Куперс

Бухучет и анализ

Какой НДС в армении?

Налоги и сборы Республики Армения

А.Л. Алавердян,
заместитель Министра по государственным доходам Республики Армения
С.Ф. Адамян,
начальник отдела международных отношений Министерства по государственным доходам Республики Армения
Н.Т. Мамбеталиев,
Ответственный секретарь СРНС, к.т.н.
М.Р. Бобоев,
заместитель директора НИИРаНС МНС России, к.э.н.

В Республике Армения установлены следующие виды налогов:
— НДС;
— акцизный налог;
— налог на прибыль;
— подоходный налог;
— налог на имущество;
— земельный налог.
Налоговым законодательством могут устанавливаться фиксированные платежи или упрощенные налоги, заменяющие вышеперечисленные налоги, например фиксированные платежи на ввозимые в Республику Армения топливо и бензин, а также на табачную продукцию и др.

Налог на добавленную стоимость

НДС — это косвенный налог, который уплачивается при ввозе товаров, на всех стадиях их производства и обращения, а также при оказании услуг на территории Республики Армения.
Плательщиками НДС считаются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели считаются плательщиками НДС в данном календарном году, если в календарном году, предшествующем этому году, выручка этих лиц от сделок превысила 30 млн драмов.
Независимо от вышеуказанной величины плательщиками НДС являются лица, которые:
— превысили соответствующие предельные размеры, установленные Законом Республики Армения «О фиксированных платежах»;
— не считаются или перестают считаться плательщиками упрощенного налога в соответствии с Законом Республики Армения «Об упрощенном налоге»;
— одновременно осуществляют облагаемую НДС и фиксированными платежами деятельность.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, считаются плательщиками НДС, если сумма их выручки превысила 3 млн драмов.
Объектом обложения НДС считается стоимость сделок, осуществляемых плательщиками НДС на территории Республики Армения.
Ставка НДС устанавливается в размере 20 % к налогооблагаемому обороту товаров и услуг.
Сумма НДС в сумме оплаты товаров и услуг по полной стоимости определяется по расчетной ставке в размере 16,67 %.
Освобождением от НДС является его неначисление на налогооблагаемый оборот. От НДС освобождаются следующие операции и работы:
1) плата за обучение в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних профессиональных и высших учебных заведениях подготовки и переквалификации;
2) реализация школьных тетрадей для письма и нотных тетрадей, альбомов для рисования, детской и школьной литературы, школьных учебных изданий; реализация научных и учебных изданий, выпущенных вузами, специализированными научными организациями, Национальной академией наук;
3) научно-исследовательские работы;
4) реализация произведенной в Республике Армения сельскохозяйственной продукции ее производителем;
5) реализация газет и журналов и т.д.
Нулевая ставка НДС применяется:
1) в отношении налогооблагаемого оборота товаров, вывозимых в таможенном режиме «вывоз товаров для свободного обращения» за пределы таможенной границы Республики Армения;
2) в отношении розничной продажи товаров для отбывающих по международным маршрутам пассажиров в аэропортах в специально отведенных местах за таможенной территорией и территорией паспортного контроля;
3) в отношении налогооблагаемого оборота услуг, место оказания которых в соответствии с законодательством не находится на внутренней территории Республики Армения;
4) в отношении товаров, ввозимых или приобретаемых на территории Республики Армения в целях официального пользования дипломатических представительств и консульских учреждений;
5) в отношении транзитных перевозок иностранных грузов через территорию Республики Армения.
Плательщики НДС при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых НДС, обязаны выписывать налоговые счета.
Налоговые счета не выписываются:
1) лицами, не являющимися плательщиками НДС;
2) на товары и услуги, освобожденные от НДС по закону;
3) на сделки (операции), не являющиеся объектом налогообложения или облагаемые по нулевой ставке согласно законодательству.
В государственный бюджет уплачивается сумма НДС, исчисленная в отношении налогооблагаемого оборота по осуществленным в налоговом периоде сделкам, из которой вычитаются:
1) по приобретенным в отчетном периоде на внутреннем пространстве Республики Армения товарам для производственных и иных коммерческих целей и оказанным услугам — суммы НДС, выделенные в налоговых счетах поставщиками товаров;
2) по ввезенным на территорию Республики Армении товарам — в установленных законом порядке и размерах в пределах сумм НДС, изъятых таможенными органами.
Суммы НДС, подлежащие зачету по сделкам, облагаемым НДС по нулевой ставке, засчитываются в счет других налоговых обязательств плательщика НДС или по результатам отчетного периода в течение 30 дней возвращаются плательщикам на основании обосновывающей эту сумму соответствующей справки, выданной налоговыми органами.
Платежи сумм НДС в государственный бюджет осуществляются по каждому отчетному периоду, которым считается каждый квартал.
Платежи в государственный бюджет исчисленных сумм НДС производятся до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, включительно.

Акцизный налог

Акцизный налог — это косвенный налог, уплачиваемый за ввоз товаров или за отчуждение этих товаров лицами, производящими их на территории Республики Армения.
Объектами, облагаемыми акцизным налогом, считаются:
а) ввоз в Республику Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом в таможенном режиме «ввоз для свободного обращения»;
б) отчуждение производителями на территории Республики Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом.
Налогооблагаемой базой считается количество (объем) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, выраженное в установленных законодательством натуральных единицах измерения.
Установлены следующие ставки акцизного налога (см. табл. 1).

Таблица 1

Наименование групп товаров

Единица базы

Ставка налога, драм

Пиво

1 литр

70

Виноградные и прочие вина, виноматериалы,

1 литр

100

в том числе:

вина игристые

180

шампанское

1 литр

250

Вермут и прочие виноградные вина, содержащие растительные и ароматические экстракты

1 литр

500

Прочие напитки сброженные, напиток медовый

1 литр

180

Этиловый спирт

1 литр (в пересчете на 100 %-й спирт)

600

Спиртные напитки,

1 литр

1500

в том числе:

спиртные настойки, полученные в результате дисцилляции (коньяк, арманьяк и прочие)

1200

водка, ликеры

1 литр

300

Промышленные заменители табака

1 кг

1500

Сырая нефть и нефтепродукты

1 т

27 000

Нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа)

1 т

1000

Ставки акцизного налога на табачную продукцию, дизельное топливо и бензин устанавливаются отдельными законами. Законом могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие акцизный налог.
Акцизным налогом не облагаются:
а) отчуждение (реализация) вывезенных из Республики Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, при наличии копии ГТД с отметкой «Отпуск разрешен»;
б) подлежащие обложению акцизным налогом товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Армения в порядке, отличающемся от таможенного режима «ввоз для свободного обращения», и вывозимые с этой территории;
в) ввоз и отчуждение подлежащих обложению акцизным налогом товаров, конфискованных в установленном законодательством порядке, переданных государству бесхозяйных товаров и товаров, перешедших государству по праву наследования;
г) подлежащие обложению акцизным налогом товары, ввозимые в Республику Армения физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, которые по количеству или таможенной стоимости не превышают размеры, установленные таможенным законодательством.
Акцизный налог за ввозимые товары, подлежащие обложению акцизным налогом, уплачивается в течение 10 дней со дня их ввоза.
Отчетным периодом по акцизному налогу за производимые в Республике Армения товары, подлежащие обложению акцизным налогом, считается каждый месяц.
Плательщики уплачивают акцизный налог за каждый отчетный период до 15-го числа месяца, следующего за ним, и представляют в налоговую инспекцию расчет по установленной форме.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций уплачивают резиденты Республики Армения (резидентами считаются созданные в Республике или принятые на учет организации) и нерезиденты, за исключением бюджетных учреждений и Центрального банка Республики.
Объектом налогообложения для резидентов считается налогооблагаемая прибыль, получаемая на территории Республики Армения и за ее пределами. Объектом налогообложения для нерезидентов считается налогооблагаемая прибыль, получаемая от источников в Республике Армения.
Налогооблагаемая прибыль — это положительная разница между валовым доходом налогоплательщика и вычетами, установленными законом.
Валовой доход — это общая сумма всех доходов налогоплательщика в отчетном году независимо от источников их получения. Не считаются доходом вклады участников в уставный капитал налогоплательщика, положительная разница между ценой размещения и номинальной ценой акций налогоплательщика, средства, объединяемые в целях совместной деятельности.
При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму необходимых и подтвержденных документами расходов, связанных с его получением.
Не считаются расходами:
а) распределение собственного капитала налогоплательщика в виде дивидендов или в иной подобной форме;
б) вклады налогоплательщика в уставный капитал другого лица;
в) отрицательная разница между стоимостью выкупленных налогоплательщиком собственных акций, долей или паев и их балансовой стоимостью;
г) отрицательный результат от переоценки иностранной валюты и иных выраженных в иностранной валюте активов и обязательств, а также от осуществленной в установленном законом порядке переоценки основных средств;
д) расходы по линии активов (в том числе членских взносов), безвозмездно полученных некоммерческими организациями, или расходы, произведенные за их счет.
При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму амортизационных отчислений от используемых в деятельности и подлежащих износу основных средств и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из следующих минимальных амортизационных сроков, установленных для той или иной группы основных средств (см. табл. 2).

Таблица 2

№ п/п

Основные средства

Срок

1

Здания, сооружения и передаточные устройства, за исключением указанных в п. 2

20 лет

2

Здания и сооружения гостиниц, пансионатов, домов отдыха, санаториев, образовательных и учебных заведений

10 лет

3

Поточные линии, робототехника

3 года

4

Вычислительная и компьютерная техника

1 год

5

Прочие основные средства, в том числе рабочий скот, многолетние насаждения и капиталовложе-ния, направленные на улучшение земель

5 лет

Минимальный амортизационный срок основных средств стоимостью до 50 тыс. драмов устанавливается в один год.
При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на расходы на основные средства:
а) в размере текущих расходов на основные средства;
б) в размере текущих расходов арендатора на арендованное основное средство.
Расходы капитального характера на основные средства присоединяются к балансовой стоимости основного средства, на которое затрачены эти суммы. Вычеты из валового дохода на сумму связанных с финансовой деятельностью налогоплательщика расходов (проценты по ссудам и иным займам, проценты за долгосрочную аренду имущества и прочее) производятся в течение года, к которому они относятся. Вычеты из валового дохода на сумму завышенного в предшествующие годы дохода (заниженных вычетов) производятся в течение года их выявления.
При определении налогооблагаемой прибыли из валового дохода не вычитаются суммы, превышающие установленный Правительством Республики Армения размер платы за выброс вредных веществ в окружающую среду; расходов на маркетинг, рекламу, подготовку и переподготовку кадров; на специальное питание и спецодежду; командировочных расходов за пределами Республики Армения и т.д.
Сумма налога на прибыль в отношении налогооблагаемой прибыли исчисляется по ставке 20 %.
При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму в размере 150 % заработной платы и иных приравненных к ней выплат, начисленных каждому работающему у налогоплательщика по найму инвалиду.
Если общая стоимость инвестиции в уставный капитал резидента с иностранными инвестициями, фактически произведенной иностранными инвесторами после 1 января 1998 года, составляет не менее 500 млн драмов, то сумма налога на прибыль данного резидента уменьшается на следующие вычеты (см. табл. 3).

Таблица 3

Дата пополнения установленной нормы иностранной инвестиции в

Размер вычетов по годам из налога на прибыль резидента с иностранными инвестициями

уставном капитале резидента

на 100 %

на 50 %

1998 год

1999 и 2000 годы

2001-2008 годы включительно

1999 год

2000 и 2001 годы

2002-2009 годы включительно

2000 год

2001 и 2002 годы

2003-2008 годы включительно

2001 год

2002 и 2003 годы

2004-2007 годы включительно

2002 год

2003 и 2004 годы

2005-2006 годы включительно

2003 год

2004 и 2005 годы

2004 год

2005 и 2006 годы

2005 год

2006 и 2007 годы

2006 год

2007 и 2008 годы

2007 год

2008 и 2009 годы

При определении объекта налогообложения учет доходов и расходов осуществляется по методу начисления. По этому методу налогоплательщик осуществляет учет доходов и расходов соответственно с момента приобретения им права на получение этих доходов или признания им этих расходов независимо от срока фактического получения дохода или осуществления платежей.
Налогоплательщики определяют суммы налога на прибыль по итогам каждого года по установленным ставкам. Правительство Республики Армения может определять перечень предприятий, которым разрешается производить исчисление налога на прибыль, представление расчетов и уплату налога в централизованном порядке. Плательщики налога на прибыль по итогам каждого года представляют в орган налоговой инспекции по месту своего учета расчеты налога на прибыль, а также бухгалтерские (финансовые) отчеты до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Налогоплательщик обязан в течение года производить авансовые платежи налога на прибыль. Авансовые платежи осуществляются ежемесячно в размере одной шестнадцатой фактической суммы налога на прибыль за предшествующий год не позднее 25-го числа данного месяца. В случае невнесения авансовых платежей в установленные сроки органы налоговой инспекции выставляют требования по суммам этих авансовых платежей и начисленным по ним пеням.
Налог на прибыль, взимаемый с суммы прибыли налогоплательщика в Республике Армения, уменьшается на сумму налога на прибыль, изъятую у резидентов в иностранных государствах в соответствии с их законодательством. При этом сумма уменьшаемого налога не может превышать суммы налога на прибыль с дохода, полученного в иностранных государствах, подлежащей уплате в Республике Армения в соответствии с законодательством.
Если сумма, подлежащая уменьшению, превышает обязательство по налогу, возникшее по результатам данного отчетного периода, то сумма превышения вычитается из суммы налога налогоплательщика в последующие годы.
Налогообложение доходов, получаемых нерезидентом из источников в Республике Армения, производится налоговым агентом у источника выплаты дохода в следующих размерах (см. табл. 4).

Таблица 4

Вид дохода

Размер налога на прибыль, %

Страховые возмещения, платежи перестрахования и доходы от перевозки (фрахта)

5

Дивиденды, проценты, роялти, доход от сдачи имущества в аренду, прирост стоимости имущества и иные пассивные доходы, кроме доходов от перевозки (фрахта), а также другие источники доходов

10

Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог уплачивают физические лица — резиденты Республики Армения и физические лица — нерезиденты.
Резидентом считается физическое лицо, которое находилось в Республике Армения в общей сложности 183 дня и более в любом начинающемся или завершающемся налоговом году (с 1 января по 31 декабря включительно) или центр жизненных интересов которого находится в Республике Армения. Центром жизненных интересов считается место, где сосредоточены семейные или экономические интересы лица.
Объектом налогообложения для резидента считается налогооблагаемый доход, получаемый на территории Республики Армения и за ее пределами, а для нерезидента — налогооблагаемый доход, получаемый от источников в Республике Армения.
Налогооблагаемый доход — это положительная разница между совокупным доходом налогоплательщика и допустимыми вычетами. Совокупный доход — это общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом году независимо от источников их получения.
Из совокупного дохода при определении налогооблагаемого дохода могут производиться вычеты (вычитаемые доходы, персональные вычеты и расходы). При определении налогооблагаемого дохода из совокупного дохода налогоплательщика вычитаются:
а) доходы военнослужащих и приравненных к ним лиц, связанных с военной службой;
б) компенсационные выплаты в пределах норм, за исключением компенсационных выплат за неиспользованный отпуск при увольнении с работы;
в) имущество и денежные средства, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения в соответствии с законодательством Республики Армения;
г) суммы помощи, оказываемой физическим лицам в денежной и натуральной форме из средств некоммерческих организаций (в рамках уставной деятельности), зарегистрированных в установленном порядке и состоящих на учете в налоговых органах;
д) суммы помощи, выдаваемые на основании решений органов государственного и местного самоуправления Республики Армения, а также иностранными государствами и международными межгосударственными (межправительственными) организациями;
е) стоимость продовольственного довольствия, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия, и т.д.
При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход налогоплательщиков, занятых в сельскохозяйственном производстве, уменьшается на сумму дохода, полученного от реализации продукции, а также на сумму доходов, полученных от иной деятельности, если удельный вес последних в доходе, полученном от сельскохозяйственной и иной деятельности, не превышает 10 %.
При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход уменьшается на сумму пенсионных платежей, платежей по занятости и обязательному социальному страхованию, произведенных за счет налогоплательщика.
При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход уменьшается на сумму стоимости средств , переданных (предоставленных) общественным и религиозным организациям, политическим партиям, оказанных им услуг, но не более 5 % налогооблагаемого дохода.
При определении налогооблагаемого дохода совокупный доход налогоплательщика в налоговом году уменьшается на сумму в размере 8000 драмов за каждый месяц получения дохода.
Совокупный доход налогоплательщика в налоговом году дополнительно уменьшается на сумму в размере 20 000 драмов за каждый месяц получения дохода, если его получают следующие физические лица:
а) национальные Герои Республики Армения, Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
б) инвалиды Второй мировой войны и приравненные к ним лица;
в) инвалиды с детства, инвалиды I и II группы;
г) лица, заболевшие или перенесшие лучевую болезнь вследствие аварий атомных объектов, участвовавшие в ликвидации таких аварий в пределах зоны отчуждения, занимавшиеся эксплуатацией атомных объектов или другими работами в период ликвидации последствий аварии.
Совокупный доход налогоплательщика в налоговом году дополнительно уменьшается на 20 000 драмов за каждый месяц получения дохода. При этом налоговый агент при определении совокупного дохода налогоплательщика в каждом месяце получения дохода осуществляет данный вычет из получаемого дохода независимо от осуществления другими налоговыми агентами подобных вычетов из доходов, получаемых этим налогоплательщиком.
Применяются следующие ставки подоходного налога (см. табл. 5).

Таблица 5

Размер месячного
налогооблагаемого дохода, драм

Сумма налога

До 80 000

10 % налогооблагаемого дохода

Свыше 80 000

8000 драмов плюс 20 % с суммы, превышающей 80 000 драмов

Подоходный налог с не удержанных налоговым агентом доходов исчисляется по следующим ставкам (см. табл. 6).

Таблица 6

Размер годового налогооблагаемого
дохода, драм

Сумма налога

До 960 000

10 % налогооблагаемого дохода

Свыше 960 000

96 000 драмов плюс 20 % с суммы, превышающей 960 000 драмов

Подоходный налог с роялти, процентов, доходов от сдачи в аренду имущества, доходов, выплачиваемых за приобретение имущества у физических лиц, исчисляется по ставке 10 %, без учета установленных вычетов.
Для отдельных плательщиков и (или) видов деятельности законодательством могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие подоходный налог.
При выплате доходов иностранным гражданам и лицам без гражданства налоговые агенты удерживают (взимают) налог у источника выплаты дохода в следующих размерах (см. табл. 7).

Таблица 7

Вид дохода

Размер налога, %

Страховые возмещения, полученные от страхования, и доходы от перевозки (фрахта)

5

Роялти, проценты, доход от сдачи имущества в аренду, прирост стоимости имущества и иные пассивные доходы, кроме доходов от перевозки (фрахта), а также иные доходы, полученные от источников в Республике (в том числе полученные от предпринимательской деятельности)

10

При определении налогооблагаемого дохода от предпринимательской деятельности применятся метод начисления в порядке, установленном Законом Республики Армения «О налоге на прибыль» для юридических лиц.
К числу расходов относятся, в частности:
а) материальные расходы;
б) амортизационные отчисления;
в) арендные платежи;
г) страховые платежи;
д) невозмещаемые (незасчитываемые) налоги, пошлины и иные обязательные платежи;
е) проценты по ссудам и иным займам и т.д.
Окончательное исчисление фактической суммы налога производится налогоплательщиком самостоятельно и отражается им в декларации о годовых доходах.
Налогоплательщик, получающий доходы от предпринимательской деятельности в течение года, обязан производить авансовые платежи подоходного налога. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере одной шестой фактической суммы налога предыдущего года не позднее 15-го числа последнего месяца каждого квартала.

Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество считаются физические и юридические лица, которым на территории Республики Армения на праве собственности принадлежит следующее имущество:
а) жилые строения, строения общественного и производственного назначения;
б) средства автомобильного транспорта;
в) воднотранспортные средства.
Налоговой базой строений считается их стоимость. Порядок оценки строений общественного и производственного назначения устанавливается законом.
Налоговой базой транспортного средства является мощность тягового двигателя, считающегося объектом налогообложения транспортного средства. При определении налогооблагаемой базы единицей измерения мощности двигателя являются лошадиная сила или киловатт.
Налог на имущество для строений исчисляется по следующим годовым ставкам:
а) для строений общественного и производственного назначения — 0,6 %;
б) для садовых домиков и отдельно стоящих автогаражей — 0,2 % от налогооблагаемой базы.
Налог на имущество для других жилых строений исчисляется по следующим ставкам (см. табл. 8).

Таблица 8

Налогооблагаемая база

Ставка налога

до 3 млн драмов

0 % налогооблагаемой базы

от 3 до 10 млн драмов

100 драмов плюс 0,1 % с суммы, превышающей 3 млн драмов налогооблагаемой базы

от 10 до 20 млн драмов

7100 драмов плюс 0,2 % с суммы, превышающей 10 млн драмов налогооблагаемой базы

от 20 до 30 млн драмов

27 100 драмов плюс 0,4 % с суммы, превышающей 20 млн драмов налогооблагаемой базы

от 30 до 40 млн драмов

67 100 драмов плюс 0,6 % с суммы, превышающей 30 млн драмов налогооблагаемой базы

от 40 млн драмов и более

127 100 драмов плюс 0,8 % с суммы, превышающей 40 млн драмов налогооблагаемой базы

Годовая ставка налога на имущество для водных транспортных средств исчисляется из расчета 150 драмов за каждую лошадиную силу (л/с) или 204 драма за каждый киловатт налогооблагаемой базы.
Налог на имущество для средств автомобильного транспорта исчисляется по следующим годовым ставкам:
а) для пассажирских автомобилей вместимостью до 10 посадочных мест, если налогооблагаемая база:
— до 120 л/с — 200 драмов за каждую л/с;
— от 120 до 250 л/с — 400 драмов за каждую л/с;
— 250 л/с и более — 500 драмов за каждую л/с;
б) для пассажирских автомобилей вместимостью 10 посадочных мест и более и грузовых автомобилей, если налогооблагаемая база:
— до 200 л/с — 100 драмов за каждую л/с;
— 200 л/с и более — 200 драмов за каждую л/с.
Налог на имущество для автомобильных транспортных средств с давностью выпуска до трех лет исчисляется в размере 100 %.
Сумма налога на имущество для автотранспортных средств с давностью выпуска более трех лет уменьшается за каждый год, следующий за третьим годом, — на 10 % суммы налога, но не более чем на 50 % суммы налога.
От налога на имущество освобождаются:
а) водохранилища;
б) временные домики;
в) имущество, считающееся объектом историко-культурного значения.
Муниципальный совет может установить для отдельных налогоплательщиков льготу по налогу на имущество, но не более 5 % доходов, утвержденных в муниципальном бюджете по линии налога на имущество на данный год.
Юридическое лицо самостоятельно исчисляет налог на имущество и представляет в налоговую инспекцию квартальные расчеты до 25-го числа месяца, следующего непосредственно за каждым кварталом отчетного года, включительно, а годовые расчеты — до 25 февраля года, следующего непосредственно за отчетным годом, включительно.
Физическое лицо самостоятельно исчисляет и может представлять годовые расчеты по налогу на имущество до 1 октября отчетного года включительно в налоговую инспекцию по месту жительства.
Юридические лица уплачивают сумму исчисленного налога на имущество один раз в квартал в течение пяти дней, следующих за сроком, установленным для представления квартальных расчетов, а сумму годового налога — в течение пяти дней, следующих за сроком, установленным для представления годовых расчетов. Физические лица уплачивают годовую сумму исчисленного налога до 1 декабря отчетного года.

Земельный налог

Плательщиками земельного налога являются собственники земли, постоянные и временные пользователи земли. Налог на земли, предоставленные для использования на арендных условиях, взимается с арендодателя.
Объектом налогообложения для земель сельскохозяйственного назначения является расчетный чистый доход, определенный по кадастровой оценке земли, а для земель несельскохозяйственного назначения — стоимость земли по кадастровой оценке.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщиков и устанавливается в виде выплачиваемого за год фиксированного платежа за единицу площади участка земли. Ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливается в размере 15 % расчетного чистого дохода, определенного по их кадастровой оценке.
Для земель несельскохозяйственного назначения земельный налог устанавливается в следующих размерах:
а) ставки земельного налога на земли, используемые для целей промышленности, транспорта, радиорелейной связи, телевидения, обороны, на земельные площади, занятые под газопроводы, а также на земли водного фонда устанавливаются по отношению к стоимости кадастровой оценки данного вида почвы соответствующих поясов кадастрового районирования в следующих размерах:
&nbsp

Налог на добавленную стоимость

Общие положения

Армения использует модель входящего и исходящего НДС. Лица, несущие обязательства по уплате НДС, вычитывают входящий НДС из суммы НДС, начисленной на продажи, и представляют разницу для учета налоговым органам. Установленная ставка НДС на местную реализацию товаров и услуг и импорт товаров составляет 20%. На экспорт товаров и соответствующих услуг установлена нулевая ставка.

Границы доходов, облагаемых налогом

Обязательства по уплате НДС рассчитываются на основе налогооблагаемого оборота по операциям, осуществленным в течение предыдущего календарного года. Если эта выручка превышает 58,35 миллиона армянских драмов, налогоплательщик несет ответственность по уплате НДС на всю сумму продаж. Обычно если доходы за предыдущий год не превышают 58,35 миллиона армянских драмов (например, это первый год деятельности налогоплательщика), налогоплательщик несет обязательства по уплате НДС только по той части продаж за год, которая превышает 58,35 миллиона драмов. Налогоплательщики, чья выручка не превышает 58,35 миллиона армянских драмов, могут добровольно состоять на налоговом учете по НДС.

Область действия НДС

Если законом однозначно не предусматривается освобождение от налога, НДС применяется к:

  • Поставке товаров и услуг, если местом поставки является Армения, включая случаи, когда поставка осуществляется безвозмездно, и
  • Ввозу товаров в Армению.

Место реализации товаров

Местом реализации товаров считается место, где расположены товары в момент начала их продажи. Местом реализации товаров, требующих доставки, считается месте, где расположены товары в момент начала отгрузки.

Место реализации услуг

По общему правилу считается, что услуги реализованы на территории, где поставщик услуг осуществляет свою деятельность. Если место осуществления деятельности неопределенно, считается, что услуги реализованы на территории, где расположен бизнес поставщика. Установлены особые правила определения места реализации применительно к следующим услугам:

  • Считается, что услуги, связанные с недвижимостью, реализованы в месте расположения недвижимости
  • Считается, что транспортные услуги реализованы в месте происхождения транспортируемых пассажиров или груза
  • Считается, что услуги, относящиеся к культуре, искусству, спорту, науке, образованию и общественному здравоохранению, сопутствующие транспортные услуги и услуги по оценке или ремонтированию движимого имущества реализованы в месте, где осуществляется деятельность по предоставлению услуг
  • Считается, что лизинг транспортных средств реализован в месте, где лизингодатель осуществляет предпринимательскую деятельность, а если нет такого места, то в месте регистрации или проживания лизингодателя
  • Считается, что межгосударственныепочтовые и телекоммуникационные услуги реализованы в стране их назначения. Особые правила действуют также применительно к услугам, связанным с передачей прав на интеллектуальную собственность, рекламой, консультационными, инжиниринговыми, правовыми, бухгалтерскими, экспертными, переводческими услугами, услугами по обработке данных, предоставлению программного обеспечения и информации, банковскими, финансовыми и страховыми услугами и услугами по лизингу движимого имущества (кроме транспортных средств). В случае, когда указанные услуги предоставляются налогоплательщиком НДС нерезиденту или нерезидентом налогоплательщику НДС, правила определения места реализации услуг следующие:
    • Считается, что услуги реализованы в месте, где получатель услуг осуществляет предпринимательскую деятельность или имеет постоянный офис (т.е. ность или имеет постоянный офис (т.е. если получатель имеет постоянный офис в Армении, то услуги облагаются НДС).
    • Считается, что услуги реализованы в месте проживания получателя, если получатель не осуществляет предпринимательскую деятельность и не имеет постоянного офиса.

НДС на импортирование

Если законом однозначно не предусматривается освобождение от налога, в отношении импортированных товаров применяется 20%-ная ставка НДС во время таможенной очистки. Налогооблагаемая база — это таможенная стоимость товаров плюс сумма любых импортных пошлин и акцизных налогов (при наличии таковых). Обложение НДС таможенными органами не зависит от того, состоит ли ввозящее лицо на налоговом учете или нет. НДС должен быть оплачен в течение 10 дней после ввоза товаров. Особые правила действуют в отношении товаров, которые ранее были экспортированы из Армении для переработки или ремонтирования. В этом случае НДС облагается с учетом стоимости услуг, предоставленных иностранной стороной. Если невозможно определить стоимость услуг, НДС облагается с учетом разницы между таможенной стоимостью услуг после переработки или ремонтирования и их заявленной таможенной стоимостью в момент их экспортирования.

Нулевая ставка налога

Экспортирование товаров и предоставление услуг, сопутствующих экспортированию, облагаются нулевой ставкой налога. Нулевая ставка налога также применяется к предоставлению услуг по международным перевозкам (включая транзит через Армению) и платных услуг производства. Рекламные, консультационные, инжиниринговые, юридические, бухгалтерские и переводческие услуги, услуги по обработке данных, банковские, финансовые и страховые услуги, предоставляемые нерезидентам, облагаются нулевой ставкой налога, если деятельность нерезидента осуществляется вне Армении.

Освобожденные от налога операции

Согласно армянскому законодательству, ряд операций освобожден от НДС. Среди наиболее часто освобождаемых операций — большинство финансовых операций, осуществляемых финансовыми организациями, услуги по оплате обучения в средних, профессиональных и высших учебных заведениях, продажа учебных материалов, продажа газет и журналов и т.д. Продажа прав собственности в компа- нии или бизнесе, а также операции по реорганизации компании или бизнеса не облагаются НДС.

Налогооблагаемая сумма

В большинстве случаев сумма НДС определяется на основе стоимости операции по поставке товаров или услуг. В том случае, когда товары и услуги предоставляются безвозмездно, поставщик несет ответственность по уплате НДС на основе рыночной стоимости товаров или услуг, за исключением случаев, когда поставка включает гарантийное обслуживание, предоставляемое продавцом товара, замену дефектных товаров.

Входящий НДС, не принимаемый к вычету

Общие правила зачета входящего НДС следующие:

  • Применительно к НДС, уплаченному при приобретении товаров и услуг, которые будут использованы для осуществления налогооблагаемых продаж, применяются правила зачета входящего НДС.
  • Применительно к НДС, уплаченному для приобретения или ввоза товаров и услуг, которые будут использованы для осуществления освобожденных от НДС или не облагаемых НДС продаж, не применяются правила зачета.
  • В том случае, когда товары и услуги используются для осуществления частично налогооблагаемых и частично не облагаемых налогом продаж, зачет входящего НДС определяется распределением НДС между налогооблагаемыми и не облагаемыми налогом продажами, учитывая соотношение налогооблагаемых продаж к общим продажам за каждый отчетный период.

Требование принятия к вычету должно обосновываться действительной счет-фактурой с выделенным НДС, выписанной поставщиком или должным образом составленной таможенной декларацией ввоза. Кроме того, при приобретении товаров или услуг зачет входящего налога обычно применяется только в случае, когда оплата произведена банковским переводом и товары и услуги приобретены для коммерческих целей. В отношении наличных покупок принимается к вычету входящий налог в сумме до 300 000 армянских драмов на каждую операцию и в максимальной сумме 3 миллиона армянских драмов в месяц, с условием, что вся необходимая информация по НДС включена в квитанцию продаж или счет-фактуру с выделенным НДС. Обычно уплаченный НДС, в отношении которого не могут быть применены правила принятия к вычету, рассматривается как часть стоимости приобретения для целей налога на прибыль или подоходного налога.

Налоговые требования по НДС

Налоговый учет

Следующие налогоплательщики автоматически несут ответственность по учету НДС:

  • Бизнесы со стоимостью продаж, превышающей 58,35 миллиона армянских драмов в предыдущем календарном году, несут обязательства по учету НДС на свои продажи в следующем календарном году
  • Бизнесы, для ведения которых требуется лицензия стоимостью более 100 000 армянских драмов, и бизнесы, производящие товары, облагаемые акцизным налогом, также несут обязательства по учету НДС на свои продажи
  • Бизнесы, которые производят или импортируют товары, облагаемые акцизным налогом
  • Прочие бизнесы несут обязательства по учету НДС на любые продажи, осуществленные в календарном году, свыше 58,35 миллиона армянских драмов
  • Существуют специальные правиласогласно которым взаимосвязанные стороны (совместная собственность в учредительном капитале, соотношение дохода и расходов, относящихся к одному поставщику или клиенту) несут обязательства по уплате НДС в силу взаимосвязанности.

Начиная с 1 января 2012 года налогоплательщики по НДС обязаны приобретать регистрационные номера НДС от налоговых органов.

Требования по предъявлению отчетности

Налогоплательщики по НДС обязаны вести раздельный учет для налогооблагаемых и освобожденных от НДС продаж и покупок. Если невозможно вести отдельные счета, сумма входящего НДС, подлежащего вычету за каждый отчетный период, рассчитывается на основе соотношения налогооблагаемых продаж к общим продажам за данный период.

Информация о счет-фактурах с выделенным НДС

За исключением розничных продаж, лицо, зарегистрированное как налогоплательщик НДС, должно выписать счет-фактуру с выделенным НДС для каждой налогооблагаемой продажи товаров или услуг. Счет-фактура с выделенным НДС должна быть выписана электронным путем либо с использованием не подлежащих передаче другому лицу нумерованных форм, полученных от налоговых органов. Налоговая счет-фактура должна иметь уникальную серию и номер. В том случае, когда сумма фактуры превышает 100 000 армянских драмов, информация о данном счете должна передаваться налоговым органам обеими сторонами операции, за исключением электронных счет-фактур. Счет-фактура с выделенным НДС не выписывается для операций, освобожденных или не облагаемых НДС. Действуют также специальные правила в отношении подготовки счет-фактур для продаж, облагаемых нулевой ставкой.

Обязательства по уплате НДС

Обязательства по уплате НДС рассчитываются с использованием метода входящего и исходящего налогов. Обязательства по уплате НДС за любой отчетный период — это общая сумма исходящего налога, рассчитываемого по продажам, за вычетом суммы входящего НДС, уплаченного в связи с налогооблагаемыми продажами. Обязательства по НДС следующие:

  • Обязательства по НДС на реализацию товаров возникают тогда, когда товары разгружаются или доставляются покупателям
  • Обязательства по НДС на реализацию услуг возникают тогда, когда услуги предоставляются клиентам
  • Возможность вычета входящего налога на приобретения возникает в день выполнения оплаты, с условием, что фактура с выделенным НДС получена до конца отчетного периода. Если фактура получена после указанного срока, то, согласно основному правилу, представляется исправленная налоговая декларация
  • Возможность вычета входящего налога по вывезенным товарам возникает в день вывоза.

Удержание НДС у источника дохода

К услугам, предоставляемым в Армении нерезидентами, не стоящими на налоговом учете в Армении, применяется удержание НДС у источника дохода. Для обоснования соответствующего требования о принятии к вычету входного НДС получатель услуг должен выписать себе счет-фактуру от имени нерезидента, указав в качестве идентификационного номера поставщика услуг свой идентификационный номер.

Подача деклараций и уплата НДС

Как правило, налогоплательщики НДС представляют налоговые декларации по НДС ежеквартально. Однако налогоплательщики, чья сумма продаж (без НДС) в предыдущем календарном году превысила 100 миллионов армянских драмов, должны представлять налоговые декларации по НДС ежемесячно. Уплата НДС и подача налоговых деклараций по НДС должна осуществляться в течение 20 дней после окончания отчетного периода. В течение 20 дней после окончания отчетного периода представляется отдельный отчет с информацией о счет-фактурах по реализациям и приобретениям, превышающим 100 000 армянских драмов. Если отчет не предоставляется, есть возможность того, что налоговые органы не допустят принятия к вычету входного НДС.

Возмещения

Как правило, превышение входящего НДС за отчетный период над исходящим НДС за тот же период переносится на будущие периоды и зачитывается против НДС, подлежащего уплате в течение будущих отчетных периодов. Возмещение разрешается только для приобретений и ввоза, прямым образом относящихся к операциям, облагаемым нулевой ставкой налога (за исключением вывоза черных и цветных металлов). Согласно законодательству, возврат сумм НДС осуществляется в течение 90 дней после подачи ходатайства о возмещении. Если сумма НДС не возмещается в течение 90 дней, рассчитываются штрафы для уплаты налогоплательщику. Штрафы рассчитываются на сумму превышения за каждый просроченный день после установленного срока, а размер штрафов определяется на основе процентной ставки, установленной Центральным банком Армении (с ежедневным перерасчетом).

Информация для российских поставщиков

Информация для армянский покупателей

Особенности перевозки грузов в Армению

Экспорт товаров в Армению имеет ряд особенностей, и при осуществлении такой сделки необходим опыт проведения внешнеторговых поставок. Обращение за помощью к таможенному представителю существенно снизит Ваши финансовые и временные затраты. Основной особенностью является оформление сертификата происхождения товара по форме СТ-1.

Сертификат СТ-1 подтверждает страну происхождения товара, который освобождает частично или полностью от уплаты пошлин и налогов. Выдавать данный сертификат имеет право Торгово-Промышленная Палата и представители ТПП, получившие соответствующую лицензию. Срок оформления от 3 до 5 дней.

Образец заполнения по форме СТ-1 смотрите .

Другой особенностью является подтверждение нулевой ставки НДС (0%). Сложность выполнения данного условия заключается в предоставлении большого количества документов, а также прохождения камеральной налоговой проверки.

При обращении в нашу компанию осуществить экспорт товаров из России в Армению становится не только проще, но и выгодней!

Информация для российских поставщиков

Вы российская компания и намерены экспортировать товар в Армению? Но никогда не работали в сфере ВЭД, или не имеете соответствующего опыта в проведении таких сделок? Компания «АГАПАС-ЭКСПОРТ» готова выступить в качестве таможенного представителя и организовать Вашу экспортную поставку. Услуга «контрактодержатель» — это полная передача сделки нам, когда мы по Вашему поручению и от своего имени полностью проводим таможенное оформление и доставку товара.

Схема работы:

1. Вы выставляете нам счет на товар с учетом НДС
2. К данному счету мы прибавляем стоимость наших услуг и выставляем его армянскому Покупателю
3. Согласовываем цену и заключаем российский договор с Вами и контракт с контрагентом из Армении
4. После того как армянская сторона переводит нам деньги за товар, мы перечисляем их Вам
5. Загружаем товар с Вашего склада, затормаживаем и доставляем товар до Армении
6. Осуществляем обмен оригинальных документов

Информация для армянских покупателей

Вы армянская компания и собираетесь приобрести товар из России? Однако многие компании отказывают в поставке из-за сложностей с таможенным оформлением и возмещением НДС? При обращении в нашу компанию, мы уладим все вопросы с российской компанией. Компания «АГАПАС-ЭКСПОРТ» выкупит товар у Вашего Поставщика, оформит сертификат СТ-1, мы также проведем все необходимое таможенное оформление и доставим Ваш груз на условиях CPT, CIP, DAP, FCA, DAP, DAT.

Мы давно зарекомендовали себя как надежный поставщик товаров в Армению и готовы предоставить рекомендации, как от армянских, так и российских компаний

Доставка грузов, грузоперевозки в Армению

Россия не имеет общих границ с Арменией, поэтому все грузоперевозки идут через территорию либо Грузии, либо Азербайджана. На сегодняшний день доставка автомобильным транспортом является наиболее оптимальной по критериям «время-цена-качество». Также к плюсам данной доставки можно отнести возможность перевозки товаров разного назначения и объема, в том числе опасного груза.

Если оценивать по критериям «время-качество», то лучше выбрать авиаперевозку. Доставка самолетом займет не больше 2-х дней. Однако следует помнить, что есть ограничения по одному грузовому месту – вес не должен превышать 150 кг, а высота и ширина 110 см и 170 см соответственно. Опасный груз запрещен к авиаперевозке.

Позвоните нам по телефону +7 (499) 703-18-15 и получите консультацию по Вашей поставке. Наши специалисты в кратчайший срок предложат Вам оптимальный вариант экспорта в Армению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх