Куперс

Бухучет и анализ

К социально партнерским можно отнести

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Комментарий к ст. 27
1. В комментируемой статье перечислены лишь основные формы социального партнерства, которое может осуществляться и по иным направлениям совместной деятельности социальных партнеров. В субъектах Российской Федерации этот перечень дополняется региональным законодательством. Например, Законом Московской области «О социальном партнерстве в Московской области» от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ основными формами осуществления социального партнерства также признаны: разработка, принятие и реализация совместных решений, взаимное информирование сторон о выполнении принятых обязательств.
Не все приведенные в статье формы социально-партнерских отношений получили подробную регламентацию в ТК РФ. Им предусмотрены определенные процедуры: для ведения коллективных переговоров социальных партнеров по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключения (гл. 6), участия представителей сторон в досудебном разрешении индивидуальных (гл. 60) и коллективных (гл. 61) трудовых споров, а также основные формы участия работников и их представителей в управлении организацией (гл. 8).
2. Участие работников и работодателей (их представителей) в коллективных переговорах по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений признается договорным порядком регулирования трудовых отношений и иных отношений, установленным ст. 9 ТК РФ. В сочетании государственного и договорного регулирования этих отношений реализуется один из основных принципов трудового права.
3. В соответствии со ст. 24 ТК РФ консультации (переговоры) социальных партнеров могут осуществляться по неограниченному кругу вопросов, входящих в сферу труда. Взаимные консультации могут проводиться ими в любое приемлемое для них время и без соблюдения какого-либо регламента, поскольку он законом не установлен. В ходе переговоров стороны, как равноправные партнеры, должны уважать и учитывать интересы друг друга. В то же время их ответственность за уклонение от консультаций (переговоров), если они, конечно, не связаны с ведением коллективных переговоров по подготовке коллективных договоров, соглашений, законодательством не предусмотрена.

Следующая статья «
К тексту закона «

Социальное партнерство- сложный социологический феномен. Оно представляет собой, с одной стороны, систему сотрудничества работников и работодателей, с другой — идеологию такого сотрудничества.

1.Идея сотрудничества между основными классами общества, смягчения антагонизма между трудом и капиталом возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости. В качестве предшественника теории социального партнерства, очевидно, надо назвать выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858 — 1917). Он впервые обосновал положение о существовании «органической» солидарности классов, основанной на разделении труда, подчеркивал необходимость создания профессиональных корпораций как специфических органов общественной солидарности. Взаимодействие профессиональных корпораций, по его мнению, позволит преодолеть антагонистические противоречия труда и капитала <1>.

<1> См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофмана; примеч. В.В. Сапова. М.: Канон, 1996.

После Второй мировой войны идея классового сотрудничества получила свое практическое воплощение в странах Западной Европы в развитии государственной поддержки коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, участия работников в управлении организацией и формировании консультативных органов совместно с представителями работников и работодателей.

Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда. На это указывают специалисты различных областей знания <1>.

Некоторые авторы, претендующие на формирование междисциплинарного подхода к определению основ социального партнерства, рассматривают его как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления <1>. Таким образом, выделяется еще одно качество социального партнерства: его участники (социальные партнеры) вступают в общественные отношения. Эти отношения в силу своей значимости нуждаются в правовом регулировании. В связи с этим появляется юридический аспект социального партнерства.

<1> См.: Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2001. С. 7.

Трудовой кодекс включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству в сфере труда, и предлагает легальное определение социального партнерства.

В соответствии со ст. 23ТКсоциальное партнерство- это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Как видно из приведенного определения, ключевым словом сформулированного понятия выступает слово «отношения». Какие отношения между работниками и работодателями надо отнести к социально-партнерским? Очевидно, только те, в которых работники выступают как коллектив, обладающий общими интересами. Буквальное прочтение ст. 23ТК приводит к выводу о том, что они должны быть связаны с регулированием отношений, входящих в состав предмета трудового права. Однако это существенно сужает представление о социальном партнерстве, которое можно сформулировать на основе анализа его форм (ст. 27ТК).

Отношения между представителями работников и работодателем (работодателями) <1>, иначе называемые коллективными трудовыми отношениями, складываются по поводу:

<1> О сторонах и представителях сторон социального партнерства см. подробнее § 2 настоящей главыучебника.

— проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений или внесения в них дополнений, изменений;

— формирования постоянно действующих трехсторонних органов (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, комитетов по занятости);

— проведения консультаций по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде;

— участия представителей работников в управлении организацией;

— участия работодателя и представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров;

— участия представителей работников и работодателя (работодателей) в разрешении коллективных трудовых споров;

— участия профсоюзов и объединений работодателей в управлении внебюджетными социальными фондами.

Таким образом, отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие — с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. Этот вывод вытекает из анализа конкретных форм социального партнерства.

При этом надо иметь в виду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексеили иных федеральных законах, законах субъектов РФ. К ним относятся:

— Правительство РФ (ст. 35ТК);

— Министерство здравоохранения и социального развития РФ, традиционно принимающее участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне;

— администрация области (края), правительство республики, органы исполнительной власти городов федерального значения, автономной области и автономных округов (в соответствии с законами субъектов РФ);

— органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (ст. 20Закона о занятости населения).

Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26ТК) и имеют различный характер: это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утвержденные совместно или с учетом мнения представителей работников, и правоприменительные акты, принимаемые с учетом мнения представителей работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх