- от автора admin
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Крапивин Д.С. 1 1 ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» Кольского научного центра РАН Проведен анализ законодательных и нормативных документов Российской Федерации по реформе бюджетных учреждений. После принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменился правовой статус бюджетных учреждений. Появились три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные. При этом бюджетные и автономные учреждения не входят в бюджетную систему Российской Федерации. Соответственно финансовое обеспечение деятельности этих учреждений кардинально изменилось, изменились требования к составлению финансовых документов, которые являются финансовыми плановыми документами для учреждений. В ходе реформы учреждений изменился принцип налогообложения казенных, бюджетных и автономных учреждений. 149 KB правовой статус автономные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения реформа 1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс». 2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 21октября 1994 г.: по состоянию на 1 сент. 2013 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс». 3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. одобр. Советом Федерации 26 июля 2000 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс». 4. Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 11 октяб. 2006 г. одобр. Советом Федерации 27 октяб. 2006 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс». 5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 23 апр. 2010 г. одобр. Советом Федерации 28 апр. 2010 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс». 6. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 8 декаб. 1995 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс». 7. Российская Федерация. Нормативные документы. Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений Текст: приказ М-ва финансов Рос Федерации от 20.11.2007 № 112н. Зарегистрир. в М-ве юстиции Рос. Федерации 14 декаб. 2007 г. № 10750. – Справочная система «КонсультантПлюс». 8. Российская Федерация. Нормативные документы. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Текст: приказ М-ва финансов Рос Федерации от 21.12.2012 № 171н.. – Справочная система «КонсультантПлюс» 9. Российская Федерация. Нормативные документы. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения Текст: Приказ М-ва финансов Рос.й Федерации от 28.07.2010 № 81н. Зарегистр. в М-ве юстиции Рос. Федерации 23 сентяб. 2010 г. № 18530. – Справочная система «КонсультантПлюс».
В условиях Севера России на муниципалитеты оказывает давление особые факторы «северности», что отражается в повышенных расходах на содержание учреждений. Поэтому рассмотрение специфики правового статуса казенных, бюджетных и автономных учреждений особенно значимо для условий Севера.
Начиная с 2004 года по настоящее время, продолжается реформа учреждений бюджетной сферы. Основная цель реформирования – снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждения и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления приносящей доход деятельности.
С 01 января 2011 года действует Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).
С принятием Закона № 83-ФЗ вступили в силу ряд нормативных документов по регулированию деятельности государственных и муниципальных учреждений.
Закон № 83-ФЗ полностью изменил не только понятие «бюджетное учреждение», но и правовой статус учреждений.
В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ и ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные, казенные.
Какие общие положения и различия между этими тремя типами учреждений? Рассмотрим основные характеристики правового статуса каждого из перечисленных типов.
Казенные учреждения
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) «казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы».
Особенности правового положения казенных учреждений установлены статьей 161 БК РФ.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (ч. 2. ст. 161 БК РФ).
Бюджетной сметой называется документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а лимитом бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (в текущем финансовом году и в плановый период). Лимит бюджетных обязательств устанавливает, на какую сумму казенное учреждение имеет право заключать с поставщиками услуг и товаров государственные (муниципальные) контракты, договоры поставок на содержание учреждения. Сверх лимита бюджетных обязательств казенное учреждение не имеет права принимать бюджетные обязательства перед контрагентами. При составлении бюджетной сметы все эти обстоятельства должны быть учтены казенным учреждением.
Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены приказом МФ РФ от 20.11.2007 № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (далее – Приказ № 112н).
Согласно этому нормативному документу главные распорядители средств бюджета имеют право, в свою очередь, утверждать свой собственный порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, учитывая особенности отдельных учреждений с учетом:
- данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;
- результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;
- данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения» (ст.2 Приказа № 112н).
В соответствии с Приказом № 112н на сегодняшний день разработаны для подведомственных казенных учреждений и действуют приказы главных распорядителей, как Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Казначейство России и других.
Получателем бюджетных средств, наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации, является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
При составлении бюджетной сметы казенные учреждения применяют бюджетную классификацию Российской Федерации. В настоящее время действует приказ МФ РФ от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
В соответствии с ч. 4 ст. 298 БК РФ «Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».
Перечень казенных учреждений ограничен. Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:
- управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
- учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Данный перечень является исчерпывающим, его дополнение возможно только путем внесения изменений в федеральное законодательство.
Бюджетные учреждения
Правовое положение бюджетных учреждений установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2. БК РФ).
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. 7 Закона № 7-ФЗ «Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений».
Орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, также определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД) соответствующего учреждения на основании требований, установленных МФ РФ. В целях реализации данного положения Министерством финансов России установлены общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения приказом от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее – Приказ № 81н).
На рисунке 1 показана структура Плана ФХД бюджетного или автономного учреждения.
Рис. 1. Структура плана финансово-хозяйственной деятельности
Установленные требования распространяются на:
- бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания;
- автономные учреждения;
- обособленные (структурные) подразделения бюджетных и автономных учреждений без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета.
План ФХД составляется на финансовый год, либо на финансовый год и плановый период.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана ФХД, в том числе и по временному интервалу. По требованию учредителя План ФХД может составляться поквартально, помесячно и т.д.
Хотя План ФХД составляется по форме, утвержденным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), он должен содержать все данные, определенные Приказом № 81н.
При составлении Плана ФХД бюджетными или автономными учреждениями применяется бюджетная классификация Российской Федерации только в части классификации операций сектора государственного управления, который утвержден приказом МФ РФ от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Остальные классификации бюджетными и автономными учреждениями не применяются. Основанием для внесения изменений в План ФХД могут являться:
- корректировка в течение планируемого года суммы субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
- изменение оказываемых услуг (выполняемых работ);
- изменение экономических условий (например, увеличение цен на материалы, энергоресурсы, топливо и т.д.).
Бюджетные и автономные учреждения могут получать и целевые субсидии. В этом случае учреждение обязано составить и представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.
Сведения об операциях с целевыми субсидиями утверждаются:
- органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, – для учреждений;
- учреждением – для подразделений.
Целевые субсидии могут предоставляться на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим или юридическим лицам.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно:
- Правительством Российской Федерации;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами);
- органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Операции с целевыми субсидиями, поступающими в учреждение, учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждением в органе Федерального казначейства.
Порядок санкционирования бюджетных и автономных учреждений, источником финансирования которых являются субсидии на иные цели, определен приказом МФ РФ от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Для предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и бюджетным (автономным) учреждением заключается соглашение на предоставление каждого вида субсидии отдельно.
Бюджетное учреждение сверх установленного государственного (муниципального) задания, вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
В дальнейшем, в ходе реформирования учреждений бюджетной сферы предусматривается увеличение доходной части от приносящей доход деятельности и уменьшение суммы выделяемых субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности, и приобретенным за счет этих доходов имуществом, кроме заключения крупных сделок.
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ч. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом.
Автономное учреждение
Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Перечень сфер закрытый, в иных сферах могут быть только бюджетные учреждения.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Помимо поправок, внесенных в нормативные документы, регулирующие правоотношения в бюджетной сфере, а также деятельность автономных и некоммерческих организаций, внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Рецензенты:
Ларичкин Ф.Д., д.э.н., профессор, директор ФГБУН ИЭП КНЦ РАН, г. Апатиты.
Селин В.С., д.э.н., профессор, зав. отделом ФГБУН ИЭП КНЦ РАН, г. Апатиты.
Библиографическая ссылка
Крапивин Д.С. КАЗЕННЫЕ, БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11696 (дата обращения: 26.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
1. Наименование Муниципального казенного учреждения муниципального
образования Манаенское Арсеньевского района .
1.1. Полное: Муниципальное казенное учреждение «Манаенский центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания» муниципального образования Манаенское Арсеньевского района.
1.2. Сокращенное: МКУ «Манаенский ЦКДИБО».
2. Место нахождения (юридический, фактический адрес)
Муниципального казенного учреждения «Манаенский центр культуры, досуга и
библиотечного обслуживания» (далее — МКУ) муниципального образования
Манаенское Арсеньевского района:
301520 Тульская область, Арсеньевский район, пос. Центральный, ул. Рабочая д. 6а.
Место нахождения МКУ определяется местом его государственной регистрации.
Почтовый адрес МКУ:
301520: Российская Федерация Тульская область Арсеньевский район пос. Центральный ул. Рабочая д.6а
3. Сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя
МКУ.
3.1. Учредителем и собственником имущества МКУ является муниципальное
образование Манаенское Арсеньевского района».
3.2. Функции и полномочия учредителя МКУ осуществляет в рамках
своей компетенции, установленной нормативным правовым актом
муниципального образования Манаенское Арсеньевского района.
3.3. МКУ находится в ведении Администрации МО Манаенское Арсеньевского
района.
4. Предмет и цели деятельности МКУ.
4.1. МКУ является некоммерческой организацией.
Организационно-правовая форма МКУ — учреждение.
МКУ является муниципальным учреждением казённого типа.
МКУ не имеет извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
4.2. Предметом деятельности и целями создания МКУ является:
— организация досуга и приобщение жителей муниципального образования Манаенское Арсеньевского района к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления предусмотренные статьей 12,14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ » Об общих принципах местного самоуправления законодательных в Российской Федерации» в сфере культуры;
— сохранение единого библиотечного и информационного пространства;
— обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям;
— приобщения жителей муниципального образования Манаенское к творчеству и
самообразованию;
— формирование и хранение библиотечного фонда;
— предоставление их во временное пользование граждан, юридическими и правовыми лицами независимо от их организационно-правовых форм собственности;-обеспечение контроля за сохранностью и эффективным использованием фондов; -участие в развитии территории своего района в сотрудничестве с органами местного самоуправления и местными на основе изучения потребностей реальных и потенциальных пользователей библиотек, взаимодействия с другими библиотеками, в целях обеспечения и реализации полномочий органов местного самоуправления предусмотренных пунктом 15,статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления законодательных в Российской Федерации» в организации библиотечного обслуживания.
5. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые МКУ вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Основной деятельностью МКУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых МКУ создано.
МКУ может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в настоящем уставе.
МКУ не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим уставом.
5.1. Исчерпывающий перечень основных видов деятельности МКУ.
5.1.1.Создание и организация работы творческих коллективов, кружков, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;
5.1.2. Проведение различных по форме и тематике культурно-массовых
мероприятий, праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, выставок, вечеров, спектаклей, игровых развлекательных программ и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;
5.1.3. Проведение спектаклей, концертов и других культурно-зрелищных и
выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных
коллективов, исполнителей;
5.1.4.Оказание методической помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий;
5.1.5.Изучение, обобщение и распространение опыта культурно-массовой работы.
5.1.6.Повышение квалификации творческих и административно-хозяйственных работников МКУ и других культурно — досуговых учреждений;
5.1.7.Осуществление справочной, информационной и рекламно-маркетинговой деятельности;
5.1.8.Предоставление гражданам дополнительных досуговых и сервисных услуг;
5.1.9.Формирование фонда библиотеки (покупка литературы, книгообмен, формирование электронной библиотеки);
5.1.10.Комплектование,обработка, организация хранения и использования универсального библиотечного документного фонда, отвечающего требованиям содержательного, видового(книги, периодика ,фоно-, аудио,- и видеофонды, документы на электронных носителях информации), хронологического, лингвистического разнообразия и достаточной полноты;
5.1.11.Библиографический учет документарного фонда, создание источников библиографии, информация на основе новых поступлений, формирование поискового справочно-библиографического аппарата (систему каталогов, карточек на различных носителях);
5Л. 12.Осуществлении библиографической и информационной деятельности, в том числе обеспечение условий для взаимодействия ресурсов муниципальных библиотек;
5.1.13.Предоставление информации о возможности удовлетворения запросов с помощью других библиотек;
5.1.14.Создание специализированного банка данных, включающего описание краеведческих документов;
5.1.15.Бесплатное предоставление пользователям библиотек информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и карточек и другие формы библиотечного информирования;
5.1.16.Ведение научной и методической работы в области библиотековедения и книговедения(организация непрерывного обучения библиотекарей учреждения); 5.1.17.Бесплатное оказание консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;
5.1.18.Организация работы центров общественного доступа к социально значимой информации, экологической информации, центров чтения, библиотек семейного чтения, медиатек и др.;
5.1.19.Обеспечения физического сохранения фонда библиотек МКУ(переплет, реставрация и раскрытие фондов библиотеки);
5.1.20.Выдача во временное пользование любого документа из библиотечных фондов через систему каталогов и карточек и другие формы библиотечного информирования;
5.1.21.Выдача во временное пользование любого документа из библиотечных фондов в соответствии с Правилами пользования библиотекой;
5.1.22.Организация библиотечной деятельности на основе использования новейших информационных технологий, предоставление пользователям доступа в глобальные информационные сети;
5.1.23.Оказание методической помощи библиотекам поселения (обучение, консультации, выезды);
5.1.24. Анализ состояния библиотечного обслуживания поселения, его прогнозирование, составление плана работы, текстового отчёта, сбор государственной статистики библиотек поселения.
5.2. Исчерпывающий перечень иных (не основных) видов деятельности МКУ.
5.2.1 Составление библиографических списков, справок и каталогов по
запросам читателей;
5.2.2 Предоставление услуг по копированию документов, музыкальных и
видеозаписей, иных материалов, распечатка материалов полученным по
глобальным информационным сетям;
5.2.3. Доставка читателям книг на дом, к месту работы.;
5.2.4. Формирование тематических подборок, материалов по запросу
читателей;
5.2.5. Организация и проведение платных форм культурно-просветительской и
информационной деятельности;
5.2.6. Розничная торговля канцелярскими товарами, книжной и иной печатной
продукцией;
5.2.7.Организация и проведение ярмарок, лотерей, аукционов, выставок-продаж;
5.2.8.Оказание и проведение вечеров отдыха, танцевальных и других вечеров, праздников, встреч, гражданских и семейных обрядов, балов, дискотек, концертов, спектаклей, и других культурно -досуговых мероприятий, в том числе по заявкам организаций, предприятий и отдельных граждан;
5.2.9.Предоставление оркестров, ансамблей, самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей для семейных и гражданских праздников и торжеств;
5.2.10.Обучение в платных кружках, студиях и курсах;
5.2.11.Оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи и подготовке и проведении культурно -досуговых мероприятий;
5.2.12.Предоставление услуг по прокату сценических костюмов, культурного и другого инвентаря, аудио-и видеокассет с записями отечественных и зарубежных музыкальных произведений, звукоусилительной и осветительной аппаратуры и другого профильного оборудования, изготовление сценических костюмов, обуви, реквизита;
5.2.13.Организация в установленном порядке работы спортивно-оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, игровых и тренажерных залов и других развлекательных досуговых объектов;
5.2.14.Предоставление — помещений в аренду;
5.2.15.Иные виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня предоставляемых пользователям услуг .
6. Сведения о структурных подразделениях МКУ.
6.1. Наименования и адреса структурных подразделений МКУ должны быть
указаны в уставе МКУ.
6.2. МКУ может по согласованию с Администрацией МО Манаенское
Арсеньевского района создавать и ликвидировать структурные подразделения на
территории муниципального образования Манаенское в соответствии с
законодательством Российской Федерации, Тульской области и муниципальными
правовыми актами МО Манаенское Арсеньевского района.
6.3. Структурным подразделением МКУ является обособленное подразделение
МКУ, расположенное вне места нахождения МКУ и осуществляющее все функции
МКУ.
6.4. Структурные подразделения МКУ является обособленное подразделение
МКУ, которое расположено вне места нахождения МКУ, представляет интересы
МКУ и осуществляет их защиту.
6.5. Структурные подразделения МКУ осуществляют свою деятельность от
имени МКУ, которое несет ответственность за их деятельность.
6.6. Структурные подразделения не являются юридическими лицами,
наделяются МКУ имуществом и действуют в соответствии с положениями о них.
6.7. Положения о структурных подразделениях МКУ, а также изменения и
дополнения указанных положений утверждаются МКУ.
6.8. Руководитель структурного подразделения МКУ назначается на должность
и освобождается от должности МКУ, наделяется полномочиями и действует на
основании доверенности, выданной ему МКУ.
6.9. МКУ имеет:
6.9.1.Структурное подразделение «Центральная сельская библиотека» 301520,Тульская область, Арсеньевский район, п.Центральный, ул.Рабочая д.4а;
6.9.2.Структурное подразделение «Кузьменская сельская библиотека» 301519,Тульская область, Арсеньевский район, с.Кузьменки, ул.Школьная, д.21;
7.Организация деятельности, управление, структура, компетенция органов управления МКУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов.
7.1. Структура, компетенция органов управления МКУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются настоящим уставом в соответствии с законодательством.
7.2.Органом управления МКУ является руководитель МКУ.
7.3. Руководителем МКУ является директор .
7.3.1.Директор осуществляет текущее руководство деятельностью МКУ, назначается на должность и освобождается от должности главой Администрации МО Манаенское Арсеньевского района Тульской области.
7.3.2.Директор МКУ подотчетен в своей деятельности Учредителю.
7.4. К компетенции руководителя МКУ относятся вопросы осуществления
текущего руководства деятельностью МКУ, за исключением вопросов, отнесенных
законодательством или настоящим уставом к компетенции учредителя МКУ или
иных органов.
7.5. Руководитель МКУ без доверенности действует от имени МКУ, в том числе
представляет интересы МКУ, совершает сделки, утверждает по согласованию с
Администрацией МО Манаенское штатное расписание, внутренние документы,
регламентирующие деятельность МКУ, подписывает план финансово-хозяйственной деятельности МКУ, бухгалтерскую отчетность МКУ, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками МКУ.
7.6.Руководитель МКУ несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и трудовым договором, заключенным с ним.
7.7.Права и обязанности руководителя МКУ, а также основания для прекращения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым законодательством, а также трудовым договором.
7.8.Трудовой договор с директором подлежит досрочному расторжению в следующих случаях:
-невыполнение по вине директора в течении двух лет утвержденных в установленном порядке смет доходов и расходов Учреждения;
-двукратного нарушения директором бюджетного законодательства Российской Федерации;
-нанесение муниципальному образованию ущерба в результате противоправных действий или бездействия руководителя;
-фактический отказ руководителя исполнить правомерные требования и указания Учредителя, контролирующих и надзорных органов;
-осуждение руководителя по приговору суда;
— в других случаях ,прямо предусмотренных федеральными законами.
7.9.Администрация МО Манаенское Арсеньевского района.
7.9.1. Администрация МО Манаенское рассматривает предложения МКУ о
внесении изменений в устав МКУ. Утверждает устав МКУ, изменения и дополнения
к нему.
7.9.2. Рассматривает и утверждает:
-план финансово-хозяйственной деятельности МКУ;
-программы деятельности МКУ;
-отчеты МКУ, в том числе бухгалтерские, отчеты о деятельности МКУ и об использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности МКУ.
7.9.3. Рассматривает и согласовывает:
-штатное расписание МКУ;
-предложения МКУ о создании и ликвидации структурных подразделений;
-отчуждение движимого имущества МКУ или распоряжение иным способом движимым имуществом МКУ;
-списание движимого имущества МКУ;
-предложения руководителя МКУ о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
-предложения МКУ о передаче на основании правового акта Администрации МО Манаенское по акту приема-передачи объекта недвижимого или движимого имущества с баланса МКУ на баланс в оперативное управление другого муниципального учреждения МО Манаенское.
7.9.4. Рассматривает и согласовывает вопросы:
-распоряжения недвижимым имуществом МКУ;
-списания недвижимого имущества МКУ.
7.9.5. Проводит:
-проверки деятельности МКУ;
7.9.6. Осуществляет:
-анализ финансово-хозяйственной деятельности МКУ;
-корректировку программ деятельности МКУ.
7.9.7.Принимает решения, направленные на улучшение финансово-экономического состояния МКУ.
7.9.8.Устанавливает порядок представления МКУ отчетности в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, Тульской области, Арсеньевского района и МО Манаенское.
7.9.9.Определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности МКУ и об использовании закрепленного за МКУ муниципального имущества.
7.9.10. Формирует и утверждает муниципальное задание для МКУ в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности в случае принятия решения о доведении муниципального задания МКУ.
7.9.12.Принимает в соответствии с трудовым законодательством решение о назначении и назначает руководителя МКУ.
7.9.13.Осуществляет контроль за деятельностью МКУ в соответствии с законодательством , муниципальными правовыми актами.
7.9.14.Применяет к руководителю МКУ меры поощрения в соответствии с законодательством.
7.9.15. Применяет меры дисциплинарного воздействия к руководителю МКУ в соответствии с законодательством.
7.9.16.Подготавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации Тульской области, муниципальными правовыми актами проект постановления Администрации МО Манаенское о реорганизации и ликвидации МКУ, а также об изменении его типа, выполняет функции и полномочия учредителя МКУ при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации.
7.9.17.Участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации Тульской области, муниципальными правовыми актами в осуществлении юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией, ликвидацией, изменением типа МКУ.
7.9.18. Ведет и хранит трудовую книжку руководителя МКУ.
7.9.19.Осуществляет решение иных предусмотренных законодательством вопросов деятельности МКУ, не относящихся к компетенции других органов государственной власти.
8. Иные сведения о МКУ, имущество и финансовое обеспечение МКУ.
8.1. МКУ является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности быть истцом и ответчиком в суде.
8.2.МКУ создается без ограничения срока деятельности.
8.3.Учредительным документом МКУ является настоящий устав.
8.4.Устав МКУ и все изменения и дополнения к нему утверждаются правовым актом Администрации МО Манаенское Арсеньевского района;
8.5.МКУ имеет круглую печать, содержащую его полное наименование и указание места нахождения МКУ.
8.6.МКУ вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.
8.7.Финансовое обеспечение деятельности МКУ осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тульской области и муниципальными правовыми актами МО Манаенское.
8.8.МКУ осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тульской области и муниципальными правовыми актами МО Манаенское средствами через лицевые счета, открываемые ему в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
8.9.МКУ отвечает по своим обязательствам находящимися в распоряжении МКУ денежными средствами.
8.10.МКУ не отвечает по обязательствам собственника имущества МКУ -муниципального образования Манаенское.
8.11.Собственник имущества МКУ вправе изъять излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество МКУ, закрепленное им за МКУ либо приобретенное МКУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у МКУ, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
8.12.МКУ осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, нормативными правовыми актами МО Манаенское и настоящим уставом.
8.13.Для выполнения уставных целей МКУ вправе с соблюдением требований законодательства и настоящего устава:
-заключать договоры с юридическими и физическими лицами;
-приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов;
-осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
-осуществлять материально-техническое обеспечение своей деятельности;
8.14.Доходы, полученные от приносящей доходы деятельности МКУ, от использования и продажи имущества МКУ, доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование имущества МКУ, средства безвозмездных поступлений используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами МО Манаенское.
8.15.Собственником имущества МКУ является МО Манаенское.
Имущество МКУ принадлежит МКУ на праве оперативного управления.
8.16. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в
оперативном управлении МКУ, а также имущество, приобретенное МКУ по
договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление МКУ в
порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими
законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
8.17. Источниками формирования имущества МКУ являются:
-имущество, закрепленное за МКУ Администрацией МО Манаенское;
-имущество, приобретенное МКУ за счет ассигнований местного бюджета,
предусмотренных решением Собрания депутатов МО Манаенское о бюджете МО Манаенское, в соответствии с законодательством на приобретение такого имущества;
-ассигнования местного бюджета, предусмотренные решением Собрания депутатов МО Манаенское о бюджете МО Манаенское, в соответствии с законодательством;
-доходы МКУ от его приносящей доход деятельности, служащей достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующей указанным целям при условии, что такая деятельность указана в настоящем уставе;
-иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
8.18.МКУ без согласия Администрации МО Манаенское не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться недвижимым имуществом.
8.19.МКУ осуществляет списание недвижимых основных средств в порядке, установленном законодательством, по согласованию с Администрацией МО Манаенское Арсеньевского района.
8.20.МКУ осуществляет списание движимого имущества в порядке, установленном законодательством, по согласованию с Администрацией МО Манаенское Арсеньевского района.
8.21.Права МКУ на объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе осуществления им деятельности, регулируются законодательством Российской Федерации.
8.22.МКУ не имеет права совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, принадлежащего МКУ на праве оперативного управления, в том числе имущества, приобретенного за счет средств, выделенных МКУ из местного бюджета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
8.23.МКУ не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.
8.24. МКУ не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц, в
том числе вносить недвижимое и движимое имущество, денежные средства в
уставный (складочный) капитал других юридических лиц, передавать это
имущество другим юридическим лицам иным образом в качестве их учредителя или
участника.
8.25. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке,
стороной которой является или намеревается быть МКУ, а также в случае иного
противоречия интересов указанного лица и МКУ в отношении существующей или
предполагаемой сделки, оно обязано сообщить о своей заинтересованности Администрации МО Манаенское до момента принятия решения о заключении сделки. Сделка должна быть одобрена Администрацией МО Манаенское.
8.26.МКУ обязано вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8.27.МКУ обязано представлять отчетность в порядке, установленном законодательством и Администрацией МО Манаенское Арсеньевского района.
8.28.Бухгалтерская отчетность МКУ утверждается Администрацией МО Манаенское Арсеньевского района.
8.29.МКУ обязано представлять месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
8.30.МКУ представляет в установленном порядке информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные
органы и лицам в соответствии с законодательством и настоящим уставом, в том числе в МО Манаенское — информацию, необходимую для ведения реестра муниципального имущества.
8.31. МКУ обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
1) устава МКУ, в том числе внесенных в него изменений;
2) свидетельства о государственной регистрации МКУ;
3) постановления Администрации МО Манаенское о создании МКУ;
4) решения о назначении руководителя МКУ;
5) положения о структурных подразделениях, представительствах МКУ;
6) плана финансово-хозяйственной деятельности МКУ;
7) годовой бухгалтерской отчетности МКУ;
8) сведений о проведенных в отношении МКУ контрольных мероприятиях и их
результатах;
9) муниципального задания МКУ на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчета о результатах деятельности МКУ и об использовании закрепленного
за ним муниципального имущества.
8.32. Размеры и структура доходов МКУ, а также сведения о размерах и составе
имущества МКУ, о его расходах, численности и составе работников, об оплате их
труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности МКУ не
могут быть предметом коммерческой тайны.
8.33.МКУ обеспечивает открытость и доступность документов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
8.34.Право МКУ осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение -лицензия, возникает у МКУ с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
8.35. МКУ обязано:
-обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат;
-обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;
-обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников;
-осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством;
-хранить предусмотренные законодательством документы;
-обеспечить сохранность, надлежащее содержание и использование, ремонт принадлежащего МКУ имущества;
-своевременно предоставлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, в том числе Учредителю и уплачивать налоги в порядке и размерах установленных законодательством Российской Федерации;
-добросовестно выполнять обязательства в соответствии с заключенными договорами и муниципальными контрактами.
-обеспечивать выполнение иных обязательств, предусмотренных законодательством, настоящим уставом, заключенными МКУ договорами.
8.36. МКУ может быть реорганизовано в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.
8.37.Изменение типа существующего МКУ в целях создания муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами МО Манаенское.
8.38.МКУ может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством.
8.39.Имущество МКУ в случае его ликвидации используется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами МО Манаенское.
8.40.Распоряжение имуществом МКУ в случае ликвидации МКУ осуществляется в соответствии с федеральным, областным законодательством и муниципальными правовыми актами МО Манаенское.
8.41.Исключительные права (интеллектуальная собственность), принадлежащие МКУ на момент ликвидации, переходят для дальнейшего распоряжения ими в соответствии с законодательством.
8.42.При ликвидации и реорганизации МКУ работникам МКУ гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.
19 (331) — 2013
Налогообложение
О СТАТУСЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В. А. ТЕРЕХОВА, доктор экономических наук, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) казенное учреждение определено как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) работ и исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Федеральным законом от 08.05.2010 № 8Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 8Э-ФЗ) с целью усиления имущественной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений уточнен правовой статус этого вида юридических лиц.
В настоящее время действующая система государственных учреждений представлена бюджетными и казенными учреждениями.
Казенное учреждение находится в ведении:
— органа государственной власти (государственного органа);
— органа управления государственным внебюджетным фондом;
— органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги (работы), выполняемые органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, а документом, устанавливающим требования к составу, качеству, объему (содержанию) и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, является государственное задание. В рамках этого задания казенное учреждение заключает контракт, оплата которого производится от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению (с учетом принятых и неисполненных обязательств) в соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ.
Нарушение казенным учреждением установленных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом или органа местного самоуправления, осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Следует отметить, что финансовая деятельность казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Однако такие учреждения не имеют права получать и предоставлять кредиты (займы) и покупать ценные бумаги, а также получать субсидии и бюджетные кредиты и отчуждать (распоряжаться) имущество без согласия собственника.
Вместе с тем казенному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе и закреплено в уставе. Полученные доходы в соответствии с п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом казенное учреждение действует не от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а только от своего имени, заключая не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор.
Важно иметь в виду, что казенные учреждения, осуществляющие деятельность в рамках оказания государственных (муниципальных) услуг, не облагаются налогом на прибыль организаций.
Казенные учреждения относятся к некоммерческим организациям и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Они могут получать доход только в случаях, когда это служит достижению целей, указанных в учредительных документах.
В настоящее время действуют разработанные по поручению Правительства РФ Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Комплексные рекомендации органам исполнительной власти), в которых определено, что основной целью указанного закона является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества доступных государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
В Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти услуги разделяются на:
— услуги, оказываемые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ);
— услуги, оказываемые в рамках Закона № 83-Ф3.
Законом № 210-ФЗ регламентированы услуги, оказываемые органами власти при реализации возложенных на них функций. Например, к таким услугам можно отнести выдачу разрешений на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества и т. д. Согласно Закону № 83-ФЗ услуги регламентируются в соответствии с перечнем услуг, разработанным федеральными органами исполнительной власти.
К таким услугам относятся:
— реализация образовательных, медицинских и других программ;
— оказание медицинской, социальной, консультативной и иной помощи;
— иные подобные мероприятия.
Чрезвычайно сложным и не до конца урегулированным является вопрос налогообложения доходов, полученных казенными учреждениями от оказания ими государственных (муниципальных) услуг, когда они оказаны в рамках определенных для этих учреждений заданий и в соответствии с перечнем услуг. Данная позиция согласована с Минфином России и изложена в письме ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@.
Кроме того, в постановлении Правительства РФ от 02.09.2012 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» содержится поручение утвердить ведомственные перечни государственных услуг (работ), выполняемых федеральными государственными учреждениями, находящимися в их ведении.
В настоящее время отраслевые перечни услуг разработаны практически большинством федеральных органов исполнительной власти и согласованы с Минфином России. Однако в отдельных ведомствах, в частности в МВД России, ведомственные перечни еще отсутствуют. Все это приводит к тому, что операции по реализации казенными учреждениями МВД России имущества, находящегося в оперативном управлении, не признаются государственными (муниципальными) услугами, а признаются приносящей доход деятельностью и потому облагаются налогом на прибыль организаций.
В отношении налога на добавленную стоимость (НДС) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг на
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
территории Российской Федерации), а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, определен в п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а операций, освобождаемых от налогообложения, — в ст. 149 НК РФ. Например, сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, подлежащей налогообложению в общепринятом порядке (см. письмо ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@).
Можно привести и другие примеры, являющиеся, по мнению автора, спорными. Например, Федеральное казенное учреждение «Аварийно-спасательное формирование «Противофонтанная военизированная часть» выполняет платные услуги по комплексному обслуживанию и проведению противофон-танных работ на нефтяных и газовых скважинах.
Минэнерго России разработало ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными учреждениями как вид основной деятельности. Однако разработанный ведомственный перечень не содержит такого вида государственных работ, выполняемых на платной основе. В результате указанные работы не признаются государственными (муниципальными), а являются деятельностью, приносящей доход, а следовательно, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Отдельного рассмотрения в Законе № 83-ФЗ заслуживает вопрос о заключении муниципальных контрактов, под которыми понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образовании в целях обе спечения муниципальных нужд.
Муниципальные нужды финансируются за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников с целью удовлетворения муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для нужд местного значения.
Казенные учреждения могут выступать муниципальными заказчиками по муниципальным контрактам (п. 3 ст. 764 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ)).
Заключение и оплата казенными учреждениями муниципальных контрактов производится муниципальными образованиями в пределах лимитов, доведенных казенному учреждению, бюджетных
обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В случаях просрочки исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) муниципального контракта заказчик вправе потребовать от него уплаты неустойки (штрафов, пеней) (п. 11 с. 9 Закона № 94-ФЗ). Такие доходы признаются доходами муниципального образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов в соответствии со ст. 246 НК РФ, что согласовано с Минфином России.
Под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд, включая реализацию федеральных целевых программ либо программ субъектов Российской Федерации.
Казенные учреждения выступают в качестве государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (п. 1 ст. 3 Закона № 94-ФЗ), и финансируются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств. В противном случае деятельность казенного учреждения осуществляется в рамках гражданско-правового договора, доходы по которому подлежат налогообложению в общепринятом порядке.
С 01.01.2012 операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями по государственным контрактам не облагаются НДС. Налогообложение операций, осуществляемых казенными учреждениями, направлено на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Этот подраздел содержит информацию об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года. Основным нормативным актом, регулирующим особенности правового положения казенных учреждений, является Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее — БК РФ). Согласно ст. 6 БК РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение. В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Планирование доходов и расходов. Одним из основных документов казенного учреждения, в строгом соответствии с которым осуществляется расходование бюджетных средств, является бюджетная смета.
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Отчет о финансовых результатах деятельности на 1 января 2020г.
Интересные материалы:
- Регламент совета федерации
Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального…
- Использование государственного флага
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО Государственном гимне Российской Федерации Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года…
- Федеральный закон о пограничной службе российской федерации
Защита Государственной границы является неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики…
- Штраф за медосмотр
Обязательны ли медицинские осмотры работников, занятых с ПЭВМ (персональные компьютеры)?Роструд считает, что медицинские осмотры офисных…
- Постановление 10 п
с участием А.Б. Смирнова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, представителя Совета Федерации…