Куперс

Бухучет и анализ

Как снизить кадастровую стоимость участка

С 1 января 2015 года в России постепенно вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц. Пионерами его применения стали 28 регионов, в том числе Москва, Самарская, Рязанская и Тверская области, применяющие его уже с 2015 года. С 2016 года на новый порядок перешли жители еще 21 региона России, в том числе Санкт-Петербурга, Вологодской, Брянской и Воронежской областей. Остальные регионы России также обязаны перейти на новый порядок до 2020 года.

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Если ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, то новый порядок предусматривает его исчисление по кадастровой стоимости, которая обычно максимально приближена к рыночной цене. Однако встречаются случаи, когда кадастровая стоимость превышает рыночную ввиду наличия неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете или в связи с падением рыночной стоимости объекта по различным причинам. А переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Алексей Мазуров,
к. ю. н., эксперт по земельному и смежному законодательству ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского».

Реформа земельного кодекса РФ: анализ актуальных новелл законодательства и практики применения.

Купить запись

В такой ситуации владелец недвижимости, имеющей завышенную кадастровую стоимость, может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. К сожалению, вернуть переплаченную сумму не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 409 НК РФ), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).Таким образом, неполучение уведомления о необходимости уплаты налога, не освободит от него.

Как узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости

Прежде чем оспаривать кадастровую стоимость, необходимо узнать, в какую сумму оценили вашу недвижимость. Оценку производят независимые оценочные компании по договору с органами власти, а кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости размещена в открытом доступе на официальном сайте Росреестра. Для поиска объекта недвижимости потребуется ввести его кадастровый номер или адрес, а жилой дом или иной объект, представляющий отдельное строение, можно просто найти на публичной кадастровой карте (maps.rosreestr.ru/PortalOnline/).

Если в форму поиска ввести кадастровый номер нужного объекта (его можно посмотреть в свидетельстве о праве собственности) или адрес и нажать кнопку «Сформировать запрос», то в базе данных будет найден нужный объект недвижимости и показаны имеющиеся источники данных.

Затем нужно выбрать в качестве источника данных «ГКН» (Государственный кадастр недвижимости), после чего будет выдана справочная информация по объекту недвижимости, в том числе кадастровая стоимость и дата ее утверждения. Кадастровую стоимость можно сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. К примеру, если на 16 декабря 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 17 млн руб., а реальная стоимость на эту дату составляла 15 млн руб., то кадастровая оценка превышает рыночную стоимость на 2 млн руб. При расчете налога следует учитывать, что налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 м2 общей площади этой квартиры (п. 3 ст. 403 НК РФ), поэтому размер налоговой базы будет ниже кадастровой стоимости. Если же доказать, что кадастровая стоимость для данного объекта недвижимости является завышенной, а реальная рыночная стоимость составляет 15 млн руб., то размер налоговой базы также уменьшится.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать размер налога для московской недвижимости можно с помощью нашего калькулятора расчета налога на имущество физических лиц в Москве

Следует учитывать, что за первый год налог исчисляется с понижающим коэффициентом 0,2. В течение последующих пяти лет размер налога будет постепенно расти, а с 2020 года понижающий коэффициент применяться не будет.

Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости существует только два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. Верховный суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:

  • неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе:
    • местоположение объекта оценки;
    • его целевое назначение;
    • разрешенное использование земельного участка;
    • аварийное состояние объекта;
    • нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
    • иные условия;
  • неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Чтобы определить наличие или отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилья, можно запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости у заказчика проведения кадастровой оценки, сведения о котором можно узнать в территориальных подразделениях Росреестра. Ответить на такой запрос заказчик и оценщик обязаны в семидневный срок с момента его поступления (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Если же основанием к оспариванию кадастровой стоимости является превышение ею рыночной цены недвижимости, следует принять во внимание, что рыночная цена должна определяться не на текущий момент, а на момент установления кадастровой стоимости. Таким образом, даже резкое падение стоимости недвижимости, произошедшее позднее установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить. Не получится оспорить кадастровую оценку и жителям тех регионов, в которых налог по прежнему исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6).

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. В случае судебного рассмотрения спора предварительного обращения в комиссию для физических лиц не требуется, но для организаций этот этап является обязательным. При этом, рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным:

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать размер госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд, можно с помощью нашего калькулятора госпошлины

  • быстрое рассмотрение спора (в течение месяца);
  • отсутствие судебных расходов, в том числе, необходимости уплачивать госпошлину;
  • возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке.

Такие комиссии функционируют при каждом управлении Росреестра в регионах России.

Необходимые документы

По делам о пересмотре кадастровой стоимости каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

Таким образом, заявителю потребуется представить документы, доказывающие его позицию. Кроме того, как в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и в суд помимо заявления потребуется предоставить ряд документов (ст. 246 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»):

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший вышеуказанный отчет, о его соответствии требованиям законодательства и стандартов;
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости) (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

При подаче административного искового заявления в суд дополнительно необходимо представить:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления (либо копии документов для направления этим лицам);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;
  • документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов Комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В течение семи дней с момента поступления заявления, комиссия сообщает об этом с указанием даты рассмотрения дела в орган местного самоуправления и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения, комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Если основанием оспаривания кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (в случае, если использованные сведения будут признаны достоверными);
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (если использованные сведения будут признаны недостоверными).

В случае, если основанием оспаривания явилось установление рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает одно из следующих решений:

  • об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • об отклонении заявления.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Кроме того, заявитель имеет право оспаривать в суде не само решение комиссии, а результаты определения кадастровой стоимости. В этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения в суде.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 КАС РФ.

В судебном порядке граждане могут обжаловать как непосредственно результаты оценки кадастровой стоимости квартиры, так и решение комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если предварительно заявитель в такую комиссию обращался. Соответственно, административный истец может заявить одно из следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии Росреестра.

Рассмотрение других требований не может производиться одновременно с оспариванием кадастровой стоимости, поскольку подсудны другим судам. Это значит, что если владелец квартиры хочет вернуть переплаченные налоги, то сначала ему нужно получить судебное решение по результатам рассмотрения его административного искового заявления, а потом уже обращаться с иском о взыскании переплаченных денежных средств.

Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов (п. 15 ст. 20 КАС РФ).

Административными ответчиками по спорам о кадастровой стоимости будут являться Росреестр и орган, утвердивший оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости.

Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Однако если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя (п. 3 ст. 245 КАС РФ).

Срок рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости в суде составляет два месяца, но он может быть продлен еще на месяц в связи со сложностью дела (ст. 141 КАС РФ).

О месте и времени рассмотрения дела суд извещает стороны, однако их неявка не препятствует его рассмотрению, если стороны были извещены надлежащим образом (п. 4 ст. 247 КАС РФ).

Следует учитывать, что поскольку стороны обязаны самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, то суд удовлетворит их ходатайства об истребовании дополнительных доказательств только в том случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства без помощи суда. Тем не менее, суд не лишен права запрашивать необходимые доказательства по своей инициативе (п. 6 ст. 247 КАС РФ).

При оспаривании кадастровой стоимости со стороны не единоличного собственника, а участника долевой собственности, суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Возражения других собственников оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу и не влекут обязательного отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Если по результатам рассмотрения дела суд удовлетворяет заявленные требования о пересмотре кадастровой стоимости, то в резолютивной части такого решения должна быть указана величина установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Принятое судом по результатам рассмотрения дела решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Последняя актуализация: 14 июля 2017 г.

Документы по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
  • Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Ради Дома РRO

В кризис снижение налогового бремени становится для многих предпринимателей условием выживания бизнеса. Особенно если речь идет о налоге не недвижимость, платежи по которому нередко исчисляются миллионами рублей. Уменьшить эту сумму можно, оспорив кадастровую стоимость зданий и земельных участков. Как это сделать, порталу Ради Дома PRO рассказал управляющий партнер экспертной группы «Вета» Илья Жарский.

В условиях экономического кризиса принцип «Сэкономленный рубль — заработанный рубль» стал как никогда актуален. И именно оспаривание кадастровой стоимости для собственников и арендаторов недвижимости является одним из основных инструментов сбалансированной экономии. Не случайно пик переоценки пришелся как раз на 2015 год.
В особенности это касается земельных участков, приобретенных еще до кризиса в рамках строительных и девелоперских проектов, часть из которых так и не была запущена по причине падения спроса и прекращения финансирования. В этом случае собственник имеет на балансе голый кусок земли, простаивающий без дела и не приносящий никакого дохода, но при этом требующий расходов на содержание. В их числе — платежи по налогу на недвижимость в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Чтобы лучше понять, каким образом можно законно снизить кадастровую стоимость недвижимости и, соответственно, уменьшить налоговое бремя, приведу пример из собственной практики.

В начале 2016 года к нам обратился собственник 16,5 га земли с назначением под ИЖС близ города Троицка Московской области. Земельный участок — чистое поле, приобретенное под строительство коттеджного поселка. Строительство, однако, так и не началось в связи с негативной экономической конъюнктурой. Налоговое бремя формировалось на основании кадастровой стоимости в размере 602 млн руб., то есть годовой налог составлял около 9 млн руб., что не мало за участок, который не приносит никакого дохода.
Кадастровая стоимость земельного участка по ряду причин не соответствовала его рыночной стоимости. Часть участка попадала в водоохранную зону, по другой проходила ЛЭП, в результате чего общая площадь 16,5 га сокращалась до 10 га возможной застройки. К этому можно прибавить полное отсутствие каких-либо подведенных коммуникаций.
Подобные индивидуальные параметры земельного участка не учитываются при определении кадастровой стоимости, так как она производится методом массовой оценки. Повторная оценка и расчет рыночной стоимости, учитывающий всё особенности и нюансы конкретного объекта недвижимости, позволили снизить его рыночную стоимость до 197 млн руб., против первоначальных 602 млн руб. Другими словами, стоимость участка была снижена на 67%.
Чтобы легитимизировать новую, заметно сниженную, рыночную стоимость земельного участка, необходимо пройти процедуру оспаривания кадастровой стоимости в территориальной Комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости.
Это самый ответственный момент!
Действия Комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости регулируются ФЗ 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263.
В Комиссию необходимо предоставить следующие документы:
● кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
● нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
● документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
● отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
● положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Следует помнить, что оспорить результаты определения кадастровой стоимости в комиссии можно только в определенный период: с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в кадастр аналогичных сведений, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Комиссия может отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В этом случае остается только один вариант — обжалование решения в суде. Но это уже совершенно другая история, в которой требуется участие юристов.
В нашем случае до суда, к счастью, не дошло, и положительное решение Комиссии о снижении кадастровой стоимости позволило снизить ежегодную налоговую нагрузку на 6 млн руб. При этом общие затраты на переоценку и процедуру оспаривания кадастровой стоимости составили порядка 500 тыс. руб., то есть меньше 10% сэкономленных средств. Таким образом, проект по снижению кадастровой стоимости окупился для заказчика более чем десятикратно.

Правительство Нижегородской области во главе с Губернатором Нижегородской области Г. С. Никитиным разработало пошаговый комплекс мероприятий по снижению налоговой нагрузки на граждан и юридических лиц Нижегородской области. На сегодняшний день готов весь инструментарий по оптимизации налогообложения по имущественным налогам.

Данный вопрос имеет крайнюю актуальность практически для всех проживающих на территории Нижегородской области. Большинство населения являются собственниками — дома, квартиры, доли в жилом помещении или земельного участка.

Право собственности на объекты недвижимости накладывает на собственника определенные обязанности, в том числе оплату земельного налога и налога на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поэтому каждый обладатель недвижимости должен знать, что нужно делать при получении налогового уведомления по имущественным налогам.

Что делать, если в полученном налоговом уведомлении налог значительно выше прошлогоднего?

Схема оспаривания кадастровой стоимости

В первую очередь, проверить — правильно ли прислано уведомление. Необходимо зайти на сайт Росреестра (в раздел «справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн») и по кадастровому номеру объекта проверить соответствует ли информация действительности. Необходимо сверить данные в налоговом уведомлении с данными в справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн по вашему объекту/земельному участку по таким показателям как:

  • адрес,
  • площадь,
  • кадастровая стоимость,
  • категория земель и вид разрешенного использования для земельных участков,
  • назначение или тип для объектов капитального строительства.

Все эти показатели напрямую влияют на кадастровую стоимость и, как следствие, на размер налога на имущество и землю.

Если выявлена ошибка.

Если налог прислали по другому объекту, то есть произошла техническая ошибка, в этом случае необходимо обратиться в Управление Росреестра по Нижегородской области и в Управление ФНС РФ по Нижегородской области с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

При этом важно знать, что выявленная вами недостоверность данных об объекте дает Вам право на изменение параметров объекта, пересчет кадастровой стоимости — с 01.01.2015 по ОКСам и — с 01.01.2016 по земле, а также пересчет имущественных налогов за 3 предшествующих налоговых периода. Вся процедура для собственника объекта является бесплатной и не требует от налогоплательщика финансовых затрат.

Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости при обнаружении недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости Вам необходимо подать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области (далее — Комиссия при Росреестре).

Форма заявления
docx, 16 КБ

К заявлению необходимо приложить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Заявление рассматривается Комиссией при Росреестре в течение одного месяца с даты его поступления.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (технической ошибкой, реестровой ошибкой в ЕГРН, другими имевшими место на дату проведения ГКН ошибками по площади объекта, его адресу, категории или виду разрешенного использования земельного участка, назначению объекта капитального строительства и т. д.) Комиссия при Росреестре отправит свое решение в Правительство Нижегородской области (Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области — далее Министерство) для осуществления пересчета кадастровой стоимости.

В свою очередь Министерство, после проведения мероприятий по пересчету кадастровой стоимости объекта, исходя из актуальных сведений об объекте, внесет соответствующие изменения в соответствующее постановление Правительства Нижегородской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки по земле либо ОКСам.

В дальнейшем постановление об утверждении новых результатов кадастровой оценки Вашего объекта будет направлено в Управление Росреестра по Нижегородской области, в Управление ФНС России по Нижегородской области, а также Кадастровую палату (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области) для внесения актуализированных сведений о кадастровой стоимости Вашего объекта в ЕГРН.

Еще раз акцентируем внимание, что вся процедура является бесплатной и позволяет изменить налог на имущество с даты начала применения результатов государственной кадастровой оценки (содержащих недостоверные данные об объекте), но не более чем за 3 предшествующих налоговых периода.

Дополнительные консультации на бесплатной основе Вы можете получить в государственном казенном предприятии Нижегородской области «Нижтехинвентаризация», имеющем разветвленную филиальную сеть на территории Нижегородской области.

Если все правильно, но вы не согласны с величиной налога.

Во-первых, нужно проверить возможность включения Вашего объекта в перечень объектов недвижимости, налогообложение по которым осуществляется от кадастровой стоимости, утверждаемый в соответствии со ст. 378.2. Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Перечень), т.к. включение объектов в указанный Перечень влечет налогообложение объекта недвижимости на максимально допустимом Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) уровне — в размере 2% от кадастровой стоимости.

Перечни утверждаются уполномоченным органом Правительства Нижегородской области —Министерством на каждый финансовый год, начиная с 2016 года. В них включаются принадлежащие юридическим и физическим лицам коммерческие объекты, а именно: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Для проверки включения Вашего объекта в Перечень нужно войти на официальный сайт Министерства в раздел «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», либо на сайт Правительства Нижегородской области.

В случае необоснованного, по Вашему мнению, включения объекта недвижимости в Перечень, для решения вопроса по его исключению из Перечня и пересчету налога на имущества Вам нужно обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданную при Министерстве (далее — Межведомственная Комиссия при министерстве) (Адрес для подачи заявлений в Межведомственную комиссию при министерстве: 603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 2, каб. 3, тел. 435−65−07, 435−65−65).

В компетенцию Межведомственной Комиссии при министерстве входит рассмотрение по заявлению заинтересованных лиц вопросов об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и принятие решений о включении или исключении объектов из Перечня.

Вся информация о Межведомственной Комиссии при министерстве, образец заявления, перечень документов, а также список аккредитованных министерством организаций на подготовку экспертных заключений о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения на территории Нижегородской области размещены на сайте министерства. Указанная информация размещена на главной странице сайта в разделе «Деятельность» → «Как оспорить кадастровую стоимость».

По стандартным случаям решения Межведомственной Комиссии при министерстве принимаются по включению/ исключению объектов только из перечня текущего года, т. е. в 2019 году из Перечня, утвержденного на 2018 год. В то же время по ряду исключительных случаев (гаражи и машино-места) принимается решение за предыдущие периоды в соответствии с действующим законодательством.

Уже сейчас Правительство Нижегородской области принимает экстренные меры по верификации и постоянной актуализации перечня объектов недвижимости, налогообложение по которым осуществляется от кадастровой стоимости, утверждаемый в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. По упрощенному механизму стало возможным исключение гаражей и машино-мест, а также для физических лиц исключение объектов недвижимости площадью до 150 квадратных метров без предоставления экспертного заключения, что значительно снижает дополнительные издержки граждан.

Кроме того, активно ведется работа по исключению из Перечня «случайных» объектов, не подпадающих под налогообложение по ст. 378.2 НК РФ, которые вошли в Перечень в связи с кадастровой ошибкой. Речь идет в основном о жилых квартирах и снятых с кадастрового учета объектах.

За период работы Межведомственной Комиссии при министерстве, начиная с июля 2016 года по июль 2019 года в результате верификации данных рассмотрено вопросов по 3298 объектам об исключении/включении из Перечней 2016, 2017, 2018, 2019 годов, из которых по 3110 объектам приняты положительные решения об исключении (включении). При этом только в 2018 году Министерством рассмотрены обращения по 1486 объектам, из которых по 1440 приняты положительные решения.

Таким образом, Правительство Нижегородской области активно предпринимает все меры, чтобы максимально актуализировать утвержденные Перечни, а также внедрить оптимальную стандартизацию критериев и подходов к ежегодному формированию Перечня.

Далее, при положительном решении Межведомственной Комиссии при министерстве о включении или исключении объектов из Перечня, Министерство готовит приказ о включении/ исключении из Перечня и направляет его в Управление ФНС России по Нижегородской области для пересчета налога на имущество. При этом пересчет налога будет осуществлен за весь налоговый период, по которому произошло изменение Перечня в части включения/исключения объекта недвижимости. Копия приказа Министерства также направляется собственнику объекта.

За консультациями по вопросу исключения объекта из Перечня можно обращаться к специалистам Министерства по телефонам 435−65−07, 435−65−65, либо в казенное предприятие Нижегородской области «Нижтехинвентаризация». Все консультации проводятся на бесплатной основе.

Во-вторых, если Ваш объект не включен в Перечень, но вы не согласны с величиной налога, то вероятнее всего причина в том, что кадастровая оценка Вашего объекта не соответствует его рыночной стоимости.

Массовая оценка производится по утвержденной методике, поэтому некоторые индивидуальные характеристики объекта нивелируются. Когда определяется рыночная стоимость конкретного объекта, будь то земельный участок или объект капитального строительства, получается более точная оценка его стоимости. При массовой оценке отклонения в ту и другую стороны неизбежны.

В идеале кадастровая стоимость должна быть на уровне рыночной, во всяком случае — максимально приближенной к ней. Закон дает возможность решить этот вопрос собственнику объекта недвижимости, как в досудебном, так и в судебном порядке.

Чтобы решить вопрос об изменении кадастровой стоимости имущества в досудебном порядке Граждане, имеют право обратиться с заявлением в Комиссию при Росреестре.

Форма заявления
docx, 16 КБ

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости — в случае подачи заявления лицом, имеющим право на объект недвижимости.
  • Доверенность на представителя правообладателя — в случае подачи заявления лицом по доверенности.
  • Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости — в случае если заявление подается в связи с определением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
  • Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои замечания и требования.

Более подробная информация о работе комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также образец заявления размещены на официальном сайте Росреестра: в разделе «Деятельность» → «Кадастровая оценка» → «Пересмотр/оспаривание кадастровой стоимости».

Контактная информация

Адрес для подачи заявлений в Комиссию:

603006, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 32, каб. 130.

603950, ГСП-888, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. М. Ямская, д. 78.

Телефон для связи: 8 (831) 439−05−85.

График приема заявлений:

  • Понедельник, вторник, среда, четверг: 9:00−18:00
  • Пятница: 9:00−17:00
  • Перерыв:13:00−13:48

Правительством Нижегородской области реализуются меры по увеличению пропускной способности Комиссии при Росреестре.

В целях сокращения сроков принятия решений о снижении кадастровой стоимости Министерством предложено рассматривать на Комиссии при Росреестре отчеты о рыночной стоимости имущества одновременно с заключениями СРО о подтверждении цены. В данном случае сокращается время рассмотрения обращений заявителей, так как не требуется дополнительного времени на проведение экспертизы отчета о рыночной оценке объекта. Одновременно, данная мера позволит обеспечить снижение цен на отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости в 2 раза с учетом заключений СРО по сравнению с существующими рыночными ценами на такие услуги сегодня, а также в 3 раза на экспертные заключения о фактическом использовании объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень объектов недвижимости.

Еще раз обращаем внимание, что Правительством уже сейчас обеспечено решение вопроса по двух- и трехкратному снижению сопутствующих расходов граждан и юридических лиц, связанных с оспариванием кадастровой стоимости, за счет проведения данной работы казенным предприятием Нижегородской области «Нижтехинвентаризация», имеющим все необходимые разрешения, а также разветвленную филиальную сеть на территории Нижегородской области. Причем данное снижение цен на работу по подготовке отчета о рыночной стоимости имущества включает в себя и заключения СРО о подтверждении цены. Подача такого отчета в Комиссию при Росреестре позволит обеспечить максимально короткие сроки рассмотрения Вашего вопроса.

Обращаем внимание, что КП НО «Нижтехинвентаризация» уже оказывает всем лицам бесплатные консультации по условиям и порядку оспаривания кадастровой стоимости.

Для льготных категорий граждан, которых в совокупности проживает в Нижегородской области более 73 тысяч человек, бесплатными являются не только консультации, но также услуги по рыночной оценке объектов недвижимости и изготовлению экспертных заключений о фактическом пользовании объектов недвижимости. К льготным категориям относятся многодетные семьи, приемные семьи, созданные на основе договоров с органами опеки и попечительства Нижегородской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также граждане, попадающие под действие Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З «Закон о социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их прав на образование».

При соответствии отчета о рыночной стоимости объекта федеральным стандартам оценки, принимается положительное решение — кадастровая стоимость устанавливается на уровне рыночной.

Исходя из положений статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению Комиссии или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению Комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Кроме описанных мер Правительством Нижегородской области проводятся системные действия, направленные на изменение ситуации в области налогообложения по имущественным налогам в ближайшей перспективе.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2018 года № 253-р создано государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка».

С 2018 года ГБУ осуществляет мероприятия по информационной подготовке к проведению новой кадастровой оценке, обеспечивает выявление и формирование профиля субъектов МСП по отраслям и их платежеспособности. Также указанное бюджетное учреждение продолжит развивать существующие инструменты и осуществлять постоянный мониторинг рынка недвижимости.

Все это позволит повысить достоверность информации для проведения новой государственной кадастровой оценки, сделать ее результаты максимально актуальными, а налогообложение — прозрачным и понятным.

Ориентировочно, государственная кадастровая оценка всех объектов недвижимости может быть закончена с учетом проведения подготовительных мероприятий по сбору, обработке, систематизации сведений об объектах недвижимости, в 2020 году.

Кроме того, после сбора статистики и необходимой информации будет разработана и предложена к рассмотрению новая концепция налоговой политики по налогу на имущество и землю, которая обеспечит эффективное и сбалансированное решение задач как по снижению социальной напряженности из-за налогового бремени на население и бизнес, так и по обеспечению поступления дополнительных доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области за счет вовлечения в налоговый оборот объектов, не являющихся в настоящий момент объектами налогообложения.

Правительство Нижегородской области организовало интенсивное информирование граждан и юридических лиц о порядке и основаниях оспаривания кадастровой стоимости.

Подготовлены информационные буклеты по алгоритму действий по всем вопросам, возникающим в связи с завышенной налоговой нагрузкой с приложением форм заявлений в уполномоченные органы власти и суды. Буклеты можно получить во всех филиалах КП НО «Нижтехинвентаризация».

В целях повышения доступности информации о порядке и способах оспаривания кадастровой стоимости обеспечено размещение исчерпывающих данных по указанному вопросу на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, Министерства, а также на сайте и на информационных стендах КП НО «Нижтехинвентаризация», МФЦ по Нижегородской области. Кроме того, в целях массового информирования населения по данному вопросу соответствующие рекомендации опубликованы в печатных изданиях Нижегородских СМИ (газета «Курс Н», «Нижегородская правда», «День города»). Вы можете всегда обратиться за личной консультацией в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области либо в КП НО «Нижтехинвентаризация». Консультация Вам будет предоставлена на бесплатной основе высококвалифицированными специалистами.

Что вообще такое кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость объекта недвижимости (земельного участка, здания, строения и т.д.) это его стоимость, установленная либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо в результате рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости судом, либо специализированной комиссией Росреестра.

Одной из ключевых особенностей кадастровой стоимости является ее соответствие реальной рыночной стоимости такого объекта недвижимости, однако, на практике зачастую это не совсем так.

А зачем вообще нужна кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается для целей их налогообложения, определения размера арендной платы за пользование ими и в иных случаях, предусмотренных законом.

Проще говоря, кадастровая стоимость это то, от чего зависит величина налога на Вашу недвижимость либо размер арендной платы, уплачиваемой Вами за пользование недвижимостью, арендуемой у государства.

Из этого сам собой напрашивается вывод о том, что кадастровая стоимость в нашей с Вами жизни является одной из важнейших величин. Думаю, Вы с нами согласитесь!

Почему по вопросу установления кадастровой стоимости в размере реальной рыночной Вам следует обратиться именно к нам?

Ответ предельно прост. Потому что профессионально и «под ключ», без «надутых обещаний», честно и экономически оправданно, а также строго в названный срок это делаем только мы!

В нашем коллективе трудятся профессионалы своего дела – адвокаты и юристы, специализирующиеся как на установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их действительной рыночной стоимости (оспариванию), так и на арбитражных и гражданских процессах по имущественным вопросам, вопросам корпоративного, договорного, патентного права, банкротства, прав на недвижимое имущество.

Мы оказываем услуги по оспариванию кадастровой стоимости на протяжении более двух лет, как в Москве, так и иных регионах нашей страны. Нами успешно практикуется проектный подход к оказанию юридической помощи, поскольку проектная практика позволяет справиться с самыми сложными делами, требующими ведения комплекса разных судебных процессов и долгосрочного планирования.

Хотим обратить Ваше внимание на то, что в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости обратившегося к нам клиента находится в пределах действительной рыночной стоимости, мы информируем клиента об экономической нецелесообразности ее оспаривания.

Репутация для нас не пустой звук.

Наш коллектив искренне желает Вам успехов в оптимизации Ваших расходов!

18 сентября на сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации опубликован текст Постановления № 10761/11 от 25 июня 2013 г. по Делу № А11-5098/2010, в котором суд дает разъяснения о датах оценки при оспаривании результатов кадастровой оценки.

Просим обратить внимание на изложенные ниже выводы и принять их во внимание при осуществлении оценочной деятельности.

В частности ВАС РФ поясняет, что истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.

ВАС РФ объясняет свою позицию следующим образом:

При решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее. В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.

Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.

Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.

В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее – методические указания). Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.

Так, подпункт 2.1.17 методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.

При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх