Куперс

Бухучет и анализ

Какие существуют подходы

Понятие «модель управления» позволяет раскрыть основные системы управления. По сути, модель управления — это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование. Любой руководитель стоит перед проблемой выбора по самому животрепещущему вопросу: как управлять вверенным ему объектом, какой арсе­нал управленческих стратегий, рычагов и технологий исполь­зовать. Модель управления позволяет сделать это.

Выбор модели управления — это не выбор нужного тебе това­ра в торговом ряду, когда товар уже изготовлен и имеет ясно очер­ченные потребительские свойства. Здесь правомерна такая ана­логия. Мать не может купить ребенка — она должна сначала сама созреть, затем зачать его с думой о своем материнском предназ­начении, выносить в своей утробе, родить и многие годы песто­вать и воспитывать, чтобы получилось хорошее потомство. Пред­ставляется, что именно в таком метафорическом контексте Ф. Тейлор утверждал, что модель управления — это не изобрете­ние, а эволюция.

Перефразируя приведенную выше метафору, можно сказать, что модель управления, так же как и ребенок, вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей — родной, выстраданной, орга­ничной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.

Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Должна. Восприимчивость ко всему положительному, умение приобщиться к мировому Знанию является одним из самых уважаемых качеств любого человека, любой организации, любой управленческой сис­темы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях:

во-первых, изменения не должны рушить основы, на которых держится сложившаяся модель управления;

во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют.

Реформирование нашей экономики наглядно показывает, что забвение отечественной истории и неуважение к своему прошло­му никому не прощается. Уроки истории своего Отечества всегда полезно знать.

Вопрос о моделях управления — один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления.

В словарях дается несколько значений слова «модель». Она трактуется как образец (эталон) для массового изготовления ка­кого-либо изделия или конструкции. Под «моделью» понимается также устройство, имитирующее строение и действие какого-ли­бо другого (моделируемого) устройства в научных, производ­ственных или иных целях. В широком смысле «модель» — это аналог (изображение, описание, схема, план и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осущес­твляет моделирование, являются оригиналом.

Модель — это прежде всего продукт моделирования, т. е. про­цесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуще­ствляет). Три художника, рисуя одновременно одну и ту же «нату­ру», создадут три совершенно разные «модели», воплотив в них свое собственное мироощущение, творческие установки и задачи. Примерно так же обстоят дела при моделировании экономи­ческих и управленческих систем. В зависимости от критериев, по­литических и экономических пристрастий, установок и задач, ко­торыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявля­ется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Все обстоит гораздо сложнее, когда реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении ав­тора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, научные знания, тенденции и закономерности развития, надо делать про­гноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представ­ляющий интерес объект (явление), создавать новую модель уп­равления им (образец, эталон) и под эту модель перестраивать действующую систему управления.

Управление обеспечивает в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы. Таким обра­зом, управление есть процесс, а система управления — механизм, который обеспечивает эффективность этого процесса. Отсюда под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управле­ния, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базо­вые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, струк­туру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Модель, которая руководителю или управленческой коман­де представляется идеальной или наиболее подходящей можно, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали поло­жительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различ­ных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую модель уп­равления, которая в максимальной мере отвечает предъявляе­мым требованиям, исключить из нее нежелательные, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфиче­ским особенностям управляемого объекта и условиям его функ­ционирования; в-четвертых, создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.

Задача описать модель управления, например, народного хо­зяйства страны, региона, народно-хозяйственного (отраслевого) комплекса и даже муниципального образования или корпорации во всей полноте и широте внешних и внутренних связей предс­тавляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления бе­рется во внимание достаточно ограниченный ракурс. Именно точка зрения автора — политическая, экономическая, социаль­ная, технократическая, организационная, территориальная, дивизиональная, операциональная — и связанные с нею критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управ­ления.

В связи с этим можно выделить следующие основные модели управления:

По виду преобладающей собственности на средства производ­ства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.

По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либе­ральная), рыночная с элементами государственного регулирова­ния, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизован­ного управления с элементами рынка (плановая).

По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.

По критерию «встроенности» человека в систему производи­тельных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустри­альная.

По территориальному происхождению и месту адаптации: рос­сийская, американская, японская, шведская, германская, бра­зильская.

По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

школа научного менеджмента (Р. Оуэн, Ф. Тейлор, Ф. Джилбрет, Г. Эмерсон);

школа рациональной бюрократии (М. Вебер);

административная школа (А. Файоль);

4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик);

5) школа НОТ (А. Богданов, А. Журавский, Ф. Дунаев, А. Гостев, Н. Витке, Ф. Дунаевский, П. Керженцев);

школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо);

7) мотивационная школа (А. Маслоу, Ф. Херцберг, В. Врум, Адаме, У Джемс, Д. Маклелланд);

школа «организационного поведения» (К. Арджирис, Р. Лайкерт, А. Этциони, Б. Басе, Р. Блейк, Дж. Моутон).

По роли и месту человека в системе управления: модель Д. Мак-грегора (теория X и теория У), модель У. Оучи (теория Z).

По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счастли­вый атом» (У. Питере, Р. Уотермен), модель управления по ре­зультатам (Т. Санталайнен), ситуационная модель.

По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состоя­ния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамичес­кая (прогнозная, вероятностная модель развития).

Рассмотрим каждый из этих подходов более подробно.

Менеджмент как наука

Теория менеджмента относится к классу социально-экономических наук. Научные основы менеджмента включают в себя систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления и обеспечивает эту практику научными рекомендациями.

Объектом изучения в теории управления является социально-экономическая система.

Проблематика менеджмента как науки составляют: методология и организация управления, дифференциация и интеграция деятельности, социально-экономические и организационно-технические аспекты.

Менеджмент как процесс принятия решения

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, классифицируется как задача, требующая от менеджера принятия соответствующего решения и, при необходимости, корректировки программы действий и формулирования целей.

Основой принятия управленческого решения является поступающая к менеджеру информация, которая подлежит соответствующей обработке. Принятое на основе полученной и обработанной информации решение разбивается на составные части, т.е. конкретизируется для исполнителей различного уровня. Также необходимо осуществлять контроль исполнения принятого решения.

Анализ информации и последующее принятие на ее основе решений составляет технологию менеджмента.

Менеджмент как организация

При этом подходе менеджмент рассматривается как организация управления некоторым объектом (коммерческой или общественной организацией, политической партией, объединением людей и т.д.) для достижения определенных целей (получение прибыли, победа на выборах и т.д.). Таким образом, суть менеджмента состоит в обеспечении определенных результатов в ходе деятельности.

Организация делится на структурные единицы (подразделения), которые выполняют возложенные на них задачи. Деятельность этих подразделений направляется и координируется.

Таким образом, в любой организации формируется орган управления, управленческий аппарат различных уровней, которые составляют систему управления.

Менеджмент как люди, управляющие организацией

Этот подход предполагает, что процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами. Для осуществления руководства организацией менеджер должен обладать определенными знаниями, навыками, которые позволят ему эффективно добиваться поставленных результатов за счет использования различных ресурсов (потенциал других людей, деньги, время, производственные мощности, информация, научные разработки и др.).

Составляющими менеджмента при данном подходе являются следующие факторы:

  • корпоративная (организационная культура);
  • стиль руководства;
  • формы управления;
  • участие работников в управлении организацией.

Профессиональный менеджер в рамках своих полномочий и компетенции должен уметь планировать, организовывать и мотивировать подчиненных, учитывая особенности внешней среды.

Менеджмент как функция и процесс

Менеджмент – это отдельный вид профессиональной деятельности, в ходе которой при использовании ресурсов достигаются определенные результаты.

Существует три подхода к определению менеджмента как функции:

  • процессный, когда менеджмент представляется как связанный процесс, имеющий обратную связь;
  • системный, когда менеджмент рассматривается как управление взаимосвязанными друг с другом элементами организацией, которые также имеют связи с внешней средой;
  • ситуационный, когда процесс принятия решений зависит от специфики каждой конкретной ситуации.

Процессный подход объединяет все виды деятельности и все принимаемые в ходе их реализации управленческие решения в одну цепочку. При этом менеджмент имеет постоянную обратную связь, при помощи которой происходит координирование процессов.

Процессный подход выражается в простой цепочке действий «планирование – организация (выделение ресурсов) – мотивация – контроль».

Системный подход подразумевает описание взаимосвязи элементов организации между собой и с элементами внешней среды. Если система работает эффективно, то на выходе организация получает реализацию поставленных задач (образование добавленной стоимости, получение прибыли и т.д.).

В рамках системного подхода в организации выделяются различные подсистемы, которые заточены под выполнение узкоспециализированных задач. Традиционно выделяются следующие подсистемы: маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал, менеджмент. В зависимости от специфики деятельности организации, подсистемы могут дополняться или убираться.

Ситуационный подход подразумевает, что принятие управленческих решений происходит неодинаково каждый раз. Решения зависят от конкретной ситуации в конкретное время. Менеджер, принимая решения в рамках ситуационного подхода, ориентируется на различные факторы (ситуационные переменные). Исследователи сходятся во мнении, что для эффективного управления подобным образом максимально возможное количество принимаемых во внимание факторов равно 10. При этом отмечается, что набор возможных существующих переменных значительно больше, и при решении конкретной задачи каждый раз используется различный их набор.

Менеджмент как искусство

Данный подход во главу угла ставит индивидуальные особенности и качества менеджера, используя которые он достигает поставленных перед ним результатов.

Разработка, выбор и принятие управленческих решений зависит от следующих качеств менеджера: интуиция, образования, опыт работы, коммуникабельность, убеждения, решительность, инициативность, тип мышления.

Творчество менеджера, возведенное в обязательный и важнейший атрибут его деятельности, существенно влияющее на качество управленческих решений и в значительной мере определяющее успех их реализации характеризует искусство менеджмента.

Выживание.

Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любая правительственная комиссия, создаваемая для выполнения конкретной цели. Такая, например, как комиссия Уоррена, которая расследовала убийство президента Кеннеди. Но, хотя это и не зафиксировано часто в письменной форме, выживание, возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно. Рекорд в настоящее время принадлежит римской католической церкви, непрерывно действующей на протяжении почти 2000 лет. В истории отмечено существование некоторых правительственных организаций на протяжении столетий. Некоторые организации в бизнесе также живут на протяжении долгих лет. Так знаменитая фирма «Французские винодельческие предприятия» и сейчас, после почти века существования, так же сильна, как и раньше. Однако, для того, чтобы оставаться сильными и чтобы выжить большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Английская монархия, например, выжила как институт, потому что она, в конечном итоге, признала существенное сокращение объема своей власти и своего влияния в ответ на социальное давление, требующее демократизации. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

Результат и эффективность.

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи». А эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». И первое и второе одинаково важно.

Все компании, описанные нами в первых примерах, как компании добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в мире. В случае с «Федерал Экспресс» это была быстрая и надежная доставка бандеролей. Эппл обеспечил производство недорогого, «дружественного» пользователю компьютера. Кроме того, эти организации делали «свои вещи правильно». Руководство «Федерал Экспресс» определило, как эффективно доставлять бандероли. «МакДоналдс» определили способы приготовления гамбургеров так, чтобы обеспечить невысокую себестоимость и устойчиво высокое качество. «АрСи Эй» же, наоборот, сделала правильную вещь, решив создавать компьютеры, потому что спрос на них очевидно и резко возрастал. Однако, в основном из-за невозможности привлечь высококвалифицированных специалистов и найти свою нишу на рынке, «Ар Си Эй» не была достаточно эффективной в конкуренции против «Ай Би Эм».

Производительность.

Результативность, в том смысле, что «делаются правильные вещи», является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность выражается в количественных показателях.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Ресторан, который готовит гамбургеры по себестоимости 60 центов и продает их по цене 1 долл. за штуку, имеет производительность выше чем ресторан, который готовит такие же гамбургеры по себестоимости 80 центов и продает их по цене 1 долл. за штуку. Отдел маркетинга, который увеличивает объем реализации товара и повышает прибыль, не затрачивая при этом дополнительных средств, повышает этим самым свою производительность. Точно так же, как и сборочная бригада, когда она увеличивает выпуск продукции за час работы и при этом делает это без дефектов. Если же при увеличении объема выпускаемой продукции она имеет более низкое качество, мы говорим о снижении производительности. То же самое справедливо, если количество дефектов будет высоким. Т.е., ключевой составляющей производительности является качество.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода выбора, естественно предпочтет продукцию более производительной организации просто потому, что она имеет более высокую ценность. Больший объем продаж дает более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшие заводы, лучшее оборудование, лучшую технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности. И если разрыв становится большим, то менее производительные организации в конечном итоге потерпят крах.

Серьезность последствий снижения производительности подчеркивается возрастающей конкуренцией, которая начинает носить поистине глобальный характер. С каждым годом успехи в развитии техники делают наш мир как бы меньшим по размерам, а политические факторы делают все более трудным рассмотрение его как укрытия, защиты интересов местного бизнеса от внешней конкуренции. Когда «Дженерал Мотор» теряет клиента, уступая его «Крайслеру», американцы в целом от этого не страдают. Когда клиент покупает автомашину «Датсун» или «Тойота», уменьшается количество рабочих мест, сокращается количество денег в форме налоговых поступлений. Не будет преувеличением сказать, что выживание американской индустрии и, следовательно, страны зависит от повышения производительности общественных и частных организаций.

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций. Менеджеры решают, какие методы получения продукции будут использованы в организации. Менеджеры решают, какие формы стимулирования будут применяться в организации, для того чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности. Через разработанную политику организации, через личный пример руководители задают тон в организации, определяют будет ли в своей работе организация ориентирована на качество и на потребителей или останется к ним безразличной, вялой.

Практическая реализация.

Одним из самых важных моментов, о которых необходимо постоянно помнить, когда мы говорим об управлении, ориентированном на успех, является момент, о котором часто забывают и исследователи, и студенты. Управленческие решения, как бы ни были они хорошо обоснованы с точки зрения теории и подкреплены исследованиями, представляют собой всего лишь идеи, мысли. А цель управления — это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически — превращается в действие результативно и эффективно. Существует много потенциальных западней между принятием решения и его реализацией. Одной из мер успеха является оценка компании ее партнерами.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Составляющие успеха организации

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Составляющие успеха организации

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Составляющие успеха организации

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, менеджер – это субъект, физическое лицо, а менеджмент – объект, инструментарий, перечень правил и норм, необходимых для достижения цели. С человеком можно работать, давать ему поручения и задания, а также контролировать их исполнение. Менеджмент используется опосредованно – через управление людьми, применение основных принципов науки.

Разницу также можно обозначить за счёт формального выражения. Менеджмент – это процесс, целостная система, включающая в себя множество людей. Менеджер – это исполнитель, который взаимодействует с другими участниками отношений и непосредственно влияет на них.

TheDifference.ru определил, что отличие менеджера от менеджмента заключается в следующем:

  1. Смысл. Менеджмент – это система принципов управления, а менеджер – «винтик» такого механизма.

  2. Выражение. Менеджер – это физическое лицо, а менеджмент – род его деятельности.

  3. Развитие. Менеджер может сделать реальную карьеру (от мелкого клерка до генерального директора). Если речь идёт о менеджменте, то изменяются только его принципы и методы, в то время как сущность остаётся неизменной. Подробнее:http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-menedzher-ot-menedzhmenta/

Чем отличается менеджмент от управления

Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные воззрения на этот процесс, которые могут в корне отличаться друг от друга. Управление и менеджмент, по сути, понятия схожие, но есть между ними и ряд принципиальных отличий. Главным образом, они касаются разграничения понятий и их применения к конкретным областям человеческой жизни.

Определение менеджента и управления

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение менеджмента и управления

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

TheDifference.ru определил, что разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:

  1. Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.

  2. Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).

  3. Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.

  4. Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект. Подробнее:http://thedifference.ru/otlichie-menedzhmenta-ot-upravleniya/

Чем отличается маркетинг от менеджмента

В бизнесе эффективность управления оценивается за счёт большого количества составляющих, и как здесь не поддаться на уловки своего разума, подменив одни понятия другими? Отличать маркетинг от менеджмента очень важно для успешного построения торговых схем. Продвижение товара – это важная, но далеко не единственная составляющая работы коммерческого предприятия. Кроме того, управлять можно и социальными системами, которые не предполагают получение прибыли.

Определение маркетинга и менеджмента

Маркетинг – это процесс реализации товаров от производителя до потребителя. Он включает в себя анализ рынка, предпочтений покупателя, текущей макроэкономической ситуации. Исходя из полученных данных, производится товар, чьи характеристики идеально отвечают сложившейся ситуации. Оценка эффективности – процент проданной продукции от произведённой, рентабельность предприятия.

Менеджмент – это процесс создания социально-экономических систем, а также их администрирование. Это набор управленческих подходов, благодаря которым предприятие живёт, развивается и эволюционирует. Далеко не все системы, в которых осуществляется менеджмент, используют маркетинг, но таких всё же большинство. Даже учебные заведения, казалось бы, далёкие от производства коммерческого продукта, используют схемы продвижения услуг ради повышения рентабельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх