Куперс

Бухучет и анализ

Как посадить председателя ТСЖ?

Все совладельцы многоквартирных домов заинтересованы в оптимизации расходов, понесение которых необходимо для управления такими домами. Создание ОСМД — лишь первый шаг на пути данной оптимизации. Ведь для того, чтобы этот способ управления действительно был достаточно экономным, не менее важно правильно организовать работу объединения. Одно из возможных направлений экономии, к которому иногда прибегают совладельцы с целью сокращения расходов, является избрание председателем правления ОСМД лица, компетентного в вопросах ведения бухгалтерского учета, с последующим поручением ему соответствующих обязанностей. Но правильно ли это с точки зрения действующего законодательства и какие практические последствия подобного совмещения обязанностей?

Начнем с самого главного: выполнение председателем правления ОСМД функций бухгалтера НЕ противоречит действующему законодательству.

Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон № 996), одной из форм организации бухгалтерского учета на предприятии является самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия .

Под «предприятием» Закон № 996 подразумевает всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 2 Закона № 996).

Данная форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях. Однако ОСМД не относится к числу ни одних, ни других.

По нашему мнению, вышеприведенная норма в достаточной степени касается случаев ведения бухучета председателем правления ОСМД. Ведь правление является органом, который избирается для руководства текущей деятельностью объединения (согласно ч. 17 ст. 10 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III, далее — Закон № 2866), а следовательно — председателя правления вполне можно считать руководителем.

Дополнительным аргументом в пользу возможности выполнения председателем правления ОСМД функций бухгалтера может являться часть 20 ст. 10 Закона № 2866, которой к компетенции правления отнесено среди прочего и ведение бухгалтерского учета и отчетности о деятельности объединения.

Далее рассмотрим некоторые практические вопросы, связанные с возложением на председателя правления ОСМД обязанностей бухгалтера.

Как правильно оформить возложение на председателя правления ОСМД обязанностей бухгалтера?

Прежде всего следует исходить из того, на каких основаниях председатель правления ОСМД исполняет свои обязанности — общественных или по трудовому договору.

На заметку!

Случай, когда председатель правления работает по гражданско-правовому договору, отдельно рассматривать не будем. Данный способ организации отношений ОСМД с председателем правления не согласуется с действующим законодательством.

Председатель правления ОСМД исполняет обязанности на общественных началах

Так, если председатель правления ОСМД исполняет обязанности на общественных началах, вариантов немного. Зачастую в таком случае единственным юридически значимым документом, определяющим обязанности председателя правления, является устав ОСМД. Поэтому если принимается решение о том, что председатель правления будет исполнять обязанности бухгалтера, это должно указываться в учредительных документах объединения.

Если решение о возложении обязанностей бухгалтера на председателя правления принимается на этапе, когда ОСМД уже зарегистрировано, нужно внести изменения в устав. Конечно, это не самый простой путь. Ведь, кроме того, что придется созвать общее собрание совладельцев, необходимо будет еще и зарегистрировать новую редакцию учредительных документов, уплатив за это административный сбор.

На заметку!

В 2017 году плата за государственную регистрацию изменений в учредительные документы ОСМД составляет 480 грн (абз. 8 ч. 1 ст. 36 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV).

Таким образом, советуем на этапе утверждения устава ОСМД в части определения обязанностей председателя правления прописывать, что приведенный перечень таких обязанностей не является исчерпывающим и будет более детализирован в положении об обязанностях председателя правления ОСМД (в случае же если последний работает по трудовому договору — в должностной инструкции председателя правления ОСМД). При таких обстоятельствах, возлагая на председателя правления обязанности по ведению бухгалтерского учета (как, собственно, и любые другие), достаточно будет внести изменения в соответствующее положение об обязанностях (должностную инструкцию).

Председатель правления ОСМД работает по трудовому договору

В случае если председатель правления является наемным работником (находится в трудовых отношениях с ОСМД) — альтернатив чуть больше.

Дело в том, что при этом возникает вопрос касательно наличия совмещения профессий (должностей) — ситуации, когда работник выполняет на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Совмещение может иметь место в том случае, если штатным расписанием ОСМД предусмотрена отдельная должность бухгалтера. В таком случае известны 2 возможных варианта действий:

1) внести изменения в штатное расписание путем выведения из него должности бухгалтера;

2) оформить возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на председателя правления ОСМД как совмещение.

Откровенно говоря, первый вариант является более привлекательным. Ведь совмещение профессий считается изменением существенных условий труда, а следовательно, председатель правления ОСМД должен быть уведомлен об этом не позднее чем за 2 месяца (ч. 3 ст. 32 Кодекса законов о труде Украины, далее — КЗоТ). Кроме того, при совмещении профессий (должностей) работнику за это должна осуществляться доплата (ст. 105 КЗоТ).

В случае если должность бухгалтера в штатном расписании отсутствует, процедура возложения обязанностей по ведению бухучета на председателя правления, который является наемным работником, похожа на ту, которая применяется при исполнении председателем правления своих обязанностей на общественных началах: необходимо внести изменения в должностную инструкцию, а если в уставе приведен исключительный перечень обязанностей председателя правления — также изложить в новой редакции учредительные документы.

Правда, существует еще один нюанс: если с председателем правления трудовой договор заключен в письменной форме, в последний также нужно будет внести соответствующие дополнения и уточнения (путем оформления приложения к данному договору).

Соответственно, если еще на этапе создания ОСМД было согласовано, что председатель правления одновременно будет работать тут бухгалтером, соответствующие обязанности необходимо предусмотреть в уставе, трудовом договоре и должностной инструкции еще вначале.

Некоторые последствия возложения на председателя правления ОСМД обязанностей бухгалтера

В ситуации, когда обязанности председателя правления и бухгалтера исполняет одно и то же лицо, стоит обратить внимание на некоторые практические нюансы.

Во-первых, одна из важных обязанностей бухгалтера — составление и предоставление налоговой отчетности. Традиционно такая отчетность скрепляется одновременно двумя подписями — руководителя и бухгалтера. Вместе с тем в пп. 48.5.1 Налогового кодекса Украины законодатель предусмотрел следующее: в случае ведения бухгалтерского учета и предоставления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика данная налоговая декларация подписывается таким руководителем. То есть уполномочивать любое другое лицо (скажем, из числа членов правления) на подписание налоговой отчетности вместе с председателем правления нет необходимости.

Во-вторых, именно подпись бухгалтера, как правило, является второй подписью, которая указывается в карточке с образцами подписей и оттиска печати при открытии текущего счета юридическому лицу (абз. 2 п. 18.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, далее — Инструкция № 492). В свою очередь, в п. 18.6 Инструкции № 492 закреплено: по счетам юридических лиц и счетам обособленных подразделений, в штатном расписании которых нет лиц, которым может быть предоставлено право второй подписи, в банк подается заверенная карточка с образцами подписей лиц, которым принадлежит право первой подписи. В этом случае при составлении карточки в графе, предназначенной для указания должностей лиц, имеющих право второй подписи, делается надпись о том, что в штатном расписании нет таких лиц. То есть, опять-таки, без второй подписи вполне можно обойтись.

Обратим внимание еще на один немаловажный вопрос. Согласно ч. 6 ст. 22 Закона № 2866, для финансирования самообеспечения объединения совладельцы уплачивают соответствующие взносы и платежи в размерах, установленных общим собранием объединения. Если соответствующие взносы осуществляются наличными (а именно так зачастую и происходит на практике), ОСМД нужна касса, а следовательно — и кассир.

С целью, опять-таки, оптимизации расходов на оплату труда обязанности кассира чаще всего возлагаются на бухгалтера. Однако если функции бухгалтера будет выполнять руководитель, то вариантов 2: или заведовать кассой будет поручено все тому же председателю правления, или придется трудоустраивать для этого отдельное лицо.

Если совладельцы согласуют первый вариант, то переживать по поводу того, что все кассовые документы будут подписаны одним только председателем правления — не стоит. Действительно, формы таких документов предусматривают их скрепление двумя (бухгалтера и кассира или руководителя и бухгалтера) или даже тремя (руководителя, бухгалтера и кассира) подписями. Однако Национальный банк Украины в письме от 14.02.2012 г. № 11-117/708-1645 пришел к следующему выводу: при отсутствии на предприятии других работников руководитель имеет право подписывать кассовые документы единолично.

В то же время важно: если председатель правления ОСМД исполняет обязанности на общественных началах, кассиром он быть не может. Дело в том, что, как следует из п. 4.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, для того, чтобы лицо могло исполнять обязанности кассира, с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. А заключение таких договоров регламентируется именно трудовым законодательством: в частности — главой ІХ КЗоТ, а именно — ст. 1351. Посему кассиром может быть только наемный работник.

Ну и напоследок напомним. Если возложение обязанностей бухгалтера на председателя правления ОСМД осуществляется в уже действующем объединении, в котором ранее бухучетом заведовало другое лицо, о перепоручении соответствующих обязанностей необходимо уведомить органы ГФСУ. А именно — подать регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с пометкой «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку» в 10-дневный срок со дня возложения обязанностей по ведению бухучета на председателя правления (п. 9.3 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588).

На информационном портале для сособственников многоквартирных домов Вы найдете больше информации о:

  • выборе формы управления многоквартирным домом;
  • оформлении договорных отношений с поставщиками услуг;
  • получении государственной поддержки на осуществление энергоэффективных мероприятий;
  • создании и организации деятельности ОСМД.

Какова судебная практика по вопросу прав ТСЖ на обращение в суды с исковыми заявлениями о взыскании, понуждении (обязании)? Требуется ли для обращения в суд проводить общее собрание собственников, на котором большинством голосов принимать решение о наделении ТСЖ соответствующими полномочиями? Речь, в частности, об обращении ТСЖ в суд с иском об обязании демонтировать рекламные конструкции и взыскании неосновательного обогащения с ответчика за пользование общим имуществом собственников (фасадом здания).

Ответ: В соответствии с нормами статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Согласно ч. 2 статьи 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме.

Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что вне зависимости от наличия/отсутствия решения общего собрания собственников помещений дома о наделении полномочиями ТСЖ на обращение в суд с исками о взыскании и понуждении, ТСЖ вправе выступать процессуальным истцом от имени собственников помещений дома.

Примеры из судебной практики

Пример 1

Например, ответчик полагал, что об отсутствии полномочий у истца (ТСЖ) на обращение в суд с исковыми требованиями свидетельствует отсутствие решений общего собрания собственников.

Судами нижестоящих инстанций с общества взыскано неосновательное обогащение.

Суд кассационной инстанции со ссылками на подпункт 1 пункта 2 статьи 137 ЖК РФ, пункты 6, 8 статьи 138 ЖК РФ указал, что довод ответчика об отсутствии у истца права на обращение в суд с данным иском не принимается во внимание суда кассационной инстанции. Товарищество вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения за пользование общим имуществом жилого дома (извлечение из постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.04.2013 по делу N А45-20680/2012).

Пример 2

По другому делу, сославшись на подпункт 1 пункта 2 статьи 137 Жилищного кодекса РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 138 Жилищного кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 3 пункта 2 статьи 152 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание положения указанных норм, суды установили, что товарищество вправе предоставлять в пользование часть общего имущества данного жилого дома и представлять интересы собственников помещений в нем при заявлении иска.

Суды, приняли во внимание расположение спорной вывески на несущей стене здания и пришли к верному выводу, что квалификация конструкции как вывески или рекламного щита правового значения для разрешения спора не имеет (извлечение из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2010 по делу N А53-25023/2009).

Пример 3

Судом было установлено, что поскольку ответчик отказался от оплаты за размещения вывески, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.

Удовлетворяя требования ТСЖ, суд, ссылаясь на нормы части 1 статьи 135 ЖК РФ, подпункт 1 пункта 2 статьи 137 ЖК РФ, пункт 6 статьи 138 Жилищного кодекса РФ, указал, что согласно уставу товарищество является объединением собственников помещений в жилом доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в жилом доме. В связи с чем, товарищество вправе обратиться в арбитражный суд с иском в интересах своих членов.

Аналогичная правовая позиция изложена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 09.12.2010 N 5441/10.

В связи с чем довод заявителя о ненадлежащем истце отклоняется как несостоятельный (извлечение из постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по делу N А79-833/2012).

Пример 4

Товарищество собственников жилья «Литвинова-2» обратилось в Арбитражный суд … с исковым заявлением … к обществу … о взыскании 101 061 руб. 61 коп., составляющих сумму неосновательного обогащения от использования рекламных конструкций за период с 27.12.2008 по 13.11.2011 и 2 986 руб. 93 коп. — процентов за пользование чужими денежными средствами …

Для достижения своих целей Товарищество осуществляет, в том числе: сдачу в аренду, внаем, либо продажу недвижимого имущества, входящего в состав и находящегося в собственности Товарищества, в случае недостаточности средств, необходимых для содержания и улучшения состояния общего имущества, а также иные виды хозяйственной деятельности, предусмотренные Уставом …

Таким образом, товарищество вправе обратиться в арбитражный суд с иском в интересах своих членов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.12.2010 N 5441/10 (извлечение из постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по делу N А19-770/2012).

Приведенные выше правовые позиции поддерживаются также и судами общей юрисдикции (например, апелляционное определение Омского областного суда по делу № 33-2853/2014, апелляционное определение Новгородского областного суда от 23.10.2013 N 2-4097/13-33-1820, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 10.07.2013 по делу N 33-7174/13, определение Пермского краевого суда от 17.04.2013 по делу N 33-3152).

обзора: «Размещение рекламы, вывески на жилом доме. Судебная практика, комментарии», где содержатся ответы на вопросы о разграничении понятий «сведения рекламного характера» и «сведения о предпринимателе или юрлице, обязательные для размещения на вывеске», в том числе о виде деятельности; вправе ли собственники помещений дома требовать оплату за размещение на фасаде дома вывески или рекламы и прочие вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх