Куперс

Бухучет и анализ

Казахстан закон об инвестициях

Содержание

Об инвестициях

Закон Республики Казахстан Об инвестициях от 8 января 2003 года N 373 Содержание

Утратил силу

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
  • Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об инвестициях
  • Статья 3. Объекты инвестиционной деятельности
  • Статья 4. Гарантия правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан
  • Статья 5. Гарантии использования доходов
  • Статья 6. Гласность деятельности государственных органов в отношении инвесторов и обеспечение доступа инвесторов к информации, связанной с осуществлением инвестиционной деятельности
  • Статья 7. Осуществление государственными органами контроля за деятельностью инвесторов
  • Статья 8. Гарантии прав инвесторов при национализации и реквизиции
  • Статья 9. Разрешение споров
  • Статья 10. Переход прав инвестора к другому лицу
  • Статья 11. Цель государственной поддержки инвестиций
  • Статья 12. Уполномоченный орган
  • Статья 12-1. Инвестиционный омбудсмен
  • Статья 12-2. Оказание содействия инвесторам, реализующим инвестиционный приоритетный проект, при взаимодействии с государственными органами
  • Статья 13. Виды инвестиционных преференций
  • Статья 14. Порядок получения инвестиционных преференций
  • Статья 15. Условия предоставления инвестиционных преференций
  • Статья 16. Инвестиционные налоговые преференции
  • Статья 17. Освобождение от обложения таможенными пошлинами
  • Статья 18. Государственные натурные гранты
  • Статья 18-1. Льготы по земельному налогу и налогу на имущество в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Республики Казахстан, для юридических(ого) лиц(а), реализующих(его) инвестиционные стратегические проекты
  • Статья 18-2. Промышленные льготы для юридических лиц, реализующих инвестиционные стратегические проекты в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития
  • Статья 18-3. Гарантии стабильности при изменении законодательства Республики Казахстан
  • Статья 18-4. Преференции по налогам
  • Статья 18-5. Инвестиционная субсидия
  • Статья 19. Требования к заявке на предоставление инвестиционных преференций
  • Статья 20. Сроки рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций
  • Статья 21. Заключение инвестиционного контракта
  • Статья 21-1. Контроль за соблюдением условий инвестиционных контрактов
  • Статья 22. Условия расторжения инвестиционного контракта
  • Статья 23. Стабильность инвестиционных контрактов
  • Статья 24. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан

Другие нормативные акты

О международных договорах Республики Казахстан Закон РК О республиканском бюджете на 2011 — 2013 годы Закон РК О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2011 — 2013 годы О взаимном страховании О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими

Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 N 373-II»Об инвестициях»

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с инвестициями в Республике Казахстан, и определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) инвестиции — все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности;

Примечание

2) инвестиционная деятельность — деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности;

3) инвестиционные преференции — преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;

4) инвестиционный проект — комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств;

5) инвестиционный спор — спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора;

6) инвестор — физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан;

7) государственные натурные гранты — имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование;

Примечание

8) контракт — договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;

8-1) миноритарный инвестор — инвестор, осуществивший инвестиции в размере менее десяти процентов от голосующих акций (менее десяти процентов голосов от общего количества голосов участников);

Примечание

9) модельный контракт — типовой контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан и используемый при заключении контрактов;

10) уполномоченный орган по инвестициям (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению контрактов на предоставление инвестиционных преференций и контролю за их исполнением;

Примечание

11) юридическое лицо Республики Казахстан — юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

12) рабочая программа — приложение к контракту, определяющее календарный график работ по реализации инвестиционного проекта;

Примечание

13) оборудование — ввозимые основные средства, включая механизмы, машины, устройства, приборы, предназначенные для использования в технологическом процессе инвестиционного проекта и переносящие свою стоимость на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг);

Примечание

14) комплектующие — составные части, в совокупности составляющие конструктивную целостность оборудования.

Примечание

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об инвестициях

1. Законодательство Республики Казахстан об инвестициях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:

осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета;

вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей.

3. К отношениям, возникающим при осуществлении инвестиций и относящимся к сфере действия иных законов Республики Казахстан, положения настоящего Закона применяются в части, не противоречащей таким законам Республики Казахстан.

Примечание

4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Объекты инвестиционной деятельности

1. Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Права и обязанности инвесторов в отношении объектов и видов предпринимательской деятельности, в которые осуществляются инвестиции, устанавливаются настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан и соответствующими договорами.

Примечание

2. Законодательными актами Республики Казахстан, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности, могут определяться виды деятельности и (или) территории, в отношении которых инвестиционная деятельность ограничивается или запрещается.

Статья 4. Гарантия правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан

1. Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

2. Инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон.

Настоящие гарантии не распространяются на:

1) изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу и (или) изменения международных договоров Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;

2) изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Республики Казахстан в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности.

Статья 5. Гарантии использования доходов

Инвесторы вправе:

1) по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) открывать в банках на территории Республики Казахстан банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте в соответствии с банковским и валютным законодательством Республики Казахстан.

Статья 6. Гласность деятельности государственных органов в отношении инвесторов и обеспечение доступа инвесторов к информации, связанной с осуществлением инвестиционной деятельности

Примечание

1. Официальные сообщения государственных органов Республики Казахстан и нормативные правовые акты, затрагивающие интересы инвесторов, публикуются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Инвесторам, включая миноритарных инвесторов, обеспечивается свободный доступ к информации о регистрации юридических лиц, об их уставах, о регистрации сделок с недвижимостью, выданных лицензиях, а также к иной предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан информации, которая связана с осуществлением ими инвестиционной деятельности и не содержит коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Статья 7. Осуществление государственными органами контроля за деятельностью инвесторов

Примечание

1. Контроль за деятельностью инвесторов осуществляется государственными органами, которым такое право предоставлено законами Республики Казахстан.

2. Порядок и сроки осуществления контроля за деятельностью инвесторов определяются законами Республики Казахстан.

Статья 8. Гарантии прав инвесторов при национализации и реквизиции

1. Принудительное изъятие имущества инвестора (национализация, реквизиция) для государственных нужд допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

2. При национализации инвестору возмещаются Республикой Казахстан в полном объеме убытки, причиненные ему в результате издания законодательных актов Республики Казахстан о национализации.

3. Реквизиция имущества инвестора осуществляется с выплатой ему рыночной стоимости имущества.

Рыночная стоимость имущества определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

4. Оценка, по которой собственнику была возмещена стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в судебном порядке.

5. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, инвестор вправе требовать возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

Статья 9. Разрешение споров

1. Инвестиционные споры могут быть решены путем переговоров, в том числе с привлечением экспертов, либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров.

2. При невозможности разрешения инвестиционных споров в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан в судах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон.

3. Споры, не относящиеся к инвестиционным, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Переход прав инвестора к другому лицу

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производит платежи в пользу инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной ему в отношении инвестиций, осуществленных на территории Республики Казахстан, и к этому иностранному государству либо уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) инвестора на указанные инвестиции, то в Республике Казахстан такой переход прав (уступка требования) признается правомерным только в случае осуществления инвестором инвестиций в Республике Казахстан и (или) выполнения им определенных договорных обязательств.

Статья 11. Цель государственной поддержки инвестиций

1. Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Примечание

2. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Статья 12. Уполномоченный орган

1. Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом, определяемым Правительством Республики Казахстан.

2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции и в целях выполнения возложенных на него задач имеет право в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, привлекать специалистов соответствующих государственных органов, консультантов и экспертов из числа физических и юридических лиц Республики Казахстан.

3. Деятельность уполномоченного органа регулируется положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

Статья 13. Виды инвестиционных преференций

В соответствии с настоящим Законом посредством заключения контракта с уполномоченным органом предоставляются следующие инвестиционные преференции:

1) инвестиционные налоговые преференции;

2) освобождение от обложения таможенными пошлинами;

3) государственные натурные гранты.

Статья 14. Порядок предоставления инвестиционных преференций

1. Инвестиционные преференции предоставляются в приоритетных видах деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности.

Примечание

2. Правительство Республики Казахстан по каждому приоритетному виду деятельности утверждает максимальные объемы инвестиций и сроки действия инвестиционных налоговых преференций, при которых инвестиционные преференции предоставляются уполномоченным органом.

3. В случае превышения установленного максимального объема инвестиций сроки действия применяемых инвестиционных налоговых преференций определяются путем принятия соответствующего решения Правительства Республики Казахстан.

4. Инвестиционные преференции предоставляются посредством заключения контракта с юридическим лицом Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта.

Примечание

Статья 15. Условия предоставления инвестиционных преференций

Инвестиционные преференции предоставляются при условии:

1) соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности;

2) осуществления инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан для создания новых, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий;

3) представления необходимых документов, перечисленных в статье 19 настоящего Закона, подтверждающих наличие финансовых, технических и организационных возможностей юридического лица Республики Казахстан, подавшего заявку для реализации инвестиционного проекта.

Примечание

Статья 16. Инвестиционные налоговые преференции

1. Инвестиционные налоговые преференции предоставляются на срок, определяемый в каждом отдельном случае в зависимости от видов деятельности и объемов инвестиций в фиксированные активы.

Примечание

2. Дата начала применения инвестиционных налоговых преференций устанавливается в контракте в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

3. В отношении осуществляемой юридическим лицом деятельности, к которой применяется специальный налоговый режим, а также деятельности по контрактам на недропользование инвестиционные налоговые преференции не предоставляются.

4. Инвестиционные налоговые преференции не предоставляются в отношении фиксированных активов, предоставленных юридическому лицу Республики Казахстан в виде государственного натурного гранта.

Статья 17. Освобождение от обложения таможенными пошлинами

Примечание

1. Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта.

2. Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта.

3. Уведомление о решении, принятом в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, направляется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней уполномоченному государственному органу по вопросам таможенного дела.

Статья 18. Государственные натурные гранты

1. Государственные натурные гранты в порядке, установленном настоящим Законом, предоставляются уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и (или) земельными ресурсами, а также местными исполнительными органами во временное безвозмездное пользование либо на праве временного безвозмездного землепользования с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование в случае выполнения инвестиционных обязательств в соответствии с контрактом.

Примечание

2. В качестве государственных натурных грантов могут передаваться:

земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.

3. Оценка государственных натурных грантов осуществляется по их рыночной стоимости в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

4. Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан.

В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

Статья 19. Требования к заявке на предоставление инвестиционных преференций

Заявка на предоставление инвестиционных преференций принимается и регистрируется уполномоченным органом при наличии:

1) нотариально засвидетельствованной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

Примечание

2) нотариально засвидетельствованной копии статистической карточки юридического лица;

Примечание

3) нотариально засвидетельствованной копии устава юридического лица;

Примечание

4) бизнес — плана инвестиционного проекта, составленного в соответствии с требованиями, устанавливаемыми уполномоченным органом;

5) нотариально засвидетельствованных копий документов, обосновывающих сметную стоимость строительно — монтажных работ и затраты на приобретение фиксированных активов, используемых при реализации инвестиционного проекта;

Примечание

6) нотариально засвидетельствованных копий документов, устанавливающих источники и гарантии финансирования инвестиционного проекта. В случае финансирования инвестиционного проекта из собственных средств прилагается письменное подтверждение об их наличии;

Примечание

7) документов, подтверждающих размер (стоимость) запрашиваемого подавшим заявку юридическим лицом Республики Казахстан государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления;

Примечание

8) бухгалтерского баланса на первое число квартала, в котором была подана заявка;

Примечание

9) справки налогового органа по месту регистрации об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

Примечание

Статья 20. Сроки рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций

1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций подается для рассмотрения в уполномоченный орган, который в соответствии с требованиями, установленными статьей 15 настоящего Закона, принимает решение о предоставлении инвестиционных преференций и направляет заявителю ответ в письменной форме в течение тридцати рабочих дней с момента регистрации заявки.

Примечание

2. Порядок приема, регистрации и рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций определяется уполномоченным органом.

Примечание

Статья 21. Заключение контракта

1. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении инвестиционных преференций подготавливает для подписания контракт с учетом положений модельного контракта.

2. Контракт регистрируется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня подписания и вступает в силу со дня его регистрации.

3. Срок действия контракта определяется сроком действия инвестиционных преференций. Срок окончания работ по рабочей программе должен заканчиваться не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия контракта.

Примечание

Статья 21-1. Контроль за соблюдением условий контрактов

Примечание

1. Контроль за соблюдением условий контрактов осуществляется уполномоченным органом в следующих формах:

1) камеральный контроль — контроль, осуществляемый уполномоченным органом на основе изучения и анализа отчетов, представленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

2) с посещением объекта инвестиционной деятельности, в том числе с рассмотрением документов по исполнению рабочей программы и условий контракта.

2. После заключения контракта юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, представляет в уполномоченный орган:

1) в течение действия рабочей программы по форме, установленной уполномоченным государственным органом по статистике:

промежуточный отчет о выполнении рабочей программы не позднее двадцать пятого июня;

годовой отчет о выполнении рабочей программы не позднее двадцать пятого января с расшифровкой по фиксированным активам, приобретенным в соответствии с рабочей программой;

2) в течение одного месяца после ввода в эксплуатацию фиксированных активов документ, подтверждающий ввод в эксплуатацию фиксированных активов;

3) в течение одного месяца после истечения срока окончания работ по рабочей программе подтвержденные аудиторским отчетом:

отчет о выполнении рабочей программы;

отчет о доходах и расходах по результатам инвестиционной деятельности;

расшифровку по фиксированным активам, приобретенным в соответствии с рабочей программой.

Аудиторский отчет должен содержать анализ результатов финансово — хозяйственной деятельности за весь период действия рабочей программы.

3. Изменения в рабочую программу могут вноситься по соглашению сторон один раз в год.

4. Проверка с посещением объекта инвестиционной деятельности проводится на основании решения уполномоченного органа в течение трех месяцев после истечения срока окончания работ по рабочей программе.

Внеочередная проверка с посещением объекта инвестиционной деятельности проводится по решению уполномоченного органа:

1) в случаях выявления по результатам камерального контроля нарушений условий контракта;

2) по обращениям правоохранительных органов.

5. По результатам проверки представитель уполномоченного органа и руководитель юридического лица, заключившего контракт, подписывают акт текущего состояния исполнения рабочей программы контракта.

6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения рабочей программы контракта уполномоченный орган направляет юридическому лицу Республики Казахстан, заключившему контракт, уведомление в письменной форме с указанием нарушений и устанавливает срок не более трех месяцев для устранения нарушений.

7. Информация о расторжении контракта в целях обеспечения защиты экономических интересов государства направляется:

1) в уполномоченный государственный орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, и, при необходимости, в иные государственные органы для принятия соответствующих мер;

2) по контрактам, согласно которым предоставлен государственный натурный грант, в уполномоченный государственный орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, государственные органы в сфере управления государственным имуществом и (или) земельными ресурсами, а также местные исполнительные органы.

8. Юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, в течение действия контракта не имеет права:

1) изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;

2) отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.

Статья 22. Условия расторжения контракта

1. Действие инвестиционных преференций прекращается по истечении срока действия контракта либо может быть прекращено до истечения такого срока в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Действие контракта может быть досрочно прекращено:

1) по соглашению сторон;

2) в одностороннем порядке.

3. Уполномоченный орган вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт по истечении трех месяцев с момента письменного уведомления юридического лица Республики Казахстан, заключившего контракт, об этом в следующих случаях:

Примечание

1) при выявлении искажения или сокрытия сведений, представленных заявителем и повлиявших на решение по предоставлению инвестиционных преференций;

2) при неисполнении юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим контракт, своих обязательств по контракту;

Примечание

3) при выявлении искажения или сокрытия сведений в отчетности, представляемой юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим контракт в соответствии с пунктом 1 статьи 21-1 настоящего Закона.

Примечание

В этих случаях указанное юридическое лицо уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с применением штрафных санкций, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Примечание

4. При досрочном прекращении контракта по инициативе юридического лица Республики Казахстан, заключившего контракт, в одностороннем порядке указанное юридическое лицо уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с начислением пени в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Примечание

5. При досрочном прекращении контракта по соглашению сторон юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций.

Примечание

6. При досрочном прекращении контракта юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, возвращает имущество в натуре, предоставленное ему в качестве государственного натурного гранта, либо его первоначальную стоимость на дату передачи в соответствии с условиями контракта.

Примечание

7. Возврат государственного натурного гранта осуществляется юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим контракт, в течение тридцати календарных дней после принятия решения уполномоченного органа о досрочном прекращении контракта.

Примечание

Статья 23. Стабильность контрактов

Льготы, предоставленные на основании контрактов, заключенных с уполномоченным государственным органом по инвестициям до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свое действие до истечения срока, установленного в этих контрактах.

Статья 24. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан

Признать утратившими силу следующие законодательные акты Республики Казахстан:

2) Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. «О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., N 23 — 24, ст. 281; 1995 г., N 1 — 2, ст. 15);

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Современное инвестиционное право в Казахстане

В современных условиях все более актуальными становятся вопросы, связанные с инвестиционным правом, с регулированием инвестиционных отношений и осуществлением инвестиционной деятельности в Казахстане. Об основных закономерностях становления и развития инвестиционного законодательства в Республике Казахстан, инвестиционных правоотношений, контроле за соблюдением условий инвестиционных контрактов и др. прокомментировал Андрей Александрович АРТЮШЕНКО, юрист, Управляющий партнер Юридической консалтинговой компании «Артюшенко и партнеры».

Понятие инвестиционного права

На сегодняшний день Инвестиционное право, как отдельная отрасль, юристами-теоретиками воспринимается двояко. Кто-то считает, что Инвестиционное право еще не вполне сформировалось, чтобы назвать его отдельной отраслью, кто-то же — наоборот. Тем не менее, различные подходы в целом сводятся к тому, что инвестиционное право — это комплексная отрасль законодательства, объединяющая нормы различной отраслевой принадлежности (гражданского, международного, финансового, банковского законодательства) (Статья Мороз С. «Понятие и система инвестиционного права», zakon.kz).
Терминология из учебников для ВУЗов гласит (Учебник «Инвестиционное право», Гущин В.В., Овчинников А.А.):
«Инвестиционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству».
«Инвестиционное право как система законодательства– это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях делового оборота) и регулирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности».
Согласно Закона РК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»: «инвестиции – все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером (правопреемником)».

Об истории развития инвестиционного законодательства в Республике Казахстан

За годы существования инвестиционного законодательства, его изменение и трансформация планомерно стремились к реализации стратегий, заложенных Президентом нашей Республики. В разное время потребности в инвестициях были разными.
Если на заре подписания первой редакции Закона РК «Об инвестициях» в 2003г упор делался в целом только на сырьевой сектор экономики, то после 2008 года тенденция стала меняться. Государство стало поддерживать инвестиции в не сырьевые сектора экономики, обратило внимание на инвестиции казахстанского капитала на зарубежных рынках, стало стимулировать и продвигать экспорт товаров на внешние рынки. Это было обусловлено необходимостью введения мер государственной поддержки экспортерам и отечественным инвесторам за рубежом. Появились меры стимулирования экспорта на основе государственной поддержки.
С 2010 года активно обсуждаются инвестиции в «зеленую» экономику, энергосбережение и повышение энергоэффективности, поддержку использования возобновляемых источников энергии; переход на источники энергии, позволяющие снижать выбросы парниковых газов; привлечение инвестиций частного сектора в развитие инноваций в Казахстане, создается Совет по улучшению инвестиционного климата, Президент РК утверждает «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020г.».
Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает: инвестиционные преференции (освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты, льготы по земельному налогу и промышленные льготы), установленные инвестиционным и налоговым законодательством; софинансирование проектов через государственные институты развития; предоставление права членства крупным инвесторам в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан (косвенная мера поддержки), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Законодательно гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).
Кроме того, в Казахстане реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, которая отвечает важным требованиям инвесторов и включает в себя создание доступной инфраструктуры, благоприятной административной среды, доступное финансирование и многое другое.
В рамках форсированной индустриально-инновационной программы была проведена работа по созданию привлекательных условий для инвесторов, готовых реализовывать проекты в следующих приоритетных секторах экономики:

  • нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, горно-металлургический комплекс, атомная и химическая промышленность с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;
  • машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;
  • агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм;
  • информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.

Инвестиционные правоотношения

Представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству (Учебник «Инвестиционное право», Гущин В.В., Овчинников А.А.).
Инвестиционные отношения возникают, как правило, в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, т.е. вложением инвестиций и осуществлением практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Основанием возникновения инвестиционных отношений является договор (соглашение) между инвесторами и (или) государством. В Республике Казахстан он именуется Инвестиционный контракт («Договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции», согласно ЗаконаРК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»).
Действующим законодательством Республики Казахстан государство ограничивает инвестиционные правоотношения путем запрета на участие в них отдельных субъектов (иностранных инвесторов) или запрета на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
В Республике Казахстан субъектами Инвестиционных правоотношений может быть довольно широкий круг лиц. Это и уполномоченные государственные органы, выступающие контролерами, конечно же, иностранные инвесторы; само государство, выступающее инвестором посредством использования бюджетных инвестиций.

Правовой статус инвестора

Инвестор – физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан (Закон РК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»).
Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Права и обязанности инвесторов в отношении объектов и видов предпринимательской деятельности, в которые осуществляются инвестиции, устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан и соответствующими договорами.
Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. Инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством РК. Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан.
Инвесторы вправе:

  • по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • открывать в банках на территории Республики Казахстан банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте.

Принудительное изъятие имущества инвестора (национализация, реквизиция) для государственных нужд допускается в исключительных случаях.
При национализации инвестору возмещаются Республикой Казахстан в полном объеме убытки, причиненные ему в результате издания законодательных актов Республики Казахстан о национализации.
Реквизиция имущества инвестора осуществляется с выплатой ему рыночной стоимости имущества.

Инвестиционные преференции

Инвестиционные преференции – преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта.
Предоставляются посредством заключения инвестиционного контракта юридическим лицом Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта с уполномоченным органом.
Следующие преференции предусмотрены Законом РК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»:

  • освобождение от обложения таможенными пошлинами;
  • государственные натурные гранты (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь);
  • льготы по земельному налогу и налогу на имущество в порядке, предусмотренномналоговым законодательством Республики Казахстан, для юридических лиц, реализующих инвестиционные стратегические проекты;
  • промышленные льготы для юридических лиц, реализующих инвестиционные стратегические проекты в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития (возмещение или оплате части затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, зданий и сооружений) (Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2012 года № 1066 «Об утверждении Правил включения инвестиционных проектов в перечень инвестиционных стратегических проектов»).

Инвестиционные преференции предоставляются по перечням приоритетных видов деятельности (Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 436 «О некоторых вопросах реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестициях»») на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности или перечню инвестиционных стратегических проектов (Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2009 года № 1293 «Об утверждении перечня инвестиционных стратегических проектов»).

Инвестиционный контракт

Инвестиционный контракт – договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции. Контракт устанавливает юридические рамки договорных взаимоотношений между Уполномоченным органом и Инвестором в соответствии с применимым правом с целью предоставления инвестиционных преференций при реализации конкретно обозначенного проекта.
Инвестор подает заявку на предоставление инвестиционных преференций в уполномоченный орган, который принимает решение и направляет заявителю ответ. Порядок приема, регистрации и рассмотрения заявки определяется уполномоченным органом (Приказ Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 1 июня 2012 года № 183 «Об утверждении Правил приема, регистрации и рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций»).
Стороны подписывают инвестиционный контракт с учетом положений модельного контракта, утвержденного соответствующим Постановлением Правительства Республики Казахстан и регистрируется уполномоченным органом.
Срок действия инвестиционного контракта определяется сроком действия инвестиционных преференций.

Контроль за соблюдением условий инвестиционных контрактов

Уполномоченный орган контролирует посредством посещения объектов инвестиционной деятельности (в том числе с рассмотрением документов по исполнению рабочей программы и условий инвестиционного контракта) и проведения камерального контроля на основе изучения и анализа отчетов инвестора.
После заключения инвестиционного контракта инвестор представляет по форме, устанавливаемой уполномоченным органом, полугодовые отчеты о выполнении инвестиционного контракта с расшифровкой по статьям затрат, предусмотренных рабочей программой, с приложением документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию фиксированных активов, поставку и использование запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов.
Изменения в рабочую программу могут вноситься по соглашению сторон один раз в год.
Проверка с посещением объекта инвестиционной деятельности проводится:

  • в период шести месяцев, который истекает за три месяца до окончания срока действия инвестиционного контракта, при условии завершения рабочей программы;
  • ежегодно, начиная с года, следующего за годом, в котором был осуществлен импорт запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов, освобождаемых от обложения таможенными пошлинами.

Результаты проверки фиксируются представителем уполномоченного органа и руководителем инвестора, заключившего инвестиционный контракт, по форме, установленной уполномоченным органом, в форме акта текущего состояния исполнения рабочей программы инвестиционного контракта.
В случае, если по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом, будет установлено, что ввезенные для реализации инвестиционного проекта и освобожденные от уплаты таможенных пошлин технологическое оборудование, комплектующие, запасные части к нему, сырье и (или) материалы не были введены в эксплуатацию либо не были использованы, инвестор, не уплативший вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций суммы таможенных пошлин, уплачивает их в части неиспользованного оборудования, комплектующих, запасных частей к нему, сырья и (или) материалов с начислением пени в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Инвестор, заключивший инвестиционный контракт, в течение действия инвестиционного контракта не имеет права:

  • изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;
  • отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.

Контроль за целевым использованием объектов освобождения от обложения таможенными пошлинами осуществляется в порядке, определенном Комиссией Таможенного союза.

Расторжение Инвестиционного контракта

Действие инвестиционных преференций прекращается по истечении срока действия инвестиционного контракта либо может быть прекращено до истечения такого срока.
Действие инвестиционного контракта может быть досрочно прекращено по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке.
В случае одностороннего расторжения уполномоченным органом, инвестор уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций.
Уполномоченный орган вправе в одностороннем порядке расторгнуть инвестиционный контракт в следующих случаях:

  • выявления искажения и (или) сокрытия сведений, представленных заявителем и повлиявших на решение по предоставлению инвестиционных преференций;
  • неисполнения инвестором, заключившим инвестиционный контракт, своих обязательств по инвестиционному контракту;
  • выявления искажения и (или) сокрытия сведений в отчетности, представляемой инвестором.

Инвестиционные споры

Инвестиционные споры могут быть решены путем переговоров, в том числе с привлечением экспертов, либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров.
При невозможности разрешения инвестиционных споров посредством переговоров, разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан в судах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон.
Казахстан является участником Нью-Йоркской Конвенции 1958 года «О признании и
приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

Совет по улучшению инвестиционного климата

Совет является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан.
Целями деятельности Совета являются реализация единой инвестиционной политики Республики Казахстан, отвечающей приоритетам развития экономики Республики Казахстан, содействие в привлечении и эффективном использовании отечественных и иностранных инвестиций.
В рамках поставленных целей на Совет возлагаются следующие задачи:

  • определение единой стратегии развития инвестиционной деятельности с учетом практики стран Организации экономического сотрудничества и развития в области инвестиционной политики и приоритетов развития Республики Казахстан;
  • выработка предложений по созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан, в том числе по защите прав и интересов иностранных инвесторов и совершенствованию нормативной правовой базы Республики Казахстан касательно инвестиционной политики, налогового и таможенного законодательств;
  • анализ возможных путей решения проблем, которые сдерживают инвестирование в обрабатывающие сектора экономики Республики Казахстан.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Приказ Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан «О некоторых вопросах государственной поддержки инвестиций»

Правила составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00)

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил представления документов для освобождения от обложения таможенными…»

Приказ Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан «Об утверждении Правил приема, регистрации рассмотрения заявки на предоставление…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной…»

Решение СНГ «Об обзоре торговой политики Республики Казахстан»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инвестиций»

Приказ Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан «Об утверждении Правил приема, регистрации и рассмотрения заявки на…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения…»

Приказ Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан «О некоторых вопросах государственной поддержки инвестиций»

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил включения инвестиционных проектов в перечень инвестиционных стратегических…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной…»

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления»

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий «Об утверждении Методики расчета инвестиционного тарифа…»

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил предоставления промышленных льгот для юридических лиц, реализующих…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения…»

Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра индустрии и новых технологий «Об утверждении форм в сфере государственной…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального…»

Решение экономического суда Содружества Независимых Государств «О толковании статьи 11 Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 года»

Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего…»

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Положения о деятельности инвестиционного омбудсмена»

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил предоставления инвестиционной субсидии»

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил об организации деятельности «одного окна» для инвесторов»

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении стандарта государственной услуги «Заключение инвестиционного контракта на…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования…»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам…»

Приказ и.о. Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления»

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан

II. Инвестиционное законодательство Республики Казахстан

1. Становление понятия «иностранный инвестор» в Казахстане

Инвестиционные отношения Республики Казахстан как независимого государства стали складываться с обретением Республикой независимости — в начале 1990-х гг. (они возникли еще в бытность Казахстана союзной республикой в составе бывшего СССР).

Для понимания особенностей подхода законодателей большинства стран СНГ к правовому регулированию инвестиций (специального законодательства) необходимо учитывать, что современное законодательство в значительной степени является результатом эволюции советского законодательства. Основными источниками для последующего законотворчества как в этой, так и во многих других областях послужили именно нормативные акты СССР.

В начальный период на инвестиционное законодательство Казахстана существенное влияние оказывала общесоюзная концепция развития инвестиционных отношений. Положения Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I «О собственности в СССР», Основ законодательства об инвестиционной деятельности в СССР от 10 декабря 1990 г. N 1820-I, Указа Президента СССР от 26 октября 1990 г. N УП-942 «Об иностранных инвестициях в СССР» были отражены в Законе КазССР об иностранных инвестициях 1990 г.

В частности, вышеназванным Указом иностранные инвесторы (юридические лица и граждане) наделялись правом осуществлять инвестиции путем долевого участия в предприятиях, организуемых совместно с советскими юридическими лицами и гражданами; приобретать имущество, акции и другие ценные бумаги; приобретать право пользования землей и другие имущественные права, включая право на долгосрочную аренду, в соответствии с законодательством СССР и союзных республик. Новым в указанных актах СССР являлось провозглашение возможности учреждения не только «смешанных предприятий с иностранными инвестициями», но и «предприятий, в которых иностранные инвестиции составляют 100% имущества». Однако в целом эти акты в значительной степени носили декларативный характер. На практике их применение иностранными инвесторами было затруднено.


Еще до провозглашения государственной независимости Республики 7 декабря 1990 г. Верховный совет Казахской ССР принял Закон КазССР об иностранных инвестициях 1990 г., целью которого было обеспечение эффективного привлечения иностранных инвестиций, передовых технологий и управленческого опыта, предоставление необходимых гарантий иностранному капиталу. Закон был направлен на формирование в Казахстане экономики открытого типа и должен был служить скорейшему переходу Республики на принятые в мировой практике принципы хозяйствования.

Закон КазССР об иностранных инвестициях 1990 г. содержал понятие иностранных инвесторов, которыми в Республике могли быть: 1) иностранные юридические лица; 2) иностранные граждане; 3) советские юридические лица, контрольный пакет акций или большая доля паевого участия в которых принадлежали иностранным гражданам и юридическим лицам.

Важным являлось положение о том, что имущество, ввозимое в Республику в качестве иностранных инвестиций и не предназначенное для продажи, не облагается таможенными пошлинами. Личное имущество иностранных специалистов, занятых на предприятиях с иностранным участием, ввозилось в Республику без обложения таможенными пошлинами. По союзному законодательству такая льгота распространялась лишь на имущество иностранных участников совместного предприятия в счет их вкладов в уставный фонд предприятия.

Иностранное инвестирование было разрешено в любых сферах хозяйственной и иной деятельности, за исключением производства продукции прямого военного назначения. Юридические лица с иностранным участием, в том числе полностью принадлежащие иностранным инвесторам («иностранные предприятия»), могли функционировать в любых формах, не противоречащих законодательству Казахской ССР. В Законе также содержались условия создания и деятельности юридических лиц с иностранным участием. Иностранный инвестор должен был представить в Министерство внешнеэкономических связей Казахской ССР заявление с приложением необходимых документов. Указанное Министерство не позднее чем в 30-дневный срок обязано было уведомить иностранного инвестора о принятом решении. Если в течение одного года после получения лицензии иностранный инвестор не приступал к осуществлению изложенной в заявлении операции, необходимо было повторное получение лицензии.

Юридическим лицам с иностранным участием предоставлялось право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, режима труда работников предприятия, а также предоставления им льгот, гарантий и компенсаций. Юридические лица с иностранным участием были вправе вкладывать капитал в акционерные и иные общества в соответствии с законодательством Казахской ССР.

Разумеется, государство не могло оставить без внимания деятельность иностранных инвесторов. Налоговые и иные государственные органы в пределах их компетенции осуществляли контроль за соблюдением юридическим лицом с иностранным участием действующего законодательства. Предприятие обязано было предоставлять данным органам отчетность о своей деятельности и необходимую документацию. При этом рассматриваемый Закон предоставлял иностранным инвесторам дополнительные налоговые льготы.

Законом были также предоставлены гарантии иностранным инвесторам. Согласно ст. 25 в Казахской ССР национализация имущества предприятий с иностранным участием не допускалась. В исключительных случаях имущество предприятий с иностранным участием могло быть реквизировано в установленном законом порядке. В этом случае Казахская ССР была обязана компенсировать иностранному инвестору понесенные им убытки. Она гарантировала иностранным инвесторам право свободного перевода за рубеж дохода от деятельности и ликвидации юридических лиц с иностранным участием, а также от продажи их доли в названных предприятиях.

Закон КазССР об иностранных инвестициях 1990 г. был первым опытом в данной области в Республике Казахстан, ставшей на путь государственной независимости и рыночных преобразований. Этот период в развитии инвестиционного законодательства отличается тем, что в большинстве своем новые законы, вводя рыночные категории и понятия, не обеспечивали их действие необходимым механизмом регулирования. Практически все законы, принятые в данный период, были впоследствии заменены более подробными и приближенными к рыночным отношениям правовыми актами, в основу которых был положен ГК РК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх