Куперс

Бухучет и анализ

Как получить лицензию на вывоз ТБО

Немногие знают, что на вывоз мусора нужна лицензия. Нынешние темпы производства и в целом ритм жизни делают особенно актуальной проблему утилизации отходов. Становятся востребованными услуги по переработке, транспортировке и сбору мусора. Данная область бизнеса активно развивается во всем мире. Необходимо помнить при этом, что каждая предпринимательская деятельность, в том числе действия, которые связаны с транспортировкой или сбором отходов, требует лицензирования.

Обязательный документ

Лицензия на вывоз мусора является обязательным документом, позволяющим осуществлять деятельность по перевозке твердых отходов на участки их захоронения. В нашей стране с 2016 года действует закон, который обязывает транспортирующее мусор предприятие получать лицензию. Не так давно подобная документация требовалась только для полигонов и иных участков захоронения утильсырья. В 2018 году отходы будут вывозиться по тем правилам, которые были установлены раньше.

Разберемся, чем чреват вывоз мусора без лицензии.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

В соответствии со 2 и 3 п. ФЗ №458, лицензирование вывоза отходов осуществляется наравне с прочими видами деятельности:

  • сортировка, очистка и подготовка отходов к переработке;
  • сбор твердых коммунальных и бытовых отходов;
  • переработка или утилизация ТКО и ТБО;
  • обезвреживание;
  • повторное полное или частичное использование мусора;
  • накопление и хранение.

В каждом из перечисленных типов деятельности имеется отдельное лицензирование, а при его отсутствии функционирование организации или ИП является незаконным. Лицензию на вывоз мусора при этом нужно получать по отдельности на каждый вид. Зачастую ИП осуществляет только транспортировку, после чего начинает хранить отходы и не задумывается о приобретении лицензии.

Условия получения лицензии и требования

Нужна ли лицензия на вывоз мусора? Это частый вопрос. Профессиональный подход к своему делу, а также способность вызвать интерес у потенциальных клиентов являются первичным этапом при формировании деятельности по вывозу мусора и приобретению требуемой лицензии. Помимо этого, понадобится разрешение местных властей и отчетливое понимание тех нормативных документов, которые регулируют вывоз, сбор, хранение отходов бытового типа. Чтобы получить лицензию на вывоз мусора, нужно пройти несколько этапов:

  • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
  • в банковском учреждении активировать расчетный счет;
  • выбрать доступную и удобную систему налогообложения;
  • приобрести разрешение.

Чтобы выполнить последний пункт, необходимо оформить разрешение на деятельность с отходами в Роспотребнадзоре. После этого согласуется режим контроля вывоза промышленного и потребительского мусора, а также нужно собрать требуемую документацию.

Какие документы понадобятся?

Для оформления лицензии на вывоз мусора требуется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии правилам и нормам зданий, сооружений, приспособлений, механизмов, которые будут использоваться в обращении с ТКО и ТБО. Это является обязательным условием для того, кому требуется разрешение на транспортировку мусора. Помимо этого, необходимо представить следующие документы:

  • заявление, которое оформляется в соответствии с требованиями;
  • свидетельство о государственной регистрации ИП (его копия);
  • копии учредительных документов;
  • подтверждение уплаты лицензионного сбора;
  • в форме актов перечисляется наличие всех механизмов, техники и зданий, которые нужны для осуществления данной деятельности;
  • копия свидетельства о постановке ИП на учет в налоговой инспекции;
  • дубликаты трудовых договоров, которые заключаются с работниками, имеющими допуск к работе на предприятии такого типа (могут обслуживать отходы с опасностью от 1 до 4 класса).

Все это потребуется для лицензии на вывоз мусора. Как заполнять бланк заявления?

Заполнение заявления

Обязательно нужно указать следующие сведения:

  • имя потенциального претендента и его адрес;
  • координаты той территории, на которой будут предоставляться заявленные услуги;
  • данные регистрационных свидетельств и идентификационные коды;
  • конкретный тип деятельность;
  • список отходов вместе с кодами ФККО и наименованием по классам;
  • положительный вердикт санитарной службы и его подтверждение с датой не ранее 1 июля 2015 года;
  • подтверждение уплаты госпошлины;
  • электронная почта и номера телефонов.

Куда подаются документы?

Документацию на получение лицензии на вывоз мусора нужно отправить в лицензирующий орган туда, где были зарегистрированы ИП (либо юридический адрес предприятия), через пять дней после отправки запроса. Рассмотрение и принятие отрицательного или положительного вердикта обычно колеблется от 60 до 90 дней. Если все оформлено правильно, то государственные и муниципальные структуры пойдут навстречу, процент отказов достаточно низкий.

Кто выдает лицензию на вывоз отходов

По российскому законодательству все организации, осуществляющие перевозку ТБО и ТКО, должны были получить лицензию до 1 июля 2017 года. Предприятия могут изъявить желание заниматься этой деятельностью и позже установленного срока. Для получения разрешения следует подать запрос в лицензионный орган по месту регистрации организации.

Весь пакет документов рассматривает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Предприятие может получить как положительную резолюцию, так и отрицательный, обоснованный ответ.

Любые преобразования в деятельности организации (изменение класса отходов, места нахождения или конечного пункта транспортировки) не должны держаться в секрете. Предприятие обязано в течение 14 дней с момента любых важных трансформаций уведомить орган, выдавший лицензию. Оповещение производится в письменном виде.

Лицензирование предприятия свидетельствует о том, что оно полностью соответствует всем нормативам, утвержденным на государственном уровне. Организация имеет необходимую техническую базу для безопасной доставки отходов к месту дальнейшего расположения.

Во время всего периода действия лицензии предприятие-перевозчик регулярно проверяется государственными службами. Обычно это происходит не чаще одного раза в календарном году.

Если размещение объектов или классность отходов изменились уже после выдачи лицензии, то предприниматель должен уведомить в письменной форме в течение двух недель соответствующий лицензирующий орган.

Плановые проверки, как уже отмечалось, осуществляются один раз в год. Уведомления о них отсылаются предпринимателю за десять дней. Время проведения проверочно-контрольных операций не должно быть более одного месяца. Затем в письменном виде оформляются результаты в особом акте со всеми подписями участников данной комиссии. Несогласие лицензиата с ее выводами можно также отразить в этом акте. Если ИП не устранил обнаруженные нарушения в установленные сроки, то лицензирующий орган имеет право приостановить разрешение либо подать в суд иск об аннулировании разрешения. При ликвидации учреждения, выдавшего лицензию, последняя теряет свою силу. Помимо этого, ее можно аннулировать и без рассмотрения в суде, если лицензионный сбор не выплачивался в течение трех месяцев.

Стоимость лицензии на вывоз мусора

Срок действия документа – пять лет. Когда указанный период оканчивается, если все правила соблюдены и документация подается повторно, можно продлить его бессрочно при выполнении соискателем только той деятельности, которая подтверждается разрешением. Его цена — примерно 300 000 рублей. Если санитарные правила и нормы не соблюдаются, то за это назначается административное взыскание в виде штрафа (для ИП – порядка 50 000 рублей с приостановлением функционирования до 90 дней, а для должностных лиц – от 10 до 30 000 руб.). Штраф юридической организации – до 200 000 с приостановкой ее деятельности на три месяца.

Переоформление

В соответствии с законом у полученной лицензии нет срока действия, и ее не нужно переоформлять через определенный временной промежуток. Но санитарно-эпидемиологические органы и Росприроднадзор регулярно совершают проверки, чтобы определить, соблюдает ли лицензиат требования. При выявлении нарушений или законодательных изменениях снова требуется оформление лицензии.

Серьезными нарушениями лицензиата являются:

  • допуск к деятельности с отходами, транспортировке, сбору и переработке тех, кто не имеет подготовки и необходимых сертификатов;
  • использование объекта (транспорта, оборудования или помещения) с отступлениями от тех инструкций, которые получили положительный вердикт от государственной экологической экспертизы; очень плохо, если применение таких объектов стало причиной отрицательных последствий для природы;
  • транспортировка, сбор и иные действия, которые осуществляются без соблюдения эпидемиологических и санитарных требований, а также несоблюдение экологических требований.

Территориальная специфика получения лицензии на вывоз мусора

Нужно отметить, что географическое расположение компании, которая занимается транспортировкой и сбором отходов, определяется тем, кто выдал лицензию. Например, при предоставлении ее федеральным или региональным органом исполнительной ветви власти организация может работать на территории всей страны. Если же лицензия была получена от регионального органа, также есть возможность работы вне этого региона, однако при этом необходимо обязательное предварительное предупреждение в письменной форме, которое направляется лицензирующей структуре иного региона.

Что указывается в письменной форме на осуществление деятельности в другом регионе?

В ней указываются следующие сведения:

  • полное или сокращенное наименование фирмы для юридических лиц, местонахождение и организационно-правовая форма;
  • регистрационный номер о создании юридического лица и сведения документа, которые подтверждают включение организации в единый реестр юридических лиц;
  • ИП вносит ФИО, паспортные данные, место жительства, регистрационный номер записи о его регистрации, сведения документа, которые подтверждают внесение его в государственный реестр. Также к оформленному документу прикрепляется заверенный дубликат лицензии.

Проверить лицензию на вывоз мусора можно в специальном реестре выданных разрешений.

Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062

«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»

(в редакции, актуальной с 6 января 2019 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлению Правительства РФ от 28.12.2018 г. № 1709)

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 15, ст. 1781);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2013 г. № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 255» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 6, ст. 563);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 13, ст. 1484).

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

(утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — деятельность в области обращения с отходами).

Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;

д) для работ по размещению отходов I — IV классов опасности — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I — IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также:

а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;

б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I — IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указывает:

а) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — виды отходов I — IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I — IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;

б) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. К заявлению, указанному в пункте 5 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения;

д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии -юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

7. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I — IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I — IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I — IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности), а также:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу;

в) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

е) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении или переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документах, о соответствии соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

9. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, сведения об аннулировании лицензии, а также о предоставлении дубликата лицензии.

10. Информация, относящаяся к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемому виду деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении и прекращении действия лицензии;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

11. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

12. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдача дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, а также информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление содержащихся в них сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

13. За предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

к Положению о лицензировании
деятельности по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов I — IV классов опасности

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

1. Сбор отходов I класса опасности

2. Сбор отходов II класса опасности

3. Сбор отходов III класса опасности

4. Сбор отходов IV класса опасности

5. Транспортирование отходов I класса опасности

6. Транспортирование отходов II класса опасности

7. Транспортирование отходов III класса опасности

8. Транспортирование отходов IV класса опасности

9. Обработка отходов I класса опасности

10. Обработка отходов II класса опасности

11. Обработка отходов III класса опасности

12. Обработка отходов IV класса опасности

13. Утилизация отходов I класса опасности

14. Утилизация отходов II класса опасности

15. Утилизация отходов III класса опасности

16. Утилизация отходов IV класса опасности

17. Обезвреживание отходов I класса опасности

18. Обезвреживание отходов II класса опасности

19. Обезвреживание отходов III класса опасности

20. Обезвреживание отходов IV класса опасности

21. Размещение отходов I класса опасности

22. Размещение отходов II класса опасности

23. Размещение отходов III класса опасности

24. Размещение отходов IV класса опасности

Открытие приемного пункта для сбора макулатуры – один из прибыльных видов деятельности. Однако, вот вопрос: нужна ли лицензия на сбор макулатуры? Ведь, этот вид сырья признается действующим законодательством отходами производства и потребления, для работы с которыми требуется разрешение.

Для каких видов отходов нужна лицензия?

Прежде всего, стоит заметить, что такого понятия, как «макулатура», в действующем законодательстве нет. Исключение составляет Налоговый Кодекс РФ, который в своей статье 149 указывает, что к макулатуре относятся:

  • отходы из бумаги и картона, возникшие в ходе производства и потребления;
  • бумага, картон, типографские изделия и любые деловые бумаги, которые отбракованы и вышли из употребления.

Макулатура – это отходы, а значит нужна лицензия на отходы

В самом законе №89-ФЗ «Об отходах» действует только общее понятие «отходы», подразумевая под ним любые предметы и вещества, какие появляются в ходе производственных процессов, при выполнении работ или в процессе оказания услуг, либо в процессе потребления. Указанные предметы и вещества подлежат удалению, предназначены для этого или удаляются. При этом не имеет значения, из каких материалов и сырья состоят данные изделия и вещества. Но важно то, к какому классу опасности они относятся, поскольку с этим связана необходимость, в частности, получения лицензии на приём макулатуры или отсутствие данной необходимости.

Выделяют всего 5 классов опасности (на основании статьи 4.1 закона РФ №89-ФЗ), где V-й класс присваивается отходам, не несущим угрозы для экологии.

Однако бумага и картон не обязательно относятся к 5-му классу отходов. Дело в том, что это сырье используется не только в типографиях или при изготовлении коробок. Так, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО – далее) выделяют, например, отходы газет, печатную продукцию с черно-белой печатью, отходы в виде бумажной битумированной упаковки, и т.д. И все это относится к бумажным отходам. А ведь, в частности, в состав типографской краски для печати газет входит свинец, который относится ко 2-му классу опасности; в составе битумированной бумажной упаковки присутствуют нефтепродукты, тоже имеющие высокий класс опасности.

Поэтому ответ на вопрос, нужна ли лицензия на прием макулатуры, на ее вывоз и утилизацию, напрямую зависит от того, к какому классу опасности относятся составляющие ее бумажно-картонные отходы. Дело в том, что согласно статье 12 (пп. 30, п.1) закона №99-ФЗ «О лицензировании» лицензия необходима только на работу с отходами 1-4 классов опасности. А значит, нужно точно знать, с какой макулатурой будет иметь дело приемный пункт. Но, кто даст ответ на вопрос о классе опасности макулатуры?

Порядок отнесения отходов по классам опасности

Он утвержден Минприроды РФ в Приказе №541 от 05.12.14г. На основании его п.6 предприятие (организация или индивидуальный предприниматель), если в процессе его деятельности образуются отходы, для дальнейшей с ними работы должно подтвердить класс их опасности. Для этого указанное лицо должно направить в территориальную структуру Росприроднадзора РФ (по месту своей работы) документы, которые поименованы в п.6 вышеуказанного Приказа, в частности:

  • заявление с указанием потребности в подтверждении класса опасности конкретного вида отходов;
  • сведения о происхождении данного вида отходов;
  • документы, которыми подтверждается химический либо компонентный состав исследуемых отходов, и иную документацию.

Все указанные документы предоставляются в одном экземпляре и на бумаге. И по истечении определенного в Приказе №541 срока предприятие должно получить ответ.

Обязанность по установлению класса опасности отходов должны исполнять все лица, в процессе деятельности которых данные отходы возникли. Это подтверждает и статья 14 закона №89-ФЗ. Но эта обязанность распространяется только на те отходы, какие не включены в ФККО. Таким образом, организации и предприниматели, сдавая приемному пункту свою макулатуру, должны предоставлять сведения о классе ее опасности. В противном случае, об этом должен позаботиться сам приемный пункт. И, если ответ от Росприроднадзора будет не в пользу приемного пункта, т.е. принятая им без лицензии макулатура будет состоять из бумажно-картонных изделий, например, 4-го класса опасности, то появляется риск административного штрафа за работу без лицензии. Поэтому необходимо получить не просто лицензию на приём макулатуры, а на работу с отходами любого класса опасности, чтобы не рисковать.

Лицензия на приём макулатуры распространяется только на ее сбор?

Перевозка макулатуры

Под лицензируемую деятельность подпадает не только прием макулатуры. Поэтому очень важно, подавая документы на получение этого разрешения, указать, какими именно видами деятельности собирается заниматься приемный пункт. И тогда лицензия на сбор макулатуры будет касаться не только ее закупа, но и:

  • транспортировки;
  • обработки, т.е. деятельности по подготовке макулатуры к ее последующей утилизации;
  • самой утилизации. Причем, под утилизацией понимается не уничтожение

отходов, а возможность их повторного использования в производстве, при оказании услуг или в процессе выполнения работы;

  • обезвреживания. Эта процедура включает в себя любые процессы, которые снижают негативную степень воздействия макулатуры на окружающую среду;
  • размещения, т.е. захоронения макулатуры и ее хранения.

Таким образом, заготовка макулатуры – это процесс не только ее сбора. А значит, лицензия должна выдаваться на все возможные операции с данным видом отходов. Кроме того, чтобы получить саму лицензию на приём макулатуры, следует:

  • подать документы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
  • соответствовать требованиям, какие установлены Правительством РФ в его Постановлении №1062 от 03.10.15г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх