- от автора admin
Содержание
- Кейсы для оценки руководителей
- Кейсы для ассессмента
- План ассессмента — разработка
- Тайминг испытаний
- Кейсы для ассессмента — реализация
- План ассессмента — выбор менеджера
- Понимание технологии продаж
- Способность достигать результата
- Желание развиваться в Компании
- Работа с возражениями
- Взаимоотношения с разными типами клиентов
- Переговоры о цене
- Умение увидеть перспективного Клиента
- Ассессмент для руководителей — кейсы
- Умение самостоятельно действовать в сложных ситуациях с подчиненными
- Наставничество
- Способность делегировать
- Кейсы для ассессмента с ответами — интерпретация результатов
- Ассессмент-центр
- Что такое ассессмент-центр?
Кейсы для оценки руководителей
В данном материале представлены некоторые успешные кейсы по менеджменту и задания для оценки руководителей (кейсы на управленческие навыки). В том числе задания для оценки руководителей отделов продаж.
1. В вашем отделе есть сотрудник, который прошел все этапы карьерного развития. В настоящий момент никто лучше, чем он, не знает специфики деятельности подразделения. Однако вы понимаете, что через некоторое время ему станет скучно работать здесь. Что вы ему предложите?
2. Специалист пришел к вам обсудить ситуацию: ему предложили перейти в другой отдел, ему это интересно, он видит перспективы, но понимает, что ситуация на рынке труда сложная и найти ему замену в течение даже квартала — задача не из легких. Как вы поступите?
3. После обучения, которое вы провели, стало ясно, что один из подчиненных не смог применить на практике материал курса. Найдите способ сказать ему об этом.
4. Ваша подчиненная — дама в возрасте, поэтому многое она предпочитает делать степенно и с расстановкой, что, на ваш взгляд, не всегда соответствует ритму деятельности компании. Как вы ей об этом скажете?
Ответ на первых 4 кейса:
Подобные кейсы позволяют руководителям подробно рассмотреть часто встречающиеся в управленческой практике сложные ситуации:
• связанные с формированием мотивации или управлением карьерой сотрудника (ситуация 1);
• касающиеся решения вопросов удержания специалиста в компании на длительный срок (т. е. работа с контрпредложениями) или на период поиска замены (ситуация 2);
• заключающиеся в поиске способа передачи информации и выбора канала восприятия данных (ситуация 3);
• требующие четкого выделения проблемы и предоставления руководителем обратной связи подчиненным (ситуация 4).
5. Внешний вид.
Секретарь приходит на работу в чересчур короткой юбке и с ярким макияжем. Вы понимаете, что внешний вид подчиненного не соответствует дресс-коду компании. Ваши действия?
Ответ: Желаемые варианты ответов: “Сделаю устное замечание”, “Попрошу перечитать требования к дресс-коду в компании”. После ответа на первый вопрос можно задать следующий: “Что вы будете делать, если подчиненный не отреагирует на ваше замечание?”. Желаемые варианты ответа: “Сделаю повторное замечание”, “Применю дисциплинарное взыскание”. А вот ответ “Пожалуюсь вышестоящему руководству” должен насторожить, он может свидетельствовать об отсутствии управленческих и коммуникативных навыков».
6. Делегирование полномочий.
Предлагаем вам рассмотреть пример кейса, с помощью которого вы оцените умение руководителя делегировать полномочия, навык организации работы и способность рационально использовать рабочее время.
Фабула. Руководитель конструкторского отдела ушла в декрет. На ее место назначили Викторию Д. В ее обязанности, помимо прочих, входила проверка отчетов и расчетов сотрудников отдела. Кроме этого, она каждый месяц должна была подавать ведомость на выплату премий. По характеру Виктория была очень ответственная и скрупулезная. Она тщательно проверяла все отчеты и расчеты сотрудников до точки. И даже зная, что некоторые из них не совершают ошибок, все равно детально изучала все данные. Это отнимало много времени, она не успевала выполнять другие обязанности и часто оставалась допоздна. Ведущий специалист предложил ей отдать часть отчетов на проверку ему, а расчеты и чертежи главному инженеру. Но Виктория не согласилась. В итоге несколько раз подряд она не составила ведомость и сотрудники не получили премию, что ухудшило атмосферу в коллективе.
Задание. Нужны ли такие скрупулезные проверки работы сотрудников? Как правильно организовать Виктории работу в отделе?
Варианты ответов |
Интерпретация |
Считает, что проверять работу подчиненных надо тщательно и доверять такое никому нельзя, так как начальник несет ответственность за результаты работы отдела. И чтобы Виктория успевала все делать, сотрудникам нужно не допускать ошибок и раньше сдавать отчеты и расчеты |
Такой ответ показывает, что, с одной стороны, человек верно определяет необходимость проверять работу подчиненных, а с другой – не умеет доверять коллегам и делегировать полномочия, считает, что только он может лучше всех выполнить задание. Также он не берет в расчет то, что если сократить время подготовки отчетов, сотрудники будут торопиться и начнут делать ошибки, что лишь увеличит время проверки. Таким образом, человек ориентирован на процесс, а не на результат |
Предлагает снять с должности Викторию, если она не справляется со своими обязанностями. Это нормально, ведь она подводит целый коллектив, из-за нее люди не получают премии |
Ответ показывает, что человек не анализирует ситуацию и сразу предлагает кардинальные меры, хотя решение требует логичных и последовательных действий. Да и в ситуации показано, что у Виктории проблемы только в организации своего рабочего времени, а это не основание для увольнения |
Считает, что работу подчиненных так или иначе нужно проверять, но не надо впадать в крайности. Предлагает Виктории все-таки научиться доверять сотрудникам и делегировать свои полномочия, тем более что подчиненные ей готовы помочь |
Такой ответ показывает, что человек адекватно оценивает необходимость проверять работу подчиненных. Склонен делегировать полномочия, чтобы оптимизировать рабочий процесс и доверят своим подчиненным |
7. Взаимодействие в коллективе.
Пример кейса, который поможет вам оценить навык взаимодействия в коллективе и бесконфликтной коммуникации, а также умение обсудить возникшую проблему.
Кейс «Надоедливый новичок»
Фабула. В отдел персонала пришла новая сотрудница Ирина М. Руководитель отдела познакомила ее с коллегами, провела экскурсию по офису, показала, где можно взять образцы документов, поставила задачи на неделю. Через какое-то время девушка обратилась за помощью к сотруднице отдела Юлии Д., которая подробно объяснила ей все нюансы. Через несколько часов Ирина опять спросила про то, о чем Юлия уже ей подробно рассказывала. Но, несмотря на это, Юлия спокойно повторила все сказанное, еще раз объяснила, где взять нужные документы. Через несколько дней просьбы пояснить что-либо повторились, а потом дошло до того, что Ирина стала дергать Юлию по любому самому незначительному вопросу. Однажды Юлия не выдержала и нагрубила новой сотруднице, а Ирина пожаловалась на нее руководителю, что та не помогает ей адаптироваться.
Задание. Как должен поступить в такой ситуации руководитель? Что нужно было сделать Юлии, когда Ирина стала доставать ее постоянными вопросами?
Интерпретация ответов на кейс «Надоедливый новичок»
Варианты ответов |
Интерпретация |
Обвиняет Юлию в грубости и отсутствии выдержки. Нужно было войти в положение новичка, помочь ему адаптироваться, а не грубить ему. Предлагает руководителю побеседовать с Юлией и отчитать ее за такой поступок. Так она только нарушает атмосферу и не строит отношения в коллективе |
Такой ответ показывает, что человек односторонне анализирует ситуацию, склонен принимать чью-то сторону. Не умеет находить компромисс, категоричен в суждениях |
Считает, что вины Юлии нет, любой человек так бы мог поступить. Вся проблема в Ирине, которая не может понять своих обязанностей. Предлагает еще раз изучить ее компетенции, может быть взяли не того человека. И если Ирина не справляется, надо расстаться с ней |
По такому ответу можно судить, что человек анализирует поступок с разных сторон, но при этом тоже склонен к принятию одностороннего решения. Не принимает импульсивные решения, сначала пытается разобраться в ситуации |
Предлагает руководителю побеседовать с Юлией, чтобы выяснить, что произошло на самом деле, на какие вопросы ей приходилось отвечать и как часто. Попросить ее быть сдержаннее. А также поговорить с Ириной на предмет того, что ей непонятно. Предлагает назначить Ирине наставника, который будет вводить ее в курс дел |
Такой ответ показывает, что человек анализирует ситуацию с разных сторон. Пытается найти точки сближения двух сторон, пытается не допустить конфликта и спокойно обсудить ситуацию. Не принимает чью-либо сторону, умеет соблюдать нейтралитет |
8. Нацеленность на карьерный рост.
Вариант кейса, с помощью которого вы сможете оценить, нацелен ли сотрудник на карьерный рост, его готовность выполнять более сложную работу, если потребуют обстоятельства, умение брать на себя ответственность и исполнительность.
Кейс «Заслужите повышение»
Фабула. Ольга Ф. уже несколько лет работала в отделе маркетинга. В последнее время она стала чувствовать, что неудовлетворенность трудом усиливается и что она готова выполнять более сложную работу. Она поняла, что вполне может занять должность выше, и обратилась к руководителю с просьбой рассмотреть возможность ее повышения. Начальник предложил ей в течение трех месяцев выполнять работу ведущего специалиста вместе со своими обязанностями. Зарплата останется прежней, но ей начислят премию по результатам работы. По истечении трех месяцев будет принято решение о ее повышении.
Задание. Оцените предложение руководителя. Какие условия вы бы изменили на месте Ольги?
Интерпретация ответов на кейс «Заслужите повышение»
Варианты ответов |
Интерпретация |
Категорически не согласен с решением руководителя. Говорит, что только после приказа о переводе на новую должность нужно выполнять дополнительные функции |
Такой ответ может означать, что человек не готов брать на себя дополнительную ответственность. Его интерес к должности выше, чем к самой работе. Решениям руководителя не доверяет |
Согласен с решением руководителя, но считает, что Ольге нужно уточнить критерии оценки результата ее работы, чтобы точно знать, к чему стремиться, а также узнать сроки и размер премии в случае хороших результатов |
Такой ответ показывает, что человек готов принять на себя ответственность, интерес к профессиональному развитию выше, чем потребность занять более высокую должность. Умеет оценить свои силы и поставленные перед ним задачи. Сможет работать самостоятельно |
Полностью согласен с решением начальника. Считает, что Ольге дан хороший шанс проявить себя. И ради этого можно поработать даже и без премиальных |
Такой ответ или очень похож на социально-желательный, то есть человек не раскрывает своего истинного отношения к ситуации, или же он не может представить себя в подобной ситуации. Кроме этого, подобный ответ показывает, что человек готов подчиниться руководителю, но в действительности будет противодействовать |
9. Честность.
А этот кейс поможет вам оценить такие личностные качества, как финансовая порядочность, честность, отсутствие склонности к откатам.
Кейс «Личное вознаграждение»
Фабула. Инна – руководитель секретариата крупного холдинга. Помимо других обязанностей она занималась поиском поставщиков для обеспечения жизнедеятельности офиса. Руководитель компании не был доволен прежним поставщиком канцелярских товаров и попросил Инну найти оптимальную замену. Она изучила потребности подразделений, утвердила бюджет. На основании спроса и выделенных средств выбрала две компании – «П…» и «К..». У них был сходный ассортимент и сопоставимые цены. Организация «П…» предложила Инне личное вознаграждение. В итоге она остановила свой выбор на этой компании. После первой поставки она провела опрос, который показал, что все подразделения довольны качеством канцелярских товаров. Через несколько месяцев она сделала опять заказ. Но в этот раз качество было хуже. Недовольство дошло до руководителя. Инне сделали замечание и попросили сменить поставщика. Она попала в сложную ситуацию, так как уже взяла вознаграждение и за третий заказ.
Задание. Оцените действия Инны. Что делать ей в сложившейся ситуации?
Интерпретация ответов на кейс «Личное вознаграждение»
Варианты ответов |
Интерпретация |
Считает, что ничего плохого Инна не сделала. Реальность такова, что многие получают откаты от поставок. Это способ получить дополнительный заработок. Надо платить сотрудникам конкурентную зарплату, и тогда таких ситуаций не будет. Предлагает Инне вернуть взятые деньги за третий заказ и сменить поставщика |
Такой ответ может говорить о том, что у человека отсутствует финансовая порядочность и при любом удобном случае он может поступить так же, как героиня кейса. Он даже не пытается хоть немного осудить действия Инны, наоборот, поддерживает ее и предлагает, как ей выйти сухой из воды |
Осуждает действия Инны, говорит, что ей надо во всем признаться руководителю и вернуть все деньги, которые она взяла у поставщика. А начальнику советует тщательнее подбирать персонал на такие должности и не доверять Инне выбирать поставщиков |
Такой ответ больше напоминает социально-желаемый. А может быть и так, что качество «честность» чересчур преобладает у человека и тогда есть опасность, что по любому поводу он будет жаловаться руководителю, как только заметит, что, по его мнению, кто-то поступает непорядочно |
Говорит – действительность такова, что такие случаи нередки в компаниях. И если уж Инна решилась брать вознаграждение, она должна была подумать, какие последствия могут быть, если кто-то узнает об этом. Стоит ли рисковать, ведь так можно лишиться хорошей должности, потерять доверие руководителя и впоследствии иметь плохие рекомендации |
Такой ответ показывает, что человек признает, что такие ситуации случаются, и вполне возможно, и он мог также поступить. Но в то же время человек ценит доверие руководителя и не будет рисковать, чтобы получить откат. Для него важно иметь хорошие рекомендации, а также он заботится о том, что скажут о нем люди |
10. Коммуникативные навыки.
Чтобы выявить коммуникативные навыки в процессе руководства коллективом, оцениваются следующие компетенции:
— уверенность в себе, умение самостоятельно решать рабочие задачи;
– умение проявлять гибкость и избегать ненужных конфликтов;
– умение принимать рациональное решение и действовать в непривычной, стрессовой ситуации.
Кейс (управленческие навыки):
Руководитель небольшой компании попросил менеджера по персоналу принять на работу дочь одного очень важного для компании партнера. Дочь партнера много лет нигде не работала и хотела больше быть среди людей. Никаких амбиций по поводу карьеры в компании не проявляла. Основная цель была в том, чтобы девушка почувствовала себя востребованной. Менеджер по персоналу не стала предлагать ее кандидатуру в линейные подразделения и приняла девушку к себе на должность специалиста по кадрам. Ей предложили освоить простейшие функции и выполнять их по мере возможностей. В результате основными, наиболее качественными навыками, которые она приобрела за время адаптации, стали: прием входящих документов, внесение учетной записи, расфасовка по папкам корпоративной документации. В течение нескольких месяцев все были довольны, и работа выполнялась своим чередом. Через полгода освободилось место ведущего специалиста по документообороту. Пока решали найти человека со стороны или выбрать из своих, директор вызвал руководителя отдела персонала с предложением повысить недавно принятую дочь партнера, по его просьбе. Зная, что в отделе есть сотрудницы, которые больше подходят на должность ведущего специалиста, менеджер по персоналу не могла отдать эту должность новой работнице, но и генерального директора она не могла поставить в неудобное положение перед партнером.
Вопросы:
Как, по Вашему мнению, должна поступить глава отдела персонала в данной ситуации?
Можно ли было избежать такой проблемы?
Как повлияет на коллектив повышение дочери партнера, если генеральный директор настоит на этом решении и главе отдела персонала придется выполнить это распоряжение?
Задание к кейсу: Предложите свои варианты решения проблемы.
Варианты ответов
1. Соискатель принимает сторону генерального директора и объясняет это тем, что все равно в компаниях все, кто ниже руководителя компании, ничего не решают. Как скажет руководство, так все и делают. Избежать такой ситуации нельзя было.
2.Соискатель придерживается мнения, что справедливо было бы все – таки подумать о тех, кто давно работает в коллективе и предложить дочери партнера альтернативное решение. Например, предлагает, что можно кого-то из коллектива повысить, а ее (дочь) поставить не на место ведущего специалиста, а на место простого специалиста, которого перевели. Избежать вряд ли можно было, так как невозможно же предугадать, как будут развиваться события.
3.Соискатель предполагает, что основанием для отказа могут быть нормы политики подбора, запрещающие прием на работу родственников учредителей или партнеров компании. Но теперь, когда глава отдела уже столкнулась с этой проблемой, ей нужно принять решение с учетом всех сторон и повысить кого-то из более квалифицированных, а дочери партнера предложить что-то другое. Иначе решение в пользу только одной стороны может испортить взаимоотношения между коллективом и руководителем.
После того как ответы сформулированы, нужно интерпретировать их и сделать выводы, насколько они соответствую ожиданиям.
Кейсы для ассессмента
Главная Статьи Кейсы для ассессмента
Кейсы для ассессмента — обязательная часть отбора персонала для Компании. Они относятся к практическим заданиям, требующие решения на коллективном собеседовании. В результате испытаний руководство делает объективный вывод об уровне подготовки соискателей.
Кейсы для ассессмента с ответами считаются одной из основных деталей работы центра оценки.
Технология отличается от классического собеседования:
- Общением с группой соискателей в одно и то же время;
- Принципом дефицита;
- Экономией времени;
- Возможностью оценить профессиональные качества на практике;
- Объективностью.
При всех преимуществах методики примеры неудач встречаются в реальной жизни. Чтобы их избежать, тщательно подготовьте вакансию, разместите на популярной площадке, разработайте задания и верно оцените результат.
План ассессмента — разработка
Определите функции будущих подчиненных. Руководство решает, по каким показателям будут отбирать сотрудников. Также выбираются подходящие методики оценки.
Для анализа участников разрабатываются способы проверки:
- Профессиональные и личностные тесты;
- Интервью с собственником и специалистом отдела кадров;
- Деловые игры;
- Кейсы;
- Самопрезентация.
Разрабатываются индивидуальные и групповые кейсы с примерами для ассессмент центра. Подойдут количественные и качественные методы оценки.
Ассесмент для руководителей, кейсы заданий — особенно сложная часть подготовки. Основное внимание уделяется способности управлять командой, лидерству, аналитическим способностям. Эти критерии не поддаются количественному измерению, поэтому кейсы выбирают очень тщательно.
Ассесмент примеры кейсов с решениями должны охватывать все оцениваемые умения. Это непросто сделать с учетом ограниченности времени.
Тайминг испытаний
Желание досконально проверить соискателя может перерасти в многочасовую процедуру. Чтобы этого не произошло, заранее подготовьте план проверки. Кейсы для продавцов главной целью ставят анализ практических навыков. Первые 5 минут уйдут на знакомство и обсуждение организационных моментов.
Практические задачи занимают от получаса до часа времени. Не менее 30 минут уйдет на заполнение психологических тестов, отражающих особенности личности. Не отводите на весь процесс более 4 часов. Процедура оценки может продолжаться 1 или 2 дня.
Кейсы для ассесмент центров с ответами строят так, чтобы задания на проверку навыков чередовались блоками. Рассчитывайте время на каждый блок с небольшим запасом.
Кейсы для ассессмента — реализация
Кейсы для продавцов мало разработать и организовать. Правильная поэтапная реализация помогает отобрать лучшие кадры в установленный временной период.
Для успеха мероприятия потребуется разделить участников на группы. Количество соискателей в каждой будет зависеть от числа претендентов и должности, на которую подбирается сотрудник. Если речь идет о месте главы отдела, среднее количество участников в группе — 5 человек. На должность коммерсанта могут проходить испытания до 30 человек в группе.
План ассессмента подразумевает несколько человек в жюри.
Рекомендуем присутствие следующих лиц:
- Непосредственный начальник будущего коммерсанта;
- Глава отдела кадров;
- Собственник бизнеса;
- Психолог.
Если цель всех испытаний — выбор на ключевую должность (финансовый директор, глава службы IT), и в штате сейчас нет специалиста, способного оценить профессиональные навыки, стоит привлечь эксперта извне.
Ассессмент центр и примеры кейсов — сложные системы, успешное использование которых требует знаний и подготовки. Организацию лучше доверить Компании с опытом. И на это есть причины.
- Ассессмент для руководителей, испытания для рядовых сотрудников требуют времени на разработку и применение на практике. Если у бизнеса нет готовой процедуры отбора, стоить ее нужно с нуля. Для этого придется выделить ресурсы. Это решение приведет к изменению логики бизнес-процессов, поскольку подчиненные не будут выполнять свои прямые обязанности из-за новой задачи. На подготовку испытаний уйдет пара месяцев.
- Разработка стоит денег. Даже для самостоятельной реализации потребуется консультация людей, уже внедривших технологию. Размещение вакансии, услуги по подготовке упражнений будут стоить меньше, если Вы точно будете знать, что даст результат.
- Вероятность ошибки в реализации без опыта приближается к 100%. Сам метод гарантирует объективную оценку соискателей и выбор лидеров. Но неверный подход сведет все усилия к нулю.
- Лучше один раз обратиться к профессионалам, которые помогли десяткам Компаний с подготовкой кадрового резерва, чем тратить время и деньги, набивая собственные шишки.
План ассессмента — выбор менеджера
Чтобы подготовить полосу испытаний для будущего коммерсанта, определите самые значимые характеристики сотрудника. Без стрессоустойчивости, нацеленности на результат и умения определять потребности в продажах не обойтись. Самостоятельно сформируйте список необходимых качеств. Он будет зависеть от специфики продаж в Компании. Продвижение продукта на рынках B2B и B2C различается. Мы выделим несколько основных навыков, необходимых менеджеру по продажам.
Понимание технологии продаж
Попросите коммерсанта рассказать об основных этапах продаж. Оцените речь и аргументы. Нужный Вам человек не использует шаблонные фразы, а в качестве примеров приводит не зарисовки из учебников и программ тренингов, а случаи из собственного опыта. Чтобы посмотреть на коммерсанта в деле, попросите продать что-то Вам или другому кандидату. Это позволит проверить реальность указанного опыта.
Способность достигать результата
Уточните у соискателя, как часто он выполнял план по продажам, были ли месяцы с перевыполнением. Спросите и как соотносились результаты кандидата с показателями бывших коллег.
Сделать вывод о результативности можно и по вопросам о крупных сделках. Вы сможете оценить личный порог менеджера. В зависимости от того, на какие суммы были заключены контракты и как эти суммы менялись, делается вывод о желании расти профессионально.
Хороший знак, если соискатель осведомлен о деталях сделки. Специалист, который сам “вел” Покупателя, знает все нюансы. Если менеджер приписывает заслуги себе, но рассказать о сделке ему нечего, — коммерсант старается выглядеть перспективнее, чем есть на самом деле.
Кейсы для продавцов помогают раскрыть вовлеченность в рабочий процесс и определить действующую мотивацию.
Желание развиваться в Компании
Вам не нужен менеджер без инициативы. Ассессмент центр с примерами кейсов выявляет уровень, которого человек планирует достигнуть через год, 3 года, 5 лет. Выясните, какие сложности и перспективы соискатель видит в работе. Также стоит определить, считает ли менеджер себя успешным. Если нет, то что мешает приблизиться к цели.
Сотрудник не должен рассматривать Компанию как временное место работы. нужный кандидат планирует развитие внутри организации, поэтому готов вкладывать свои силы и время в развитие Вашего бизнеса.
Работа с возражениями
Менеджер по продажам, который уже заключал крупные сделки, понимает суть работы с возражениями. В продажах необходимо сочетать стандартную отработку претензий с индивидуальным подходом.
Смоделируйте ситуацию, в которой кандидат сталкивается с недовольством Покупателя. Суть возражения не должна напрямую зависеть от менеджера. Это может быть проблема с качеством или срыв сроков доставки. В такой ситуации умение работать с претензией раскрывается особенно ярко.
Взаимоотношения с разными типами клиентов
Переговоры редко бывают простыми. Отработайте с кандидатами ситуации общения с особо требовательным клиентом, неуверенным и тем, кто всегда старается получить скидку. Такое упражнение полезно и действующим сотрудникам Компании.
Переговоры о цене
Во время испытания определите, в какой момент переговоров менеджер говорит о цене. Важно и как именно он это делает. До озвучивания стоимости Клиент уже должен быть уверен, что Ваше предложение для него актуально. Если кандидат стесняется говорить о деньгах — это не Ваш кадр.
Умение увидеть перспективного Клиента
Коммерсант должен определять потребности и перспективу отношений с Клиентом практически с первого взгляда. Намерения можно понять по вопросам, которые задаются и другим косвенным признакам. Обсудите этот вопрос с участниками отбора.
Ассессмент для руководителей — кейсы
Примеры кейсов для ассессмента при отборе на руководящую должность отличаются повышенным вниманием к личным качествам и высокими требованиями. Экспертность проверяется решением задач на основе реальных ситуаций. Потенциальный руководитель — человек со многими талантами. Включите в список упражнений проверку следующих навыков.
Умение самостоятельно действовать в сложных ситуациях с подчиненными
Управленец указывает не только на положительные качества. Если работник систематически опаздывает, не выполняет свои обязанности или скоро будет уволен, бремя донесения плохих новостей ложится на плечи руководства. Такие решения ведущий коммерсант должен принимать сам, без советов от вышестоящего руководителя.
Наставничество
Мало самому быть истинным коммерсантом. Нужно передавать свои знания и опыт коллегам. От того, насколько руководитель отдела терпелив, внимателен и способен находить подход к людям может зависеть успех команды. Способность вести за собой отличает хорошего руководителя от рядового сотрудника.
Способность делегировать
Назначение ответственных за решение задач — еще одна функция начальника. Без делегирования отношения подчиненный-руководитель не складываются. Здесь играет роль умение объяснить задачу, доверить ее выполнение и установить критерии оценки результата.
Включайте в план ассессмента с кейсами для руководителей максимальное количество реальных рабочих ситуаций.
Вам нужно проанализировать:
- Умение работать с коллективом;
- Потребность в карьерном росте;
- Склонность к воровству;
- Отношения с вышестоящим управляющим и другие качества.
Кейсы для ассессмента с ответами — интерпретация результатов
На оценку полученного материала уйдет около месяца. В зависимости от целей отбора, Вы сможете выделить потенциальных работников, которые 100% подойдут, людей, которым еще стоит готовиться и тех, кто категорически не подходит.
Используя упражнения для взаимодействия с уже действующими сотрудниками, Вы выявите неиспользуемые ресурсы и области роста. Это помогает определить, кто уже засиделся на своем месте и готов к повышению, а кого направить на обучение.
Важно давать обратную связь соискателям после тестирования. Так вы добавляете баллов Компании в глазах кандидатов и готовите для себя кадровый резерв. Многие из тех, кто не прошел отбор, возвращаются через полгода-год с более высоким уровнем подготовки.
Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Вам будет интересно
Под аккомпанемент разговоров о новом кризисе такая перспектива кажется все более заманчивой. Как организовать свой собственный ассессмент-центр? Насколько это затратно? Эксперты поделились пошаговой инструкцией и примерами заданий.
«Ассессмент-центр — это метод оценки персонала, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности оцениваемого для выявления имеющихся у него профессионально значимых качеств», — приводит определение ассессмент-центра Санкт-Петербургского Центра психологической поддержки Ильгиз Валинуров, президент корпорации Business Connection.
Впервые в обозримом прошлом такой метод оценки применила британская армия: в 40-х годах XX века молодым офицерам предлагали проявить свои навыки управления в ситуации, имитирующей боевые действия. Спустя несколько лет новый метод позаимствовало Центральное разведывательное управление США.
Поэтому, возможно, именно разведчикам мы обязаны тем, что сейчас ассессмент-центр используется для оценки персонала в тысячах компаний. Кто знает: не были ли сотрудники компании American Telephone and Telegraph агентами ЦРУ в отставке? Так или иначе, именно AT&T внедрила «армейский» метод в бизнес-практику. Для этих целей компания даже построила отдельное здание, которое называлось «The Assessment Centre». С тех пор это словосочетание вошло в лексикон специалистов по персоналу.
Ценный метод оценки
«В настоящее время все больше компаний обращается к вопросу оценки персонала, так как очень остро встает вопрос эффективности работы сотрудников», — утверждает Ирина Кандаурова, управляющий партнер HR-студии «Время людей». Именно ассессмент-центр позволяет комплексно оценить кандидата или сотрудника, то есть взвесить все его умения и навыки, необходимые для работы на данной должности.
Как отмечают эксперты, ассессмент-центр имеет ряд преимуществ перед другими методами. «На протяжении десятков лет данный метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный», — говорит Ирина Кандаурова.
Кроме того, как утверждает Ильгиз Валинуров, ассессмент-центр — универсальный метод, который помогает во всех аспектах управления персоналом. Эксперт приводит такой список: «Ассессмент-центр можно использовать для:
1. подбора персонала;
2. обучения и развития;
3. продвижения сотрудников;
4. управления карьерой и наставничества;
5. мотивирования сотрудников, получения от них обратной реакции».
Доказывая ценность ассессмент-центра, президент корпорации Business Connection ссылается на научные исследования: «Насколько валидны результаты ассессмента? Исследователи Британского психологического общества приводят данные о валидности методов оценки персонала. Они утверждают, что центр оценки персонала (достоверность результатов 65-70%) позволяет оценить кандидата с большей точностью, чем поведенческое интервью (48-61%), моделирование рабочей ситуации (54%) и тем более традиционное собеседование (5-19%)».
Эффективность ассессмент-центра в практике управления талантами и мотивирования подтверждает и Ирина Кандаурова. По ее словам, применение данной технологии позволяет формировать для каждого сотрудника индивидуальный план развития с учетом его сильных и слабых сторон.
«Развивающий ассессмент-центр способствует формированию у сотрудников мотивации к саморазвитию и обучению, что существенно повышает эффективность дальнейших мероприятий по обучению и развитию работников компании», — продолжает эксперт.
Уважаемая комиссия
Кто же должен войти в состав экзаменационной комиссии? По словам Ильгиза Валинурова, как правило, проводят ассессмент внешние эксперты: консультанты по управлению персоналом. Их квалификация и опыт увеличивают скорость подготовки, проведения и обработки результатов оценки. Также в оценке обязательно участвуют и менеджеры компании-заказчика.
Таким образом, в состав корпоративной «экзаменационной комиссии» входят: консультанты по управлению персоналом, представитель руководящего состава компании и непосредственный начальник испытуемых либо ведущий специалист в данной области.
13 шагов
Ирина Кандаурова предлагает следующий алгоритм действий для тех, кто планирует создание ассессмент-центра на базе своей компании:
1. Подготовка материалов к рабочей встрече по разработке компетенций. Формирование портфеля компетенций для определения идеального профиля сотрудника.
2. Разработка профиля ключевых компетенций сотрудника (на определенной позиции) в группе с экспертами заказчика и консультантами (рабочая сессия). По времени данный этап может длиться от 2-х недель до 3-х месяцев.
3. Формирование идеального профиля, описание поведенческих проявлений успешного сотрудника.
4. Разработка оценочных процедур (желательно оценочные процедуры разрабатывать на основе реальной деятельности сотрудников). Варианты.
5. Выбор и обучение наблюдателей (наблюдатели должны иметь опыт аналогичной работы. На группу из 7 человек необходимо 3-4 наблюдателя).
6. Разработка оценочных листов.
7. Разработка графика и согласование времени проведения ассессмент-центра. В группе до 10 участников за каждым закрепляются 2 наблюдателя.
8. Проведение ассессмент–центра (проведение оценки занимает от 1-го до 2-х дней в зависимости от категории сотрудников).
9. Обработка и анализ результатов оценки (обработка результатов — наиболее трудоемкий этап работы. Может занимать от 2-х недель до 1-го месяца).
10. Подготовка итогового отчета и индивидуальных экспертных оценок участников ассессмент–центра и презентация отчета руководителю.
11. Индивидуальная обратная связь для участников по результатам ассессмент–центра. Данный этап необходим для разработки плана развития сотрудника, а также для формирования мотивации к развитию и обучению.
12. Разработка программы обучения сотрудников.
13. Разработка индивидуальных планов развития сотрудников.
Какие же методы оценки следует выбрать? «Каждая компания формирует свой набор компонентов проведения assessment-центров в зависимости от своих нужд, а также временных и финансовых ресурсов», — утверждает Ильгиз Валинуров. Эксперт предлагает следующие варианты:
1. Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.
2. Тесты (психологические, профессиональные, общие).
3. Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками (иногда используется аудио- и видеозапись).
4. Деловая игра: под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию.
5. Биографическое анкетирование.
6. Описание профессиональных достижений.
7. Индивидуальный анализ конкретных ситуаций (case-study). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.
8. Экспертное наблюдение: по его результатам составляются рекомендации для каждого сотрудника.
Изначально именно деловая игра была сутью ассессмента. Как мы видим, сейчас в распоряжении HR-менеджеров намного больше возможностей. Существуют и другие методы оценки — многим из них посвящены материалы на нашем портале.
Наглядное пособие
Эксперты рассказали, как выглядит типичная проверка в ассессмент-центре. Ирина Кандаурова поделилась с нами кейсами, которые используются в этой процедуре.
1. Задание для руководителя
Вы — руководитель. У вас в подчинении работает специалист Александр. Это молодой амбициозный человек. В компании он уже 3 года, начал с нуля, но быстро вырос и сейчас является квалифицированным специалистом, который хорошо знает продукт компании и показывает стабильно высокие результаты в работе. Сегодня Александр принес вам заявление о своем увольнении. Вам совершенно не хочется терять квалифицированного специалиста. Вы решаете поговорить с Александром. У вас есть 5 минут, чтобы обдумать, что вы скажете Александру, чтобы не допустить его увольнения из компании.
2. Задание для сотрудника
Вы устроились на работу в компанию ХХХ 3 года назад, когда были студентом факультета маркетинга престижного вуза г. Москвы. 2 года назад вы окончили обучение и надеялись, что полученное вами высшее образование послужит вам зеленым сигналом для карьерного роста. Уже 3 года вы работаете специалистом и показываете высокие результаты. Но вам хотелось бы карьерного роста. Вы решили заняться поисками работы. У вас есть предложения о работе в должности старшего специалиста с перспективой перехода на должность руководителя после испытательного срока. Но зарплата на новом месте будет несколько ниже той, которая у вас есть сейчас. Кроме того, корпоративная культура новой компании более жесткая, чем в ХХХ, и вы сомневаетесь, впишитесь ли вы в нее, однако все же решились написать заявление об увольнении. Ваш руководитель хочет поговорить с вами о вашем будущем.
Ильгиз Валинуров рассказал, что входит в тайминг процедуры ассессмента:
«Правильно подготовленный ассессмент можно провести за 3 часа:
— сбор участников, чай/кофе — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— заполнение профессиональных или личностных опросников — 30-60 минут;
— презентации участников — 30-60 минут в зависимости от количества участников;
— проведение деловой игры: 3 минуты на объяснение задания, 15 минут — индивидуальная работа, 20 минут — групповая работа, 10 минут на презентацию итогов, то есть примерно 50-60 минут;
— подведение итогов ассессмента и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
То есть всего 2,5-4 часа в зависимости от количества участников и процедур ассессмента».
Долго и дорого
Очевидно, что организация ассессмент-центра — это затрата времени и ресурсов.
Поэтому вряд ли получится оценивать таким методом каждого кандидата. «Целесообразно применять данный метод для оценки наиболее значимой категории сотрудников для компании. Чаще он используется для оценки менеджеров по продажам, закупкам, сервисного персонала, руководящего состава», — говорит Ирина Кандаурова. Иногда ради экономии времени применяют массовый ассессмент для кандидатов, претендующих на самые востребованные позиции в компании.
Другая сложность в организации собственного ассессмент-центра — высокие требования к тем, кто его проводит. «Ассессмент-центр — один из наиболее трудозатратных методов оценки, требующих высокого уровня компетенций экспертов, которые ее проводят», — утверждает Ирина Кандаурова.
Если ваша компания обладает необходимыми ресурсами, в том числе человеческими, она может организовать у себя ассессмент-центр, задействовав собственных специалистов по персоналу. Но если полной уверенности в этом нет, а потребность в точной оценке кандидатов ощущается остро, можно обратиться к тем, кто специализируется на ассессменте. Кроме того, по словам Ильгиза Валинурова, внешние эксперты независимы, объективны и беспристрастны по отношению к сотрудникам компании. А без объективности ни о какой точности говорить не приходится
Ассессмент-центр
Успехи компании во многом зависят от решения проблем, которые связаны с подбором и деятельностью персонала. Уровень подготовки в сочетании с личностными качествами работников способствует правильному распределению обязанностей и эффективности выполнения поставленных задач. Ассессмент-центр помогает выявить сильные и слабые стороны сотрудника и определить направленность в работе, с которой он справится лучше всего. Аппарат управления должен при этом уделить внимание не только оцениванию, но и обучению, повышению квалификации и мотивации.
Что такое ассессмент-центр?
Новый вид оценки работника основан на использовании методики, проводимой в виде тестовых заданий, опросов и предложенной игры с рабочей ситуацией, за которой наблюдают оценщики. Такой вид анализа помогает определить потенциальные возможности личности, выявить перспективных сотрудников, обозначить профессиональный уровень, проблемы в управлении и трудовом процессе.
Ассессмент-центром (АЦ) называют комплексный метод оценивания персонала. Данный способ представляет собой комплекс заранее составленных, хорошо продуманных, поэтапных заданий с предложенными ситуациями, которые могут возникнуть при выполнении рабочих обязанностей. При этом итоги задания по результатам проходят:
- тщательное изучение;
- измерение по шкале интегральных оценок;
- подсчет статистических данных;
- соответствие процедурным нормативам.
Конкретный АЦ всегда отражает главные аспекты и выявляет проблему определенной должности. Совокупность применяемых методик ориентирована на психотипы, профессиональные, деловые, физические качества и личностную характеристику. Ассессмент является точным методом, внешне он напоминает бизнес-тренинг с моделирующими упражнениями. АЦ зафиксирован международными нормативами и стандартами оценивания персонала в РФ. Он с успехом применяется в западных странах и получил официальное признание компаний на просторах СНГ.
ВАЖНО! Ассессмент-центр помогает выявлять образованных компетентных талантливых менеджеров, обладающих необходимым опытом для решения важных задач, стоящих перед предприятием.
Где применяется?
Ассессмент имеет место в специализированных компаниях, заинтересованных в повышении эффективности ведения бизнеса, производственном совершенствовании и разработке способов мотивации персонала. Метод оценивания АЦ – это совокупный результат теоретических и экспериментальных исследований, в котором предлагаемые имитационные игры и ситуации разрабатываются по профессиональной направленности.
Итоговое субъективное оценивание формируется на основе поведения участника с помощью приемов технологии НОКО, а при выставлении интегральных оценок активно обсуждается экспертами и обосновывается. Ассессмент проводят эксперты (наблюдатели) в виде специализированных организаций, оказывающих услуги по оценке работников, HR-специалисты предприятия, а также психологи и менеджеры высшего звена с большим опытом работы.
Если руководитель компании заинтересован в том, чтобы менеджер стал наблюдателем при проведении периодических АЦ, сотруднику предлагается пройти специальное обучение в ходе тренингов или курсов. На тренингах обращается внимание на приобретение следующих навыков:
- Система наблюдения за испытуемыми участниками;
- Правила подробного описания поведения работников;
- Распределение на классификации;
- Подведение итогов и выставление оценки;
- Обучение грамотного составления отчета;
- Обратная связь с участниками;
- Высокие интеллектуальные и коммуникативные способности.
К основным принципам ассессмент-центра в выставлении оценки и подведении итогов относят:
- комплексность восприятия объективного портрета личности;
- независимость принятия решения в отношении испытуемого;
- наблюдение за поведением в конкретной игре;
- определенное направление задания;
- равные возможности для участников.
Оценивание АЦ является комплексным мероприятием, которое постоянно совершенствуется, редактируется и стандартизируется новыми правилами и программами. Оценка результатов всегда множественная, и не может быть мнением только одного человека. В РФ применяется стандарт 2013 г., созданный Федерацией оценки персонала. Российский стандарт осуществляется под эгидой НК РЧК.
ВАЖНО! Ассессмент-центр всегда опирается на компетенции – профессиональные знания и навыки, личностные качества, физиологические и психические свойства личности, которые согласовываются и одобряются стандартом трудовой деятельности в конкретной компании.
Для чего и как проводится?
Проведение и организация ассессмент-центра требует тщательной подготовки. Выбирается направленность, определяются задачи, составляется круг вопросов, придумываются задания, составляются тесты, выбираются участники, ставятся критерии, планируется подходящий день. АЦ занимает некоторое время (от 2 до 4 часов), поэтому для него самые подходящие часы – вечер пятницы или субботний день, с одобрения руководителя и согласия работников.
Главными целями ассессмент-центра являются:
- Выработка индивидуального подхода к людям;
- Выявление скрытого нереализованного потенциала работника;
- Определение успешной направленности сотрудника;
- Установление критерия отбора персонала;
- Вскрытие недостатков в работе руководства и подчиненных;
- Пути устранения недостатков рабочего процесса и личностных взаимоотношений в коллективе.
Подготовка к мероприятию начинается заранее. Опытные эксперты для снятия напряженности не начинают АЦ сразу с «экзамена», участникам предлагают легкие беседы за чаепитием и перекус. Эксперт перед проведением оценивания обязательно знакомится с личным делом будущего участника и заранее собирает данные о характеристике работника. Процедура сбора данных упрощается, если назначенный руководителем эксперт является сотрудником предприятия, и лично знаком с будущим участником.
Эксперт заранее готовит наводящие вопросы, сюжеты ролевых игр с предложенной рабочей ситуацией и задачами, в которых человек должен показать себя, как квалифицированный работник, личность, и найти пути решения. Помимо игр, предлагаются и опросники, индивидуальные упражнения, групповые дискуссии, креативные задания, представление подготовленных самим участником презентаций и кейсов.
Основами всех заданий являются жизненность, наличие или отсутствие конфликтной ситуации, принятие решений, существование внутренних резервов, наличие лидерских качеств. Во время наблюдения за участником эксперт фиксирует действия и поведение работника. По составленным, обработанным и определенным компетенциям работник получает итоговую оценку. Требуемые компетенции составляются как руководителем, так и управленцами высшего звена.
ВАЖНО! Определение профессиональных качеств методом АЦ является эффективным при аттестации и аудите кадров, внедрении новых программ обучения и развития, принятии новых людей на должности. Такая оценка определяет степень подготовленности и перспективы роста с учетом профессиональных, деловых, моральных, психологических и специфических данных.
Виды, инструменты, этапы проведения
К главным способам АЦ чаще всего относят прохождение тестов, проведение интервью, создание деловых моделирующих ситуаций. По видам различают групповые и единичные (персональные) ассессменты. Исследования группы планируются для определенного количества людей (3–30), а единичные для одного (например, при приеме кандидата на вакантную должность). Структура ассессмент-центра основывается на специфике направленности предприятия, с использованием следующих инструментов:
- бизнес-симуляции в виде индивидуальных заданий, командных упражнений и ролевых игр (предлагаемые пути решения конкретной задачи при предложенной реальной ситуации);
- совокупного вопросника (предлагается составленные экспертами набор тестов);
- аналитического кейса в виде определения способности участника самостоятельно решать задачи (здесь предлагается комплекс заданий, которые включаются в бизнес-симуляцию);
- личного интервью (проводится по индивидуальной компетенции, предназначено для сбора информации о конкретном участнике).
Этапы АЦ проводятся следующим образом:
- Определение компетенций – набора характеристик поведения персонала (лидерство, командная работа, принятие решений, преодоление трудностей, коммуникационные навыки).
- Проведение оценочных мероприятий. Предлагаются (на выбор экспертов) следующие задания:
- групповая дискуссия;
- мозговой штурм;
- почтовый ящик;
- тестирование;
- доклад;
- презентация;
- анализ данных.
- Формирование отчетов.
- Заключительная часть.
Завершающая часть заканчивается обсуждением полученного результата и составлением отчета, который подается руководству. Итоги теста доступны для всех участников. Они имеют право получить на руки итоги персонального отчета о прохождении ассессмента и обсудить оценку в режиме обратной связи с наблюдателями-экспертами.
АЦ основан на принципах прозрачности и равноправия, на психологических методиках, этике, комплексности, имитации, компетентности, адаптивности, целесообразности, контроле, ответственности, множественности. Сотрудники должны быть заинтересованы в профессиональном и личностном росте, при этом ассессмент-центр не должен напоминать экзамен. Руководители и подчиненные проходят методику оценивания раздельно. Итоговая оценка представляет собой установленный показатель рейтинга пригодности.
ВАЖНО! Участие в ассессменте помогает сотруднику или претенденту на должность определиться с направленностью рабочего процесса, обратить внимание на свои слабые и сильные стороны, которые необходимо развивать для эффективных результатов в трудовой деятельности.
Кто получает работу?
Лица, которые будут проводить ассессмент, должны обладать необходимыми знаниями и владеть специальными методиками оценивания по стандартам. К ним относятся сотрудники высшего звена компании, уполномоченные руководителем, либо независимые внешние представители. Группа экспертов АЦ всегда представлена:
- ведущим (управляет активностью участников, готовит помещение и материалы);
- наблюдателями (группа лиц, назначенных руководителем, фиксирующих результаты исследований в отношении конкретного человека);
- программным дизайнером (разрабатывает концепцию, подбирает упражнения);
- разработчиками заданий (полностью систематизируют все задания);
- администратором (фиксирует и направляет участников по заранее разработанному плану);
- ролевым игроком (партнер упражнений в предлагаемых ситуациях).
Один эксперт имеет право наблюдать лишь за тремя участниками. Наблюдатели не должны ущемлять права участников и противоречить стратегии общего развития. Наиболее часто АЦ проходят менеджеры среднего звена.
По итогам оценивания, кандидат на повышение в должности может рассчитывать на карьерный рост, лицо, претендующее на вакансию – получает работу. Нуждающиеся в мотивации и изменении подходов в работе, понимают, что нужно улучшить в своей деятельности и т. д.
ВАЖНО! Инновацией в компаниях является не только АЦ, но и новое направление – нейро-ассессмент.Во время проведения тестов и игр, с помощью приборов, участникам проводят измерение физиологических показателей: пульса, АД, движений глаз и мозговой деятельности.
Плюсы и минусы для компаний, которые используют этот метод
Главным преимуществом ассессмент-центра является оценка профессиональных, квалификационных и деловых качеств работников – участник должен соответствовать занимаемому месту в компании. Профессионализм является неотъемлемой составной частью и успехом в ведении любого вида бизнеса, особенно, если он не отрицает использование дополнительных способов обучения и адаптации.
Использование АЦ помогает в решении таких задач:
- оценка компетентности сотрудников и аппарата управления;
- выявление высокопотенциальных перспективных работников для их карьерного продвижения;
- формирование кадрового резерва;
- разработка индивидуального плана развития конкретной должностной единицы;
- повышение корпоративных программ обучения.
К плюсам использования метода можно отнести также определенность в составлении компетенций к конкретной профессии, которые помогают в выборе новых стратегических бизнес-путей. Кроме того, составление АЦ в виде соревнований между работниками одного направления вырабатывает мотивацию совершенствоваться и стремиться к карьерному росту. Командные турниры сплачивают коллектив, повышают их заинтересованность в конечном результате, способствуют эмоциональному подъему.
К минусам ассессмент-центра относят высокие требования, предъявляемые к экспертам со стороны руководства, трудозатратность, время, использование дополнительных ресурсов (материальных и человеческих).
ВАЖНО! Правильно составленные методики должны способствовать появлению у персонала желания к саморазвитию и самообразованию, а также повышать ответственность по отношению к компании.
Пример
Предприятие по продвижению нефтепродуктов приняло на работу коммерческого директора 43 лет, который более 10 лет трудился в немецкой фирме. При прохождении ассессмента выяснилось, что он имеет самые высокие профессиональные показатели управленца и лидерских качеств, благодаря которым был зачислен в ряд топ-менеджмента. Но при определении личностной характеристики и коммуникативной эффективности, выяснилось, что у топ-менеджера имеются значительные пробелы.
Это проявлялось в виде пренебрежения к методам, используемым в русском бизнесе, выражалось в критике политики компании и проявления высокомерия и резкости в коллективе по отношению к другим сотрудникам. HR-директор принял решение о проведении персонального ассессмента с топ-менеджером, и по результатам оценивания провела коучинг по развитию коммуникативных навыков и лояльности к работе на предприятии. Через некоторое время данный метод показал свою эффективность. У топ-менеджера наладились отношения в коллективе, и появились новые предложения по совершенствованию методов ведения бизнеса для данной компании.
Центры оценки: групповые упражнения (дискуссии, кейсы) их виды и примеры.
Данная статья является второй частью нашего цикла статей, посвященных центрам оценки соискателей (ассесментам). Первая часть, в которой мы описали, что такое центры оценки, и какие бывают технологии и критерии оценки соискателей, доступна по ссылке: Ассесмент-центр: методы оценки, технологии проведения, примеры.
Как мы писали ранее, задания на ассесментах делятся на индивидуальные и групповые. Обычно групповое упражнение является первой частью отборочного процесса центра оценки. То есть для того, чтобы вас пригласили на индивидуальный ассесмент, вы сначала должны хорошо показать себя на групповом. В этой статье мы рассмотрим виды групповых упражнений и приведем пример несложного группового кейса.
Групповые упражнения предназначены для имитации реалистичных встреч и групповых рабочих ситуаций. Они позволяют рекрутинговым организациям наблюдать за тем, как кандидаты ведут себя, работая в составе команды, и предназначены для оценки ряда компетенций, которые считаются важными для рассматриваемой роли (подробнее см. в нашей матрице компетенций в предыдущей статье). Организации используют их, поскольку они предоставляют непосредственную демонстрацию того, как кандидат работает и общается с другими людьми. Они позволяют оценщикам наблюдать за поведением кандидатов в стандартизированной обстановке, которая является более справедливой и более объективной, чем случайные наблюдения за тем, как они взаимодействуют с другими.
Примеры групповых упражнений центра оценки
Групповые упражнения центров оценки обычно включают задания для команд, состоящих из 4-8 кандидатов, и обычно являются частью более широкого ассесмента. Кандидаты сидят за столом, а эксперты-оценщики размещаются по комнате. Каждому эксперту назначается один или два кандидата для наблюдения, и они записывают детали взаимодействия, которое происходит в ходе выполнения упражнения. Существует два основных типа групповых упражнений:
Групповые дискуссии
В таких сценариях группе дают одну или несколько тем для обсуждения. Тема может касаться некоторых проблем, влияющих на отрасль, в которой работает организация. Или это может быть более общая тема, например, текущее положение в экономике или политике, или проблема, более широко затрагивающая общество.
Примеры групповых дискуссий центров оценки
- В России не хватает квалифицированной рабочей силы среднего уровня. Как это можно решить?
- Рынок труда страдает в результате автоматизации, какой может быть выход?
- Какое самое лучшее изобретение за последние 100 лет?
- Электронные удостоверения личности могут помочь уменьшить преступность в регионах.
- Семья играет в обществе менее важную роль, чем 50 лет назад.
Иногда дискуссия может включать более сложные элементы. Примером сложной дискуссионной задачи может послужить следующая:
Планета погибает. Вы входите в состав группы, занимающейся строительством космического корабля, способного достичь миров, пригодных для создания новой колонии. К сожалению, корабль маленький и может вместить всего 10 человек. Из представителей каких профессий вы соберете вашу команду?
Как мы писали ранее, в таких заданиях нет верного или неверного ответа. Эти упражнения призваны оценить коммуникативные и личностные качества участников групповой дискуссии. О том, как грамотно и профессионально вести дискуссию, мы напишем в нашей следующей статье — эта тема очень обширна.
Групповые задачи центров оценки
Групповые задачи могут принимать различные формы, но обычно группе дается некоторая предварительная информация для анализа (кейс), а затем на основании этой информации требуется предложить решение определенной задачи.
Предоставленная информация устанавливает условия выполнения задания. Некоторые задачи предоставляют всем кандидатам одинаковую информацию, в других кандидатам дается уникальная информация, и они должны поделиться этой информацией с группой по мере развития дискуссии (как на реальной встрече). Многие задания позволяют кандидатам участвовать в обсуждении без заранее назначенных ролей, другие могут дать каждому участнику роль в обсуждении (например, их могут попросить представить приоритеты конкретного отдела или кому-то может быть назначена роль председателя, секретаря и т.д.).
Тематическая область сценариев, с которыми могут столкнуться кандидаты, может широко варьироваться. Некоторые предлагают сценарий, подходящий для работодателя. Например, технологическая компания может попросить кандидатов решить, как вернуть проблемный технологический проект в нужное русло. Другие организации могут выбрать более широкий сценарий, например, широкое обсуждение задач по запуску нового бизнеса или продукта.
Зачастую фактическое содержание обсуждения не очень актуально; важно то, как кандидаты взаимодействуют друг с другом в контексте оцениваемых компетенций.
Рассмотрим 2 вида групповых заданий центров оценки: абстрактные вопросы и бизнес-задания.
Примерами абстрактных заданий центра оценки могут быть такие групповые задачи:
- У вас есть 45 минут, чтобы построить здание из пачки бумаги в 500 листов, 2-х мотков строительного скотча и 2-х тюбиков канцелярского клея. Победителем будет та команда, здание которой будет а). самым высоким, б). самым устойчивым, в). самым красивым.
- У вас есть 30 минут, чтобы из 10 глянцевых журналов различной тематики сделать вырезки и составить фото-коллаж на листе ватмана на тему «Красноярский край». После этого в течение 15 минут вы должны выбрать представителя вашей команды, который подготовит и проведет презентацию вашей работы.
Как в задании групповой дискуссии в таких групповых заданиях нет определенного верного или неверного пути действия. Основным критерием, подлежащим оценке в подобных упражнениях, является способность соискателей к эффективной командной работе.
Бизнес-задания или бизнес-кейсы являются отдельным и обычно более сложным видом групповых заданий центров оценки. Они включают в себя анализ информации по вымышленной или реальной деловой задаче и необходимость принятия одного конкретного решения, которое по мнению группы приведет к успеху.
Пример группового упражнения (бизнес-кейса) на ассесменте
Кейс: Пригодность помещения для новой точки сети магазинов модной одежды
Информация для кандидата
У вас есть 10 минут, чтобы прочитать прилагаемую информацию, а затем еще 45 минут, чтобы обсудить вопрос задания с остальной частью группы.
Как ключевой член маркетинговой команды бренда молодежной одежды «ВАУ!», вы с коллегами должны принять решение о расширении бизнеса. Вам приходится выбирать между тремя разными местами для открытия нового магазина компании. Все варианты имеют потенциал быть успешными, но между ними есть много различий. Коммерческий директор «ВАУ!» попросил вашу группу рассмотреть возможности и обсудить следующее:
- Каковы плюсы и минусы каждого места для магазина?
- Какой вариант стоит вам выбрать и почему?
- Какая дополнительная информация была бы полезна для принятия решения?
Благодаря успеху последнего года сеть «ВАУ!» готова к расширению и планирует открыть новый магазин. Есть несколько возможных мест для рассмотрения. «ВАУ!» это сеть магазинов модной одежды, ориентированных на девушек и женщин в возрасте от 14 до 30 лет. Компания гордится высоким качеством продукции и своей командой смелых инновационных дизайнеров. Эти факторы являются ключевой частью бренда. Новая торговая точка будет восьмым магазином сети с момента своего основания 5 лет назад.
У «ВАУ!» также есть сайт с онлайн-магазином, но физические магазины в настоящее время оказываются более успешными, чем онлайн-продажи, несмотря на то, что в модной рознице переход на присутствие в сети происходит очень широко. Места для магазинов, описанные ниже будут доступны через два месяца, и все они будут примерно одинаковой площади.
Площадка 1 – Осгастон вилладж
Осгастон — довольно богатый городок среднего размера (приблизительно 10 000 жителей). Находится примерно в 40 км от ближайшего крупного города (Сифтфорд) с хорошим транспортным сообщением в виде автобусных и ж/д маршрутов. В районе, где находится помещение под магазин, расположены несколько престижных средних школ, и многие дети, посещающие их, проходят мимо магазина два раза в день, в том числе из очень популярного и расширяющегося колледжа дополнительного образования (для учащихся в возрасте 16–19 лет).
Хотя это небольшой городок, в нем много магазинов. Другие магазины на главной улице продают высококачественную мебель, подарки, аксессуары и сувениры. В городе также находится очень популярная художественная галерея, которая привлекает множество посетителей, плюс в его окрестностях становится все больше и больше мест отдыха. Городок в настоящее время расширяется, поскольку в течение следующих трех лет планируется новая застройка из 300 частных домов. Предполагается, что это развитие привлечет более состоятельные молодые семьи.
Помещение под магазин находится прямо посреди главной улицы между кафе и магазином кожаных изделий. Арендная плата составляет примерно одинаковую с другими магазинами сети «Вау!» и не будет меняться в течение пяти лет. Предполагается, что магазин, открытый в Осгастоне, будет генерировать оборот чуть меньше среднего в первый год, но владельцы помещения обязались не повышать арендные платежи в течение пяти лет. Также считается, что строительство нового жилья может оказать положительное влияние на оборот. Конкуренция за это помещение высока и помимо «Вау!» его рассматривают несколько других арендаторов.
Площадка 2 — городской центр города Сифтфорд
Сифтфорд — большой город с очень разнообразным населением (чуть более 500 тыс. жителей). Он окружен множеством небольших городов и поселков, и там базируется целый ряд международных предприятий. В последние годы наблюдался спад в розничной торговле из-за открытия нового большого торгового центра (в 10 км от города), но за последние 12 месяцев городское управление вложило много денег, чтобы привлечь покупателей обратно в город. Тенденция к подъему уже начала прослеживаться. В рамках этой инициативы, помещения под магазины предлагаются по очень низкой арендной ставке. Помещение, подходящее «Вау!» будет иметь ставку аренды намного ниже, чем остальные магазины сети.
Разнообразный состав населения города означает, что может быть большое разнообразие потенциальных посетителей магазина. Рядом с городом находится ряд неблагополучных районов, но он также обслуживает многие из наиболее богатых городков и деревень в радиусе 20 км. Сам магазин находится внутри недавно отремонтированного относительно небольшого торгового центра. Ряд крупных, известных модных сетей уже начали открывать там магазины, и низкая стоимость аренды вызывает большой интерес. В течение последних 12 месяцев в торговых центрах отмечалось выше много случаев кражи из магазинов, но в настоящее время полиция прилагает больше усилий по наблюдению и патрулированию в периоды пиков посещаемости. Считается, что данный магазин в Сифтфорде будет генерировать средний оборот по сравнению с другими точками сети «Вау!».
Стоимость аренды пересматривается каждые два года, но ожидается, что рост будет относительно небольшим. Городское управление действительно заинтересовано в поиске подходящих розничных арендаторов для пустующих площадей.
Площадка 3 — торгово-развлекательный центр Хиллвью
ТРЦ Хиллвью открылся пять лет назад и стал популярным и успешным местом для покупок. В нем находятся 280 точек аренды, и в среднем 95% из них заняты большую часть времени. ТЦ расположен в 10 км от Сифтфорда. Сам торговый центр привлекает большое количество международных брендов, среди которых четыре крупных универмага. Остальная часть центра в основном занята отделами, продающими одежду, обувь, косметику и предметы домашнего обихода. За последние пять лет мелкие ритейлеры большей частью были менее успешными, так как стоимость аренды очень высока, поэтому многие из них закрылись в течение 18 месяцев с момента открытия. Также в ТЦ есть много экранный кинотеатр и боулинг-центр, которые пользуются большой популярностью у подростков. Владельцы Хиллвью также строят рядом роскошный клуб отдыха с бассейном, открытие которого планируется через 2 месяца.
Типичный профиль клиентов этого ТЦ определить сложно. Как и следовало ожидать, будние дни, как правило, относительно малолюдны, и основными клиентами являются пожилые люди и родители с детьми. В выходные дни, как правило, посещаемость в пять раз интенсивнее, и в профиль клиентов входят подростки, молодые люди и семьи. В ТЦ есть три основных зоны. Предлагаемая в настоящее время площадь находится в менее дорогой части, которая привлекает бренды, известные более низкой ценой, но невысоким качеством. Это имеет тенденцию привлекать много подростков. Две другие зоны — «престиж» и «досуг». Ожидается, что оборот в этом магазине может быть выше среднего, если магазин будет успешным, но арендная плата будет одной из самых высоких для сети. Стоимость аренды пересматривается ежегодно и обычно увеличивается на 5%.
Информация для решения кейса
В нашей статье мы не сможем привести весь ход рассмотрения и текстовки ответа, но даем основные пункты для решения кейса.
Ключевые факторы для рассмотрения
Компетенции для оценки в этом упражнении:
Навыки коммуникации и убеждения
Кандидат относится хорошо к другим; адаптирует стиль общения, чтобы успешно убеждать и общаться с другими. Слушает других людей и общается с влиянием и сочувствием. Эффективно общается устно, письменно и с помощью электронных средств в соответствии с аудиторией. Успешно объясняет сложную или техническую информацию неспециалистам. Оказывает влияние, подчеркивая свою точку зрения с ясностью и целесообразностью.
Работа в команде
Эффективно работает в составе разнородной команды и демонстрирует способность работать совместно и сочувственно в разных группах. Ставит потребности команды выше собственных и демонстрирует открытость и честность с членами команды. Создает чувство командного духа, слушая, поощряя и поддерживая коллег и членов команды.
Клиентоориентированность
Стремится предвидеть и понимать потребности клиентов. Применяет свое понимание мнения клиентов, чтобы гарантировать, что они получают своевременное и эффективное обслуживание, делая все возможное, чтобы превзойти их ожидания. Ориентирован на потребности клиентов и высокий уровень их удовлетворенности во всем; действует по отзывам клиентов; серьезно относится к проблемам клиентов и обратной связи.
Коммерческая и рыночная осведомленность
Кандидат демонстрирует знание современной отраслевой, рыночной и конкурентной информации. Использует такую информацию для планирования и принятия решений. Выявляет и использует возможности для развития организации; демонстрирует понимание более широких вопросов, которые могут повлиять на его успех. Понимает, как его собственная область знаний и вклад могут повлиять на более широкую структуру организации и на среду за ее пределами.
В нашей следующей статье мы рассмотрим примеры презентационных индивидуальных упражнений центров оценки.
Если вы готовитесь к работе в компании рынка потребительских товаров, читайте больше о работе и ассесментах сферы FMCG в нашей специальной статье: Программы Management Trainee крупнейших FMCG компаний: рейтинг, особенности, советы по устройству
Помните: центры оценки это этап проверки соискателей, который следует за тестированием и первичным телефонным собеседованием. То есть, чтобы попасть на центр оценки, сначала вам предстоит успешно пройти тестирование при приеме на работу. Если вам сообщили, что вас ожидают тесты, мы рекомендуем начать готовиться на теряя времени. Лучше потратить 2-3 дня на подготовку сейчас, чем потом жалеть об упущенном шансе.
Пройти примеры тестов
Начать подготовку
Интересные материалы:
- Особенности оценки машин и оборудования
Особенности оценки стоимости машин и оборудования⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 28 Методика оценки машин и оборудования…
- Сертификат для налоговой
Что делать если забыл пароль от ЭЦППри установке ключа ЭЦП в операционную систему в первый…
- Дизайн мышление в бизнесе
«Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей»Ключевые идеи бестселлера Тима Брауна Поделиться:…
- ООО соломенский лесозавод
Производственный процесс организован на базе передовых технологий. Поступающее на предприятие пиловочное сырье сортируется по породам,…
- Достижения в резюме менеджера
Образец резюме экономистаОбязанности экономиста в резюме могут быть описаны так:— Ежемесячно составляла аналитическую и управленческую…