Куперс

Бухучет и анализ

К психолого педагогическим средствам предупреждения коррупции относится

Профилактические меры антикоррупционной политики



К сожалению, действующая система управления государством на всех уровнях подвержена риску коррупционных схем, что обусловлено сложной системой факторов и условий экономического, нравственного, идеологического и другого характера, а также недостатками в системе организации осуществления публичного управления в государстве, в том числе на местном уровне, в частности, отсутствием эффективной системы противодействия коррупции.

Поэтому антикоррупционная политика государства должна быть направлена на разработку и реализацию комплекса мер по устранению (или по крайней мере минимизации негативного влияния) причин и условий коррупции; выявлению лиц, допускающих или склонных к совершению коррупционных правонарушений, предупреждению их коррупционного поведения, повышению доверия народа к государственным органам власти.

Такие общественные процессы как антикоррупционная борьба и их проявления во всех сферах деятельности не может не коснуться предпринимательства. Кроме того, зачастую затрагиваются интересы не только руководителей предприятий, которые непосредственно имеют отношение к коррупции, но и у лиц с опосредованным отношением по данному делу.

Необходимыми условиями эффективной антикоррупционной политики являются :

– «…наличие жесткой политической воли в проведении бескомпромиссной борьбы с коррупционными проявлениями в стране;

– широкая поддержка обществом государственных инициатив в сфере борьбы с коррупцией, наличие активной позиции большинства граждан, их нацеленность на борьбу с коррупцией;

– научная обоснованность принимаемых антикоррупционных мер, глубокое и всестороннее изучение международного опыта в этой сфере;

– комплексность применяемых мер».

Анализ деятельности государства по профилактике коррупции позволяет сформулировать следующие блоки проблем, на которые должны быть направлены меры антикоррупционной политики:

Во-первых, устранение юридических препятствий. «На сегодняшний день государством планомерно реализуются меры обеспечения доступности как самих государственных и муниципальных услуг, так и информации о них, созданием административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг» ;

В-вторых, меры предотвращения практики «закрытых дверей», под которой понимается бюрократическое поведение государственных и муниципальных служащих и должностных лиц;

В-третьих, борьба с судебной волокитой. Данные проблемы должны быть решены путем повышения юридической грамотности населения и снижения загруженности российских судов;

В-четвертых, «недопущение неформальных отношений и связей представителей власти с субъектами правоотношений, когда они выступают в качестве стороны дела или заявителей» ;

В-пятых, противодействие взяточничеству, которое порождает корпоративную безответственность, когда служащие и должностные лица выполняют свои функциональные обязанности только после получения незаконного вознаграждения.

Меры антикоррупционной политики имеют объективные и субъективные индикаторы :

– «…сознательное обеспечение тайны коррупционных связей, то есть противодействие со стороны лиц, которые напрямую не связаны с коррупционным поведением;

– противодействие со стороны лица, совершившего коррупционное правонарушение, то есть активные противоправные действия, приводящие к невозможности установления истины по делу;

– временная отдаленность самого коррупционного правонарушения от его расследования, что объективно негативно влияет на способность участвующих в деле лиц вспомнить конкретные обстоятельства дела, детали события, сохранность вещественных доказательств и др.;

– по целому ряду расследований коррупционных преступлений возникает необходимость не только в проверке законности действий коррупционеров, но и в принятии мер к восстановлению законности».

Учитывая специфический характер коррупционной преступности, представляется правильным согласиться с тем, что необходима разработка специальных программ подготовки кадров, узкоспециализированных по раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений .

Меры антикоррупционной политики не являются один раз разработанными и не подверженными изменениям, поэтому без постоянного пересмотра и коррекции, в зависимости от изменений внутренней и внешней государственной среды невозможно добиться снижения коррупции и повышения качества жизни населения.

Литература:

  1. Задачи органов внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений: учебно-практическое пособие / под ред. Н. В. Голубых. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2018. — 29 с.
  2. Проблемы предупреждения коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие / отв. ред. к.ю.н., доцент Н. В. Голубых. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. — 159 с.
  3. Богатова Е. В., Стебенева Е. В. Актикоррупционная политика в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — с. 70–72.
  4. Клюковская И. Н., Пинкевич Т. В. Методологические подходы к определению индикаторов эффективности правозащитного и правоприменительного направлений реализации антикоррупционной политики // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 4. — с. 179–185.
  5. Иксанов Р. А., Галеева Э. З. Проблема коррупционных правонарушений в современной России. Пути ее предотвращения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 1. — с.58.

Предупреждение коррупционной преступности

Федеральный закон «О противодействии коррупции» определил противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • — по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • — выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • — минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Подобное определение такой деятельности подразумевает, что в России провозглашена стратегия противодействия коррупционной преступности с опорой главным образом на репрессивные меры, осуществляемые в рамках уголовного судопроизводства. Бесспорно, преступники должны привлекаться к ответственности, предаваться суду, отбывать наказания. Но это практически не влияет на само явление коррупции. Международная и отечественная практика свидетельствуют о малоэффективное™ подобного подхода. Такой вывод объясняется тем, что основные силы объективно направляются на борьбу с коррупционерами, т.е. фактически на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Поэтому стратегическим направлением борьбы с коррупционной преступностью должна стать система правовых, организационных, экономических и воспитательных мер по устранению причин, порождающих коррупционную преступность, т.е. антикоррупционная профилактика.

1. Правовые меры.

Изучение отечественной антикоррупционной нормативной базы и других документов в этой сфере свидетельствует о том, что реализация заложенных в них мероприятий требует соответствующего обеспечения, в том числе правового.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы при приоритете правил международного договора. Именно поэтому изучение международных конвенций, зарубежного антикоррупционного законодательства и опыта его применения в зарубежных странах необходимы для наиболее эффективного внутреннего нормотворчества. Наличие полноценного законодательства по противодействию коррупции, его соответствие международно-правовым стандартам являются фундаментом системы предупреждения коррупционной преступности.

В связи с этим полезной представляется разработка следующих направлений правового регулирования, положительно зарекомендовавших себя в зарубежных, наименее коррумпированных, странах:

  • — в Финляндии, Дании, Швеции, Нидерландах — касающихся численности государственного аппарата; государственной службы; системы прав и обязанностей должностных лиц, включая кодексы корпоративной этики;
  • — Канаде, Великобритании, США — касающихся ограничения представителей бизнеса в политической жизни; поведения парламентариев;
  • — Японии — касающихся отстраненности чиновников от частного бизнеса; законодательно прописанной процедуры требования населением проверки деятельности и увольнения как выборных должностных лиц, так и ответственных чиновников;
  • — Южной Корее — касающихся возможности контролировать через Интернет процесс рассмотрения своих обращений государственными чиновниками.

Представляется полезным и опыт Республики Казахстан, чей Уголовный кодекс устанавливает негативные последствия для лица, виновного в совершении коррупционного преступления:

  • — пожизненное лишение права занимать определенные должности;
  • — невозможность применения условного осуждения;
  • — невозможность освобождения от ответственности в связи с примирением сторон или истечением сроков давности.

Анализ международного опыта противодействия коррупционной преступности позволяет сформулировать вывод о том, что эффективность такой деятельности была достигнута за счет:

  • — упрощения бюрократических процедур;
  • — введения административных регламентов деятельности;
  • — соблюдения нравственных и этических стандартов в сфере оказания государственных услуг;
  • — повышения престижа государственной службы;
  • — создания специализированных служб противодействия коррупции.
  • 2. Организационные меры предусматривают:
    • — совершенствование статистического учета коррупционных преступлений с целью получения объективных масштабов коррупционной преступности. Как указывалось выше, перечень статей УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления коррупционной направленности, определяется совместным Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России. В связи с этим получаемые ежегодно сведения о числе коррупционных преступлений зависят от «состояния» этого перечня;
    • — преодоление дефицита научной проработки проблемы предупреждения коррупционной преступности;
    • — совершенствование взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества;
    • — обеспечение надежными и достаточными правовыми средствами для выявления коррупционных деяний сотрудников правоохранительных органов, а также их защита государством от попыток их дискредитации при правомерном выполнении задач борьбы с преступностью;
    • — совершенствование практики выявления, раскрытия, расследования и профилактики коррупционных преступлений;
    • — улучшение материальной базы деятельности по предупреждению коррупционной преступности;
    • — внедрение в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность принятия нормативных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
    • — расширение системы правового просвещения населения.
  • 3. Экономические меры предполагают:
    • — создание условий стабильного функционирования реального сектора экономики. Участие в коррупционных схемах обусловлено потребностью субъектов экономической деятельности скрыть иные правонарушения (финансовые, налоговые и др.), непосредственно оказывающие отрицательное влияние на процедуры формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов, выступающих источником финансирования и обеспечения общенациональных интересов. Установление надежных барьеров против утаивания доходов от налогообложения, ввоза товаров на территорию РФ с занижением тарифных платежей за счет нарушений декларирования, осуществления запрещенных видов деятельности создаст необходимые антикоррупционные предпосылки;
    • — совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с международными стандартами;
    • — совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
    • — контроль за имущественным положением государственных и муниципальных служащих и членов их семей;
    • — стимулирование деятельности по осуществлению достоверного антикоррупционного мониторинга;
    • — решение проблемы возмещения ущерба по делам о преступлениях коррупционной направленности.
  • 4. Воспитательные меры должны включать:
    • — пропаганду и стимулирование активной антикоррупционной позиции граждан;
    • — своевременное доведение до сведения неограниченного круга лиц принимаемых нормативных правовых актов по противодействию коррупции;
    • — создание системы моральной и материальной мотивации к отказу от коррупционного поведения;
    • — действенное поощрение за высокие результаты работы достойных сотрудников;
    • — внедрение при проверке соответствия уровня профессиональных и личностных качеств сотрудников занимаемой должности методов оценки, разработанных специально для конкретных подразделений и учитывающих специфику их деятельности, что помогло бы избежать субъективизма в отношении кандидата;
    • — создание условий для успешного выполнения служащими их функций.

Рассмотренная система мероприятий способна качественно повысить результативность антикоррупционной деятельности только при

условии, если она будет обеспечена проведением комплекса мер общесоциального характера.

  • Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции / под общ. ред. А. В. Кудашкина. С. 129.
  • См.: Борисов А. В. Специальные меры предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления // Противодействие преступлениям коррупционной направленности / под общ. ред. А. И. Бастрыкина. С. 39—43.

3. Предупреждение коррупционной преступности

До сих пор борьба с коррупцией в России носит бессистемный характер, чувствуется отсутствие продуманной программы борьбы с этим злом. Поэтому нет ясных представлений о наиболее перспективных направлениях предупредительной деятельности, ее формах и методах, объектах и субъектах, сроках и т. д. Самое главное, не проявлена политическая воля в ликвидации коррупции, нет команды начать ее, а без этого соответствующая деятельность не будет реализовываться, поскольку неизбежно будут затронуты интересы богатых и влиятельных людей.

Основой экономических мер предупреждения коррупционной преступности должны быть следующие положения:

– взятка должна быть экономически невыгодной, она должна влечь за собой имущественный ущерб, в том числе и из-за потери доброго имени взяткодателя или взяткополучателя;

– должна быть обеспечена прозрачность реализации государственных программ, предлагающих различные расходы: существуют программы помощи районам, терпящим бедствие или природные катастрофы, без государственной поддержки эти районы просто не выживут, но денежные средства, отчисляемые на данные программы помощи, разворовываются так, что до адресатов доходят лишь малые крохи; изменить ситуацию можно, усилив государственный контроль, а также контроль со стороны общественных организаций и общественности;

– должна быть обеспечена публичность, прозрачность объявления и проведения различных конкурсов для юридических лиц, коммерческих организаций на предоставление им разрешений на экономическую деятельность в рамках государственных заказов. При распределении заказа важна репутация того предприятия (фирмы), которому он делается. Если предприятие (фирма) заведомо не способно выполнить заказ или у него плохая репутация, это может послужить сигналом, что здесь дело не чисто.

В качестве одного из претендентов в тендерах может участвовать и государство. Государственный заказ может быть секретным лишь в том случае, если связан с обороной и государственной тайной.

И для предпринимателей, и для частных лиц важно сохранить число инстанций и «окошек», куда они должны обращаться для решения своих вопросов. В Мексике, например, при осуществлении реформы государственной службы число инстанций сократили с 16 до 3, увеличив размер заработной платы чиновников. Необходимо наладить контроль очереди услуг, для чего можно ввести перечень внеочередных услуг за дополнительную плату (вполне легально, конечно). Иными словами, следует установить законный способ приобретения дефицитных услуг и льгот.

России нужна реформа государственной службы и армия профессионально подготовленных чиновников. Чем ниже профессиональный уровень чиновника, тем сильнее у него стремление к «левым» доходам. Профессиональной подготовки нет у чиновников не только низших уровней, но и самых высоких, включая руководителей ведомств в центре и на местах; некоторые из них не имеют зачастую ни профессионального профильного образования, ни опыта работы в определенной сфере.

При смене власти, как правило, меняется весь аппарат чиновничества, что иногда таит в себе большую опасность. Зная, что через несколько лет он уйдет, чтобы обеспечить свое будущее, будет «хватать» столько, сколько позволяет должность.

Чиновники должны быть просто «винтиками», не имеющими никаких политических пристрастий; это должны быть профессионально подготовленные люди, на которых будет распространяться строгий запрет заниматься коммерцией. Аполитичной прозрачности и честности можно достичь следующими мерами:

1. Наем чиновников по принципу компетентности. В России привыкли соблюдать определенные цензы: национальный, образовательный и т. д. В США, например, столь жестких требований нет, главное – чтобы человек отвечал профессиональным требованиям.

2. Установление тарифных ставок оплаты труда, сопоставимых с рыночным уровнем зарплаты. Необходимо, чтобы заработная плата чиновника могла конкурировать с зарплатой в коммерческих структурах и чтобы вдобавок ощущался престиж работы.

3. Профессиональное обучение кадров. Чиновники должны время от времени повышать свой профессиональный уровень, свою квалификацию, проходить курсы дополнительного образования. И хотя в целом по стране уровень образования высокий, снижение его наблюдается в районах, откуда происходит отток русскоязычного населения.

В США по выходе на пенсию из государственной структуры в течение 5 лет запрещено наниматься в частный сектор, который был заинтересован в его государственной работе. Этот опыт нужно освоить и в России.

Должен существовать государственный фонд поощрения чиновников, которые быстро и квалифицированно оказывают услуги населению, а также обеспечивают полноту таможенных и налоговых сборов. Это поощрение может выражаться в виде премий.

Важен вопрос ротации чиновников (перемещение их внутри структуры). Ротация позволяет разбить круговую поруку, разрывает сложившиеся связи. Но зачастую это просто способ избавиться от неугодных или принципиальных работников. При ротации трудно поощрить добросовестных работников.

По С.В. Максимову, к организационным мерам профилактики коррупции относятся:

– создание банков данных о функционирующих в стране хозяйствующих субъектах;

– декларация доходов (расходов), имущественного положения физических и юридических лиц, в том числе тех, кто участвовал в приватизации;

– выборочные проверки соответствия результатов приватизации заявленным целям;

– снижение числа чиновников до уровня 1991 г.;

– контроль за денежными средствами в оффшорных зонах;

– издание бюллетеней о расходах и имущественном положении высших чиновников на местах;

– издание бюллетеней о расходах и имущественном положении бюджетных организаций, органов государственной власти в центре и на местах.

В борьбе с коррупцией особое значение имеет борьба с организованной преступностью, разоблачение, привлечение к уголовной ответственности руководителей и других членов преступных организаций, подкупающих государственных служащих. Горизонтально-вертикальные коррумпированные связи организованных преступных сообществ и «беловоротничковых» преступных групп носят особо скрытый и согласительный характер в условиях доминирующей жесткой алчности и продажности чиновников. Поэтому организованные группы, используя подобные связи, остаются практически недосягаемыми для правоохранительных органов. Чистка руководящих кадров – тоже весьма актуальная задача. Выявление коррумпированных связей организованных преступных групп имеет большое значение и для расследования экономических преступлений.

Мировое сообщество уделяет большое внимание борьбе с коррупцией, ее предупреждению. Только за последнее десятилетие под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) приняты: резолюция ЭКОСОС (Экономический и социальный Совет ООН) по борьбе с коррупцией (1995 г.); Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (1996 г.); Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях (1997 г.); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и др. Не меньшая работа проведена Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией Американских государств (ОАГ), Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) и некоторыми другими. В части принятых документов наряду с перечислением правонарушений, попадающих, по мнению составителей, под разряд коррупционных, предприняты попытки дать обобщенное определение коррупции.

Проблема коррупции не столько криминологическая и уголовно-правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, психологические, нравственные, политические. При этом следует отчетливо понимать, что ликвидировать коррупцию, как и любое иное социальное зло того же ранга, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, невозможно. Речь должна идти лишь о значительном сужении масштабов явления, введении его в цивилизованные рамки, защите населения от тотальных поборов на всех уровнях – от рядового работника жилищной конторы и милиционера до высших эшелонов власти.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх