Куперс

Бухучет и анализ

Калининградский морской торговый порт

Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива, который представляет собой удобную, защищенную от морских волнений губу с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов. Порт располагает 5 грузовыми причалами длиной причальной линии 584,5 метра, способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров, осадкой до 10 метров.

По итогам 2019 года грузооборот порта, переваливающего в основном энергетический уголь, составил 2,5 млн тонн. В начале 2020 года объемы перевалки угля сократились в результате экономического кризиса и падения цен на уголь в Европе, значительно снизилось и число судозаходов. Однако Служба капитана морского порта Кандалакша продолжает осуществлять все возложенные на нее властные и надзорные функции в полном объеме, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания.

Виктор Бородачев, капитан морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Динамика грузооборота

Морской порт Кандалакша ориентирован на перевалку навалочных и генеральных грузов. Единственным оператором морского терминала в порту является ООО «Кандалакшский морской торговый порт» (ООО «КМТП»), входящий в угольный холдинг ГК ТАЛТЭК. Основной груз, перегружаемый в порту, – энергетический уголь – поставляется главным образом в страны Европы и Северной Африки, генеральные грузы направляются по Северному морскому пути на проекты по освоению Арктики, включая оборонные.

В 2019 году грузооборот порта увеличился до 2,5 млн тонн, что на 13,6%, или на 300 тыс. тонн, больше, чем в 2018 году. Количество судозаходов за год составило 102 единицы, что на 3 больше, чем в предыдущем году. Из них 75 судозаходов совершили балкеры, 26 – танкеры, 1 – лоцмейстерское судно. Все балкеры подавались под погрузку угля.

Объем перевалки в порту за 4 месяца 2020 года резко сократился, снизившись на 77,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, и составил 173,2 тыс. тонн (774,9 тыс. тонн за январь-апрель 2019 г.). Падение грузооборота составило 601,7 тыс. тонн. Это связано с падением цен на энергетический уголь в Европе и, как следствие, сокращением его перевозок. За январь-апрель 2020 года судозаходы в порт Кандалакша составили 12 единиц, из них под российским флагом – 3, под иностранными флагами – 9.

До конца текущего года перевалка экспортного угля в морском порту Кандалакша прогнозируется на уровне 120 тыс. тонн в месяц (3-4 судовые партии). Следовательно, объем перевалки угля по итогам года также будет ниже показателей 2019 года. Ожидаемый грузооборот составит около 1,2 млн тонн.

В такой ситуации основной оператор порта ООО «КМТП» предпринимает усилия по обеспечению дополнительной загрузки порта. В настоящее время ведется активный поиск новых клиентов для заключения долгосрочных контрактов на перевалку различных грузов, таких как железорудный концентрат, 20/40-футовые контейнеры, трубная, металлургическая и другая продукция, доставляемых в порт морским и железнодорожным транспортом.

В планах компании ГК ТАЛТЭК поддерживать стабильный уровень отгрузки с угольных шахт/разрезов и сохранить объем перевалки на запланированном уровне для недопущения дальнейшего снижения грузооборота ООО «КМТП».

Итоги периода ледокольных проводок

Морской порт Кандалакша – замерзающий порт; среднее число дней в году с ледовым покровом составляет 183, максимальная толщина льда достигает 1,2 метра. При этом навигация в порту осуществляется круглогодично. Лоцманская проводка в порту является обязательной и осуществляется круглосуточно лоцманской службой Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».

Вершина Кандалакшского залива зимой покрыта неподвижным припаем. Ледовый режим в порту наблюдается с ноября по май. В этот период суда, заходящие в морской порт, должны иметь ледовое усиление. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов устанавливаются распоряжением капитана морского порта.

Ледокольное обеспечение осуществляется ледоколами ФГУП «Росморпорт» в соответствии с графиком расстановки и распоряжением Штаба ледокольных операций в Белом море. В период ледокольных проводок 2019-2020 годов проводка судов в морской порт Кандалакша осуществлялась ледоколом «Капитан Косолапов».

Начало периода ледокольных проводок в 2019 году объявлено распоряжением капитана порта с 30 ноября. Этим же распоряжением были введены ограничения для судов с ледовым классом не ниже Ice1, следующих в/из морского порта. С 10 декабря были введены ограничения для судов с ледовым классом не ниже Ice2, с 15 февраля 2020 года для судов с ледовым классом не ниже Ice3.

Разрушение ледового покрова в морском порту началось с 9 апреля 2020 года. С 25 апреля было разрешено плавание судов с ледовым классом не ниже Ice1. 30 апреля акватория и подходы к порту полностью освободились ото льда, ледокольная проводка и ограничения плавания по ледовому классу судов были отменены.

Всего период ледокольных проводок продолжался 152 суток. За это время ледоколом «Капитан Косолапов» было совершено 5 ледокольных проводок, проведено 5 судов. Максимальная протяженность и продолжительность ледокольной проводки (от северной кромки льда до морского порта Кандалакша) составили 256 миль и 25 часов 15 минут (по рекомендованным ШЛО маршрутам).

В период ледокольных проводок в порт совершено 13 судозаходов, из них 11 – балкерами, 2 – танкерами. Аварийных случаев, связанных с плаванием судов в ледовых условиях, не зафиксировано. Грузооборот в период зимней навигации составил 334,8 тыс. тонн.

Работа Службы капитана порта

Административно-властные полномочия в морском порту осуществляет филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Кандалакша, в состав которого входит Служба капитана порта. Структура Службы позволяет в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в морском порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность.

Специалисты Службы обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Кандалакша хорошо подготовлен к выполнению текущих и перспективных задач.

В 2019 году инспекторами государственного портового контроля Службы капитана порта было осмотрено 9 судов, из них под российским флагом – 4, под иностранными флагами – 5. Задержаний судов не было.

Основные замечания, предъявленные к российским судам, были по разделам «навигация», «аварийное оборудование», «средства борьбы с пожаром», по МАРПОЛ, а также эксплуатационные недостатки, относящиеся к СОЛАС. К иностранным судам, осмотренным в соответствии с Парижским меморандумом, замечаний не было. Задержаний судов и аварийных случаев в течение 2019 года не происходило.

Начало 2020 года в работе Службы капитана порта было осложнено особыми условиями, связанными с объявленной пандемией коронавируса и мерами по противодействию распространению инфекции. Часть сотрудников Службы была переведена на дистанционный режим работы, однако это не повлияло на безопасность мореплавания в морском порту.

Морские порты №4 (2020)

В среду, 5 августа 2020 года, Арбитражный суд Калининградской области взыскал более 10 млн рублей с ОАО «Калининградский морской торговый порт» в пользу ООО «Калининградцемент».

Деньги были признаны судом упущенной выгодой, которую не смогла получить компания, имеющая в порту специализированный терминал. Воспользоваться им торговый порт не дал, поскольку единственную возможность доступа даёт причал №14, который для фирмы был закрыт.

Ранее суд уже взыскивал убытки с Калининградского морского торгового порта за предыдущие периоды. На этот раз истец пытался получить компенсацию за недоступ в октябре – декабре 2016 года в общей сумме более 30 млн рублей. Суд признал пропущенным срок исковой давности по претензиям за октябрь и ноябрь и согласился взыскать деньги только за декабрь.

Спор ранее уже рассматривался арбитражным судом, который, в частности, установил, что порт «лишил фирму возможности организовать доставку любого груза цемент навалом морским транспортом».

В руководстве ОАО «Калининградский морской торговый порт» — два депутата Калининградской областной Думой: Владислав Дорофеев, генеральный директор, и Андрей Колесник, председатель совета директоров.

По данным kartoteka.ru, ООО «Калининградцемент» принадлежит зарегистрированной в Нидерландах фирме «Калининцемент Холдинг Б. В.».

Решение суда не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх