Куперс

Бухучет и анализ

К признакам нормативного правового акта не относится

Нормативно-правовые акты — это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

Признаки нормативно-правовых актов:

1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

Виды нормативно-правовых актов:

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

-нормативные акты государственных органов

-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

— нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

— нормативные акты принятые на референдуме

В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:

1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.

2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.

3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.

4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.

5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.

Существенные признаки нормативного правового актапредставляют собой актуальное направление развития юридического знания. В условиях молча­ния законодателя и отсутствия единого мнения в других информационных системах (судебная прак­тика и юридическая наука) актуальность вопроса о правовой природе, определении и свойствах нормативного правового акта возрастает. Представляется, что наиболее полное представление о данном объекте может дать выявление и рассмотрение каж­дого его признака. В современных условиях дей­ствующее законодательство и судебная практика ориентированы на очень квалифицированных пользователей. Уже на стадии обращения в суд заявитель должен уметь различать нормативные и индивидуальные правовые акты для того, чтобы правильно выбрать модель своего поведения. На всех этапах судебной процедуры он должен умело пользоваться то при­знаками нормативности, то письменной формы, то компетентностью органа на издание акта.

Накопленные практикой и обобщенные теори­ей признаки нормативного правового акта позволя­ют сформулировать комплексное определение. Нормативный правовой акт — это письменный офи­циальный документ, принятый в определенной форме и процедуре, направленный на возникнове­ние, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное при­менение, длительное существование, регулирова­ние общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Правовые акты издаются компетентными органами и лицами в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов. Каж­дый из перечисленных признаков в процессе право­применения имеет существенное значение.

1. Нормативный правовой акт имеет волевое со­держание. Это означает, что он является формой выражения чьей-то воли, т.е. целенаправленной организующей силы.

Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С. Алексеева, акт во всех случа­ях выражает волю государства. Отсюда его власт­ность, авторитарность.

Позитивистские тра­диции имеют давние корни, были отражены еще в работах Г.Ф. Шершеневича в начале XX в. Он отме­чал, что «норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выра­жение воли органов власти».

Российской юридической науке свойственны не только позитивистские взгляды. Согласно со­циологическому подходу закон должен отражать общественные интересы. Законодатель должен вы­явить эти потребности, точно их закрепить в тексте и издать в качестве закона. Одним из сторонников был Л. Кассо. Ученый достаточно негативно относился к такой форме права, как законодательство. Причины низкой эффективности государственных актов ученый видел в отсутствии их поддержки со стороны общества, отрешенности от действитель­ности и догматизме.

Обобщая сказанное, можно констатировать на­личие противоречащих тенденций в трактовке волевого содержания нормативного правового акта. Одно направление идет в сторону сужения круга лиц, чьи интересы он выражает. Второе направле­ние — в сторону увеличения до отражения всеобще­го интереса.

Если опустить количественные характеристи­ки, то правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляются цель и задачи, на решение которых он направлен. Демо­кратическое общество, государство и право предпо­лагают, что нормативный акт является закреплени­ем разумных, социально значимых потребностей.

2. Официальный характер также является важ­ным признаком нормативного правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, документ несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают ввиду его связи с государством.

Тот факт, что нормативный правовой акт пред­назначен для государственной организации обще­ственных отношений, требует взаимодействия ин­формационных потоков в системе «государство — общество». Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления ад­ресатов предписаний с его содержанием.

3. Правовой акт входит в единую систему, осуще­ствляя правовое регулирование в соответствии с об­щими целями и задачами общества и государства. Система нормативных актов должна иметь иерархическое строение. Требование системности означает, что каждый нормативный правовой акт является частью системы законодательства. Он не должен
противоречить другим элементам этой системы. Законодательство должно выступать единым массивом, в котором взаимосвязаны все нормы права и
они не противоречат друг другу. Они взаимно дополняют, уточняют, развивают друг друга.

Не случайно именно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования. Благода­ря иерархичности может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

Необходимая иерархичность имеет место в слу­чае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актов по ос­нованиям, включая юридическую силу. Система законодательства должна включать нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защи­те этой системы от нарушений.

4. Нормативностьявляется квалифицирующим признаком актов данного вида. Нормативность рас­крывается через такие свойства, как всеобщность и общеобязательность. Всеобщий характер норма­тивного правового акта проявляется в том, что он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение.

Нормативность является важнейшим призна­ком нормативных правовых актов. Это свойство яв­ляется основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуются социальная ценность права, его регулятивные свойства. Норма­тивный характер акта, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Нормативность выражает всеобщность содер­жания и действия акта, который закрепляет поря­док отношений, действующий как угодно долго во времени.

5. Для характеристики нормативного правового акта исключительно большое значение имеет его до­кументарная природа.В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного пра­вового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Еще в 1973 г. С.С. Алексеев подчеркивал значение юридической техники, которая представляет собой «средства и при­емы документарного выражения нормативного акта… средства и приемы специально-юридического изло­жения их содержания». Действительно, особая при­рода и предназначение нормативных правовых актов требуют четкого установления формы документа, тре­бований к языку и стилю изложения. Относительно языка нормативных правовых актов А.Ф. Шебанов от­мечал, что «законодатель стремится дать предельно ясное и четкое, словесное выражение каждой право­вой нормы, чтобы наиболее полно, определенно и вместе с тем просто и доступно передать ее содержа­ние… обеспечить единообразное понимание и ис­полнение правовых норм».

Вопросы формы, структуры и текста недостаточ­но освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам. Инструкция по оформлению проектов нормативных право­вых актов, подготавливаемых в Судебном департаменте для представления в органы государственной власти, утвержде­на Приказом Судебного департамента Верховного Суда Рос­сийской Федерации от 19 ноября 1999 г. № 144. (Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».)

Таким образом, нормативный правовой акт — это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законода­тельной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наимено­вание и т.п.).

6. Для нормативного правового акта большое значение имеют процедурные вопросы. Так, напри­мер, Г.Ф. Шершеневич указал, что признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке.

Российское государство создало достаточно раз­витый механизм правового регулирования право­творчества. Основные идеи, принципы, конструк­ция законодательного процесса получили закрепле­ние в Конституции Российской Федерации. Кон­ституционный Суд Российской Федерации устано­вил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соот­ветствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодатель­ного процесса соблюдать установленную Конститу­цией Российской Федерации процедуру законотвор­чества». В законах эти основополагающие тезисы конституционной доктрины дальнейшего развития пока не получили.

Значение процедурных вопросов исключитель­но велико, что подчеркивается возможностью отме­ны нормативных правовых актов в случае нарушения порядка их принятия. Этот вопрос становился пред­метом рассмотрения высших судебных инстанций.

Так, например, Верховный Суд Российской Феде­рации рассмотрел дело о признании незаконным и недействующим Положения Банка России. В ходе разбирательства Верховный Суд Российской Федерации подверг анализу правотворческую проце­дуру Центрального банка России в части под­писания нормативных правовых актах. Судебный орган даже установил зависимость между правомочи­ями должностных лиц и актами, которыми их права могут устанавливаться (передаваться): «Полномочия Председателя Банка России по участию в нормотвор­честве закреплены на уровне федерального закона, не предусматривающего право на передачу этих полно­мочий или их части другим должностным лицам Бан­ка России. Актом, имеющим меньшую юридическую силу, такое право не может быть предоставлено».

Процессуальные вопросы создания норматив­ных правовых актов достаточно интенсивно рас­сматриваются в практике Конституционного Суда Российской Федерации, им дано толкование мно­гих статей закона, имеющего большую юридичес­кую силу, затрагивающих процедурные нормы.

7. Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции.Их правомо­чие на издание актов устанавливается конституци­ей, законами, иными актами. Каждому правотвор­ческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои пред­писания. Например, Президент Российской Фе­дерации создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответ­ствующих юридических нормах. Например, в об­щих чертах она закреплена в ст. 71 и 72 Конститу­ции Российской Федерации. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой — к содержанию. Второе требование озна­чает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пре­делы представляет собой нарушение компетенции.

Компетенция правотворческих органов может носить всеобщее значение, а может относиться к отдельным стадиям принятия нормативного право­вого акта. Так, Верховный Суд Российской Федера­ции разъяснил, что «исходя из общего принципа правотворчества, дозволяющего на стадии при­нятия акта действия лишь строго в пределах специ­альной компетенции участников процесса, предо­ставление (делегирование) права подписания нор­мативных актов этими участниками другим лицам недопустимо, если иное прямо не предусмотрено юридическим актом не ниже уровня, на котором определена специальная компетенция».

В целом Верховный Суд Российской Федера­ции по заявлениям сторон достаточно интенсивно участвует в оценке компетенции участников право­творческой деятельности. Так, например, Магадан­ское областное общество охотников и рыболовов обратилось в суд с жалобой, в которой просило при­знать недействительным приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 315 «О предо­ставлении права на охоту». По мнению заявителя, акт издан неправомочным органом, его содержание противоречит постановлениям Правительства Рос­сийской Федерации, во исполнение которых он принят. Для вынесения решения суду пришлось рассмотреть и оценить компетенцию не только самого правотворческого органа, но и его пред­шественников. Были исследованы нормативные правовые акты, устанавливающие полномочия Ми­нистерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в области охраны и регули­рования использования животного мира на терри­тории России. Суд установил, что по вопросам ком­петенции министр издает приказы, распоряжения, указания и инструкции. Это позволило ему сделать вывод о том, что приказы, регламентирующие по­рядок выдачи удостоверений на право охоты, изда­ны компетентным правотворческим органом в пре­делах его полномочий».

Таким образом, признаками нормативного правового акта являются:

1) издается в установленном заранее порядке уполномоченными субъектами в пределах их компетенции;

2) содержит правовые нормы, правила поведения;

3) обязателен для неопределенного круга лиц;

4) рассчитан на неоднократное применение;

5) направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя основными моментами:

— вступлением акта в силу;

— утратой им юридической силы.

Правила, определяющие начало действия нормативно-правовых актов:

— время начала действия установлено в самом акте;

— если в самом акте нет указаний, то руководствуются общими правилами, определяемыми соответствующими законами.

В Российской Федерации федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования (ст. 6 федерального закона от 14.06.1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»).

Нормативно-правовые акты главы государства вступают в силу с момента их принятия и опубликования.

Постановления и решения правительства, ведомственные акты вступают в действие с момента их принятия (как правило, с момента опубликования).

Официальное опубликование нормативно-правовых актов производится в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», которое издается один раз в неделю.

Прекращение действия нормативно-правового акта во времени характеризуется следующими моментами:

— если имеется прямое указание об отмене акта в другом акте;

— в связи с изданием нового акта, заменяющего ранее действу-
ющий;

— по истечении срока действия акта, если такой срок был указан.

Новый нормативно-правовой акт распространяется на все общес-твенные отношения, фактически возникшие и существовавшие в мо-
мент его принятия, а также на все отношения, могущие возникнуть в будущем.

Существует понятие «обратная сила закона». Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на отношения, существовавшие до его вступления в силу.

В большинстве правовых систем действует принцип – закон обратной силы не имеет – за исключением:

— если в законе присутствует прямое указание об обратной силе данного закона;

— если закон устраняет наказуемость деяния или смягчает нака-
зание.

Исключительный случай – «переживание» старого нормативно-правового акта, который формально уже отменен и не должен действовать. Это возможно только в том случае, если акт, утративший силу, признается действующим для правовых отношений, возникших в прошлом, в период действия старого акта.

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Нормативно-правовые акты действуют на территории всей страны – пространстве, на которое распространяется государственная власть, суверенитет государства.

Возможно и экстерриториальное действие нормативно-правового акта, т. е. распространение действия акта одного государства за пределы своих границ и даже на соответствующую территорию иного государства. Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей.

Действие нормативно-правового акта в пространстве зависит от уровня правотворческого органа, принявшего данный акт. Исходя из этого, нормативно-правовой акт распространяет своё действие:

— на территорию всей страны;

— территорию субъекта Федерации;

— территорию, указанную в самом акте;

— локальную территорию.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает категории субъектов, на которых распространяется его юридическая сила.

Нормативно-правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на данной территории:

— граждан;

— иностранцев;

— лиц с двойным гражданством (бипатриды);

— лиц без гражданства (апатриды);

— коллективных субъектов.

Как правило, иностранные граждане и лица без гражданства в отношении прав и обязанностей приравниваются к гражданам данного государства. Однако имеются определенные исключения:

— на иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, не распространяются некоторые правила административного и уголовного законодательства;

— иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых отношений.

Основания действия нормативно-правовых актов по кругу лиц:

— профессиональная принадлежность;

— возраст;

— признак пола;

— гражданское состояние и др.

Граждане России за совершенные преступления за границей несут ответственность по российским законам, даже если совершенное деяние
не является правонарушением в той стране, где оно совершено. Это не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания.

11. Правовые основы защиты информации и государственной тайны

Предыдущая

11.1. Систематизация правовой информации

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом. Например, материалы подготовки законопроектов и других нормативно-правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Правовая информация – это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором» (т.е. от кого она исходит), и на что она направлена, можно разделить на три группы: официальная, неофициальная и информация индивидуально-правового характера (см. рис.).

1. Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Она делится на нормативно-правовую и иную официальную правовую информацию.

Нормативно-правовая информация – это совокупность нормативно-правовых актов во всем их многообразии.

Природу нормативно-правового акта характеризует, прежде всего, такой его признак, как государственность: государство, его органы устанавливают обязательные для всех правила поведения и обеспечивают их выполнение. Наличие в актах нормативных предписаний является хотя и не безусловным, но одним из характерных признаков нормативности. Для облегчения отграничения нормативных актов от индивидуальных нужно выделить внешние признаки нормативности предписаний: 1) неконкретность адресата (т.е. акт регулирует поведение неопределенного круга лиц); 2) возможность неоднократного применения предписания.

На практике при определении нормативности актов следует иметь в виду, что указанные признаки являются лишь внешними признаками нормативности, что главный признак — правотворческое значение акта, его направленность на установление, изменение или отмену норм права.

Иная официальная правовая информация включает официальные правовые акты, не носящие нормативный характер.

Акты общего характера создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением. Например, решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, Пленума Высшего арбитражного Суда РФ.

Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами. В отличие от нормативного акта они относятся не к любому лицу, органу, организации, а к определенному, конкретному субъекту правоотношения. Например, судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.п.

2. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридиеское значение, отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий: граждан, организаций и т.п.

Акты, в которых содержится такая информация, носят индивидуально-правовой характер и направлены на создание, изменение или прекращение правоотношений. Например, договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора.

Рис. Классификация правовой информации

2. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридиеское значение, отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий: граждан, организаций и т.п.

Акты, в которых содержится такая информация, носят индивидуально-правовой характер и направлены на создание, изменение или прекращение правоотношений. Например, договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора.

3. Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его применения. Она отличается от официальной правовой информации и информации индивидуально-правового характера тем, что не влечет правовых последствий.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей юридические последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права.

Все рассмотренные виды правовой информации составляют в своей совокупности правовой информационный фонд.

Правовой информационный фонд, содержащий столь обширные и разнообразные сведения, может быть необходим органу, основной функцией которого является снабжение правовой информацией широкого круга других государственных органов и организаций. Однако органа с такими функциями в стране сейчас нет и, следовательно, не существует сосредоточенного в одном месте правового информационного фонда, содержащего все перечисленные выше сведения.

Каждый орган или организация аккумулируют у себя только ту информацию, которая необходима либо непосредственно для нужд данного органа или организации, либо также и для организаций их системы. Иными словами, каждый орган (организация), имеющий свой правовой информационный фонд, одновременно является и информатором, и потребителем информации.

Поскольку нормативно-правовые акты играют главную роль в осуществлении всех основных форм государственной деятельности, то информационный фонд, содержание которого составляют нормативно-правовые акты, называется основным (нормативным) информационным фондом.

Для любой правовой информации, кроме информации о нормативно-правовых актах, характерно то, что она может быть использована лишь в сочетании со сведениями, содержащимися в основном (нормативном) фонде, так как только в этом случае она может быть правильно оценена и использована. Эти свойства определяют дополнительный характер такой информации, не меняющийся в зависимости от того, необходимы ли эти сведения всем органам и организациям, части из них либо только одному или одной. Правовой фонд, содержащий такую информацию, называется дополнительным информационным фондом.

Необходимым условием информационного фонда является его полнота. Вся та информация, необходимость которой вызывается правовым положением и функциями формирующего фонд органа, должна содержаться в правовом информационном фонде. Особенно строго это правило должно соблюдаться при формировании основного (нормативного) информационного фонда.

Правовой информационный фонд имеет свойство постоянно разрастаться. Так, например, за последние два года в РФ только в области предпринимательского права вышло более 200 нормативных актов. Это дает основание полагать, что назрела серьезная необходимость в систематизации всей правовой информации, и, в частности, законодательства.

Наличие множества устаревших нормативно-правовых актов, не согласующихся с вновь принимаемыми законами, нарушает целостность законодательства. Остро ощущается необходимость в проведении ревизии всего законодательного массива, расчистке его от устаревших норм, противоречий, которые отрицательно сказываются на практике. Анализ судебной практики последних лет свидетельствует о том, что ошибки в деятельности судов зачастую связаны с коллизиями в самом законодательстве, со слабой оперативностью правотворческой деятельности по внесению в него необходимых изменений.

В систематизации законодательства нуждаются не только акты, которые были приняты давно, и действие которых сохраняется в наше время. Потребность в упорядочении испытывает и новое законодательство, тем более что число актов, в него входящих, значительно увеличилось. Так, было подсчитано, что каждый месяц, не считая парламентских каникул, принимается в среднем до 180 актов.

Примечательно то, что новое законодательство очень часто несогласованно и противоречиво. Такая несогласованность наблюдается между некоторыми кодифицированными актами, особенно если законодатель не вносит сразу изменения во все акты, регламентирующие тот или иной вид правоотношения. Зачастую встречаются несоответствия подзаконных актов законам, что не может быть оправдано никакими дополнительными полномочиями или чрезвычайной ситуацией. К сожалению, причиной такого противоречия в наших условиях стало явное соперничество законодательной и исполнительной власти.

Значение научно обоснованной систематизации правовой информации трудно переоценить. Она позволяет правотворческому органу в сравнительно короткий промежуток времени обозреть весь массив действующего законодательства. Имея дело с систематизированной правовой информацией, законодатель гораздо успешнее и с меньшей затратой сил и времени может выявлять несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры к их устранению.

Кроме того, систематизация необходима в целях повышения эффективности правоприменительной деятельности. Логически последовательное и компактное изложение правовой информации облегчает поиск нужной формы и уяснение ее смысла.

И, наконец, систематизация необходима для улучшения правового воспитания граждан, повышения правовой культуры. Делая законодательство более доступным широким слоям населения, она предоставляет им реальную возможность узнать из первоисточника, в чем заключаются требования государства.

Систематизация может быть направлена, во-первых, на достижение внутреннего единства юридических норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов. В этом случае мы имеем дело с внутренней систематизацией законодательства. Во-вторых, она может иметь целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов. В этом случае мы получаем внешнюю систематизацию. Под классификацией понимается распределение объектов, изучаемых какой-либо наукой, по классам (разрядам, группам и т.д.) согласно определенным признакам, присущим одним объектам и отсутствующим у других.

Прежде чем начинать производить мероприятия по систематизации, необходимо четко уяснить: 1) что подвергается систематизации; 2) какие действия при этом необходимо совершать, какие способы и приемы систематизации необходимо применить; 3) какие принципы лежат в основе систематизации.

Четкое определение объекта систематизации неразрывно связано с познанием системы законодательства в целом либо ее составных частей. В результате такого познания устанавливается модель системы, к практическому воплощению которой законодатель будет стремиться. К научным принципам построения такой модели системы законодательства следует отнести: 1) принцип выделения объекта исследования (целого или части; в настоящее время более возможным представляется построение множества моделей, так как объем законодательства чрезвычайно велик); 2) принцип выделения исходного минимума элементов, позволяющих получить более полное описание системы законодательства (либо ее частей); 3) принцип последовательного вывода и описания множества актов, т.е. через предыдущее множество в порядке иерархии; 4) принцип непротиворечивости самой модели.

После установления того, что нужно создать, определяется модель совершаемых действий по приведению законодательства в систему. На практике такая модель, как правило, предполагает создание общего плана систематизации и рабочего плана каждой отраслевой кодификации.

Следующим важным шагом на пути систематизации законодательства является определение объема законодательного материала, подлежащего обработке. Осуществление этой операции тесным образом связано с таким принципом систематизации законодательства, как обозримость всего множества нормативно-правовых актов, без которой невозможна полнота охвата систематизируемого законодательства. Разрешить подобного рода задачу нелегко, поскольку объем законодательства сейчас настолько велик, что вряд ли кто-нибудь определит точную цифру ныне действующих нормативно-правовых актов.

Объединение нормативно-правового материала — следующий этап систематизации законодательства. На данной стадии необходимо учитывать следующее. Во-первых, при объединении нормативно-правового материала должна соблюдаться логическая последовательность каждого множества нормативно-правовых актов, будь то отрасль или институт законодательства. Во-вторых, учету должна подлежать и историческая преемственность отраслей законодательства. Особенно это необходимо тогда, когда на базе каких-то отраслей формируется новая отрасль законодательства. Например, природоохранное законодательство, воспроизводящее нормы земельного, водного, лесного законодательства, должно проводить сложившиеся “традиции” данных отраслей, “опыт” их систематизации. В-третьих, осуществляя отраслевую кодификацию, нельзя в целостные отраслевые акты включать, объединять целые институты другой отрасли законодательства. В-четвертых, при объединении нормативно-правового материала необходимо учитывать совместимость тех или иных групп актов по методу регулирования. В-пятых, единство нормативно-правовых актов во многом определяется единством тех принципов, которые лежат в основе той или иной группы актов. Поэтому очень важно не допускать их противоречия друг другу.

После проведения работы по объединению нормативных актов, составления учетно-регистрационной карточки проводится ревизия законодательства. Она позволяет забыть об основной исторической связи между ныне действующими актами и теми, которые были в прошлом, но фактически отменены или заменены другими.

В заключение встает вопрос о схеме сборника или кодифицированного акта. В отношении последнего она определяется внутриотраслевой систематикой законодательства. После определения схемы устанавливается название акта.

Рост количества и объемов нормативных актов в РФ — объективный процесс, с которым следует считаться. Ориентироваться в этом огромном материале без должной его систематизации затруднительно даже для высококвалифицированных юристов, не говоря уже о работниках государственного аппарата, а тем более о гражданах.

Подобное положение свидетельствует о том, что юридические службы и хозяйственные руководители не в состоянии отыскать необходимую им правовую информацию, прежде всего в силу запутанности и слабой организованности последней, в силу отсутствия многоаспектной и достаточно глубокой классификации хотя бы только законодательства. Поэтому остановимся более подробно на теоретических и практических аспектах организации массивов правовой информации, не касаясь проблем внутренней систематизации.

Важным, но, разумеется, не единственным направлением в решении проблем, возникающих при пользовании резко увеличивающейся информацией, в том числе заключенной в нормативных актах, является “сжатие” информации, т.е. запись большого количества информации на соответствующих носителях. Это осуществляется как путем преобразования формы представления информации, так и путем повышения емкости носителей информации. Примером первого способа могут служить аннотирование и реферирование информации. Микрофильмирование, запись информации на магнитные диски ЭВМ — второй путь сжатия информации. При этом “сжатие” можно осуществлять посредством записи как полного текста документа, так и его поисковых образов (в информационно-поисковых системах). Разумеется “сжатие” информации, заключенной в нормативных актах, отличается спецификой. Здесь менее всего пригодны реферирование и аннотирование. Однако другие способы вполне приемлемы. Следует подчеркнуть, что систематизация, кодификация законодательства, несомненно, являются одним из традиционных приемов “сжатия” правовой информации.

В любом случае “сжатие” правовой информации предполагает ее упорядочение, дает возможность более эффективно осуществить ее поиск, помогает обеспечить своевременность, полноту, точность выдачи информации.

Теория систематизации правового материала представляет собой научную основу организации физических массивов правовой информации и обеспечения ею потребностей и нужд системы государственного и хозяйственного управления. Существенное улучшение работы с правовой информацией, налаживание высокоэффективной справочно-информационной службы — весьма актуальная задача.

Объемы правовой информации увеличиваются практически с каждым днем. Возрастает число потребителей, нуждающихся в ее получении. Работники органов государственного и хозяйственного управления, правоохранительных органов, арбитража, юридических служб предприятий, учреждений и организаций все больше времени тратят на поиск и обработку информации, на подготовку исходного материала, оставляя все меньше времени на собственно творческий труд. А это свидетельствует о том, что служба правовой информации как одно из звеньев организационной и функциональной структур системы управления не соответствует потребностям сегодняшнего дня. Необходимость создания общегосударственной правовой информационно-справочной службы вызывается насущными задачами совершенствования системы управления обществом, улучшения законодательства и правоприменительной практики, укрепления законности и правопорядка.

Физической базой подобной справочной службы в области права является информационный фонд, создаваемый в процессе учета и научно обоснованной организации массивов правовой информации.

Служба правовой информации начинается со сбора и хранения правовой документации объекта информации, прежде всего, нормативно-правовых актов, правоприменительных актов органов государственной власти и управления, актов судебных и прокурорских органов, арбитражных решений. Одна из важнейших научных и практических проблем — организация учета этих материалов, и, прежде всего, законов и подзаконных нормативно-правовых актов, составляющих основной информационный фонд.

Учет нормативно-правовых актов — понятие собирательное. Оно охватывает деятельность государственных органов по сбору сведений не только о вновь изданных актах, но и обо всех происходящих в них изменениях. Для организации такого учета государственные органы создают специальные структурные подразделения, используют различные формы и методы сбора и обработки нормативно-правового материала. Разные по содержанию, все они имеют общее назначение — дать государственному аппарату максимально точные и исчерпывающие сведения о состоянии законодательства в целом, в отдельной отрасли, по отдельной проблеме.

Научно налаженный учет нормативно-правовых актов является основой службы правовой информации. На базе постоянного научно организованного учета нормативно-правовых актов составляются заключения и справки по действующему законодательству, обнаруживаются пробелы в праве, готовятся предложения об издании новых актов и отмене актов, потерявших свою силу. Такой учет необходим для кодификации законодательства, составления хронологических и систематических собраний законодательства, различных инкорпорированных сборников правовых актов.

Правильно организованный учет нормативно-правовых актов необходим и для успешного применения права в повседневной практической деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан. Особое значение имеет хорошо поставленный учет законодательства для деятельности органов правосудия и прокурорского надзора. Важную роль играет налаженный учет нормативно-правовых актов также и в процессе осуществления справочной работы по законодательству.

Предыдущая

Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА

16 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Закон – это не единственный нормативный правовой акт в стране.

Помимо него издаются указы, постановления, внутригосударственные договоры и другие документы, которые прямо влияют на жизнь людей и бизнес.

После прочтения статьи вы узнаете, что такое нормативный правовой акт (это как раз расшифровка аббревиатуры НПА), и начнёте немножко разбираться в правовой иерархии.

4 признака что это НПА (нормативно-правовой акт)

Как и в случае с другими юридическими терминами, определение нормативного правового акта содержит кучу «умных» слов, в которых легко запутаться.

Разберём признаки НПА по полочкам, чтобы научиться отличать его от других источников права.

НПА — это обязательно письменный документ

Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде.

В нём обязательно присутствует следующая информация:

  1. дата принятия, номер;
  2. название;
  3. кто издал;
  4. какие отношения в обществе регулирует.

Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами. В этом ключевое отличие документа от правового обычая. Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.

Официальный характер

На издание НПА требуется воля или хотя бы одобрение государства. К нормативным не относятся такие документы, как письма между организациями, наработки (проекты) ведомств.

НПА содержит правовые нормы

Главный признак. Правовые нормы – это эталоны поведения, рассчитанные на неоднократное применение и неопределённые группы лиц.

Так, например, федеральные законы РФ касаются всех граждан и действуют до момента отмены.

А вот приговор суда по уголовному делу или устав партии – это не НПА, а правоприменительные документы. Первый относится только к подсудимому, второй – только к членам политической организации. То есть в них определены точные субъекты.

Также «пролетает» решение о проведении профилактической вакцинации. Людям в регионе сделают прививки, и документ утратит актуальность. На лицо однократность применения.

А вот примеры нормативных правовых актов – это законы, указы, постановления. Эти документы распространяются на всех и всегда.

Издание НПА не выходит за рамки властных полномочий

Каждый субъект, которого государство наделило властью, решает строго определённую группу вопросов. Иначе бы в стране возник хаос.

В законодательстве чётко прописано, какие виды нормативных правовых актов могут принимать те или иные органы.

Президент не вправе издать закон, а парламент – инструкцию для ведомств.

Определение НПА

Обобщив все признаки, можно дать чёткое и понятное определение.

Нормативный правовой акт – это официальный документ в письменной форме, содержащий правовые нормы и изданный субъектом без выхода за границы предоставленной власти.

Виды нормативно-правовых актов РФ

Законы и подзаконные акты – это деление нормативных правовых актов РФ по иерархии.

Законы имеют высшую силу, а остальные документы должны им соответствовать. Правовой фундамент государства – это Конституция РФ. Чуть ниже её стоят конституционные и федеральные законы, в том числе кодексы. Их издаёт Парламент (что это такое?).

Подзаконные акты – это продукты правотворчества Президента и исполнительных органов власти. Это огромный массив документации, в который входят указы, постановления, инструкции, решения.

Следующая распространённая классификация НПА – территориальная.

Здесь выделяют следующие виды актов:

  1. международные (конвенции, ратифицированные государством договоры);
  2. федеральные;
  3. субъектов РФ.

К отдельной группе относятся внутригосударственные договоры. Они заключаются между РФ и субъектом РФ или между разными субъектами РФ. Пример – разграничение полномочий в экономической сфере.

В зависимости от субъекта правотворчества выделяют нормативно-правовые акты, принятые:

  1. народом – на референдуме (например, конституция);
  2. госорганом;
  3. другой властной структурой, например, муниципальной.

По сроку действия бывают постоянные и временные НПА.

Также есть деление актов по отраслям права (например, на конституционные, уголовные, административные).

Официальное опубликование нормативных правовых актов

Когда же НПА становится обязательным в государстве? Только после их публикации в СМИ (что это такое?). Хотя незнание закона не освобождает от строгих санкций (что это?), официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.

Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.

В России есть несколько источников, где публикуются акты. Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации. Находится по адресу pravo.gov.ru. На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.

По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, бюджета). Иногда в самом документе написано, когда он приобретает силу.

Итак, нормативный правовой акт – это регулятор общественной жизни. Он исходит от государства и выдвигает единые правила игры для всех.

Официальные документы в идеале должны не противоречить друг другу и издаваться строго по букве Конституции. Хотя на практике это не всегда так. Многие тексты есть в открытом доступе. Изучайте периодически хотя бы федеральные законы, чтобы знать свои права.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх