Куперс

Бухучет и анализ

Как оплачивать труд водителей

За текущий год порядок возмещения командировочных расходов менялся дважды. С 23 марта вступило в силу общее для всех командировок (заграничных и по Республике Беларусь) Положение N 176. Для целей возмещения командировочных расходов водители были разделены на тех, которые осуществляют международные автомобильные перевозки для собственных нужд организации, и осуществляющих иные перевозки. Для этих групп водителей был определен разный порядок расчета суммы возмещаемых расходов. При этом трудности представляли критерии, согласно которым водителей следовало делить на указанные группы.

С 7 сентября в силу изменений, внесенных в Положение N 176, больше не требуется разбираться в нюансах конкретной автомобильной перевозки: международная она или нет, для собственных нужд организации или иная. Сейчас ориентиром выступают характеристики транспортного средства, которым управляет командированный водитель.

Ответим на вопросы о нынешнем порядке возмещения командировочных расходов водителям.

1. В каком случае командировочные расходы водителю следует рассчитывать, как обычному работнику, а когда — по правилам гл. 7 Положения N 176?

Теперь достаточно определить, является ли автомобиль, за рулем которого конкретный водитель направлен в командировку, служебным или специальным легковым или транспортным средством органов системы обеспечения национальной безопасности. Если ответ «Да», то независимо от того, является ли командировка зарубежной или по территории Республики Беларусь, командировочные расчеты с водителем производятся, как с обычными работниками, — по правилам гл. 2 — 4. И, наоборот, если командированный водитель управляет иным автомобилем (например, грузовым или автобусом), то вместо суточных и расходов по найму в качестве компенсации расходов ему согласно правилам гл. 7 полагается общая выплата <*>.

Справочно
Определения служебного и специального легковых автомобилей (пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более 9, включая место водителя) приводятся в нескольких нормативных документах <*>:
служебный легковой автомобиль — легковой автомобиль, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в том числе для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица;
специальный легковой автомобиль — легковой автомобиль, предназначенный для выполнения возложенных на юридическое лицо задач и функций, укомплектованный специальным технологическим оборудованием и (или) имеющий специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, а также легковые автомобили оперативного назначения.
Полагаем, что аналогичная их трактовка оправдана и для целей возмещения командировочных расходов водителям.

Пример

Ситуация 1. Румянцев А.Н. направлен в командировку в г. Москву в качестве водителя служебного легкового автомобиля для перевозки трех сотрудников организации к месту проведения выставки.

Ситуация 2. Маршал Е.Ф. направлен в командировку в г. Новозыбков в качестве водителя служебного легкового автомобиля для доставки маловесного груза (швейные изделия).

Ситуация 3. Князев И.Г. направлен в командировку в г. Минск в качестве водителя грузового автомобиля для перевозки груза (мебель). Вместе с ним на этом автомобиле в командировку следует рабочий-монтажник.

В первых двух ситуациях исходим из того, что перевозки осуществляются водителями на служебных легковых автомобилях. Тот факт, что во второй ситуации таким автомобилем перевозится груз, роли не играет, поскольку это не изменяет характеристики автомобиля. Значит, командировочные и Румянцеву А.Н., и Маршалу Е.Ф. возмещаются по общеустановленным правилам, то есть исходя из норм гл. 2 — 4 Положения N 176.

В третьей ситуации водитель Князев И.Г. следует в командировку за рулем грузового автомобиля, соответственно расчет командировочных расходов производится по правилам гл. 7 Положения N 176.

Отметим, если рассматривать возмещение расходов по найму, то ключевым отличием является следующий факт:

— водителям, которые подпадают под нормы гл. 7, указанные расходы в составе общей выплаты оплачиваются за все дни командировки, в том числе за время нахождения в пути <*>;

— прочим водителям, которые Положением N 176 приравниваются к обычным работникам, — только за период нахождения в месте командировки (при условии, что на эти цели работнику не выдана корпоративная карта) <*>.

Пример

Водитель направлен в командировку в г. Саратов на 5 дней (дни отъезда в командировку и прибытия из нее являются соответственно днями пересечения границы Республики Беларусь). В месте командировки он находился 3 дня/2 ночи. По возвращении из командировки документы, подтверждающие фактические расходы по найму, водитель не представил.

Ситуация 1. Он осуществляет перевозку пассажиров автобусом. Общая выплата для России установлена нанимателем в размере 50 евро.

Ситуация 2. Он следует за рулем служебного легкового автомобиля. Аванс выдан наличными.

В первой ситуации возмещение командировочных расходов производится работнику по правилам гл. 7, то есть ему полагается общая выплата в сумме 250 евро (50 евро x 5 дней). Даты прибытия в г. Саратов и убытия из него в расчет не принимаются.

Во второй ситуации возмещение расходов по найму производится водителю по правилам гл. 2 — 4, то есть в сумме 240 долл. США (120 долл. США x 2 ночи). Суточные возмещаются за все дни командировки в сумме 150 долл. США (30 долл. США x 5 дней). Итого работнику причитается 390 долл. США (240 долл. США + 150 долл. США).

2. Можно ли установить общую выплату разной величины в зависимости от таких критериев, как место командировки, ее продолжительность (многодневная/однодневная), профессиональные характеристики водителя (стаж, категория)?

Размер и порядок расчета общей выплаты водителям определяются нанимателем (целесообразно закрепить в локальном правовом акте, например в положении о командировках). Вместе с тем диапазон, в рамках которого может варьировать наниматель при установлении величин общей выплаты, законодательно ограничен, а именно за время нахождения <*>:

— в пределах Республики Беларусь — не более пятикратного размера суточных (45 руб.), но не менее однократной их величины (9 руб.);

— за время нахождения за границей — до 150 евро включительно, но не менее 25 евро.

В рамках командировок по Беларуси, а также за границу размер общей выплаты в отношении различных населенных пунктов (стран) командирования наниматель вправе установить как единым, так и отличающимся. Главное при этом — соблюсти вышеобозначенные диапазоны.

Пример

В положении о командировках ООО «Гродно-5» размер общей выплаты водителям установлен в следующих размерах, а именно за время нахождения:

в пределах Республики Беларусь: для областных центров и Минска — 45 руб., районных центров — 35 руб., остальных населенных пунктов — 25 руб.;

за границей: для России — 25 евро, г. Москвы — 80 евро, Украины — 50 евро.

Вместе с тем ряд критериев не может служить основанием установления в организации отличающихся размеров общей выплаты. К таковым относится в том числе продолжительность командировки (многодневная/однодневная). При командировании на один день общая выплата командированному водителю составляет 100% определенного нанимателем ее размера <*>. То есть согласно законодательству независимо от того, является ли командировка в один и тот же населенный пункт (страну) многодневной или однодневной, величина общей выплаты в расчете за день в любом случае должна совпадать.

Также критерием отличающейся общей выплаты не могут являться профессиональные характеристики конкретного водителя. В противном случае речь можно вести о дискриминации, поскольку право на возмещение командировочных расходов обусловлено гарантией, установленной законодательством, и не связано со спецификой трудовой функции, навыками и личностью работника <*>.

3. Водителю грузового автомобиля при направлении в загранкомандировку выдана корпоративная банковская карта для оплаты расходов, в том числе по найму жилья. Означает ли это, что направляющая сторона оплатила водителю жилое помещение и возмещение командировочных ему надлежит производить не в виде общей выплаты, а исходя из фактических документально подтвержденных расходов?

Возмещение командировочных расходов водителям грузовых автомобилей производится по правилам гл. 7 Положения N 176, а именно п. 37 — 44 <*>. То есть нормы п. 17 Положения N 176 в отношении указанных водителей не применяются.

Так, возмещение командировочных расходов этим работникам производится в виде общей выплаты, конкретный размер которой в установленном диапазоне определяет наниматель. При превышении фактических расходов над этой выплатой работникам возмещаются расходы по найму жилья по подтверждающим документам, но в пределах размеров, установленных приложениями 1 и 2 к Положению N 176, и суточные в размерах, установленных этими же приложениями <*>.

Отметим, сравнение сумм общей выплаты и документально подтвержденных фактических расходов по найму жилья следует производить за каждые сутки командировки (либо отдельный период), за которые представлены подтверждающие документы. Если в конкретные сутки (период) водитель на эти цели фактически израсходовал больше, чем причитающаяся сумма общей выплаты, то возмещение ему расходов по найму за эти сутки (либо период) производится в порядке, установленном п. 39 Положения N 176.

Выдача водителю грузового автомобиля корпоративной карты порядок возмещения командировочных расходов не изменяет.

Пример

Водитель направлен в командировку в г. Вильнюс на грузовом автомобиле с 07.10.2019 по 11.10.2019. Общая выплата установлена нанимателем в размере 50 евро за сутки. Работнику выдана корпоративная карта, на которую зачислен аванс, в том числе общая выплата 250 евро (50 евро x 5 суток). По возвращении из командировки водитель представил авансовый отчет и приложил документы, подтверждающие расходы по найму жилья за период с 08.10.2019 по 10.10.2019 на сумму 160 евро.

Размер общей выплаты за период с 08.10.2019 по 10.10.2019 составляет 150 евро (50 евро x 3 суток). Вместе с тем фактические документально подтвержденные расходы по найму жилья за указанный период превысили указанную сумму на 10 евро (160 евро > 150 евро), но при этом находятся в пределах размеров, установленных приложением 2 для г. Вильнюса (160 евро < 420 евро (140 евро x 3 суток)).

Соответственно работнику дополнительно к выплаченной сумме аванса в 250 евро следует доплатить:

— 10 евро за наем жилья;

— суточные исходя из размеров, установленных приложением 2, то есть 90 евро (30 евро x 3 суток).

Таким образом, итоговая сумма командировочных расходов, возмещаемая водителю, составит 350 евро (250 евро + 10 евро + 90 евро).

4. Водитель автобуса в рамках одного и того же командировочного дня находился на территории разных иностранных государств — России и Финляндии. Размер общей выплаты, установленный нанимателем за время нахождения водителя на территории России и стран Евросоюза, разный. Исходя из какого размера общей выплаты следует производить возмещение командировочных расходов за такой «пограничный» день?

Нормы гл. 7 не содержат правил для такой ситуации. Поскольку иного не установлено, то, полагаем, решение этого вопроса находится в компетенции нанимателя.

К примеру, ориентироваться можно на правила, установленные в отношении суточных для созвучного случая при командировании обычных работников. Так, предусмотрено, что при командировании работника в несколько иностранных государств в один день размер суточных определяется нанимателем исходя из наибольшего размера возмещения суточных, установленного для одного из этих государств <*>. Действовать подобным образом представляется допустимым и при командировании водителей, а именно предусмотреть производить возмещение командировочных расходов за такой «пограничный» день исходя из наибольшего размера общей выплаты.

Вместе с тем при принятии решения наниматель может учесть различные фактические обстоятельства, например время нахождения работника в каждом из мест командировки в этот день. Критерии принятия решения для таких случаев целесообразно закрепить в локальном правовом акте.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Из этого материала вы узнаете:

  • какие разновидности сделки применяются на практике для оплаты труда водителей грузового автотранспорта?
  • можно ли оплату труда водителей грузового автотранспорта «привязать» к сумме выручки за перевозку грузов?
  • в каких случаях для водителей грузового автотранспорта устанавливается повременная форма оплаты труда?
  • какие надбавки и доплаты устанавливают водителям грузового автотранспорта?

Сдельная оплата труда

Документ:
Порядок применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой грузов, приведенный в приложении 7 к Правилам автомобильных перевозок грузов в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Порядок применения норм времени для грузового автотранспорта).

Нормативную правовую основу для применения сдельной оплаты труда водителей грузовых автомобилей составляют:

– Порядок применения норм времени для грузового автотранспорта;

– Рекомендации № 391-Ц.

Рекомендации № 391-Ц предназначены для нормирования труда водителей, работающих на грузовых транспортных средствах на внутриреспубликанских автомобильных перевозках, и расчета тарифов при применении сдельной системы оплаты труда за выполненную транспортную работу.

Зарплата водителю грузового автомобиля со сдельной оплатой труда начисляется за перевезенный объем груза, выраженный в тоннах, и произведенную транспортную работу – грузооборот, выраженный в тонно-километрах.

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих сдельной заработной платы.

Документ:

Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Минтранса Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц (далее – Рекомендации № 391-Ц).

Сдельная оплата труда по расценкам за тонну груза

Сдельная прямая система оплаты труда за объем перевезенного груза в тоннах предусматривает начисление зарплаты водителям по сдельным расценкам:

– за время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой;

– за время простоя автомобилей при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки: взвешивание груза, пересчет грузовых мест, заезды в промежуточные пункты погрузки или разгрузки и др.

Справочно:
поправочные коэффициенты являются обратной величиной среднего по классу груза коэффициента использования грузоподъемности (КИГ), который, в свою очередь, отражает степень загрузки грузового транспортного средства до полной вместимости его кузова и составляет:
– для 1-го класса – 1,0;
– 2-го класса – 0,8;
– 3-го класса – 0,6;
– 4-го класса – 0,5.

В соответствии с Порядком применения норм времени для грузового автотранспорта нормы времени нахождения его на погрузке и разгрузке, а также на выполнении дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой груза (далее – нормы времени), устанавливаются:

– для грузов 1-го класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) – на погрузку и разгрузку 1 т;

– для контейнеров – на погрузку и разгрузку одного контей­нера;

– для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах (не имеющих класса) – на налив и слив полного эксплуатационного объема автоцистерны.

Нормы времени приведены в приложениях 2–13 к Порядку применения норм времени для грузового автотранспорта.

Нормы времени применяются со следующими поправочными коэффициентами для грузов:

2-го класса – 1,25;

3-го класса – 1,66;

4-го класса – 2,00.

Классы грузов, как правило, зависят от удельного веса перевозимой продукции, ее конструктивных особенностей или физико-химических свойств. При автомобильной перевозке на грузовых транспортных средствах со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами классы грузов определяют в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом (приложение 1 к Порядку применения норм времени для грузового автотранспорта).

Для грузов, не предусмотренных указанной номенклатурой и классификацией грузов, а также при перевозке на специализированном грузовом транспортном средстве (со специальной платформой, в фургоне, скотовозе, цистерне) поправочные коэффициенты определяют исходя из среднего фактического КИГ бортового или специализированного грузового транспортного средства при условии полной загрузки его кузова по допускаемому габариту (объему).

Нормы времени установлены в зависимости от способа выполнения работ, типа и грузоподъемности грузового транспортного средства, рода грузов, а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

Нормами времени предусмотрено время, необходимое на по­грузку и разгрузку груза в пределах установленного габарита автомобиля или прицепа с подноской или отноской груза, маневрирование грузового транспортного средства перед выполнением погрузки и разгрузки, увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов кузова грузового транспортного средства, отвертывание и привертывание, а также подноску и относку шлангов, очистку кузова при автомобильной перевозке бетона, асфальта и других масс, продувку и пропарку цистерн, промывку разгрузочных шлангов, оформление документов. При этом подразумевается, что погрузка и разгрузка грузов в грузовое транспортное средство и их разгрузка производятся без заезда в промежуточные пункты.

Справочно:
минутная тарифная ставка определяется делением часовой тарифной ставки на 60 мин.

Для определения нормы времени на полную грузоподъемность грузового транспортного средства норму времени, установленную на 1 т, умножают на его грузоподъемность.

На работы, не предусмотренные нормами времени, методом технического нормирования разрабатываются аналогичные местные нормы.

Сдельную расценку в расчете на 1 т груза (Рт) определяют умножением минутной ставки водителя (Смин) на норму времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой в расчете на 1 т груза в минутах (Нвр.т):

Рт = Смин × Нвр.т.

Пример 1. Расчет зарплаты водителя исходя из расценки на 1 т груза

Водитель автомобиля-самосвала МАЗ-6501 грузоподъемностью 20 т перевозит песок – груз 1-го класса – из карьера на растворобетонный завод. Песок загружается экскаватором с емкостью ковша 4,5 м3.

Справочно:
расчетная скорость движения – скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части. С учетом конкретных дорожных условий и обеспечения безопасности дорожного движения, действия дорожных знаков «Ограничение максимальной скорости» величина расчетной скорости движения может быть изменена.

Согласно приложению 2 к Порядку применения норм времени для грузового автотранспорта норма времени простоя автомобиля-самосвала – 0,41 мин на погрузку каждой тонны груза. Минутная тарифная ставка водителя автомобиля – 0,076 руб. Тогда сдельная расценка (Р) на погрузочно-разгрузочные работы в расчете на 1 т груза составит 0,03116 руб. (0,41 мин × 0,076 руб.).

Сумма заработной платы (З) водителя автомобиля в расчете на полную грузоподъемность автомобиля составит 0,6232 руб. (20 т × 0,03116 руб.).

Сдельная оплата труда по расценкам за тонно-километры

1. Определение норм времени

Нормы времени (Нвр) на 1 тонно-километр в минуту (далее – ткм) рассчитываются по формуле:

Нвр = 60 / (V × g × β),

где 60 – переводной коэффициент часа в минуты;

V – расчетная скорость движения автомобиля для соответствующей категории дорог и (или) улиц населенных пунктов (км/ч), в соответствии с приложением 1 к Рекомендациям № 391-Ц;

g – грузоподъемность автомобиля (автопоезда), т (для авто­мобильных цистерн – номинальная эксплуатационная емкость цистерны, тыс. л);

β – коэффициент использования пробега автомобиля: для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) – 0,45, для остальных автомобилей – 0,5.

При работе водителя автомобиля в одной ездке по дорогам и (или) улицам населенных пунктов различных категорий нормы времени на 1 ткм могут устанавливаться:

– по преобладающей категории дорог (составляющей свыше 80 % общей протяженности дорог в одной ездке) и (или) улиц населенных пунктов;

– исходя из средневзвешенной расчетной скорости движения по различным категориям дорог.

Рассмотрим пример расчета нормы времени на 1 ткм (Нвр.ткм).

Пример 2. Расчет нормы времени на 1 ткм

Справочно:
при работе автомобилей, связанной с доставкой грузов в несколько пунк­тов, расположенных на расстоянии друг от друга до 3 км включительно, рекомендуемые расчетные скорости движения грузовых автомобилей могут быть снижены приказом руководителя автотранспортной организации до 20 %.

Водитель автосамосвала МАЗ-6501 грузоподъемностью 20 т занят перевозкой песка из расположенного вне города карьера на находящийся в городе растворобетонный завод. Работа выполняется:

– вне населенных пунктов:

по дороге низшей категории VI-а – 5 км со скоростью 40 км/ч;

по обычной автодороге категории 1-в – 35 км со скоростью 70 км/ч;

– в городе (по магистральным улицам общегородского значения (А)) в стесненных условиях – 12 км со скоростью 60 км/ч.

Средневзвешенная расчетная скорость движения (V) составит:

V = (5 + 35 + 12) / (5 / 40 + 35 / 70 + 12 / 60) = 63 км/ч.

Нвр.ткм = 60 / (V × g × β) = 60 / (63 × 20 × 0,45) = 0,106 мин.

Рекомендуемые расчетные скорости движения грузовых автомобилей могут быть снижены приказом руководителя автотранспортной организации до 20 %:

– при перевозке грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, жидкости в стеклянной посуде, изделия из стекла, музыкальные инструменты, телевизоры, радио­товары, приборы и т.д., а также легковесные грузы, перевозимые с увязкой по высоте погрузки сверх установленных габаритов автомобиля, пылящие грузы, взрывчатые вещества);

– при работе на расстоянии до 3 км включительно;

– при работе автомобилей, связанной с доставкой грузов в несколько пунктов, расположенных на расстоянии друг от друга до 3 км включительно.

Руководители организаций автомобильного транспорта могут устанавливать местные расчетные скорости движения грузовых автомобилей, исходя из конкретных условий работы, при работе автомобилей:

– на автомобильных дорогах не общего пользования (дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям);

– на труднодоступных участках пути, в карьерах, котлованах и временных подъездных путях;

– при перевозках тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов.

2. Определение сдельных расценок

Сдельная расценка за 1 ткм определяется умножением минутной тарифной ставки водителя (Смин) на норму времени на 1 ткм в минутах (Нвр.ткм):

Рткм = Смин × Нвр.ткм.

Пример 3. Расчет сдельной расценки за 1 ткм

Минутная тарифная ставка водителя автосамосвала МАЗ-6501 грузоподъемностью 20 т – 0,076 руб. Норма времени на 1 ткм – 0,106 мин.

Определяем сдельную расценку (Рткм) за 1 ткм:

Рткм = 0,076 руб. × 0,106 мин = 0,008 руб.

3. Определение сдельного заработка

Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей авто­мобилей, утвержденное по­становлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).

Как уже говорилось, зарплату водителю грузового автомобиля со сдельной оплатой труда начисляют за перевезенный объем груза, выраженный в тоннах, и произведенную транспортную работу – грузооборот, выраженный в тонно-километрах.

Пример 4. Расчет сдельного заработка за перевезенный объем груза и произведенную транспортную работу

В соответствии с нарядом-заданием водитель автомобиля-самосвала МАЗ-6501 грузоподъемностью 20 т перевозит песок из карьера на растворо­бетонный завод. Расстояние перевозки 52 км. За одну ездку водитель выполняет 1 040 ткм (52 км × 20 т). В расчете используются:

– сдельные расценки:

за 1 т механизированной погрузки и разгрузки песка – 0,03116 руб.;

за 1 ткм транспортной работы – 0,008 руб.;

– заданные нормативы времени:

на погрузку-разгрузку 1 т песка – 0,41 мин;

на выполнение 1 ткм – 0,106 мин;

– минутная тарифная ставка водителя автомобиля – 0,076 мин;

– время предрейсового медицинского осмотра (5 мин) и подготовительно-заключительное время (20 мин) согласно п. 9 Положения № 82;

– продолжительность смены: 8 ч × 60 мин = 480 мин.

Определяем, сколько ездок за смену (автомобиле-день работы) может выполнить водитель самосвала (n):

n = (480 мин – 5 мин – 20 мин) / (20 т × 0,41 мин + 1 040 ткм × 0,106 мин) = 3,84.

Количество рейсов не может выражаться дробным числом. С учетом перевыполнения задания количество ездок следует округлить до 4.

Тогда сдельный заработок за смену составит:

– за перевезенные тонны: 4 × 20 т × 0,03116 руб. = 2,49 руб.;

– за выполненные тонно-километры: 4 × 1 040 ткм × 0,008 руб. = 33,28 руб.

Кроме того, водителю автомобиля начисляется зарплата за время предрейсового медосмотра и подготовительно-заключительное время (Зп):

Зп = (5 мин + 20 мин) × 0,076 руб. = 1,9 руб.

Всего сменный заработок (Зс) водителя (помимо премии) составит:

Зс = 2,49 руб. + 33,28 руб. + 1,9 руб. = 37,67 руб.

Сдельная оплата труда по расценкам за километр пробега

Сдельную прямую систему оплаты труда по расценкам за километр пробега используют, как правило, при оплате труда водителей, выполняющих перевозки грузов в международном и между­городном сообщениях.

Документ:
Инструкция о порядке организации нормирования труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 21.03.2008 № 53 (далее – Инструкция № 53).

Норма времени на 1 км пробега (Нвр.км) определяется с применением методов нормирования труда, предусмотренных Инструкцией № 53.

Рассмотрим на примере начисление зарплаты водителю автомобиля по сдельным расценкам за 1 км груженого и 1 км порожнего пробегов.

Пример 5. Расчет зарплаты по расценкам за 1 км пробега

Согласно путевому листу водитель автомобиля Мерседес-Бенц грузоподъемностью 24 т выполнил перевозку груза по маршруту Минск – Санкт-Петербург – Минск. Груженый пробег составил 1 750 км, порожний – 185 км.

Действующие в организации сдельные расценки по странам СНГ, включая Республику Беларусь, составляют:

– на 1 км груженого пробега – 0,12 руб.;

– на 1 км порожнего пробега – 0,1 руб.

Рассчитаем сумму начисленной водителю зарплаты:

1 750 км × 0,12 руб./км + 185 км × 0,1 руб./км = 228,5 руб.

Система оплаты труда водителей по нормативу или проценту от суммы выручки

Массовое распространение на внутриреспубликанских перевозках грузов получила система оплаты труда водителей по нормативу (Н) или проценту (П) от суммы выручки (В), полученной за пере­возку грузов.

Документ
Указ Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 49).

Сумму начисленной за месяц заработной платы (З) определяют соответственно по формулам:

З = В × Н

или

З = В × П / 100 %.

Норматив или процент начисления заработной платы рассчитывается отнесением нормативного фонда заработной платы (ФЗПн) водителей к общей сумме выручки, начисленной за выполнение договорного объема перевозок:

Н= ФЗПн / В

или

П = ФЗПн / В × 100.

В свою очередь, нормативный фонд заработной платы водителей определяется умножением сдельных расценок на объем перевозок грузов, предусмотренный заключенным с заказчиком договором.

Справочно:
руководителям коммерческих организаций независимо от форм собственности предоставлено право осуществлять выплаты ежемесячного вознаграждения работникам, обеспечивающим реализацию продукции, товаров (работ, услуг), в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах, без ограничения его максимальными размерами. При этом иные выплаты стимулирующего характера (надбавки, премии) указанным работникам не начисляются и не выплачиваются (п. 1 Указа № 49).

Кроме того, норматив (процент) может определяться:

– исходя из суммы заработной платы и суммы выручки в расчете на единицу объема перевозок – 1 т;

– с учетом премии, доплат и надбавок, если они установлены водителям.

Норматив оплаты труда может дифференцироваться по видам автомобилей, перевозок и т.д.

Система оплаты труда по нормативу (проценту) от суммы выручки может применяться также при осуществлении междугородных и международных перевозок. Разновидность данной системы – система оплаты труда с выплатой ежемесячного вознаграждения в процентом отношении от выручки, предусмотренная Указом № 49. При этом перечень работников, конкретные размеры и условия выплаты ежемесячного вознаграждения определяются в ЛНПА.

Приведем пример начисления заработной платы при такой системе оплаты труда.

Пример 6. Расчет заработной платы в процентах от выручки

Водитель автобетоносмесителя АБС-69363 (V = 5 м3) на шасси КамАЗ пере­возит бетон с завода на объект строительства. В соответствии с ЛНПА организации, в которой он работает, на оплату труда водителя направляется 13 % выручки, полученной по тарифу за объем перевезенного бетона.

В сентябре 2016 г. выручка составила 8 900 руб.

Общая сумма заработка – 1 157 руб. (8 900 руб. × 13 / 100 %).

Повременная оплата труда водителей автомобилей

Повременная и повременно-премиальная системы оплаты труда, используемые для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, применяются в следующих случаях:

– сдельная оплата труда экономически не эффективна или может привести к снижению заработной платы;

– труд водителя невозможно пронормировать;

– выполняемые работы не поддаются обоснованному учету.

При повременной оплате труда ведется достоверный табельный учет фактически отработанного времени

Повременная форма оплаты труда водителей автомобилей подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную.

При простой повременной системе оплаты труда зарплата водителю начисляется по установленной ему тарифной ставке за фактически отработанное время.

По способу начисления заработной платы простая повременная система оплаты труда подразделяется на почасовую и помесячную.

При повременной почасовой оплате труда зарплата за месяц (или другой расчетный период) (3) начисляется водителю исходя из его часовой тарифной ставки (Сч) и фактического количества отработанных часов (Ко.ч):

З = Сч × Ко.ч.

Порядок начисления зарплаты водителю по часовой тарифной ставке за отработанное время представлен в примере 7.

Пример 7. Расчет зарплаты при почасовой повременно-премиальной системе оплаты труда

В августе 2016 г. водитель грузового автомобиля Ford Transit, обслуживающий торговую сеть, отработал 184 ч. Оплата труда – почасовая повременно-премиальная. Часовая тарифная ставка – 3,53 руб. Премия за выполнение показателей и условий премирования – 40 %.

Сумма заработной платы водителя за месяц составит:

З = 184 ч × 3,53 руб. + (184 ч × 3,53 руб. × 40 % / 100 %) = 909,33 руб.

При повременной помесячной оплате труда расчет зарплаты осуществляется исходя из установленной водителю месячной тарифной ставки (Ом), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на этот месяц (Кр.д), и числа фактически отработанных дней (Ко.д).

При отработке полного количества рабочих дней за месяц зар­плата начисляется в размере месячной тарифной ставки (оклада), а при отклонении от месячной продолжительности рабочего времени – пропорционально количеству отработанных дней по формуле:

З = Ом / Кр.д × Ко.д.

Надбавки и доплаты водителям грузовых автомобилей

На основании коллективного договора, соглашения и трудового договора наниматели могут устанавливать работникам доплаты и надбавки стимулирующего и компенсирующего характера (ст. 63 ТК). Перечень надбавок и доплат, актуальных для водителей грузовых автомобилей, приведен в таблице.

УТВЕРЖДАЮ

ОДО «ПрофиТруд»

Перечень ремонтных работ, которые могут выполняться водителями на линии (с учетом марок, грузоподъемности и других техниче­ских характеристик и особенностей транспортных средств)

1. Устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.

2. Ремонт световых приборов (замена лампочек и т.п.) и устройств их включения.

3. Проверка уровня масла в картере двигателя – долив масла, смазочных материалов и других жидкостей.

4. Долив охлаждающей жидкости в систему охлаждения транспортного средства.

5. Заправка транспортного средства топливом.

6. Мелкий ремонт и замена стеклоочистителей, стеклоомывателей, солнцезащитных козырьков.

7. Замена аккумуляторной батареи.

8. Снятие автомобильных колес, установка запасных колес.

9. Накачка шин при помощи механических или электрических приборов до нужного давления (при наличии приборов измерения давления в шинах).

10. Мойка (чистка) государственных номеров, внешних световых приборов и зеркал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх