Куперс

Бухучет и анализ

К полуторам годам

Современные принципы прикорма детей – это своеобразный сплав практического опыта и самых новых научных разработок. Они основываются на рекомендациях Европейской Ассоциации детских гастроэнтерологов, гепатологов, нутрициологов (ESPGHAN), Американской академии педиатрии (ААР) и национальных рекомендаций профильных министерств и ассоциаций.

Современные рекомендации основаны на анализе результатов многих исследований по составу, сроков ввода прикормов в Европе для здоровых доношенных новорожденных с учетом различных аспектов введения прикормов, его влияния на показатели физического и умственного развития. Своевременное введение прикорма способствует оптимальному развитию всех систем и органов ребенка, физических параметров, психомоторного развития, деятельности нервной системы. Период введения прикорма очень важно для роста и развития ребенка, а также выдающимся этапом в переходе ребенка с грудного вскармливания на питание с общего стола.

Все видео: Введения прикорма ребенку от 4 до 12 месяцев

Ученым и практикам удалось выделить ряд принципов вскармливания детей первого года жизни:

  • Нецелесообразно разрабатывать отдельные рекомендации по введению прикорма для детей на грудном или на искусственном вскармливании, подходы в эти случаях одинаковые;
  • Грудное молоко мамы остается «золотым стандартом» исключительно грудного вскармливания в течение не менее 4 месяцев (17 недель) жизни младенца, до 6 месяцев (26 недель), стандартом исключительно или преимущественно грудного вскармливания;
  • Пищеварительный тракт и функционирования почек становятся достаточно зрелыми для того, чтобы организм ребенка мог воспринимать введение прикорма, в возрасте 4 месяцев, а в период с 5 до 6 месяцев у ребенка развиваются необходимые моторные навыки для потребления плотной пищи. Поэтому в этом возрасте важно давать пищу соответствующей консистенции и соответствующим способом;
  • Мама, которая полноценно питается, может обеспечить поступление всех необходимых ребенку питательных веществ, витаминов, минералов при исключительно грудном вскармливании максимум до 6 месячного возраста ребенка;
  • Некоторые дети могут нуждаться в дополнительном введении препаратов железа раньше, чем 6 месяцев;
  • Важно продолжать грудное вскармливание параллельно с введением прикорма. Доказано, что это снижает риск желудочно-кишечных и респираторных инфекций, а также случаев госпитализации у ребенка;
  • При сравнении начала введения прикорма в 4 или 6-месячном возрасте младенца — не было обнаружено существенных различий по влиянию на его рост и массу тела, развитие ожирения в течение первых 3 лет жизни;
  • В то же время был установлен высокий риск развития избыточной массы тела и ожирения при введении прикорма до 4-месячного возраста;
  • Прикорм ребенку (твердая или жидкая пища, которая отличается от грудного молока или детских молочных смесей) надо начинать вводить не ранее 4 месяца и не позднее 6 месяцев;
  • С возрастом, при введении прикорма, следует предлагать ребенку разнообразную по консистенции, текстуре, вкусу, запаху пищу;
  • Дети имеют врожденную склонность различать и предпочитать сладкую и соленую пищу, нехотя кушают горьковатую, что мы не можем изменить. Но мы можем формировать и корректировать вкусовые предпочтения ребенка путем тренировок, систематически предлагая ребенку продукты с различными вкусами, включая кислые, горькие зеленые овощи;
  • Цельное коровье молоко не рекомендуется вводить в рацион ребенка до 12 мес. Употребление коровьего молока связано с поступлением в организм повышенного количества энергии, белка, жиров, и низшей — железа. Поэтому дети, которые в раннем возрасте потребляли большие объемы коровьего молока, имели более высокий риск развития железодефицитной анемии;
  • Потребление большего количества белка при введении прикорма повышает риск возникновения избыточной массы тела и ожирения, особенно у лиц с предрасположенностью к этому, поэтому потребление белка должно составлять не более 15% от потребленной энергии в течение суток;
  • Потребность организма ребенка в железе очень высока в течение всего периода введения прикорма, поэтому необходимо обеспечить получение продуктов, богатых железом, особенно для детей на грудном вскармливании;
  • Аллергенные продукты можно вводить, начиная с 4-месячного возраста, в любое время, поскольку именно в этот период происходит формирование иммунной толерантности к аллергену. Например, детям с высоким риском развития аллергических реакций на арахис, следует вводить в возрасте 4-12 месяцев под контролем специалиста. Не было обнаружено связи между сроком ввода аллергенного прикорма и развитием аллергических или иммунологических заболеваний. Однако это не означает необходимость раннего введения аллергенных продуктов всем подряд, зато акцентирует внимание на том, что нет необходимости откладывать введение аллергенных продуктов после 4 месяцев на более длительный период;
  • Глютен можно предлагать ребенку в возрасте 4-12 месяцев, однако следует избегать употребления большого количества глютена в течение первых недель после начала его введения, в дальнейшем объема безопасного количества не установлено. Не выявлено типа вскармливания (грудное/искусственное) при введении глютена на снижение риска развития целиакии, сахарного диабета 1 типа;
  • Не следует добавлять сахар или соль в прикорм, а также необходимо избегать употребления ребенком подслащенных напитков и соков. Сладкие напитки нравятся детям первых месяцев, но если их не давать, но после 6 месяцев, детям они уже не очень нравятся. Сахар влияет на будущую пищевое поведение. Сахар является важным фактором развития кариеса – он способствует кариесу, так как могут образовываться глюканы, которые усиливают прилипания к эмали зубов бактерий, нарушают диффузию баланс кислоты и буферных систем, что в итоге способствует повреждению эмали.
  • Вегетарианские диеты противопоказаны маленьким детям из-за риска возникновения дефицита витамина В12, железа, цинка, фолатов, длинноцепочечных жирных кислот, белков и кальция, что может привести к необратимым нежелательным последствиям и нарушению когнитивного развития;
  • Вегетарианская диета может применяться исключительно под пристальным наблюдением врача и диетолога, с обязательным дополнительным введением витаминов группы В, Д, железа, цинка, кальция, белков, ПНЖК, что может обеспечить соответствующий рост и развитие ребенка. Важно, что родители должны знать о риске необратимых вредных последствий (умственная неполноценность, смерть ребенка), которые могут развиться при несоблюдении ими рекомендаций специалистов.

Были наработаны общие правила введения прикорма детям первого года жизни:

  • Вводить первый прикорм лучше в утреннее кормление (9-11 часов утра), чтобы проследить за реакцией ребенка на новый продукт.
  • Без добавления сахара и соли.
  • Давайте первый прикорм ребенку тогда, когда он спокоен и не устал .
  • Начинать с 0,5-2 чайных ложек. Если ребенок отказывается, не настаивайте, попробуйте дать позже или на следующий день.
  • Если реакция нормальная (нет сыпи, изменений на коже, изменений стула), увеличьте дозу в два раза на следующий день. Постепенно доведите первый прикорм ребенка до возрастной нормы (80-200 г).
  • Если есть аллергическая реакция или иная реакция непереносимости — откажитесь на три дня от введения этого прикорма, при повторной нежелательной реакции — не давайте этот продукт, обратитесь к Вашему педиатру.
  • Каждый последующий новый продукт прикорма должен быть однокомпонентным (только кабачок, капуста, брокколи, гречка, мясо и т.д.).
  • Блюдо из смешанных продуктов давайте тогда, когда ребенок уже познакомился со всеми продуктами отдельно.
  • Не желательно вводить новые продукты за три дня до и после прививок.

Если вы задумались о введении прикорма, то ваш ребенок уже должен иметь определенные признаки готовности к этому:

  • Держит голову;
  • В состоянии самостоятельно, практически без поддержки, сидеть (на специальном стульчике для кормления с боковой поддержкой);
  • Открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  • Отворачивается от ложки с едой, когда не голодный;
  • Закрывает рот с ложкой во рту, держит еду во рту, а затем глотает, а не выталкивает и не выплевывает её.

Первый прикорм в 4 месяца

Возраст в 4 месяца, как минимальный для введения прикорма выбран еще и потому, что в 4 месяца гастроинтестинальный тракт ребенка становится более зрелым: снижается изначально повышенная проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, связанную с угасанием «рефлекса выталкивания ложки».

Поэтому на вопрос надо ли давать прикорм ребенку 3 месяцев, можно однозначно ответить: нет, еще рано!

А вот 4 месяца, это уже то время когда можно задумываться о введении прикорма. В тоже время следует помнить, что на 4 месяце жизни ребенку вполне хватает материнского молока или высокоадаптированной молочной смеси для его полноценного развития. Кроме того, когда говорят о прикорме в 4 месяца, то обычно имеют ввиду конец 4-го месяца жизни. При этом важно продолжать грудное вскармливание параллельно с введением прикорма.

Видео: прикорм в 4 месяца

Если Вы вводите прикорм на 4-м месяце жизни ребенка – обычно это однокомпонентное овощное или фруктовое пюре, если ребенок недостаточно хорошо набирает вес, то это могут быть безглютеновые каши (рисовая и гречневая). Начинать лучше именно с овощного пюре. Детки умные и если он попробует более сладкое фруктовое пюре, то может довольно долго отказываться от овощного и у вас могут возникнуть трудности с введением этого очень полезного блюда.

Что полезного в овощном прикорме и из чего его лучше готовить?

Овощное пюре — для первого прикорма можно приготовить из цветной капусты, кабачка, тыквы, брокколи – это низкоаллергенные продукты, входят в десятку наиболее полезных овощей в рационе детей, содержат большое количество полезных белков, клетчатки и витаминов, микроелементов! Клетчатка помогает продвижению пищи по пищеварительному тракту и развитию полезной микрофлоры в кишечнике. Пектиновые вещества абсорбируют и выводят из организма малыша токсины. Овощи положительно влияют на состояние кислотно-щелочного равновесия организма, создавая условия для правильного функционирования всех органов и систем.

Цветная капуста — является хорошим источником клетчатки, белка, минералов и витаминов: А, В1, В2, В3 (РР), В6, а так ж небольшое количество витаминов К, D и токоферола (витамин Е). В соцветиях капусты есть много магния, натрия, калия, фосфора, кальция, железа. Железа в ней содержится в два раза больше, чем в зеленом горошке, в перце и салате. Белок цветной капусты легко усваивается и его содержание достаточно высоко. В белке цветной капусты присутствует необходимый витамин U (метионин). Это одна из незаменимых аминокислот, которые не синтезируются человеческим организмом. В небольшом количестве присутствуют и другие незаменимые аминокислоты: аргинин, триптофан.

Кабачок — богат витаминами и микроэлементами. В нем содержатся калий, магний, фосфор, кальций, витамины С, В1 и В2 и другие, фолиевая кислота. Которая играет большую роль в процессах кроветворения. Кабачок богат такими важными микроэлементами, как железо и медь. Именно они необходимы для формирования нервной ткани, нормализации обмена веществ, а также для образования гемоглобина, что является хорошей профилактикой анемии.

Брокколи – это весьма полезный овощ, являющийся разновидностью цветной капусты. Приятный мягкий вкус и хорошая усвояемость продукта, уникальный состав оказывают благоприятное влияние на здоровье и взрослых, и детей. Употребляют в пищу нераскрытые соцветия капусты. Это тоже низкоаллергенный овощ, богатый на белок, клетчатку витамины, кальций, железо, микроэлементы и даже фитонциды. Содержание кальция и магния достаточно, чтобы сбалансировать работу нервной системы, обеспечить нормальную регуляцию цикла сна и бодрствования ребенка, хорошую стрессоустойчивость. Ребенок при таком питании становится спокойнее, меньше возбуждается и капризничает.

Брокколи является лидером по содержанию холина и метионина. Всего 50 г брокколи обеспечивает малыша полным комплектом полезных веществ на сутки.

Тыква — самый крупный овощ на Земле. Она входит в десятку наиболее полезных овощей в рационе детей, содержит большое количество полезных белков, клетчатки и витаминов, в том числе бета-каротина, витамина С, Е, К, железа, калия, магния, микроэлементов которые незаменимы для питания детей, поскольку укрепляют иммунитет и помогают бороться с воспалительными процессами, оказывают благотворное влияние на нервную систему. По содержанию каротина тыква превосходит морковь в 5 раз.

Витамины и микроэлементы, содержащиеся в тыкве, помогают ребенку расти, обеспечивают здоровый сон, отвечают за состояние кожи и глаз, улучшают обменные процессы, ускоряют выведение вредных веществ из детского организма. Благодаря своим полезным качествам тыква может быть одним из первых видов прикорма для грудного ребенка.

Все овощные пюре имеют специфический овощной запах, это абсолютно нормально

Видео: прикорм овощи

Введение овощного пюре

Вводить овощи в меню ребенка нужно постепенно. Каждый новый овощ начинай давать в виде монокомпонентного пюре в размере ½ чайной ложки, лучше за завтраком, так вы сможете отследить проявления пищевой аллергии или реакций непереносимости этого продукта. Если все хорошо, то на следующий день предложите ему уже чайную ложку. Так постепенно нужно довести порцию до 50-100 грамм. Порция овощного пюре в день для ребенка 8 месяцев – примерно 80 граммов. В год можно увеличить до 150 граммов. Следующий продукт можно вводить не ранее, чем через 4-5 дней. Если у ребенка появились высыпаниями на коже, у него изменился стул, то нужно убрать продукт из рациона и обратиться к педиатру.

Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, например, брокколи, не отказывайтесь от задуманного и продолжайте предлагать этот овощ в небольшом количестве — 1-2 ложечки в день, можно даже не один, а 2-3 раза перед едой, и через 7 — 10, а иногда и 15 дней малыш привыкнет к новому вкусу. Это разнообразит рацион, поможет сформировать у ребенка правильные вкусовые привычки.

Введение фруктового пюре

Фруктовые пюре – это определенная альтернатива и дополнение овощам. Его можно приготовить из яблок, банана (кстати знаете, что это ягода?), сладких сортов груш. Эти фрукты сдержат полезные для малышей вещества, витамины и минералы, в том числе железо, которое крайне нужно деткам. Несколько отдельно стоит пюре из Чернослива, оно хорошо влияет на пищеварение малыша особенно при склонности к запорам и, конечно, тоже содержит множество полезных веществ.

Каши в питании ребенка первого года жизни.

Кашу можно вводить в питание ребенка в конце 4 месяца или на пятом, шестом месяце жизни. Как правило, они идут вторым прикормом после овощного или фруктового пюре. Но если Ваш ребенок не очень хорошо набирает вес, или Вы практически до конца 6 месяца кормили ребенка грудным молоком или детскими молочными смесями – то прикорм вполне можно начинать с введения каш.

Важно для начала выбирать однокомпонентные, низкоаллергенные каши, в составе которых не содержится глютен: это гречневая, рисовая, кукурузная каши.

К глютенсодержащим злакам относятся: пшеница, овес, рожь, ячмень, просо.

По современным данным срок ведения глютена в питание ребенка не имеет принципиального значения, но последние рекомендации обращают внимание на то, что его количество в рационе питания малыша, не должно быть большим. Поэтому манную и овсяную каши лучше добавлять к другой каше в ограниченном количестве, а не давать самостоятельно. Не было обнаружено связи между сроком начала прикорма который содержит глютен и развитием целиакии у ребенка. Если ребенок еще не пробовал каш, начните с безмолочной, безглютеновой, однокомпонентной гречневой или рисовой каши.

Рис — очень полезен для растущего организма малыша. Он отличается низким содержанием растительных белков, поэтому легко усваивается и особенно полезен карапузам с неустойчивым стулом. Рис им еет высокую питательную ценность и, в определенной степени, защищает нежный кишечник малыша благодаря обволакивающему эффекту. Это сытное и питательное блюдо с хорошим содержанием углеводов и белков, калия и магния, кальция и фосфора, полезных аминокислот и витаминов. Оно восполняет энергетические затраты, заряжает бодростью и придает сил. Рис не рекомендуется детям с лишним весом и тем, кто страдает сильными запорами.

Гречневая безглютеновая каша — очень питательная и богата железом, клетчаткой, насыщена разными витаминами и микроэлементами. Это тоже хороший вариант для начала знакомства ребенка со взрослой пищей. Эти каши можно приготовить на воде, грудном молоке, на молочной смеси, к которой привык Ваш ребенок. Не надо добавлять соль и сахар.

Правила введения каш в прикорм ребенка

Если ребенок уже ест каши с 5 месяцев, то в 6 месяцев можно предложить более сложную кашу – например рисовую кашу с абрикосом или с малиной, рисовую кашу с бананом (это очень удачная комбинация как по вкусу так и по своим свойствам) или еще более сложную кашу – кукурузно-рисовую с бананом.

Со временем в кашу можно начинать добавлять яблоко, банан, грушу, сливу и чернослив, абрикос и курагу, брокколи, морковь, ягоды, при условии, что у ребенка нет на них аллергии.

Правила введения каш такие же, что и овощного пюре. Для того чтобы ребенок легче привык к новому продукту и его консистенции, сначала готовят 5%-ную кашу (5 г крупы на 100 г воды), если вы ее делаете самостоятельно. Каша обычно готовится на воде, но можно делать на грудном молоке, детской молочной смеси. Вначале дают малышу одну чайную ложку, далее в течение 7-10 дней доводят объем каши этого же процента до полного объема кормления (150 г). Если все это время каша хорошо переносится, т.е. отсутствуют кожные высыпания, у ребенка устойчивый стул, — переходят на постепенное (начиная с 20-30 г) введение каши этого же злака, но уже 10%-ной концентрации (10 г крупы на 100 г воды). Иначе говоря, более густую кашу вводят не ранее чем через 7-10 дней с начала введения каши. Полное введение 10%-ной каши малышу осуществляют также за 7-10 дней. Третья неделя приходится на полное привыкание ребенка к новому блюду. Только после этого можно вводить новый злак (в виде 10%-ной каши) или следующий прикорм.

Видео: прикорм каши

Давать кашу нужно с ложечки, лучше с утра на завтрак. После каши на этапе ее введения ребенку следует предложить грудь или молочную смесь. При искусственном вскармливании объем смеси после порции каши должен быть таким, чтобы вместе с кашей это составляло 200 мл при пятиразовом кормлении.

Нормы введения каш

В дальнейшем объем порции каши постепенно увеличивается, составляя:

  • 7-8 месяцев – 160-170 мл
  • 8-9 месяцев – 170-180 мл
  • 9-12 месяцев – до 200 мл (происходит полная замена одного кормления ребенка на прикорм.)

Схема введения каш

Мясной прикорм — правила введения мяса в рацион ребенка

Мясо – это обычно третий, очень важный продукт прикорма, после овощей и каш. Мясо содержит аминокислоты, полноценный животный белок, витамины группы В (В1, В2, В6 и В12), гемовое железо, калий, кальций, цинк, фосфор, которые необходимы для роста и развития ребенка. Очень важно понимать, что мясное пюре содержит железо, которое легко усваивается. А добавление мяса к овощам улучшает усвоение железа и из них, из овощей.

Дефицит железа может серьезно влиять на интеллектуальное развитие ребенка, его иммунитет, кроветворение. Поскольку ваша задача — вырастить здорового и умного ребенка, мясной прикорм должен быть введен обязательно и своевременно.

Гемовое железо — содержится в мясных продуктах и легко усваивается (красное мясо-телятина, печень), всасывание около 25%.

Негемовое железо — содержится в растительной пище (фасоль, бобы, чечевица, горох, орехи, помидоры, цветная капуста, зеленые листовые овощи, яблоки, сухофрукты, но усваивается оно из растений значительно хуже — всего 3-5% Всасывание железа из других продуктов животного происхождения (яйца, рыба) составляет 10-15%.

Важно знать, что женское молоко усиливает, а коровье молоко уменьшает всасывание железа.

Сроки введения мясного прикорма

Мясное пюре целесообразно вводить ребенку в возрасте 6-8 месяцев. Это, в определенной мере, зависит от того, когда были введены каши и овощные/фруктовые пюре. если ваш ребенок кушает овощи и каши с 4 месяцев, мясо можно вводить в 6 месяцев. С 7 месяцев его можно вводить, если ребенок не набирает вес. С 8 месяцев детям, которые начали прикорм в 6 месяцев.

Детям из группы риска по развитию анемии рекомендуют более раннее введение мяса в возрасте 5 — 6 месяцев.

Доказано, что только ежедневное использование детской обогащенной каши и мясного пюре позволяет полностью удовлетворить потребности детей в железе, цинке и других микронутриентах.

Начинать мясной прикорм можно с нежирной говядины, телятины, но лучше с менее алергенного мяса птицы (индейки, курицы), либо кролика, это наиболее легкоусвояемые сорта мяса.

Гусятина и свинина для малыша жирные, а мясо утки и других птиц водоемов тоже не подходят для первого прикорма. Их рекомендуют давать только после 3 лет;

Конина идеально подходит для малыша. Продукт богат на углеводы и белки, но найти конину в продаже практически невозможно.

В рацион ребенка мясо необходимо вводить постепенно, в обеденное кормление, вначале четвертую часть чайной ложки и, постепенно добавляя, довести до суточной нормы: В 8 месяцев около 50 г, в 9 месяцев – 60-70 г.

Видео: прикорм мясо

Схема введения мясного пюре

  • 1 день ¼ ложки с овощами
  • 2 день – ½ чайной ложки
  • 3 день – 1 чайная ложка
  • 4 день – 2 чайной ложки
  • 5 день – 3 чайной ложки
  • 6 день 3-4 чайные ложки + овощи

Сначала мясо лучше давать с овощным пюре, которое уже ел ребенок, так он лучше адаптируется к новому продукту, да и железо лучше всасывается. Детям в конце первого года жизни можно давать уже 3 сорта мясного пюре.

В Томской области увеличен минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Как сообщила пресс-служба регионального отделения Фонда социального страхования, с 1 июня минимальный размер ежемесячного пособия составляет 6752 рубля. Это без учета районного коэффициента.

«Теперь минимальный размер ежемесячного пособия по уходу (вне зависимости от того, первый ли это ребенок или второй и последующие дети) составляет одинаковую сумму», – говорится в сообщении пресс-службы регионального отделения Фонда социального страхования.

В Томске, а также в Томском, Асиновском, Бакчарском, Зырянском, Кожевниковском, Кривошеинском, Молчановском, Первомайском, Тегульгетском и Шегарском районах, где действует районный коэффициент 1,3, минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 8777 руб. 60 коп.

Там, где применяется «северный» коэффициент 1,5, минимальный размер пособия составляет 10 128 рублей. В Томской области это Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский, Чаинский, Александровский районы, города Кедровый, Стрежевой и Северск.

«Если работающая мама получала пособие по меньше указанной суммы, с 1 июня ей автоматически назначается пособие в новом размере. Дополнительных документов и заявлений при этом получателю пособия в Фонд подавать не нужно», – говорится в сообщении пресс-службы регионального отделения Фонда социального страхования.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных лиц составляет 40% среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих отпуску по уходу за ребенком.

«В случае отсутствия заработка в двух календарных годах, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, заработок для расчета принимается равным МРОТ. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком для лиц, работающих по трудовым договорам, не может быть меньше сумм, указанных выше», – уточняет пресс-служба регионального отделения Фонда социального страхования.

Жительница Брянской области получила полтора года лишения свободы. 29-летняя женщина совершила три кражи в Белгородской области.

Брянчанка была признана виновной в совершении трёх преступлений Ракитянский районным судом по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ («кража, хищение чужого имущества, совершённое с причинением значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище»). Свою причастность к инкриминируемому женщина признала на стадии расследования.

«В феврале-марте этого года жительница Брянской области совершила две кражи на территории Ракитянского района и одну в Яковлевском горокруге. Она приезжала в населённые пункты для скупки у местных перьевых перин и подушек. Подсудимая проникала в частные жилые дома, входные двери которых оказывались не запертыми, и похищала деньги и ювелирные украшения», – сообщили в прокуратуре Ракитянского района.

Общая сумма похищенного составила более 235 тыс. рублей. Обвиняемая ещё до рассмотрения дела в суде возместила ущерб на сумму 67 тыс. рублей. Суд отсрочил реальное отбывание наказание, так как у жительницы Брянской области трое малолетних детей.

Малышу 6 месяцев: РАЗВИТИЕ

Поздравляем, Ваш малыш отпраздновал свой первый «юбилей»! За полгода он подрос, окреп, многому научился, и теперь вступает на новый этап своего развития. В этом возрасте ему предстоит научиться ползать и сидеть без поддержки, действовать по образцу и ориентироваться на оценку взрослого. Интеллект малыша стремительно развивается, и он уже может различать причину и следствие, цель и способ ее достижения. Помогайте крохе решать его первые логические задачи, и не забывайте хвалить его за каждое маленькое достижение.

Развиваем движения

Шесть месяцев — это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает понемногу осваивать новое пространство. Побуждайте ребёнка к ползанию, положив перед ним яркую звучащую игрушку, но так, чтобы он не мог до неё дотянуться. Если у него не получается самостоятельно продвигаться вперёд, создайте ему опору для ног – например, подставьте ладонь под его ступни, чтобы он мог оттолкнуться и достать игрушку. Хорошим стимулом станет ползание по комнате вместе со старшим ребёнком – это доставит много радости им обоим!

Предоставьте своему непоседе простор для исследования мира. Пусть он ползает по комнате, но обязательно обеспечьте ему безопасность: уберите провода, закройте розетки, спрячьте все мелкие предметы. Важным моментом становится чистота в квартире. Попросите старших детей вам помочь: включив в процесс элемент соревнования (кто больше увидит крошек, кто быстрее соберет игрушки), вы превратите уборку в увлекательное занятие.

Во время «путешествий» по квартире ваш маленький первооткрыватель ощущает себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков, он с удовольствием исследует новые предметы и изучает на практике возможности своего тела. На его пути нередко возникают различные препятствия, и малышу приходится решать простые логические задачки: как продвинуться вперёд, если на пути лежит игрушка, как достать предмет, который находится в закрытой коробке… Не спешите помогать вашему чуду – пусть он научится самостоятельно искать выход из простых ситуаций.

Также в этом возрасте малыш учится сидеть без поддержки. Если в таком положении он чувствует себя не очень уверено, то опирается на свои вытянутые руки. В этом случае, для развития чувства равновесия полезно выполнить такое упражнение:

Когда вы играете на полу вместе, сажайте ребёнка между своими вытянутыми ногами, чтобы он мог использовать их как поручни. Привлеките его внимание ярким предметом, чтобы он отпустил руки от опоры и потянулся к игрушке. Если малыш потеряет равновесие и начнёт «заваливаться» на бок, вы успеете его «подстраховать», и он не ударится.

Во время этих упражнений обратите внимание на то, как ребенок использует для сохранения равновесия свои руки. Сначала он тянется к игрушке одной рукой, выбрасывая другую в качестве баланса. По мере того как чувство равновесия развивается, малыш тянется за игрушкой уже обеими руками и даже поворачивается в сторону, не падая.

Развиваем зрительное восприятие

Научившись ползать, ребёнок открывает для себя новый мир образов, и его внимание привлекают совершенно неприметные на первый взгляд детали: пылинки на полу, узоры на ковре, мелкие бытовые предметы. Вместе со старшими детьми рисуйте для малыша картинки, состоящие из элементов разного размера.

В 6 месяцев появляется и способность соотносить предметы в пространстве. В своих играх малыш начинает учитывать свойства предметов и выбирать их в соответствии с формой, величиной, расположением в определенном порядке. Для развития этих навыков полезно предлагать крохе различные сборно-разборные игрушки: например, пирамидки из крупных колец, развивающие центры с фигурными отверстиями, в которые нужно опускать подходящие по форме и размеру детали… Малышу понравится играть и с коробкой, наполненной различными по свойствам предметами: прыгающими резиновыми мячиками, звенящими бубенцами… Сначала ваш маленький исследователь разбросает её содержимое, а затем, с вашей помощью, соберёт игрушки обратно.

Развиваем понимание речи

Малыш ещё пока не умеет говорить, но уже внимательно вслушивается в разговоры взрослых, узнаёт отдельные слова, устанавливает связи между словами и предметами. Очень важно всё время разговаривать с крохой, сопровождая свои слова определёнными действиями. Дотрагиваясь до разных частей лица и тела малыша во время мытья, переодевания или массажа, каждый раз называйте их. Например, проведя ручкой малыша по своему лицу, скажите: «Это нос», «Это щека». В каждой игре называйте не больше двух слов. Теперь спросите у крохи: «Где Вовочкин нос?» и дотроньтесь детской ручкой до маленького носика. Вновь и вновь возвращайтесь к разучиваемым названиям.

Полезно рассматривать с малышом детские книжки, показывая и называя изображенные предметы, животных, людей. Вместе со старшими детьми можно разыгрывать для крохи мини-спектакли, в которых также будут использоваться разучиваемые слова. Таким образом, вы формируете его пассивный словарь.

Развиваем активную речь

К концу 6-го месяца малыш произносит отдельные звукосочетания, среди которых можно хорошо различить повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да, на-на-на). Конечно, это ещё не осмысленная речь, хотя некоторые сочетания звуков и напоминают слова. Такое лепетание ребёнок воспринимает как игру, ему нравится прислушиваться к звучанию собственного голоса, пробовать различные звуки и интонации. Включайтесь в эту игру, повторяя звуки, которые произносит малыш, и добавляя к ним все новые сочетания слогов. Этот приём педиатры называют «перекличкой».

Чтобы кроха начал повторять за вами новые слоги, очень важно регулярно проводить занятия. Малыш должен видеть ваше лицо, следить за губами. Кроме того, нужно повторять одни звуки и слоги нараспев, с определенной интонацией, а другие, наоборот, совсем коротко. Если специальными приёмами не вызывать у малыша лепета, то сам он, даже понимая многое, ещё долго не сможет начать говорить.

Малышу 6 месяцев: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Ваш малыш стал совсем большим – ему уже полгода. С каждым днём в его поведении появляется что-то новое: он уже хорошо переворачивается на живот и обратно на спину, встаёт на четвереньки и учится ползать, садится с поддержкой и проявляет чудеса гибкости, пытаясь поймать свою ножку и засунуть её в ротик. Если в первые месяцы жизни большую часть дня он спал, то теперь время бодрствования значительно увеличивается. Заполните эти часы полезными и интересными занятиями!

Рост и вес

В 6 месяцев рост малыша составляет 67-70 см, а вес – 7400-8500 г.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Сидя без поддержки, малыш уверенно поворачивает корпус и даже тянется к игрушке, которая привлекает его внимание. А если заинтересовывает предмет, находящийся высоко над ним, ребёнок пытается достать его, встав на колени.

Начинают развиваться и навыки ползания. Ребенок учится вставать на четвереньки и передвигаться, переставляя ручки. Если у вашего крохи пока не получается передвигаться вперед, создайте ему для этого благоприятные условия: положите перед ним привлекательную игрушку и подставьте свою ладонь под стопы малыша, чтобы он мог опереться ножками и оттолкнуться. Достав несколько раз игрушку с вашей помощью, ваш маленький чемпион захочет повторить упражнение уже самостоятельно.

Также малыш умеет хорошо доставать и захватывать различные предметы, перекладывать их из одной руки в другую, подбрасывать вверх или ударять об пол. Обратите внимание, что если раньше он брал игрушки всей ладошкой, то теперь для удобства захвата он противопоставляет большой палец другим. Кроме того, он начинает с успехом поднимать мелкие предметы с пола. Всё вокруг ему хочется достать и рассмотреть поближе: и хлебные крошки, и пуговички на одежде, и даже узоры на одеяльце. Не забывайте, что все свои находки ваш маленький первооткрыватель сразу тянет в рот, поэтому будьте предельно внимательны к тому, что находится у него в руках. Чтобы забрать опасный предмет, не вызвав у малыша обиды, мягко раскройте его ладошку и обязательно вложите в неё другую игрушку.

Действия ребёнка с игрушками с каждым месяцем становятся всё более сложными. Можно показать малышу, как снимать колечки с пирамидки, как складывать игрушки в коробку, закрывать коробочки соответствующими крышками, и скоро он научится это делать самостоятельно.

Развивается и способность устанавливать причинно-следственные связи. Теперь малыш может совершить два взаимосвязанных действия, чтобы добиться определённого результата: например, дёргает за верёвочку, чтобы привести в движение подвесной мобиль, отталкивает в сторону препятствие, чтобы подползти к маме, переворачивает коробку, чтобы достать желаемую игрушку. А если он бросает предмет, то очень внимательно следит за тем, куда он падает. Решение таких бытовых задачек свидетельствует о том, что малыш начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от результата.

Зрение

К 6 месяцам у ребёнка развивается острое, детальное зрение, и для него открывается новый мир образов. Он с удовольствием рассматривает предметы, состоящие из мелких составных частей, и уделяет пристальное внимание нарисованным орнаментам. Так, излюбленной игрушкой становится деревянная ложка с хохломской росписью, или набивной мячик, сшитый из разноцветных лоскутков. На этом этапе развития ребёнок начинает узнавать знакомые предметы, даже если их не видно полностью. Игрушка, наполовину прикрытая материей, скорее всего, вызовет его особый интерес. Однако в этом возрасте ребёнок вряд ли станет искать предмет, если спрятать его полностью. Чтобы развить этот навык, играйте с ним в прятки с подсказкой: накрывайте игрушку салфеткой, чтобы малыш терял её из виду, а затем доставайте её с радостным возгласом: «Ку-ку!».

Слух

Малыш уже хорошо распознаёт окружающие звуки, однако совершенно по-разному на них реагирует. Так, согласно исследованиям педиатров, звуки и слова пока ещё не несут для ребёнка самостоятельного смысла, и он воспринимает их лишь как часть ситуации. Например, если во время купания вы скажете малышу: «Буль-буль», то это будет для него знаком к весёлому плесканию, и он радостно улыбнётся. А если вы произнесёте те же самые слова, когда кроха находится в манеже, то он лишь равнодушно повернётся на звук вашего голоса.

Тем не менее, малыш вслушивается в вашу речь и запоминает слова, которые вы чаще всего произносите при обращении к нему. Таким образом, постепенно формируется его пассивный словарь.

Речь

Малыш подолгу лепечет, и его любимой игрой становится сочетание звуков в различные слоги. Со временем у него даже появляются слоги-фавориты, которые он произносит по нескольку раз подряд. Например, «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля». Однако пока слоги и их сочетания ещё не соотносятся с конкретными понятиями, для малыша это лишь игра, способ «тренировки» голоса и одновременно познания собственных речевых возможностей.

Эмоции

Ребёнок всё больше вовлекается в общение со взрослыми. Так, после каждого своего маленького достижения он оглядывается на родителей, ожидая поощрения, а заметив невнимание к себе, картинно обижается и начинает хныкать. Всё чаще он пытается воздействовать на взрослых, призывая к выполнению своих желаний. Например, если малыш настроен на игру, он может уклониться от вашего поцелуя и вместо этого протянуть вам погремушку. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно, в надежде продлить удовольствие.

Появляются и попытки выражать свои желания через голос. В лепетании малыша могут проявляться требовательные нотки, обида, если что-то происходит против его воли, и даже вопрос. Шестимесячный ребёнок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые, но интонации в лепет он вкладывает свои.

Подражает малыш и поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу, а теперь ребёнок старается повторять и жесты. Он может хлопать в ладоши, ударять по кастрюльке, постукивать по матрасику, пытаясь привлечь ваше внимание. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны.

Малыш с удовольствием играет и с другими детьми. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Благодаря этому ребёнок овладевает новыми средствами общения, учится действовать по образцу, ориентироваться на оценку окружающих, что очень важно для его дальнейшего развития.

#СтатьВолонтеромГС 👫 Всегда приятно вспомнить о первой встрече с но…вым человеком. Знакомим вас с нашим волонтером Аней Седовой, которая за год стала родным и незаменимым членом команды и большим другом. Ей слово: — Меня зовут Аня, я работаю куратором образовательных программ в Синхронизации, отвечаю за историю, архитектуру и психологию. О «Гражданском содействии» я узнала через Инстаграм чуть больше года назад. Тогда я только окончила университет и у меня высвободилось время (до этого я училась и работала одновременно). Я уже знала, что хочу заняться помощью, но кому именно — это был вопрос. И тут я увидела пост с историей одного из беженцев — и поняла, что это оно. Меня еще во время учебы интересовала тема восприятия людей из одной культуры представителями другой, и проблема расовой дискриминации, мой диплом был на близкую тему. И я знала и хотела использовать языки — так и сложилось. — Чем ты занимаешься в Комитете? Расскажи о самом интересном случае за время волонтерства. — В Комитете я чаще всего занимаюсь сопровождениями: хожу с беженцами в качестве переводчика на интервью в миграционную службу, суд, больницу. За год с лишним волонтерства где только ни приходилось переводить: от загса до приема у гинеколога. Но самыми важными (и волнительными) остаются суды — по степени ответственности. — Что дало тебе волонтерство в «Гражданском содействии»? Изменилась ли твоя жизнь или взгляды? — Я считала себя толерантным и эмпатичным человеком и до волонтерства в Комитете, но сейчас, кажется, я открыла больше граней этих качеств. А еще я поняла, что мне действительно важно и интересно работать в этой сфере в будущем. Мне хочется, чтобы люди, пережившие очень много плохого, получали помимо помощи ещё и возможность почувствовать, что мир не только враждебен, в нем есть место любви и заботе. И это моя радость — быть хоть немного к этому причастной. Хотите присоединиться к нашей команде? Заполняйте анкету: https://refugee.ru/stat-volonterom-ili…/ Zobacz więcej

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх