Куперс

Бухучет и анализ

Калькуляция на хлебобулочные изделия

2.1 Понятие калькуляции и себестоимости

Для оказания методической помощи бухгалтерам по вопросам калькулирования себестоимости продукции для многих отраслей народного хозяйства разработаны методические рекомендации. Не исключение — хлебопроизводственные предприятия. Для них Минсельхозом 12.01.2000 утверждены Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопроизводственных предприятиях. Порядок отражения информации о затратах производства на счетах бухгалтерского учета установлен Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Плана счетов.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Руководство торговой организации должно иметь достоверную информацию о себестоимости выпускаемой хлебобулочной продукции, чтобы, прибавив к ней желаемый процент рентабельности, выйти на конечную цену продукта (конечно же, с учетом сложившейся конкурентной среды).

Все затраты, включаемые в себестоимость продукции, должны быть:

— разрешены к включению в себестоимость действующими нормативно-правовыми актами;

— обоснованы технологией и организацией производства;

— подтверждены документально в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и отчетности.

Отметим, что из-за огромного многообразия разноотраслевых производственных предприятий в нормативных документах по бухгалтерскому учету не выработано единой системы, обеспечивающей калькулирование себестоимости продукции. То есть каждое промышленное предприятие формирует эту систему (с учетом рекомендаций) самостоятельно, отразив установленный порядок в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Калькулирование – это процесс определения величины расходов в стоимостном выражении на изготовление соответствующего вида продукции или расходов, которые приходятся на единицу изготавливаемой продукции.

По назначению и времени составления различают предварительную и последующую калькуляции. Предварительная калькуляция составляется до начала осуществления расходов на производство и может быть плановой, нормативной и сметной. В плановой калькуляции рассчитывается средняя себестоимость единицы продукции на планируемый период. Нормативная калькуляция разрабатывается с использованием прогрессивных норм расхода производственных ресурсов, действующих на определенную дату. Сметная калькуляция составляется на изделия или работы и служит основанием для расчетов с заказчиками этих изделий или работ. Последующая калькуляция составляется на основе уже произведенных расходов по выпуску продукции (фактическая, отчетная). Себестоимость единицы однородной продукции может быть определена делением общей суммы затрат по отчетным данным на объем выпуска продукции.

2.2 Расчет себестоимости продукции и документальное оформление

Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях предусматривают калькулирование частичной или полной себестоимости продукции. Полная себестоимость отражает все виды затрат, связанных с производством и реализацией.

Полная себестоимость единицы конкретного вида продукции (реализованной) определяется по следующей формуле:

Сд = (З + З ) / В,

где С — полная себестоимость единицы конкретного вида продукции;

ед. З — прямые затраты;

пр. З — распределенные косвенные затраты;

косв. В — количество произведенной (реализованной) продукции данного вида.

Частичная себестоимость продукции характеризует определение затрат лишь на ее производство (не берутся в расчет общехозяйственные расходы). Преимуществами использования данной системы калькулирования себестоимости продукции являются ее простота, минимум расчетных операций, связанных с распределением косвенных затрат, и высокая надежность полученных результатов, так как при этой системе в основном исключены погрешности отнесения косвенных затрат на отдельные виды продукции в процессе их распределения.

Вместе с тем независимо от используемой системы калькулирования себестоимости управленческий учет должен включать в себя:

а) систему учета затрат на производство продукции в разрезе их отдельных статей;

б) систему учета выпуска готовой продукции в натуральных единицах измерения;

в) систему учета затрат на реализацию готовой продукции в разрезе их отдельных статей;

г) систему учета продажи готовой продукции в стоимостных и натуральных единицах измерения;

д) систему организации документооборота, обеспечивающую своевременное и корректное отражение учитываемых показателей.

В хлебопекарной промышленности затраты на сырье занимают наибольший удельный вес, поэтому остановимся на данном разделе подробнее. Основным сырьем для производства хлеба и хлебобулочных изделий являются: мука, дрожжи, соль, вода; дополнительным — сырье, применяемое по рецептуре для повышения пищевой ценности, обеспечения специфических органолептических и физико-химических свойств хлебобулочных изделий: сахар, масло растительное, животные жиры, патока, яичные и молочные продукты, хмель, тмин, кориандр и ванилин, молочная и лимонная кислота, фруктовые подварки и т.д.

Материальные ресурсы отражаются в учете по их фактической себестоимости, которая складывается из фактически произведенных затрат на их приобретение без учета НДС (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Операции по оприходованию сырья и материалов отражаются следующей бухгалтерской записью:

Д10 К60-оприходованы материалы поставщика.

Расчет потребности и стоимости основного и дополнительного сырья и материалов составляется на каждый вид и массу единицы продукции, вырабатываемых хлебопекарней, по каждому сорту муки, сырья и материалов. Потребность в муке на планируемый ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий определяется по каждому наименованию изделия по формуле:

М = (В x 100) / q ,

где М — потребность в муке;

В — планируемая выработка хлебобулочных изделий;

q — выход хлебобулочного изделия по плану.

Особенностью хлебопекарного производства является увеличение массы готовой продукции по сравнению с количеством материалов, израсходованных на ее изготовление. Процентное отношение массы готовых изделий к массе муки, использованной на их приготовление, называется выходом готовой продукции (припек). Выход хлеба (минимально допустимое количество хлеба, выработанного в соответствии с утвержденной рецептурой из 100 кг муки) устанавливается и учитывается по каждому наименованию изделий. Он определяется на плановую (базисную) влажность муки (14,5%) и корректируется с учетом ее фактической влажности. Расчет производится по следующей формуле:

q = (q x 100) / (100 — (14,5 — W)),

где q — выход хлеба в пересчете на фактическую влажность муки,

хл. ф.%; q — выход хлеба при базисной влажности муки, %;

W — фактическая влажность расходуемой муки, %.

Потребность в дрожжах, соли и дополнительном сырье, входящем в рецептуры хлеба и хлебобулочных изделий, определяется в процентах к расходу муки.

Отпуск материалов на производство осуществляется на основании лимитных карт и разовых требований. По общему правилу лимитные карты выписываются в двух экземплярах — производству (цеху) и складу. Лимиты на отпуск материалов в производство устанавливаются на основе норм расхода сырья и материалов, производственной программы с учетом остатков сырья и материалов, не израсходованных на начало планируемого периода.

Первичный учет продукции на хлебопекарных предприятиях ведется с использованием рекомендованных форм первичной учетной документации (П 1-25 хлеб). Предприятие вправе выбрать из их числа либо разработать собственные формы первичной учетной документации. Они утверждаются руководителем организации.

На муку, отпускаемую в производство для выработки каждого вида или сорта, выписывается отвес-накладная. В тех случаях, когда не представляется возможным распределить израсходованную муку на каждый вид или сорт изделий, выписывается отвес-накладная на всю отпущенную муку. В дальнейшем общий расход муки за месяц распределяется по сортам изделий пропорционально массе выработанных готовых изделий и нормам выходов. Мука, израсходованная на приготовление жидких заквасок, списывается на производство и относится на те виды и сорта изделий, на которые расходовались жидкие закваски, также пропорционально массе выработанных изделий.

Обратим особое внимание на возвратные отходы. К ним относятся, например, отходы, отбираемые на отдельных стадиях технологического процесса производства хлеба; лом от апробации изделий; лом и деформированные изделия, отбираемые в процессе производства из печей, а также при укладке изделий; отходы, образующиеся в момент перехода с выпечки одного сорта изделий на другой и в период пуска и остановки печей.

Д10 К20 — стоимость возвратных отходов, подлежащих вторичной переработке, вычитается из стоимости основного и дополнительного сырья по стоимости муки, содержащейся в них. В целях установления контроля за образованием отходов в документах на внутреннее перемещение сырья целесообразно отражать фактическое количество полученных отходов, норму выхода и отклонение от утвержденных норм, параллельно устанавливать причины возникновения отходов, а также виновных лиц.

Напомним, что списание в производство материальных ресурсов осуществляется одним из следующих методов оценки запасов по средней себестоимости.

Прямые затраты — это те, которые непосредственно связаны с производством продукции. Приведем их основные виды: сырье, материалы, полуфабрикаты; топливо и энергия, использованные на технологические цели; амортизационные отчисления, рассчитанные со стоимости ОС, используемых в производстве; заработная плата рабочих, занятых в производстве хлебобулочной продукции; страховые взносы; расходы, связанные с подготовкой и освоением конкретных видов продукции; другие прямые расходы. К косвенным расходам в общих случаях относятся расходы, которые напрямую не связаны с изготовлением конкретного вида продукции: административно-управленческие расходы; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг.

Списание прямых затрат осуществляется следующими проводками:

Д20 К10-списаны материалы в основное производство;

Д20К70-начислена заработная плата работникам основного производства; и т.д.

Списание косвенных затрат осуществляется следующими проводками:

Д20К26-списаны общехозяйственные расходы в основное производство;

Д90 К44-списаны расходы на продажу на счет продаж.

Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях предусмотрено, что прямые затраты всегда нормируются и при калькулировании отдельных видов изделий относятся на себестоимость каждого из них непосредственно, прямым путем. Планирование происходит на основе натуральных расходных норм и действующих цен на потребляемое сырье, материалы, топливо и относящихся к ним транспортно-заготовительных расходов. Определяются расходные нормы в стоимостном выражении (с учетом исключения стоимости возвратных отходов). Затраты на энергию определяются на основе норм расхода различных видов энергии (электрической, тепловой и др.) на технологические цели на производство единицы продукции и тарифа за 1 кВт/ч электроэнергии.

Основной вид затрат (материальные) в процессе калькулирования себестоимости продукции следует относить прямым путем на конкретный вид изделия. Что касается других расходов (услуг производственного характера, заработной платы производственных рабочих, страховых взносов, топлива, энергии и др.), то их распределяют по видам продукции расчетным путем. Для этого выбрана база для распределения .

Этим является:

— количество выпущенной продукции (кг);

— стоимость сырья;

— иные показатели.

В любом случае в процессе этапа распределения прямых затрат общая сумма таких затрат предприятия должна быть полностью распределена по видам производимой им продукции.

Если торговая организация выбрала полный метод калькулирования себестоимости продукции, произведенные в течение отчетного месяца косвенные затраты подлежат распределению. Обычно применяются следующие варианты базы распределения косвенных затрат — количество производимой (реализованной) продукции.

Выбор базы для распределения косвенных расходов во многом определяет точность калькулирования и влияет на величину себестоимости продукции конкретного отчетного периода. Выбранный вариант базы распределения должен быть закреплен в учетной политике организации и носить стабильный характер. Ставка распределения косвенных затрат представляет собой отношение общей суммы этих затрат к общей величине базы их распределения. Приведем пример расчета распределения косвенных расходов по видам продукции.

На предприятиях хлебопекарной промышленности ввиду незначительности производственного цикла незавершенное производство не планируется и не учитывается.

Особенностью технологии изготовления хлебопекарной продукции является то, что НЗП там не планируется и не учитывается (ввиду незначительности производственного цикла). Процесс выпечки хлеба составляет несколько часов и, как правило, каждая смена имеет законченный производственный цикл. Данный момент значительно облегчает оценку и учет готовой продукции, а также калькулирование ее себестоимости.

Не вдаваясь в технологию производства хлеба, отметим, что его приготовление состоит из четырех этапов:

1) подготовка материалов к производству;

2) приготовление теста и его обминка;

3) выпечка хлеба;

4) охлаждение готовой продукции.

Учет готовой продукции ведется по плановой себестоимости готовой продукции.

Д40 К20- отражена фактическая себестоимость хлебобулочных изделий.

Д43 К40 -принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости. На последнее число календарного месяца выявляются отклонения фактической производственной себестоимости над нормативной (плановой).

Д90 К40-Превышение плановой себестоимости над фактической. Таким образом, счет 40 на отчетную дату сальдо не имеет.

Бухгалтерская служба ведет реестр отклонений фактической себестоимости продукции от нормативной по видам продукции. Постоянные большие отклонения фактических расходов от запланированных могут служить причиной для пересмотра норм.

Учтенная готовая продукция отражается в учете как в стоимостных, так и в количественных показателях. Количественный учет ведется в единицах измерения, принятых в данной организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх