Куперс

Бухучет и анализ

Комментарий к закону о ФСБ

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 226-ФЗ,
от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ,
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 4-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ,
от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 05.07.2007 N 124-ФЗ,
от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ,
от 25.12.2008 N 280-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Комментируемый Закон пришел на смену Закону РФ от 8 июля 1992 г. N 3246/1-1 «О федеральных органах государственной безопасности», который определял назначение, задачи, правовые основы, принципы организации и деятельности, систему, обязанности и права, силы и средства федеральных органов государственной безопасности, а также виды контроля и надзора за их деятельностью.
Единую систему федеральных органов государственной безопасности, как было закреплено в п. 2 ст. 6 этого Закона, составляли:
— Министерство безопасности Российской Федерации;
— органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, отдельных регионах Российской Федерации, городе Москве и Московской области, городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (территориальные органы);
— органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка);
— органы пограничной охраны (оперативные органы пограничных войск).
Названный нормативно-правовой акт не просуществовал и трех лет, а уже в 1993 г. Президент РФ в своем Указе от 21 декабря 1993 г. N 2233 отмечает, что «система органов ВЧК — ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ — КГБ — МБ оказалась нереформируемой. Предпринимаемые в последние годы попытки реорганизации носили в основном внешний, косметический характер. К настоящему времени стратегическая концепция обеспечения государственной безопасности Российской Федерации у Министерства безопасности Российской Федерации отсутствует. Контрразведывательная работа ослаблена. Система политического сыска законсервирована и легко может быть воссоздана». Этим Указом Министерство безопасности РФ было упразднено, и ему на смену пришла вновь создаваемая Федеральная служба контрразведки Российской Федерации .
———————————
Об истории ФСБ см. подробно: http://www.fsb.ru/fsb/history.htm.
Спустя всего почти полтора года после выхода в свет Указа N 2233 принимается комментируемый Закон, который в ст. 25 провозглашает Федеральную службу безопасности Российской Федерации и подчиненные ей органы правопреемниками Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и ее органов. И нужно отметить, что в таком виде органы, обеспечивающие безопасность нашего государства, существуют уже 14 с лишним лет. Разумеется, некоторые подвижки состава и структурные изменения в службе происходили, но о кардинальных переменах речь вести нельзя. Современная система органов ФСБ доказала свою продуманность, обоснованность и, как следствие этого, — «живучесть».
Комментируемый нормативно-правовой акт определяет:
— назначение Федеральной службы безопасности;
— ее состав;
— правовые основы и принципы деятельности ФСБ;
— направления ее деятельности;
— полномочия (права и обязанности) службы;
— силы и средства органов федеральной службы безопасности;
— порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.
Настоящий Закон является основным и наиболее содержательным нормативно-правовым актом в сфере обеспечения безопасности и регламентации деятельности органов, ее обеспечивающих. Вместе с тем Закон содержит главным образом общие нормы, отправные положения, в связи с чем его статьи отличаются высокой степенью бланкетности — отсылают к иным законам и подзаконным актам РФ. Поэтому настоящий Комментарий, содержательно раскрывающий нормы статей Закона, по ряду вопросов рекомендует предметное ознакомление с другими нормативно-правовыми актами в случае заинтересованности читателя.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение
Комментарий к статье 1
1. В статье приводится определение Федеральной службы безопасности (далее — ФСБ), описывается ее назначение и закрепляется модель руководства Службой.
Итак, как установлено в абз. 1, Федеральная служба безопасности — это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Рассмотрим приведенное определение.
Как указано в приведенном определении, Федеральная служба безопасности — это, прежде всего, единая централизованная система органов этой службы. Что есть вообще любая система? Это не просто совокупность составляющих ее элементов, а совокупность упорядоченная, с наличием четких связей между составляющими ее элементами, и связи эти структурированы в определенной, чаще всего иерархической, последовательности, в чем, собственно, и проявляется упорядоченность системы. При этом сама система, при наличии описанного внутреннего устройства, функционирует как единое целое именно благодаря упорядоченности своих элементов.
Элементы системы ФСБ, как видно из определения, — это органы федеральной службы безопасности РФ, которые находятся в определенном положении и упорядоченной связи по отношению друг к другу.
В рассматриваемом определении также указывается на единство системы Федеральной службы безопасности. Также говорится о целостности системы — это одно из свойств единства, которое законодатель, видимо, дополнительно подчеркивает. Указание на централизованность системы свидетельствует о наличии устремления составляющих систему элементов к ее центру, т.е. централизованность говорит о привязке и зависимости элементов от единого начала («центра») — в нашем случае имеется в виду то, что органы ФСБ (элементы системы) подчиняются руководящему центральному звену — органу управления (как указано в ст. 2 комментируемого Закона, это федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
Помимо определения ФСБ как единой централизованной системы органов, термин, приведенный в абз. 1 комментируемой статьи, раскрывает полномочия службы, указывая, что система ФСБ осуществляет «решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации». В данной связи необходимо определиться с тем, что такое «безопасность Российской Федерации» и что есть ее обеспечение.
Безопасность Российской Федерации исследуется многими современными авторами, работающими в основном в сфере наук криминального цикла . И безопасность нашего государства является безопасностью национальной, относящейся к многонациональному народу Российской Федерации. Еще в конце 90-х гг. XX в. принципиально важным вопросом для российской политики стало формирование национальной безопасности; поэтому на современном этапе, в условиях геополитического вызова начала XXI в., все политические задачи, в том числе и в области российской политики, должны быть подчинены задаче становления системы национальной безопасности как решающего условия свободного и успешного развития страны и роста благосостояния народа . «Основополагающим положением Концепции безопасности РФ является мысль о том, что система национальных интересов России определяется совокупностью интересов личности, общества и государства» . В Концепции (документ действовал до принятия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, однако сама Стратегия продолжает Концепцию, поэтому сами основы обеспечения национальной безопасности России заложены именно в Концепции национальной безопасности), помимо прочего, установлено, что на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, в духовном и интеллектуальном развитии; интересы общества включают в себя в том числе повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы же государства в рассматриваемой сфере состоят в защите суверенитета России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства . Необходимость правовой защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства является в современный период объективным фактором, оказывающим определяющее влияние на формирование национальной, а в том числе — уголовной политики России, и в сфере государственной безопасности .
———————————
См., например: Бошук В.А. Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности: Дис. на соиск. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2006; Лебедев С.Я. Статистика преступности и реалии криминологической безопасности // Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности: Сборник научных трудов / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2006; Милюков С.Ф. Кризисные явления в современной уголовно-правовой политике // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. N 5 / Науч. ред. Н.П. Дудин. СПб., 2003.
См.: Александров И.А. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2003. С. 372.
Там же. С. 373.
О международном культурном сотрудничестве, в том числе по защите и охране культурных ценностей см.: Мелехин Б.И. Культурное и научное общение народов. Правовое регулирование. Воронеж, 1968; Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М., 2005.
См.: Бошук В.А. Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности: Автореф. дис. на соиск. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 9.
Безопасность, ставшая ныне политической категорией, трактуется широко и содержит многообразие аспектов, среди которых выделяют: военный, правовой, технологический, экологический, информационный и экономический . Как определено в упомянутой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п. 6). По всей видимости, решить всецело, всеохватно задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации нельзя в рамках одного ведомства — здесь необходимо задействовать все государственные и иные структуры, которые только вкупе способны гарантировать безопасность всего государства. Видимо, поэтому в комментируемой норме указано, что задачи по обеспечению безопасности России ФСБ РФ осуществляет в пределах своих полномочий.
———————————
См.: Александров И.А. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2003. С. 375.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о деятельности ФСБ в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Объем Комментария не позволяет останавливаться на данном вопросе подробно. В основном же нужно отметить, что еще в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 декабря 1998 г. N 3346-II ГД «О деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации» законодатель указывал, что Российская Федерация переживает сложный исторический период, характеризующийся потерей ею былого международного авторитета, нарушением экономической безопасности, беспрецедентным ростом преступности и коррупции. Одной из важнейших задач Федеральной службы безопасности Российской Федерации в то время являлось обеспечение экономической безопасности государства. Данная функция ФСБ и сегодня выступает в качестве одного из основных. Приоритетными направлениями деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в этой сфере стали:
— добывание упреждающей информации об угрозах экономической безопасности Российской Федерации;
— оказание содействия Правительству РФ в реализации правительственных программ;
— проведение активных оперативно-розыскных мероприятий и оказание противодействия попыткам дестабилизации экономической ситуации в России;
— борьба с организованной преступностью и коррупцией в органах государственной власти.
В последние годы значительно активизировалась разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств в сфере российской экономики, постоянно расширяются география и спектр такой деятельности, организованная преступность стала существенным разрушающим фактором экономической и социально-политической жизни Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день перед российской службой безопасности стоят важные задачи по обеспечению безопасности нашего государства по всем направлениям деятельности.
Полномочия ФСБ закреплены в главе III комментируемого Закона (рассмотрены подробно в комментариях к ст. 12 — 15), а также в различных отраслевых нормативно-правовых актах. Так, к примеру, Уголовно-процессуальный кодекс РФ в п. 2 ч. 2 ст. 151 предписывает производить предварительное следствие следователям органов федеральной службы безопасности по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью второй — четвертой ст. 188, ст. 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 — 281, 283, 284, частью второй ст. 322, частью второй ст. 322.1, частью второй ст. 323, ст. 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации. Функции ФСБ закреплены в разделе III Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960. Соответственно, задачи по обеспечению безопасности РФ осуществляются органами ФСБ в пределах своих полномочий, и эти полномочия и их пределы установлены как в комментируемом Законе, так и в ряде иных нормативно-правовых актов.
2. Абзацы 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают модель руководства деятельностью ФСБ. В них указано, что руководство деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации (абз. 2), а управление Федеральной

Новая редакция Ст. 151 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

4) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

5) утратил силу.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3-6, 9 настоящей части;

2) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253, 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322, частью первой статьи 322.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности) и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Комментарий к Статье 151 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой); альтернативный (смешанный); персональный и территориальный.

2. Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. По этому признаку следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ подследственны дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (ст. ст. 105 — 107 УК), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, о некоторых половых преступлениях, в частности об изнасиловании, обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 136 — 149 УК РФ); о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности, в частности о бандитизме (ст. 209 УК); о некоторых преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, о большинстве экологических преступлений, о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статья 282 УК РФ), обо всех преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 — 293 УК России), которые обычно называются должностными и среди которых наиболее распространенным является взяточничество; о большинстве преступлений против правосудия, против порядка управления, обо всех преступлениях против военной службы (ст. ст. 332 — 352 УК), а также о большинстве преступлений против мира и безопасности человечества (ст. ст. 356 — 360 УК).

3. Другой признак, по которому определяется подследственность, называется персональным. Он выражается в указании закона на специфику субъекта преступления. По этому признаку следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ подследственны:

а) уголовные дела о преступлениях, совершенных категориями лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, — членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органов местного самоуправления, судьями, прокурорами, адвокатами, членами избирательных комиссий и комиссий референдума (см. ст. 447 УПК РФ и комментарий к ней);

б) уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, таможенных органов, военнослужащими, т.е. лицами, которые по призыву или по контракту проходят военную службу (см. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» <1>); гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Последнее также указывает еще на один признак подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ — территориальный;
———————————
<1> РГ. 1998. 2 апр.

в) уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении военнослужащих и других лиц, перечисленных в предыдущем разделе комментария. Этот признак подследственности также можно назвать персональным; только он заключается не в специфике субъекта преступления, а в специфике служебного положения потерпевшего.

4. Предметным признаком всецело определяется подследственность следователей органов федеральной службы безопасности (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи 151 УПК РФ). Они расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (ст. 205 УК РФ), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых государственная измена, шпионаж и др. (ст. ст. 275 — 281, 283 и 284 УК); о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с Государственной границей Российской Федерации (ст. ст. 322 и 323 УК), а также против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353 — 355 и 359 УК России).

5. Согласно п. 3 ч. 2 комментируемой статьи подавляющее большинство уголовных дел о преступлениях, обособленных также по предметному признаку, т.е. по составу преступления, относятся к подследственности следователей самого многочисленного следственного аппарата при органах внутренних дел. Это прежде всего наиболее распространенные преступления против здоровья, против собственности, преступления, совершенные в сфере экономики, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления.

6. Предметным признаком определяется и подследственность следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ они производят расследование по уголовным делам о контрабанде (ч. ч. 2 — 4 ст. 188 УК РФ — в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ), незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ (ч. ч. 2 — 4 ст. 228 УК), хищении либо вымогательстве наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК), склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ч. ч. 2, 3 ст. 230 УК), незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ч. 2 ст. 231 УК), организации либо содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 232 УК) и незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ч. ч. 2, 3 ст. 234 УК).

7. Частью 3 комментируемой статьи 151 УПК определена подследственность органов дознания. Из ее содержания явствует, что основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. Совокупность правил, посвященных подследственности органов дознания, построена по принципу, согласно которому по общему правилу дознание по уголовным делам производится дознавателями органов внутренних дел, а затем в виде исключения из данной общей нормы устанавливается, что:

по уголовным делам о нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 УК), о незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК), о незаконном пересечении Государственной границы РФ (ст. 322 УК), о противозаконном изменении Государственной границы РФ (ст. 323 УК) и о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК) дознание производится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности РФ;

по делам о некоторых преступлениях против правосудия дознание производится дознавателями органов федеральной службы судебных приставов;

по делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК РФ) дознание производится дознавателями таможенных органов;

по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219 УК) и уничтожении или повреждении лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК) дознание производится дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. ч. 1, 5 ст. 228, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. ч. 1, 4 ст. 234 УК) дознание производится дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

8. В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам. Так, согласно части пятой комментируемой статьи по уголовным делам о мошенничестве, о присвоении чужого имущества и еще о целом ряде преступлений предварительное следствие может производиться следователями любого органа, выявившего это преступление; а в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК), о злоупотреблении должностными полномочиями и еще о некоторых, причем самых различных, преступлениях предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, с которым связано данное, дело о котором возбуждено первым.

9. Согласно п. 7 ч. 3 комментируемой статьи дознание по делам о преступлениях, расследование по которым производится в форме дознания (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), совершенных военнослужащими, приравненными к ним категориями государственных служащих — сотрудников правоохранительных органов (см. подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ), а также совершенных лицами отдельных категорий, в отношении которых установлен особый порядок уголовного судопроизводства (см. пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 и ст. 447 УПК РФ), производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. Производящий дознание следователь — явление необычное, окончательно запутывающее объективно сложившееся в историческом процессе соотношение дознания и предварительного следствия, ставящее с ног на голову эти важнейшие правовые институты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх