базы, знаний и навыков виды традиционных народных промыслов требуют особого внимания и отдельных мер поддержки. Среди таких направлений – народная художественная вышивка «тарусская перевить», «хлудневская игрушка» и гончарство.

Визитной карточкой Калужской области является промысел деревни Хлуднево Думиничского района, мастера которого с XIX века изготавливали гончарную посуду и глиняную игрушку. Хлудневская игрушка внесена в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия России, работу по созданию и ведению которого осуществляет Государственный Российский Дом народного творчества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Выполненная современными мастерами, хлудневская игрушка с успехом представляет Калужскую область на крупных культурных форумах, среди которых XXII зимние Олимпийские игры в городе Сочи, выставка «Национальный Российский сувенир» в городе Милане в рамках культурно-туристского форума «Россия-Италия» (2014 год), ежегодная выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья» в Москве.

На популяризацию хлудневской игрушки направлен областной фестиваль «Хлудневский промысел». С целью развития и расширения географии данного фестиваля Калужским областным центром народного творчества подготовлена и направлена заявка на его реализацию в 2016 году в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

Мероприятия по сохранению самобытного народного художественного промысла вышивки «тарусская перевить» планируются в рамках деятельности создаваемого в городе Тарусе центра культурного развития. На базе данного центра будет проводиться работа по формированию коллекции образцов изделий «тарусской перевити», проведению регулярных занятий, мастер-классов, выставочных мероприятий по традиционной народной вышивке с привлечением мастериц ООО «НХП «Тарусская вышивка».

Доступность занятий народными промыслами и ремёслами, современными видами декоративно-прикладного искусства для жителей региона расширит инновационный культурный центр в городе Калуге, окончание строительства которого запланировано в 2016 году. В помещениях центра будут размещены мастерские и созданы необходимые условия для творчества.

С целью популяризации народных промыслов и ремёсел на территории Калужской области проводится большое количество фестивалей, конкурсов, выставок. Среди них областная выставка-конкурс народного декоративно-прикладного искусства «Родное, близкое, свое…», выставки-ярмарки в рамках празднования дней городов и поселков региона. Важная роль в данной работе принадлежит межрегиональному празднику народного искусства и ремёсел «Город мастеров» в городе Обнинске. Огромное количество участников и зрителей данного культурного форума свидетельствует об актуальности и востребованности рукотворного искусства — народных художественных промыслов.

Калужские мастера народных промыслов и ремесел с успехом представляют регион на всероссийских мероприятиях, в том числе на выставке – ярмарке народных промыслов России «Ладья», конкурсах «Русь мастеровая», «Золотые руки мастеров», выставках «Гончары России», «Лоскутная мозаика России», «Русский костюм на рубеже эпох» и многих других.

Анкетированием, проведённым министерством культуры и туризма Калужской области совместно с министерством промышленности и малого предпринимательства Калужской области на основании запроса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации выявлено, что наиболее острым для производителей изделий НХП остаётся вопрос сбыта продукции (аренда торговых помещений, информационная поддержка, создание инфраструктуры туристической сферы в местах традиционного бытования НХП).

В настоящее время министерством культуры и туризма Калужской области разработаны специальные мероприятия, направленные на продвижение (реализацию) изделий НХП. Среди них: использование туристско-информационных точек туристско-информационного центра «Калужский край» для продажи изделий предприятий и мастеров НХП Калужской области, проект по созданию визит-центра туристско-информационного центра «Калужский край» в ансамбле Гостиного двора в Калуге, а также проект по организации постоянно действующей выставки-салона изделий декоративно-прикладного искусства и живописи в помещении Калужского областного колледжа культуры и искусств. Постоянная поддержка в реализации изделий мастерам НХП и декоративно-прикладного искусства региона оказывается в рамках действующих выставок на базе областных и муниципальных музеев, культурно-досуговых учреждений. В ряде муниципальных образований Калужской области с целью поддержки мастеров НХП нормативными правовыми актами установлены специальные места для торговли. Например, постановлением Городской Управы г. Калуги от 16.01.2015 № 166-пи «Об организации специализированной торговли изделиями народных художественных промыслов на территории муниципального образования «Город Калуга» организована специализированная торговля изделиями НХП в количестве 15 мест, а также утвержден срок проведения специализированной торговли данными изделиями.

Министерством культуры и туризма Калужской области уделяется особое внимание подготовке специалистов, способных профессионально продолжать деятельность по сохранению традиций народных художественных промыслов. Обучение студентов по специальности «Декоративно-прикладное творчество и народные промыслы» ведётся в Калужском областном колледже культуры и искусств. В настоящее время количество студентов данной специальности составляет 24 человека. С целью повышения качества подготовки молодых специалистов прорабатываются вопрос о прохождении учебной и производственной практики в местах традиционного бытования и на предприятиях НХП, а также вопрос расширения участия студентов в специализированных фестивалях и выставках, в том числе выставках народных художественных промыслов России «Ладья» (Москва), «Территория творчества» (Санкт-Петербург).

Большую работу по исследованию, сохранению и популяризации традиций народных промыслов и ремёсел проводят Калужский областной краеведческий музей и Калужский музей изобразительных искусств, в фондах которых сохраняются уникальные образцы калужского народного костюма, вышивки и др.

Бережное отношение к народным промыслам и ремёслам — уникальному культурному наследию России — один из значимых государственных приоритетов. На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний и навыков формируются этические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, поэтому задача поддержки народных художественных промыслов и ремесел в нашем регионе рассматривается как одна из приоритетных.

______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:51

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх