Куперс

Бухучет и анализ

Коневские реставрационные мастерские

Первыми лицами информационного проекта «Реставрация от первого лица” были представители проектного ателье «Коневские реставрационные мастерские” (КРМ) — генеральный директор Екатерина ГРУБИНА и главный архитектор проекта Катерина ПЕЙЧ. В августе, когда наши читатели познакомились с ними, работа над проектами реставрации башни святого Олафа и Крепостного вала на Замковом острове была в разгаре. Сегодня выполненные проекты, уже получившие положительные заключения экспертов, готовы к реализации.

Крепостной вал

Крепостной вал – составная часть проекта реставрации объектов замкового комплекса. О нём в рамках информационного проекта сказано было пока мало. Восполним этот пробел. Ещё уточним, что подпорная стена справа от входа, обвалившаяся этой весной и недавно восстановленная, – это не вал, а бастион Южный.

В настоящее время зона крепостного вала не является посещаемой в силу необходимости реставрации. В процессе работ будет восстановлена историческая конфигурация этой подпорной стенки, старый дёрн заменён на новый, вырублены разросшиеся кусты, которые разрушают вал. Будет приведена в порядок дорожно-тропиночная сеть для доступа посетителей, восстановлено наружное освещение. По итогам появится ещё одна рекреационнная зона, где можно будет погулять, посидеть, отдохнуть.

— На топосъемке пунктиром указан подземный ход, который, по имеющимся данным, связан с корпусами тюрьмы и цейхгауза. В настоящее время, поскольку это предмет охраны археологии, мы сознательно не стали его копать для лучшей сохранности. Но в процессе производства работ, которые будут проходить под археологическим надзором, можно будет его раскрыть, — говорит руководитель КРМ.

В данном случае проектировщиком выступали Центральные научно-реставрационные проектные мастерские из Москвы, КРМ являлись субподрядчиком, уточняет Екатерина Грубина. Вся документация готова в полном объёме, и в ближайшие дни с отметкой областного Департамента по охране памятников будет передана пользователю.

Принципиальная позиция

Следует отметить, что cейчас вся проектная документация уже передана пользователю, то есть руководству Выборгского замка, а также в администрацию района.

— Правда, в электронном виде, — уточняет Екатерина Грубина. — Объясню почему: по распоряжению Минкульта результаты историко-культурной экспертизы (ИКЭ) должны находиться на всеобщем обозрении (при заключении контракта эти сроки не оговаривались) в течение определённого времени. В бумажном виде с отметкой органа госохраны проект ещё не вышел. Наша задача — чтобы проект был у пользователя со штампом согласовывающей организации, областного департамента по охране памятников. Однако согласования, необходимые для закрытия государственного контракта, получены, и никаких вопросов со стороны общественности к государственной ИКЭ не возникло. У нас дополнительно пройдена негосударственная экспертиза, положительный результат которой в случае необходимости мы пользователю тоже передадим. Мы можем сказать, что проект на 100 % закончен, и в ближайшее время будет передан пользователю.

— Что касается проектных решений, — раскрывает технические детали Катерина Пейч, — то по башне Олафа разработаны методические рекомендации по реставрации фасадов, конструктивные решения по воссозданию ярусов. Ярусы будут железобетонными, декорированы деревом, чтобы воссоздать некую аутентичность. Смотровая площадка будет возвращена к тому виду, который был разработан первоначально в соответствии с финским проектом (в свое время эту металлическую конструкцию заменили бетонной стяжкой). Площадка останется примерно в тех же отметках, но будет улучшена для эксплуатации кровли. На металлических фермах сохранились места крепления, куда крепились металлические двутавры, державшие консоль площадки. Где-то придётся восстанавливать перерезанные металлические связи, это улучшит работу конструкции.

Несколько деталей

Проект предусматривает расчистку первого яруса от завалов; будет сделан люк для технических целей. Впоследствии при производстве работ, возможно, будет оборудован экспозиционный застеклённый зондаж.

— Площадь башни до проектирования реставрации была всего 82 квадратных метра, после реставрации — сотни. Мы получаем огромное количество дополнительных площадей. Башня — это самый посещаемый и популярный объект в городе, и гостям было бы интересно увидеть что-то по пути на смотровую площадку. Здесь нет смысла размещать археологические находки из музейных фондов, зато уместнее разместить средневековые костюмированные сцены периода XVI-XVII веков для экспозиции Петровского периода.

Пока это на уровне идей. Но приятно, что уже сегодня, пока ещё не начались работы, мы уже можем об этом думать, — отмечает директор Выборгского музея-заповедника Владимир ЦОЙ.

Специалисты не скрывают обеспокоенности, что работы в замке будут сложными с точки зрения организации строительных процессов: подъезд к зданию грузовых машин невозможен, подвоз строительных материалов по воде тоже достаточно проблематичен, как и размещение строительного городка.

— В изначально сформулированном задании была только башня без крыльца и погреба, мы же рассматривали это как единый объект, — поясняют руководители КРМ. — На основании стратиграфических исследований (стратигра́фия — раздел геологии, наука об определении относительного геологического возраста осадочных горных пород) нами предложена производителям работ и будущим пользователям цветовая гамма (в основном, белый цвет; понятно, что красили известью). Если будут какие-то пожелания по колеровке интерьеров, то мы пойдём навстречу, согласуем эти изменения и добавим в проект.

Следующий шаг

Предположительно, конкурс по выбору подрядчика может быть объявлен во второй половине января будущего года. Сами конкурсные процедуры и организация производства строительных работ займут несколько месяцев. Поэтому практическая часть по самым оптимистичным прогнозам начнётся не раньше марта-апреля.

— Для нас это непростой процесс, — говорит Владимир Цой. — Мы хотели бы сохранить возможность посещения музея на весь период реставрации башни и валов. Так как у нас параллельно идёт проектирование нескольких объектов (в частности – входной зоны и корпусов Цейхгауза, проектируемых «Литейной частью-91”), мы не можем спрогнозировать, с точки зрения сроков, как будет происходить физическая реализация. Кроме того, часть проектов ещё в процессе создания. Когда они выйдут на финишную прямую, нам придется создавать координационный штаб, который будет заниматься вопросами, начиная от организации строительного городка, заканчивая режимом доступа на территорию. У нас, как все мы помним, один въезд, через который даже полноразмерная пожарная автоцистерна проехать не может. А что уж говорить, когда весь замок будет забран в строительные леса…

Идеальным было бы закрыть музей на весь период реставрации (год-полтора), и выполнить все работы синхронно. Однако нет утвержденного графика финансирования, да и проектирование реставрации раздроблено на объекты, рассуждают специалисты. Владимир Цой надеется, что министерство культуры предусмотрит этапность работ, чтобы можно было перемещать фонды (это более 110 000 единиц хранения) по заранее разработанной схеме.

Елена СТЕПАНОВА

Краткие сведения по Крепостному валу к северу от замка (по материалам исторической справки)

За семисотлетнюю историю выборгская крепость претерпела ряд перестроек и преобразований. Отдельно береговые валы Замкового острова никогда не привлекали внимания архитекторов или фортификаторов; они рассматривались либо в комплексе замковых построек, либо в составе фортификационных сооружений крепости, города и западного берега.

После того, как в 1293 году шведы высадились в устье Вуоксы на небольшом островке, разрушили находившийся здесь укрепленный пункт, они стали строить замок, который назвали Выборгом. Начальная застройка предположительно представляла собой оборонительный пояс каменных стен, охватывающих весь периметр возвышенности с отдельно стоящим донжоном в центре.

Главный этап в устройстве выборгской крепости пришёлся на середину XVI века, когда реконструкцией замка занялся король Густав Ваза. Он разработал план реконструкции, летом 1557 года в Выборге уже шли работы по строительству укреплений. К 1562 году со стороны, обращенной к городу, уже поднимался вал из гранита, высотой в 11 локтей (около 6,5 метров), так называемая наружная стена. Вал протянулся на 137 локтей от юго-восточного угла до большой платформы, где ее продолжением явилась другая наружная стена, проходящая к северу от Замка, высотой 5 локтей и длиной 12 локтей.

В 1561 году наружная стена к северу от замка в одном месте была перестроена. Строительные материалы – гнейс (слоистый гранит) и кирпич. На северной стороне острова была построена выступающая от вала платформа на 460 сваях, вбитых в морское дно, промежутки между которыми были заполнены камнями и гравием. Эта платформа должна была служить фундаментом блокгауза и бастиона.

В XVIII веке в северной части вала был устроен проезд, выводивший на мост, соединявший Замковый остров с северным берегом пролива. В 1820 году мост был разобран, а проезд в валу использовался для подхода к пристани, устроенной на его месте. Проезд сохранялся до 1890 года.

С 1911 года крепость перестала быть боевой единицей, превратившись в Военно-исторический музей Петра Великого. Таким образом, с начала ХХ века замок стал памятником архитектуры и культуры и просуществовал в неизменном виде до середины XX века.

В 1980-х годах при комплексной реконструкции замка на юго-западном, северо-западном и северном фронтах бруствер был срыт, проезд засыпан, поверхность вала превращена в ровную площадку. На юго-восточном и южном фронтах высота бруствера изнутри уменьшилась за счет подсыпки грунта с внутренней стороны вала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх