Куперс

Бухучет и анализ

Классификация фирм по размеру

В практике менеджмента существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации:

1. По отнесению организаций к формальным и неформальным.

На основании критерия формализации выделяются:

— формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы — являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

— неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

2. По формам собственности.

По критерию формы собственности организации могут быть:

— частными,

— государственными,

— муниципальными,

— иными.

3. По отношению к прибыли

По отношению к прибыли организации подразделяются на:

— коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве, основной цели своей деятельности;

— некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит, достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

4. По организационно-правовым формам.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны, устанавливающим формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации.

5. По размерам организаций.

По размером или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым. Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как численность занятых, объем продаж (оборот), размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.п. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о реальных масштабах организации и ее отнесения к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев .

Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 2005 г., были предложены следующие параметры отнесения предприятий к малым и средним (табл. 2) .

Таблица 2 — Критерии группировки предприятий

Класс предприятия

Численность занятых, чел.

Годовой оборот, млн.евро

Баланс, млн.евро

Малое

менее 50

менее 4

менее 2

Среднее

менее 16

менее 8 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организации — первичные ячейки общественного устройства, играющие ключевую роль во всех сферах жизнедеятельности, и, в первую очередь, в экономической и социальной.Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Организации, их признаки, законы развития, виды и структуры дают нам необходимые представления о сложном процессе взаимосвязи и взаимообусловленности процессов общественного и внутрипроизводственного разделения труда, результатом которых и являются наилучшие способы работы людей.

Многочисленные параметры, которые используются для описания организаций как объектов управления, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных предприятий. Для этого в теории и практике менеджмента используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация. Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии: формализации, форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.

Фирмы различаются по размерам, географии деятельности, стадий производственного процесса, в которых они участвуют, степени дифференциации и характеру собственности, видам деятельности и организационным формам. В данном параграфе речь пойдет о видах фирм по размеру и по организационно — правовой форме.

Виды фирм по размеру

Размер фирмы может оцениваться по одному или нескольким критериям: численности работников, объему используемого капитала, величине активов, масштабам продаж.

В соответствии с критерием численности в США, например, выделяют четыре категории фирм: очень мелкие фирмы — до 20 человек, мелкие — 20—99, средние — 100—499, крупные -500 человек и более. Показатель варьирует по отраслям: в розничной торговле к мелкому бизнесу относятся фирмы с числом занятых до 100 человек, в обрабатывающей отрасли до 500 человек. В России в сфере услуг и торговли малым считается предприятие с численностью работающих до 25 человек, в области науки — до 100 человек, в промышленности и строи­тельстве — до 200 человек.

В Германии используется несколько критериев, представ­ленных в табл. 7-1.

Таблица 7-1

Классификация фирм по размеру в Германии

Вил фирмы

Занятость, человек

Капитал, млн. марок-

Товарооборот, млн. марок

Малое предприятие

До 50

До 3,9

До 8

Среднее предприятие

51—250

3,9—15

8—32

Крупное предприятие

Свыше 250

Свыше 1 5

Свыше 32

Преимущества мелких фирм. Классификация фирм по размеру проводится главным образом для специального выделения особой группы предприятий — малых. Во всем мире, в том числе существуют специальные программы поддержки малого бизнеса (например, налоговые и кредитные льготы). Это объясняется тем, что малые предприятия по природе более инновационные по сравнению с крупными компаниями, поскольку создание мелких фирм связано чаще всего с попыткой использования какого — либо новшества. Так, американские компании занятых менее 1 тыс. человек разрабатывают в 17 раз больше крупных технических нововведений, чем фирмы с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Широкое развитие таких мелких лавочек, кафе, ресторанов и закусочных в России, на услуги которых постоянно растет спрос, — это для нас также новшество. К преимуществам мелких фирм следует отнести, что они тратят намного меньше времени на процесс от разработки нового продукта до выхода его на рынок. Если мелким фирмам требуется в среднем 2,3 года, то большим — 3,1 года. В результате инновационные возможности мелких и средних фирм обеспечивают не менее 20—25% вклада в общий экономический рост США.

Преимущества крупных фирм. Переоценивать роль мели го бизнеса нельзя. Хотя в общей численности фирм на мелких приходится 80—90%, их удельный вес в производств ВВП составляет 5—6%. А это значит, что проблемы современной экономики не могут быть решены усилиями разрозненных, хотя и многочисленных, мелких фирм. Сложность и масштабность этих проблем стимулируют укрупнение фирм, что достигается их слиянием, поглощением более мелких фирм, созданием совместных предприятий, консорциумов и т. п. Для крупны фирм характерны, как правило, небольшие рыночные трансакционные издержки и, напротив, большие издержки бюрократического контроля. В свою очередь мелкие фирмы характеризуются относительно низкими издержками бюрократического контроля, но вынуждены нести высокие рыночные трансакционные издержки. Расчеты показывают, что на крупных фирмах трансакционные издержки составляют 5—10% от фактически издержек производства, а бюрократические издержки — 30-40%; на средних фирмах — соответственно 50—60 и 20—30% на мелких трансакционные издержки возрастают до 70—80% бюрократические снижаются до 10—20%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх