Куперс

Бухучет и анализ

Кодекс этики следственного комитета

Кодекс этики прокурорского работника

Прокурорская служба является составной частью государственной службы. Помимо этого существует совокупность обязательных требований к профессионализму и диктует необходимость определения специфических «цеховых» правил, которые имеют отношение к поддержанию и формированию позитивного менталитета прокурорских работников, содержащих требования к их морально-этическому облику. Поспособствовать этому был призван Кодекс этики прокурорского работника РФ, который утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 № 114.

Стоит заметить, что такой подход создания внутриведомственных правил поведения ранее был использован в отношении адвокатов и судей, но в основу прокурорского кодекса был положен Указ Президента РФ № 885 от 12.08.2002 года «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», а также международные стандарты, которые предъявляются к моральным аспектам деятельности прокуроров.

В частности, кодексом этики, было установлено, что прокурорский работник во внеслужебной и служебной деятельности обязан:

  • соблюдать российское законодательство, а также нормы международных договоров Российской Федерации и в целом, международного права. Руководствоваться правилами поведения, которые установлены настоящим Кодексом, присягой прокурора, и общепринятыми нормами нравственности и морали, и основанные на принципах независимости, законности, честности, гуманизма и объективности и гуманизма;
  • руководствоваться и исходить из принципа, что все граждане равны вне зависимости от их возраста, национальности, пола, расы, рода занятий, имущественного положения, религиозной принадлежности и других различий, которые у них имеются. А также не оказывать предпочтения общественным организациям, а также социальным и профессиональным группам;
  • в любой ситуации стремиться сохранить личное достоинство, во всех сферах общественной жизни быть образцом поведения, честности и добропорядочности;
  • избегать финансовых и личных связей, конфликтных ситуаций, которые способны нанести ущерб его достоинству и чести, а также репутации прокуратуры Российской Федерации;
  • не допускать незаконного вмешательства в деятельность некоммерческих и коммерческих организаций, а также в деятельность органов местного самоуправления и в целом, органов власти;
  • воздержаться от любых действий, которые могут расцениваться как покровительство различным лицам, в целях освобождения от обязанности или ответственности, а также приобретения ими определенных прав;
  • постоянно повышать свой культурный и общеобразовательный уровень, а также профессиональную квалификацию.

Воспитательная работа в органах прокуратуры

Руководитель органа прокуратуры имеет право, за нарушение данных положений Кодекса, в присутствии трудового коллектива или же лично, применить к прокурорскому работнику следующие виды воздействия:

  • предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;
  • устное замечание;
  • требование о публичном извинении.

Если же нарушение норм Кодекса было выражено в совершении поступка, который порочит достоинство и честь прокурорского работника, то такое обстоятельство будет являться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Также указанным выше приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 114 от 17.03.2010 года была утверждена концепция воспитательной работы в системе прокуратуры РФ, включившая в себя совокупность базовых положений, которые регламентируют воспитательный процесс в качестве важного условия повышения эффективности работы организаций и органов прокуратуры по достижению целей обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина укрепления и единства законности, а также охраняемых законом интересов государства и общества.

В данной Концепции, под воспитательной работой понимается комплекс взаимосвязанных экономических, психолого-педагогических, организационных мероприятий по воспитанию работников учреждений прокуратуры Российской Федерации и системы органов в духе защиты прав и свобод человека и гражданина и их неуклонного соблюдения, исполнения требований закона и профессиональной этики прокурорских работников, служения интересам государства и общества.

К основополагающим принципам воспитательной работы относятся:

  • научная обоснованность;
  • законность;
  • обязательность, системность и непрерывность воспитательного процесса;
  • разнообразие средств, методов и форм, которые используются для обеспечения эффективности воспитания;
  • индивидуальный подход к развитию и формированию личных и деловых качеств у работников учреждений прокуратуры;
  • справедливость, взаимопонимание, требовательность, объективность оценки деятельности работников учреждений прокуратуры, а также товарищеская взаимопомощь и поддержка.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

В воспитательном процессе основными направлениями в прокуратуре Российской Федерации являются:

  • профессиональные направлены на формирование ответственного и добросовестного отношения к служебным обязанностям, стремление к наиболее полному раскрытию своих профессиональных качеств и способностей, в интересах успешного выполнения служебных обязанностей;
  • историко-патриотические – это личная ответственность за судьбу Отечества, осознание его неповторимости, служение законности как средству духовного, политического и социально-экономического развития российского многонационального народа, верность традициям российской прокуратуры по защите прав и свобод гражданина и человека;
  • психологическое направлено на укомплектование кадрового корпуса органов прокуратуры эмоционально устойчивыми, интеллектуально развитыми и морально зрелыми специалистами. Способные по своим психологическим характеристикам, в любых условиях деятельности, решать ответственные и сложные задачи. Готовы преодолевать тяготы прокурорской службы и различные правовые конфликты.

Так как в органах прокуратуры служба является частью государственной службы и связана с принятием важных решений, то законодатель предъявляет определенные требования к прокурорским работникам, цель которых выражается в профилактике коррупционных правонарушений.

Профилактика коррупционных правонарушений в системе прокуратуры

В соответствии со статьей 8 Закона о противодействии коррупции, прокурорские работники должны представлять в кадровые службы достоверные сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей и супруги (супруга). Также согласно статье 9 Закона прокурорский работник обязан уведомлять руководителя, обо всех обращениях лиц, которые склоняют его к совершению коррупционных правонарушений. В соответствии со статьей 10 Закона о противодействии коррупции предусматривается недопущение конфликта интересов, то есть когда у прокурорского работника возникает противоречие между разрешением определенной жизненной ситуации и личной заинтересованностью, которая связана с осуществлением им своих служебных обязанностей. Это в результате может причинить вред интересам и законным правам граждан, государству или обществу, а также организациям.

Также в Законе о прокуратуре закрепили обязанность соблюдения антикоррупционных мер ответственностью за их нарушение.

В соответствии со статьей 41.8 Закона о прокуратуре установлено, что за несоблюдение прокурорским работником запретов и ограничений, требований об урегулировании и предотвращении конфликта интересов, а также неисполнение обязанностей, которые установлены федеральными законами в целях противодействия коррупции, могут быть наложены взыскания, предусмотренные для лиц, наказываемых в дисциплинарном порядке. Также было закреплено новое основание для увольнения прокурорского работника в связи с утратой доверия.

В соответствии со статьей 41.9 Закона о прокуратуре в качестве оснований для применения могут выступать:

  • непринятие работником мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, одной из сторон которого он является;
  • предоставление работником заведомо неполных или недостоверных сведений либо непредставление сведений о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей и супруги (супруга);
  • участие работника в деятельности органа управления коммерческой организации на платной основе, за исключением случаев, которые установлены федеральным законом;
  • если работник осуществляет предпринимательскую деятельность;
  • если работник входит в состав наблюдательных или попечительских советов, в органы управления и иные органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, которые действуют на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или международным договором РФ.

Увольнению также подлежит руководитель учреждения или органа прокуратуры, если ему стало известно о возникновении у подчиненного работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в случае непринятия мер по урегулированию конфликта интересов, одной из сторон которого является подчиненный ему работник.

Следовательно, правовые нормы предъявляют высокие требования к морально-этическим и профессиональным качествам прокурорских работников. Это связано с тем, что РФ взяла на себя обязательства, в отношении государственных служащих, привести национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. В случае необходимости репрессивных механизмов, соблюдение указанных норм и их реализация позволяет повысить ответственность прокуроров за дело, которое было им поручено, что, в свою очередь, должно повысить и рейтинг доверия всего общества к системе органов, стоящих на страже законности, то есть к прокуратуре Российской Федерации.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Принцип политической нейтральности

Данный принцип требует от государственного и муниципального служащего быть вне политики, вне непосредственной борьбы за власть.

История свидетельствует о том, что в России нравственный принцип политической нейтральности практически никогда не соблюдался: в период Древней Руси служили великому князю; в Российской империи чиновники присягали на верность царю; в советский период обязательным условием для успешного продвижения по карьерной лестнице было членство в коммунистической партии; в сегодняшней практике появилось такое явление, как «административный ресурс».

В Российской Федерации административным ресурсом принято называть излишнее влияние политических сил, партий и чиновников на какие-либо сферы деятельности. Впервые термин был употреблен 9 августа 1995 г. Дмитрием Ольшанским, директором Центра стратегического анализа и прогноза, для обозначения влияния чиновников на ход выборов. Перед выборами в Государственную Думу Ольшанский представил журналистам рейтинг партий, где в числе учитываемых параметров упоминался показатель «административного ресурса». Примерами использования административного ресурса являются перенесение выборов, увеличение количества избирателей на выборах (например, участие в голосовании на местных выборах солдат местных воинских частей, пребывающих по месту проведения выборов лишь в период прохождения военной службы, что с точки зрения закона по меньшей мере спорно), уменьшение политической конкуренции и пр.

Стремление бюрократии к участию в борьбе за политическую власть – негативное и опасное явление. Чиновник отвечает лишь за свои конкретные исполнительские действия, а за политический смысл данных действий ответственности не несет. Кроме того, чиновники в подавляющем большинстве являются слабыми политиками по причине недостаточной развитости лидерских качеств и навыков публичной деятельности.

Гражданская и муниципальная служба должны быть вне публичной политики, а политические взгляды и пристрастия не должны быть ведущими при отборе и приеме на работу, решении вопросов карьерного роста, присвоении классных чинов, аттестации и т.д.

Именно этот смысл заложен в нормативных правовых актах, регламентирующих государственную гражданскую и муниципальную службу.

В п. «з» ст. 2 Указа Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» говорится о том, что государственный служащий призван соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений.

В ст. 17 Закона о государственной гражданской службе принцип политической нейтральности заключается в запрете для гражданского служащего использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума (п. 12 ч. 1); использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13 ч. 1); создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур (п. 14 ч. 1).

Аналогичная норма регулирует служебное поведение муниципальных служащих. В ст. 14 Закона о муниципальной службе установлено в качестве запретов следующее: муниципальному служащему запрещается использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума (п. 11 ч. 1); использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п. 12 ч. 1); создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п. 13 ч. 1).

Как видно, на государственной и муниципальной службе не должно быть места политическим симпатиям и антипатиям. При этом в отношении чиновника речь не идет о запрете на свои собственные политические убеждения. Другое дело, в каких формах он реализует свои взгляды и проявляет свою партийность. Никто не запрещает государственному и муниципальному служащему состоять членом той или иной политической партии. Но партийные обязанности и поручения он должен выполнять вне службы и своего рабочего места. Служащим надлежит следовать воле закона, а не воле партийного органа.

Таким образом, главный смысл нравственного принципа политической нейтральности заключается в выборе государственным гражданским и муниципальным служащим сознательной нейтральной позиции в отношении политических партий и движений, в осознанной лояльности и добросовестном служении государству и народу.

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Председателем Следственного комитета Российской федерации А.И. Бастрыкиным 11 апреля 2011 г.)

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R(2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Настоящий Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные служащие Следственного комитета (далее — государственные служащие) независимо от замещаемой ими должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в Следственный комитет Российской Федерации (далее — Следственный комитет или СК России), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной и неслужебной деятельности.

4. Каждый государственный служащий СК России должен принимать все необходимые меры к соблюдению положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного служащего СК России поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление основных этических норм и правил поведения государственных служащих в служебной и неслужебной деятельности, а также укрепление авторитета государственных служащих Следственного комитета и доверия граждан к Следственному комитету.

6. Настоящий Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, а также:

служит основой формирования должной морали, профессиональной чести и служебного этикета государственных служащих;

ориентирует государственных служащих в ситуациях конфликта интересов и этической неопределенности или иных обстоятельств нравственного выбора;

способствует выработке потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

7. Знание и соблюдение государственным служащим положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения и профессиональной деятельности.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих

8. Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на службе в системе Следственного комитета.

9. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Следственного комитета;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих Следственного комитета;

в) осуществлять свою деятельность в пределах предоставленных полномочий;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

ж) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

з) соблюдать служебную, профессиональную этику и правила делового поведения;

и) проявлять корректность и внимание по отношению к гражданам и должностными лицами;

к) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств; учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

л) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

м) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры к недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

н) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

о) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок деятельности Следственного комитета или его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

п) соблюдать установленные нормативными правовыми актами Следственного комитета и организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

р) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Следственного комитета, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

с) воздерживаться от публичных выступлений, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением тех случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений, либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

т) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

10. Государственные служащие обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации.

11. Государственные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и принимать меры к ее предотвращению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. При назначении на должность в системе Следственного комитета, исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии (или возможности наличия) у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

13. Каждый государственный служащий, а также гражданин, поступающий на службу в Следственный комитет, обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Уведомление о фактах обращения с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений (за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка) является должностной обязанностью государственного служащего.

15. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются государственным служащим по акту в следственный орган, в котором он замещает должность государственной службы (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).

Государственный служащий не может принимать подарки от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с государственными служащими Следственного комитета, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от служебной деятельности государственного служащего, получающего подарок.

Государственному служащему Следственного комитета не следует:

создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера с целью получения подарка;

принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми государственный служащий имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;

передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;

выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

16. Государственный служащий может обрабатывать служебную информацию при соблюдении действующих в Следственном комитете норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры к обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

18. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в следственном органе (либо его подразделении) благоприятного морально-психологического климата.

19. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) в отношениях с подчиненными проявлять высокую требовательность, принципиальность; не допускать высокомерия, пренебрежительного тона, грубости, некорректных и оскорбительных замечаний, необоснованных претензий и обвинений;

в) принимать меры к тому, чтобы подчиненные государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения; своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;

г) не допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий и общественных объединений;

д) устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку подчиненных, не допускать дискриминации путем предоставления отдельным государственным служащим незаслуженных благ и привилегий;

е) проявлять заботу о подчиненных, вникать в их проблемы и нужды, помогать им словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, способствовать их профессиональному и должностному росту;

ж) оказывать всестороннюю поддержку и помощь молодым специалистам в приобретении профессиональных навыков;

з) обеспечивать конфиденциальность ставшей ему известной в связи с исполнением служебных обязанностей информации, затрагивающей частную жизнь, честь и достоинство гражданина;

и) контролировать внешний вид подчиненных, поддержание ими порядка в служебных помещениях и на рабочих местах;

к) оперативно реагировать на факты нарушения подчиненными настоящего Кодекса и Присяги сотрудника Следственного комитета;

л) не допускать покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, а также с целью получения корыстной выгоды;

м) поддерживать и защищать подчиненного в случае его необоснованного обвинения в коррупции или нарушении Кодекса.

20. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за действия или бездействие подчиненных ему государственных служащих, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры к недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные правила поведения государственных служащих

21. В своем поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

22. В своем поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, если это не связано с исполнением служебных обязанностей;

в) любых личных и финансовых связей, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанностей или ответственности;

г) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;

д) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений;

е) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

ж) курения в служебных помещениях, во время совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;

з) злоупотребления спиртными напитками и участия в азартных играх.

23. В своем поведении государственный служащий должен:

в любой ситуации сохранять личное достоинство; быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

при управлении транспортными средствами выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта; являться образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

придерживаться здорового образа жизни, заботиться о своем внешнем виде, всегда быть подтянутым и аккуратным;

постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень;

24. В служебной деятельности государственный служащий обязан:

быть верным гражданскому и служебному долгу;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона;

своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав;

не допускать в работе проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан, проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами;

не допускать, чтобы его политические и религиозные убеждения, личные отношения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей;

сохранять независимость, проявлять тактичность и уважение, требовательность и принципиальность во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;

не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

25. Во взаимоотношениях с коллегами государственный служащий обязан:

поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;

обращаться к коллегам — сотрудникам, называя их по специальному (воинскому) званию и фамилии или только по специальному (воинскому) званию, добавляя в последнем случае перед специальным (воинским) званием слово «товарищ», либо по имени и отчеству и только на «вы»;

проявлять корректность, тактичность, доброжелательность и внимательность в общении с коллегами;

оказывать уважение и внимание коллегам. При этом младшим по специальному (воинскому) званию или возрасту первыми приветствовать старших, подчиненному — руководителя, мужчине — женщину;

придерживаться делового этикета, соблюдать правила официального поведения и традиций Следственного комитета;

не допускать воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для государственного служащего Следственного комитета или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения;

объективно, взвешенно, принципиально и гласно критиковать недостатки коллег по работе, с пониманием воспринимать критику в свой адрес;

воздерживаться от критических замечаний по поводу действий или упущений руководителей при неформальном общении с коллегами.

26. Во внеслужебное время государственный служащий обязан:

при общении с гражданами проявлять вежливость и тактичность, выдержанность и эмоциональную устойчивость;

избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

принимать все предусмотренные законом меры к пресечению противоправных действий, совершаемых в присутствии государственного служащего, и привлечению виновных лиц к ответственности;

не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован;

соблюдать правила общежития, проявлять терпимость, уважать национальные и религиозные обычаи, культурные традиции народов России;

не участвовать в деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

27. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Государственным служащим не следует делать татуировки, носить пирсинг, а в служебное время перстни, печатки и другие дорогие ювелирные украшения, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в одежде, утратившей надлежащий вид.

Сотруднику (военнослужащему) Следственного комитета в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, рестораны, кафе, бары и другие увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

28. Нарушением Кодекса признается невыполнение или ненадлежащее выполнение государственным служащим установленных Кодексом принципов, норм и правил поведения, а также совершение проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета.

29. Государственный служащий, допустивший нарушения положений настоящего Кодекса, подлежит моральному осуждению на заседаниях аттестационных комиссий и на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

30. За нарушение положений настоящего Кодекса государственный служащий несет моральную, а также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

31. При решении вопроса о мере ответственности государственного служащего учитываются обстоятельства и тяжесть совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету Следственного комитета Российской Федерации, личность государственного служащего и его отношение к совершенному проступку.

32. Соблюдение государственным служащим настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.

Нравственные основы службы в органах внутренних дел («Глубокое и возвышенное чувство любви к Родине»)

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданственность — как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность — как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм — как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

Профессиональные долг, честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел («Честь наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел»)

Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам.

Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях.

Нравственные принципы службы в органах внутренних дел («Уважительное, терпимое отношение к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев»).

Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности; законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений; справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения; толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел («В ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда — средством»)

Относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания; быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей; проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства; в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда — средством; руководствоваться в профессиональной деятельности и общении «золотым правилом» нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;

Общие правила поведения («Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности»)

Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними; постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения; обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;

Оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему — старшего, подчиненному — начальника, мужчине — женщину; придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить свое и чужое время; в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.

Сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни. Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.

Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от: употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей; организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них; использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;

курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях во время несения службы, а также на ходу и в движении; участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений; беспорядочных половых связей; отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.

Правила поведения при выполнении задач оперативно-служебной деятельности («Давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно»)

Правила служебного поведения при выполнении оперативно-служебных задач требуют от сотрудника: работать с полной отдачей в течение всего служебного времени, использовать находящиеся в его распоряжении материальные и нематериальные ресурсы исключительно в служебных целях; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случае, когда меры ненасильственного характера оказались неэффективными или не обеспечивают безусловного выполнения оперативно-служебных задач;

Стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом задержании, обыске, досмотре, не допускать излишней жесткости, глумления и издевательств по отношению к правонарушителям (подозреваемым);

проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполнения следственных действий максимально удобным; при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.

При выявлении противоправных действий и их пресечении сотрудник должен:

объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему; отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются; сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие; проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации; не позволяя втянуть себя в конфликт, предпринимать все меры к его разрешению и пресечению; принимать все меры для установления психологического контакта с очевидцами и свидетелями, располагать их к себе, оставаясь в то же время принципиальным, решительным и авторитетно представляющим государственную власть;

давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов; воздерживаться от жестких действий и резких высказываний в присутствии детей, людей преклонного возраста, стараясь не травмировать их психику.

При проведении опроса (допроса) сотруднику следует: разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твердо, не оказывая психологического давления; найти соответствующий тон и нужные слова, чтобы снять эмоциональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность;

Чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием для нарушений закона, пыток или других жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Профессиональная нравственная деформация личности и ее профилактика («Болезненная подозрительность и недоверие ко всем людям, бесчувствие к человеческой беде, эгоизм, склочность, мелочность»)

Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны понимать сущность явления профессиональной нравственной деформации личности, представлять себе ее опасность и последствия.

Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции. Профессиональная нравственная деформация выражается в: правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отношение к требованиям закона; подмене истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности мнимым;

поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке; чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинении своей; болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям; утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю; моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам; индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег; использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности; нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.

Культура речи и правила служебного общения («Неприемлемо употребление грубых шуток и злой иронии»)

Сотруднику необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В речи сотрудника неприемлемо употребление: грубых шуток и злой иронии;

неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения; вульгаризмов, примитивизмов, слов- «паразитов»; высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп; резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека. В речи сотрудника исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.

Сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.

Сотруднику следует: начинать служебное общение с приветствия (приложив руку к головному убору, будучи в форменной одежде), воздерживаясь от рукопожатия; представиться, назвав свою должность, специальное звание, фамилию, кратко сообщить цель и причину обращения, по просьбе гражданина предъявить служебное удостоверение; излагать свои замечания и требования в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; выслушивать объяснения или вопросы гражданина внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь; быть предупредительным и внимательным к женщинам и детям.

При установлении личности гражданина или связанной с исполнением служебных обязанностей проверке документов сотруднику надлежит:

попросить в тактичной и вежливой форме предъявить требуемые документы;

предложить владельцу документов самому извлечь из них посторонние предметы при их наличии; проверить документы быстро и внимательно, при необходимости более тщательной проверки объяснить гражданину ее причину, сроки и способы проведения; поблагодарить гражданина за сотрудничество с милицией по окончании проверки и возвращении документов.

При общении с гражданами сотрудник должен проявлять выдержку и быть готов: к неадекватному поведению с их стороны, в том числе проявлению агрессии и оказанию сопротивления; к оказанию им необходимой медицинской помощи; к отправке нуждающихся людей в лечебное учреждение.

Сотруднику рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, высказанных на улицах и в общественных местах, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

При пользовании телефоном сотруднику надлежит говорить негромко и лаконично, не создавая неудобств окружающим; отключать мобильный телефон до начала служебного совещания; воздерживаться от разговоров по телефону, находясь в общественном транспорте.

Особенности общения с посетителями органов внутренних дел («Снять эмоциональное напряжение гражданина, а затем разъяснить ему порядок решения вопроса»)

При приеме посетителей органов внутренних дел сотруднику рекомендуется:

ответить на приветствие вошедшего в кабинет посетителя, предложить ему присесть; проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь посетителю; выслушать заявление посетителя и уяснить суть изложенной проблемы, задать уточняющие вопросы в корректной форме;

разъяснить при необходимости требования действующего законодательства по рассматриваемому вопросу; принять решение по существу обращения посетителя;проинформировать посетителя о порядке и сроках рассмотрения обращения, а также обжалования принятого решения.

В случае конфликтного поведения со стороны посетителя сотруднику необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение гражданина, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

Сотрудник не должен: заставлять посетителя необоснованно долго ожидать приема; перебивать посетителя в грубой форме; проявлять раздражение и недовольство по отношению к посетителю; разговаривать по телефону, игнорируя присутствие посетителя.

Особенности общения с иностранными гражданами («Не рекомендуется обсуждать с иностранцами вопросы политики, деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел»)

При незначительном нарушении иностранным гражданином общественного порядка сотруднику следует ограничиться разъяснением и предупреждением о недопустимости подобных действий.

Сотруднику не рекомендуется обсуждать с иностранцами вопросы политики, деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел Российской Федерации.

Морально-психологический климат в коллективе («Недопустимо заискивание перед начальниками, претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии»)

Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая: обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий; распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера; предвзятое и необъективное отношение к коллегам; заискивание перед начальниками; претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии; обещания, выполнение которых находится под сомнением; проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.

Профессионально-этические требования к руководителю («Пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия»)

Культура профессионального поведения руководителя определяется степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образованности и воспитанности.

Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательности, ответственности, принципиальности, справедливости.

Требования профессиональной этики обязывают руководителя: регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики; пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе; обращаться к подчиненным, называя их по специальному званию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово «товарищ», либо по имени и отчеству и только на «вы»;

контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений; оставаться скромным в потребностях и запросах как на службе, так и в быту.

Руководитель не имеет морального права: перекладывать свою ответственность на подчиненных; проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчиненным; создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе; обсуждать с подчиненными действия вышестоящих начальников; занимать деньги у подчиненных сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.

Внешний вид и форма одежды («Не рекомендуется отращивать бороду и длинные бакенбарды, делать татуировки, носить пирсинг»)

Сотруднику органов внутренних дел следует:носить форменную одежду в соответствии с установленными требованиями, чистой и аккуратной, хорошо подогнанной и отглаженной; поддерживать образцовый внешний вид, вызывающий уважение у коллег и граждан; носить в праздничные дни на форменной одежде государственные и ведомственные ордена, медали и знаки отличия, а в повседневной обстановке — орденские планки; демонстрировать строевую выправку, держаться прямо, с развернутыми плечами, не сутулиться, ходить твердым, энергичным шагом; придерживаться здорового образа жизни, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, подчеркивающих аккуратность и опрятность сотрудника.

Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

Сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию.

Сотруднику-женщине рекомендовано носить одежду в строгом деловом стиле, соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении украшений.

Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения, за исключением обручального кольца.

Сотруднику не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.

Оформление и содержание служебных помещений («При размещении в кабинетах грамот, благодарностей и других свидетельств личных заслуг рекомендуется соблюдать чувство меры»)

Сотруднику не следует вывешивать в служебном кабинете плакаты, календари, листовки и иные изображения или тексты циничного, низкопробного содержания, захламлять рабочее место бумагами и посторонними предметами.

Сотруднику не рекомендуется демонстративно выставлять на рабочем месте: предметы культа, старины, антиквариата, роскоши; подарки, сувениры, дорогостоящие письменные приборы и другие предметы из дорогих пород дерева, драгоценных камней и металлов; посуду, столовые приборы, чайные принадлежности. При размещении в служебном кабинете грамот, благодарностей, дипломов и других свидетельств личных заслуг и достижений сотрудника рекомендуется соблюдать скромность и чувство меры.

Коррупционно опасное поведение и его предупреждение («Недопустимо создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением»)

Нравственный долг предписывает сотруднику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел не позволяют ему: заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации; выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью; составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах; предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством; создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением; проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом; обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.

Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Коррупционно опасное поведение руководителя («Протекционизм, фаворитизм и непотизм (кумовство)»)

Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также злоупотребление служебным положением.

Протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

Фаворитизм выражается в демонстративном приближении к себе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

Непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.

Сотрудник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и честь, дискредитирует свое подразделение и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны граждан, коллег и сослуживцев.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

Требования к служебному поведению гражданского служащего

(ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ)

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

(Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885)

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее — государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх