Куперс

Бухучет и анализ

Коэффициент извлечения полезного ископаемого

Оценка месторождений полезных ископаемых

Главная » » Оценка месторождений полезных ископаемых

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


ПС РФ (ст. 130) относит участки недр к объектам недвижимости и предопределяет тем самым необходимость проведения их стоимостной оценки. Формирование методологии экономической оценки минеральных ресурсов в России и за рубежом в целом соответствовало различным типам национальных экономик и определялось кругом научных и практических задач, возникающих в области природопользования на различных этапах развития производительных сил. В нашей стране долгое время проблема экономической оценки ресурсов вообще не ставилась, ресурсы минерального сырья, в принципе, рассматривались как бесплатный дар природы.
Интерес к этой проблеме стал нарастать со второй половины 80х гг. прошлого века по мере внедрения в отечественную экономику элементов рыночных отношений. Особое значение экономическая оценка приобрела после акционирования геологоразведочных и добывающих предприятий, создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний и перехода к лицензионной системе недропользования. В статье 23.1 Закона РФ № 23951 «О недрах» специально оговорена обязательность проведения такой оценки «для определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки…».
На государственном уровне оценка недр проводится в целях:
— определения ценности минерально-сырьевого потенциала России и субъектов РФ для обоснования стратегии лицензирования;
— выявления наиболее богатых районов перспективной территории для выделения новых лицензионных участков;
— определения ценности ресурсного потенциала лицензионных участков;
— определения размера платежей за недропользование, включая продажу прав на добычу полезных ископаемых;
— определения принципов разделения участков недр на группы, имеющие федеральное и местное значение;
— определения рентабельности вовлечения в промышленный оборот тех или иных групп сырьевых ресурсов;
— оценки эффективности инвестиционных проектов и финансово-экономических показателей освоения месторождений полезных ископаемых.
Для частных инвесторов оценка необходима для определения инвестиционной привлекательности месторождений, определения эффективности инвестиционных проектов, связанных с их освоением и котировкой стоимости акций добывающих предприятий.
Объектами оценки могут выступать месторождения полезных ископаемых, запасы минерального сырья в недрах и его истощение, имущественные права на недра, оборот которых допускается.
Под недрами понимается природная среда, расположенная под земной поверхностью, а также выходы месторождений полезных ископаемых на земную поверхность. В широком смысле недра — условно выделяемая верхняя часть земной коры, располагающаяся под поверхностью суши и дном Мирового океана и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения современными техническими средствами. Все участки недр находятся в границах территории России и ее континентального шельфа, который включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря России в 12-мильной зоне на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не более 200 морских миль). Россия осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях разведки и разработки его минеральных ресурсов. Права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства над ним.

Участки недр (недра) находятся в собственности Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение — в ведении Российской Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые могут находиться как в федеральной государственной собственности, так и в собственности субъектов РФ, а также муниципальной, частной и иных формах Собственности. Пользование участками недр физическими и юридическими лицами производится на основании специальных разрешительных документов — лицензий, выдаваемых на горный отвод в бессрочное или срочное пользование до, 25 лет. Кроме того, они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Права пользования недрами государство может передавать субъектам предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридическим лицам и гражданам других государств, если законодательством России они наделены правом заниматься, соответствующим видом деятельности.
Основными видами полезных ископаемых являются запасы топливно-энергетических ресурсов — угля, нефти, газа, урановой руды; залежи различного рода металлов, неметаллических руд, сырья для производства строительных материалов — песка, гравия, глины и других общераспространенных полезных ископаемых, запасы подземных вод. Запасы минеральных ресурсов сосредоточены в недрах земли, используемых в целях добычи полезных ископаемых.
Под запасами полезных ископаемых понимается количество полезных ископаемых в недрах, определенных в оде геологоразведочных работ или в процессе разработки месторождения. Запасы полезных ископаемых подразделяются на геологические и извлекаемые.
Геологическими запасами считается установленное и Оцененное общее количество полезных ископаемых, находящееся в недрах.
К извлекаемым запасам относится только та часть запасов, извлечение которой из недр на дату подсчета запасов является возможным и экономически выгодным при существующих ценах на минеральное сырье, технологиях работ и соблюдении требований по охране недр и окружающей среды.
Запасы полезных ископаемых и заключенных в них компонентов, используемые для расчета технико-экономических показателей в зависимости от группы сложности месторождения, включают запасы категории А + В + С1 и запасы категории С2 — частично или полностью. Возможность использования запасов категории » части для этих целей на месторождениях 1, 2 и 3й группы сложности определяются недропользователем, на месторождениях 4й группу запасы категории С2 используются полностью.
К 1-й группе относятся месторождения простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабо нарушенным залеганием, характеризующиеся устойчивыми мощностью и внутренним строением, выдержанным качеством полезного ископаемого, равномерным распределением основных ценных компонентов. Особенности строения месторождений определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категории А, В, С1 и С2.
Ко 2-й группе относятся месторождения сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами, с нарушенным залеганием, характеризующиеся неустойчивыми мощностью и внутренним строением либо невыдержанным качеством полезного ископаемого и неравномерным распределением основных ценных компонентов. К этой группе относятся также месторождения углей, ископаемых солей и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки. Особенности строения месторождений определяют возможность выявления в процессе разведки категорий В, С1 и С2.
К 3-й группе относятся месторождения очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием, характеризующиеся очень изменчивыми мощностью и внутренним строением либо значительно не выраженным качеством полезного ископаемого и очень неравномерным распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям С1 и С2.
К 4-й группе относятся месторождения с мелкими, реже средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием, либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, крайне не равномерным качеством полезного ископаемого и прерывистым гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведуются преимущественно по категории С1.
Все запасы полезных ископаемых делятся на балансовые и забалансовые. К балансовым запасам относятся запасы полезных ископаемых категорий А, В и С1. Остальные категории (С2, Р1, Р2, Р3, Д1, Д2) включаются в состав забалансовых запасов. Соотношение балансовых и забалансовых запасов является критерием подготовленности месторождения к промышленной эксплуатации.
Участки недр в России не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме.
Недра могут предоставляться в пользование:
— для регионального геологического изучения;
— геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
— разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств;
— строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полных ископаемых;
— образования особо охраняемых геологических объектов;
— сборов минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока: для геологического изучения — на срок до 5 лет; добычи полезных ископаемых — до 20 лет или на срок отработки месторождения полезных ископаемых; краткосрочной добычи полезных ископаемых — на срок до 1 года; добычи подземных вод — на срок до 25 лет.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Стоимостная оценка недр

Стоимостная оценка недр определяется экономической ценностью содержащихся в них минеральных ресурсов. Рыночную стоимость эта ценность приобретает в момент извлечения полезного ископаемого из недр. Величина рыночной стоимости равняется потоку дохода, который рассчитывается как разница между реализационной ценой и затратами на извлечение полезного ископаемого. В зависимости от целей оценки в расчетах могут использоваться мировые цены на минеральное сырье и внутренние цены, если они меньше мировых, но реализация сырья идет на внутренние рынки.
При оценке недр определяется:
1) геолого-экономическая оценка;
2) эффективность различных вариантов освоения месторождений и проведения геологоразведочных работ;
3) стоимость месторождений полезных ископаемых и участков недр;
4) стоимость горного имущества;
5) стоимость акций горных компаний;
6) величина экологического ущерба и затрат на его ликвидацию.
Оценки могут проводиться на макроэкономическом, региональном и локальном уровнях.
Объектами оценки могут выступать определенные территории и регионы, запасы минерального сырья, отдельные месторождения, а также их участки и геологические блоки.
Так, например, объектом оценки для целей определения национального богатства являются запасы всех видов полезных ископаемых, содержащихся в недрах России. Объектом оценки рыночной стоимости месторождения — все месторождение или его часть, например лицензионный участок, передаваемый добывающему предприятию.
Стоимость месторождений полезных ископаемых зависит от влияния множества факторов, основными из которых являются запасы и качество полезных ископаемых, а также условия их добычи.
К факторам, оказывающим значительное влияние на стоимость месторождения, относятся:
— условия эксплуатации, например мощность залежи или пласта, глубина залегания, гидрологические особенности;
— качество минерального сырья, например содержание ценных компонентов;
— крупность месторождений;
— глубина залегания продуктивных горизонтов;
— начальные дебиты скважин, развитость инфраструктура в районах работ;
— внутренние и международные цены на минеральное сырье;
— горнотехнические и экологические условия эксплуатации месторождения;
— технологические свойства сырья;
— расположение месторождения по отношению к транспортным магистралям, центрам переработки и использования сырья;
— период строительства горного предприятия и его мощность;
— время эксплуатации месторождения;
— наличие трудовых ресурсов;
— существующая система налогообложения, отчислений и платежей в сфере недропользования и др.

Методы оценки месторождений полезных ископаемых

Следует заметить, что единой общепринятой методики экономической оценки стоимости месторождений полезных ископаемых нет ни в России, ни за рубежом.
Основными методами оценки месторождений полезных ископаемых в РФ являются методы доходного подхода (капитализации доходов или дисконтирования денежных потоков). Остальные методы применяются для получения расчетных показателей, используемых при определении стоимости месторождения, полученной доходным подходом, а также издержек, связанных с проведением работ по компенсации вреда, причиненного природной среде, при определении стоимости горного имущества.
Затратный подход применяется для определения стоимости воспроизводства и стоимости замещения зданий, сооружений, оборудования, а также для оценки природных ресурсов, теряемых или повреждаемых при эксплуатации месторождения, и экологического ущерба. Методы сравнительного подхода применяются для получения значений цен на минеральное сырье и используемое оборудование.

Социальный интерес
Социальный контроль
Социальный субъект
Социальный тип
Социальный факт
Социальный человек
Социальный элемент

| | Вверх

Оценка стоимости месторождений. Опыт независимой аудиторской компании

16 декабря в Санкт-Петербурге в здании компании «Polymetal Int. plc.» прошел круглый стол «Оценка стоимости объектов недропользования. Практика и методическое обеспечение». Мероприятие было организовано Северо-Западным отделением Общества Экспертов России по недропользованию (ОЭРН) совместно с Секций экономики ОЭРН, при поддержке «Polymetal Int. plc.», «LLC Geoconsult Competent», «American Appraisal Russia». Представляем тезисы одного из докладов.

В развитых горнопромышленных странах давно существуют кодексы стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых, полностью отсутствующие в нашей стране. В настоящее время в ОЭРН начата работа по их созданию, и мы надеемся, что перевод трех основных мировых кодексов оценки — CIMVAL (Канада), SAMVAL (ЮАР) и VALMIN (Австралия), — сделанный в этом году под эгидой «LLC Geoconsult Competent» и при поддержке ОЭРН, внесет свою лепту в этот процесс .

В этих документах четко описано различие и взаимосвязь стоимостной оценки Valuation и геолого-экономической оценки Evaluation, которые надо разделять и которые, к сожалению, путаются в головах геологической общественности. Cтоимостная оценка (Valuation) проводится для оценки стоимости (Value) или полезности правовладения. Evaluation проводится в отношении ресурсов и запасов (их количества и качества).

Считается, что оценка стоимости месторождений является последовательным процессом: сначала проводится оценка величины запасов и ресурсов, далее переходят к денежной оценке этих величин. Но это не совсем так.

Действительно, оценка ресурсов в большей степени — дело геологов: они проводят геологоразведочные работы, создают модель месторождения и определяют качество и количество ресурсов. Следует отметить, что, согласно последней версии JORC- 2012 , оцениваемые ресурсы должны иметь экономическую перспективу отработки. Если ее нет, то ресурсы не могут быть подписаны Компетентным Лицом.

Что касается оценки запасов, то тут очень большую роль играет экономика: оценщик должен определить модифицирующие факторы, такие как: цена полезного компонента, себестоимость добычи и переработки, степень извлечения, угол откосов карьера и т.д. То есть в ходе оценки запасов должны быть проведены технологические исследования руды, инженерные изыскания, разработан технологический регламент и проект освоения месторождения (горный календарь, проект ГОК) и т.п. мероприятия. Таким образом, уже на стадии оценки запасов закладываются основы для денежной оценки.

Оценка стоимости месторождения производится уже на базе подтвержденных запасов. При этом особую роль в оценке играет принимаемая оценщиком стратегия развития объекта — при одних и тех же запасах возможны разные сценарии развития. Также свою роль играет прогноз развития ценовой и макроэкономической ситуации.

Оценщики могут работать как с ресурсами, так и с запасами, но в определениях кодексах семейства CRIRSCO.

В идеале при каждой денежной оценке месторождения необходим пересчет запасов под текущую стратегию и экономические факторы.

Несмотря на то что наша страна декларирует движение к свободной рыночной экономике, подходы к оценке запасов мало ушли от времен СССР. На эту тему сказано и написано уже много: от необходимости кардинального изменения закона о недрах, до целесообразности функционирования в РФ таких анахронизмов, как ФБУ «ГКЗ». К сожалению, «воз и ныне там», и отечественные недропользователи, работающие по международным стандартам и привлекающие заемный капитал, вынуждены заниматься «двойной бухгалтерией».

В нашей стране для одного и того же объекта оценки устанавливается четыре вида стоимости объектов оценки: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая (в российском стандарте оценки (ФСО № 2), утвержденным приказом МЭРТ России от 20.07.2007 № 255).

Соответственно, одновременно могут существовать несколько видов оценок запасов и ресурсов (кроме того, не будем забывать, что одно и то же месторождение может быть оценено разными экспертами по-разному), что создает некое множество оценок компании.

В международном стандарте стоимостной оценки (IVS) в разделе GN14 и в национальных кодексах VALMIN, CIMVAL, SAMVAL, как правило, рассматривается рыночная стоимость оцениваемых объектов. При этом определение рыночной стоимости объектов оценки производится исходя из принципа их максимально полного и наилучшего использования — HBU (highest and best use).

Оценка запасов ФБУ «ГКЗ» по сути является оценкой геологических ресурсов месторождения. Несмотря на то что при оценке «запасов ГКЗ» используется критерий положительного NPV для недропользователя, но основным критерием является бюджетная эффективность. В результате утверждаются «запасы», отработка которых для недропользователя безубыточна, с максимизацией бюджетных платежей. Неудивительно, что это ведет к завышению запасов с точки зрения государства (пример Наталкинского золоторудного месторождения). Налицо конфликт интересов между подходом ФБУ «ГКЗ» и реальной сегодняшней экономической обстановкой.

Постановка запасов на баланс стала разрешительной процедурой — одной из бюрократических операций, позволяющих начать отработку месторождения. Протокол ФБУ «ГКЗ» является основанием для начала проектирования производства.

Классификация ГКЗ — статичная вещь. По сути, mineral resources (именуемые в ГКЗ «запасами») поставлены на баланс, они там числятся до момента отработки. В то же время оценка по международным стандартам — динамическая величина. Ресурсы и запасы могут меняться по мере появления новых данных и изменений в экономике.

Добросовестные владельцы месторождений и покупатели/инвесторы данные ГКЗ используют, в основном, как свидетельство того, что была проведена определенная работа. Интерес представляют материалы, легшие в основу защиты запасов — их можно использовать для оценки месторождения по международным стандартам.

Актуальна проблема псевдо-экономической оценки «запасов» ФБУ «ГКЗ» и «прогнозных ресурсов» Агентств по недрам, которая, по сути, является дезинформацией недропользователя. Перевод категорий ресурсов Р1, Р2, Р3 в более высокие категории на основе неких коэффициентов некорректен. Месторождения, имеющие прогнозные ресурсы, можно оценивать либо с точки зрения затратных методов (затраты на ГРР), либо с точки зрения стоимости материалов, полученных в ходе разведочных работ.

Опыт работ по переводу «запасов» ГКЗ в международные ресурсы показывает, что в категории С2 обычно содержится существенная часть mineral resources уровня inferred, которую нельзя переводить в ore reserves. При оценке ресурсов и запасов месторождений по международным стандартам «прогнозные или геохимические ресурсы», не подтвержденные данными опробования скважин или горных выработок, не используются.

Проблемой также является отсутствие отечественного кодекса оценки горнодобывающих компаний, поэтому отечественные оценщики оценивают кто во что горазд.

Потребители, видя такое разнообразие оценок и взглядов, начинают сомневаться и опасаются принимать решения, также такое положение дел чревато потенциальными конфликтами владельцев месторождений, ГКЗ и аудиторских (оценочных) компаний.

Наши предложения:

1.Поиски и разведка полезных ископаемых должны стать прерогативой юниорных и горнопромышленных компаний.

2. Для стимуляции ГРР необходимо создание реально работающей биржевой площадки на базе существующих отечественных бирж для юниорных горнодобывающих компаний (на примере Канады и других стран).

3.Переработать и изменить российские законы о недрах, сделать права на недра предметами банковского залога и наследования, ликвидировать подзаконные акты.

4.Инициировать модифицирование ФБУ «ГКЗ» из нынешнего вида в статистическое учреждение учета запасов недр.

5.Ввести запрет на отчетность «прогнозными ресурсами» (категорий Р1, Р2 и Р3), обеспечить доведение всех геологоразведочных работ, проводимых за государственный счет, до отчетов уровня оценки mineral resources. Убрать категории Р1, Р2 и Р3 из классификации.

6.Государственная геологическая служба должна заниматься исключительно изучением недр и контролем над ними, без проведения каких-либо поисково-разведочных работ.

7.В регионах, где во времена СССР прошли кондиционные геологические съемки масштаба 1:50 000–1:25 000 (после 1980 г.), запретить создавать «Государственные геологические карты масштаба 1:200 000 (второго поколения)», оставив этот вид изучения недр исключительно для неосвоенных территорий РФ. При геолого-съемочных работах, аналогично практике Канады, США и других стран проводить исключительно геологическую съемку и картосоставление, без поисковых работ.

Литература

1. Стандарты оценки стоимости объектов недропользования, связанных с твердыми полезными ископаемыми, и рекомендации по ее проведению. Кодекс CIMVal, издание 2003 г. Полный перевод.

2. Кодекс правил для технической оценки и оценки стоимости активов минерального и углеводородного сырья и ценных бумаг предприятий при составлении независимых экспертных отчетов. Кодекс VALMIN, издание 2005 г. Полный перевод.

3. Южно-африканский кодекс отчетности по оценке стоимости активов, связанных с твердыми полезными ископаемыми. Кодекс SAMVAL, издание 2008 г. с поправками, внесенными в июле 2009 г. Полный перевод. М.: Geoсonsult Competent, 2015.160 с.

4. Австрало-Азиатский кодекс отчетности о результатах геологоразведочных работ, ресурсах и запасах твердых полезных ископаемых. Кодекс JORC, издание 2012 г. Полный перевод. Australasian Code for Reporting of Exploration Results, Mineral Resources and Ore Reserves. The JORC Code, 2012 Edition. Fully translated into Russian – М.: Polymetal International plc, НП НАЭН. 2012. 137 с.

-0+2 Просмотров статьи: 5943, комментариев: 11

Игорь, 26.02.16 13:42:45

Наверное, сначала должны вымереть все геологи, получившие геологическое образование и геологический опыт работ в ценностях Советской власти.

А.П. Захаров, 26.02.16 13:44:10

В статье отражена одна из крайних точек зрения (экстремизм по сути).

Нужно иметь в виду следующее:

1. Государство является собственником недр и в обозримом будущем таковым и останется.

2. ГКЗ в настоящее время по факту является площадкой для согласования интересов государства и интересов пользователей недр. Но это явно ни где не обозначено. Было бы полезно эту функцию ГКЗ и определить основной.

3. Схожие с Российской системы учета существуют и в других не самых маленьких странах.

4. Значение России в мировом сырьевом балансе достаточно велика, чтобы наши особенности учета были признаны в мире без дискриминации.

5. Кодексы или системы учета — это всего лишь инструменты или методы оценки недр, а не фундаментальные основы недропользования.

ЮРИЙ, 26.02.16 14:02:28

Явная попытка навязать не выгодное РФ.НАША СИСТЕМА УЧЕТА ЖИЗНЕСПОСОБНА И ОТВЕЧАЕТ СВОЕМУ НАЗНАЧЕНИЮ,ИМЕННО КАК ИНСТРУМЕНТУ.

Б.Кавчик, 26.02.16 16:38:33 — ЮРИЙ, 26.02.16

В любых условиях есть люди, которым все хорошо, проблем нет и ничего не надо менять. Консерваторы уважаемая часть любого общества.

Но вот что написал, например, наш известнейший специалист Б.К.Михайлов в недавно (май 2015) опубликованной статье: «Минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых — оценка возможностей». Почитаем и прослезимся:

«В связи с вышеизложенным становится понятно, насколько важны объективные представления о состоянии МСБ страны, построенные на реальных рыночных критериях. Такие вопросы ставились еще в самом начале формирования рыночных отношений, однако каких-либо определенных выводов сделано не было, решений не принято, и мы продолжаем оставаться в плену у созданных нами самими иллюзий о масштабности и надежности созданной МСБ. Для развития геологической отрасли такая позиция уже более четверти века является безусловным тормозом, и настало время, когда следует откровенно сказать о том, что МСБ, оставшаяся в наследство от СССР, не в полном объеме (каком конкретно предстоит выяснить) пригодна для ее использования в современных рыночных условиях. Это та часть проблем, которая касается непосредственно запасов.»

То есть, по мнению Б.К.Михайлова, проблемы есть (он привел только часть).

А авторы приведенной выше статьи предлагают некоторые пути решения проблем. По-моему, у них хорошие предложения.

Gen&Kap, 27.02.16 07:19:03 — авторам статьи

Статья «Оценка стоимости месторождений» весьма актуальна.

Но полностью соглашаться с ее предложениями равносильно «рубить с плеча». Мне понравилось предложение №1 – поручить поиски и разведку полезных ископаемых юниорским фирмам ( как в Канаде). Но таких фирм в нужном количестве в РФ пока нет. А риск затрат на поисковые работы юниорские фирмы нынче берут ох как редко. Значит эти риски государство в лице Росгеологии и территориальных экспедиций обязано взять на себя. В противном случае речи о возобновлении минерального сырья быть просто не может. Согласиться с авторскими предложениями о проведении геосъемок без поисковых работ – значит остаться на бобах.

Можно согласиться с заявлением, что «Ресурсы и запасы могут меняться по мере появления новых данных и изменений в экономике». Но предложение №5 – «доведение всех геологоразведочных работ, проводимых за государственный счет»- противоречит предложению №1. Государство не дает юниорам денег на ГРР. Больше того, ГРР скоро могут заглохнуть. Правая рука властей требует при лицензировании на ГРР доказать наличие в фирме профессиональных геологов, а левая рука властей снижает уровень и качество подготовки этих кадров. Разве не к этому идет, если Московский горный институт слили с непрофильным ВУЗом и сегодня решается вопрос о передаче старейшего МГРИ- РГГРУ в РУДН? Еще есть пара вопросов к авторам статьи. 1- Как объяснить нищету населения Африки при ее богатейших ресурсах? 2- Почему канадская фирма Кинросс при покупке оценила разведанное Россией чукотское месторождение Двойное (64т золота и 94 т серебра) в 2010г в 165 млн дол,а разведанное канадской фирмой Bema Gold чукотское месторождение Купол ( 154т золота и 1867т серебра) в 2007 г в 3,5 млрд долларов?

На мой взгляд в теме «Оценка стоимости месторождений» требуется учесть и политические мотивы. И надо опасаться при переходе на западные требования африканского синдрома.

Леша, 27.02.16 09:38:48 — Всем

Понимаю, что вряд ли это возможно, но так надо сделать.

Оценка запасов по золоту и других не менее полезных ископаемых-это государственная политика в первую очередь, направленная в определенное русло для улучшения всех условий жизни граждан России, поэтому, чтобы не отстать от той-же Канады или Австралии следует сделать следующее-

1. Полностью упразднить всё законотворческое наследие преступного большевистского режима 1917-1991 года и вытекающие из этого законы РФ в сфере недропользования с января 2017 года. Все это ГКЗ и прочее — это выкидыш коммунизма, который привел и приводит Россию к разрухе и нищете.

2. Взять за основу геолого-экономической оценки канадский аналог NI-43-101.

3. Переработать Горный Кодекс Российской Империи для совместимости с канадским и утвердить его в России. Все и так уже было известно и что-то выдумать не надо. Как пример-

Глава 1. Общие правила о частной горнопромышленности. Содержит статьи, определяющие общие положения частной горнопромышленности, особенности ее функционирования на частных землях; о горных заводах на посессионных землях; о порядке поисковых работ и разработки рудников; о частной горной промышленности на свободных казенных землях; о поиске и разведке на них месторождений полезных ископаемых; о порядке земельных отводов для нужд горного производства и условий пользования ими; об отношениях между горнопромышленниками и собственниками земли; о взаимоотношениях владельцев смежных отводов в порядке добычи ископаемых; о жалобах на действия присутственных мест (органов государственного управления) и должностных лиц по исполнению законодательства.

Сергей, 27.02.16 10:50:00 — Леша

Надеюсь это была ирония

ТОПО, 27.02.16 15:28:41

Нельзя не согласиться с предложение 4:

4. Инициировать модифицирование ФБУ «ГКЗ» из нынешнего вида в статистическое учреждение учета запасов недр.

Разговоры и публикации о негативном влиянии этой организации на развитие

минерально-сырьевой базы стали уже общим местом. Однако такая процедура (если она вообще реализуема в нынешних условиях) займет много лет.

В качестве первого шага предлагаю переименование этого ФБУ, поскольку его название дезинформирует геологов, аудиторов и вообще всех, связанных с недропользованием: оно создает ложное впечатление о полномочиях ФБУ и его месте в структуре органов государственного управления (межведомственные комитеты при Совете Министров СССР существовали для управления областями пересечения сфер деятельности отраслевых Министерств и имели в определенном смысле тот же ранг, а наш ФБУ с ними несопоставим).

Этот шаг поможет начать процесс; доказательством служит комментарий тов. Захарова, который ФБУ «ГКЗ» упорно называет ГКЗ.

В заключение позволю себе напомнить старый анекдот, кончавшийся словами «зовите меня просто Ильичем».

Философ, 28.02.16 01:59:56 — Всем

Господа, я — старый человек, поучивший образование и наработавший опыт во времена СССР, диву даюсь, читая как авторов, так и комментарии к ним.

Авторы: зачем вам «модифицирование ФБУ «ГКЗ» из нынешнего вида в статистическое учреждение учета запасов недр» когда сейчас с этой работой вполне справляется РГФ?

И что вы привязались к этим Р1, Р2 и Р3, когда в ваших (и всех нас) интересах надо менять классификацию запасов, т.к. под наши А+В+С1 никто не даст ни гроша?

Но некомпетентность читателей порой приводит в ступор:

— ГКЗ в настоящее время, опираясь на методички СССР и требования Роснедра, не может являться площадкой для согласования интересов государства и интересов пользователей недр. Недропользователи ей – по барабану, поэтому последние голосуют ногами. Именно поэтому у нас, при нашей богатейшей «утвержденной» МСБ (согласно госбаланса), новых рудников практически не строится.

— системы учета МСБ существуют во всех странах, но они не утверждают, а регистрируют ее изменчивость, а системы типа нашей ГКЗ – существуют только в неразумных осколках бывшего соцлагеря.

— требование «…чтобы наши особенности учета были признаны в мире без дискриминации…» звучит диковато: ведь никакой дискриминации нет, как хотите, так и учитывайте свои запасы. Но денег под них вам никто не даст, а если хотите получить финансирование, то будьте добры, выполните требования конкретной биржи, куда вы пришли за деньгами.

— Кодексы или системы учета – действительно, всего лишь инструменты оценки недр, но только наша (т.е. государственная экспертиза в ГКЗ/ТКЗ) разработана для института государственных капиталовложений в разведку и разработку МТПИ (упраздненного с 1992 г), а для рыночных условий она не годится.

— предложение, что бы риски поисков государство в лице Росгеологии и территориальных экспедиций брало на себя, открывает безграничные возможности для особо приближенных лиц. Работай и все затраты тебе компенсируют, невзирая на отсутствие находок! Синекура! Не получим мы здесь ожидаемого результата. Ведь юниор потому и работает, что ему нравиться эта работа, он обладает необходимыми компетенциями, а его неизбежные потери на отбракованных объектах будут компенсированы хорошей выручкой за найденное месторождение. Нужен рынок объектов, а не государственное регулирование путем «включения в перечень объектов лицензирования на будущий год» и т.п.

Журавлев, 28.02.16 07:27:47 — Философ, 28.02.16

Отличный комментарий. Ваши тезисы исключительно разумны. Может быть, со временем, что-то начнет двигаться в нужную для страны сторону.

Хотя к сожалению, пока прогресса не намечается.

Сейчас МПР работает на свой интерес. А интерес в том, чтобы не давать развиваться конкурентам, в том числе юниорам, и независимым экспертным организациям. Пугая всех истощением сырьевой базы, и приписывая себе роль «спасителя отечества» МПР успешно доит бюджет отчитываясь виртуальными прогнозными ресурсами. МПР сейчас имеет полную монополию на российские недра и долю в бюджете и будет удерживать кормушку всеми силами.

Сергей, 14.03.16 11:56:59 — всем

Всем противникам статьи:

Данная ситуация с точки зрения инвестора:

Вы пришли покупать автомобиль, симпатичный и новенький такой, садитесь в салон, тыкаете в рычаг передач и спрашиваете продавца: Автоматическая? А он тут вам на польском: шушлавичзебатыч, и кивает, и улыбается.

Вы оглядываетесь, а на заднем сиденье чьято бабушка носки вяжет, тоже улыбается и кивает; и вы задаете второй вопрос: а она в комплекте идет? Теперь вам все улыбаются сильнее и кивают активней, но ясности это не добавляет…

Работникам госорганов, тут обласканным: меняйте работу срочно, быстрее, чем в ГДР без советских танков.

Всем согласным со статьей:

заходим на создаем там петицию, и вперед, передавать ссылки коллегам по пожеланию, подчиненным по обязаловке, и главное, шоб презентация была красивой и понятной даже для школьников.

С волками жить…

Не благодарите.

Комплексные руды

КОМПЛЕКСНЫЕ РУДЫ (а. соmplex ores; н. Komplexerze, komplexe Erze, Mischerze; ф. minerais соmplexes; и. minerales соmplejas, menas соmplejas) — природные минеральные образования, содержащие несколько металлов или других ценных компонентов в таких соединениях и концентрациях, при которых их промышленное использование технологически возможно и экономически целесообразно.

Комплексные руды могут быть полиминеральными и полиэлементными. Полиминеральные комплексные руды состоят из нескольких минералов различного состава, пригодных для раздельного использования (например, полиметаллическая руда — из сульфидов меди, цинка, свинца и других металлов; медно-молибденовые комплексные руды — из сульфидов меди и молибдена; вольфрам-оловянные комплексные руды — из минералов этих металлов). Полиэлементные комплексные руды состоят из нескольких металлов, входящих в состав одного минерала (например, ванадинит, содержащий в своём составе свинец и ванадий; пирохлор — церий и ниобий; электрум — золото и серебро; алтаит — свинец и теллур; пираргирит — серебро и сурьму). По использованию продуктов извлечения среди комплексных руд различают внутриотраслевые (например, комплексные руды, содержащие несколько цветных металлов) и межотраслевые, когда кроме ценных компонентов используется вмещающая (пустая) порода для производства строительных материалов, т.е. применяется безотходная технология переработки комплексных руд.

Промышленное использование комплексных руд осуществляется тремя способами: при раздельной отработке полиминеральных руд, если они слагают разные части рудных тел; в процессе первичной переработки полиминеральных руд при их селективном обогащении; в процессе извлечения ценных элементов-примесей из комплексных руд и их концентратов при металлургическом переделе. Иногда комплексные руды используются без разделения, как, например, титаномагнетиты, состоящие из сростков магнетита и ильменита и идущие на производство титанистых чугунов.

За счёт извлечения попутных компонентов экономическая эффективность использования комплексных руд возрастает в 2-3 раза, что позволяет рентабельно разрабатывать месторождения комплексных руд при значительно более низких содержаниях компонентов (чем в монокомпонентных рудах). С техническим прогрессом понятие комплексности может меняться и ценными становятся компоненты, ранее считавшиеся пустой породой, или технология извлечения которых не была разработана (например, барий в свинцово-цинковых рудах; кальцит, флюорит, апатит в редкометалльных рудах; ванадий в железных рудах).

Коэффициент извлечения полезного ископаемого

Для оценки полноты извлечения запасов из недр применяются коэффициент извлечения полезного ископаемого и полезного компонента. Коэффициент извлечения полезных ископаемых выражает отношение количества добытого полезного ископаемого вместе с примешанной к нему породой к количеству погашенных балансовых запасов. Величина эта изменяется от 0,4 до 1,2 и более; при разработке тонких жил системами с валовой выемкой — до 3 и более. Коэффициент извлечения полезного компонента из недр выражает отношение количества полезного компонента, извлечённого из недр, к количеству полезного компонента, которое было заключено в подсчитанных балансовых запасах. Коэффициент извлечения из недр полезного компонента — обобщённый показатель.

ПОТЕРИ полезного ископаемого — часть балансовых запасов твёрдых полезных ископаемых, не извлечённая при разработке месторождения или утраченная в процессе добычи и переработки.

Потери при добыче — относительная величина, характеризующая недоизвлечение балансовых запасов в процессе разработки месторождений. Причины допускаемых потерь разнообразны: недостаточно полное и качественное проведение геологоразведочных работ, ведущее к неточному определению геологических характеристик, несоответствие запроектированных методов и параметров добычи полезных ископаемых условиям разработки месторождений, несвоевременная или неполная подготовка запасов к добыче, нерациональная выборочная выемка участков, несоответствие применяемых машин и механизмов для выемки полезных ископаемых горно-геологическим условиям эксплуатации, отсутствие научно обоснованных нормативов потерь, достоверных методов их учёта и контроля и пр. Различают потери общешахтные (общерудничные, общекарьерные, общеприисковые) и эксплуатационные. Количество потерь исчисляется в единицах массы или объёма и в процентах: общешахтных — от общих балансовых запасов шахты (рудника, прииска), эксплуатационных — по отношению к погашаемым балансовым запасам. В многокомпонентных рудах потери учитываются по всем полезным компонентам, имеющим промышленное значение. Потери определяются замерами в натуре или по маркшейдерским планам и разрезам при достоверном оконтуривании и опробовании залежей или очистных участков. При невозможности применения прямых методов используются косвенные: сопоставление количества полезных ископаемых в погашенных балансовых запасах и добытой рудной массы.

8.1. Понятие недр и полезных ископаемых
Основным нормативно-правовым актом в сфере использования и охраны недр является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), который содержит понятие недр, закрепляет особенности пользования недрами, государственного регулирования в сфере недропользования, установления и взимания платы за пользование недрами и т.д. Правовое регулирование отношений в данной сфере также регулируется иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, например Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Приказом Роскомнедра от 08.11.1995 N 131 «Об утверждении нормативно-методических материалов по организации лицензирования видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр» и т.д. Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции РФ, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например, распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 09.12.2008 «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области», Закон Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ «О порядке предоставления участков недр местного значения» и т.д.
Понятие недр и полезных ископаемых. В преамбуле Закона о недрах содержится следующее понятие недр. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Понятие недр шире понятия полезных ископаемых. В недрах могут быть трещины и пустоты естественного (пещеры) и искусственного происхождения (метро, другие подземные сооружения), могут содержаться полезные ископаемые и подземные воды. Правовое регулирование осуществляется в отношении всего государственного фонда недр, который представляет собой используемые участки из геометризованных блоков недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
В соответствии с Законом о недрах (ст. 1.2) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, находятся в государственной собственности. Вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением недрами, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, наследования, дарения, залога, вклада или отчуждаться в иной форме. Право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.
На основании ст. 2.1 Закона о недрах отдельные участки недр могут относиться к участкам недр федерального значения:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
3) те, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности и т.д.
Отнесение к участкам недр федерального значения необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Объектом права собственности на недра являются открытые и неоткрытые полезные ископаемые.
Полезные ископаемые — это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Скопления полезных ископаемых естественного происхождения в недрах или на поверхности земли называют месторождением.
Главным признаком полезных ископаемых является их полезность для человека в конкретный промежуток времени.
Различают разные классификации полезных ископаемых. Нам наиболее близка классификация, предложенная Б.В. Ерофеевым. В зависимости от того, используются ли месторождения полезных ископаемых в настоящий момент или нет, их подразделяют:
— на балансовые — это запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям;
— забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но некоторые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения <1>.
———————————
<1> Ерофеев Б.В. Экологическое право. С. 180.
По степени распространенности полезные ископаемые подразделяются:
— на общераспространенные;
— необщераспространенные.
К общераспространенным полезным ископаемым относятся некоторые виды глины, гипса, известняка, песка и т.д. Каждый субъект Российской Федерации разрабатывает и утверждает совместно с Российской Федерацией свой перечень общераспространенных полезных ископаемых (утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ).
К необщераспространенным полезным ископаемым относят нефть, газ, медь, уран, уголь, платину, золото и прочие рудные и нерудные полезные ископаемые.
По агрегатному состоянию полезные ископаемые классифицируются:
— на твердые (руды, уголь, гранит и т.д.);
— жидкие (нефть, минеральные воды);
— газообразные (природные горючие и инертные газы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх