Куперс

Бухучет и анализ

Изменения в валютном законодательстве

Закон вступил в силу со 2 декабря 2019 г. (за исключением положения, касающегося участников бюджетного процесса). Законом внесены существенные изменения, имеющие преимущественно позитивный характер, в первую очередь для физических лиц, являющихся резидентами для целей валютного законодательства (далее – «Резиденты»). В целом Закон продолжает общий тренд на либерализацию валютного регулирования, о котором мы сообщали в нашем предшествующем обзоре1. Далее мы предлагаем обзор нового пакета изменений.

Командировочные расходы и Tax-free

Расходы Резидентов, связанные со служебными командировками за рубеж, юридические лица-резиденты могут возмещать наличной иностранной валютой. Возвращать неизрасходованные суммы авансов в таких случаях Резиденты могут также наличной иностранной валютой.

Кроме того, юридические лица–резиденты получили возможность осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ, без использования банковских счетов в уполномоченных банках в отношении компенсации сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Освобождение от репатриации для обслуживания займов и кредитов: новая географическая привязка

Закон изменяет условие для освобождения резидентов-юридических лиц от обязанности по репатриации денежных средств в суммах, необходимых для обслуживания займов/кредитов по договорам с нерезидентами исключительно на счета в российских банках. Если ранее такое освобождение применялось, в частности, к займам/кредитам, выданным на срок свыше двух лет по договорам займа/кредита с нерезидентами, являвшимися резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ, то в новой редакции Закона нерезидент должен быть резидентом:

  • страны-члена Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС») или
  • страны, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (далее – «Многостороннее соглашение»), или
  • страны, имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией.

Cписок стран, активировавших автоматический обмен c Россией, ведется на сайте ОЭСР (https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/) и соответствует спискам стран, установленным Приказом ФНС России от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/360@, действовавшим с 7 июня 2018 г. по 4 января 2019 г., и Приказом ФНС России от 4 декабря 2018 г. № ММВ-7-17/784@, действующим с 5 января 2019 г. по настоящее время (далее – «Списки»). Оба Списка содержат такие популярные юрисдикции как Швейцария и Великобритания; в последний Список были добавлены Азербайджан, Багамы, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ, Гонконг и другие государства и территории. Именно эти Списки налоговые органы, скорее всего, будут использовать в ходе проверки соблюдения Резидентами требований валютного законодательства по новым правилам.

А вот, например, США и Канады в Списках нет, поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, к обслуживанию займов/кредитов в этих странах вышеуказанная льгота неприменима.

Освобождение для Резидентов от обязанности подавать отчеты о движении средств

Напомним, что с 1 января 2020 г. должны будут вступить в действие изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривавшие освобождение Резидентов от предоставления отчета о движении средств в отношении счетов (вкладов) Резидентов в банках за пределами РФ (далее – «Зарубежные счета») при одновременном выполнении трех условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ОЭСР или ФАТФ, и
  • страна, где находится этот банк, осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на Зарубежный счет за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте, либо остаток денежных средств на Зарубежном счете, на который в отчетном году зачисления не производились, не превышает 600 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Закон внес следующие поправки в вышеупомянутые изменения (тоже связанные с изменением географической привязки):

  • с 1 января 2020 г. освобождение Резидентов от предоставления отчета обусловлено выполнением двух условий:
    • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС (а не в стране-члене ОЭСР или ФАТФ) или в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
    • общая сумма денежных средств не превышает вышеуказанные пороги;
  • освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

Зачисления на счета резидентов в банках за пределами РФ: обмен информацией вместо жестких рамок

Со 2 декабря 2019 г. возможность зачисления от нерезидентов денежных средств на Зарубежные счета резидентов РФ (физических и юридических лиц) в определенных случаях (ч. 1 ст. 5.1. Закона о валютном регулировании обусловлена нахождением банка в стране, являющейся членом ЕАЭС, или в стране, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением, или имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Ранее условием допустимости зачислений от нерезидентов было нахождение банка в стране, являющейся членом ОЭСР и/или ФАТФ.

Вышеупомянутые случаи зачисления денежных средств включают:

  • получение кредитов и займов на срок более двух лет;
  • получение дохода от сдачи в аренду (субаренду) расположенного за пределами РФ имущества;
  • получение купонного и иных видов доходов по внешним ценным бумагам, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • получение денежных средств в результате отчуждения внешних ценных бумаг в установленных случаях;
  • получение денежных средств, выплачиваемых Резиденту в виде дохода, полученного от передачи денежных средств и (или) ценных бумаг в доверительное управление;
  • получение денежных средств от продажи транспортного средства, находившегося в собственности Резидента за пределами РФ.

Действие данного изменения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. Следует учесть, что изменение географической привязки не должно затронуть операции Резидентов по получению от нерезидентов средств в случаях, указанных в ч. 5.1. ст. 12 Закона о валютном регулировании2, на счета в банках на территории государств-членов ФАТФ и/или ОЭСР, осуществленных до 2 декабря 2019 г., поскольку акты валютного законодательства РФ, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют3.

Зачисления на Зарубежные счета Резидентов в случаях, ранее не поименованных в Законе о валютном регулировании

С учетом поправок, внесенных Законом и вступивших в силу со 2 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. вступят в действие изменения в Закон о валютном регулировании, предусматривающие снятие ограничений на зачисления от нерезидентов на Зарубежные счета Резидентов по любым основаниям (в дополнение к тем, которые поименованы в ч. 5.1. ст.12 Закона о валютном регулировании) при выполнении одного из условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС или
  • Зарубежный счет находится в банке в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

При этом снятие ограничений при выполнении условия в отношении страны, где находится Зарубежный счет, распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

До принятия Закона снятие ограничений предполагалось в отношении валютных операций с нерезидентами через Зарубежные счета в странах-членах ОЭСР или ФАТФ, осуществляющих автоматический обмен информацией. Действующий в настоящее время Список стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и списки стран-членов ОЭСР или ФАТФ, не совпадают. Например, такие страны как Азербайджан, Андорра, Багамы, БВО, Болгария, Кипр, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ не являются членами ни ОЭСР, ни ФАТФ, но включены в действующий в настоящее время Список, что безусловно благоприятно для Резидентов, имеющих Зарубежные счета в банках в этих странах.

Как упомянуто выше, Списки стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, содержат такие финансовые центры как Швейцария и Великобритания, но не включают, например, США и Канаду. Поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, Резиденты, имеющие счета в банках в этих странах и проживающие в РФ более полугода, со 2 декабря 2019 г. лишены возможности получать на такие счета вышеупомянутые доходы, так как они квалифицируются как незаконные валютные операции.

Исходя из приведенного краткого анализа, можно сделать вывод о том, что внесенные изменения носят благоприятный характер для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в ЕАЭС или странах, включенных в вышеупомянутые Списки (с учетом времени их действия).

Для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в иных странах, например, в США, Канаде, данные изменения серьезно ограничивают перечень разрешенных валютных операций через такие счета. В частности, признававшиеся ранее законными зачисления на счета в банках этих стран доходы (например, кредиты и займы на срок более двух лет, арендные доходы, купонные доходы и т.п.) со 2 декабря 2019 г. квалифицируются как незаконные валютные операции.

Новый специальный субъект ВЭД

Новая редакция Закона о валютном регулировании содержит уточнение, согласно которому к резидентам также относятся юридические лица, являющиеся профессиональными участниками внешнеэкономической деятельности, включенные в специальный перечень (кроме международных компаний).

Ранее в законодательстве понятие «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности» не использовалось, однако в будущем статус профессионального участника ВЭД может стать одним из условий для применения более мягких мер административной ответственности.

На данный момент соответствующая нормативная база отсутствует, однако Правительством РФ уже ведется работа в данном направлении, в частности, разработан проект Постановления4.

Из пояснительной записки к проекту Постановления следует, что данные изменения также направлены на либерализацию валютного регулирования в части смягчения административной ответственности за нарушения валютного законодательства в отношении лиц, которые включены в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Дополнены требования о репатриации

Со 2 декабря 2019 г. резиденты обязаны представлять информацию о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ.

Полагаем, что под такими случаями и способами следует рассматривать, прежде всего, предусмотренные ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании5 исключения из общего правила о репатриации (например, при проведении зачета встречных требований по определенным видам обязательств).

Практические последствия и рекомендации

Учитывая то, что рассмотренные выше изменения могут иметь негативные последствия с даты их вступления в силу, то есть со 2 декабря 2019 г., мы рекомендуем Резидентам:

  • проверить наличие непогашенных займов, выданных Резидентом резидентам других стран, и при необходимости уточнить свои обязательства в отношении репатриации сумм таких займов в соответствии с новыми правилами;
  • проверить, попадают ли страны, в которых у Резидента открыты счета, в Списки (с учетом времени их действия), а также виды зачислявшихся на них в течение последних двух лет доходов, и при необходимости:
    • перенаправить потоки доходов на счета в других странах, на которые такие зачисления допустимы;
    • в случае выявления незаконных валютных операций рассмотреть возможность подачи до 29 февраля 2020 г. специальной декларации согласно Федеральному закону от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ, которая может защитить Резидента от штрафов за эти нарушения (75%-100% от суммы незаконной валютной операции).

Специалисты КПМГ будут рады ответить на интересующие вас вопросы касательно рассмотренных изменений законодательства и их последствий с учетом конкретных обстоятельств.

1. Либерализация валютного законодательства: все больше «можно», все меньше «нельзя»

2. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. ч. 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании.

4. Проект Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» https://regulation.gov.ru/projects#npa=93751

5. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

  • За проведение валютной операции, не разрешенной законом, штраф составит от ¾ до всей суммы сделки (к примеру, если предполагалось отправить за рубеж 100 000 рублей, то в качестве штрафа могут начислить от 75 000 до 100 000 рублей).
  • Нарушение сроков поступления денежных средств, оговоренных в контракте. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ (с 26 июля 2019 года она равняется 7.25 %) от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков по сделкам, предусматривающим регистрацию договора, — от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Нарушения сроков возврата авансовых средств, полученных в качестве предоплаты за товары, если поставка так и не состоялась. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков подачи уведомлений об открытии валютного счета (закрытии, изменении реквизитов) — для физических лиц штраф составит от 1 до 1.5 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 100 тысяч.
  • Непредоставление информации по валютному счету для физических лиц обернется санкциями в размере 4—5 тысяч рублей, для юридических — от 80 тысяч до 1 миллиона рублей.
  • Нарушение сроков подачи отчетной документации по движению валютных средств на счетах (в том числе зарубежных) — для физических лиц штраф составит от 300 до 3 тысяч рублей, для юридических — от 5 до 50 тысяч рублей (зависит от количества просроченных дней).
  • Повторные нарушения, связанные с нарушением сроков представления документов, влекут за собой повышенные штрафные санкции — для физических лиц максимальная сумма взысканий составит 20 тысяч рублей, для юридических — 600 тысяч.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Реклама

С 1 марта 2019 года Национальный банк Украины (НБУ) снизит норму, которая обязывает экспортеров продавать валютную выручку. Об этом заявил замглавы НБУ Олег Чурий.

Так, граничный обязательной продажи валюты снизится до 30%. До 1 марта экспортеры обязаны продавать 50%.

«С 1 марта мы снижаем размер обязательной продажи с 50 до 30%. Также разрешим репатриацию дивидендов за 2018 год. Пока что действует максимальная сумма репатриации в месяц 7 млн евро», – сказал Чурий.

Кроме того, юридические лица смогут покупать валюту под импортный контракты день в день без предварительного резервирования средств, то есть НБУ отменяет так называемое «правило Т+1».

Как сообщалось, в дальнейшем норму обязательной продажи валютной выручки экспортерами планируют отменить полностью. Это предусмотрено переходом на новую систему валютного регулирования.

Реклама

Постепенная либерализация на валютном рынке начинается с 7 февраля 2019 года, со вступлением в силу нового закона «О валюте». Документ заменит собой действующий до сих пор Декрет о валютном регулировании 1993 года. Вместе со вступлением документа в силу также смягчаются некоторые старые «валютные запреты»:

  • предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров увеличиваются вдвое- до 365 дней;
  • вводится автоматизированная система электронных лимитов на смену индивидуальным лицензиям на отдельные валютные операции по переводу резидентами средств за границу;
  • упрощается валютный надзор за операциями покупки и перевода иностранной валюты до 150 тыс. грн в эквиваленте;
  • расширяется перечень доступных валютных операций клиентов с банками, в частности, разрешается проведение валютных свопов и безпоставочних форвардов;
  • становится возможным онлайн-покупка физическими лицами иностранной валюты и банковских металлов в пределах 150 тыс. грн в эквиваленте в день;
  • разрешается приобретение юридическими лицами банковских металлов без физической поставки в 150 тыс. грн в эквиваленте в день;
  • разрешаются переводы физических лиц за границу до 150 тыс. грн без открытия счета.

В НБУ неоднократно предупреждали, что при снятии валютных запретов будут руководствоваться состоянием экономики Украины.

Читайте на сайте «Сегодня» подробнее о том, что закон о валюте изменит для простых украинцев.

Реклама

Рогова Т. Ю., юрист, член Палаты налоговых консультантов

Журнал «Учет в туристической деятельности» № 1/2012

Теперь штраф за нарушение сроков отчета по валютным операциям зависит от того, насколько позже организация отчиталась по сделке.

С чем связаны изменения в законодательстве

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 311-ФЗ были изменены размеры штрафов за валютные нарушения. Соответствующие поправки внесены в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующую ответственность за нарушения валютного законодательства. И действуют они с 28 ноября 2011 года.
А Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ были устранены разночтения формулировок части 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Напомним, что в этих статьях прописана ответственность за несвоевременный возврат в Россию денег, уплаченных нерезиденту за товары (работы, услуги), которые не были поставлены (выполнены, оказаны).

Если отчетность вовремя не представлена

Итак, какие формы учета и отчетности по валютным операциям приходится представлять турфирмам в уполномоченные банки при внешнеторговых операциях. Это:
1) справка о валютных операциях (предоставляется при списании иностранной валюты со счета российской организации либо в течение 15 дней с момента зачисления инвалюты);
2) справка о поступлении рублей (представляется в течение 15 дней, следующих за месяцем, в котором от нерезидента поступили денежные средства);
3) справка о подтверждающих документах (представляется в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с нее товаров, либо в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом декларации, либо в течение 15 дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ или ввоз товара на таможенную территорию РФ без подачи декларации).
Теперь штраф за опоздание с подачей этих бумаг зависит от того, сколько дней составила просрочка.
Важным нововведением является то, что за нарушение представления форм учета и отчетности в пределах 10 дней предусматривается возможность установления такого вида административного наказания, как предупреждение. Тем не менее даже такая незначительная просрочка допускает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц – от 5000 до 15 000 руб.
При нарушении (опоздании со сдачей отчетности) на срок от 11 до 30 дней предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.
При просрочке свыше 30 дней предполагается наложение максимального штрафа. Он составляет: для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Таким образом, роста штрафов не произошло, его максимальная величина (4000–5000 или 40 000–50 000 руб.) осталась на прежнем уровне. Именно столько составлял размер штрафа раньше, но его сумма не зависела от длительности правонарушения.
Теперь при допущении валютного правонарушения на незначительный срок размер штрафа стал существенно ниже, а в ряде случае возможно наложение лишь предупреждения, что обеспечивает дифференцированный подход с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, степени вины правонарушителя.
А вот ответственность за несвоевременное оформление и переоформление паспортов сделок не изменилась.
Штраф за это по-прежнему составляет от 4000 до 5000 руб. (для должностных лиц) и от 40 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц).
При этом с 5 июня 2012 года турфирмам придется дополнительно представлять уполномоченным банкам информацию о некоторых условиях договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами, что позволит при их изменении избежать переоформления паспорта сделки (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ). Это информация:
1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам).

Если валюта не зачислена на счет в срок

Закон № 312-ФЗ также изменил размеры штрафных санкций и порядок их исчисления по делам о нарушениях срока зачисления денежных средств на счета компаний в уполномоченных банках. Но здесь изменения не столь приятны, как в случае с просрочкой представления отчетности.
Теперь то, что резидент в установленный срок не выполнил обязанность по получению причитающихся от нерезидентов платежей, влечет наложение штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств.
Одновременно с этим возможно наложение штрафа в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Именно такой штраф взыскивался ранее.
То есть если ранее иностранный партнер допускал просрочку или неоплату за переданные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги), то российская сторона была вынуждена платить в бюджет штраф в размере от 75 до 100 процентов от суммы, которую задержал иностранный контрагент.
Неудачным в новой формулировке является применение законодателем союза «и (или)», что дает возможность чиновникам наказать компанию за допущенные нарушения, взыскав с нее сразу два штрафа.
Однако хочется верить, что при толковании данной нормы органы контроля будут учитывать тот факт, что результатом внесения поправок должна стать возможность применения соразмерных санкций путем минимизации административной ответственности резидентов при незначительных нарушениях.
А Законом № 409-ФЗ были устранены разночтения формулировок между частью 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 15 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в последней определен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг.
В новой редакции в части 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях вместо слов «на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары» теперь указано «в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары».
Обратите внимание: санкции за невыполнение обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам, остались на прежнем уровне.
В случае если не обеспечен возврат денег за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, это по-прежнему влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Важно запомнить

Штрафы за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным сделкам дифференцированы в зависимости от длительности просрочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх